25.11.2012 10852

Политика перестройки и состояние высшего образования в 1985-1991 годы

 

Российскую историю середины 80-х-начала 90-х годов можно рассматривать как незавершившийся процесс модернизации, главной задачей которого был перевод общества в новое качество, ликвидация отставания экономического развития страны. Сам процесс модернизации может быть представлен как две не вполне удавшихся попытки М.С.Горбачева и Б.Н.Ельцина. С 2000 г. берет начало политика В.В.Путина.

Интеллектуальным ядром модернизации этого времени стала радикально настроенная научная и художественная интеллигенция столичных центров и технополисов, которая выступила в качестве основной оппозиции партийно-государственной элите. Отсутствие социально-экономических результатов перестройки привело к тому, что в ориентации этих слоев очень быстро произошли фундаментальные социально-политические изменения. На рубеже 80-90-х гг. идея «совершенствования социализма» («социализма с человеческим лицом») была отвергнута как социальная утопия и началась реализация политики по формированию рыночной экономики.

Социальная поддержка реформ 90-х гг. была ограничена. В отличие от реформ Горбачева сторонники Ельцина выдвинули и пытались реализовать программу радикально-либеральных экономических реформ. Обществом она была воспринята как модель «шокотерапии». Большинство населения увидело в рыночной экономике антинародный, социально несправедливый характер. Причины подобного отношения коренились в падении производства, отсутствии социальных программ и глубокой социальной дифференциации общества.

Общеполитический курс руководства страной сказался и на системе высшего профессионального образовании. В 1987 г. были приняты Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране и пакет партийно-правительственных постановлений по высшей школе. В них подчеркивалось, что система образования нуждается в коренных изменениях, что необходимо развитие инициативы и творческого начала в образовательной деятельности. Определялись меры по демократизации и гуманизации образования, введению вариативного и дифференцированного обучения.

Для руководства этими процессами вместо нескольких существовавших ведомств был создан единый Госкомитет по образованию. Фактически была сформулирована новая идеология образования. Вводилась выборность руководителей, намечались пути создания системы государственно-общественного управления образованием. Всеобщий съезд работников народного образования (1988 г.) одобрил основные принципы развития этой сферы: демократизация, гуманизация, вариативность, рационализация, открытость, мобильность и непрерывность образования.

В дискуссиях, развернувшихся в печати, научно-педагогическая общественность отметила, что новый уровень образования может быть достигнут на основе создания системы непрерывного образования, нового экономического механизма взаимодействия высшей школы с отраслями народного хозяйства; на основе интеграции образования, науки и производства; устранения межведомственных барьеров в сфере управления образованием; существенных изменений в материально-техническом снабжении, совершенствования форм организации учебного процесса, компьютеризации образования.

В разделе «Образование и подготовка кадров» Комплексной программы научно-технического прогресса в СССР, принятой в 1988 г., цель деятельности высшей школы была сформулирована следующим образом: «Цель ее - формирование у выпускников профессиональных знаний и умений, опыта творческой деятельности, личностных качеств, обеспечивающих его активное вклинение в профессиональную и общественную деятельность на определенном образовательно-квалификационном уровне».

Главной задачей высших учебных заведений ставилось полное обеспечение потребностей народного хозяйства в специалистах такого уровня квалификации, который бы соответствовал требованиям научно-технической революции и развитию производительных сил, росту культурно-образовательного уровня общества. Исходя из этого, высшая школа была призвана обеспечить существенное повышение качества подготовки специалистов, которые обладали бы совокупностью следующих личностных качеств:

- высокий теоретический и практический уровень общенаучной фундаментальной подготовки, мобильность полученных знаний, умений и навыков в избранной сфере профессиональной деятельности;

- активная жизненная позиция, преданность делу марксизма- ленинизма, делу патриотизма и социалистического интернационализма;

- развитие студенческого самоуправления;

- культура творческой деятельности, психологическая устойчивость, эффективность совместной деятельности в коллективе.

Главный упор в Комплексной программе научно-технического прогресса делался на разработку нового перечня специальностей. В годы перестройки были пересмотрены учебные планы и программы вузов. Было значительно сокращено количество специальностей (около 100) за счет их укрупнения и устранения дублирования. Открыто 18 специальностей по новым направлениям науки и техники.

Однако принятые меры выполнялись медленно и не в полной мере, в учебно-воспитательном процессе сохранялся ведомственный подход. В вузах не было создано реальных структур и механизмов управления учебным и воспитательным процессом; при этом, партийные структуры утратили свое влияние, а после Указа Президента РФ «О мерах по предотвращению вмешательства политических партий и их структур в деятельность государственных органов, предприятий, учреждений и иных организаций» структуры КПСС в вузах прекратили существование.

Квалификационные характеристики второго поколения получились весьма громоздкими и трудоемкими в разработке. При их создании возникли недоразумения теоретического характера. В частности, задачи профессиональной деятельности часто подменялись должностными обязанностями.

Достижением новых учебных планов считалась более тесная связь содержания обучения с функциональными обязанностями выпускников. Чрезмерная детализация квалификационных характеристик специалистов вплоть до отдельных этапов и операций по решению той или иной профессиональной задачи выхолащивала саму суть высшего образования как подготовки к творческой деятельности.

С началом политики перестройки количество студентов стало сокращаться. В 1985-86 гг. численность студентов в вузах РСФСР сократилась на 203 тыс. человек. Это явилось результатом избранного политического курса.

Изменилась и финансовая политика государства по отношению к образованию. Если до 1985 г. на финансирование образования выделялось 58% госбюджета, то при М.С.Горбачеве оно сократилось до 2 с небольшим процентов.

Один из видных отечественных ученых В.Б.Миронов, оценивая эти факты, заметил, что в таком подходе к финансированию образования и науки проявляется закон мелитократии: чем выше уровень правящей элиты, тем больше внимания, забот, средств и усилий она уделяет вопросам культуры, науки, техники, образования и наоборот.

Политика в области образования в нашей стране после 1985 г. пошла по другому пути, что породило новые проблемы как в центре, так и на местах.

В соответствии с вышеназванными тенденциями развития высшего образования в стране началась перестройка учебно-воспитательного процесса и в вузах Юга России, которая осуществлялась по следующим направлениям:

1. Перерабатывались учебные планы с целью расширения общетеоретической и методической подготовки студентов;

2. Совершенствовалась система управления учебновоспитательным процессом, для чего были разработаны критерии оценки качества и эффективности работы кафедр и факультетов;

3. Создавались единые учебно-научные комплексы: вуз-завод, вуз- школа, вуз-больница и т.д.

4. Перерабатывались графики учебного процесса с целью сокращения аудиторных занятий до 24-28 часов в неделю;

5. Разрабатывалось положение об аттестации студентов в межсессионный период;

6. Вводились договорные условия подготовки специалистов;

7. Были разработаны квалификационные характеристики второго поколения.

Началась подготовка кадров по применению ЭВМ в учебном процессе. Во многих вузах региона были созданы лаборатории и кафедры по новым информационным технологиям.

В исследуемый период Юг России располагал разветвленной сетью вузов. Здесь имелось 9 государственных классических университета, 8 педагогических вузов, 6 медицинских, 12 политехнических и 6 сельскохозяйственных институтов, 5 вузов экономики, архитектуры и строительства.

В годы перестройки в регионе были открыты новые высшие учебные заведения. В частности, был открыт Волгоградский государственный университет.

В середине 80-х годов завершается формирование структуры Ростовского государственного университета, которая органично объединила научные и учебные подразделения, опытное производство и базы постоянной практики студентов. Все это составляло основу для перехода к новому этапу в организации работы, когда на базе физического, биологического, химического факультетов и научно-исследовательских институтов физики, биологии и нейрокибернетики, физической и органической химии, математики и механики были созданы единые учебно-научно-производственные комплексы. Их деятельность открыла новый этап в подготовке высококвалифицированных специалистов. С первых лет обучения у студентов университета появилась возможность приобщиться к большой науке, участвовать в разработке актуальных научных проблем. Со своей стороны работники НИИ получили возможность непосредственно участвовать в подготовке научной смены.

Органическая связь учебного процесса с развитием научных исследований способствовала созданию студенческих НИИ (на физическом факультете), научно-исследовательских лабораторий студентов (на механико-математическом, экономическом, философском, химическом факультетах), постоянно действующих научных семинаров (на историческом факультете).

Ученые РГУ создали крупные научные школы по химии природных и высокомолекулярных соединений, по истории и теории культуры и др. Одновременно профессорско-преподавательский корпус Ростовского университета нашел формы соединения науки с производством, реального (а не формального) участия студентов в научно-исследовательской работе. Ежегодно университет заканчивали до 900 выпускников.

Кубанский государственный университет к 1985 г. прошел период становления, трансформации из педагогического института в классический университет. В ходе этого процесса особое внимание было уделено развитию факультетов, лабораторий и институтов естественного цикла - физического, математического и биологического комплексов, а также внедреннию ЭВМ в учебный процесс и научные исследования. Была реорганизована структура факультетов, число которых достигло 11 - математический, физический, химический, биологический, экономический, географический, романо-германской филологии, художественной и технической графики и др.

В основе развития университета лежала глубокая научная и учебная специализация кафедр, число которых возросло с 39 до 59. Количество докторов наук, профессоров увеличилось до 31, кандидатов наук, доцентов - до 229 человек. В 1985 г. в КубГУ на дневном отделении обучалось 3489 человек, на вечернем - 1507, на заочном - 3336 человек. С 1970 по 1986 гг. университет закончили 27 тыс. студентов.

Что касается университетов национальных республик Северного Кавказа - Дагестанского, Кабардино-Балкарского, Чечено-Ингушского, Северо-Осетинского - то они сохраняли в основном гуманитарный профиль с традиционным набором факультетов (исторический, русского и родного языка и литературы, естественно-географический, физико-математический физической культуры и спорта). Научная инфраструктура этих вузов была развита слабо. Они готовили в основном специалистов для сферы образования. Одновременно ученые данных университетов делали много для обеспечения национальных школ учебниками и учебными пособиями.

На основе договоров о творческом сотрудничестве с академическими институтами и Саратовским госуниверситетом интенсивно развивался Калмыцкий государственный университет. В 80-е годы в нем функционировало 6 факультетов, 25 кафедр. В вузе работало 250 преподавателей, половина из которых имела ученые степени и звания. В годы перестройки был создан инженерно-мелиоративный факультет и 3 кафедры: «Инженерной конструкции и графики», «Механизации сельскохозяйственного производства, эксплуатации и ремонта машин» и «Общетехнических дисциплин».

Из педагогических вузов региона в анализируемый период функционировали Армавирский, Адыгейский, Дагестанский, Волгоградский, Астраханский, Ростовский-на-Дону, Ставропольский, Карачаево-Черкесский, Чеченский педагогический институты и Пятигорский институт иностранных языков. Рассмотрим деятельность некоторых из них.

Крупнейшим вузом являлся Ростовский-на-Дону государственный педагогический институт, руководимый профессором А.А.Грековым. Здесь была найдена эффективная форма профессионально-педагогической подготовки учителей - учебно-научно-педагогический комплекс (УНПК) в контексте комплексной программы подготовки специалистов для системы образования «Учитель».

УНПК, объединивший школы, средние специальные педагогические учебные заведения, школы юных исследователей, педагогические классы межшкольных учебно-производственных комплексов, а также факультеты и кафедры РГПИ, становится значительным фактором профессиональной подготовки учителей. Это нашло свое подтверждение в решении Коллегии Министерства просвещения РСФСР (декабрь 1982 г.). Коллегия одобрила 9летний опыт учебно-научно-педагогического комплекса как действенной формы профессионально-педагогической подготовки учителей.

Взятый институтом курс на развитие и внедрение научных исследований оставался важнейшим направлением его деятельности. Эта работа велась по следующим направлениям: комплексная целевая программа «Учитель», план-заказ ОблОНО Ростовской области «Реформа» и хоздоговорная тематика. В результате деятельности вице-президента Академии педагогических наук РСФСР Ю.К.Бабанского, профессоров А. Д.Алферова, Е.В.Бондаревской, В.С.Ильина РГПИ и вузы региона становятся базой проведения научных семинаров и совещаний. В частности, были проведены Северо-Кавказские чтения на тему: «Актуальные психолого-педагогические проблемы совершенствования системы подготовки педагогических кадров» (октябрь 1986 г.); Всероссийское совещание по организации непрерывной педагогической практики (март 1986 г., Ростов-на-Дону); Всесоюзная конференция «Теоретико-методологические проблемы учебно-воспитательного процесса в школе и педвузе» (октябрь 1986 г., Волгоград); Всесоюзное координационное совещание по проблеме совершенствования заочного образования (октябрь 1986 г., Пятигорск) и др.

В Ставропольском педагогическом институте в 80-е годы заметно расширился состав студентов и в 1985 г. достиг 7033 человек, среди которых были представители более чем 35 национальностей.

В институте функционировало 6 факультетов: русского языка и литературы, исторический, естественно-географический, физико-математический, физической культуры, педагогики и методики начального обучения. Кроме того, действовали факультеты по обучению иностранных студентов, факультет повышения квалификации работников народного образования, подготовительные отделения, факультет дополнительных педагогических профессий.

Перестройке учебного процесса способствовало открытие новых кафедр, таких как информатика и вычислительная техника, научных основ управления народным образованием, методики преподавания русского языка в национальных школах, теории и методики воспитательной работы и др.

Работа медицинских вузов определялась потребностями здравоохранения Юга России. Несмотря на деятельность Ростовского, Краснодарского, Ставропольского, Волгоградского, Дагестанского, Северо-Осетинского и других вузов численность и квалификация врачей еще не в полной мере обеспечивала регион.

Об этом, в частности, свидетельствуют статистические данные об обеспеченности населения врачами в период перестройки.

Данные свидетельствуют, что при положительной динамике увеличения числа врачей на Юге России с 83,2 тыс. в 1985 г. до 89,8 тыс. в 1989 г.(на 7,9 %) обеспечение специалистами отдельных регионов оставалось низким. Особенно это касалось Волгоградской и Ростовской областей, Калмыцкой и Чечено-Ингушской АССР.

Как следствие, среди населения распространялся ряд опасных заболеваний. Так, в 1989 г. на учете состояло больных активным туберкулезом на 10 тыс. чел. населения по Волгоградской области 246 чел., Астраханской области - 262 чел., Дагестанской АССР - 302 чел., Чечено-Ингушской АССР - 308 чел., в Калмыцкой АССР - 402 человека. Последний показатель был самым высоким не только на Юге России, но и по всей территории РСФСР.

Несмотря на меры, предпринятые правительством по инициативе М.С.Горбачева по борьбе с алкоголизмом, ввиду непоследовательности в их реализации, а затем и полного отказа от их проведения в ряде регионов Юга России возросло число больных алкоголизмом и алкогольным психозом. Количество таких больных, состоявших на учете в больницах и находившихся на профилактике в наркодиспансерах, с 1985 г. по 1989 г. возросло: в Астраханской области - с 17467 до 24490 человек, Волгоградской области - с 48161 до 59503, в Краснодарском крае - с 88227 до 104663 человек, Ставропольском крае - с 39819 до 43636 чел., в Ростовской области с 67463 до 86484 человек. Характерно, что в республиках Северного Кавказа и Калмыкии эти показатели были на несколько порядков ниже. Видимо, сказывались национальные традиции.

На фоне вышеприведенных данных о состоянии здравоохранения на Юге России по-иному воспринимается деятельность медицинских вузов региона, структура и содержание подготовки врачей. Очевидно, что при всех достижениях в этой области, здесь накопились проблемы, которые требовали своего решения. Это касается и традиционно сложившейся системы медицинских вузов, и организации учебного процесса в них, и, главное, содержания обучения медицинских кадров.

С одной стороны, отсутствовала подготовка врачей общей практики, так называемых «семейных врачей», которая широко велась в зарубежных странах, включая социалистические государства (Чехословакия, Куба и др.). С другой - главный упор при обучении медицинских работников делался на традиционные методы лечения, в частности, химиотерапию, и недооценивалась роль народных и нетрадиционных методов врачевания. Значительно отстала от мировых требований учебно-лабораторная база медицинских вузов, больниц и поликлиник.

В этой связи возрастающее значение приобретал вопрос о качестве подготовки специалистов для нужд здравоохранения. Решая эту задачу, коллектив Ростовского медицинского института вел работу по совершенствованию процесса преподавания, повышению квалификации профессорско-преподавательского состава. В 1989 г. обучением и воспитанием студентов в нем занимались 784 преподавателя, в том числе 66 докторов и 391 кандидат наук, члены-корреспонденты АМН СССР профессора П.П.Коваленко и П.А.Золотов.

В РГМИ обучалось около 4 тыс. студентов и аспирантов, представлявших 29 национальностей СССР, а также граждане 70 стран Азии, Африки и Латинской Америки.

Стремясь решить названные ранее проблемы, этот крупный медицинский вуз Юга России создал сеть курсов переподготовки врачей, где прошли обучение около 23 тыс. специалистов-медиков. Однако принятая в стране парадигма медицинских кадров не позволяла коренным образом улучшить качество подготовки врачей, их специализацию и оказать серьезное влияние на состояние здравоохранения в регионе.

Старейший медицинский вуз Юга России - Кубанский госмединститут - располагал к началу 90-х годов мощным кадровым потенциалом. На 62 кафедрах КГМИ работало 73 доктора и более 300 кандидатов наук. На 5 факультетах велась подготовка врачей лечебников, педиатров, стоматологов, специалистов санитарно-профилактического профиля, а также фармацевтов. Совершенствование врачебного мастерства осуществлял факультет повышения квалификации.

Была создана собственная лечебная база: акушерско-гинекологическая клиника (Центр «Матери и ребенка»), вузовская стоматологическая поликлиника и др.

В целом успешно развивался и Ставропольский медицинский институт, который в 1988 г. отметил свое 50-летие. За эти годы вузом было подготовлено около 15 тыс. специалистов, в том числе 80 врачей для Венгрии, ГДР и стран Азии и Африки.

Институт располагал 50 кафедрами и 5-ю самостоятельными курсами. 33 кафедрами руководили профессора, доктора наук, 11 кафедрами - доценты.

Профессорско-преподавательский состав вуза отчетливо осознавал необходимость глубокой перестройки учебного процесса. «Задача на подготовку специалистов широкого профиля, его способность изменить и принять меры к изменениям в производстве, своевременно осваивать успехи научно-технического прогресса в области медицины и здравоохранения, - говорил проректор по научной работе СГМИ Ф.А.Филимонов, - вызывает необходимость усиление теоретической и практической подготовки врачей, совершенствования и внедрения в учебный процесс активных методов преподавания, перехода к школе-мышления, школе-творчества, школе- высокого профессионализма».

К 1989 г. Северо-Осетинский медицинский институт произвел 46 выпусков. Звание врача получили более 10 тыс. юношей и девушек, 5 тыс. из которых были представителями коренной национальности. За годы Советской власти сотрудники института защитили около 30 докторских и 150 кандидатских диссертаций, опубликовали 40 монографий и брошюр.

Годы перестройки были ознаменованы тем, что в 1985 г. был создан музей истории СОГМИ и здравоохранения Северной Осетии, в 1988 г. - открыт факультет усовершенствования квалификации врачей, в 1992 г. - начата подготовка иностранных студентов.

Определенные сдвиги в организации подготовки врачей во второй половине 80-х годов произошли в Волгоградском и Дагестанском медицинских и Пятигорском фармацевтическом институтах.

Своим девизом студенты и преподаватели этих вузов избрали слова А.П.Чехова: «Профессия врача - это подвиг, она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов. Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически». Поэтому перед профессорско- преподавательским составом медицинских институтов стояли серьезные проблемы совершенствования учебного процесса, нравственного воспитания выпускников.

Система технического образования на Юге России к середине 80-х годов представляла собой сеть политехнических институтов, в которую входили вузы Волгограда, Грозного, Краснодара, Новочеркасска, Орджоникидзе, Ростова-на-Дону, Ставрополя и Таганрога.

Научно-технический прогресс и потребности региона ставили перед техническими вузами задачу поиска новых путей повышения профессиональной подготовки. Этому способствовало то, что в предшествующий период на Юге России была создана мощная индустриальная база. В частности, были построены крупный индустриальный комплекс «Атоммаш» в Ростовской области, комбинат «Азот» в Ставропольском крае, сотни промышленных предприятий в Новочеркасске, Таганроге, Волгограде и других городах.

В политехнических институтах были открыты новые специальности в области радиотехники (Таганрогский радиотехнический институт), электроники (Новочеркасский политехнический институт), химической технологии неорганических веществ (Ставропольский политехнический институт) и др.

Состояние технического образования на Юге России можно проанализировать на примере отдельных вузов. Крупнейшими центрами подготовки инженерных кадров оставались Новочеркасский политехнический и Таганрогский радиотехнический институты.

В первом из них в середине 80-х годов обучалось более 10 тыс. студентов. Руководил институтом известный ученый, доктор технических наук, профессор В.Е.Шукшунов. НГПИ имел 10 факультетов: горно-геологический, механический, системотехники и робототехники, технологии машин и роботов, электромеханический, энергетический, химико-технологический, строительный, военный факультет и вечернезаочного обучения. Кроме того, в состав института входили Шахтинский и Волгоградский филиалы.

Учебный процесс осуществляли 83 кафедры, которые возглавлялись профессорами и доцентами. В период перестройки особое развитие получили следующие кафедры: программного обеспечения вычислительной техники, информационно-измерительной и медицинской техники, автоматики и телемеханики, информатики и вычислительной техники, электронно-вычислительных машин и автоматизированных систем управления. Комплексной программой научно-технического прогресса в СССР подготовка специалистов данного профиля была признана приоритетной.

На передовых направлениях научно-технического развития находился и коллектив Таганрогского радиотехнического института. В нем велась подготовка почти по 20 специальностям, число студентов было около 5000 человек. Их обучение вели 450 преподавателей, среди которых было 45 докторов наук, профессоров и 250 кандидатов наук, доцентов.

К началу 90-х годов в ТРТИ состоялось 35 выпусков общей численностью более 30 тыс. инженеров, из них получили диплом с отличием 1798 человек.

О содержании учебного процесса и научных разработках ученых этого вуза свидетельствует тематика НИР преподавателей. Назовем лишь небольшую часть ученых ТРТИ и их темы:

- Гайдук А.Р. Общая теория динамических систем. Теория систем автоматического управления;

- Калашников В.А. Автоматические системы проектирования электронно-вычислительной аппаратуры;

- Попов В.П. Теория нелинейных электрических цепей с распространенными параметрами. Моделирование элементов БПС;

- Рогозов Ю.И. Создание теории логического и схемотехнического проектирования вычислительных систем и функциональных узлов в логико-арифметическом базисе;

- Румянцев К.Е. Поиск и обнаружение оптических сигналов. Радиотехнические процессы на принципах акустооптики и волоконной оптики;

- Самойлов JI.K. Предварительная обработка информации в системах автоматизации научных исследований и испытаний;

- Сеченов Д.А. Исследование новых методов функционирования полупроводниковых структур;

- Чечетка В.В. Распространение волн в средах с учетом дисперсии;

- Федосов В.П. Обработка пространственно-временных сигналов в радиолокации и гидроакустике и др.

Ставропольский политехнический институт, созданный в 1971 г. на базе филиала Краснодарского политехнического института под руководством профессора Никитина, к середине 80-х годов превратился в довольно крупный центр подготовки инженерных кадров. В его научно-учебный комплекс, кроме головного института в г. Ставрополе, вошли филиалы в г. Невинномысске, г. Пятигорске, г. Георгиевске, г. Кисловодске.

Из 500 преподавателей СГПИ, занятых подготовкой специалистов на кафедрах, 44 были докторами наук, профессорами и 256 - кандидатами наук, доцентами.

В институтах активно велись фундаментальные поисковые и прикладные исследования и опытно-конструкторские работы. Через научно-технический центр осуществлялось государственное управление 20 основными проблемными направлениями, возглавляемыми ведущими учеными и специалистами вуза. Особое внимание в СГПИ уделялось повышению квалификации преподавателей. Для этого использовались различные по срокам и содержанию формы:

- Обучение преподавателей на ФПК и в ИПК;

- Стажировка (научная, педагогическая, производственная) на ведущих предприятиях НПО, НИИ и в других вузах;

- Краткосрочные курсы по актуальным направлениям научно-педагогической деятельности преподавателей;

- Перевод кандидатов наук на должности научных сотрудников для подготовки докторских диссертаций;

- Предоставление творческого отпуска (3-6 месяцев) для завершения докторских диссертаций;

- Обучение в аспирантуре и докторантуре;

- Прикрепление к другим вузам и организациям для сдачи кандидатских экзаменов и подготовки диссертации.

Выпускающие кафедры имели связи с крупными производствами, свои филиалы на ведущих предприятиях городов Ставропольского края, что позволяло использовать в учебном процессе современное оборудование, практически закреплять и совершенствовать полученные знания, умения и навыки.

Одним из старейших центров подготовки инженеров на Северном Кавказе являлся Северо-Кавказский горно-металлургический институт (г.Орджоникидзе). На 10 его факультетах получали знания около 5 тыс. студентов по 30 специальностям. На 40 кафедрах трудился квалифицированный профессорско-преподавательский состав, среди которых были 21 академик, 14 членов-корреспондентов Академии Наук, 42 заслуженных деятеля науки и техники Российской Федерации и Северной Осетии.

Выпускниками института были открыты такие крупные месторождения полезных ископаемых, как Талнахское, Мурунтауское, Сариляхское, Джайремекское и другие. Значительный вклад внесен ими в становление и развитие Садонского свинцово-цинкового, Норильского и Тырнаузского горно-металлургических и Запорожского титаномагниевого комбинатов, производственного объединения «Североникель» и других предприятий цветной металлургии.

Учеными института были выполнены научные исследования по таким проблемам, как способы получения алюминия, гидрометаллургическая переработка руд цветных металлов, способы получения сверхчистых свинца и индия, системы прецизионного электропривода для аппаратов точной магнитной записи, системы комплексной механизации взрывных работ, новая технология направленного бурения скважин, методы совершенствования технологий строительного производства и другие. При университете с 1990 г. функционирует Владикавказский технический центр «Баспик», в котором разработано и освоено производство новейших типов микроканальных пластин, имевших большой спрос не только внутри страны, но и в Китае, Нидерландах, Индии и ряде других стран.

Одновременно происходила перестройка управления сельским хозяйством. С этой целью в ноябре 1985 г. были ликвидированы шесть сельскохозяйственных ведомств и учрежден Госагропром СССР. Вскоре была принята «Продовольственная программа», призванная значительно увеличить производство продовольственных товаров и ликвидировать их дефицит в стране.

Существенная роль в выполнении Продовольственной программы СССР отводилась кадровому обеспечению. В этой области ставилась задача расширения подготовки специалистов по управлению и экономике аграрного производства, а также переработке сельскохозяйственной продукции. Эти тенденции нашли отражение в деятельности сельскохозяйственных вузов Юга России. Так, например, в Азово-Черноморском институте механизации сельского хозяйства были открыты новые факультеты: «Экономика в отраслях АПК» и «Переработка сельскохозяйственной продукции».

Главной задачей научной деятельности АЧИМСХ стало проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, направленных на ускорение научно-технического прогресса в аграрно-промышленном комплексе. Ученые работали над созданием новых высокопродуктивных сортов зерновых и технических культур, средств механизации, электрификации и автоматизации, принимали активное участие в техническом переоснащении и инженерном обеспечении отраслей аграрно-промышленного комплекса Ростовской области.

В Кубанском государственном сельхозинституте были созданы агротехнический и землеустроительный факультеты, открыты новые кафедры: «Технологии хранения и переработки сельскохозяйственной продукции», «Строительства и эксплуатации водохозяйственных объектов» и др. Были проведены работы по развитию Ботанического сада площадью 37 га, а также комплектованию учебно-научной библиотеки, фонды которой превысили 1 млн. изданий учебников, монографий, газет и журналов.

В вузе функционировало 14 факультетов, 71 кафедра, обучалось более 11 тыс. студентов. Учитывая успехи вуза в подготовке, специалистов для сельского хозяйства, в январе 1991 г. КГСХИ получил статус Кубанского государственного аграрного университета.

В Ставропольском сельскохозяйственном институте интенсивное развитие получил факультет экономики и организации сельского хозяйства. Под руководством доктора экономических наук, профессора В.А.Эма была перестроена вся система учебно-воспитательной работы. Перед коллективом преподавателей была поставлена своего рода «сверхзадача» - готовить будущих главных бухгалтеров не только к регистрации хозяйственных операций, но и к всестороннему анализу использования производственных фондов, поиску возможностей увеличения продукции полей и ферм. Говоря о роли выпускников экономического факультета в организации сельского хозяйства, Эм назвал их «композиторами производства».

Важным направлением деятельности профессорско- преподавательского состава ССХИ в годы перестройки было повышение квалификации руководящих кадров колхозов, совхозов и специалистов сельского хозяйства. Демократизация системы образования позволила преподавателям ФПК внести существенные коррективы в таковые учебные планы и программы. Они стали преподавать руководителям и специалистам сельского хозяйства такие новые для того времени дисциплины, как социальная психология и научная организация труда. Непосредственно на производстве стал изучаться опыт работы Героев Социалистического Труда А.А.Чупринина, И.М.Нагорного, В.Я.Светличного и др.

В ССХИ большое внимание стало уделяться новым методам обучения студентов. Кроме широкого внедрения методов программированного обучения начался эксперимент, направленный на внедрение проблемного обучения. Наиболее результативно он проходил на кафедре организации сельскохозяйственного производства, возглавляемой профессором А.А.Полишниным. Весь курс организации сельскохозяйственных предприятий был разбит на три цикла, по каждому из которых читались проблемные лекции. По итогам каждого цикла учебный материал отрабатывался практически и студенты сдавали письменный экзамен. Студенты, получившие по итогам каждого из трех циклов отличную оценку, освобождались от итогового экзамена. Только добившись систематической работы студентов и высокого качества их знаний можно было, с точки зрения организаторов эксперимента, переходить по второму его этапу, состоящему из лекций по ряду проблем курса, самостоятельной работы над ними студентов и защите по каждой из них.

Горский сельскохозяйственный институт при поддержке Главного управления высшего и среднего специального образования Министерства сельского хозяйства СССР в 1988-1991 гг. за счет союзного бюджета получил новое оборудование для факультетов ветеринарной медицины, агрономии и зооинженерии. Были выделены финансовые ресурсы и для капитального строительства.

Это позволило существенно укрепить учебно-материальную базу вуза. На одного студента приходилось 8,7 тыс. руб. основных фондов, 17,3 кв.м аудиторных площадей. Все желающие были обеспечены благоустроенным общежитием. В распоряжении студентов, профессорско-преподавательского состава, рабочих и служащих были Дворец культуры на 800 мест, спортивный комплекс, молодежный центр, музей, библиотека, вычислительный центр, спортивно-оздоровительный лагерь на берегу Каспийского моря на 500 мест, пансионаты в горах на 200 мест. Ежегодно выделялось 665 путевок в пансионат «Кругозор» в г. Кисловодске.

Все это позволило улучшить подготовку специалистов для сельского хозяйства республик Северного Кавказа. На 9 факультетах ГСХИ - агрономическом, зооинженерном, механизации сельско-хозяйственного производства, экономическом, электрификации и автоматизации сельскохозяйственного производства, ветеринарном, факультете повышения квалификации, среднего образования, общественных профессий - обучалось 5700 студентов более 30 национальностей. Институт не испытывал затруднений в наборе студентов, ежегодный конкурс в среднем составлял 3-4 человека на место.

В структуре института были созданы Центральное опытно-конструкторское бюро с экспериментальным производством, селекционный центр, ботанический сад; научно-исследовательские лаборатории биотехнологии, садовых машин, применения тока повышенной частоты в сельском хозяйстве, ферромагнитных преобразователей частоты, стандартизации и метрологии, а также патентный отдел, аспирантура, учебно-опытное хозяйство. На кафедрах и в научных подразделениях велись исследования по актуальным приоритетным направлениям.

В начале 90-х годов руководство ГСХИ и Северной Осетии решало вопрос о преобразовании института в университет. Однако это произойдет после августовских событий 1991 г., когда страна пойдет по пути региональной экономики и вузы окажутся в иных социально-политических и экономических условиях.

В период перестройки особенно остро нуждалась в совершенствовании работа кафедр общественных наук. В начале октября 1986 г. состоялось Всесоюзное совещание заведующих кафедрами общественных наук. Особое внимание было уделено повышению теоретического и методического уровня занятий, перестройке идеологической работы. Позитивные изменения не заставили себя ждать. Были пересмотрены учебные планы, стали внедряться такие активные методы обучения, как политбои, политдискуссии, научно-теоретические конференции и др. Все чаще стала проводиться совместная работа кафедр со студенческим активом - это и совместные заседания, и участие студентов в разработке учебных планов, в приеме экзаменов и др. Однако засилие формализма и заорганизованности в идейно-воспитательной работе кафедр, словесного подхода к воспитанию - все это отрицательно сказывалось на работе с вузовской молодежью.

В итоге политика перестройки общественной жизни СССР с целью «улучшить» социализм непосредственно коснулась и высшего образования. Главными принципами перестройки высшей школы стали демократизация, творчество и инициатива. В связи с этим были приняты новые государственные документы, согласно которым в южно-российских вузах, как и в целом по стране, были пересмотрены учебные планы, сокращена номенклатура специальностей за счет устаревших и введены новые специальности. Активизировалась роль коллективов преподавателей и студентов в управлении вузами. В это время завершилось формирование современных структур существовавших на Юге университетов и создан ряд национальных университетов, которые, однако, имели преимущественно гуманитарный профиль со слабой научной инфраструктурой. Впервые была введена межсессионная аттестация студентов, в передовых вузах региона бурно развивались информационные технологии в обучении.

Вместе с тем, в условиях общей социальной нестабильности была ослаблена воспитательная работа, сокращено государственное финансирование вузов. Новые квалификационные характеристики и учебные планы составлялись поспешно, без должной научной проработки. В результате профессиональные навыки порой подменялись должностными, а содержание обучения страдало от поспешного и непродуманного реформирования. Результатом всего этого стало сокращение студенческого контингента в вузах Юга России.

Подводя итоги развития вышей школы за последние 25 советских лет, мы должны констатировать, что в этот период отчетливо проявились две тенденции. С одной стороны, вузы Юга России имели ряд существенных положительных характеристик, присущих советской высшей школе. К ним можно отнести такие принципы, как равенство всех граждан в получении образования, его обязательность и доступность; бесплатность обучения во всех звеньях системы народного образования, ее связь с другими уровнями образования; единство обучения и воспитания молодого поколения, подготовки специалиста и формирования гражданина; свобода выбора языка обучения, обучение на родном языке; светский характер образования с жестким атеистическим контролем над преподаванием; государственное финансирование, обеспечивающее развитие образования по восходящей линии.

В это время улучшилось качество преподавателей высшей школы Юга России, расширилась ее сеть за счет новых вузов, новых специальностей, развития университетского образования, в частности, в республиках Северного Кавказа. Особое место заняла научная постановка методики преподавания в высшей школе, научное обоснование форм и методов воспитательной работы, научно-исследовательская работа студентов. Следует обратить внимание на качественное совершенствование материальной базы южно-российских вузов. Все это способствовало стабильности системы высшего образования на Юге.

Однако при бесспорных достижениях советской высшей школы, в том числе и на Юге России, она страдала жесткой привязанностью к государственным планам и учебным программам без учета профессиональных и региональных особенностей, относительно слабой восприимчивостью к новейшим достижениям науки и практики. Кризисные явления в недрах советской социально-политической системы отразились и на высшем образовании. Разрыв системных связей естественнонаучной и гуманитарной подготовки, составляющих основу высшего образования, были тесно связаны с изменением профессионально-нравственного облика специалистов, обеднением гуманитарного потенциала высшего образования, социальным нигилизмом и падением творческого потенциала студентов. Откровенный цинизм власти, расхождение слова и дела, масштабная бюрократизация и формализация идеологической работы угнетающе действовали на сознание будущих специалистов, подрывали их духовное здоровье. Жесткий идеологический контроль и борьба с «инакомыслием» в студенческой среде только усугубляли общую неблагополучную ситуацию.

Негативным проявлением функционирования советской системы высшей школы, как свидетельствует история вузов Юга России, был валовый подход к подготовке специалистов. По количеству инженеров СССР превзошел США почти в 4 раза. В то же время страна запаздывала с обучением специалистов для новых направлений науки и техники, приспособленным к реалиям социальной практики.

Все это требовало изменения всей парадигмы высшего образования, выработки новой структуры и новых подходов к организации учебного процесса. Требовались коренные изменения в содержании подготовки выпускников высшей школы. Попыткой реализовать эти задачи стала перестройка. Однако последняя советская модернизация отличалась поспешностью, научной непродуманностью, хаотичностью, отсутствием финансовой базы реформ. В результате, как показывают источники, несмотря на некоторые позитивные сдвиги, в целом советская система высшего образования не только не улучшилась и не укрепилась, а наоборот, была ослаблена и дезорганизована.

 

Автор: Кононенко В. М.