08.03.2011 10389

Общая характеристика законодательства о налогах и сборах (статья)

 

Налоговое законодательство проходит процесс кодификации ускоренными темпами. Законодательно оформляются в федеральных законах базовые правовые принципы и институты по регулированию финансовой деятельности государства.

Отдельные институты административного права и процесса (компетенция государственных органов, обжалование действий должностных лиц, процедура досудебного рассмотрения споров с государственными органами и др.) являются основой для становления некоторых специальных институтов налогового законодательства, таких как «полномочия налоговых органов», «порядок обжалования решений налоговых органов», «порядок рассмотрения жалоб налогоплательщиков на решения налоговых органов», и должны развиваться в соответствии с общими институтами законодательства, регулирующего вопросы управления и статуса государственных органов.

Налоговые нормативно-правовые акты содержат основные экономические и юридические параметры, обеспечивающие комплексную правовую регламентацию налогового метода в управлении экономикой и государственными финансами.

Для обеспечения успешного развития государства используется целый комплекс специальных методов управления экономикой. Важную роль играет разумная и грамотная политика в сфере налогообложения. Необходимо создание благоприятных условий для финансово-хозяйственной деятельности всех субъектов экономических отношений.

Ранее Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы РФ» оперировал понятием «налоговая система», которая определялась как «совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, взимаемых в установленном порядке», т.е. фактически все обязательные платежи в бюджеты и внебюджетные фонды включались в налоговую систему. Придание всем указанным платежам налогового характера основывалось на отсутствии различий в понимании налога, сбора, пошлины, а также других платежей, которые одинаково рассматривались как «обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами».

Иногда понятия «налоговая система» и «налогообложение» используются как тождественные. С нашей точки зрения, это не совсем уместно.

«Система» - это определенное множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, и образующих определенную целостность, единство.

Налоговая система - это совокупность существующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения. Существенными условиями налогообложения, являются:

- принципы налогообложения;

- порядок установления и введения налогов;

- система налогов;

- порядок распределения налоговых поступлений между бюджетами различных уровней;

- права и обязанности участников налоговых отношений;

- формы и методы налогового контроля;

- ответственность участников налоговых отношений;

- способы защиты прав и интересов участников налоговых отношении.

Можно предположить, что понятие налоговой системы включает в себя два признака. Во-первых, совокупность налогов, сборов и других платежей, закрепленных в качестве государственных доходов, а во-вторых, совокупность процессуальных отношений по поводу установления, изменения, отмены налогов, платежей, организации контроля за осуществлением уплаты налогов и сборов.

Мы поддерживаем позицию А.В.Мясниковой, что для успешного функционирования налоговой системы государства необходимо постоянно совершенствовать законодательную технику в соответствующей области.

Так, например, нормы предписывающие вменение того или иного налога должны соответствовать так называемой налоговой модели.

НК РФ не содержит ряд специальных норм, устанавливающих ту или иную налоговую модель. Но четко определен субъект налогообложения, объект, ставки налогов, ответственность за совершение налоговых правонарушений и др.

Понятие «налогообложение» характеризуется как правоотношение по установлению и введению налогов и сборов, т.е. налогообложение реализуется в налоговой системе.

Таким образом, понятие «налоговая система» характеризует «налоговый правопорядок в целом», а налогообложение является элементом налоговой системы. В действующем законодательстве термин «налоговая система» чаще всего используется в Указах Президента РФ и Постановлениях Правительства РФ.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» (с изменениями от 11 февраля, 14 марта, 27 мая 2005 г.) Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы в установленной сфере деятельности являются правопреемниками Министерства РФ по налогам и сборам, а также Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству по всем правоотношениям, связанным с представлением интересов РФ в процедурах банкротства.

Согласно Указа Президента РФ от 20 мая 2004 года Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов.

ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам.

Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов РФ. Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

ФНС России и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам РФ, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, в городах, в городах без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня (далее - налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов.

Налоги - естественный атрибут любого общества и один из древнейших экономических инструментов. Они появились вместе с государством и использовались им как основной источник средств для содержания органов власти и материального обеспечения выполнения ими своих функций. Со временем налоги из простого инструмента мобилизации доходов бюджета превращаются в основной регулятор всего воспроизводственного процесса, влияя на темпы и условия функционирования экономики.

В ст. 2 ФЗ РФ «Об основах налоговой системы в РФ» под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимался обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый налогоплательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Но это определение налога не раскрывает существенных правовых признаков налога и не дает возможность отличить налоговый платеж от неналогового, и установить различия налогов от сборов и пошлин.

Как для теории, так и для практики важно четкое и грамотное формулирование понятий «налог» и «сбор». В п.5 ст. 3 НК РФ говорится о том, что ни на кого не может быть возложена обязанность по уплате каких-либо взносов или платежей, обладающих установленными НК РФ признаками налогов или сборов, но не предусмотренных Кодексом. Таким образом, если какой-либо обязательный платеж, установленный законодательными или исполнительными органами власти, обладает всеми формальными признаками налога или сбора, но прямо не указан в НК РФ, его взимание является противозаконным.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (п.1.ст.8 НКРФ).

Под сбором в ч. 2 ст. 8 НК РФ понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Отдельные ученые характеризуют налог, как нарушение свободы и права собственности налогоплательщика. Но это не совсем так, мы считаем, что данная характеристика налога не соответствует его содержанию с точки зрения права.

Обязанность уплаты налогов и сборов является одной из основных обязанностей и представляет собой конституционно закрепленное и охраняемое правовой ответственностью требование, которое предъявляется каждому человеку и гражданину, связанное с необходимостью его участия в финансовом обеспечении интересов общества, государства, других граждан.

Верной, на наш взгляд, является позиция Н.П. Кучерявенко, что «обязанности субъектов в налоговых правоотношениях выступают как стабильные, которые закрепляются, прежде всего, в нормативном финансово-правовом акте. Даже тогда, когда обязанность субъектов устанавливается актами индивидуального регулирования, его содержание выступает как детализация требований, содержащихся в нормативных актах. Иными словами, сама обязанность подчиненного субъекта составляет зачастую систему обязанностей. Так, налоговая обязанность плательщика реализуется через обязанность ведения налогового учета, обязанность уплаты налогов и сборов, обязанность предоставления налоговой отчетности.

Практически везде налоговую обязанность отождествляют с обязанностью по уплате налога. Но это только часть ее содержания. Действительно, уплата налога представляет собой реализацию основной обязанности налогоплательщика и может быть рассмотрена как налоговая обязанность в узком смысле. Однако налоговая обязанность в широком смысле включает:

- обязанность по ведению налогового учета;

- обязанность по уплате налогов и сборов;

- обязанность по представлению налоговой отчетности.

Налоговая обязанность в широком смысле может быть дифференцирована и по видовым обязанностям налогоплательщика, возникающим по каждому налогу или сбору. Совокупность же подобных отдельных обязанностей и будет составлять комплекс налоговых обязанностей налогоплательщика или налоговую обязанность в широком смысле».

Можно выделить общие и непосредственные обстоятельства, с которыми НК РФ связывает возникновение налоговой обязанности. К общим обстоятельствам относятся условия принятия и вступления в силу налоговых законов, соблюдение процедуры установления и введения налогов. К непосредственным - признание субъекта налогоплательщиком, возникновение объекта обложения, отсутствие льгот и др.

Однако С.А. Герасименко считает, что «обязанность уплатить налог возникает у конкретного налогоплательщика применительно к определенному налоговому периоду лишь при наличии у него налоговой базы». В результате исчисления налога происходит корректировка объекта налогообложения с учетом установленных законом вычетов и льгот. В результате может оказаться, что отсутствует налоговая база и не возникает обязанность по уплате налога. Обязанность уплаты налога возникает при наличии объекта обложения. В результате исчисления налога и применения налоговых льгот, налогооблагаемая база уменьшается, что может привести к изменению, в том числе и к прекращению обязанности уплаты налога. При отсутствии объекта налога не возникает ни обязанности уплаты налога, ни права на льготы, ни обязанности исчисления налога, ни налогооблагаемой базы.

В статье 44 НК РФ указаны условия возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налога и сбора, только эти обстоятельства являются основаниями (юридическими фактами) для возникновения, изменения или прекращения указанного правоотношения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28 апреля 2005 г. N А72-9896/04-4/230 было отказано ЗАО «Авиастар-СП» г. Ульяновск в удовлетворении требований о признании незаконными действий налогового органа по взысканию с налогоплательщика недоимки суммы подоходного налога. ЗАО обосновывает требования фактом нарушения налоговым органом порядка взыскания налога и указывает, в связи с этим, на утрату налоговым органом права по взысканию недоимки.

Несмотря на то, что судом обоснованно сделан вывод о нарушении налоговым органом порядка взыскания налога, данное обстоятельство не является основанием для прекращения налоговой обязанности, так как статьей 44 НК РФ данное основание не предусмотрено.

Объект налогообложения включает в себя не указание на основания возникновения обязанности, а наличие у субъекта определенных прав на предмет обложения. Можно включить в понятие налоговой обязанности четыре элемента: правильное исчисление налога, обязанность уплачивать налог в полном объеме, обязанность уплачивать налог своевременно, уплачивать налог в установленном порядке.

В соответствии со ст. 38 НК РФ под объектом налогообложения понимаются операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики. К тому же, конкретный объект налогообложения устанавливается определенной статьей части второй НК РФ, посвященной соответствующему налогу. В частности, в ст. 209 главы 23 НК РФ (Налог на доходы физических лиц) в качестве объекта налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками как от источников в РФ, так и от источников за пределами РФ.

Однако обязанность по уплате налога возникает у налогоплательщика по истечении определенного времени либо одновременно с появлением объекта налогообложения. За исключением авансового способа исчисления и уплаты налога (акцизы, единый социальный налог), но даже в таком случае по окончании налогового периода производится окончательный расчет соответствующего налога. Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными в течение налогового периода, и суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, подлежит уплате либо зачету в счет будущих налоговых платежей или возврату налогоплательщику.

Конституционный суд РФ отметил, что «налог - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в ст.57 Конституции РФ, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства». «Установить налог или сбор можно только законом. Налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться «законно установленными». На эти конституционные положения опирается и НК РФ.

В последнее время в ряде нормативно-правовых актов, термин «законодательство» употребляется в узком смысле для обозначения совокупности только законов. Однако в большинстве случаев категория «законодательство» используется в широком ее понимании для обозначения всей совокупности нормативных актов различного уровня.

До принятия НК РФ термин «налоговое законодательство» употреблялся в широком значении. О возможности регулирования налоговых отношений не только законами, но и другими актами, в том числе подзаконными, говорилось, в частности, в Законе РФ «Об основах налоговой системы в РФ» и Законе РСФСР «О Государственной налоговой службе РСФСР».

В ст. 1 НК РФ строго определена система нормативно-правовых актов, составляющих законодательство о налогах и сборах: 1) НК РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах; 2) законы и иные нормативно-правовые акты о налогах и сборах субъектов РФ, принятые в соответствии с НК РФ; 3) нормативно-правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления в соответствии с НК РФ.

Из данного перечня видно, что термин «законодательство» упомянутый в ст. 1 НК РФ, отличается от понятия законодательства в узком и широком смысле.

Целью введения в НК РФ этой правовой категории является ограничение круга нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере налогообложения. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, исполнительные органы местного самоуправления, органы государственных внебюджетных фондов, издают нормативно-правовые акты для регулирования данные отношений, в случаях прямо предусмотренных законодательством о налогах и сборах. В ст. 4 НК РФ прямо говорится о том, что указанные нормативно правовые акты не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

В соответствие со ст. 4 НК РФ федеральные органы исполнительной власти (к их числу относится и Правительство РФ) в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. В частности, к компетенции Правительства России НК РФ относит решение вопросов об установлении ставок отдельных федеральных налогов (п. 1 ст. 53); установлении порядка списания задолженности по налогам и сборам, взыскание которых оказалось невозможным (ст. 59); определении перечня отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер (п. 2 ст. 64) и др.

Таким образом, действующее законодательство РФ не допускает установление и введение налога или сбора на основе подзаконных актов.

Правоприменительная практика высветила проблему соотношения «налоговых» и «неналоговых» законов, не посвященных в целом налогообложению, но устанавливающих отдельные нормы, применительно к отношениям в области налогов и сборов. Так, некоторые федеральные законы предусматривали предоставление дополнительных налоговых льгот отдельным категориям граждан, либо предоставление преференции для некоторых видов экономической деятельности. Вследствие этого, возникла проблема, подлежат ли непосредственному применению такие положения «неналоговых» законов или нет Верховный Совет РФ в постановлении от 10 июля 1992 года «О некоторых вопросах налогового законодательства РФ» указал, что в целях систематизации законодательства федеральные налоги (в том числе размеры их ставок и налоговые льготы) устанавливаются только законодательными актами РФ, принимаемыми в форме законов и постановлений по вопросам налогообложения. В п. 2 указанного постановления устанавливалось, что проекты законодательных актов РФ, регулирующих отношения, не связанные в целом с вопросами налогообложения, не должны содержать нормы, устанавливающие особый порядок налогообложения, включая освобождение от налогов.

Однако Верховный Совет многократно допускал отступления от установленного правила. Первым таким отступлением было принятие Закона РФ «Об образовании», ч. 3 ст. 40 которого предусмотрено, что образовательные учреждения независимо от их организационно - правовой формы в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов, в том числе платы за землю.

Налоговые органы придерживались позиции, которая поддерживалась Высшим Арбитражным Судом РФ, о неприменении норм, содержащихся в «неналоговых» законодательных актах.

Практическое разрешение проблема налогового законодательства нашла в Постановлении Конституционного Суда РФ, где положение ч. 1 ст. 11 ФЗ РФ «О Государственной границе РФ» о введении налогового платежа (сбора за пограничное оформление) было признано не противоречащим Конституции РФ. Таким образом, в соответствии с правилом ч. 1 ст. 76 Конституции РФ все федеральные законы имеют прямое действие на территории РФ и должны применяться непосредственно, в том числе нормы о налогах, содержащиеся в «неналоговых» законах.

Данная проблема образовалась, на наш взгляд, по причине отсутствия в действовавшем законодательстве РФ нормативно установленного определения понятия «налоговое законодательство».

С вступлением в силу НК РФ ситуация частично изменилась. Однако в соответствии с ч. 1 ст. 1 НК РФ к законодательству РФ о налогах и сборах не относятся принимаемые «не в соответствии с Кодексом» федеральные законы и, таким образом, данные законы уже не могут регулировать налоговые отношения. Конституция РФ не предусматривает приоритет или различную юридическую силу федеральных законов. Установление же налоговых норм исключительно «налоговыми законами», т.е. федеральными законами и законами субъектов РФ, принятыми в соответствии с НК РФ, действует с 1 января 1999 года. А налоговые нормы, в том числе о налоговых льготах, установленные федеральными законами до указанной даты, подлежат применению и после 1 января 1999 года, если они не противоречат положениям НК РФ. Изложенное подтверждается п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.01 г. № 5 «О некоторых вопросах применения части первой НК РФ», согласно которому впредь до введения в действие соответствующих глав части второй НК РФ судам рекомендовано применять принятые в установленном порядке нормы закона, касающиеся налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения.

Эффективное правовое регулирование отношений между публичной властью и налогоплательщиками не возможно без четкого закрепления основополагающих принципов законодательства о налогах и сборах. Эти принципы закреплены в ст. 3 НК РФ.

Важнейшими из них являются принципы:

- законности налогообложения и сборов

- всеобщности

- равенства

- справедливости

- экономической обоснованности

- определенности

- соразмерности.

Возлагая на плательщиков обязанности по уплате налогов, государство вместе с тем гарантирует им защиту от незаконных налогов и сборов. Так, согласно ст. 57 Конституции РФ определено, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Принцип законности - это универсальный принцип, на который опираются все нормы-принципы законодательства о налогах и сборах. В НК РФ, в частности п. 5 ст. 3 обозначены формальные основания, необходимые для признания налогов и сборов законно установленными. Налогоплательщики не должны платить налоги и сборы, установленные не законодательными органами власти, даже если все признаки налога и сбора присутствуют. Такие платежи являются незаконно установленными. Незаконными также должны считаться налоги и сборы, хотя и установленные актами законодательства о налогах и сборах, но не отвечающие требованиям принципов равенства, всеобщности, справедливости, обоснованности и др.

Обязанность платить законно установленные налоги - публично-правовая обязанность, т.е. она распространяется на всех лиц, признаваемых НК РФ и иными актами налогового законодательства плательщиками. Все равны перед законом и несут равные обязанности предусмотренные, в частности, законодательством о налогах и сборах. Такие индивидуально безвозмездные платежи, устанавливаемые законом, не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Из принципов справедливости и соразмерности вытекает установление критериев фактической способности налогоплательщиков платить налоги и сборы. Налоги и сборы, не учитывающие финансовый потенциал различных слоев (групп, категорий) плательщиков, создают социальное неравенство при взыскании формально равной суммы с плательщиков.

Принцип соразмерности налогообложения и сборов заключается в том, что ограничение права собственности и иных прав в результате установления и взимания налогов и сборов допустимо лишь в той мере, в какой это необходимо для достижения конституционно значимых целей (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав, а также ограничивающие или препятствующие законной деятельности налогоплательщиков, в частности, нарушающие единое экономическое пространство России, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров, работ, услуг или денежных средств.

В соответствии с ч. 3 ст. 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

Данное положение защищает плательщиков от произвольно, безосновательно установленных налогов.

Принцип равенства предполагает достижение справедливого перераспределения налогового бремени путем дифференциации ставок налогов и сборов и предоставления льгот. Различные ставки налогов и сборов, налоговых льгот не допускаются в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Конституция РФ закрепляет принципы свободы экономической деятельности и равенства всех форм собственности (ст. 8), а также равенства прав и обязанностей российских и иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 62).

Каждый налогоплательщик должен четко знать когда, в какой сумме и какие он должен платить налоги и сборы. Данный принцип определенности обязывает законы о налогах и сборах формулировать конкретно и понятно.

Не должно быть неопределенности в вышеуказанных законах. Налогоплательщик должен точно знать не только условия взимания того или иного налога, но и быть уверенным в том, что эти условия останутся неизменными в течение определенного периода времени. Частые изменения нормативной базы налогообложения противоречат принципу определенности налоговых обязательств, который тесно связан с проблемой стабильности налогового законодательства. Стабильность законодательства важна не сама по себе, а как средство достижения общей экономической стабильности.

На формирование законодательства и на правоприменительную деятельность, конечно же, оказывает влияние деятельность судебных органов. Важное значение приобретают акты Конституционного Суда РФ. Принятые Конституционным Судом РФ решения: а) обеспечивают исключение из действующего налогового законодательства неконституционных положений; б) способствуют восстановлению нарушенных прав граждан, в первую очередь, непосредственно обратившихся в Конституционный Суд РФ; в) активно влияют на законодательный процесс; г) способствуют выработке общих критериев оценки конституционности законов и иных нормативных актов, которые используются судами общей юрисдикции и другими органами при правоприменении.

Решения Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ так же имеют самое непосредственное влияние на практику применения нормативных актов в области налогов и сборов. Особенно заметна роль Высшего Арбитражного Суда РФ. В соответствии со ст. 7 Федерального конституционного закона от 28.04.95 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» судебные акты являются обязательными для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории РФ. Кроме того, согласно ст. 13 данного закона, Пленум ВАС РФ рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения законов и других правовых актов арбитражными судами и дает разъяснения по вопросам судебной практики, которые обязательны для арбитражных судов.

На опубликованные акты ВАС РФ участники налоговых споров нередко ссылаются для подтверждения правильности их позиции в отношении понимания и применения того или иного закона о налоге. В России судебные решения (прецеденты) не носят характера источника права, некоторые ученые же высказывают мнение о том, что нормотворчество присуще судебной ветви власти. Д.А. Фурсов основной причиной развития этого процесса считает недостатки действующего законодательства, поскольку «материальный и процессуальный законы имеют множество пробелов и противоречий, предвидеть которые законодатель объективно не в состоянии».

То, что определенная часть отношений, связанных с уплатой налогов и сборов формируется под действием актов органов судебной власти, свидетельствует о наличии существенных недостатков в развитии и применении налогового законодательства, отсутствии в нем ясных и четких норм. Вместе с тем, «судебное толкование и судебное нормотворчество служат уяснению смысла материального и процессуального законов, единообразному их применению, обеспечению режима законности при отправлении правосудия».

Анализ положений действующего законодательства в области налогов и сборов, прежде всего НК РФ, свидетельствует о наличии значительных недостатков как внутри такого законодательства, так и о возникающих коллизиях при совместном правовом регулировании общественных отношений наравне с другими отраслями действующего законодательства.

Таким образом, четкое, ясное и стабильное законодательство о налогах и сборах, гармонично встроенное в систему всего Российского законодательства, учитывающее финансовые интересы государства и закрепляющее правовые гарантии реализации принципа законности налогообложения для физических и юридических лиц, позволит говорить о становлении стройной и правомерной системы законодательства в данной области. Поэтому, необходимо последующее изменение законодательства, систематизация нормативных актов, регулирующих отношения в сфере налогов и сборов.

 

Автор: Коробова Т.Л.