08.03.2011 5529

Социальная и правовая защиты персонала пенитенциарной системы России до 1993 года (статья)

 

В настоящее время идет процесс формирования нормативной базы по социальной и правовой защите персонала уголовно-исполнительной системы и членов их семей. Однако принятие целого комплекса нормативно-правовых документов не исключило из сознания многих сотрудников и пенсионеров чувства неудовлетворенности своим социальным статусом. Декларированные правовые гарантии не подкреплены необходимыми механизмами и процедурами их реализации, реальными санкциями за нарушение действующих законоположений.

Кроме того, социально-экономические права оказались недостаточно обеспечены материальными возможностями переживающего кризис общества. Вследствие этого денежное содержание, льготы и компенсации не адекватны количеству и качеству затраченного труда, уровню подготовки и степени профессионального риска конкретного сотрудника; они не являются барьером для коррупции и не всегда побуждают к активному личному труду. К тому же ряд льгот и компенсаций выплачиваются не регулярно.

В этой связи возникает необходимость в изучении и анализе исторического опыта формирования правовой базы и практической деятельности учреждений и органов пенитенциарной системы по правовой и социальной защите персонала, который представляет не только научный, но и практический интерес.

Обобщение и анализ истории создают серьезные предпосылки для оптимизации поиска новых идей, позволяют глубже уяснить сущность исследуемой проблемы, учесть ошибки, допущенные в прошлом и уточнить важные задачи социальной и правовой защиты персонала. 1. Царская тюремная система

Впервые в российском праве тюремное заключение как элемент уголовной репрессии вводится Судебником 1550 г. Статья 21 этого документа в качестве санкции предусматривала тюремное заключение.

Активизация уголовной преступности к первой половине XVI в. и ее массовость вынуждают государство предпринимать меры по совершенствованию карательной политики, прежде всего в сфере тюремного заключения. Укрепляется также аппарат власти на местах, проводятся губернские реформы.

К концу XVI в. тюремная система государства сложилась окончательно и включала в себя довольно многочисленные местные губные тюрьмы, государственные места заключения и все более активно используемые в этих целях отдельные монастыри. Места заключения в большей или меньшей степени были подчинены центральной власти.

Однако, несмотря на масштабность применения тюремного заключения, оно еще продолжает оставаться «привилегией» имущих и знатных, прежде всего в силу его дороговизны.

Эволюция экономического, социального и политического строя страны, подчиненная логике трансформации феодальных общественно-политических систем, неизбежно приближала переход от сословно-представительной монархии к абсолютизму. В первой половине XVII в. значительно возрастает законотворческая деятельность, усиливается стремление центра подвергнуть правовой регламентации как можно больше сторон и явлений общественной и государственной жизни. Логическим итогом этих процессов явилось создание Соборного уложения 1649 г.

Издавалось довольно много нормативных актов, регламентирующих процедуру тюремного заключения. Так, проект Екатерины II об устройстве тюрем включал в себя три раздела: 1) о строении тюрем разного наименования для заключенных разных групп; 2) содержании заключенных; 3) тюремной администрации.

В соответствии с проектом тюремная администрация в губернии возглавлялась надзирателем тюрьмы с окладом в 151 руб. в год, который являлся предшественником губернского тюремного инспектора. Возглавлять администрацию каждой губернской тюрьмы должно было должностное лицо, получившее в проекте официальное название тюремщика. Хотя это официальное наименование и не было в последствии признано, но оно твердо укрепилось в разговорной речи для обозначения высших и низших служителей тюрьмы как представителей насилия, гнета и жестокости во всех ее формах. У главного тюремщика предусматривалось по три помощника (по одному в каждой из трех составных частей тюрьмы: 1) подстражная; 2) приговорная; 3) для осужденных. Содержание тюремщика согласно проекту составляло 126 руб. в год, трех его помощников - по 24 руб. Под начальством отдельного тюремщика проектировалось поставить по одному старшему сторожу (с окладом 15 руб. в год) и по два сменяющих один другого младших сторожа. Для сравнения жалование приписных крестьян на государственных предприятиях с 1779 года составляло 10 коп. в день пешему крестьянину и до 20 - лошадному летом, до 8 и 12 соответственно зимой.

Однако статьи проекта о тюремных штатах не были осуществлены. «Тюремное законодательство второй половины XVII века приводит к выводам, что за эти десятилетия по вопросу о тюрьме было больше говорено, чем сделано, а то, что было говорено, не было серьезно, так как не шло дальше неопределенных фраз, лишенных практического значения».

В течение 1797-1800 гг. (годы царствования Павла) в истории тюремного заключения и вовсе не было никакого движения.

По сути, «история царского тюремного законодательства начинается лишь с XIX века. До этого века законодательные акты о лишении свободы носили случайный характер, и законодатель очень мало обращал внимания на тюремное дело».

В первой половине XIX в. происходило активное знакомство передовой русской общественности с тюремным законодательством и состоянием тюрем за рубежом. Однако это знакомство для законодательства пенитенциарной системы России прошло бесследно.

В 1817-1819 гг. осуществлялись попытки тюремной реформы, однако общий закон о тюремном заключении так и не был принят, что неизбежно вело к произволу во всем тюремном деле.

«Первое издание Устава о содержании под стражей было опубликовано в 1832 году в XIV томе Свода законов, и представляло набор выдержек из ранее изданных законов».

Устав к тюремной страже относил старших и младших тюремных надзирателей и надзирательниц. Они назначались на должность и увольнялись начальником места заключения и состояли в его прямом подчинении.

Наружную охрану тюрем, конвоирование арестантов на внешние работы в присутственные места и оказание содействия тюремной администрации в производстве внезапных обысков и подавлении беспорядков ст. 186 возлагала на чинов конвойной стражи. Там, где конвойная стража не была сформирована, эти обязанности выполняли воинские команды.

Последующие издания вносили различные поправки и дополнения. Осуществлялась неоднократная реорганизация сил и средств, привлекаемых к выполнению этапных, караульных и надзорных функций в отношении арестантов. Так, законом от 3 мая 1865 г. предписывалось заменить внутренние караульные посты вольнонаемными надзирателями. Однако из-за недостаточного финансирования замена шла довольно вяло. Количество надзирателей было сведено к минимуму, а низкие оклады не позволяли привлечь к этой работе необходимое количество достойных людей. Кроме того, им не полагалось казенное вещевое довольствие и паек. Все это привело к тому, что квалификация, нравственные качества надзирателей находились на довольно низком уровне. Они часто оказывались в материальной зависимости от арестантов, получая от них за смягчение режимных требований различные подношения и подачки.

В данной ситуации были чрезвычайно необходимы преобразования системы и издание нового закона о тюремном устройстве.

«В 1872 году под председательством графа Соллогуба была учреждена специальная комиссия для составления «общего систематического проекта тюремного преобразования»«

«Комитет определил, что на переустройство тюрем потребуется 42 млн руб. Эта огромная сумма была совершенно непосильна государственной казне. Проект тюремного преобразования был передан новой комиссии под председательством Грота (высочайшее повеление 28 февраля 1877 года)».

Однако дело составления нового тюремного законодательства не пошло дальше работ по составлению проекта. Эта новая комиссия, считаясь с недостатками денежных средств, остановила свое внимание на той части проекта, которая говорила о создании центрального органа управления всеми тюрьмами империи.

Так, 27 февраля 1879 г. было образовано Главное тюремное управление, которое явилось проводником тюремной политики царизма вплоть до 1917 г.

Главное тюремное управление издавало большое число различных циркуляров, в частности, о социальной и правовой защите персонала системы исполнения наказаний.

«В 1879 году в тюрьмах общего устройства почти половины губерний на одного надзирателя приходилось от 29,9 до 84,4 арестантов, средние оклады надзорного состава колебались в пределах от 8 до 20 рублей в месяц...».

26 января 1882 г. императором была установлена предельная норма соотношения арестантов и надзирателей из расчета двадцать к одному и введена должность старшего надзирателя в каждом из 33 исправительных арестантских отделений.

По представлению министра внутренних дел и одобрения Государственного Совета 9 февраля 1882 г. Законом «Об усилении надзора в губернских замках и смирительно-рабочих домах» утверждаются новые штаты тюремных надзирателей. В 51 губернском тюремном замке и 5 смирительно-рабочих домах вводятся должности 107 старших и'892 младших надзирателей с окладом содержания соответственно 240 и 180 руб. в год. Норма арестантов на одного надзирателя составляла также двадцать к одному. Впервые устанавливается право надзорного состава на получение надбавки к жалованию за выслугу лет.

«В целях улучшения работы с кадрами Главного тюремного управления циркуляром № 5 от 24 февраля 1884 года предписано при приеме на службу надзирателей по вольному найму отбирать у них письменное обязательство, нечто вроде современного контракта, где бы оговаривались условия службы. Приложением к циркуляру объявлялась, утвержденная 2 декабря 1883 года министром внутренних дел типовая форма такого обязательства. Один из пунктов этого обязательства определял размер жалования, условия проживания и обязанность приобретать за свой счет установленную форму одежды».

16 февраля 1884 г. в целях усиления социальной защиты служащих тюремного ведомства утверждаются Правила о назначении пенсий лицам тюремного ведомства, которые от умышленных действий арестантов получили увечья или неизлечимые болезни, препятствующие исполнению служебных обязанностей, а также семьям тюремных работников, погибших на службе. Служащие тюремного ведомства, получившие увечья и лишившиеся возможности продолжать службу, получали повышенную пенсию без учета выслуги лет, а семьи погибших получали единовременное пособие, и пенсию без учета выслуги лет.

5 декабря 1885 г. император разрешил Министерству внутренних дел ввести для гражданских чинов и нижних служащих тюремного ведомства особую форму одежды. Описание формы было утверждено министром И.Н. Дурново и доведено до сведения тюремного состава ведомства циркуляром № 4 от 24 января 1886 г. Форма одежды устанавливалась по образцу военной и разделялась на обмундирование классных чинов, нижних чинов (старших и младших надзирателей, стражников, вахтеров и ключников) и служебного персонала женского пола. Для первой категории предусматривалась парадная и повседневная форма, для остальных - только повседневная.

9 марта 1886 г. циркуляром № 8 Главное тюремное управление установило размеры доплаты за выслугу лет нижним служащим, работающим по вольному найму в размере: 1/3 оклада - после 5 лет службы; 2/3 оклада - после 10 лет службы; оклада - после 15 лет службы.

«Такая надбавка устанавливалась только тем, кто нес службу в качестве надзирателя оговоренные сроки беспрерывно и не подвергался дисциплинарным взысканиям за серьезные проступки».

15 июля 1887 г. Законом «Об устройстве управления отдельными местами заключения гражданского ведомства и тюремной стражи» утверждается временный штат стражи. Тюремная стража была подведомственна Министерству внутренних дел через Главное тюремное управление. Они пользуются правом выхода на пенсию по сокращенной выслуге лет. Нижние чины во время службы не подлежали призыву в армию по мобилизации.

Учреждение тюремной стражи положительно отразилось на состоянии тюремного надзора. Если до этого соотношение надзирателей к арестантам в среднем по стране составляло 1 к 13,7, то после организации стражи - 1 к 9,7. Среднегодовой оклад надзирателя со 151 руб. возрос до 171 руб., причем надзиратели стали снабжаться обмундированием за государственный счет.

«В целях стимулирования добросовестного отношения к службе тюремных служащих, по ходатайству министра внутренних дел, император 3 декабря 1887 года утвердил порядок награждения их серебряной медалью «За безупречную службу в тюремной страже» на Анненской ленте. Право на получение медали имели лица, безупречно прослужившие в тюремной страже не менее 5 лет и продолжавшие далее службу».

«Для укрепления нарождающейся тюремной стражи высочайшим повелением все тюремные надзиратели с 1888 года освобождались от призыва на действительную военную службу сроком на 5 лет».

5 февраля 1891 г. циркуляром № 5 Главного тюремного управления в разъяснение ст. 33 Устава о содержании под стражей гласил, что для получения доплаты за выслугу лет уже не требовалось отсутствия перерыва в службе.

Для поднятия престижа службы тюремных надзирателей и поощрения, наиболее отличившихся из них 4 ноября 1892 г. распоряжением государя на всех чинов надзора мест заключения гражданского ведомства распространялось действие Положения о награждении их золотыми и серебряными медалями «За усердие». Шейные: золотые на Анненской ленте, серебряные на Владимирской ленте; нагрудные: серебряные на Станиславской ленте и Александровской ленте.

27 июля 1893 г. утверждается представленный Кабинетом Министров перечень должностей государственной гражданской службы, замещение которых давало право на освобождение от призыва из запаса или на действительную военную службу. В него вошли офицеры и нижние чины тюремного ведомства. Это значительно повышало интерес населения к работе в тюремном ведомстве и позволяло более качественно комплектовать тюремный персонал. Теперь было запрещено принимать офицеров, уволенных со службы в войсках по отрицательным мотивам.

Циркуляр № 11 от 9 сентября 1893 г. довел до сведения тюремной стражи новое пенсионное законодательство. 28 декабря 1992 г. император утвердил мнение Государственного Совета «О правилах выплаты пенсий и единовременных выходных пособий членам тюремной стражи гражданского ведомства». Полная пенсия теперь назначалась после 30 лет выслуги, но если служащий отбыл действительную военную службу, то срок выслуги сокращался на 5 лет. При определенных условиях в срок выслуги, дающей право на пенсию, включалась и служба в других ведомствах. Пенсия по болезни в полном объеме назначалась после 20 лет службы, а половина- после 15 лет. Для формирования пенсионного фонда из жалования тюремных служащих производились удержания в размере 2 % с суммы более 150 руб. и 1 % с меньших сумм в год. Порядок исчисления, назначения и прекращения пенсионных выплат служащим тюремной стражи и их семьям был аналогичен порядку, установленному для гражданских чинов по Общему пенсионному уставу.

Меры стимулирования добросовестного отношения к службе и установления почетных внешних отличий благоприятно сказались на деятельности тюремного ведомства.

2. Слом дореволюционной и становление советской системы исправительно-трудовых учреждений (1917-1920 гг.)

Тюремная система в сознании народа всегда отождествляется с насилием, произволом, беззаконием. Поэтому в периоды революционных потрясений в своем большинстве энергия восставшего народа осознанно или случайно направляется на слом тюремных учреждений, в разрешении которых видится выход из бесправия, гнета и вечного страха перед слепой силой государства.

Не был исключением и февраль 1917 г., период перехода власти к Временному правительству. Подводя итоги февральско-мартовских событий, Главное тюремное управление мест заключения в циркуляре № 37 от 29 апреля 1917 г. отмечало, что полному разгрому подвергались многие места заключения. Были уничтожены материальные ценности, похищены деньги и вещи, принадлежащие тюремному ведомству, его персоналу и заключенным, а также торгово-промышленным партнерам тюремной системы на общую сумму 245 548 руб. 28 коп.». Как видно из приведенных данных тюремной системе был нанесен громадный материальный ущерб, не считая нарушения всех иерархо-управленческих структур и связей, потерю системной управляемости и как следствие неспособность отдельных мест лишения свободы осуществлять свои функции в полном объеме».

Перечисленные факторы подталкивали правительство к поиску наиболее действенных мер по выводу пенитенциарной системы из жесточайшего кризиса. 6 марта 1917 г. Временное правительство объявило амнистию политических заключенных.

В докторской диссертации М.Г. Деткова «Развитие системы исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы в России» им приводится смета на содержание мест заключения, из которой следует, что финансирование тюремной системы в разгар революционных событий осуществлялось с превышением фактических расходов над плановыми на 2,2 млн руб. практически по всем позициям.

Все это красноречиво свидетельствует о том, что правительство и Главное тюремное управление взяли курс на эволюционный путь развития тюремной системы с опорой на дореволюционный опыт.

Информацию о деятельности исправительных учреждений после революции в октябре 1917 г. содержат официальные отчеты Центрального карательного отдела Наркомюста за 1918-1921 гг., а после объединения всех мест лишения свободы в Наркомвнуделе отчеты Главного управления местами заключения за 1921-1923 гг.

Рассмотрение этих документов дает возможность восстановить историю развития советской исправительно-трудовой системы в первые годы Октябрьской революции.

Условия для интенсивной работы в системе исполнения наказаний после Октябрьской революции были крайне неблагоприятны. В стране прогрессировала анархия. С конца 1917 г. в результате активизации националистических движений и начавшегося развала России, а позднее - Брестского договора и Гражданской войны деятельность Главного управления местами заключения была чрезвычайно затруднена и как будто замерла.

«В отчете, представленном VII Съезду Советов, говорится, что свержение самодержавия открывало широкий простор для реорганизации тюремного дела, но Февральская революция ничего не сделала в этом направлении, оставив тюрьмы в том же виде, как они существовали ранее».

Активно шло лишь переименование центрального тюремного учреждения и его органов на местах: сначала в Главное управление местами заключения (ГУМЗ), а его местных органов в тюремные инспекции, затем в Центральный карательный отдел (ЦКО).

После Октябрьской революции Министерство юстиции также было переименовано. Теперь это был Наркомат юстиции, в ведении которого оставался ГУМЗ, а затем ЦКО. НКЮ предстояло, прежде всего, распределить права и обязанности административных учреждений и должностных лиц на местах и дать директивы к проведению карательной политики, отвечающей новым требованиям социальной жизни.

«Процесс слома требовал притока новых кадров во все звенья тюремной системы. В решении данной проблемы большую помощь Народному комиссариату юстиции оказывали органы советской власти на местах. Участие Советов в подборе руководящих работников мест заключения было закреплено в циркуляре НКЮ РСФСР от 19 марта 1918 года «О порядке увольнения и назначения на должности тюремной инспекции и администрации»«.

Названный нормативный акт явился первым ведомственным документом, регламентировавшим порядок комплектования кадрами мест лишения свободы. В нем подробно определялась номенклатура должностей, комплектуемых под контролем центральных и местных органов управления, подчеркивалась роль губернских и уездных Советов в подборе и расстановке личного состава. Тщательный подбор руководителей необходим был потому, что контрреволюционные элементы пытались проникать в тюремную систему и использовать должностное положение в антисоветских целях.

«В письме заместителю председателя Самарского губисполкома Галактионову в марте 1918 года Нарком внутренних дел РСФСР Г.И. Петровский прямо указывал, что проникновение уголовного элемента в органы борьбы с преступностью отмечаются чуть ли не во всех уездах нашей России».

«С мая 1918 года руководство Народным комиссариатом юстиции полностью перешло к большевикам, что способствовало активизации работы по реорганизации системы мест лишения свободы».

В период Гражданской войны и военной интервенции система оплаты труда госслужащих подвергалась неоднократным изменениям и уточнениям, в соответствии с которыми НКЮ РСФСР вносил коррективы в порядок оплаты труда работников системы исполнения наказаний.

Таким образом, оплата труда сотрудников осуществлялась на основании и в соответствии с правовыми нормами, заложенными в единой системе оплаты труда госслужащих. При этом существовали значительные территориальные различия в оплате труда основных категорий работников пенитенциарной системы в зависимости от места прохождения службы.

В 1917 г. на сотрудников системы исполнения наказаний были распространены правовые нормы о социальном страховании на случай болезни, несчастных случаев, старости и инвалидности. К этому времени в государстве уже действовали положения «О страховании на случай безработицы» от 11 декабря 1917 г. и «О страховании на случай болезни» от 22 декабря 1917 г., которыми устанавливались правила врачебной помощи, пособия по временной нетрудоспособности, безработице, беременности и родам, на погребение, а также пенсии по инвалидности. Так, медицинская помощь оказывалась за государственный счет, заработок за время нетрудоспособности и пособия при материнстве выплачивались местом работы, инвалиды также обеспечивались государством. Поэтому указанное решение не было результатом особого подхода к защите интересов работников пенитенциарной системы, а лишь устраняло имеющуюся коллизию.

Служащие и работники уголовно-исполнительной системы подлежали обеспечению наравне с другими трудящимися и на тех же основаниях. Организацию этой работы осуществлял Наркомат социального обеспечения. К середине 1918 г. рабочий аппарат Наркомата состоял из одиннадцати отделов, в том числе пенсионного, медицинского, хозяйственного, финансового и др.Таким образом, в течение полугода советская власть разрешила все основные вопросы регулирования наемного труда. Все эти положения легли затем в основу первого советского Кодекса законов о труде, опубликованного и изданного 12 декабря 1918 г.

Этот Кодекс впервые во всем мире в одном законодательном акте охватил регулирование всех видов применения труда и установил (вместе с Положением о социальном обеспечении трудящихся, опубликованном 17 декабря 1918 г.) те основные правила, которые должны были соблюдаться при использовании рабочей силы.

Кодекс 1918 г. установил, что условия труда в государственных учреждениях регулируются тарифными положениями, утверждаемыми НКТ. В области материального законодательства Кодекс закрепил все важнейшие основные гарантии, существующие и в настоящее время: 8-часовой рабочий день днем и 7-часовой ночью, 42-часовой отдых, минимум зарплаты, ежегодные отпуска (2 недели после 6 месяцев работы и 1 месяц за год работы) и др. Кодекс установил также основные правила об инспекции труда, очертив пределы ее полномочий.

Однако Кодекс 1918 г. во многом остался только декларацией огромной политической важности. Гражданская война и хозяйственная разруха, требовавшие громадного напряжения всех сил, не позволили провести его целиком: пришлось идти на широкое применение сверхурочных работ, сокращать продолжительность отпусков и даже лишать их работников исправительно-трудовых учреждений, предприятий, работающих на оборону, и некоторых других предприятий.

В июле 1918 г. ЦКО опубликовал Временную инструкцию НКЮ, предписывавшую создать сложную систему мест заключения. Эта система должна была реализовать два основных принципа новой тюремной политики: самоокупаемость (доходы от труда заключенных должны покрывать расходы правительства на содержание мест заключения) и полное перевоспитание заключенных.

Однако практически вся Временная инструкция не соответствовала положению дел в стране. ЦКО не мог ни обеспечить заключенных работой, ни заставить местную администрацию следовать своим указаниям, к тому же почти не имел связи с провинцией. Работники местных тюрем, не получая материальной поддержки от ЦКО, подрабатывали как могли. «Окарауливания» практически не было. Нарком юстиции П.И. Стучка писал позднее, что не бежали только те, кому было лень.

Отметим, что царское правительство субсидировало тюремную систему, не пытаясь сделать ее самоокупаемой.

Еще более тяжелым для мест лишения свободы стало первое полугодие 1919 г., особенно его весенний период. В историко-правовой литературе он характеризуется как наиболее опасный для Советского государства период Гражданской войны.

В соответствии с Декретом СНК РСФСР от 4 марта 1919 г. сметно-бюджетный порядок, первоначально установленный для промышленных предприятий, в дальнейшем был распространен на все государственные организации и учреждения. Однако государственный бюджет не являлся надежным источником финансирования.

В связи с падением курса совзнаков и проводившейся в этот период политикой бесплатного удовлетворения всех потребностей трудящихся, денежная часть зарплаты играла все меньшую роль. Натуральное снабжение производилось по определенным твердым нормам. Индивидуальная зарплата постепенно свелась к государственному снабжению каждого работника всем необходимым независимо от результатов личного труда. В данной ситуации для стабилизации кадров пенитенциарной системы и повышения авторитета работников следовало хоть как-то улучшить их социальное положение.

В связи с этим стали усиленно применяться различные фонды натурального премирования работников в строго регулируемом законом порядке. Снабжение сотрудников пенитенциарного ведомства, как и всего населения, всеми предметами первой необходимости и продовольствием возлагалась на Народный комиссариат продовольствия РСФСР.

Для улучшения социальной защиты сотрудников (по ходатайству Народного комиссариата юстиции РСФСР) Советом рабоче-крестьянской обороны 1 октября 1919 г. было принято постановление, в соответствии с которым представители администрации и надзора, прослужившие на своих должностях в течение девяти и более месяцев, на все время занятия ими указанных должностей освобождались от призыва на действительную военную службу. Этот документ имел очень большое значение. Позднее действие постановления было распространено на все советские республики.

В качестве одной из основных задач на последующий период была определена стабилизация руководящих кадров губернских (областных) карательных отделов и мест лишения свободы.

Вскоре после Октября 1917 г. в условиях массового террора контрреволюции параллельно с деятельностью НКЮ начала складываться система мест заключения при ВЧК, предназначенная для содержания активных политических противников советской власти. Отдельного руководящего органа эта система не имела. До 1921 г. руководство ею осуществляла непосредственно коллегия ВЧК (высший орган всей организации), позднее - спецотдел, который имел и другие функции. На местах были созданы комендатуры при ГубЧК. Роль мест заключения системы ВЧК существенно возросла с началом Гражданской войны в мае 1918 г. Сажать своих врагов в неохраняемые тюрьмы системы НКЮ большевистское правительство не могло. Решено было использовать военизированные организации: ВЧК и Центральную коллегию по делам пленных и беженцев (Центропленбеж) Наркомата по военным делам РСФСР, образованную 27 апреля 1918 г.Для координации усилий Центропленбежа, ВЧК и НКВД постановлением ВЦИК от 15 апреля 1919 г. было создано новое учреждение в составе

НКВД, которое 17 мая 1919 г. ВЦИК было названо отделом принудительных работ (ОПР). Через неделю, 24 мая, декретом СНК в НКВД был передан Цен-тропленбеж. Так была создана еще одна система мест заключения, основанная на ресурсах трех организаций: НКВД, ВЧК и Центропленбежа. Отметим, что до момента ликвидации в 1922 г. ее трижды переименовывали, но дольше всего она просуществовала под названием Главное управление принудительных работ (ГУПР). Для удобства изложения будем использовать эту аббревиатуру для всего периода 1919-1922 гг.

ГУПР руководил этой системой, взаимодействуя с ВЧК (имевшей и свои места заключения) и Центропленбежем. Таким образом, к концу 1919 г. места заключения оказались рассредоточены по трем ведомствам: ГУПР НКВД, ВЧК и ЦКО НКЮ. По замыслу большевистского правительства, места заключения ЦКО НКЮ (дома заключения, исправительные дома, реформатории, земледельческие колонии) предназначались для содержания уголовных преступников, а лагеря ГУПРа НКВД - для изоляции реальных и потенциальных врагов советской власти.

«Дальнейшая перестройка систем организации исполнения уголовных наказаний была невозможна без наличия единого нормативного акта, определяющего цель деятельности мест лишения свободы».

К этому времени также возникла потребность в систематизации ранее изданных правовых актов, отдельных указаний в области исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы, тем более что в силу ряда причин не все они имелись на местах. Результатом этой работы явилось принятие НКЮ РСФСР Положения об общих местах заключения РСФСР от 16 ноября 1920 г., имевшего статус законодательного акта, которое закрепило юридически свершившиеся преобразования.

В 1920 г. продолжалась межведомственная борьба за руководство местами заключения между НКЮ и НКВД. Основные требования правительства к местам заключения оставались прежними: самоокупаемость и полное исправление заключенных.

3. Развитие исправительно-трудовых учреждений в период с 1921 по 1930 год

Последующее развитие деятельности исправительно-трудовых учреждений осуществлялось посредством принятия новых нормативных актов, развивающих и уточняющих правовые нормы, содержащиеся в Положении об общих местах заключения РСФСР (1920) и соответствующие задачам уголовной и исполнительно-трудовой политики того времени.

Исполнением наказаний занимались: Центральный исправительно-трудовой отдел в составе Наркомюста, Главное управление принудительных работ в составе НКВД, Главное управление милиции, заведовавшее арестными домами, Государственное политическое управление с подведомственными ему местами заключения и лагерями. Такое положение приводило к ненужным затратам средств и усилий, а также вступало в противоречие с единой исправительно-трудовой политикой. Данное противоречие предстояло решить путем централизации процесса исполнения уголовных наказаний. V съезд заведующих отделами управления заявил, что «так как идеология пролетарской власти в области задач карательной политики одна, то совершенно непоследовательным и вредным для дела является раздельное управление местами лишения свободы в двух различных ведомствах».

Требовалось создать единую систему мест лишения свободы в республиках, единый центральный орган управления и единую правовую базу. Эту точку зрения разделили наши законодательные органы, и 25 июля 1922 г. Совнарком РСФСР принял Постановление о сосредоточении всех мест заключения в одном ведомстве - НКВД РСФСР. Аналогичные преобразования проводились в 1922-1923 гг. и в других союзных республиках.

Новый Уголовный кодекс РСФСР определил только три типа мест лишения свободы: исправдома, трудовые ремесленные и сельскохозяйственные колонии, переходные исправительные дома.

Труд заключенных становился все более значимым для содержания мест заключения, что объяснялось не только межведомственной борьбой, но и хроническим неисполнением бюджетного финансирования, из-за чего материальное положение большинства мест заключения было очень тяжелым. «Принимавшиеся в масштабе страны меры по усилению законности в деятельности государственных органов требовали проведения реформы всей сложившейся системы правоохранительных органов, в том числе мест заключения».

Лагерями был взят в аренду целый ряд предприятий, огородов и совхозов и уже в 1921 г. за учреждениями принудработ числились 7-8 кирпичных заводов, типография, лесопилки, мельницы и пр., а также большое количество мастерских: сапожных - 74, слесарных - 52, портновских - 67, столярных - 63 и т. д.Новая экономическая политика, выработанная X съездом РКП(б) и рассчитанная на переходный период, была призвана обеспечить быстрый подъем производительных сил и вытеснение капиталистических элементов путем использования экономических рычагов (торговли, рынка, денег). Одним из путей практического осуществления поставленных задач явилась реорганизация деятельности государственного аппарата, изменение функций, полномочий, оргштатного построения, снижение расходов на его содержание.

В числе «изгоняемых» из государственного бюджета расходов были отнесены и средства, выделяемые на содержание органов и учреждений пенитенциарной системы.

31 января 1922 г. лагеря были сняты с денежного государственного снабжения и переведены на принцип самоокупаемости. Основанием для этого послужила резолюция по карательной политике заведующих отделами управления, одобренная на V Всероссийском съезде. В ней указывалось, что «хорошо проведенная пенитенциарная система должна быть направлена на то, чтобы избавить общество от бремени расходов на содержание преступников и возложить эту заботу на них самих». Произошло изменение оплаты труда (были понижены должностные оклады) и значительно снизились нормы продовольственных пайков.

«Вводя обязательность труда в местах лишения свободы с первых же дней после Октябрьской революции, Советская власть уже тогда предполагала освободить государство от расходов на содержание этих учреждений. В практическом плане правовая норма о самоокупаемости была закреплена в кодексе, но, как показала практика, эта задача оказалась нереальной».

Предприятия ГУМЗа в условиях нэпа были неконкурентоспособны: не имели твердого рынка сбыта, качество изделий оставалось низким, издержки производства - непозволительно большими (частично из-за высокого процента брака). Сделать места заключения самоокупаемыми не удавалось, и на каждого нового заключенного требовались дополнительные расходы. Средства же нужны были для планируемой индустриализации. Руководство ГУМЗа понимало, что без масштабного привлечения части заключенных к массовым неквалифицированным работам обеспечить самоокупаемость не удастся.

Нередко речь шла о физическом выживании заключенных. Ненамного лучшим было положение вольнонаемного персонала, так что некоторые исправдома охранял единственный оставшийся надзиратель, - «остальные перешли на лучше оплачиваемую работу». То же творилось и в лагерях ГУПРа.

Одной из основных задач экономической политики этого периода стал пересмотр государственных социальных льгот населению. Тогда же было положено начало формированию системы социальной поддержки работников пенитенциарной системы.

Так, низкооплачиваемым категориям государственных служащих, к коим относились сотрудники, было предоставлено право на льготную оплату в размере 50 % установленных тарифов за заготовку и перевозку дров для личного потребления на расстояние до 120 км в соответствии с Постановлением СТО от 8 сентября 1922 г. «О льготной заготовке дров работникам и служащим государственных предприятий, учреждений и хозяйств, имеющим заработную плату в размере минимальной ставки, утвержденной Высшим тарифным комитетом». На них также распространялось действие Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 28 июля 1924 г. «О порядке взимания платы за обучение в учреждениях народного комиссариата просвещения», в соответствии с которым с рабочих и служащих, получающих заработную плату 45-50 руб. (в зависимости от поясного коэффициента), оплата за обучение детей в начальной и неполной средней школе не взималась.

Также наряду с военнослужащими РККА, учащимися учебных заведений Декрет СНК РСФСР от 31 октября 1922 г. «О местном квартирном налоге» освободил от оплаты за занимаемые жилые помещения тех сотрудников пенитенциарной системы, которые получали только денежное содержание и не имели других доходов.

Таким образом, процесс становления системы обеспечения социальных потребностей работников пенитенциарной системы носил волнообразный характер и нередко сопровождался принятием норм, ухудшающих существующее положение.

Новый этап развития правовых источников социальной защиты персонала УИС связан с образованием СССР, принятием Конституции СССР 1924 г. и установление основных законов о труде и здравоохранении.

Одной из многочисленных мер в этом направлении явилась отмена подоходного налога. В октябре 1924 г. ВЦИК утвердил Положение о государственном подоходном налоге. В состав льготных категорий населения, полностью освобожденных от уплаты налога, вошли и сотрудники системы.

Наряду с совершенствованием законодательства принимались меры по укреплению кадров сотрудников ИТУ.

С 25 ноября по 1 декабря 1924 г. в Москве проходил II Всероссийский съезд работников пенитенциарных учреждений, на котором подробно обсуждался вопрос о расширении участия общественности в проведении исправительно-трудовой политики в стране. Серьезное внимание участники съезда уделили решению вопроса по стабилизации и укреплению кадров исправительно-трудовых учреждений. Подчеркивалось, что успехов в перевоспитании заключенных можно добиться только в том случае, если удастся привлечь широкие слои общественности к этому важному делу.

Решению данной проблемы во многом способствовал принятый Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 23 марта 1925 г. Устав службы по местам заключения. В нем определялся порядок приема, увольнения и прохождения службы в местах заключения РСФСР лицами административно-строевого состава, перечень которых содержался в приложении к Уставу.

«За исключением незначительных изменений, вызванных структурой аппаратов мест заключения, Устав был введен и в других союзных республиках».

В соответствии с Уставом сотрудники, кроме ежегодного отпуска, получили право на еще один вид отпуска - внеочередной. Был установлен единый порядок и основания предоставления внеочередного дополнительного отпуска. Он мог предоставляться продолжительностью до одного месяца в случае смерти или тяжелой болезни ближайших родственников, их разорения в результате несчастных случаев (наводнения, пожара) и других особо уважительных причин.

В случае убытия в отпуск вне постоянного места службы предоставлялось дополнительное время на проезд (поверстный срок) лица, убывающие в отпуск, сохраняли право на все виды довольствия.

«В 1926 году время на проезд предоставлялись из расчета одни сутки на 425 км железнодорожного и 215 км водного пути. Проезд по грунтовым дорогам устанавливался из расчета 32 км в сутки».

Начало кардинальному разрешению проблем социального обеспечения личного состава было положено во второй половине 20-х годов XX в. В начале 1925 г. при НКТ СССР был создан межведомственный орган - Союзный совет социального страхования (СССС), а при НКТ союзных республик -республиканские советы социального страхования. В этот период осуществлялась активная реализация мер по защите правового и социального положения отдельных категорий трудящихся: рабочих, колхозников, военнослужащих РККА и членов их семей, лиц, имеющих исключительные заслуги перед государством, служащих государственных предприятий и учреждений, направленных на работу в отдаленные местности и ряда других групп населения. СССС осуществлял общее направление деятельности центрального управления социальным страхованием, рассматривал все разработанные НКТ СССР и другими ведомствами проекты нормативных актов по социальному страхованию, подлежащие внесению в законодательные органы СССР, и давал заключения по этим проектам.

В этих же целях как в составе действующих наркоматов и других высших органов управления, так и в качестве самостоятельных звеньев формировались различные комиссии. Поэтому распространение ряда льгот и преимуществ на сотрудников пенитенциарной системы следует рассматривать не как единичные акты, принимаемые в интересах отдельной профессиональной группы, а как составную часть единой государственной политики.

27 июля 1927 г. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР в ст. 33 и 79 Исправительно-трудового кодекса РСФСР внесены изменения, суть которых сводилась к следующему: все поступающие от работы суммы принадлежали месту заключения, хранились на его текущем счету и могли расходоваться не иначе как: на оборудование производства; приобретение материалов; выплату зарплаты техническому персоналу; вознаграждение заключенным за выполненные работы. Чистая прибыль, полученная от работ заключенных, распределялась следующим образом: на расширение производства мест заключения - 45 %; на улучшение пищи заключенных - 15; на усиление средств комитета помощи освобожденным заключенным - 15; в пенитенциарный фонд ГУМЗ РСФСР - 20; в фонд, образуемый при инспекции мест заключения, для выдачи премиального вознаграждения сотрудникам, занятым организацией и руководством производства, - 5 %'.

«К концу 1928 года наметились серьезные разногласия между НКВД и НКЮ РСФСР. Обсуждая проблемы уголовного и исправительно-трудового законодательства, работники мест заключения и органов юстиции по-разному определяли пути их решения. Учитывая практику деятельности мест лишения свободы, необходимость внесения изменений в уголовное и исправительно-трудовое законодательство не вызывала сомнения ни у тех, ни у других. Однако по некоторым вопросам совершенствования законодательства и практики работы единого мнения не было».

Работники органов юстиции настаивали на пересмотре положений Основных начал Уголовного законодательства и на передаче ИТУ в народный комиссариат юстиции. По их мнению, реализация уголовной и исправительно-трудовой политики должна сосредоточиться в одном ведомстве и только при этом можно эффективно осуществлять борьбу с преступностью.

Однако организовать такие работы в условиях нэпа оказалось очень сложно. Фактически единственным практическим шагом в этом направлении было решение ВСНХ РСФСР от 19 декабря 1926 г. «Об использовании на лесозаготовках труда заключенных», согласно которому «в целях усиления снабжения дрово- и лесозаготовок рабочей силой и удешевления работ» предлагалось всем государственным организациям использовать максимальное количество заключенных. В этом документе также признается наличие «некоторых препятствий, которые могут возникнуть при практическом осуществлении предлагаемой меры». До 1929 г. использование заключенных ГУМЗа на лесозаготовках не носило массового характера. Возможно, одна из причин этого - расположение большинства мест лишения свободы ГУМЗа в достаточно густонаселенных районах, где не было дефицита рабочей силы. Предложение ГУМЗа использовать заключенных на тяжелых земляных работах при строительстве железной дороги в Туркестане, как и ряд иных инициатив, о которых шла речь на переговорах в 1927 г., не были одобрены. Анализ правительственных актов показывает, что до 1930 г. заключенных не рассматривали как дешевую рабочую силу, в лучшем случае рассчитывая на то, что их труд покроет государственные затраты на содержание мест лишения свободы.

Предстояло решить ряд проблем. «Во-первых, следовало решить задачу планомерного развития сети мест лишения свободы в пределах всей территории страны, способной обеспечить нормальное размещение контингента за счет его перераспределения между республиками. Во-вторых, возникла необходимость перевести содержание всех учреждений за счет государственного бюджета. В-третьих, следовало создать всесоюзный орган управления местами заключения в стране и разработать соответствующую правовую базу, унифицировать уголовное и исправительно-трудовое законодательство».

«Оценивая исправительно-трудовую политику и практическую деятельность ИТУ в 20-е годы, следует отметить, что после окончания Гражданской войны и интервенции происходил процесс дальнейшего укрепления Советского государства, сконцентрировавшего свои усилия на ликвидации социально-экономических последствий мировой и гражданских войн. Преобразования велись во всех сферах государственной и общественной жизни. Продолжала развиваться государственно-правовая система, в том числе органов, исполняющих наказания».

Таким образом, система мест заключения развивалась. Это дело постепенно превращалось из «тюремного» в «пенитенциарное», и наконец, в «исправительно-трудовое».

4. Исправительно-трудовые учреждения с конца 20-х годов XX в. до начала Великой Отечественной войны

В 1931-1932 гг. правительство принимает ряд решений, направленных на улучшение материального положения отдельных категорий служащих, проходящих службу в военизированных структурах государства, в том числе исправительно-трудовых учреждениях.

Так, 10 сентября 1931 г. ВЦИК и СНК РСФСР утвердили Устав службы в ИТУ РСФСР, действие которого распространялось на лиц административно-хозяйственного и оперативного состава. Устав определил общие права и обязанности работников исправительно-трудовых учреждений, порядок их приема на службу и увольнение со службы, правила ее прохождения, перечень дисциплинарных взысканий, налагаемых на них, меры поощрения и премирования и правила о резерве начальствующего состава исправительно-трудовых учреждений, перечень которых устанавливался Народным комиссариатом юстиции РСФСР.

Новый Устав службы в ИТУ продлевал срок обязательной службы до двух лет. Для работников оперативного и административно-хозяйственного состава ИТУ устанавливались периодические надбавки за выслугу лет к основному окладу по занимаемой в данный момент должности в следующем размере: за 3 года непрерывной службы в ИТУ - 10 %; за 6 лет - 20; за 9 лет - 30; за 12 лет-50%.

Для лиц, окончивших учебные заведения по подготовке и переподготовке работников ИТУ, время обучения в них принималось в расчет в двойном размере. На административно-хозяйственный и оперативный состав распространялись льготы в области народного образования, землепользования, сельского хозяйства, а также жилищные льготы и льготы по местным налогам и сборам, представляемые военнослужащим РККА и их семьям.

С начала 30-х годов XX в. число заключенных в местах лишения свободы начало быстро расти. Ощущалась острая нехватка кадров.

Только около 10-15 % личного состава управлений и отделений ИТЛ комплектовался кадровыми сотрудниками ОГПУ и вольнонаемными работниками. Остальные должности в административно-хозяйственном и производственном аппарате занимали заключенные. Они выполняли обязанности начальников лагерных пунктов, ротных старост и их помощников, комендантов, прорабов, бойцов военизированной охраны, воспитателей и т. д.

Причины такого положения заключались в установке ОГПУ, которая исходила из возможности перевоспитания преступников и осужденных за антигосударственные преступления при помощи заключенных из числа социально близких государственной власти (бывших рабочих, крестьян, служащих, совершивших незначительные преступления впервые); а также в стремлении сделать аппарат управления максимально дешевым и добиться значительной экономии средств, необходимых на социально-бытовую инфраструктуру для сотрудников и членов их семей.

«В середине 1934 года было принято решение о сосредоточении всех мест лишения свободы в одном ведомстве - НКВД СССР. Исправительно-трудовые колонии были переданы в ГУЛАГ НКВД СССР. Главному управлению лагерей и трудовых поселений ОГПУ СССР подчинялись исправительно-трудовые лагеря, в составе которых имелись специальные конструкторские и проектные бюро».

16 октября 1935 г. ЦИК и СНК СССР приняли Положение о прохождении службы командным и начальствующим составом пограничной и внутренней охраны НКВД СССР. Согласно Положению все военнослужащие пограничной и внутренней охраны были разделены на командный и начальствующий состав, для которых устанавливались воинские звания.

В Конституции СССР 1936 г. были закреплены и гарантированы широкие социальные права граждан (право на материальное обеспечение граждан СССР в старости, при нетрудоспособности, в случае болезни).

В соответствии с Постановлением ЦИК и СНК СССР о дополнении «Основных начал уголовного законодательства СССР и союзных республик» в августе 1936 г. система мест лишения свободы дополнялась тюрьмой.

Уголовная политика все более ужесточалась. В результате массовых репрессий 1937 г. численность осужденных стремительно росла. В соответствии с Постановлением СНК СССР от 12 августа 1937 г. для их размещения открылись 7 лесозаготовительных лагерей с общим наполнением в 140 тыс. осужденных. В конце 1937 г. на НКВД была возложена задача строительства вторых путей Байкало-Амурской железнодорожной магистрали протяженностью 5 тыс. км. В зоне строительства дороги создавались 6 лагерей. Начиналось также строительство ряда крупных объектов с использованием труда заключенных. Таким образом, роль исправительно-трудовых учреждений для Советского государства все возрастала.

Создание исправительно-трудовых лагерей в необжитых местах, как правило, с суровыми климатическими условиями, широкое использование на административно-хозяйственной работе осужденных, попытки администрации опереться на уголовно-бандитствующие элементы породили дезорганизацию внутрилагерной жизни и привели к необходимости применения карательных мер для обеспечения относительно нормального функционирования лагерей.

Однако изменяющаяся карательная политика не подкреплялась соответствующей нормативно-правовой базой. Существовавшая правовая основа постепенно утратила свое значение, она была подменена ведомственными нормативными актами, а в ряде случаев - предписаниями должностных лиц, возглавляющих карательную систему.

Весь управленческий аппарат ГУЛАГа НКВД СССР содержался за счет 5-процентных отчислений от заработной платы трудпоселенцев, занятых в хозяйственных организациях (до 1931 г. эти отчисления составляли 25 %, потом до 1933 г. - 15 %). В 1937 г. на содержание аппарата и административное обслуживание трудпоселений было израсходовано лишь 17 млн руб., а 5-процентные отчисления от зарплаты трудпоселенцев составляли 27,4 млн руб. В течение нескольких предвоенных лет НКВД СССР организовало лагеря специального, оборонного, промышленного, железнодорожного и шоссейного строительства, по сооружению аэродромов, строительству и эксплуатации предприятий горно-металлургической, топливной, химической и целлюлозно-бумажной промышленности. Для оперативного управления специализированными лагерями в составе ГУЛАГа были созданы соответствующие промышленные управления (отделы) и главные управления.

По состоянию на 1 июля 1938 г. в ведении отдела трудовых поселений ГУЛАГа НКВД СССР находилось 997 329 трудпоселенцев, которые проживали в 1741 трудпоселке.

Однако достигнуть самоокупаемости система мест лишения свободы была в состоянии лишь за счет максимальной эксплуатации труда заключенных при минимальных хозяйственно-бытовых условиях и жесточайшем режиме содержания.

Таким образом, практическая деятельность уголовно-исполнительной системы в 30-е годы XX в. была существенно затруднена. Отсутствие правовой базы по организации деятельности пенитенциарных учреждений, низкое материальное стимулирование персонала учреждений и органов и как следствие отсутствие специального хорошо подготовленного аппарата, способного выполнять задачи новой карательной политики государства, усиливает негативные процессы в деятельности лишения свободы.

5. Исправительно-трудовые учреждения в годы Великой Отечественной войны (июнь 1941 года - 1945 год)

По состоянию на 1 марта 1941 г. в системе ГУЛАГа было 53 исправительно-трудовых лагеря, 425 исправительно-трудовых колоний, в том числе 170 - промышленных, 83 - сельскохозяйственных, 172 - контрагентских и 50 колоний для несовершеннолетних.

«Во время войны, под влиянием карательной политики, ранее действовавшая система мест лишения свободы не только продолжала сохраняться, но и наполнялась за счет специальных лагерных пунктов».

Тяжелое экономическое положение страны, обусловленное Великой Отечественной войной, существенно не изменило условий и норм обеспечения сотрудников пенитенциарной системы. Более того, размеры отдельных видов пенсий и пособий были повышены. Для этого периода весьма характерна была строгая централизация правотворческого процесса вообще и по социальному обеспечению в частности. Почти все нормативно-правовые акты издавались Советом народных комиссаров, а после 1945 г. - Советом Министров СССР.

5 июня 1941 г. на основании ст. 56 Закона «О всеобщей воинской обязанности» Совет народных комиссаров ССР принял Постановление № 1474 «О пенсиях и пособиях лицам высшего, старшего и среднего начальствующего состава, лицам младшего начальствующего состава сверхсрочной службы, специалистам рядового состава сверхсрочной службы и их семьям», в соответствии с которым для лиц начальствующего состава органов НКВД, имеющих военные или специальные звания, лиц начальствующего состава (среднего и выше) военизированных охран исправительно-трудовых лагерей и колоний НКВД СССР, а также на семьи умерших указанных ранее лиц начальствующего состава устанавливался порядок назначения пенсий и пособий. Постановление определяло порядок назначения пенсий за выслугу лет, по инвалидности, в случае смерти сотрудника. Пенсионерам, вышедшим на пенсию после 1 ноября 1938 г., денежные выплаты исчислялись из штатного оклада содержания по последней должности в соответствии со ст. 2 и 19 Постановления; лицам, уволившимся по пенсионному возрасту после 1 июля 1939 г., пенсии исчислялись из штатного оклада содержания по последней должности в соответствии со ст. 19 Постановления. Постановление также отменило:

- Положение о государственном обеспечении, утвержденное Постановлением ЦИК и Совнаркома СССР от 21 февраля 1931 г. № 57/129, и все последующие постановления о распространении этого Положения на работников НКВД СССР, военизированных охран, а также о приравнивании этих работников в отношении обеспечения пенсиями к начальствующему составу Красной Армии;

- Постановление Совнаркома СССР от 19 марта 1935 г. № 471 «О надбавках к пенсиям».

Рядовому и младшему начальствующему составу военизированных охран ИТЛ и колоний, их семьям, а также пенсионерам из числа этих лиц, получающим пенсии по Положению от 21 февраля 1931 г. и зачисленным на пенсии после 1 июля 1939 г., пенсии выплачивались в прежних размерах согласно Постановлению СНК СССР от 16 июля 1940 г. № 1269 «О пенсиях военнослужащим рядового и младшего начальствующего состава срочной службы и их семьям», включив в пенсии надбавки, выплачиваемые согласно Постановлению Совнаркома СССР от 19 марта 1935 г. № 471.

«Победоносное наступление Красной Армии в конце 1942 года - начале 1943 года, коренной перелом в войне положительно повлияли на обстановку в стране, а это не замедлило сказаться и в местах лишения свободы».

«Практическая реализация общегосударственной задачи «Все для фронта, все для победы» возлагалась и на исправительно-трудовые учреждения. Ее решению, наряду с выполнением иных задач, подчинялась и деятельность НКВД СССР. Подготовленный комиссией Госплана СССР и одобренный Советским правительством и ЦК ВКП(б) на конец 1941 г. и на 1942 г. народно-хозяйственный план представлял собой программу развития основной военно-промышленной базы на востоке страны. План исходил из наличия в районах Поволжья, Урала, Западной Сибири, Казахстана и Средней Азии необходимых людских ресурсов, в том числе и осужденных.

На администрацию исправительно-трудовых учреждений возлагались следующие задачи: обеспечение сохранности физического состояния заключенных и их полное трудовое использование; укомплектование важнейших оборонных строительств и предприятий рабочей силой из числа заключенных; выпуск боеприпасов, специальной тары и другой оборонной продукции; расширение собственной производственной базы».

6. Исправительно-трудовые учреждения в послевоенные годы (1946 год - середина 50-х годов)

Трудности послевоенных лет повлекли за собой рост хищений государственного и общественного имущества, личной собственности граждан. Остановить данный процесс пытались путем издания законодательных актов, предусматривающих крайне жесткие санкции в виде лишения свободы до 25 лет. В результате применения таких законов, а также вследствие наличия у граждан большого количества огнестрельного оружия, высокого уровня детской беспризорности и безнадзорности, ликвидации националистических бандитских формирований в западных областях Украины, Белоруссии, в Прибалтийских республиках число заключенных начало резко возрастать. Так, если на 1 января 1944 г. в местах заключения содержалось 1 179 819 человек, то на эту же дату в 1946 г. их стало 1 703 095, в 1947 г. -1 721 543, в 1948 г. - 2 199 535, в 1949 г. - 2 356 685, в 1950 г. - 2 561 351 человек.

«Лагерный бандитизм на рубеже 40-50-х годов серьезно осложнял деятельность администрации в решении всех вопросов. Покушение на убийство и убийство представителей администрации и охраны приводило к тому, что при ликвидации групповых, тем более вооруженных побегов, оружие применялось на поражение. Представители администрации все же в какой-то мере были защищены, поскольку по специальному указанию нападение на сотрудников исправительно-трудовых учреждений и охраны предписывалось рассматривать как совершение террористического акта с применением высшей меры наказания».

«Что касается мест лишения свободы, то в послевоенные годы система продолжала оставаться неизменной. В то же время в силу объективных причин внутри этой системы произошла дифференциация исправительно-трудовых лагерей. В 1948 году организуется 5 лагерей особого назначения со строгим режимом для особо опасных преступников с лимитом наполнения в 25 ООО человек каждый и особые лагеря для изоляции уголовно-бандитствующего элемента, емкость которых в 1950 году была доведена до 80 200 человек».

«В послевоенные годы исправительно-трудовые учреждения принимали непосредственное участие в восстановлении экономического потенциала государства. Как известно, в марте 1946 года первая сессия Верховного Совета Союза ССР второго созыва утвердила четвертый пятилетний план восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства страны. В нем особое значение придавалось капитальному строительству, развитию промышленности и железнодорожного транспорта. Решение хозяйственных задач в наиболее трудных климатических условиях возлагалось на ГУЛАГ МВД СССР».

«Трудовое использование заключенных на объектах специализированных главков ГУЛАГа МВД СССР продолжалось до 1953 года. Параллельно с этим развивалось собственное производство, которое к 1953 году заметно возросло. В системе ГУЛАГа имелись сравнительно крупные фабрики и заводы. Их организационная структура строилась по типу предприятий народного хозяйства».

«Снижение численности заключенных началось с 1951 года. По состоянию на 1 января 1953 года наказание отбывали 2 468 524 человека».

В то же время уровень подготовки кадров пока оставался довольно низким. Многие работники не имели специальной подготовки, необходимых знаний. Решение все возрастающего объема задач требовало новые кадры. Руководство ГУЛАГа понимало, что какой бы хорошей не была нормативно-правовая база, ее реализация во многом зависит от уровня подготовки сотрудников системы исполнения наказаний. Существенное влияние на обновление кадрового состава, повышение авторитета сотрудников оказало введение приказом МВД СССР № 186 от 1950 г. офицерских званий инспекторскому составу культурно-воспитательных отделов ИТЛ и строительств МВД СССР.

5 февраля 1955 г. Президиум ВЦСПС утвердил Положение о порядке назначения и выплаты пособий по государственному социальному страхованию.

14 июля 1956 г. был принят Закон «О государственных пенсиях», который объединил все основные виды пенсий и установил единые правила и порядок их назначения и выплаты.

7. Исправительно-трудовые учреждения в 1960-е -начале 1990-х годов Конец 50-х годов XX в. в истории Советского государства отличается серьезными изменениями в общественно-политической жизни страны. Происходит последовательное избавление от наследия культа личности Сталина.

В тот период проводилась довольно успешная социальная политика, в результате которой повысился жизненный уровень народа, упрочилась система социального обеспечения. Эти изменения нашли отражение в принятии новых законодательных актов и преобразований в социальной и правовой защите персонала уголовно-исполнительной системы.

10 февраля 1960 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера».

26 сентября 1967 г. во изменение и дополнение к Указу от 10 февраля 1960 г. Президиумом Верховного Совета СССР был издан Указ от № 1908-VII «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», который постановил:

- выплачивать сотрудникам учреждений и органов надбавку к их месячному заработку (без учета районного коэффициента и вознаграждения за выслугу лет) и определил размеры в зависимости от местности (п. 1 «а»-»в»).

- увеличить вдвое единовременное пособие молодым специалистам, направляемым на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других районов страны по окончании высших и средних специальных учебных заведений (ч. 3 п. 3).

Впоследствии данный Указ изменялся дважды. 23 июля 1981 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР № 5336-Х часть третья пункта третьего Указа признана утратившей силу. 26 января 1983 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР № 8723-Х в пункт «а» статьи 1 рассматриваемого Указа внесены изменения.

27 октября 1960 г. были приняты новые Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РСФСР.

Конвойная охрана мест заключения организационно состояла из 21 отдела, 26 отрядов, 42 отдельных дивизионов и 6 отдельных команд. Имелось также 16 учебных частей и школ по подготовке сержантов, надзирателей и инструкторов служебного собаководства. Администрация ИТУ осуществляла руководство их деятельностью, занималась подбором, расстановкой и воспитанием кадров, финансированием, материально-техническим обеспечением и медицинским обслуживанием личного состава.

При упразднении МВД СССР было осуществлено слияние двух видов конвойной охраны. Теперь все задачи, связанные с охраной и конвоированием осужденных, осуществлялись войсками. Начальствующий состав охраны мест заключения переаттестовывался в офицерские кадры. Это дало возможность постепенно преобразовать конвойную охрану мест заключения.

«В 70-80-е годы власть стремилась сохранить тенденцию роста жизненного уровня. Дальнейшее развитие получила система социального обеспечения. Возросли расходы государства на выплаты пенсий». Принятая в 1977 г. Конституция СССР закрепила право граждан СССР на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца. Более того, в Конституции СССР устанавливались организационные и юридические гарантии осуществления этого права.

9 декабря 1971 г. был принят Кодекс законов о труде РСФСР.

Конституция СССР 1977 г. впервые в нашей стране закрепила обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы граждан.

Система социального обеспечения, сложившаяся в стране к середине 80-х годов XX в., охватила широкие социальные слои населения, предоставив всем нуждающимся минимум социальных гарантий. Но социальное развитие СССР за годы советской власти было довольно противоречивым. Патерналистский тип социальной защиты, сложившийся в государстве, обеспечивал минимум социальных гарантий для всех нуждавшихся граждан. Однако затратная мобилизационная экономика делала непрочными социальные завоевания народа. И это в первую очередь проявилось в уровне его жизни, который в начале 80-х годов XX в. стал снижаться. В стране все более осознавалась необходимость реформирования социальной системы. Попытки такого реформирования были предприняты в период перестройки, а также в 90-е годы XX в. в условиях самостоятельного развития Российской Федерации.

В 1988 г. была проведена внеочередная аттестация сотрудников учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, в результате которой 5190 сотрудников были признаны не соответствующими занимаемым должностям. В течение последующего года по направлению партийных органов и трудовых коллективов для работы в органах ИТУ было принято свыше 7 тыс. новых сотрудников.

21 марта 1989 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О выведении из состава Вооруженных Сил СССР пограничных, внутренних и железнодорожных войск». В соответствии с ним эти войска перестали входить в состав Вооруженных Сил. В то же время Указ распространил на них всеобщую воинскую обязанность, порядок, условия и сроки прохождения службы. Комплектование этих войск личным составом происходило так же, как и для Советской Армии и Военно-Морского Флота. Неизменным сохранился порядок их материально-технического и финансового обеспечения.

Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 г. № 340-1 установил единую систему республиканских государственных пенсий в Российской Федерации, обеспечил стабильность достигнутого уровня пенсионного обеспечения и повышения его по мере роста благосостояния трудящихся, в том числе и сотрудников уголовно-исполнительной системы. На них были распространены пенсии за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца.

Пенсии за выслугу лет выплачивались в размере от 55 до 75 % денежного довольствия сотрудников. При выслуге, равной требуемой, размер пенсии составляет 55 % денежного довольствия; за каждый полный год выслуги сверх требуемой он увеличивается на 1 % денежного довольствия. Размер денежного довольствия (по желанию обратившегося за пенсией) определяется из размера денежного довольствия за последние 24 месяца службы перед обращением за пенсией либо за любые 60 месяцев службы подряд в течение всей трудовой деятельности перед обращением за пенсией (ст. 102).

Размер пенсии по инвалидности, полученной в период военной службы, устанавливается в следующих размерах: инвалидам I и II групп - 75 %, III группы - 30 % денежного довольствия (ст. 31, 42).

Пенсия по инвалидности вследствие военной травмы назначается: инвалидам I и II групп в максимальном размере и соответствует трем минимальным пенсиям, а пенсия по инвалидности III группы вследствие той же причины - в размере половины указанного размера (ст. 18, 36, 41).

На сотрудников, проходящих службу в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, выслуга лет исчисляется в полуторном размере (ст. 94).

Пенсия по случаю потери кормильца назначается в следующем размере:

- по случаю потери кормильца вследствие военной травмы - 55 % денежного содержания на каждого нетрудоспособного члена семьи (ст. 17, 64, 68);

- по случаю потери кормильца вследствие заболевания полученного в период военной службы - 30 % денежного содержания на каждого нетрудоспособного члена семьи.

На каждого ребенка, потерявшего обоих родителей, и умершей одинокой матери пенсия по случаю потери кормильца устанавливается в полуторном размере от минимального размера пенсии по старости (от 55 % денежного содержания кормильца) (ст. 17, 62).

С 1 января 1991 г. Постановлением Совета Министров СССР от 30 декабря 1990 г. № 1393 было введено обязательное личное страхование военнослужащих (военнообязанных), лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел на случай гибели (смерти), ранения (контузии), заболевания, полученных в период военной службы (сборов).

30 января 1991 г. Советом Министров РСФСР принято Постановление №57 «Об улучшении материального обеспечения работников органов внутренних дел РСФСР».

18 апреля 1991 г. принят Закон РФ «О милиции», в котором определялись гарантии правовой и социальной защиты сотрудников милиции. В соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 18 апреля 1991 г. № 1027-1 раздел VI Закона РФ «О милиции» ст. 27-29 распространены на сотрудников исправительно-трудовых учреждений, следственных изоляторов, лечебно-трудовых профилакториев органов внутренних дел РСФСР.

Таким образом, сотрудникам исправительных учреждений РСФСР гарантировалось право на судебную защиту их прав и свобод.

Сотрудники исправительно-трудовых учреждений, следственных изоляторов, лечебно-трудовых профилакториев органов внутренних дел РСФСР получили право на объединение в профессиональные союзы (ассоциации) в целях защиты своих профессиональных, социально-экономических и иных прав и интересов.

В соответствии со ст. 28.1. Закона РФ «О милиции» (в ред. от 31.03.99., № 68-ФЗ) сотрудники ИУ и члены их семей (жены, мужья, дети в возрасте до 18 лет и лица, находящиеся на иждивении сотрудников) имели право на бесплатное оказание всех видов медицинской помощи в медицинских учреждениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. При отсутствии по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудников милиции медицинских учреждений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации медицинская помощь оказывалась им беспрепятственно и бесплатно в иных медицинских учреждениях в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Оплата этих услуг производилась из средств бюджетов, за счет которых финансировались пенитенциарные подразделения.

Сотрудники исправительно-трудовых учреждений, следственных изоляторов, лечебно-трудовых профилакториев органов внутренних дел РСФСР подлежали обязательному государственному личному страхованию за счет средств соответствующих бюджетов, а также средств, поступающих в специальные фонды на основании договоров от организаций.

В случае гибели сотрудника ИУ в связи с осуществлением служебной деятельности либо его смерти до истечения одного года после увольнения со службы вследствие ранения (контузии), заболевания, полученных в период прохождения службы, семье погибшего (умершего) и его иждивенцам выплачивалось единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания погибшего (умершего) из средств соответствующего бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

При получении сотрудником исправительно-трудового учреждения, следственного изолятора, лечебно-трудового профилактория в связи с осуществлением служебной деятельности телесных повреждений, исключающих для него возможность дальнейшего прохождения службы, ему выплачивалось единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания из средств соответствующего бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

В случае причинения увечья или иного повреждения здоровья сотруднику ИУ в связи с осуществлением им служебной деятельности денежная компенсация в размере, превышающем сумму' назначенной пенсии по указанным в данной статье основаниям, выплачивалась за счет средств соответствующего бюджета либо средств организаций, заключивших с органами внутренних дел договоры.

Ущерб, причиненный имуществу сотрудника исправительно-трудового учреждения, следственного изолятора, лечебно-трудового профилактория или его близким в связи со служебной деятельностью сотрудника, возмещался в полном объеме из средств соответствующего бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

Обеспечение сотрудников жилой-площадью, телефоном; предоставление детям сотрудников мест в детских дошкольных учреждениях; бесплатный проезд сотрудника исправительного учреждения; а также права на бронирование, получение вне очереди мест в гостиницах и приобретение вне очереди проездных документов на все виды транспорта по предъявлении служебного удостоверения и документов, подтверждающих факт следования к новому месту службы, нахождения в командировке либо отпуске сотрудники исправительно-трудовых учреждений, следственных изоляторов, лечебно-трудовых профилакториев не получили; так же, как и не получили гарантий в случае несоблюдения распространившихся норм правовой и социальной защиты.

Это произошло лишь 23 декабря 1992 г. после принятия Постановления Верховного Совета Российской Федерации № 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации».

Для сотрудников, принимавших участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, Законом СССР от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» был установлен ряд льгот; а военнослужащим, принимавшим участие в боевых действиях на территории иностранных государств, кроме того, Постановлением Совета Министров СССР от 17 января 1983 г. № 59-27 «О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории ДРА, и их семьям».

Закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 13 марта 1992 г. №2506-1 определял содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и закреплял систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

В целях усиления социальной защищенности отдельных категорий работников органов внутренних дел Правительством Российской Федерации было принято Постановление от 25 декабря 1992 г. № 1016 «О денежном содержании отдельных категорий работников органов внутренних дел», которое определило с 1 ноября 1992 г. выплачивать лицам рядового и начальствующего состава отрядов (подразделений) особого и специального назначения органов внутренних дел Российской Федерации надбавку за особые условия службы в размере 20 % от должностного оклада.

Также Министерству внутренних дел Российской Федерации в связи с приведением структуры органов внутренних дел в соответствие с новым административно-территориальным делением в г. Москве и в целях укрепления их кадрового состава было разрешено:

- повысить впредь до введения новых условий оплаты труда в органах внутренних дел должностные оклады лиц начальствующего состава Главного управления внутренних дел г. Москвы до 10 %;

- сохранить ранее получаемые должностные оклады лицам начальствующего состава управлений внутренних дел административных округов, районных (региональных) управлений внутренних дел, отделов и отделений внутренних дел (милиции) Главного управления внутренних дел г. Москвы, назначенным в связи с их реорганизацией на другие должности в органы внутренних дел этого Главного управления, на время работы в этих должностях, если они выше окладов по вновь занимаемым должностям. При увольнении указанных работников исчислять им пенсию из сохраненных должностных окладов.

Пункт 17 Постановления Совета Министров РСФСР от 30 января 1991 г. № 57 «Об улучшении материального обеспечения работников органов внутренних дел РСФСР» тем же Постановлением № 1016 был признан утратившим силу.

В целях улучшения социально-бытового обеспечения работников лесных исправительно-трудовых учреждений и укрепления их квалифицированными кадрами было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 1992 г. № 725 «О мерах по усилению социальной защиты работников лесных исправительно-трудовых учреждений», которое установило надбавку к должностным окладам и окладам по специальному званию в размере 20 % лицам рядового и начальствующего состава, работающим непосредственно в лесных исправительно-трудовых учреждениях, расположенных в Кировской, Пермской, Свердловской и Кемеровской областях.

Действие абзаца второго пункта 14 Постановления Совета Министров РСФСР от 30 января 1991 г. № 57 распространялось на рабочих и служащих, осуществляющих контроль за осужденными и непосредственное руководство их работой на предприятиях железнодорожного и автомобильного транспорта, в центральных ремонтно-механических мастерских, строительно-монтажных организациях, на базах снабжения и сбыта, в жилищно-коммунальных хозяйствах, входящих в состав Управления лесных исправительно-трудовых учреждений Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Выпускникам высших и средних специальных учебных заведений, направляемым на работу в лесные исправительно-трудовые учреждения, стали выплачивать единовременные пособия в размере до пяти месячных должностных окладов за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий исправительно-трудовой системы, в порядке, определенном Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов оказывалось содействие в строительстве жилых домов, осуществляемом Министерством внутренних дел Российской Федерации за счет капитальных вложений лесных исправительно-трудовых учреждений.

Однако расходы, связанные с выполнением настоящего Постановления, предлагалось отнести за счет собственных средств лесных исправительно-трудовых учреждений Министерства внутренних дел Российской Федерации, что чрезвычайно затрудняло их реализацию.

На основании изложенного можно сделать следующие выводы:

1. В царский период законодательные акты о лишении свободы носили случайный характер, а законодатель очень мало обращал внимания на тюремное дело. По сути, история царског.о тюремного законодательства начинается лишь с XIX в. В первой половине XIX в. происходило активное знакомство передовой русской общественности с тюремным законодательством и состоянием тюрем за рубежом. В 1817-1819 гг. были сделаны попытки тюремной реформы. В 1832 г. в т. XIV Свода законов было опубликовано первое издание Устава о содержании под стражей. Последующие издания вносили различные поправки и дополнения в части, касающейся реорганизации сил и средств, привлекаемых к выполнению этапных, караульных и надзорных функций в отношении арестантов.

Большой вклад в развитие тюремного ведомства внесло образованное 27 февраля 1879 г. Главное тюремное управление. Оно издавало большое число различных циркуляров, касающихся социально-правовой защиты персонала: об изменении штатов, о надбавках к жалованью, об условиях проживания, о размерах и условиях выплаты пенсий, об обмундировании служебного персонала, о порядке награждения тюремной стражи за безупречную службу.

2. В период февральско-мартовских событий 1917 г. многие места заключения были подвергнуты полному разгрому: уничтожены материальные ценности, похищены деньги и вещи, принадлежащие тюремному ведомству, его персоналу и заключенным, а также торгово-промышленным партнерам тюремной системы. Были нарушены все иерархо-управленческие структуры и связи, потеряна система управляемости. Это привело к тому, что система теперь не могла осуществлять свои функции в полном объеме. В конце 1917 г. еще более усугубили положение активизация националистических движений, начавшийся развал России, а позднее - Брестский договор и Гражданская война. На должности тюремной инспекции и администрации проникали уголовные элементы. Работники местных тюрем не получали материальной поддержки, подрабатывали как могли. Заключенные не были обеспечены работой. Основным требованием правительства к местам заключения стала самоокупаемость. Велась межведомственная борьба за руководство местами заключения между НКЮ и НКВД.

3. Материальное положение большинства мест заключения в начале 20-х годов XX в. оставалось очень тяжелым. Хронически не исполнялось бюджетное финансирование, а 1 января 1922 г. лагеря были сняты с денежного государственного снабжения и переведены на принцип самоокупаемости. В результате произошло изменение оплаты труда (были понижены должностные оклады) и значительно снижены нормы продовольственных пайков. Но, как показала практика, сделать места заключения самоокупаемыми не удавалось. Предприятия ГУМЗа в условиях нэпа были неконкурентоспособны: не имели твердого рынка сбыта, качество изделий оставалось низким, издержки производства - непозволительно большими. Вольнонаемный и аттестованный персонал переходил -на лучше оплачиваемую работу. Началось формирование системы социальной поддержки работников пенитенциарной системы. Однако кардинальное разрешение проблем социального обеспечения личного состава было начато лишь во второй половине 20-х годов XX в. наряду с пересмотром государственных социальных льгот всему населению.

Таким образом, процесс становления системы обеспечения социальных потребностей работников пенитенциарной системы носил волнообразный характер и нередко сопровождался принятием норм, ухудшающих существующее положение.

4. В начале 30-х годов XX в. нормативно-правовая база социальной защиты персонала уголовно-исполнительной системы, заложенная в 1922-1930 гг. и состоящая из отдельных правовых норм, была значительно расширена и модифицирована в единую целостную систему. Однако такой подход не являлся следствием особого отношения к системе, а соответствовал политической линии на укрепление силовых структур. Но, практическая деятельность уголовно-исполнительной системы в 30-е годы XX в. была существенно затруднена. Отсутствие правовой базы по организации деятельности пенитенциарных учреждений, низкое материальное стимулирование персонала учреждений и органов и как следствие отсутствие специального хорошо подготовленного аппарата, способного выполнять задачи новой карательной политики государства, усиливает негативные процессы в деятельности лишения свободы.

5. Деятельность всей страны, в том числе и исправительно-трудовых учреждений, в 1941-1945 гг. была направлена на реализацию общегосударственной задачи «Все для фронта, все для победы». Тяжелое экономическое положение страны, вызванное войной, существенно не изменило условий и норм обеспечения сотрудников пенитенциарной системы. Более того, размеры отдельных видов пенсий и пособий были повышены. Для этого периода весьма характерна была строгая централизация правотворческого процесса в целом и по социальному обеспечению в частности.

6. Трудности послевоенных лет (1946-й - середина 1950-х годов) повлекли за собой рост хищений государственного и общественного имущества, личной собственности граждан. Число заключенных начало резко возрастать. Положение в учреждениях уголовно-исполнительной системы было крайне сложным, процветал лагерный бандитизм, что серьезно осложняло деятельность администрации. В то же время исправительно-трудовые учреждения принимали непосредственное участие в восстановлении экономического потенциала государства, особенно в районах с наиболее трудными климатическими условиями. Уровень подготовки кадров пока оставался довольно низким. Существенное влияние на обновление кадрового состава, повышение авторитета сотрудников оказало введение в 1950 г. офицерских званий инспекторскому составу культурно-воспитательных отделов ИТЛ и строительств МВД СССР.

7. С начала 60-х годов XX в. начинаются серьезные изменения в социальной политике государства, что положительно отразилось и на уголовно-исполнительной системе. Создаются учебные части и школы по подготовке сержантов, надзирателей и инструкторов служебного собаководства. Принимается Кодекс законов о труде РСФСР (1971), Конституция СССР (1977), ряд законов и подзаконных актов о различных видах гарантий, льгот и компенсаций сотрудникам системы исполнения наказаний. Однако затратная мобилизационная экономика к концу 80-х годов XX в. приводит к снижению уровня жизни. Начинается новый этап реформирования социальной системы. В 1990 г. был принят Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации»; в 1991 г. Закон РФ «О милиции», ст. 27-29 которого распространены на сотрудников исправительно-трудовых учреждений, следственных изоляторов, лечебно-трудовых профилакториев, а также другие законы и подзаконные нормативные акты.

Таким образом, изучение архивных материалов, нормативно-правовой и научной литературы и других источников дает основание полагать, что состояние правовой и социальной защиты персонала уголовно-исполнительной системы оказывает прямое влияние на эффективность деятельности данной системы государственных органов.

Однако на протяжении довольно длительного времени (практически до 60-х годов прошлого века) в решении вопросов социального и правового обеспечения персонала уголовно-исполнительной системы применялся остаточный принцип. Это стало одной из основных причин появления в уголовно-исполнительной системе текучести кадров, низкого общеобразовательного и культурного уровня, высокого процента нарушений дисциплины и преступности.

Но при всех недостатках и ошибках в накопленном за столетия опыте реализации исправительно-трудовой политики есть достаточное число положительных примеров и даже образцов, которые заслуживают внимательного анализа и внедрения в практику работы по социально-правовой защите персонала. Это прежде всего относится к системе профессиональной подготовки и переподготовки управленческих кадров уголовно-исполнительной системы; гражданскому контролю и ответственности за их деятельность; формированию социальных и нравственных ценностей и развитию системы различных льгот и гарантий. В новых, изменившихся условиях важно найти формы сцепления прошлого, настоящего и будущего, обеспечить преемственность позитивного опыта в работе по социально-правовой защите персонала.

 

Автор: Макарова Н.Н.