23.11.2012 5908

Образовательная политика Советской власти и создание новых вузов на Юге России

 

Высшая школа России XX столетия была сложной структурой с постоянно менявшимися количественными и качественными показателями. Ее основу составляли государственные заведения, система которых сложилась в основном к концу XIX века. Полноценному функционированию системы отечественного высшего образования мешали сословные и национальные ограничения, дискриминация женщин, охранительные установки правительства, бюрократизм управления, остаточное финансирование. Отсутствие перспективного планирования вело к диспропорциям в развитии сети университетов и институтов при общем недостатке специалистов всех без исключения профилей. В значительной степени просчеты царской администрации в академической политике вызвали к жизни неправительственную, «вольную» высшую школу.

Территориально вузы тяготели к крупным административным и культурным центрам экономических районов с развитой промышленностью, сельским хозяйством, торговлей, каковыми в конце XIX-начале XX вв. на Юге России были Ростов, Новочеркасск, Екатеринодар, Царицын, Астрахань, Ставрополь, Владикавказ, Грозный. Но в то же время даже не во всех этих городах к началу Октябрьской революции были созданы вузы.

Практически сразу же после Октябрьской революции началась первая реформа народного образования. Декретом СНК РСФСР от 12 ноября 1917 г. была учреждена Госкомиссия по просвещению, которая должна была осуществлять общее руководство всем делом народного образования в РСФСР. Из Госкомиссии в качестве самостоятельного органа выделялся отдел высшей школы, который руководил вузами. Но вскоре в соответствии с декретом СНК РСФСР от 11 декабря 1917 года все учебные заведения, включая вузы, были переданы в ведение Наркомата просвещения (НКП).

Этот декрет стал политической и организационной предпосылкой для огосударствления высшей школы. Основываясь на нем, НКП в феврале 1918 г. объявил об объединении учебных и образовательных учреждений и заведений всех ведомств под своим руководством.

5 июня 1918 г. это решение было закреплено декретом СНК о передаче учебных и образовательных ведомств в ведение Наркомпроса, на который возлагались функции руководства наукой и искусством, организацией высшего и профессионального образования, политическим просвещением, издательским делом.

Создание и открытие вузов как в стране, так и на Юге России было в одних из основных в числе первых послереволюционных преобразований. С осени начинается массовое открытие новых советских вузов, в числе которых был и государственный университет в Астрахани, учрежденный декретом СНК РСФСР (учебные планы, списки профессорско-преподавательского состава, выписки из протоколов заседаний Совета университета и др. находятся в Государственном архиве Астраханской области).

В мае 1918 г. в Советской России началась Гражданская война и военная интервенция. В этих тяжелейших условиях 16 июня 1918 г. Совет народного образования Кубанско-Черноморской республики постановил открыть в Екатеринодаре политехнический институт с 6 отделениями, но осуществить это решение Советской власти не удалось. Политехнический институт был открыт Кубанским краевым правительством лишь 10 февраля 1919 г. (после захвата г. Краснодара Добровольческой армией) и «освящен» приветственной телеграммой А. И. Деникина.

В это же время было положено начало высшему образованию в национальных районах Северного Кавказа, где особо остро ощущался недостаток грамотных людей и квалифицированных кадров, который можно было ликвидировать только с открытием новых учебных заведений. До революции высших учебных заведений в Терской области и Дагестане не было.

Первым высшим учебным заведением стал Горский политехнический институт во Владикавказе. Инициатива его создания принадлежит группе профессоров и преподавателей учебных заведений страны: профессорам И.Г.Есеману и С.А.Гатуеву, приват-доценту Московского университета В.Ф.Раздорскому, преподавателям И.Т.Повсянко, М.М.Беляеву, А.В.Запрягаеву, И.Н.Алфимову и Н.В.Мазараки. Они в августе 1918 г. представили проект создания высшего учебного заведения в Народный комиссариат просвещения Терской республики. Нарком просвещения Я. Л.Маркус поддержал это предложение. 4 октября 1918 г. СНК Терской народной республики издал декрет об открытии института, объяснив это тем, что «богатства Терского края, обилие и разнообразие всех видов горных пород и недр земли диктуют необходимость создания такого высшего учебного заведения, в котором граждане, не отрываясь от родной почвы, смогут удовлетворять потребности в научном знакомстве с неисчерпаемыми богатствами края и приобретать уменье ими пользоваться».

К 1 декабря 1918 г. количество студентов достигло 875 человек и 21 декабря состоялось торжественное открытие института в составе трех факультетов: электромеханического, горно-химического и сельскохозяйственного. Сначала он назывался «Первый Владикавказский Советский Политический Институт». С образованием Горской республики он был переименован в Горский политический институт, а еще позже - в Горский сельскохозяйственный институт. В момент организации института в его составе было 4 профессора, 16 доцентов, 8 старших преподавателей, 6 ассистентом. Однако вступление во Владикавказ добровольческих войск приостановило работу по созданию вуза.

После окончания Гражданской войны начался новый этап развития высшего образования в России. Эти вопросы находились под постоянным контролем партийных органов. 28 февраля 1921 г. было создано Юго-Восточное и Кавказское Оргбюро ЦК РКП(б). В состав первого из них входили А.С. Бубнов, А. Г. Белобородов, К.Е. Ворошилов, Я.В. Полуян, М.И. Фрумкин и др. Задача Юго-Восточного бюро состояла в руководстве партийными организациями Донской, Кубано-Черноморской, Терской и Ставропольской губерний, Дагестанской, Горской АССР, Кабардинской и Адыгейской автономных областей. Архивные материалы бюро свидетельствуют о том, что бюро регулярно занималось изучением положения дел в вузах Юго-Восточного края.

Начались коммунистические преобразования в этой области. Еще в июле 1918 г. Совет народных комиссаров РСФСР принял положение «Об организации дела народного образования в РСФСР». По нему общее руководство образованием возлагалось на Государственную комиссию по просвещению Наркомпроса РСФСР, а на местах - на губернские отделы при Советах.

Была поставлена задача - сделать высшее образование общедоступным (хотя вплоть до середины 30-х годов сохранялись ограничения приема в вузы детей прежних господ), ликвидировать зубрежку и приблизить обучение к реальной жизни. С этой целью были закрыты многие богословские учебные заведения. В первую очередь это коснулось Кавказской духовной академии - первого высшего учебного заведения на Юге России, а также духовных семинарий в г. Ставрополе, Екатеринодаре и Ростове и др.

В советских вузах было отменено изучение древних языков. История заменена обществоведением, начали насаждаться методы логопедии и бригадной организации учебных занятий.

С первых дней существования Советская власть стала требовать изменения социального и партийного состава студентов, но на первых порах это оказалось делом довольно сложным, так как у рабочих и крестьян, у их детей не было среднего образования. Поэтому состав студентов в первые послереволюционные годы мало чем отличался от предреволюционного, но некоторые меры по изменению социального состава студентов Советская власть смогла принять уже в разгар Гражданской войны.

В феврале 1919 г. в Московский коммерческий институт было принято на учебу около 1000 рабочих с недостаточной подготовкой. В старостат пришли коммунисты и здесь родилась идея организации особого факультета как неотъемлемой и полноправной части института. Профессора были против, но старосты обратились с ходатайством в Наркопрос, где их инициатива была встречена с восторгом. 2 февраля 1919 г. был открыт первый рабфак в стране им. Артема.

Постановление НКП от 11 сентября 1919 г. обязало открыть рабфаки при других вузах, как «автономные учебно-вспомогательные учреждения, имеющие целью подготовку в кратчайшие сроки рабочих и крестьян в высшую школу». Были определены критерии приема на рабфак: для поступавших необходимо было представить удостоверение фабричного комитета или коммунистической ячейки о принадлежности к классу рабочих и крестьян, о поддержке Советской власти. Эти меры способствовали увеличению рабоче-крестьянской прослойки среди студенчества, хотя их количество увеличивалось не так быстро, как хотелось бы новой власти.

Это видно и на примере состава студенчества Донского (бывшего Варшавского) университета, при котором был создан Народный университет, где получили возможность обучаться выходцы из народа.

С завершением Гражданской войны Советская власть усилила работу по расширению существующих и созданию новых вузов, видя в них лучшее средство «от того недуга, который называется полным экономическим разорением». Только образование позволит применять более совершенную технику, приемы и способы использования природы, что «быстро поднимет экономическое благосостояние, обеспечит физическое благополучие народа», - подчеркивал В.П.Порох, русский интеллигент, автор идеи о создании Калмыцкого народного университета на I Общекалмыцком съезде Советов в июле 1920 г.

В январе 1920 г. под ударами Красной Армии Ростов был освобожден. Перед университетом встали многочисленные задачи по созданию управления учебным заведением; реорганизации факультетов с учетом потребностей народного хозяйства и культуры; изменению социального и партийного состава студентов. Ставилась задача путем систематической воспитательной работы улучшить состав научных работников, привлечь на сторону Советской власти старую профессуру, изменить содержание и повысить качество научной, учебной и воспитательной работы, подчинив ее целям и задачам советского правительства.

В 20-х годах в Донском университете были сохранены такие же факультеты, что и прежде, но в 1921 г. открыт рабочий факультет. В том же году с университетом слились Высшие женские курсы и Женский медицинский институт. В 1923 г. организуется педагогический факультет, факультет общественных наук (взамен историко-филологического и юридического). В следующем году на его базе был создан экономический факультет.

В 1921-1922 гг. ректором Варшавского университета стал профессор минералогии и петрографии П.И. Лебедев. В вузе ощущалась острая нехватка руководящих кадров, особенно ученых-коммунистов.

В июне 1920 г. Кубано-Черноморский отдел народного образования создал Комиссию, которая высказалась за открытие Кубанского университета в составе трех факультетов: медицинского, естественного и социально-исторического. Народный комиссариат просвещения РСФСР дал принципиальное согласие на открытие университета. 9 августа 1920 г. начался прием прошений абитуриентов в КубГУ. Желающих учиться оказалось больше, чем мог принять университет. На первый курс медицинского факультета было зачислено 424 человека (из них 52% женщин); на естественный - 843 (в том числе 486 женщин); на социально-исторический факультет 650 человек.

5 сентября 1920 г. в торжественной обстановке был открыт Кубанский государственный университет. В торжестве приняли участие председатель ревкома Я.Полуян, представители командования IX Армии, руководители местных партийно-советских учреждений.

В Государственном архиве Краснодарского края в фонде Кубано- Черноморского отдела народного образования имеется протокол № 86 заседания президиума областного исполкома от 10 сентября 1921 г., на котором постановили: из-за разрухи и финансового кризиса Кубанский госуниверситет переименовать в Высший педагогический институт, а на базе медицинского факультета создать медицинский институт. К пединституту перешел весь прием студентов университета. На четырех факультетах - словесно-историческом, естественно-математическом, педагогическом и внешкольном - училось 658 студентов из числа крестьян, рабочих и советских служащих.

Преподавание велось по плану университета, выработанному еще к началу 1921/22 учебного года. Практические занятия шли в кабинетах, лабораториях, а также во всех школах города. В пединституте насчитывалось 13 кафедр, на которых работало 50 преподавателей, 18 из них принадлежали к «старой» дореволюционной профессуре. Работала академическая библиотека в 75 тыс. экз. книг и читальный зал. Новейшую литературу получали из Москвы. В институте также действовали математический, физический, ботанический, географический, минералогический, педагогический кабинеты, химическая и анатомофизиологическая лаборатории, художественные и музыкальные студи (к лету 1926 г. на Кубани действовали уже 4 вуза: политехнический, сельскохозяйственный, педагогический и медицинский институты).

В 1921 г. в Ставрополе на базе Учительского института был образован Практический институт народного образования. На его четырех факультетах социально-историческом, словесном, биолого-географическом и физико-математическом - обучалось около 200 студентов. Для облегчения доступа в институт рабочей и сельской молодежи был открыт подготовительный факультет - рабфак. Организатором и руководителем этого вуза был В.А. Вагнер, внесший значительный вклад в развитие народного просвещения на Северном Кавказе и в стране.

Укреплялся и педагогический институт, в распоряжение которого было предоставлено помещение бывшей Ольгинской гимназии. Особое внимание в его деятельности обращалось на практическую подготовку будущих работников просвещения. Летом 1922 г. институт был преобразован в «Практический», но в сущности это преобразование осталось на бумаге: весь учебный год институт пользовался учебными планами пединститута и Положением о вузах.

Одновременно с педагогическими создавались на Юге страны и медицинские институты. Их укрупнение шло за счет слияния с другими учебными заведениями, чтобы выжить в условиях послевоенной разрухи. Так, в марте 1920 г. Ростовский городской мединститут был объединен с медицинским факультетом Донского университета. В том же году состоялся выпуск 295 молодых врачей.

В 20-е годы шла активная реорганизация Донского университета. Управление медицинским факультетом, как и всем университетом осуществлялось коллегиально. В управление входили представители от профессорско-преподавательского состава, треть управления составляли студенты.

Одновременно с демократизацией управления университетом началась дискуссия о цели образования. Главной целью образования объявлялось формирование новой коммунистической личности: основной целью профессионального образования - профессиональное развитие личности, преданной коммунистическим идеалам. Считалось, что приспособление работника к условиям конкретного производства требует давать узкопрофессиональные знания. Поэтому отношение к университетам было отрицательным. Открытые университеты в Екатеринодаре, Астрахани и Царицыне вскоре были закрыты.

Но главной причиной резкого сокращения количества вузов стал переход к НЭПу согласно решений X съезда РКП(б), состоявшегося в марте 1921 г. НЭП дал известный простор развитию производительных сил, но вверг в состояние полного упадка социальную сферу. Сократилась сеть школ, понизились нормы учебно-хозяйственных расходов, ухудшилось материальное положение учительства. Доля расходов на народное образование в бюджете государства, доходившая в 1920 г. до 10 %, в 1922 г. падает до 2-3 %.

При переходе к НЭПу особенно большой ущерб был нанесен высшей школе. В 1922 г. было принято решение о закрытии 41 вуза. Судьба 7 вузов решалась в зависимости от возможности перевода их финансирования из местных бюджетов. 21 вуз был преобразован в средние учебные заведения. По 7 институтам были ликвидированы рабфаки. Это была программа действий, итоговый результат которой А.В.Луначарский оценивал следующим образом: « в настоящее время Совнарком утвердил окончательную сеть высших учебных заведений. По ее принятии мы будем иметь 18 университетов, 26 высших учебных заведений сельскохозяйственного порядка, 21 индустриально-техническое, 13 педагогических».

Такая сеть учреждений высшей школы на тот период была очень мала и не обеспечивала потребностей народного хозяйства в специалистах. Но экономическое состояние страны делало необходимым принятие такого решения.

После ликвидации Кубанского университета в ноябре 1921 г. медицинский факультет, доказавший свою жизнеспособность и необходимость, был преобразован в медицинский институт. Его финансирование взял на себя Кубано-Черноморский облисполком, т.е. институт перешел на местный бюджет. Средства изыскивались путем разверстки между хозяйственными органами. Профессора и преподаватели отказались от зарплаты, а студенты добывали хозяйственные стипендии и вносили их в институтскую кассу. Буквально героические усилия предпринимал директор института известный в России патологоанатом Н.Ф. Мельников-Разведенков, чтобы сохранить учебное заведение.

Осенью 1924 г. был закрыт Крымский медицинский институт и часть его профессоров и студентов пополнили Кубанский. В последующем году КМИ был включен в сеть медицинских вузов РСФСР и взят на государственный бюджет.

Одновременно с учебной работой некоторые ученые пытались проводить медицинские опыты. Особенно плодотворной была научная деятельность коллективов, руководимых И.Г.Савченко, Н.Н.Петровым, В. Л.Эйнисом, А.И.Смирновым и др. Оценивая деятельность руководителя кафедры физиологии профессора А.И. Смирнова, ректор Кубанского мединститута Н.Ф. Мельников-Разведенков писал: «Приходится изумляться предприимчивости и дарованиям молодого профессора, который своими руками при помощи местных кубанских материалов и технических сил устроил сложные приборы, необходимые для экспериментальных работ. Надо преклоняться перед таким научным подвижничеством».

После закрытия Астраханского университета в марте 1922 г. на его базе был создан медицинский институт, так как Астраханский губисполком считал его деятельность важной и необходимой для края и принял институт на финансирование из средств местного бюджета. Преподаватели и студенты вуза не раз участвовали в ликвидации эпидемий; распространение которых представляло огромную опасность не только для Астрахани, но и других городов страны. Так, например, в июне 1922 г. приказом Астраханского губисполкома все студенты мединститута были мобилизованы на борьбу с холерой: студенты 1-ого и 2-ого курсов - в качестве санитаров-дезинфекторов, 3 курса - как фельдшера, 4 - как врачи. Только через 4 месяца, после ликвидации холеры, студенты вновь приступили к занятиям в университете.

В 20-х годах начали создаваться ведомственные институты. Среди них - Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта, Ставропольский сельскохозяйственный институт, Донской институт народного хозяйства и др. Так, например, Ставропольский сельскохозяйственный институт в 1919 г. в Ставрополе финансировался из местного бюджета и возглавлялся профессором В.М. Савичем. Первоначально в его составе было только одно агрономическое отделение, а также опытная сельскохозяйственная станция с ботаническим садом.

К 1921/22 учебному году, кроме агрономического, были открыты также инженерно-мелиоративный и рабочий факультеты, а сам вуз стал именоваться Ставропольским институтом сельского хозяйства и мелиорации. За ним были закреплены два совхоза (бывшие имения Деминых и Леликовых), а также дачи Павлова, Бибертова и Грушевский участок. Производственная деятельность осуществлялась на 816 десятинах земли, из которых 40 десятин занимала пашня, 200 - сенокосы, а на остальной площади были выпас и неудобья. Кроме того, в распоряжении института находились фруктовый сад, состоящий из 120 деревьев, оранжереи на Бибертовой даче и в архиерейском саду, бывшая монастырская ферма, крольчатник и небольшая пасека. Располагался институт в том же здании, в котором находится сейчас.

Основатель Ставропольского краеведческого музея Г.К.Праве предоставил в полное распоряжение этого института библиотеку и передвижной отдел созданного им музея. В 1922 году он был торжественно избран профессором сельскохозяйственного института.

В начале 20-х годов в Северо-Кавказском регионе действовала целая сеть других сельскохозяйственных институтов. Кроме названного выше Ставропольского сельскохозяйственного института, функционировали еще Донской сельскохозяйственный, Новочеркасский ветеринарный, Донской ветеринарный институты и др. Из-за слабой материальной базы, отсутствия профессорско-преподавательского состава и в связи с голодом в 1921 году были объединены Ставропольский сельскохозяйственный и Донской ветеринарный институты.

Вскоре после установления Советской власти на Кубани было принято правительственное постановление об организации в составе политехнического института сельскохозяйственного факультета.

В марте 1922 г. по решению Кубано-Черноморского областного Совета рабочих, крестьянских, казачьих, красноармейских и горских депутатов факультет выделился в самостоятельный Кубанский сельскохозяйственный институт по подготовке агрономов общего профиля. В том же году состоялся первый выпуск - 12 агрономов. В период с 1922 по 1929г. в институте обучалось 343 студента. Профессорско- преподавательский состав насчитывал 41 человека.

Но в 1923 г. Главпрофобр принял решение о закрытии КСХИ. На защиту института выступило Юго-Восточное Бюро ЦК РКП(б), которое неоднократно на своих заседаниях рассматривало этот вопрос и признало закрытие института нецелесообразным, посчитав действия Главпрофобра о закрытии КСХИ недопустимыми без согласования этого вопроса с местными организациями. Бюро поддержало ходатайства Кубчеробласткома о сохранении сельсхозинститута на Кубани с указанием на политическое значение этого акта, высказалось за то, что Кубань может взять на себя часть расходов по содержанию института, а также признало необходимым сохранение и Новочеркасского сельскохозяйственного института. Такая жесткая позиция Юго-Восточного Бюро ЦК РКП(б) позволила сохранить на Юге России оба сельскохозяйственных института.

В 1924 г. вводится специализация агрономов, с 1925 г. на 4-х факультетах готовят агрономов по полеводству, агрономов по специальным культурам (табаководству, садоводству, виноградарству и виноделию), агрономов по технологии и переработке сельскохозяйственного сырья.

В 1930 г. Краснодарский сельскохозяйственный институт делится на 5 институтов: зерновых культур, селекции и семеноводства, хлопководства, технических и специальных культур, свиноводства. Впоследствии институт свиноводства влился в Ставропольский зоотехнический институт, остальные 4 института объединились в Краснодарский сельскохозяйственный институт.

Одновременно создавались политехнические вузы. Такие институты действовали в г. Новочеркасске, Краснодаре, Сталинграде, Владикавказе. Наиболее крупным и стабильным из них был Новочеркасский политехнический институт, располагавший необходимым числом учебных мастерских, определенными традициями в подготовке инженерных кадров.

С окончательным установлением Советской власти институт вновь заработал Горский политехнический институт во Владикавказе, но его положение среди других учебных заведений РСФСР было неопределенным, так как он являлся чисто местным учреждением без фиксированного статуса. В августе 1920 г. делегация Совета института добилась в Москве его официального признания высшим учебным заведением и включения в число втузов Главного управления профессионального образования (Главпрофобра). Был также решен вопрос о финансировании института непосредственно Главпрофобром, который выделил новому вузу кредитов на сумму 86 167 ООО рублей. Часть из них была потрачена на приобретение специального оборудования, которое невозможно было купить на месте, «общим весом до 800 пудов».

Одновременно правление института старалось на месте приобретать необходимое для учебного процесса оборудование. Различным кабинетам удалось собрать в стенах института большое количество микроскопов, электроизмерительных приборов, геодезических инструментов, чертежных принадлежностей, таблиц, коллекций, книг и т.д. Благодаря этому, несмотря на все затруднения, почти полностью было организовано преподавание всех предметов на первых двух курсах всех факультетов.

Большим препятствием для развития института было отсутствие у него собственного помещения. Первоначально ему было предоставлено помещение в здании бывшего реального училища, которое использовалось им вместе с четырьмя школами 2-й ступени. В утренние часы в распоряжении института имелось всего 3 аудитории, а вечером - 9, причем эти помещения не могли быть оборудованы для занятий. В феврале 1921 г. по ходатайству руководства института решением Тероблисполкома вузу было передано все здание этого училища. Но и это не решило проблемы, так как многие из 44 комнат были настолько малы, что их нельзя было использовать для чтения лекций и устройства кабинетов. Только после соответствующей перестройки здание стало использоваться для проведения занятий.

В это же время для подготовки учительских кадров Терский областной исполнительный комитет своим приказом от 21 августа 1920 г. на основании распоряжения Наркомпроса РСФСР открыл во Владикавказе Терский институт народного образования (ТИНО). С его организацией было положено начало высшему педагогическому образованию в исследуемом регионе.

ТИНО был открыт на базе Владикавказского учительского института, Терской и Осетинской учительских семинарий и Фребелевских курсов. Он начал функционировать в составе 4 отделений (дошкольного, двух школьных для подготовки учителей для школ I и II ступени, отделения трудовых процессов) и трех факультетов: общественно-исторического (с отделениями социально-историческим и словесным), физико-математического (с физикоматематическим и естественно-географическим отделениями) и рабочего. На этих факультетах в первый год обучалось 210 студентов. Такая сложная структура объяснялась тем, что перед педагогическими институтами ставилась задача подготовки учителей широкого профиля, способных преподавать целую группу родственных предметов. При институте был открыт ряд научно-педагогических вспомогательных учреждений: опытнопоказательные школы первой и второй ступени, детский сад и пр.

Однако вскоре Совет вуза пришел к выводу, что институт со всеми его факультетами и разбивкой на отделения, циклы и секции при многочисленности и дробности изучаемых в нем дисциплин нуждается в реформе, соответствующей новым жизненным условиям и местным потребностям.

Наследие, доставшееся институту от перечисленных выше хорошо оборудованных педагогических учебных заведений, сразу дало возможность организовать кабинеты - физический, общественно-исторический, естественно-географический, по кавказоведению, трудовым процессам и др.

Занятия в институте начались в помещении бывшей войсковой учительской семинарии. Однако это здание несколько раз отнималось и окончательно было занято курсантами связи в декабре 1921 г. В течение этого времени институту принадлежали несколько комнат бывшего своего помещения и пять комнат Осетинской Окружной школы.

Понятно, что при таких условиях о дальнейшем развитии института не могло быть и речи и его научно-вспомогательные учреждения стали закрываться, а кабинеты оказались недоступными для студентов, т.к. в целях сохранности они были закрыты.

На первых порах вновь открытым институтам пришлось столкнуться с почти одинаковыми трудностями: несколько раз их существование из-за финансовых трудностей ставилось под сомнение. Дело в том, что необычайно быстрый рост количества высших учебных заведений в первые послеоктябрьские годы свидетельствовал не только и не столько о размахе культурно-организаторской деятельности Советской власти и о порыве к знанию со стороны масс, но прежде всего о том, что этот процесс шел стихийно, без учета финансовых, хозяйственных и иных возможностей государства, начинавшего переход от многолетней войны к миру.

Это признавала и Н.К.Крупская, которая отмечала: «Строилось очень много наспех, лишь с агитационными целями, без экономии в средствах и силах, не по плану, без определенной перспективы. Надлежащего контроля и руководства не было». В связи с этим число вузов стало сокращаться и, прежде всего, за счет только что открытых. Не избежали опасности закрытия и вузы г. Владикавказа.

В декабре 1920 г. специальной делегации, командированной в Москву, удалось не только закрепить юридическое бытие педагогического института, но и привезти учебную и научно-методическую. Но скудость средств, которые тогда могло выделять государство на высшее образование, трудности организационного порядка мешали нормальному учебному процессу. Из-за материальной необеспеченности часть студенчества и преподавателей покинули его.

Чтобы спасти недавно созданные институты, руководство национальных республик Северного Кавказа и вузов приходилось искать различные пути выхода из сложившегося тяжелейшего положения. Так, например, в мае 1920 года во Владикавказе был основан Северо-Кавказский институт краеведения, который до октября 1923 года в результате проделанной работы сделал следующие доклады: «О возможности промысловой охоты в Терском крае»; «О землетрясении в Куртатинском ущелье»; «Хозяйственный баланс Дагестана»; «Минеральные богатства Терского края»; «Состояние Грозненской промышленности с 1916 г. по 1920 г.»; «Геологические материалы, собранные в окрестностях Садонского рудника» и др.

Но так как нависла угроза закрытия института из-за финансовых проблем, то в апреле 1922 года была собрана конференция по урегулированию управления и финансирования научных учреждений, находящихся на территории федеративных и независимых республик. По докладу представителя Горской республики Гатуева о положении и деятельности Северо-Кавказского института краеведения конференцией было принято решение: «Ввиду того, что научная деятельность Северо-Кавказского института краеведения распространяется далеко за пределы Горской республики - охватывает часть Грузинской, Дагестанскую республику, Балкаро-Кабардинскую автономную область и западную часть Терской губернии - признать что Северо-Кавказский институт краеведения имеет общереспубликанское значение и должен находиться в ведении Акцентра РСФСР в административно-хозяйственном и в научном отношениях».

В это же время стал вопрос о существовании и Горского политехнического института. 4 ноября 1921 г. Совет вузов при Главпрофобре из-за тяжелого финансового положения и ряда других причин принял постановление о его закрытии. Бюллетень официальных распоряжений и сообщений Наркомпроса в ноябре 1921 года отмечал, что профессиональнотехническое образование в Горской республике находится « не на высоте и не соответствует тому значению, какое оно должно было бы иметь в этой области, имеющей большую потребность в распространении сельскохозяйственных знаний и в повышении производительности труда. 100 рабочих крупных нефтяных районов этой республики. Работа Главропфобра РСФСР не совсем налажена и несколько хаотична, нет связи с другими местными органами, ни с Совнархозом, ни с разными хозяйственными организациями, от которых часто зависит судьба того или иного учебного заведения».

Узнав о закрытии вуза, институт направил в Москву делегацию во главе с наркомом просвещения ГССР И. Томашевским и профессором ГПИ А.Р.Гюнтером. Несмотря на то, что эта делегация неопровержимо доказала несостоятельность выдвинутых Советом вузов доводов о закрытии института, а 14 декабря 1921 г. решение о его закрытии было опротестовано Коллегией Наркомнаца, Совет вузов не изменил своего решения. Тогда 22 декабря 1921 г. во ВЦИК была подана докладная записка, которую подписали делегаты не только Горской республики, но и Кабарды, Дагестана, Карачая, Ставрополя, приехавшие в Москву на IX Всероссийский съезд Советов. В ней доказывалась настоятельная необходимость сохранения института в интересах развития народного хозяйства и науки всего Кавказа. Не получив положительного ответа, 9 января 1922 г. делегация обратилась к В.И. Ленину. Вопрос о Горском институте был поставлен на рассмотрение Малого Совнаркома РСФСР. Созданная по указанию В.И. Ленина специальная комиссия изучила ситуацию и признала нецелесообразным закрытие Горского политехнического института. На заседании Малого СНК РСФСР 1 апреля 1922 г., проходившем под председательством В.И. Ленина, это решение было утверждено.

Этому решению способствовало то, что в Горской республике к тому времени была создана достаточная сеть средних учебных заведений, выпускники которых могли поступать в институт. В частности, в республике был создан рабфак, 2 техникума в Терской области; Владикавказский рабочий политехникум, состоящий из ряда краткосрочных курсов (счетоводный, нарсвязи, электротехнический, сапожный и т.д.); вечерний техникум с 6-ю отделениями в Грозном, профтехшкола, сельхоз школа и краткосрочные курсы при рабочих завода; две сельхозшколы в Базаркине и Алагире, сельхозкурсы в Нальчике, всего было около 30 средних учебных заведений.

Однако летом 1922 г. вновь встал вопрос о сокращении института в связи с денежными трудностями: вместо 15-16 млрд. руб. в месяц дензнаками образца 1921 г. Горская республика могла выделять не более 10 млрд. руб. Особая подкомиссия общеплановой комиссии при эконсовете Горской республики, занимавшаяся вопросом «О возможности дальнейшего существования Горского политехнического института и обследовании его», сочла возможным оставить только сельскохозяйственный и рабочий факультеты. Необходимость сохранения сельскохозяйственного факультета объяснялась как особой потребностью в агрономах для края в тот момент, так и тем, что именно он был лучше обеспечен научными силами и имел необходимые научные пособия и оборудование. В связи с этим политехнический институт был реорганизован и переименован в Горский сельскохозяйственный институт, который стал центром подготовки кадров для сельского хозяйства всего региона.

В 1923 г. институт обладал 20 лабораториями и кабинетами, имевшими необходимое оборудование для научно-исследовательской работы. К числу оборудованных лабораторий и кабинетов относились лаборатория общей и органической химии, физический кабинет, музей зоологии, кабинет лабораторно-земледельческой механики, кабинеты ботаники, анатомии, метрологии и систематики растений.

В институте работало 8 профессоров, 18 доцентов и преподавателей, 11 ассистентов. Технический персонал составлял 30 человек.

В ГСХИ обучалось свыше 300 студентов, из них вновь принятых - 94, восстановленных в правах - 8, переведенных из других вузов (Ставрополя, Крыма) - 86, выбыло до окончания курса - 52 (в связи с закрытием экономического факультета). Из общего числа студентов - 209 мужчин и 112 женщин.

Из них, не считая выбывших по заявлениям самих студентов: рабфаковцев - 24 человека; членов РКП (б) - 2, членов КСМ - 4; командированных профсоюзной организацией - 44; без направлений, поступивших на основании экзаменов - 162 человека; принятых по разверстке Главпрофобра из закрытых вузов - 86. По социальному положению студенты распределялись следующим образом: рабочих - 1, детей рабочих - 18, крестьян - 95, детей крестьян - 56, служащих - 58, трудовой интеллигенции - 4 и лиц прочих профессий - более 70 человек. Из перечисленного количества горцев - 44, из них осетин - 38, ингушей - 3, кабардинцев - З.

Таков социальный и национальный портрет студентов Горского сельскохозяйственного института, который рельефно отражает все особенности системы высшего образования 20-х годов на Северном Кавказе. Несмотря на все попытки через систему рабфаков добиться «пролетаризации» вузов, служащие составляли большинство студентов, т. к. среди рабочих и крестьян, а также их детей просто не было лиц, подготовленных к обучению в вузе. Национальный состав студентов отражает местоположение Горского сельскохозяйственного института - г. Владикавказ, столица Осетии.

До октября 1923 г. Горский институт народного образования находился в ведении Горской республики и содержался за ее счет. В октябре 1923 г. он согласно постановлению Наркомпроса РСФСР был преобразован в краевое высшее учебное заведение - Северо-Кавказский педагогический институт. При этом имелось в виду, что на Северном Кавказе он будет единственным: Кубанский педагогический институт должен был влиться в Северо-Кавказский во Владикавказе.

Против такого проекта решительно выступило Юго-Восточное Бюро ЦК РКП(б), которое, обсудив вопрос о слиянии Горского и Кубанского педвузов, приняло постановление:

1) считать невозможным перевод института из одного города в другой;

2) признать совершенно необходимым взятие Горского института на полное централизованное государственное снабжение и немедленное выделение для него необходимого числа платежных единиц и операционных сумм, не связывая этого вопроса с существованием пединститута на Кубани!».

Такая жесткая и решительная позиция Юго-Восточного Бюро ЦК РКП(б) не позволила ликвидировать Кубанский пединститут и оба института продолжали именоваться отделениями единого Северо-Кавказского педагогического института во Владикавказе. Но каждый из них фактически развивался самостоятельно. СКПИ (Владикавказский) перешел в ведение Главпрофобра и стал обслуживать почти все национальные районы Северного Кавказа.

Вначале он оставался на местном бюджете, и это отрицательно сказывалось на его финансовом положении. С января 1924 г. от Наркомпроса РСФСР стала поступать дотация в размере 1100 руб. ежемесячно. С марта того же года Горский Наркомпрос стал отпускать институту ежемесячно около 1000 руб. Кроме того, из особого культфонда для горских народностей институт получил единовременно 4000 руб. Все это вывело институт из затруднительного материального положения, приостановило текучесть преподавательского состава и отсев студентов.

В связи с реорганизацией в 1924 г. Горской республики и образовании на ее базе автономных областей было решено, что высшие учебные заведения, имея краевой характер, должны подчиняться центру через уполномоченного Наркомпроса на Юго-Востоке России, а не быть закрепленными за какой-либо автономной областью. По решению Совнаркома РСФСР от 19 сентября 1924 г. пединститут во Владикавказе был признан самостоятельным и взят на государственное снабжение Центра. Этим создавались более благоприятные условия для улучшения его работы по подготовке учителей и укрепления его материальной базы. Постановлением коллегии Наркомпроса РСФСР от 27 ноября 1924 г. Северо-Кавказский пединститут был переименован в Горский.

С 1924 г. общее руководство вузами стали осуществлять Северо-Кавказский крайком партии и крайисполком, а непосредственное - краевой отдел народного образования. На заседаниях Северо-Кавказского крайкома партии рассматривались в русле общегосударственной политики вопросы об организации деятельности вузов в соответствии с потребностями края, обеспечении их кадрами, укреплении материальной базы, намечались структурные изменения, не всегда обоснованные.

В годы новой экономической политики, в тяжелейших экономических условиях, когда ни у центральных, ни у местных властей не было средств содержать высшие учебные заведения, началось их сокращение. Кроме материальных причин были и другие. В стране было большое количество безработных среди выпускников вузов. Поэтому в 1924 г. прием в вузы страны был уменьшен почти в три раза: с 37 тыс. до 13 тыс. человек. В Северо-Кавказском крае сеть вузов была сокращена в два раза и составляла 9 вузов. Количество учащихся было сокращено в 1,4 раза.

Таким образом, мы видим, что в первые годы Советской власти количество студентов и вузов в Советской России быстро росло, но начиная с 1923 года их количество резко сокращается. Оставшиеся вузы были перестроены и несколько улучшилось их материальное положение. Так, Горский педагогический институт должен был готовить преподавателей для школ II ступени и техникумов для национальных автономий по четырем основным направлениям: естественному, технико-физическому, лингвистическому и социально-экономическому. Соответственно этому в институте были созданы и соответствующие 4 отделения. Как отмечалось в отчете дирекции института за 1924 год, учебные планы, разработанные Государственным Ученым Советом Наркомпроса и 2-м Московским государственным университетом, были «значительно более приспособлены к местным потребностям путем усиления краеведческого элемента на всех курсах и отделениях».

Отделения обслуживались 15 кабинетами. Из них сравнительно хорошо были оборудованы кабинеты физики, зоологии, химии, марксизма- ленинизма. Определенная организационная работа была проделана также в кабинетах педологии, геологии, микробиологии, анатомии человека, зоологии беспозвоночных животных. Лишь в зачаточном состоянии находились кабинеты механики, языкознания, методики русского языка и литературы, кавказоведения.

Горский педагогический институт к 1925-1926 учебному году занимал 3 здания. Главное здание, состоявшее из двух корпусов, соединенных между собой пристройкой, вмещало в себя 6 аудиторий и 36 кабинетов и лабораторий для групповых занятий. Значительное количество лекций, в связи с переходом на лабораторный метод занятий, читалась в специальных кабинетах и лабораториях, под которые было отведено 22 комнаты. Общая площадь кабинетов и лабораторий - 1144 кв.м. При институте работала библиотека (23848 книги). Второе здание временно служило общежитием для преподавателей. Третье - до того учебного года было занято опытно-показательной школой. После ее ликвидации в него перешли некоторые лаборатории и кабинеты. Собственного здания под студенческие общежития у ГПИ не было. Бюджет института в 1925 г. вырос до 106442 руб. вместо 50407 руб. в предыдущем году. В 1926 г. он был равен уже 165654 руб.

С целью обеспечения школ повышенного типа педагогическим персоналом с обучением на родных языках 21 ноября 1925 г. Совнарком постановил ввести на физико-техническом, естественном, экономикообщественном отделениях педагогических институтов преподавание родного языка и методики преподавания на родном языке. Было также решено, что для подготовки преподавателей родного языка и литературы открыть, в частности, 3 лингвистических отделения (осетинское, чечено-ингушское и адыгейское) в Горском пединституте. Осуществляя это постановление, в 1926-1927 учебном году Горский пединститут открыл на основе кавказоведческой секции института осетинское лингвистическое отделение в составе 3-х курсов. С организацией чечено-ингушского отделения в том же году по объективным причинам институт не справился, а адыгейское отделение, исходя из учета большей близости Адыгеи к Краснодару, было открыто при Кубанском педагогическом институте.

В 1925 г. был открыт Педагогический институт им. С. Стальского в Дагестане. Перед ним стояла задача подготовки учительских кадров из местных народов, вовлечение в вуз горянок. Вскоре институт имел в своем составе пять факультетов: инженерно-технический, физико-математический, естественный, филологический и иностранных языков. В ДГПИ функционировало 13 кафедр, в составе которых работало 120 преподавателей, из них 4 профессора, 15 доцентов, остальные - без ученых степеней и званий. Правда, за счет совместителей из Дагестанского филиала АН СССР, открытого в Махачкале в эти годы, институту удавалось решать основные кадровые вопросы. Однако длительное время важнейшим недостатком в работе с научно-педагогическими кадрами являлся небольшой процент преподавателей коренных народностей Дагестана. Они составляли всего 10%, тогда как среди преподавателей было русских - 72%, евреев - 11%, прочих 7%. Многонациональным был и состав студентов: дагестанцев - 59%, аварцев -15%, лезгин - 5%, даргинцев - 3%, кумыков - 4%, лакцев - 3%, татов - 1% и др. При этом мужчины составляли 2/3 от общего числа студентов, остальную треть составляли женщины. Лишь небольшая часть из них были горянками из высокогорных районов. Слабо представленными в институте на протяжении многих лет оставались отдаленные районы: Атульский, Ахвахский, Тлератинский, Гумбетовский, Гунибский и др.

Среди городов Поволжья наиболее широкой сетью учебных заведений обладали Астрахань и Сталинград, но в основном это были техникумы и другие средние специальные учебные заведения. В Астрахани работал медицинский институт.

Что касается Калмыцкой автономной области, то своего вуза в 20-е годы она не имела, но ей предоставлялись места в других вузах, так, например, 1922 г. Калмыкии было предоставлено 10 мест в Астраханском мединституте, 2 - в Саратовском сельхозинституте, 1 - в Саратовском ветеринарном институте, 10 мест и 2 кандидата - в Ставропольском СХИ, а всего 25 мест. Но на учебу удалось направить всего 9 чел. (8 - в Астраханский мединститут и 1 - в Саратовский СХИ). Остальные места остались неиспользованными. Главная причина этого - острый недостаток молодежи с законченным среднем образованием.

В 1927/28 уч.г. в различных вузах Советского Союза обучалось около 50 человек из числа калмыцкой молодежи, из них в педагогических вузах училось 8 человек, в сельскохозяйственных - 7, в социально-экономических - 5, в медицинских -8, в коммунистических - 17, в Ленинградском институте восточных языков - 5 человек.

Для выпускников Калмыцкого педагогического техникума решением Совнаркома РСФСР от 11 июня 1929 г. при педагогическом факультете Саратовского университета была создана Калмыцкая секция, впоследствии превратившаяся в калмыцкое отделение.

В 1922 г. в Саратов из Калмыкии прибыло на учебу 10 чел., в 1930 г. - около 20. Продолжалась политика направления абитуриентов из Калмыкии в вузы РСФСР и других республик Советского Союза, число которых в 1929 г. достигло 120. По социальному составу, которому тогда придавалось первостепенное значение, преобладали бедняки - 62 чел. (51,7 %), батраки - 23 (19,4 %), рабочие - 11 (9,2%); по национальному составу: калмыки - 84 (70%), русские - 20, прочие - 16; по полу: мужчин - 92, женщины - 28 чел.

Итак, строительство высшей школы на Юге происходило в русле общегосударственной системы образования, намеченной Советской властью. Оно проходило в два этапа: сразу после установления Советской власти в регионах, а затем после окончания Гражданской войны. Сразу после революции было ликвидировано духовное образование в соответствии с декретом об отделении церкви от государства. В декабре 1917 г. была провозглашена всеобщая доступность высшего образования, и сообразно этому стали создаваться новые вузы.

Однако материальные трудности, отсутствие отлаженного организационного механизма, низкая грамотность социальных низов тормозили процесс создания вузовской системы в регионе - многие вузы оказались недееспособными. Властью разрабатывались более адекватные принципы формирования вузов, была введена пропедевтическая подготовка детей рабочих и крестьян в рамках рабфаков. Эти меры позволили местным органам власти реорганизовать и наладить работу первых вузов. Следует также отметить, что основными проводниками образовательной политики стали местные партийные организации, которые определяли классовый подход к отбору студентов и преподавателей, а также идеологическую направленность высшей школы.

 

Автор: Кононенко В. М.