08.03.2011 9914

Современное состояние социальной и правовой защиты персонала уголовно-исполнительной системы (статья)

 

В условиях формирования российской государственности существенно меняются подходы к обеспечению социальной защиты граждан и ее отдельных представителей, в том числе сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Важнейшим направлением реализации социальной защиты сотрудников системы исполнения наказаний является законодательное закрепление защитных мер как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации.

Закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей» устанавливает особые условия назначения пенсий для военнослужащих, работников органов внутренних дел, КГБ, ФСК, ФСБ.

При этом Законом установлена исходная база и предельные размеры пенсий. Следует отметить, что действующий Закон в отличие от предыдущего (от 20 ноября 1990 г. № 340-1) установил более высокую исходную базу и более высокие предельные размеры пенсий.

Так, пенсия за выслугу 20 лет исчисляется в размере 50 % соответствующих сумм денежного довольствия (вместо 40 %), за каждый последующий год службы - в размере 3 %, но всего не более 85 % денежного довольствия (вместо 75 %). Повышена на 10 % и норма пенсии за выслугу лет с учетом трудового стажа.

В соответствии с Законом в сумму денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий сотрудникам уголовно-исполнительной системы и их семьям, включаются оклады денежного содержания по должности, специальному званию, процентная надбавка за выслугу лет, а также месячная стоимость выдаваемого продовольственного пайка.

Законом до 45 лет снижен возраст, при котором в установленных случаях назначается пенсия за выслугу лет с учетом трудового стажа, и увеличены нормы пенсии по инвалидности I и II групп; для инвалидов войны и приравненных к ним инвалидов - с 75 до 85 % денежного довольствия, а для других категорий инвалидов - с 55 до 75 % денежного довольствия.

Таким образом, с принятием Закона о пенсионном обеспечении степень социальной защищенности сотрудников уголовно-исполнительной системы, уволенных со службы, была повышена.

На законодательном уровне дополнительные меры социальной защиты принимались и в последующие годы, что позволило увеличить размер пенсий сотрудникам органов внутренних дел и членам их семей. Так, Федеральный закон от 28 ноября 1995 г. № 186-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей» предусмотрел:

- пересмотр, начиная с 1 января 1996 г., минимальных размеров выплачиваемых пенсий, надбавок к пенсиям и повышений одновременно с повышением в установленном порядке минимального размера пенсии по старости;

- отмену с 1 июля 1996 г. предусмотренного ст. 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. ограничения 10-кратным минимальным размером оплаты труда суммы денежного довольствия;

- сохранение, начиная с 1 января 1997 г., выплаты пенсий, исчисленных с учетом соответствующего районного коэффициента, пенсионерам из числа сотрудников УИС, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 или 20 календарных лет, при выезде их из этих районов и местностей на новое место жительства, где районный коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере;

- Федеральным законом от 27 декабря 1995 г. № 211-ФЗ внесены изменения и дополнения в Закон о пенсионном обеспечении в связи с принятием 22 ноября 1995 г. Федерального закона «О пожарной безопасности».

Была дополнена ст. 18 Закона о пенсионном обеспечении, в которой речь идет об исчислении выслуги лет, то есть о том, что время работы в системе Госпожнадзора МВД, непосредственно предшествующее назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащим Госпожслужбы, включается в выслугу лет для назначения пенсии.

В соответствии с указанием ГУИН Минюста России № 18/16/4-313 от 20 августа 2001 г. пенсионерам, подвергшимся радиационному воздействию при проведении взрывов и испытаний ядерного оружия либо в результате аварийных ситуаций на ядерных объектах гражданского и военного назначения, а также при ликвидации последствий этих аварий, и семьям этих лиц, предоставляются дополнительные льготные условия назначения пенсий, выплачиваются надбавки к пенсиям, пособия и компенсации в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию.

Тем же документом было доведено методическое указание о порядке выплаты денежной компенсации в соответствии с Законом РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1. Методическое указание на пенсионеров уголовно-исполнительной системы распространило следующие виды компенсаций и льгот:

1. денежная компенсация в случае невозможности предоставления бесплатных путевок в санаторно-курортное и другое оздоровительное учреждение;

2. денежная компенсация в случае невозможности предоставления детям инвалидов-чернобыльцев, участников ликвидации последствий чернобыльской катастрофы и лиц, к ним приравненных, путевок в санаторно-курортные и другие оздоровительные учреждения;

3. компенсационная выплата за проезд один раз в год транспортом междугородного сообщения;

4. оплата ежегодного дополнительного отпуска 14 календарных дней;

5. ежегодная выплата в возмещение вреда инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы в соответствии со ст. 14, 15, 24 Закона РФ от 15 мая 1991 г.№ 1244-1;

6. выплата в возмещение вреда в связи со смертью инвалида вследствие чернобыльской катастрофы членам семьи умершего на основании п. 4 ст. 15 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях».

24 декабря 1993 г. главами 12 государств подписали соглашение «О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств».

Кроме того, 21 января 1993 г. был принят Закон РФ № 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах».

19 февраля 1993 г. был принят Закон РФ № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

22 сентября 1993 г. Правительство РФ приняло Постановление № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации».

В 1993 г. уделялось большое внимание вопросам организации социальной защиты сотрудников органов внутренних дел. Так, 25 января 1993 г. был издан приказ МВД РФ № 28 «О мерах по устранению нарушений требований Закона РСФСР «О милиции» в части выплаты единовременных пособий семьям погибших сотрудников органов внутренних дел». В нем упоминалось о грубых нарушениях ст. 29 указанного Закона и предписывалось Министрам внутренних дел республик в составе РФ, начальникам учреждений взять под личный контроль исполнение законодательства по социальной защите личного состава ОВД и членов их семей; привлекать к строгой дисциплинарной ответственности должностных лиц, виновных в несвоевременных выплатах единовременных пособий, вплоть до увольнения.

Министерством внутренних дел также был подписан ряд приказов, направленных на организацию и обеспечение социальной защиты сотрудников, пенсионеров и членов их семей.

Впервые в истории деятельности уголовно-исполнительной системы 21 июля 1993 г. был принят Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», направленный на разрешение проблем социальной и правовой защиты ее сотрудников.

Статьи 32-37 гл. IV указанного Закона определили правовую и социальную защиту работников уголовно-исполнительной системы.

Статья 32 определяет правовую защиту персонала и членов их семей. В ней указано, что персонал, а также члены их семей находятся под защитой государства. Неприкосновенность личности, честь и достоинство персонала охраняются законом. Законные требования персонала обязательны для исполнения должностными лицами и гражданами. Неисполнение законных требований персонала, а также действия должностных лиц и граждан, препятствующие исполнению персоналом своих обязанностей, влекут за собой ответственность в установленном законом порядке.

Никто, кроме государственных органов и должностных лиц, прямо уполномоченных на то данным Законом, не вправе вмешиваться в служебную деятельность персонала.

Статья 33 предусматривает гарантии личной безопасности сотрудников УИС и членов их семей. Среди них: недопущение обнародования в средствах массовой информации сведений о месте жительства сотрудников УИС, а также сведений о прохождении службы, которые могут быть представлены только с разрешения начальников учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов; обеспечение сотрудников оружием и специальными средствами индивидуальной защиты для постоянного ношения и хранения.

Закон также предусматривает государственное страхование и возмещение ущерба в случае смерти (гибели) или увечья рабочих и служащих учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов, обеспечение их жилой площадью и ряд других льгот.

Так, ст. 34 закрепляет право на государственное страхование и возмещение ущерба в случае смерти (гибели) или увечья рабочих и служащих учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов.

Статья 35 раскрывает право сотрудников уголовно-исполнительной системы на обеспечение жилой площадью. В соответствии с этой статьей сотрудники имеют право на получение жилой площади в виде отдельной квартиры или дома, предоставляемых местными органами власти в течение трех лет, по установленным законодательством нормам. До предоставления жилой площади в установленный срок они обеспечиваются общежитием либо им выплачивается денежная компенсация за наем (поднаем) временного жилого помещения в размере, оговоренном договором найма (поднайма) жилья, но не превышающем должностной оклад нанимателя.

Уголовно-исполнительная система может иметь ведомственный жилой фонд, формируемый в установленном Правительством Российской Федерации порядке.

Сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и проживающим в жилых помещениях, не имеющих центрального отопления, оплачивается за счет учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению в этих районах и местностях.

Сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждении с особыми условиями хозяйственной деятельности не менее 10 лет и уволенные из органов внутренних дел Российской Федерации по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или сокращению штатов, а также члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для постановки на квартирный учет в избранном постоянном месте жительства. Документы о сдаче жилых помещений и выписке с прежнего места жительства указанным гражданам и членам их семей предоставляются при получении постоянной жилой площади.

При невозможности предоставить им жилые помещения по установленным нормам в трех месячный срок органы местного самоуправления обязаны временно разместить граждан, уволенных из органов внутренних дел Российской Федерации, и членов их семей в жилых помещениях или выплачивать им денежную компенсацию за наем (поднаем) временного жилого помещения в размере, оговоренном договором найма (поднайма) жилья. С согласия граждан, уволенных из учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органами местного самоуправления им могут быть предоставлены средства для строительства или приобретения жилья в размерах, определяемых Правительством Российской Федерации.

Статья 36 закрепляет предоставление льгот персоналу. Среди них:

- увеличение должностных окладов в зависимости от вида учреждения, исполняющего наказания, характера и сложности выполнения работ, в случае увеличения численности осужденных и заключенных сверх лимита, установленного Правительством Российской Федерацией для данного вида учреждений, исполняющих наказания, с соответствующим режимом или следственного изолятора;

- установление льготного пенсионного возраста персоналу учреждений и органов, исполняющих наказания;

- право на бесплатный проезд в транспорте городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси), а также попутном транспорте - в сельской местности и к месту лечения;

- выплата единовременного пособия при увольнении со службы и др.

Статья 37 определяет льготы по социально-бытовому обеспечению сотрудников УИС.

Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» впервые определил средства пресечения противоправных деяний осужденных, к которым относятся: физическая сила, специальные средства, газовое и огнестрельное оружие.

В Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации (ст. 86) определены меры безопасности и основания для применения физической силы, специальных средств, газового и огнестрельного оружия. Они применяются в случаях: оказания осужденными сопротивления персоналу ИУ, злостного неповиновения законным требованиям персонала, проявления буйства, участия в массовых беспорядках, захвата заложников, нападения на граждан или совершения иных общественно опасных деяний, а также при побеге или задержании бежавших из исправительных учреждений осужденных в целях пресечения указанных противоправных действий, а равно предотвращения причинения этими осужденными вреда окружающим или самим себе.

Однако, несмотря на принятые нормативно-правовые акты, до настоящего времени в области социальной защиты сотрудников уголовно-исполнительной системы имеется ряд нерешенных проблем, о чем свидетельствуют статистические данные Федеральной службы исполнения наказаний, а также данные анкетирования сотрудников системы. Среди этих проблем следует выделить: организацию медицинской помощи сотрудникам; закрепление на службе в уголовно-исполнительной системе молодых специалистов - выпускников учебных заведений Федеральной службы исполнения наказаний; обеспечение сотрудников жилой площадью; равнодушие руководителей различных уровней в решении вопросов социального характера; материальное обеспечение сотрудников..

1. Организация медицинской помощи сотрудникам. В 1999 г. в результате анализа сведений об организации медицинской помощи сотрудникам уголовно-исполнительной системы, поступающих от руководителей территориальных органов уголовно-исполнительной системы, был сделан вывод о необходимости развития собственной сети лечебно-профилактических учреждений, особенно в отдаленных местностях. При вложении средств в развитие собственных учреждений здравоохранения появляется перспектива улучшения здоровья личного состава, повышения их трудоспособности, сокращения количества сотрудников, уходящих на пенсию по инвалидности. Одновременно с этим появляется возможность зарабатывать средства за счет добровольного медицинского страхования и оказания других платных услуг. В данном направлении уже активно работают в Красноярском крае, Кемеровской и Волгоградской областях.

Количество лиц, отдохнувших в здравницах уголовно-исполнительной системы, постоянно возрастает за счет увеличения их коечного фонда.

Однако в 2000 г. обеспечение сотрудников уголовно-исполнительной системы и членов их семей лечением в санаторно-оздоровительных учреждениях Министерства внутренних дел Российской Федерации составило лишь 12 % от потребности. В связи с этим принять! меры по формированию собственной санаторно-оздоровительной базы, расположенной на Черноморском и Балтийском побережье, на Северном Кавказе и в Подмосковье.

В 2002 г. по путевкам в детские оздоровительные лагеря было направлено более 6,4 тыс. детей. В то же время в 33 территориальных органах уголовно-исполнительной системы более 2 тыс. заявлений на предоставление путевок осталось без удовлетворения. Особенно тяжелое положение сложилось в Иркутской области, Республике Саха (Якутия), Учреждении ЖХ-385.

За последние годы создано 47 лечебно-профилактических учреждений для личного состава, открыто 2 санатория ФСИН России на 240 мест, в первом квартале 2004 г. начато расширение санатория им. СМ. Кирова на 30 мест, а также ввод первой очереди санатория Аксаково на 100 мест. Только в 2003 г. в санаториях отдохнули 3,5 тыс. человек.

В то же время обеспеченность путевками сотрудников уголовно-исполнительной системы, пенсионеров из числа лиц рядового и начальствующего состава, а также членов семей сотрудников системы на сегодняшний день составляет 17,8 % от потребности (с учетом здравниц ФСИН и МВД России).

«В некоторых регионах активно прорабатываются вопросы создания собственных реабилитационных и консультативно-диагностических центров».

Вместе с тем проблемы с оказанием медицинской помощи сотрудникам уголовно-исполнительной системы сохраняются.

По данным анкетирования сотрудников уголовно-исполнительной системы 76 % считают медицинский персонал ведомственной поликлиники и больницы недостаточно квалифицированным, для того чтобы оказывать необходимую им врачебную помощь, 36 % опрошенных по мере возможности, предпочитают обращаться за медицинской помощью в другие поликлиники, больницы, а 40 % вынуждены лечиться в ведомственных медицинских учреждениях, поскольку на другие нет средств. Неутешительные данные были получены и на вопрос: «Как часто Вы пользуетесь путевками на санаторно-курортное лечение и оздоровительный отдых во время ежегодного отпуска?». 76 % опрошенных еще ни разу не пользовались путевками на санаторно-курортное лечение и оздоровительный отдых во время ежегодного отпуска, 17 - пользовались очень редко и лишь 3 % - так часто как бы им хотелось.

Вопрос медицинского обеспечения сотрудников уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказаний регламентируется законодательными и нормативными правовыми актами России. В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Порядок оказания медицинской помощи сотрудникам уголовно-исполнительной системы Российской Федерации установлен Федеральным законом от 21 июля 1998 г. № 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы» и регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 1998 г. № 1254 «Вопросы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации», то есть медицинская- помощь сотрудникам уголовно-исполнительной системы осуществляется в лечебно-профилактических учреждениях Министерства внутренних дел Российской Федерации в объемах, установленных для сотрудников и пенсионеров органов внутренних дел.

Однако имеющиеся на сегодняшний день в их распоряжении лечебно-профилактические и санаторно-курортные учреждения не обеспечивают потребности не только уголовно-исполнительной системы, но и противопожарной службы МЧС, Государственной фельдъегерской службы, да и самого МВД России.

Более того, положение с оказанием медицинской помощи сотрудникам уголовно-исполнительной системы в регионах осложнилось после принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 г. № 27 «Об утверждении правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями». Департаменты здравоохранения республик, краев и областей и администрации федеральных и муниципальных учреждений здравоохранения, ссылаясь на данное Постановление и хроническое недофинансирование, соглашаются оказывать медицинскую помощь сотрудникам уголовно-исполнительной системы, в том числе и специализированную, только на платной основе.

Порядок оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации определяется Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 22 июля 1993 г. № 5487-1 «Об основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 1998 г. № 1096 «Об утверждении программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи» (в ред. от 24 июля 2001 г.), которая должна оказываться в федеральных учреждениях здравоохранения Минздрава России в рамках обязательного медицинского страхования при наличии страховых медицинских полисов.

Медицинское страхование граждан Российской Федерации осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», но в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2001 г. № 198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» и федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год сотрудники уголовно-исполнительной системы ФСИН России освобождены от уплаты налога на обязательное медицинское страхование и не являются субъектами обязательного медицинского страхования.

При применении законодательной и нормативно-правовой базы, регламентирующей и регулирующей вопросы медицинского обеспечения сотрудников уголовно-исполнительной системы России, выявились существенные недостатки, обострившие проблемы, связанные с недоступностью необходимой медицинской помощи.

Во-первых, в связи с тем, что сотрудники уголовно-исполнительной системы не являются участниками обязательного медицинского страхования, то они лишены бесплатной медицинской помощи в федеральных учреждениях здравоохранения и могут обслуживаться лишь в медицинских учреждениях Министерства внутренних дел России.

«Есть прецедент отказа работникам системы в предоставлении бесплатного медицинского обслуживания в судебном порядке (Псковская область - Невельская воспитательная колония). Делая ссылки на ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, Невельский районный суд Псковской области 26 февраля 2002 года сделал заключение, что «...осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц», то есть сотрудники Невельской воспитательной колонии имеют право на бесплатное медицинское обслуживание, но не за счет муниципального лечебного учреждения (ЦРБ), так как якобы нарушаются права медицинских работников этого учреждения на оплату их труда».

Во-вторых, 62 % от общего числа сотрудников проходят службу в подразделениях и учреждениях уголовно-исполнительной системы, удаленных на 50-600 километров от республиканских, краевых, областных и районных центров, в которых часто отсутствуют не только медицинские учреждения МВД России, но и Минздрава России, а значит, сотрудники лишены возможности обратиться в эти учреждения.

В-третьих, финансирование расходов по медицинскому обеспечению сотрудников уголовно-исполнительной системы за счет сметы Министерства внутренних дел России бюджетным законодательством не предусмотрено, а использование лечебно-профилактическими учреждениями Министерства внутренних дел России средств, выделяемых на нужды уголовно-исполнительной системы, осуществляется в соответствии со сметой содержания соответствующих учреждений, их пропускной способностью, количеством койко-мест и иных прогнозных показателей без учета потребностей уголовно-исполнительной системы.

В связи с этим медицинское управление Федеральной службы исполнения наказаний приняло, на наш взгляд, правильное и необходимое решение:

- рассмотреть вопрос о включении сотрудников уголовно-исполнительной системы в систему обязательного медицинского страхования;

- осуществить передачу функций по медицинскому обеспечению сотрудников уголовно-исполнительной системы из Министерства внутренних дел России в ведение ФСИН России с соответствующей частью бюджетных ассигнований и штатной численности, предназначенных для этих целей и находящихся в настоящее время в ведении Министерства внутренних дел России. С этой целью Министерство юстиции Российской Федерации в апреле 2003 г. направило в Правительство Российской Федерации предложения по внесению изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 1998 г. № 1254;

- провести работу по созданию и развитию ведомственных амбулаторных учреждений и центров медико-социальной реабилитации для сотрудников, пенсионеров уголовно-исполнительной системы и членов их семей, особенно в тех местностях, которые удалены от учреждений здравоохранения Министерства внутренних дел РФ.

2. Закрепление на службе в уголовно-исполнительной системе молодых специалистов - выпускников учебных заведений Федеральной службы исполнения наказаний. Переход к новой стратегии развития потребовал существенного повышения образовательного уровня сотрудников. Однако он напротив постепенно снижается. В 1998 г. 56,3 % офицеров имели высшее образование, на 1 января 2003 г. 53,2 %. Большой процент составляют сотрудники, не имеющие профильного образования.

Опрос ряда абитуриентов показал, что некоторые из них поступают в учебные учреждения уголовно-исполнительной системы только с целью бесплатного получения высшего образования, а в будущем планируют работать адвокатами или юристами коммерческих структур. Такие же данные были получены при опросе курсантов юридического факультета Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний в 2004-2005 годах.

Привлекать на службу подготовленных специалистов становиться очень сложно. Особенно это относится к выпускникам медицинских учебных заведений. Молодые врачи с иронией относятся к агитационным аргументам. Это вполне понятно, поскольку за год обучения, например, в Ставропольской медицинской академии необходимо уплатить 2,1 тыс. у.е. Сумма значительная. Не секрет, что в таких учебных заведениях получают образование дети состоятельных и занимающих соответствующее положение в обществе родителей, которые после окончания вуза работать в исправительных колониях явно не будут.

Особенно необходимо проявлять больше внимания и заботы к молодому пополнению. Сейчас в отдельных службах молодежь составляет 60 %.

Именно им предстоит продолжать начатые преобразования системы. Вместе с тем они не всегда получают необходимую поддержку, заботу и в плане адаптации в коллективе, и в повышении профессионального роста, и организации быта. Последнее очень важно для молодых сотрудников, особенно тех, которые после окончания высших и средних учебных заведений Федеральной службы исполнения наказаний были направлены на службу в другую местность.

Так, ст. 7 Закона РФ № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» определяет льготы по социально-бытовому обеспечению сотрудников уголовно-исполнительной системы. В ней указано, что сотрудники учреждений, исполняющих наказания, имеют право на получение из средств федерального органа уголовно-исполнительной системы выплат на первоначальное обзаведение хозяйством в размере и порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, в одном из следующих случаев:

- при назначении на должность после окончания учебного заведения Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации;

- при назначении на должность прибывших по распределению выпускников гражданских высших учебных заведений;

- в течение трех месяцев с момента заключения первого брака.

В соответствии со ст. 5 указанного Закона уголовно-исполнительная система включает в себя: учреждения, исполняющие наказания; территориальные органы уголовно-исполнительной системы; федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области исполнения наказаний.

По решению Правительства Российской Федерации в уголовно-исполнительную систему также могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения.

Таким образом, учитывая ст. 5 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» право на получение выплат на первоначальное обзаведение хозяйством имеют исключительно молодые сотрудники, прибывшие на службу и работающие в учреждениях, исполняющих наказания. Сотрудники, прибывшие и проходящие службу в территориальных органах уголовно-исполнительной системы, федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных в области исполнения наказаний, и других учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы такого права лишены.

Для недопущения ухудшения социального положения молодых сотрудников, особенно только что прибывших после окончания высших учебных заведений ФСИН России, необходимо внести изменение в Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». В абзаце первом части первой статьи 37 слова «сотрудники учреждений, исполняющих наказания...» заменить словами «сотрудники уголовно-исполнительной системы...». В связи с этим изменением привести в соответствие подзаконные нормативно-правовые акты Российской Федерации.

Еще одной проблемой для молодых сотрудников, прибывших по распределению в другую местность, становится проблема с местом проживания. Решать ее в одиночку очень сложно. Однако отдельные руководители и подразделения не желают заниматься этой проблемой, а в результате уголовно-исполнительная система теряет молодые, специально подготовленные кадры (сотрудники увольняются).

Из года в год среди персонала увеличивается доля женщин. Это ведет к ослаблению служб. Только часть оперативного состава - юристы с высшим образованием (26 %). О каком качестве может идти речь? Согласно сводному отчету, 50 % личного состава подразделений уголовно-исполнительной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области, учреждения ЖХ-385, Приморского края, Свердловской области и Уральского УЛИУ состоит из женщин. В уголовно-исполнительной системе служат и работают 113 428 женщин, тогда как в исправительных колониях и СИЗО их содержится не более 50 тыс. человек.

3. Обеспечение сотрудников и пенсионеров уголовно-исполнительной системы жилой площадью остается одной из самых острых социальных проблем.

По состоянию на 1 января 2003 г. в очереди на улучшение жилищных условий состоит более 41,8 тыс. семей сотрудников и пенсионеров уголовно-исполнительной системы, при этом свыше 9 тыс. сотрудников стоят в очереди на улучшение жилищных условий более 10 лет, свыше 3,5 тыс. - стоят в льготной очереди. В целом по уголовно-исполнительной системе каждая шестая семья не обеспечена жилой площадью по нормам, предусмотренным жилищным законодательством, либо не имеет жилья.

В уголовно-исполнительной системе данная проблема решается по двум направлениям: строительство жилья за счет инвестиций; приобретение жилья за счет государственных жилищных сертификатов.

Несмотря на то, что в последние несколько лет наметилась положительная динамика роста объемов построенного жилья за счет государственных централизованных капитальных вложений, в целом их объем по сравнению с потребностью крайне незначителен. В связи с тем, что Федеральная целевая программа «Государственные жилищные сертификаты» рассчитана на обеспечение жильем сотрудников, уже уволенных или увольняемых из уголовно-исполнительной системы, и совершенно не затрагивает проблемы обеспечения жильем молодых сотрудников, а также сотрудников, продолжающих проходить службу, очередь нуждающихся в жилье практически не уменьшается.

Встречаются случаи ненадлежащего контроля за использованием средств, выделяемых на социальную защиту персонала. Так, руководство Микуньского УЛИУ допустило срыв ввода в эксплуатацию 27-квартирного жилого дома в г. Микунь и 32-квартирного жилого дома в г. Емва, а Камского УЛИУ - 2-квартирного жилого дома в п. Ныроб.

В связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»« и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»« от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ произошел ряд изменений в социально-правовой защите сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Наиболее значительным изменением ни в пользу сотрудников является отмена ст. 35 «Обеспечение сотрудников уголовно-исполнительной системы жилой площадью» Закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Социальные гарантии, закрепленные в данной статье являлись одними из самых значимых для привлечения на службу в уголовно-исполнительную систему молодых сотрудников.

С 1 января 2005 г. в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 852 «О порядке и размерах выплаты компенсаций за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Государственной противопожарной службы Министерства

Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лицам начальствующего состава Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации» сотрудникам уголовно-исполнительной системы, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания, ежемесячно выплачивается денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилого помещения, но не более: 1500 руб. - в г. Москве и г. Санкт-Петербурге; 1200 руб. - в других городах и районных центрах; 900 руб. - в прочих населенных пунктах.

При условии совместного проживания с сотрудником трех и более членов семьи размер денежной компенсации повышается на 50 %.

Напомним, что в отмененной ст. 35 компенсация за наем (поднаем) временного жилого помещения выплачивалась в размере, оговоренном договором найма (поднайма) жилья, но не превышающем должностной оклад нанимателя.

4. Равнодушие руководителей различных уровней в решении вопросов социального характера.

«Нет должного спроса с заместителей начальников исправительных учреждений, отвечающих за воспитательную работу. Это подтверждают протоколы оперативных совещаний, в которых фигурируют вопросы работы с осужденными и другие, но с трудом можно отыскать рассмотрение воспитательной и социально-правовой работы с сотрудниками в прямой постановке».

Управления Федеральной службы исполнения наказаний проводят большую работу с комитетами Государственной Думы, Правительством Российской Федерации, различными федеральными министерствами по улучшению социального положения сотрудников, снижению социальной напряженности в коллективах. Но, несмотря на рост денежного содержания личного состава, полностью всех социальных проблем это не снимает.

Необходимо развивать собственную социальную сферу уголовно-исполнительной системы, привлекать к решению социальных проблем органы власти субъектов Российской Федерации, заботиться о поддержке персонала, ограждая себя от больших кадровых потерь.

Не случайно указанием заместителя министра юстиции Российской Федерации в феврале 2002 г. территориальным органам было предписано обеспечить первоочередное направление доходов учреждений и прибыли предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также средств внебюджетного фонда на решение вопросов развития социальной сферы, материального поощрения личного состава, социальные нужды сотрудников и членов их семей, на другие цели социального характера.

В целях совершенствования деятельности руководителей всех уровней для решения вопросов социального характера 2 июля 2002 г. министром был издан приказ № 185 о ежегодном проведении смотра работы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по усилению социальной защищенности работников.

В апреле 2003 г. подведены итоги- первого смотра. По федеральным округам первые места по его результатам присуждены территориальным органам Курской, Вологодской, Ростовской, Кировской областей, Красноярского, Приморского краев, Ханты-Мансийского автономного округа.

«Указанные территориальные органы добились наилучших показателей в развитии и использовании для нужд персонала возможностей собственного производства, по созданию условий для эффективного труда и отдыха работников, организации питания дежурных смен во время несения службы, развитию культурно-оздоровительной и медико-реабилитационной базы, открытию для персонала магазинов, столовых, буфетов, организации работы для личного состава в учреждениях мастерских по ремонту авто техники, радиоаппаратуры, обуви и одежды».

Результаты смотра свидетельствуют о том, что, находясь почти в равных региональных экономических условиях, эти территориальные органы не ограничиваются констатацией объективных трудностей, а используют комплексный подход в решении социальной защищенности личного состава, сохраняют кадровый потенциал.

В то же время смотр показал, что необходимо активнее проводить работу по созданию и реализации совместных с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации региональных целевых программ, предусматривающих меры социальной поддержки работников уголовно-исполнительной системы и членов их семей.

Сегодня такие программы существуют лишь в 11 регионах - в Кировской, Вологодской, Ульяновской, Московской, Новгородской, Тверской, Челябинской областях, Красноярском крае, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. Кроме того, в ряде регионов руководителями местных органов власти достигнуты соглашения о моральном и материальном стимулировании сотрудников и коллективов, показавших высокие результаты в боевой и служебной подготовке.

В результате тесного взаимодействия с администрациями субъектов Российской Федерации в ряде регионов приняты нормативные правовые акты, направленные на дополнительную социальную поддержку сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Некоторые территориальные органы активно привлекают для морального и материального стимулирования сотрудников негосударственные организации и фонды.

Федеральной службой исполнения наказаний было проведено сравнение зависимости показателей текучести кадров в территориальных органах от состояния в них работы по усилению социальной защищенности персонала. Результаты показали, что территориальные органы, занявшие призовые места по итогам смотра, имеют и лучшие показатели по сохранению кадрового состава. Если в целом по уголовно-исполнительной системе уволено по собственному желанию 38,7 % от общего количества уволенных (а это в основном сотрудники, не достигшие пенсионной выслуги), то, например, во ФСИН, УФСИН России по Курской области этот показатель составляет 5 %, Ростовской - 0,8, Вологодской области - 6,5 %.

Эти цифры еще раз убеждают, что нужно активно и настойчиво решать социальные проблемы персонала для сохранения кадрового потенциала системы.

На постоянном контроле должны быть вопросы социально-правовых гарантий и оказания помощи семьям погибших сотрудников. Не должна ослабевать поддержка сотрудников, получивших увечья, ранения. Отправляясь на Северный Кавказ, выполняя служебный долг, сотрудник должен быть уверен: что бы ни случилось, их семьи не останутся без заботы и внимания.

5. Материальное обеспечение очень большая проблема и важный показатель социального благополучия сотрудников. Когда человеку не хватает денег, он пытается решать эту проблемы, однако все делают это по-разному.

В 2002 г. в уголовно-исполнительной системе зарегистрировано 682 нарушения законности, из них 80 % - вступление в запрещенные связи с осужденными. Наибольшее их количество совершено сотрудниками службы безопасности (8,5 в расчете на 1 тыс. личного состава, аппарата воспитательной работы с осужденными - 7,4). По уголовно-исполнительной системе России - 2,7. К дисциплинарной ответственности привлечены 30 тыс. сотрудников (119 в расчете на 1 тыс. личного состава). Из них 2278 человек (200 в расчете на 1 тыс. личного состава) - сотрудники аппарата воспитательной работы с осужденными, 2510 (185) - производства, 1272 (167) - оперативной службы. Более 45 % проступков составляют нарушения исполнительской дисциплины. Несмотря на принимаемые меры, эти нарушения носят хронический характер, что свидетельствует о низкой профессиональной подготовке личного состава, неудовлетворительном контроле за работой подчиненных со стороны их непосредственных руководителей. За злоупотребление спиртными напитками привлечены к дисциплинарной ответственности 3 тыс. сотрудников. В состоянии алкогольного опьянения сотрудниками совершено 18 суицидов, 50 дорожно-транспортных происшествий.

Всего в 2002 г. сотрудниками совершено 53 самоубийства. И хотя их количество снизилось на 21 % к уровню прошлого года (68 случаев), острота проблемы не снижается. Анализ случаев суицида показывает, что многие причины, из-за которых люди сводят слеты с жизнью, можно было профилактировать. Очень важную роль в данном случае играют руководители служб и подразделений. Они должны быть внимательными к проблемам своих подчиненных, помогать им, создавать как можно более благоприятные материально-бытовые условия и на службе и вне нее.

В соответствии с Законом РФ от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ в Федеральном законе «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перехода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы» от 30 июня 2002 г. № 78-ФЗ утратили силу: п. 3 ст. 2 «Денежные компенсации расходов по оплате жилой (общей) площади, коммунальных услуг, абонентской платы за пользование телефоном», абзацы 2-4 п. 2 ст. 4 «Приведение нормативных правовых актов Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом». Пункт 8 ч. 2 ст. 1 изложена в следующей редакции: «дифференцированной в зависимости от состава сотрудников и местности прохождения службы, ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы в размерах и порядке, определяемых руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, до 120 % оклада по занимаемой штатной должности. Правительство РФ вправе принимать решения о повышении размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы отдельным категориям сотрудников в зависимости от места проживания и прохождения службы в целях недопущения снижения уровня материального обеспечения сотрудников в связи с переводом натуральных льгот в денежную форму;».

Однако на практике материальное положение ряда сотрудников уголовно-исполнительной системы все же ухудшилось - это адъюнкты и докторанты очной формы обучения высших учебных заведений ФСИН России, курсанты и слушатели очной формы обучения высших и средних учебных заведений ФСИН России. В связи с тем, что в денежное довольствие указанных сотрудников уголовно-исполнительной системы не входит выплата надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы, повышение которой предполагает погашать расходы по оплате проезда в общественном транспорте городского, пригородного и местного сообщения.

Хочется поспорить с законодателем. Надбавка за сложность, напряженность и специальный режим службы, на наш взгляд, прямо указывает на условия ее выплаты, и проезд в общественном транспорте городского, пригородного и местного сообщения не имеет к ней ни какого отношения. Огромная география уголовно-исполнительной системы предполагает такое же разнообразие цен на указанный транспорт. Поэтому, очевидно, если законодатель действительно хочет, чтобы сотрудник чувствовал себя социально защищенным, оплата проезда должна компенсироваться из другого источника.

Мы предлагаем ввод компенсации по оплате проезда в общественном транспорте городского, пригородного и местного сообщения, дифференцировав ее по стоимости в каждом конкретном населенном пункте. Например, в г. Рязани стоимость единого проездного билета составляет 250 руб. Это и будет размер компенсации по оплате проезда в общественном транспорте городского, пригородного и местного сообщения.

Поэтому важным звеном в повседневной деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы остается реальное обеспечение социальной защищенности сотрудников.

В своем заключительном слове на Всероссийском совещании руководителей территориальных органов и образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы директор ФСИН России Ю.И. Калинин отметил, что решающим звеном системы исполнения наказаний остаются кадры и необходимо принять меры к их сохранению и укреплению. Важнейшим направлением в деле укрепления потенциала уголовно-исполнительной системы является реальное обеспечение социальной защищенности личного состава.

Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» закрепил, что должности правоохранительной службы являются должностями государственной службы. Таким образом, в этом нормативно-правовом акте впервые законодательно закрепляется статус сотрудников правоохранительных органов как государственных служащих. После вступления в силу ст. 7 данного Закона, это позволит применять к сотрудникам уголовно-исполнительной системы все требования, предъявляемые к государственным служащим, а также пользоваться правами, законодательно установленными для этой категории лиц, что существенно изменит правовое положение и потребует приведения нормативно-правовой базы Федеральной службы исполнения наказаний в соответствие с данным Законом.

Исходя их положений Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г., сотрудником уголовно-исполнительной системы является гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности правоохранительной службы в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы, и получающий денежное содержание за счет средств федерального бюджета.

Однако возникает вопрос, который необходимо учесть при принятии Федерального закона о правоохранительной службе. В исправительных учреждениях существует категория сотрудников, которые получают денежное содержание не за счет бюджета, а за счет производственной деятельности органа уголовно-исполнительной системы. К ним относятся сотрудники производственного отдела, отдела маркетинга, бухгалтерии. В некоторых учреждениях к ним могут относиться сотрудники отделов кадров, организационно-аналитических отделов и психологи. По Федеральному закону «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. эти сотрудники не будут относиться к государственным служащим лишь из-за другого источника финансирования, что существенно ухудшит их социально-правовое положение. Для недопущения ситуации, которая может повлечь нежелание проходить службу в указанных подразделениях необходимо внести изменение в готовящийся Федеральный закон о правоохранительной службе. В определении работника правоохранительной службы после слов «получающий денежное содержание за счет средств федерального бюджета», добавить «а также за счет средств получаемых от производственной деятельности учреждения».

Происходящие в уголовно-исполнительной системе перемены повысили требования к уровню профессиональных и нравственных качеств всех категорий сотрудников, от рядового до генерала, однако об уровне их социально-правовой защиты нельзя сказать того же.

В связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»« и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»« от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ произошел ряд изменений в социально-правовой защите сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Так, в Законе РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» утратили силу: ст. 35 «Обеспечение сотрудников уголовно-исполнительной системы жилой площадью»; п. 3 ч. 1 (надбавка за перелимит), ч. 5 (бесплатный проезд на лечение для пенсионеров и членов их семей), ч. 6 (бесплатный проезд в общественном транспорте городского, пригородного и местного сообщения, а также попутным транспортом - в сельской местности) ст. 36 «Предоставление социальных гарантий персоналу». В абзаце 1 ч. 1 ст. 37 слова «в виде беспроцентной ссуды в размере до 12 окладов денежного содержания на срок до трех лет в случае:» заменены словами «в размере и порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, в одном из следующих случаев:».

Также ухудшилось социальное положение пенсионеров уголовно-исполнительной системы и членов их семей, которые лишены бесплатного проезда к месту лечения.

Следует отметить, что в настоящее время происходит смена поколений. В 2002 г. из уголовно-исполнительной системы уволены 333 полковника (в 2001 г. - 261). Вновь назначены на должность каждый четвертый начальник, и каждый шестой заместитель начальника территориального органа уголовно-исполнительной системы. 90 % личного состава работает в уголовно-исполнительной системе менее 10 лет.

Поэтому чрезвычайно важно поддерживать достигнутый уровень социально-правовой защиты сотрудников и пенсионеров уголовно-исполнительной системы, а по некоторым позициям стараться его поднять. Без обеспечения стабильности социальных гарантий личного состава невозможно сохранить кадровое ядро. В данной ситуации огромную роль играют и руководители органов и учреждений уголовно-исполнительной системы. Им необходимо использовать все возможные пути для обеспечения социальной защиты сотрудников, например, целенаправленное использование доходов от внебюджетной деятельности, развитие собственной социальной сферы, тесный контакт с местными органами власти.

Так, руководители многих территориальных органов организуют работу магазинов, столовых, продажу продуктов питания, полученных от деятельности подсобных хозяйств и сельхозколоний, создают оздоровительные центры для персонала и др. Особенно интересен опыт, который накоплен в территориальных органах Новгородской, Вологодской, Курской, Мурманской, Ростовской, Волгоградской, Тамбовской областей.

В ряде регионов (г. Москве и области, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, Красноярском крае) налажен тесный контакт с органами власти субъектов Российской Федерации, благодаря чему решаются вопросы ежемесячных доплат из местных бюджетов к денежному содержанию сотрудников, другие проблемы.

Эффективная работа с кадрами должна рассматриваться как важнейшая часть управленческой деятельности, одно из средств, оказывающих прямое воздействие на конечные результаты оперативно-служебной и производственно-хозяйственной деятельности.

Одной из форм поощрения и стимулирования сотрудников органов, учреждений и организаций уголовно-исполнительной системы России - это ведомственные награды:

- медали: Анатолия Кони, серебряная медаль «За доблесть», бронзовая медаль «За доблесть», медаль «За усердие» I степени, медаль «За усердие» II степени, золотая медаль «За укрепление уголовно-исполнительной системы», серебряная медаль «За укрепление уголовно-исполнительной системы», медаль «Ветеран уголовно-исполнительной системы», медаль «За службу» I степени, медаль «За службу» II степени, медаль «За службу» III степени;

- почетная грамота Министерства юстиции Российской Федерации;

- нагрудные знаки: нагрудный знак «Почетный работник юстиции России», почетный знак уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации «За отличие в службе» I степени, почетный знак уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации «За отличие в службе» II степени, нагрудный знак «За службу на Кавказе».

2002 г. был объявлен - годом сотрудника. В апреле 2002 г. заместителем министра Российской Федерации Ю.И. Калининым была утверждена Концепция совершенствования работы с кадрами, которая определила ориентиры и основные направления этой работы.

В соответствие с приложением 2 к приказу ГУИН Министерства юстиции Российской Федерации «Об итогах деятельности уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации в 2002 году и задачах на 2003 год», основным направлением деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста Российской Федерации на 2003 г. было улучшение работы с личным составом, его социальной защиты, подготовка кадров для уголовно-исполнительной системы (п. 1). Аналогичным оставалось направление деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в 2004 г. Решение проблем правовой защищенности сотрудников уголовно-исполнительной системы осуществляется посредством последовательного принятия нормативных правовых актов, содержащих гарантии социальной и правовой защиты. Однако только принятия норм недостаточно, необходимо создание эффективного механизма осуществления предусмотренных законом гарантий социально-правовой защиты сотрудников. Создание такого механизма сопровождается определенными сложностями: сказывается неполнота и слабая система-тизированность правовой базы, регулирующей вопросы социальной и правовой защиты, недостаточная материальная и финансовая обеспеченность и др.

Механизм социально-правовой защиты - это комплекс мер идеологического, юридического и социального характера, направленных на поддержание порядка в УИС и условий для нормальной жизни и деятельности ее сотрудников, пенсионеров и членов их семей. Это гарантии реального использования персоналом своих прав. Без этих гарантий, провозглашенных законом, права не могут быть реализованы.

Таким образом, изложенное позволяет сделать ряд выводов:

1. В настоящее время в практике организации работы по социально-правовой защите персонала уголовно-исполнительной системы также существуют определенные недостатки, которые возможно устранить лишь при соответствующем нормативно-правовом обеспечении. Анализ отдельных законов и нормативных правовых актов Министерства юстиции Российской Федерации свидетельствует о том, что на сегодняшний день правовая регламентация мер социальной защиты сотрудников уголовно-исполнительной системы разработана не полностью.

2. Во-первых, необходимо приведение ее в соответствие с законодательством о государственной службе. Исходя их положений Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г., сотрудником уголовно-исполнительной системы является гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности правоохранительной службы в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы, и получающий денежное содержание за счет средств федерального бюджета.

Однако в исправительных учреждениях существует категория сотрудников, которые получают денежное содержание не за счет бюджета, а за счет производственной деятельности органа уголовно-исполнительной системы. Для недопущения ухудшения их социально-правового положения необходимо внести изменение в готовящийся Федеральный закон о правоохранительной службе. В определении работника правоохранительной службы после слов «получающий денежное содержание за счет средств федерального бюджета», добавить «а также за счет средств получаемых от производственной деятельности учреждения».

3. В соответствии с Законом РФ от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ в Федеральном законе «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перехода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы» от 30 июня 2002 г. № 78-ФЗ п. 8 ч. 2 ст. 1 предусматривает выплату ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы в размере до 120 % оклада по занимаемой штатной должности. Однако на практике это не решило главной задачи - недопущения ухудшения материального положения сотрудников в связи с отменой проезда. По нашему мнению, надбавка за сложность, напряженность и специальный режим службы прямо указывает на условия ее выплаты, и проезд в общественном транспорте городского, пригородного и местного сообщения не имеет к ней никакого отношения. Огромная география уголовно-исполнительной системы предполагает такое же разнообразие цен на указанный транспорт. Поэтому, если законодатель действительно хочет, чтобы сотрудник чувствовал себя социально защищенным, оплата проезда должна компенсироваться из другого источника. Мы предлагаем ввод компенсации по оплате проезда в общественном транспорте городского, пригородного и местного сообщения, дифференцировав ее по стоимости в каждом конкретном населенном пункте. Например, в г. Рязани стоимость единого проездного билета составляет 250 руб. Это и будет размер компенсации по оплате проезда в общественном транспорте городского, пригородного и местного сообщения.

4. Для совершенствования организации медицинской помощи следует:

- рассмотреть вопрос о включении сотрудников уголовно-исполнительной системы в систему обязательного медицинского страхования;

- осуществить передачу функций по медицинскому обеспечению сотрудников уголовно-исполнительной системы из Министерства внутренних дел России в ведение Федеральной службы исполнения наказаний с соответствующей частью бюджетных ассигнований и штатной численности, предназначенных для этих целей и находящихся в настоящее время в ведении Министерства внутренних дел России. С этой целью Министерство юстиции Российской Федерации в апреле 2003 г. направило в Правительство Российской Федерации предложения по внесению изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 1998 г. № 1254;

- проводить работу по созданию и развитию ведомственных амбулаторных учреждений и центров медико-социальной реабилитации для сотрудников, пенсионеров уголовно-исполнительной системы и членов их семей, особенно в тех местностях, которые удалены от учреждений здравоохранения Министерства внутренних дел РФ.

5. Проявлять больше внимания и заботы к молодому пополнению и в плане адаптации в коллективе, и в повышении профессионального роста, и в организации быта.

Так, ст. 37 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» определяет льготы по социально-бытовому обеспечению сотрудников уголовно-исполнительной системы. В ней указывается, что сотрудники учреждений, исполняющих наказания, имеют право на получение из средств федерального органа уголовно-исполнительной системы выплат на первоначальное обзаведение хозяйством в размере и порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 5 указанного Закона уголовно-исполнительная система включает в себя: учреждения, исполняющие наказания; территориальные органы уголовно-исполнительной системы; федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области исполнения наказаний, а также другие органы и учреждения, созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.

Таким образом, учитывая положения ст. 5 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» право на получение выплат на первоначальное обзаведение хозяйством имеют исключительно молодые сотрудники, прибывшие на службу и работающие в учреждениях, исполняющих наказания. Сотрудники, прибывшие и проходящие службу в территориальных органах уголовно-исполнительной системы, федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных в области исполнения наказаний и других учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, такого права лишены.

Поэтому для недопущения ухудшения социального положения молодых сотрудников, особенно только что прибывших после окончания высших учебных заведений Федеральной службы исполнения наказаний, необходимо внести изменение в Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». В абз. 1 ч. 1 ст. 37 слова «сотрудники учреждений, исполняющих наказания...» заменить словами «сотрудники уголовно-исполнительной системы...». В связи с этим привести в соответствие подзаконные нормативно-правовые акты Российской Федерации.

6. Из-за отмены ст. 35 «Обеспечение сотрудников уголовно-исполнительной системы жилой площадью» Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» необходимо увеличивать объемы инвестиций на строительство жилья, а также следить за реальными ценами на поднаем жилья для своевременной индексации компенсации за наем (поднаем) временного жилого помещения.

7. Необходимо развивать собственную социальную сферу уголовно-исполнительной системы, привлекать к решению социальных проблем органы власти субъектов Российской Федерации, заботиться о поддержке персонала, ограждая себя от больших кадровых потерь. Также важно совершенствовать механизм реализации законодательно закрепленных положений. Это будет способствовать совершенствованию всех направлений функционирования уголовно-исполнительной системы.

 

Автор: Макарова Н.Н.