23.11.2012 4245

Создание и развитие педагогических и медицинских институтов на Юге России в 30е - середине 40х г

 

Утверждение административно-командной системы и осуществляемый сталинским руководством курс на форсирование темпов модернизации экономики страны вызвали серьезные изменения в образовательной политике государства. Намеченное первым и вторым пятилетними планами грандиозное строительство промышленных предприятий могло быть возможным при условии достижения необходимого уровня квалификации инженерных и рабочих кадров. Активное использование в процессе модернизации передовых достижений науки и техники со всей остротой поставили проблему развития советской науки. В связи с этим сталинский лозунг «Кадры решают все!» приобрел характер основной задачи, поставленной перед вузовским образованием.

В системе гуманитарного образования после относительного плюрализма периода НЭПа стала утверждаться сталинская концепция социализма и гипертрофированный классовый подход в преподавании истории, философии, политэкономии и других дисциплин. Народное образование, в том числе и его вузовская составляющая, стало рассматриваться в качестве одного из важнейших факторов движения общества к «светлому будущему».

Вышеуказанные процессы оказали влияние на характер управления вузами, что проявилось в усилении партийного диктата и администрирования.

В 1930 г. было принято постановление Совнаркома и Наркомпроса РСФСР «О сети, структуре и контингенте приема в высшие учебные заведения РСФСР на 1930-1931 гг.», так как в Наркомпросе не утихали дебаты о судьбе тех или иных вузов. Не прекращались дискуссии о том, вузы какого профиля (широкого или узкого) нужны стране. Многие склонны были считать, что стране нужны ведомственные институты, дающие узкопрофессиональную подготовку. Такая точка зрения победила накануне принятия плана первой пятилетки. Борьба между Наркомпросом и ВСНХ завершилась в 1927 г. передачей всего технического образования из ведения НКП в подчинение ВСНХ.

В результате этого в стране стало вводиться узкопрофессиональное образование, расширялась практическая подготовка студентов за счёт сокращения теоретической подготовки и отказа от широкого гуманитарного образования. Такую позицию руководства страны в области высшего технического образования понять и принять можно, если учитывать реалии первой пятилетки: строятся тысячи предприятий, появляются целые отрасли народного хозяйства, которым срочно нужны сотни тысяч специалистов.

С разделением ВСНХ на отраслевые Наркоматы постановлением Президиума ЦИК СССР от 19.09.1932 г. создаётся Всесоюзный Комитет по высшему техническому образованию (ВКВТО) при ЦИК СССР, который координировал деятельность Наркоматов по подготовке специалистов, осуществлял контроль за качеством их подготовки, устанавливал номенклатуру специальностей, утверждал типовые учебные планы и программы. Возглавлял ВКВТО Г.М. Кржижановский.

Выполнив в основном поставленную задачу, ВКВТО был ликвидирован Постановлением ЦИК и СНК СССР от 21.05.1936 г. и этим же Постановлением был создан Всесоюзный Комитет по делам высшей школы (ВКВШ) при СНК СССР, действовавший до 1946 г. И хотя в непосредственном подчинении ВКВШ находилось всего 19 вузов, а основная их масса подчинялась Наркоматам, но именно ВКВШ рассматривал планы развития высшей школы СССР, устанавливал количество и типы учебных заведений, контингент учащихся, утверждал учебные планы и программы по общественным дисциплинам, присваивал ученые степени и звания (с 1943 г.- осуществлял учебно-методическое руководство и техникумами). Возглавляли ВКВШ И.И. Межлаук (1936-1937 гг.) и С.В. Кафтанов (19371946 гг.).

С созданием ВКВШ начинается постепенный отход от прежнего курса и частичное расширение гуманитарной подготовки. Но это начнётся с 1936 г. А в конце 1920-х-начале 1930-х годов победила противоположная точка зрения. Всё это привело к тому, как подчеркивает Ю.А. Жданов, что в конце 1930-1931 гг. «были закрыты почти все провинциальные университеты за ненадобностью».

Прежде, чем перейти к рассмотрению истории восстановления и создания новых вузов в южном регионе, нам хотелось бы показать генезис политики советского и партийного руководства страны в отношении высшей школы и организации в ней учебного процесса в 30-е годы, так как заложенные тогда основы нормативной базы советской высшей школы во многом используются в России и поныне.

В 1930 г. состоялось Всероссийское совещание директоров вузов, которое приняло проект нового «Положения о высшей школе». В 1931-1934 гг. вышли постановления ВКП(б) и СНК СССР о начальной и средней школе; об учебных программах и режиме начальной и средней школ, вузах и техникумах; об учебниках; о подготовке научных и научно-педагогических работников, о преподавании гражданской истории в школах СССР. Эти документы серьезно скорректировали планы работы педвузов страны, направив их на совершенствование подготовки учительских кадров, на оказание помощи школе.

Педагогические вузы создавались как агро- или индустриально-педагогические. В соответствии с учебными планами и задачами они должны были готовить инженеров-педагогов для работы в общеобразовательных школах, ФЗУ, техникумах и т.д. Считалось, что выпускники агро- и индустриально-педагогических вузов смогут обеспечить осуществление политехнизации школы.

Постановлением ЦК ВКП(б) от 25 августа 1932 г. началась реорганизация школьного образования, пересмотр существовавших структур педвузов страны. Устанавливался единый тип педагогического института, призванного готовить кадры преподавателей-специалистов-предметников для техникумов, рабфаков и десятилетней политехнической школы.

В связи с решительным отказом от бригадно-лабораторного метода вузам рекомендовалось применение в учебном процессе исследовательского, лекционного, иллюстративного, демонстративного и экскурсионного методов, а также форм лабораторных занятий под руководством преподавателей. При этом ни один из этих методов не был единственным. Улучшение методической работы тесно связывалось с укреплением авторитета профессорско-педагогического состава. Важное место среди рекомендованных методов отводилось ранее изгонявшейся из учебного процесса лекции. Ей отводилось 25% и более от общего числа часов курса.

Постановление ЦИК СССР от 19 сентября 1932 г. ввело в вузах и техникумах страны систему учета успеваемости студентов. Были запрещены коллективные зачеты, вводилась индивидуальная оценка знаний. Подведением итогов учебы за семестр была зачетная сессия. На последнем курсе выпускник должен был представить экзаменационной комиссии дипломную работу, на написание которой выделялось учебным планом специальное время, а по окончании вуза - получал аттестат с оценками за все годы учебы.

С 1932 г. стала работать и система дифференцированного поощрения студентов за качество их учебы. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1932 г. предусматривалось распределение стипендий исключительно по данным о качестве учебы, вне зависимости от семейного положения учащегося, без возможных тенденций уравниловки. Качество учебы определялось профессорско-педагогическим составом. Размер стипендии колебался от 50 руб. (5-я категория) до 160 (1-я категория) и 175 руб. - именная стипендия (для сравнения: оклад зав. отделением педагогического института в то время составлял 250 рублей).

Постановление ЦИК СССР устанавливало единоначалие директоров вузов, запрещало вмешательство студенческих организаций в административно-учебные распоряжения. Вводилось обязательное посещение занятий, осуждались прогулы. Заведующие кафедрами назначались наркомом по конкурсу из числа лиц, имеющих профессорское звание, они же отвечали за постановку всей работы на кафедре, за подбор преподавателей.

Постановление признавало необходимость установления ученых степеней преподавателей по действительной квалификации, определяемой их научными трудами, а не по занимаемой должности.

В учебных планах возросла роль специальных дисциплин и увеличилось число отведенных на них часов. Постановлением ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» была восстановлена в своих правах педагогика, что также нашло отражение в учебных планах педагогических институтов. В результате этой перестройки высшая педагогическая школа приобрела современный вид.

Глубокие перемены первой половины 30-х годов в системе педагогического образования были тем фундаментом, на основе которого происходило становление и развитие педагогических и других институтов.

В 1936 г. все граждане СССР от 17 до 35 лет, имеющие аттестат об окончании средней школы и успешно сдавшие вступительные экзамены, получили право поступления в вузы. При этом отличники школы принимались без вступительных экзаменов. На смену дипломным работам, утвержденным в 1932 г., были введены с 1936 г. государственные экзамены. Экзаменаторы и государственная экзаменационная комиссия назначались наркомом. Все существующие до наших дней в вузах документы - зачетная книжка, студенческий билет, диплом - были введены Постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 23 июня 1936 г.

Как же происходил процесс восстановления и создания новых вузов на Юге России в 30-е годы?

В январе 1931 г. был ликвидирован Северо-Кавказский государственный университет, на базе которого были организованы следующие самостоятельные институты: педагогический, промышленности и труда, финансово-экономический, пищевой промышленности и экономики, обмена и распределения.

Но вскоре это решение о закрытии университетов было признано ошибочным, так как в условиях форсированной индустриализации стране требовалось большое количество специалистов, которые могли подготовить только вузы и втузы. В свою очередь новые вузы и втузы нуждались в квалификационных преподавателях, а научно-исследовательские институты в квалифицированных научных работниках.

Восстановление университета проходило в сложных условиях. Так, в связи с утратой материальной базы, которая осталась за новыми отраслевыми институтами, Ростовский госуниверситет разместился на базе небольших предоставленных зданий, где действовало три факультета: физико-математический, химический и геоботанический. В 1934 г. из геоботанический факультет: разделился на геолого-почвенно-географический и биологический.

В 1935-1936 учебном году в университете училось 912 студентов (без рабфака), из них: рабочих и их детей - 494, колхозников и их детей - 77, служащих и их детей - 341 человек. Следовательно, социальный состав студентов к середине 30-х годов заметно изменился: более 60% составляли рабочие, колхозники и их дети. Среди студентов было 81 член ВКП (б) и 387 членов ВЖСМ, т. е. партийность также заметно выросла. В этот период в РГУ работало 96 профессоров и преподавателей, научная библиотека насчитывала 0,5 млн. томов.

В 1935 г. в связи с 20-летием существования университета в г. Ростове СНК СССР принял ряд мер по укреплению его материальной базы: выделил 200 тыс. рублей на расходы по научно-учебному оборудованию, принял решение о строительстве студенческого общежития. Одновременно университету было предоставлено место в центре города для научно-учебного корпуса.

На 15 сентября 1937 г. в РГУ уже имелось 28 кафедр, на которых работало 22 профессора, 47 доцентов и 56 ассистентов.

Таким образом, отказавшись от непродуманных экспериментов, сталинское руководство к середине 1930-х гг. встало на путь возрождения российских университетов. Однако РГУ длительное время оставался единственным университетом на Юге России. Он готовил кадры для средних, средне-специальных и высших учебных заведений региона.

Одновременно на Юге России создавалась целая сеть педагогических институтов, призванных обеспечить учителями семилетние и средние школы, а также школы рабочей молодежи. В целом по РСФСР в 1932-1933 уч.г. было 59 пединститутов, из них 16 было открыто в 1932 г. Наибольшее количество таких вузов (с учётом Сталинградской и Астраханской областей) имелось в исследуемом нами регионе - 8: Ростовский, Сталинградский, Осетинский, Украинский им. Скрыпника в Краснодаре, Ставропольский, Астраханский, Чечено-Ингушский и Кабардино-Балкарский, из них 3 последних вуза были открыты в 1932 г. Для сравнения: в Московской обл. было 6 пединститутов (из них 4 в Москве и по одному в Рязани и Калинине), в Центральночерноземной обл. - 4 (Воронеж, Тамбов, Орёл, Белгород), в Ленинградской обл. - 4 (три в Ленинграде и один в Новгороде) и т.д.

Созданный в январе 1931 г. Ростовский педагогический институт получил целевую установку - подготовка кадров для техникумов, рабфаков, ФЗУ и ФЗС. В первые годы он имел одиннадцать отделений: физико-техническое, политехническое, дошкольное, политпросвета, деткомдвижения, педологическое, естественное, литературы и языка, историко-экономическое и др. Предусматривалось также наличие отделения детского коммунистического движения и внешкольной работы, но набор на них не проводился. Общий контингент приема составлял 300 человек.

Институт имел не только дневное отделение, но и вечернее, что давало возможность нескольким сотням учителей Ростовской области получить законченное высшее образование.

Вскоре РГПИ становится крупным центром подготовки педагогических кадров для Юга России. Институт имел 15 кафедр, на которых работали 7 профессоров, 27 доцентов, 25 ассистентов, 37 преподавателей. Всего работало 106 человек, из них 1 кандидат наук. Как видим, в РГПИ и других институтах преподавателей, имеющих ученые степени, было очень мало.

Это было связано с тем, что от «старых» кадров практически остались единицы, а новые еще не были подготовлены. Тем не менее преподаватели института вели не только педагогическую деятельность, но и писали учебники для школ, принимали активное участие в создании письменности для народов Северного Кавказа, вели борьбу с неграмотностью и малограмотностью населения, проводили культурно-массовую и просветительскую работу на предприятиях, в клубах, в воинских частях. К концу 30-х годов в РГПИ обучалось 3900 студентов. Ежегодно с дипломами Ростовского педагогического института в школы приходило около 400 учителей.

В 1932 г. Краснодарский педагогический институт был реформирован в Украинский институт им. Скрыпника. В его составе действовало 12 отделений: физико-математическое, химико-биологическое, социально экономическое, историческое, языка и литературы, физико-техническое, математическое, педолого-педагогическое, дошкольное, адыгейское. Первый набор в целом составил 300 студентов. КГПИ к 1937 г. имел 11 кафедр, на которых работало 5 профессоров, 20 доцентов, 21 ассистент, 11 преподавателей, всего - 57 человек, в том числе 1 кандидат наук. Характерно, что при вузе было открыто отделение для подготовки национальных кадров для Адыгейской области.

Институт располагал большой библиотекой. В 1929 г. библиотека получила 5 тыс. томов от Кубанского индустриального техникума. В 1930-е годы литература поступала из библиотек Украинского научно-исследовательского института. Было получено 18 тыс. книг от педагогического рабфака, 8 тыс. - от института иностранных языков, влившегося в педагогический институт. Пополнялась библиотека новейшей литературой также через Московский коллектор научных библиотек. В библиотеке института хранилась литература, представлявшая исключительную научную ценность. Например, было 300 экземпляров книг Межигорского монастыря - издания XVI-XVIII вв.

В октябре 1930 г. было принято решение открыть агропединститут при крупном зерносовхозе «Гигант» бывшего Сальского округа (ныне Ростовская область). Но из-за отсутствия там необходимой базы местом размещения института был избран Ставрополь. Спустя месяц после открытия института, 7 ноября 1930 г., перед только что зачисленными студентами, гостями, городской общественностью выступил первый директор нового вуза З.И.Дунч, в прошлом политработник Красной Армии.

В своей напутственной речи он подчеркнул, что «профессия учителя не только одна из самых древних, самая уважаемая и необходимая, но и самая сложная. Она осуществляет связь времен, передает новому поколению опыт человечества. Но учителю для этого нужно многое знать, уметь».

Партийный секретарь института А. Малышев тогда писал, что в сентябре 1930 года в одиночку и группами начали прибывать студенты во вновь открытый вуз в Ставрополе. Будучи в то время первым парторганизатором и основателем партячейки АПИ, он помнил много фактов упадничества среди студентов, часть которых не выдержала временных трудностей, необходимости заниматься, уехала обратно. Но лучшая часть студенчества вошла в общий поток борьбы за создание нового вуза.

Безусловно, классовый принцип набора студентов оставлял за бортом высшей школы многих талантливых молодых людей. Это же наложило отпечаток и на уровень подготовки новых педагогических кадров. И все же оставшиеся 10% «вольного» набора заметно способствовали подтягиванию и повышению уровня обучения рабоче-крестьянского большинства студентов.

Как сообщал первый номер институтского журнала «Ударник АПИ», в те годы в институте ощущалась нехватка во многом - « от гвоздя до профессора». Действительно, первоначально здесь работало всего 12 преподавателей, большинство которых не имело должного опыта и квалификации.

В 1931 году по предложению Наркомпроса агрономическое отделение было реорганизовано в отделение политехнического труда. Одновременно открылись еще два отделения: физико-техническое и химико-биологическое. Число студентов на всех отделениях возросло до 300 человек. Тогда же для нормальной работы АПИ было полностью передано здание бывшего Дома Советов. Институту перешла и библиотека, оставшаяся от Ставропольской мужской классической гимназии. Это было уникальное собрание учебной и научной литературы как дореволюционной, так и советской.

В сентябре 1932 г. Ставропольский агропедагогический институт был переименован в Ставропольский педагогический институт по подготовке преподавателей для школ сельской молодежи.

О первых годах жизни вуза рассказал в газете «Власть Советов» профессор В.Н. Лучник: «Организовать высшую школу далеко не просто. Когда было решено открыть институт, то перед его организаторами стояли колоссальные трудности. Больше не имелось ничего. Приходилось сразу думать и о наборе студентов, и подыскивать преподавателей, приобретать мебель, организовывать библиотеку, устраивать общежитие и столовую. Тем не менее, работа была начата, и для студентов, съехавшихся со всех концов Союза, институт открыл свои двери».

К середине 1930-х годов ядро педагогического коллектива института было практически сформировано. Уже к первому сентября 1934 года здесь работало 2 профессора, 22 доцента и 10 ассистентов. Среди них были В.А. Бутлар, В. Г. Гниловской, К. Г. Черный, В.И. Петрежицкий, З.И. Дунч, К.И. Чирва, - они внесли значительный вклад в становление института.

Подобным образом шло становление высшего образования в Сталинградской и Астраханской областях, где были также открыты педагогические институты. Так, например, в соответствии с решением Правительства от 22 мая 1931 г. создавался Сталинградский - институт (с 1932 года - педагогический) в составе 4-х отделений: историко-экономическое (30 чел.), политехническое (26 чел.), физико-техническое (34 чел.) и химико-биологическое (30 чел.). В 1931 г. коллектив преподавателей насчитывал 17 чел., в том числе 1 профессор, 7 доцентов, 4 преподавателя, 4 ассистента и 1 лаборант.

В первые годы существования института его руководство и общественные организации потратили немало сил для создания материальной базы вуза. Эти вопросы были в центре внимания партийных и советских органов Сталинграда. Так, например, Сталинградский горком партии в июле 1931 г. рассмотрел вопрос о начале работы пединститута; в апреле 1934 г. - о состоянии пединститута; в марте 1935 г. этот вопрос был рассмотрен повторно.

В результате принятых мер в 1935 г. институт имел оборудованные лаборатории механики, молекулярной физики, электричества и оптики, кабинет математики. Уже в 1934 г. в лабораториях кафедры физики выполнялись все необходимые по программе лабораторные работы.

Оборудовался и биологический кабинет. На небольшом участке за городом постепенно создавалась агробиостанция. К концу 1935 г. факультет биологии и химии располагал лабораториями неорганической, аналитической и органической химии. Оборудованы были кабинеты ботаники, зоологии и географии.

В 1934 г. были созданы кабинеты социально-экономических дисциплин, отечественной и всеобщей истории, языка и литературы, педагогики, а позднее - методик различных дисциплин.

В 1931 г. началось формирование библиотеки института, для которой студенты сами изготовили стеллажи, а книги собирали на месте, привозили из разных городов страны. В конце 1935 г. библиотека насчитывала уже около 60000 томов. Накануне войны число томов фундаментальной библиотеки возросло до 200 тысяч.

К 1937 г. в Сталинградском госпединституте было 12 кафедр, на которых работало 6 профессоров, 30 доцентов, 12 ассистентов, 19 преподавателей. Всего было занято 67 человек, в том числе 4 кандидата наук.

По решению Наркомпроса с 1 октября 1932 г. открывался Астраханский пединститут в составе четырех дневных отделений: экономического (29 чел.), биологического (30 чел.), математического (30 чел.) и литературного (30 чел.), а также шести вечерних. Всего на дневном отделении было 119 студентов, на вечернем - 203.

Но этот институт был обеспечен кадрами слабее: в нем было 8 кафедр, 1 профессор, 20 доцентов, 2 ассистента, 4 преподавателя. Всего работало 27 человек, из них 6 кандидатов наук. На отдельных кафедрах не было ни одного преподавателя с ученой степенью.

В национальных областях Северного Кавказа, где, как известно, функционировал Горский педагогический институт, проблема с кадрами в 1930-е гг. стояла еще более остро. В июне 1930 г. бюро Северо-Кавказского крайкома ВКП(б) рассмотрело вопрос о «подготовке кадров для нацобластей» и отметило, что «рост промышленности нацобластей и промышленное строительство, запроектированное пятилеткой, выдвигает задачу подготовки кадров специалистов, руководителей и организаторов промышленности из рабочих и батрацко-бедняцких слоев населения. Наряду с этим должен быть взят курс и на более решительное вовлечение националов в промышленность нацобластей с тем, чтобы обеспечить прочную базу для укрепления пролетарского руководства в нацобластях».

В постановлении были даны важные указания по вопросам подготовки кадров в горских областях края. Учитывая рост культурного уровня и культурных запросов трудящихся нацобластей, а также обеспечения в них всеобщего начального обучения, крайком признал необходимым укрепить нацпедтехникумы, увеличить в них число слушателей.

Кроме того, при большинстве институтов были созданы учительские институты, главная задача которых - готовить учителей для начальных и семилетних школ. Учительские институты работали по двухлетней программе. Они содержали основные школьные дисциплины. Хорошо была поставлена педагогическая практика. Выпускники учительских институтов стали важным подспорьем как в школах Астраханской, Волгоградской, Ростовской областей, Краснодарском и Ставропольском краях, так и в национальных областях Северного Кавказа и в Калмыкии.

В связи с принятием ЦИК и СНК СССР постановления о всеобщем обязательном начальном обучении, его реализация потребовала значительной перестройки всей системы народного образования и, в первую очередь, педагогического с целью подготовки кадров для школ национальных областей Северного Кавказа. В 1930-31 учебном году в Горском институте были организованы чечено-ингушское, дагестанское, кабардино-черкесское и карачаево-балкарское отделения. Продолжительность обучения в институте в связи с общей реорганизацией вузов была сокращена с 4-х до 3-х лет. В 1931-1932 учебном году он был преобразован в Горский агро-индустриальный педагогический институт с довольно сложной структурой. Но, несмотря на это, Горский педагогический институт не мог удовлетворить возрастающих потребностей автономных областей Северного Кавказа в учителях. Поэтому секретариат Северо Кавказского крайкома партии 2 августа 1931 г. рассмотрел вопрос «О горских вузах и техникумах».

Было решено, что «для ускорения организации горских учебных заведений, улучшения связи и руководства ими со стороны национальных обкомов и в целях скорейшей специализации вузов и техникумов в соответствии с направлением развития хозяйства и культурного строительства в национальных областях, признать необходимым реорганизацию существующих учебных заведений. Поручить крайнацсовету в месячный срок разработать план организации в национальных областях высших учебных заведений и отделений при них как самостоятельных, так и по языковым группам». Этим постановлением было признано целесообразным реорганизовать институт во Владикавказе, сохранив его как общегорский, и организовать на его базе пединституты в Северной Осетии и Дагестане.

7 ноября 1931 г. в Махачкале было открыто первое высшее учебное заведение на дагестанской земле - Дагестанский агропедагогический институт на базе дагестанского отделения Горского педагогического института, численность которого в 1931-1932 учебном году была всего 10 человек преподавателей и 83 студента. Вопрос о его открытии ставился еще в 1929 г. В октябре 1930 г. Совнарком СССР решил этот вопрос положительно. 2 ноября вопрос «Об организации Агропединститута» обсуждался на заседании бюро Дагестанского обкома ВКП (б). Обком обязал руководителей всех областных организаций оказать максимум содействия первому вузу Дагестана в налаживании его учебной и хозяйственной работы. Было решено, в частности, не позднее 1 января 1932 г. подготовить самое большое здание города (в то время - «Дом горца») и передать его институту.

Торжественное открытие института состоялась 7 ноября 1931 г. В тот день в городском театре было проведено объединенное торжественное заседание Дагобкома партии, ДагЦИКа, Совнаркома, горкома партии и пленума горсовета. Его открытие явилось большим событием в жизни Дагестана. В год открытия ДАПИ состоял из трех отделений – общественно-литературного, физико-технического, химико-биологического. Обком ВКП (б) в приказном порядке привлек к преподавательской деятельности некоторых работников республиканского актива, имевших высшее образование.

В 1932 г. Наркомпрос РСФСР реорганизовал агропедагогические институты в обычные педагогические. Исходя из потребностей дагестанской школы, в Дагестанском пединституте были созданы 6 новых отделений: математическое, физическое, химическое, историческое, биологическое, языка и литературы. В условиях Дагестана с его многоязычным населением изучение и развитие родных языков должно было помочь дальнейшему росту культурного уровня населения.

В 1928-1931 гг. для дагестанских народов был создан свой алфавит. До этого был известен так называемый «аджам» - арабская письменность, приспособленная к изображению звуков дагестанских языков, но усложненная разными значками над строкой и под нею. Новый алфавит - сначала на латинской основе - дал возможность развить литературу на родных языках, обеспечить переводы русской классической литературы. Задачи этой работы учло бюро Дагестанского обкома партии, когда 27 февраля 1932 г. приняло решение об организации в педагогическом институте кафедры дагестанских языков. Перед кафедрой была поставлена задача не только обучать студентов родным языкам, но и помочь разработке самих литературных языков, их грамматик, обеспечить создание новых алфавитов, составить своды орфографических правил и словари. Кафедра дагестанских языков стала, таким образом, научно-методическим центром для решения всех вопросов, связанных с развитием родных языков народов Дагестана и их изучением в национальных школах.

В декабре 1933 г. республика отметила двухлетнее существование пединститута. Дагестанский госпединститут имел 6 кафедр, 3 профессоров, 26 доцентов, 11 ассистентов, 13 преподавателей. Всего работало 53 человека, из них 1 кандидат наук. В 1934г г. институт получил около тысячи кв. метров в здании, которое строилось для Дагестанского коммунального банка. Вплоть до 1954 г. оно было основным учебным корпусом института. В том же 1934 г. в центре города по ул. Дахадаева было построено трехэтажное здание студенческого общежития на 150 мест.

В 1935 г. состоялся первый выпуск Дагестанского педагогического института. Было выпущено 30 учителей, в том числе 23 человека из коренных национальностей Дагестана.

В тридцатые годы проблема подготовки учительских кадров в связи с быстрым ростом сети начальных, неполных средних школ особенно остро стояла не только в Дагестане, но и в других национальных образованиях Северного Кавказа. В связи с этим правительство решило на базе окрепшего и выросшего уже Горского педагогического института открыть отдельные национальные пединституты. 7 июля 1932 г. СНК РСФСР принял Постановление о реорганизации Горского педагогического института и организации на его базе Осетинского, Чечено-Ингушского и Кабардино-Балкарского пединститутов. Краевому и областным исполнительным комитетам поручалось обеспечить открывающиеся институты помещениями, инвентарем, учебным оборудованием и педагогическим составом с тем, чтобы к осени 1932 г. в этих институтах были начаты занятия.

С 1932-33 учебного года в г. Орджоникидзе существовали и развивались параллельно два педагогических высших учебных заведениях: второй Северо-Кавказский и Осетинский. Северо-Кавказский пединститут имел 11 кафедр, 11 профессоров, 21 доцента, 29 ассистентов и 15 преподавателей. Всего работало 76 человек, из них 2 кандидата наук. Осетинский педагогический институт начал свою работу в составе четырех отделений и 5 академических групп. Всего студентов в ОСПИ в первый год его существования как отдельного института было 104. В начале своей деятельности ОСПИ не имел ни собственного учебного здания, ни кабинетов, ни оборудования. Размещался он в нескольких комнатах, отведенных ему СКПИ, и пользовался его кабинетами. Своего профессорско- преподавательского состава также было недостаточно. В институте работали по совместительству научные работники других вузов, главным образом, второго СКПИ.

Учебным оборудованием институт был обеспечен плохо. Имелись кое-какие пособия по математике, геодезии, биологии, хуже обстояли дела с химическим и физическим оборудованием.

Не изменилось положение института и через год. Бюро Северо Осетинского обкома ВКП (б) 25 июля 1933 г., рассматривая вопрос «О подготовке вузов и втузов к новому учебному году», отметило ряд недостатков в его работе: отсутствие основной производственной единицы - кафедры, острый недостаток в квалифицированной научной силе, неразработанность профиля института и рабочих учебных планов. Все это вызывало тревогу за будущее состояние института.

В дальнейшем положение несколько улучшилось, и, как отмечалось в постановлении бюро обкома «О 5-летнем юбилее ОСПИ», он проделал за эти годы большую работу по подготовке квалифицированных кадров педагогов для осетинской массовой школы и научных учреждений республики.

В 1937 г. Осетинский пединститут перешел на 3,5 и 4-летний сроки обучения и работал в составе 10 отделений, имея 13 кафедр, 7 профессоров, 30 доцентов, 5 ассистентов, 11 преподавателей. Всего было занято 53 человека, в том числе один кандидат наук.

На основании Постановления СНК РСФСР от 7 июля 1932 г. был создан и с осени 1932 г. начал работать и Кабардино-Балкарский педагогический институт, открытый в г.Пятигорске, т.к. в г. Нальчике не было соответствующего помещения. Он состоял из трех факультетов: физико-математического, биологического и литературного с первоначальным контингентом в 100 человек, из них по лимиту Наркомпроса стипендию получали 85 % студентов. В качестве преподавателей работа 13 человек, в том числе 2 профессора и 2 доцента.

Здание в Пятигорске тоже мало подходило вновь организованному институту. В нем было 12 аудиторий, 3 кабинета и 6 комнат, занятых под библиотеку и учебно-вспомогательные службы. Занятия проходили в две смены: в первую занимались 8 групп пединститута, во вторую - 9 групп учительского.

В 1935 г. в институте училось 190 человек: из них кабардинцев -81, балкарцев - 14, русских - 38 чел. и т.д. Институт имел 7 кафедр, на которых работало 7 профессоров, 18 доцентов и 3 преподавателя. Всего работало 28 человек, из них 2 кандидата наук.

Учебным оборудованием институт был беден. Имелись лишь пособия на кафедре химии и биологии. Библиотека, насчитывавшая 16000 томов, располагалась в одной комнате. В условиях Пятигорска перспектив на улучшение положения института не было. Начато было строительство учебных помещений в г.Нальчике, которое было закончено весной 1937 г.

Весной 1934 г. состоялся первый выпуск группы естественного факультета (20 чел.), переведенной в 1933 г. из СКПИ, а первый массовый выпуск (около 80 чел.) преподавателей естествознания, русского языка и литературы, кабардинского языка и литературы состоялся в 1936 г.

В Чечено-Ингушетии педагогический институт в 1932 г. открыт не был. Основными причинами были отсутствие помещения и трудности с комплектованием контингента студентов. Так, в 1934 г. Чечено-Ингушский рабфак выпустил только 15 человек, национальных же девятилеток в области не было.

Что касается Карачаево-Черкесии и Калмыкии, то здесь до второй половины 30-х гг. не было высшего учебного заведения. В Карачаево- Черкесии в 1933 г. в Микоян-Шахаре (ныне Карачаевск - В.К.) был открыт педрабфак, который в 1938 г. реорганизован в учительский институт. На его базе, согласно распоряжения СНК СССР № 030-331 от 27 августа 1940 г., с первого сентября 1940 г. открывался Карачаево-Черкесский государственный педагогический институт в составе двух факультетов - языка и литературы и физико-математического. В 1940 г. в КЧГПИ работали 1 профессор и 2 кандидата, в вузе обучалось 100 студентов.

Калмыкия, как известно, с 1929 г. имела свое отделение при Саратовском пединституте. В 1933 г. произошло разукрупнение Нижне Волжского края, из которого выделен Сталинградский край в составе Сталинградской губернии, Астраханского округа и Калмыцкой автономной области. В связи с этим обстоятельством Калмыцкое отделение Саратовского пединститута, развернутое в факультет, было передано Астраханскому пединституту.

Только 27 июня 1938 г. после соответствующих консультаций и согласований с Центром Совнарком Калмыцкой АССР принял Постановление №493 «Об организации учительского института в Калмыцкой АССР». Было принято решение создать в институте 2 факультета: историко-географический и физико-математический с общим контингентом студентов 59 человек, а в 1939-1940 гг. пополнить институт еще 2 факультетами - русского языка и литературы и химико-биологическим. Временным местом нахождения института была определена Астрахань, здание Калмыцкого педрабфака.

Становление сети пединститутов на Юге России шло очень трудно, что подтверждает следующий документ. В апреле 1934 г. комиссия Наркомпроса РСФСР обследовала ряд педагогических учебных заведений Азово-Черноморского и Северо-Кавказского краев. По итогам обследования была составлена докладная записка, в которой давалась полная характеристика каждому учебному заведению (Краснодарскому, Кабардино-Балкарскому, Чечено-Ингушскому и др. пединститутам), а также отмечены общие недостатки, присущие всем вузам. К таковым относились:

Во-первых, крайняя недостаточность внимания, уделяемого национальным педагогическим учебным заведениям краевыми и областными отделами народного образования;

Во-вторых, катастрофически тяжёлое положение с помещениями как для учебных, так и других целей. Комиссия, в частности, подчеркнула «неимоверную тесноту учебных помещений и общежитий» («норма» - 2,5-3 кв.м, на 1 чел.), отсутствие помещений для развёртывания кабинетов, лабораторий, мастерских, библиотек и т.д.;

В-третьих, огромный недостаток или же полное отсутствие учебников, учебных пособий и вообще учебной литературы почти по всем дисциплинам, полное отсутствие учебной литературы на национальных языках;

В-четвертых, крайняя недостаточность, а то и полное отсутствие учебного оборудования, особенно по кафедрам точных наук (физика, химия и т.д.);

В-пятых, крайне низкий уровень подготовки поступающих в нацпедучзаведения: в некоторые вузы принимались, как правило, окончившие семилетку и даже с более низким уровнем образования.

Практически при каждом пединституте был создан учительский институт, который в течение двух лет готовил учителей для неполной средней школы. В октябре 1938 г. было проведено совещание директоров учительских институтов, на котором отмечалось, что если до революции такой институт готовил учителя-интеграла, который мог преподавать и математику, и русский язык, и физику, и географию, и историю, то мы «должны иметь такое учебное заведение, которое бы давало широкую образовательную базу при сокращенном сроке обучения». Для этого их подготовка разделялась на специальности по факультетам: исторический, физико-математический, географический, литературный и естественный. Учебные планы составлялись таким образом, чтобы выпускники учительских институтов могли продолжить обучение на 3 курсе пединститута заочно, вечерне или на стационаре.

Данная система, как нам представляется, стала прообразом многоуровневой, а также сокращенной программы подготовки кадров, о которых так много говорится сегодня.

Необходимо подчеркнуть, что в вузах всегда уделялось большое внимание политической и идеологической работе, но только в 1932 г. ГУУЗ ввел специальную программу изучения курса «Партийно-политической работы в РККА» для педвузов. Программа была рассчитана на два учебных года. Она предполагала изучение таких тем, как «Политика ВКП(б) в строительстве Красной Армии», в том числе и «Военно-боевая работа партии до октября 1917», «Военная реформа 1924 г.», «Основы партийнополитической работы в РККА», а также «Военно-политическая подготовка империалистов к войне против СССР». Как потенциальные противники рассматривались Франция, Англия, Япония, Польша, Румыния и Прибалтийские государства.

Таким образом, в 1930-х годах на Юге России была значительно расширена сеть педагогических институтов, призванных обеспечить учителями быстро растущее количество семилетних школ, техникумов и рабфаков. Всего в 1937 г. здесь функционировало 8 педагогических институтов, по числу которых Юг России превосходил остальные регионы.

В то же время в работе педагогических вузов Юга России к началу 1940-х гг. сохранялся ряд серьезных недостатков: 1) подавляющее большинство преподавателей не имело ученых степеней; 2) огромный недостаток или полное отсутствие учебников, учебных пособий и вообще учебной литературы почти по всем дисциплинам; 3) почти полное отсутствие учебного оборудования, особенно по кафедрам точных наук (физике, химии и др.), кроме 2-го СКПИ; 4) крайне низкий уровень подготовки поступающих в национальные педагогические заведения.

Одновременно на Юге России развивалась система высших медицинских учебных заведений. Созданный еще до революции Ростовский медицинский институт в начале 1930-х гг. был восстановлен. 10 октября 1930 г. из состава Северо-Кавказского университета был выделен медицинский факультет, преобразованный в самостоятельный институт. Это событие стало вторым рождением РГМИ, в котором к тому времени обучалось более 1300 студентов.

Подготовку врачей вели основатели кафедр, профессора: физиолог Н.А. Рожанский, К.Р.Мирам, патологоанатом Н.Ф. Пожарский, хирурги Н.А. Богораз, Н.И. Напалков, психиатр А.Ю. Ющенко, фармаколог И.С. Цитович, гистолог А.А. Колосов, терапевты И.В. Завадский и Э.М. Кастеньян.

Созданный еще до революции Кубанский медицинский институт продолжал выпускать врачей. Вуз имел квалифицированных преподавателей в лице профессоров Т.Н. Лукьянова, К.С. Керопиана, B.C. Попова, Н. Л. Дмитриева, И.Я. Эдельмана, М.Н. Бежмана.

Деятельность медиков-энтузиастов, городских и краевых органов власти по подготовке врачей поддерживал председатель Наркомпроса РСФСР А.В. Луначарский, в ведении которого находились все учебные заведения, включая медицинские: «Считаю своим долгом выразить благодарность работникам и обещаю со своей стороны всемерно поддерживать его (Куб. мед. институт - В.К.)».

В 30-е годы значительно укрепился Астраханский мединститут. Этому способствовало то обстоятельство, что в марте 1930 г. он был переведен из ведения Главпрофобразования в ведение Наркомздрава, что привело к улучшению финансирования института, укреплению учебно-материальной базы, улучшению связи с практическим здравоохранением и т.д. В мединституте работали многие выдающиеся ученые, которые обеспечили быстрое становление института как мощного научно-медицинского и учебного центра на Нижней Волге. В числе этих ученых - профессора Ф.М.Топорков, Н.И.Артемьев, И.Н.Переводчиков и др. С именем Ф.М.Топоркова связана организация планомерной борьбы с малярией. Его монография «Малярия», изданная в 1939 г., явилась закономерным, логическим обобщением этой работы.

В 1938 г. АМИ отмечал 20-летний юбилей. За это время он дал стране свыше 1500 врачей. Состав преподавателей включал 20 профессоров (в их числе 12 докторов наук), 6 доцентов, 70 ассистентов, из них 16 были кандидатами меднаук, а 12 подготовили к защите диссертации на кандидатскую степень.

Коечный фонд клиник мединститута достиг 1150 коек. Клиники и лаборатории имели оборудование, необходимое для преподавания на современном уровне. Книжный фонд библиотеки насчитывал 80480 томов. В нем были сосредоточены все выходящие в Союзе медицинские журналы, а также 55 журналов, издаваемых за границей.

К середине 30-х годов Сталинград превратился почти в полумиллионный город, в котором работало всего 800 врачей. Рабочие заводов дали наказ депутатам горсовета поставить вопрос об открытии в городе мединститута. В 1935 г. этот вопрос обсудил Сталинградский горком ВКП(б), а 13.08.1935 г. Сталинградский крайком партии принял Постановление «Об организации в Сталинграде мединститута». 17.08.1935 г. СНК СССР поддержал решение крайкома, издав постановление № 1818, в соответствии с которым 1 октября 1935 г. приступили к занятиям 172 студента лечебного факультета на первых восьми кафедрах. Но архивные документы за 1935-1940 гг. о деятельности института не сохранились.

В 1934 г. было принято решение о переводе краевого центра Орджоникидзевского (Ставропольского) края из города Пятигорска в город Ворошиловск (Ставрополь-на-Кавказе). Среди пунктов указанного постановления было записано: «Поручить Наркомздраву СССР выполнить постановление Совнаркома РСФСР от 28 ноября 1934 г. - № 1149 о перенесении в город Ворошиловск одного из медицинских институтов, обеспечив проектирование в текущем году и строительство в 1938 г. в г.Ворошиловске необходимых зданий для медицинского вуза».

Несмотря на чрезвычайные трудности, связанные с разрешением жилищной проблемы для развертывания учебных помещений и общежитий для студентов, медицинский институт начал функционировать с осени 1938 г. (директор А.Т. Могильницкий).

В том же году был объявлен и проведен набор на первый курс лечебного факультета института: из 270 абитуриентов после экзаменов было принято 170 человек. 19 сентября 1938 г. начались занятия во вновь открытом Ворошиловском (Ставропольском) мединституте.

Неразрешенная жилищная проблема, вставшая при организации мединститута в 1938 г., как наиболее трудная задача, заставила разместить первые учебные кафедры в арендованных помещениях высших учебных заведений Ворошиловска - в зоотехническом и педагогическом институтах.

Первыми кафедрами, развернутыми к началу занятий в 1938 г., были: кафедра анатомии - заведующая проф. Полонская Р.Н., доктор медицинских наук (в 1943 г. в период оккупации погибла в гестапо); кафедра неорганической химии - заведующий доцент Бабанский; кафедра биологии - заведующий доцент Каменко, кандидат мед. наук, расстрелян гестапо; кафедра физики - заведующий Игропуло; кафедра марксизма-ленинизма - заведующий Носов. Во втором семестре развернули работу кафедры органической химии и гистологии.

Большинство выпускников медицинских вузов Ростова, Краснодара, Ставрополя, Сталинграда начинали свою работу в станицах Юга России. Хотя системы обязательного распределения тогда не существовало, лечебные учреждения охотно принимали выпускников медицинских институтов, имевших хорошую теоретическую и практическую подготовку.

Врачебные кадры для Северной Осетии, Кабардино-Балкарии и Чечено-Ингушетии готовились во многих университетах страны - Одесском, Ленинградском, Ростовском и др. Но, несмотря на постепенное увеличение в республике числа врачей, недостаток их ощущался остро. К 1928 г. на 10 тыс. населения приходилось только 2,6 врача, а к 1933 г.- 3,7. Такое мизерное количество врачей, безусловно, не могло удовлетворить потребности населения региона в медицинской помощи. Вопрос о медицинских кадрах мог быть решен только с открытием в Северной Осетии мединститута.

В 1938 г. инициативная группа в составе проф. В.Е. Робинсона, проф. А. Г. Чеховского, проф. Э.А. Штебера, врачей г.Дзауджикау А.Н. Гостиева, И. Г. Дзилихова и др. подняла вопрос об организации в Северной Осетии медицинского института.

Ходатайство партийных и советских органов Северной Осетии от 4 января 1939 г. в СНК РСФСР и НКЗ РСФСР об открытии медицинского института было удовлетворено и Постановлением СНК СССР № 1008 от 10 июля 1939 г. в г.Орджоникидзе был образован Северо-Осетинский государственный медицинский институт с подчинением его Наркомздраву РСФСР.

Организация вновь открываемого медицинского института была поручена директору фельдшерско-акушерской школы С.С. Ханаеву. Он стал первым директором института. Мединститут первоначально расположился на базе фельдшерско-акушерской школы.

С объявлением о приеме студентов на 1-й курс было подано 600 заявлений. Это говорило о насущной потребности открытия медвуза, причем преобладающая масса абитуриентов состояла из горских национальностей.

1 сентября 1939 года первые 100 студентов приступили к занятиям, 70% из них составляли лица коренной национальности. Первые кафедры института начали работать в нелегких условиях. По воспоминаниям первых выпускников, не было лекционных залов, хороших учебных кабинетов, общежития, не хватало учебников, но было огромное желание учиться.

В 1939 году, к началу занятий, была открыта библиотека института, имевшая вначале ограниченный книжный фонд, едва обеспечивавший потребность студентов в учебной литературе.

В институте решалась основная задача - подготовка кадров врачей не только для Северной Осетии, но и для других братских республик Северного Кавказа. Появились широкие возможности для внедрения в практику новых методов лечения, исследования целебных свойств местных лечебных источников, развития клинической медицины. Открывались возможности широкой консультативной помощи населению соседних республик - Чечено- Ингушетии и Кабардино-Балкарии.

Дагестанский медицинский институт был создан по постановлению Северо-Кавказского крайкома ВКП (б) в 1931 г. Занятия в институте начались 15 октября 1932 г. на одном лечебно-профилактическом факультете. На первый курс было принято 172 студента. В 1934 г., в связи с необеспеченностью необходимой материальной базой и кадрами преподавателей, встал вопрос о закрытии этого вуза. Учитывая острую необходимость в подготовке медицинских кадров для республики, СНК ДАССР 23 ноября 1934 г. в своем постановлении «О Дагестанском медицинском вузе» высказался за его сохранение. Одновременно вузу была оказана необходимая помощь, в результате чего ему были созданы нормальные условия для функционирования и для обеспечения соответствующих материально-бытовых условий и работы для профессорско-преподавательских кадров и студенчества.

Наибольшие трудности, с которыми сталкивались вузы Северного Кавказа и всего Юга России в 1930-х годах, заключались в отсутствии необходимого числа научно-педагогических кадров. Существовавшая до революции система подготовки преподавателей была разрушена, а новую еще не создали. Аспирантура была восстановлена в конце 1920-х годов. Но обучение аспирантов на местах шло крайне медленно из-за отсутствия необходимого количества научных руководителей (профессоров и доцентов), а также слабой материальной базы институтов. Например, общее число аспирантов Северо-Кавказского индустриально-педагогического института, зачисленных в 1930-31 учебном году на различные специальности, составляло всего 40 человек. Очевидно, что это была лишь небольшая часть будущих научно-педагогических работников, способных закрыть вакансии на кафедрах вуза.

Чтобы укрепить кадровый потенциал высших учебных заведений, СНК СССР принял постановление «О подготовке научных и педагогических работников» от 13 января 1934 г. В соответствии с этим постановлением пересматривалась сеть учреждений, где велась подготовка аспирантов, состав руководителей и номенклатура специальностей, по которым готовились специалисты. Подготовка научно-педагогических кадров оставлялась лишь в тех учебных заведениях, в которых имелись высококвалифицированные кадры. Причем устанавливалась норма - не более 5 аспирантов на одного профессора. Номенклатура специальностей сокращалась со 158 до 13З.

Разрабатывался также порядок приема и организации учебы аспирантов, меры по повышению ответственности научных руководителей. В 1934 г. отборочная комиссия рассмотрела 1071 дело кандидатов в аспиранты, из них было зачислено 608 человек. Подавляющее число аспирантов было зачислено в вузы Москвы и Ленинграда.

Через два года СНК СССР и ЦК ВКП (б) приняли очередное Постановление «О подготовке научно-преподавательских кадров высшей школы СССР», в котором отмечалось, что « несмотря на огромный рост научно-преподавательских кадров советской высшей школы подготовка их всё ещё не обеспечивает создания широко образованных и высоко квалифицированных в своей области знания научно-преподавательских работников в соответствие с новыми требованиями, предъявляемыми высшей школой и культурно-технической мощью страны».

Постановление отмечало следующие недостатки в подготовке кадров: погоня за количеством аспирантов; подготовка аспирантов в вузах, которые не располагают квалифицированными кадрами, а там, где такие кадры есть, это поручают ассистентам, не имеющим для этого никаких данных; отбор кадров слаб, в результате чего аспирантуры «засорены людьми, не обладающими необходимой подготовкой и вообще непригодными к научно-преподавательской работе».

Для устранения указанных недостатков было принято решение принимать в аспирантуру по конкурсу лиц, закончивших вуз и имеющих стаж работы не менее двух лет по специальности. Был утверждён список вузов и кафедр, ведущих подготовку аспирантов. Контингент приёма в аспирантуру на 1936 г. был сокращён с 3600 человек до 1800, т.е. вдвое. Был установлен трёхлетний срок обучения в аспирантуре, после чего аспирант обязан был защитить диссертацию или должен быть исключен. При наиболее крупных вузах создавалась аспирантура повышенного типа (для докторантов), в которую принимались лица, имеющие ученые степени кандидата наук, доценты, крупнейшие специалисты производства. Кандидаты в докторанты утверждались лично Наркомами. Для аспирантов была установлена стипендия: 1-й год обучения - 300 р., 2-й - 350 р., 3-й - 400 р.; для докторантов - 500 р. (срок их обучения - 2 г.) и др.

Еще через 2 года, т.е. 15 октября 1938 г., был издан циркуляр СНК СССР, который установил нормы расходования средств на научную деятельность, подготовку научных исследований и защиту диссертаций: на оплату оппонентам, публикаций, объявлений в газетах, организационные расходы по диссертации на соискание ученой степени доктора наук выделялось 1400 рублей, на соискание ученой степени кандидата наук - 1025 рублей. Основные расходы приходились на оплату оппонентам: по диссертации на соискание ученой степени доктора наук выделялось 250 рублей на одного оппонента, по диссертации на соискание ученой степени кандидата наук - 200 рублей. Расходы, связанные с подготовкой диссертации к защите (консультации, печатание текста), обязан был оплачивать вуз, где работал соискатель. Тем же циркуляром доводились и единые нормы оплаты за прием экзаменов кандидатского минимума.

Все эти меры, предпринятые руководством советского государства, не могли не сказаться на повышении качественного состава профессорско- преподавательского состава уже к концу 30-х годов.

Кадровую проблему не оставляли без внимания республиканские, краевые и областные партийные органы. Так, например, Бюро Дагестанского обкома ВКП (б) 25 июля 1938 г. констатировало, что среди 44 преподавателей пединститута не было ни одного профессора, а ряд кафедр не имел заведующих и квалифицированных преподавателей (педагогики, физики, математики, истории). Из-за отсутствия преподавателей новая история, история колониально-зависимых стран и история педагогики были исключены из учебного плана.

В октябре того же года всю ответственность за такое положение дел с педагогическими кадрами обком попытался возложить на Наркомпрос РСФСР: «Отмечая слабое руководство институтом со стороны Наркомпроса РСФСР по укомплектованию кафедр руководителями и преподавательским составом, просить ЦК ВКП (б) обязать Наркомпрос РСФСР принять меры по укомплектованию института кадрами».

Но попытка решить проблему волевыми, командными методами не дала желаемого результата. В августе 1940 г. тот же Дагобком был вынужден снова отметить, что кафедры институтов не укомплектованы соответствующими профессорско-преподавательскими кадрами. Пединституту не хватало 13 преподавателей, сельскохозяйственному - 10 человек. Примерно такое же положение дел с кадрами было и в других вузах.

В то же время нельзя не признать того факта, что принимаемые меры дали определенные результаты. Это подтверждают следующие архивные данные: в 1937 г. в Астраханском пединституте было 8 кафедр, на которых работали 34 преподавателя, в том числе, 6 кандидатов наук; в Дагестанском - соответственно 6 - 55 - 1; в Кабардино-Балкарском - 7 - 28 - 2; в Краснодарском - 11 - 57 - 3; в Ростовском - 15 - 106 - 1; в Северо-Осетинском - 13 - 53 - 1; в Северо-Кавказском - 11 - 76 - 2; в Сталинградском - 12 - 67 - 4. Таким образом, мы видим, что процент остепенённых преподавателей в Астраханском пединституте составлял 17,6%, во всех остальных - менее 1%: от 0,7 в Кабардино-Балкарском до 0,009 в Ростовском.

Уже к 1940 году ситуация поменялась. В 72 педвузах РСФСР над докторскими диссертациями работало 249 человек, над кандидатскими - 1169 человек. В 10 педагогических и учительских институтах Юга России над докторскими диссертациями работали 41 чел; над кандидатскими 193; в частности, в Краснодарском - соответственно 4 и 22, в Кабардино-Балкарском - 8 и 11, в Ростовском - 13 и 54, в Пятигорском - 1 и 13, в Астраханском - 2 и 19, в Североосетинском - 7 и 29, в Сталинградском - 5 и 25, в Новочеркасском - 1 и 7. В Чечено-Ингушском институте над кандидатской диссертацией работало 7 чел., в Карачаевском - 6.

В 1940 г. в аспирантуру, которая была при 31 пединституте РСФСР, поступило 411 чел., в т. ч. с отрывом от производства - 325, заочно - 86 чел. На Юге России аспирантуры были при пяти пединститутах: Ростовском, Кабардино-Балкарском, Северо-Осетинском, Пятигорском и Сталинградском. В них в 1940 г. поступило 29 чел., в т. ч. на стационар - 23, заочно - 6.

Анализ состава профессоров и преподавателей 5 вузов (Дагестанского, Кабардино-Балкарского, Чечено-Ингушского пединститутов, Осетинского института цветной металлургии и Горского сельскохозяйственного института) за 1940-41 учебный год позволяет сделать вывод о том, что почти половина профессорско-преподавательского состава в указанное время имела стаж работы в вузе: из 281 преподавателя 53 человека работали до одного года, 82 - до 5 лет, 87 - от 6 до 10 лет, свыше 10 лет - 42 человека, свыше 20 лет - 17 человек. Из общего числа преподавателей этих вузов было только 29 профессоров, 28 доцентов, 2 доктора и 45 кандидатов наук.

Как уже отмечалось, на протяжении 1930-х гг. проблема обеспечения научно-педагогическими кадрами вузов Юга России, как и по всей стране, решалась под жестким контролем партийно-государственных органов. Понимая значение научно-преподавательских сил в деле обучения и воспитания молодого поколения, партийно-государственные органы осуществляли руководство подготовкой новых кадров - выходцев из рабочих и крестьян, коммунистов и комсомольцев. Особенностью формирования преподавательских кадров вузов автономных республик Северного Кавказа было то, что они комплектовались в основном путем приглашения их из других городов страны.

Предполагалось, что радикальные меры по организации работы аспирантуры позволят существенно улучшить научно-исследовательскую работу вузов и научно-исследовательских институтов. В 1934 г. в списке Управления университетов и НИИ значилось 44 научно-исследовательских института, включая Ростовский институт марксизма-ленинизма. Они разрабатывали 1800 тем, результаты которых печатались в 30 журналах. Правда, часть из них не издавалась из-за отсутствия бумаги.

Хуже обстояло дело в области фундаментальных исследований, которые велись как в НИИ, так и в университетах. Так, например, физико-математический НИИ Ростовского госуниверситета в 1937 году разрабатывал 9 тем плановых и 5 внеплановых.

Однако выполнение большинства тем было прекращено, в связи с чем заместитель начальника управления высшей школы Наркомпроса РСФСР Ливурдова вынесла вердикт: «Ознакомившись со всеми материалами по отчету о выполнении плана научно-исследовательских работ физико-математического НИИ за 1937 г., управление констатирует почти полное невыполнение планов по кафедре физики колебаний (выполнена 1 тема из 5) и по кафедре геометрии (2 из 7) и недовыполнение плана по другим кафедрам. В то же время выполнено 6 внеплановых работ и 29 заметок. Это обстоятельство явно указывает на ненормальное отношение работников института к плану работ, для них этот план не является обязательным к выполнению».

Архивные материалы не позволяют судить о том, были ли приняты управлением высшей школы Наркомпроса и университетским руководством какие-либо «оргвыводы» в отношении ученых, которые планировали одни темы, выполняли - другие, а отчитывались - за третьи. Но, учитывая обстановку в стране (репрессии 1937г.), за такую небрежность вполне можно было поплатиться свободой.

Подобные недостатки были характерны и для других учебных заведений. Это вызвало серьезные дискуссии о дальнейших путях развития среднего специального и высшего образования. Усилилась критика и борьба с различного рода ошибками в педагогической науке и практике. В частности, критиковали так называемых «педологов», которым были передоверены важнейшие функции обучения и воспитания школьников и студентов. Распоряжением Наркомпроса на них были возложены обязанности комплектования классов и студенческих групп, организация учебного процесса, контроль за политическими взглядами обучаемых. Все это нанесло большой вред обучению и воспитанию школьников и студентов. В конце 1930-х годов деятельность педологов в высшей и средней школе была запрещена.

Серьезный урон развитию высшей школы на Юге России, как и всей стране, нанесли систематические чистки, увольнения и репрессии. Так, в феврале 1935 г. был уволен с должности заведующего кафедрой литературы Орджоникидзевского (Ставропольского) педагогического института Н.Е. Бочкарев как не обеспечивший высокого качества преподавания, допускавший в своих лекциях и работах извращение марксистско-ленинской идеологии.

В Сталинградском пединституте снят с должности и исключен из партии доцент по всеобщей истории Соколов И.И. «за протаскивание контрреволюционной троцкистской контрабанды». С подобной формулировкой в Краснодарском пединституте были освобождены от занимаемых должностей доцент Терещенко М.С. и профессор Захаров Н.Н.; в Северо-Осетинском пединституте - декан факультета языка и литературы Давгуров Г.А. Всего в Северо-Осетинском пединституте в 1931-1935 гг. по обвинению в антимарксистской деятельности было освобождено 8 преподавателей, в Кабардино-Балкарском - 7, в Ростовском -14 и т.д.

В 1937 г. волна преследований и репрессий затронула практически все высшие учебные заведения региона. По статье 58-11 УК РСФСР были репрессированы кубанские краеведы М.О. Поночевный, С.Х. Сиюхов, Г. Г. Григор, а также профессор М.В. Клочков.

Цепную реакцию репрессий во всех областях жизнедеятельности, включая сферу образования, вызвало постановление ЦК ВКП (б) «О политических ошибках и неудовлетворительном руководстве Азово-Черноморского крайкома ВКП (б) и его первого секретаря тов. Шеболдаева и последовавшие за ним организационные выводы». Постановление, в частности, отмечало, что крайком и тов. Шеболдаев «проявили совершенно нетерпимую для большевиков политическую близорукость по отношению к врагам партии - троцкистам-зиновьевцам и правым контрреволюционерам, в результате чего на основных постах в крупнейших городских и районных парторганизациях края до самого последнего времени сидели и безнаказанно вели подрывную работу заклятые враги партии».

В 1938 г. жертвой массовых репрессий стал талантливый организатор исторической науки на Северном Кавказе, директор Научно-исследовательского института горских народов Умар Алиев (1895-1938 гг.).

Массовые репрессии в отношении «старых кадров» и вызывающих малейшие подозрения преподавателей нанесли тяжелый урон высшему образованию региона. К началу 1940-х годов старых специалистов оставались единицы (в ОИЦМ был всего один профессор со стажем работы 35 лет). В то время наиболее подготовленные педагогические кадры были сосредоточены в вузах г.Орджоникидзе: из 29 профессоров, работавших в 5 вузах автономных республик, 21 преподавал в двух вузах г.Орджоникидзе.

Итак, в начале 30-х годов становление целостной системы высшего образования на Юге России началось с создания вузов педагогического профиля, которые представляли собой принципиально новую форму высшего образования. Это объяснялось потребностями реализации культурной революции, необходимостью качественного повышения общего образования населения региона. С этим было связано и расширение сети педагогических техникумов и учительских институтов, которые в отличие от педагогических институтов уже имели опыт работы еще в дореволюционный период.

Процесс формирования высшего педагогического образования в начале 30-х годов было подвержено затухающей волне экспериментаторства. Пединституты специализировались по аграрному и индустриальному профилям. Так, был открыт агропединститут в Ставрополе, индустриальнопедагогический - в Сталинграде и т.д. Однако с середины 30-х гг. в связи с возвращением в советскую высшую школу ряда академических принципов - учет посещаемости и успеваемости, вступительные испытания в вузы и т.п. - была узаконена единая педагогическая специализация всех пединститутов.

Педагогические вузы стали одной из первых форм организации высшего образования в национальных республиках Северного Кавказа. Однако отсутствие подготовленных кадров, помещений, материальной базы в целом не позволили в те годы создать пединституты во всех национальных образованиях. Компромиссным решением стало формирование национальных отделений в русских вузах, как, например создание Калмыцкого отделения вначале в Саратовском, а затем в Астраханском педагогических институтах.

Острая потребность в медицинских кадрах для региона привела к созданию на Юге медицинского высшего образования на основе возрождения прежних медицинских вузов и строительства новых. Наибольшие трудности в строительстве высшего медицинского образования здесь были связаны с отсутствием качественной клинической базы.

Общая сложность становления высшего педагогического и медицинского образования состояла в проблеме кадрового состава преподавателей. Начавшееся пополнение профессорско-преподавательского состава через восстановленную аспирантуру было незначительным, т.к. в провинции аспирантура была развита плохо. Кроме того, политика массовых репрессий значительно ударила по профессиональной интеллигенции. Из вузов изгонялась значительная часть высококвалифицированных специалистов, опытных педагогов старой школы.

Вместе с тем, несмотря на творившийся в то время административный произвол, к концу 1930-х гг. на Юге России была создана база для массовой подготовки учителей и врачей для региона.

 

Автор: Кононенко В. М.