25.11.2012 3247

Изменение российской политической системы и начало реформ высшей школы на Юге России

 

События августа 1991 г. коренным образом повлияли на социально-политическое и экономическое развитие России. Распад СССР, отказ от плановой экономики и прежней идеологии не могли не сказаться на такой чуткой сфере общественной жизни, как высшая школа. Возрождение российской государственности, поворот к демократии, рыночным отношениям, правам и свободам личности потребовали пересмотра государственной политики в области высшего образования.

В основу реформ была положена «Концепция модернизации образования на период до 2010 г.», которая предполагает приведение системы высшей школы к современным требованиям общественного развития, его политической, экономической и культурной политики.

Реализация Концепции модернизации образования закреплена в Конституции Российской Федерации 1993 г. и Законе РФ «Об образовании» 1991 г. Эти документы провозгласили сферу образования как целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, сопровождающийся констатацией гражданином (обучающимся) определенных государством образовательных уровней, удостоверяемых соответствующим документом.

Новые подходы к системе высшей школы были заложены в Федеральном Законе РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1996 г., согласно которому высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования как на базе среднего общего, так и среднего профессионального образования. Получение высшего профессионального образования возможно только в высших учебных заведениях.

Вышеназванные документы определили и основные целевые установки реформирования высшего образования в России:

- создание многообразия типов высшей школы по срокам и программам профессиональной подготовки, формам обучения, выдаваемым дипломам;

- децентрализация и демократизация управления высшей школой, предоставление действительной самостоятельности вузам, их региональным объединениям в решении стоящих перед ними задач и, вместе с тем, сохранение единого образовательного пространства страны;

- развитие альтернативного негосударственного высшего образования;

- интеграция вузов России в мировую образовательную систему, решение проблем, связанных с установлением эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях.

Таким образом, по сути, была пересмотрена вся концепция развития отечественной системы высшего образования. Если в недавнем прошлом о высшей школе говорили, прежде всего, как о «кузнице кадров», всецело подчиняя ее развитие нуждам государственного планового хозяйства, то в изменившихся условиях на первый план вышла ее гуманистическая и культурно-творческая миссия, которая ярче всего проявляет себя в удовлетворении духовных интересов людей. В свою очередь это обусловило существенные перемены в организации высшего образования.

Высшие учебные заведения были освобождены от идеологической и административной регламентации и опеки. Они приобрели реальную самостоятельность в реализации академических свобод - свободы преподавания, свободы исследования и свободы обучения. Вузам было предоставлено право сообразно своим возможностям и потребностям регионов, предприятий, самих студентов самостоятельно строить учебный процесс. А государство оставило за собой лишь наиболее общее регулирование уровня и качества образования.

В целях реализации этих целей в 90-е гг. были образованы органы государственного управления высшей школой: Министерство высшего и среднего профессионального образования РФ (позднее Государственный комитет по высшей школе) было слито с Министерством образования Российской Федерации. По основным специальностям создано 75 учебно-методических объединений при ведущих вузах страны. Введены такие новые специальности, как «Политология», «Культурология», «Социальная антропология», «Религиоведение», «Регионоведение», «Дизайн», «Реклама» и др.

После 1991 г. система высшего образования Юга России претерпела значительную модернизацию: многие институты повысили свой статус, превратившись в университеты и академии; было создано 5 новых государственных и 61 негосударственное высшее учебное заведение. Было открыто много филиалов как региональных, так и центральных вузов. Существенные изменения произошли в содержании и методах подготовки специалистов.

Рассмотрим модернизацию государственных высших учебных заведений Юга России, разбив их на несколько категорий: классические университеты, технические и технологические вузы, педагогические вузы, другие вузы Минобразования, а также государственные вузы других ведомств.

Если до реформ на Юге страны имелось всего лишь 8 классических университетов (Ростовский, Кубанский, Волгоградский, Дагестанский, Кабардино-Балкарский, Северо-Осетинский, Чечено-Ингушский и Калмыцкий), то в 90-е годы их число значительно возросло.

Статус классического университета приобрел в феврале 1996 г. Ставропольский государственный университет, образованный на основе Ставропольского педагогического института и Ставропольского филиала Всероссийской юридической академии, а также Адыгейский госуниверситет, созданный на базе Майкопского педагогического института. В 2004 г. классическими университетами были объявлены Астраханский и Карачаево- Черкесский педагогические институты.

После распада Чечено-Ингушской АССР образовалось два самостоятельных университета - Чеченский и Ингушский, которые имеют свою особую историю развития в 90-е годы.

В середине 90-х годов процесс развития Чеченского государственного университета был прерван начавшимися военными действия, в результате которых материально-технической базе университета был нанесен огромный ущерб: полностью сгорел главный учебный корпус, не подлежали восстановлению разрушенные 2 и 4 корпуса, здание общежития № 1. В 2000 году при потребности 95 тыс. кв.м в учебных целях использовалось всего 22879 кв.м, т.е. 4,9 кв.м на одного студента дневной формы обучения. Обеспеченность ЧТУ учебной мебелью составляла: стульями - 50%, столами 44%, шкафами - около 20%. Университет нуждался в 19 лабораториях, средняя оснащенность оборудованием действующих 36 лабораторий составляла лишь 10%. Имелось всего 3 компьютерных класса.

В условиях разгрома ЧТУ с 1995 года был организован целевой прием выпускников школ Чеченской Республики в другие государственные вузы РФ. Одновременно принимались меры по возрождению ЧТУ. В 2000 году полностью завершены проектно изыскательские работы по объектам ЧТУ, подлежащим восстановлению в первоочередном порядке. Принимаемые меры позволили в определенной мере стабилизировать организацию работы университета, о чем свидетельствуют следующие данные: если в 2001 г. в ЧТУ было принято 1288 чел., то в 2002 г. - 1949 чел., а в 2003 г. - 2100 чел.

Выпуск студентов в эти же годы составлял соответственно - 393 чел., 851 чел., 1224 чел.

23.04.1994 г. Правительство РФ приняло постановление № 380, согласно которому был создан Ингушский государственный университет в составе 5 факультетов - гуманитарного, физико-математического, учетно-экономического, аграрного и механического.

Укрепили свои позиции такие известные технические вузы региона, получившие статус технического или технологического университета, как Волгоградский государственный политехнический институт (ректор Новаков И.А.), Астраханский институт рыбной промышленности и хозяйства (ректор Ю.Т.Пименов), Дагестанский государственный политехнический институт (ректор Т.И.Исмаилов), Кубанский государственный политехнический институт (ректор Петрик А.А.); Донской политехнический институт (ректор А.А.Рыжкин), Ставропольский политехнический институт (ректор Синельников Б.М.), Таганрогский радиотехнический институт (ректор Захаревич В.Г.), Новочеркасский политехнический институт (ректор Л.С.Лунин), Северо-Кавказский государственный технологический институт, г. Владикавказ (ректор Хадонов З.М.) и Северо-Кавказский горно-металлургический институт (ГТУ) (ректор В.С.Вагин).

Продолжает действовать и Грозненский нефтяной институт (ректор Р.М.Мурдаев) - первый нефтяной институт в СССР. До 1994 г. он имел мощнейшую материальную базу. Только учебных и научно-исследовательских лабораторий, оснащенных на тот период по последнему слову техники, он имел около 200. Институт был полностью компьютеризован, имел свою типографию. Он проводил НИР для многих регионов СССР. К 2000 г. в институте фукнционировало лишь 10 лабораторий, оснащенность которых оборудованием составляла около 5%, что существенно сказывается на качестве подготовки специалистов, особенно если учитывать инженерно-технический профиль данного вуза.

Среди новых технических и технологических вузов были созданы Пятигорский государственный технологический университет (ректор В.А.Казначеев), Майкопский государственный технологический университет (ректор А.К.Тхакушинов), Карачаево-Черкесская государственная технологическая академия (с 2003 г., ректор Кривобоков Ю.А.), начавшая свою деятельность в 1966 г. как учебно-консультационный пункт Краснодарского политехнического института, с 1971 г. - как филиал Ставропольского политехнического института, ас 1991 г. - как Карачаево- Черкесский государственный технологический институт. Ростовский-на- Дону институт сельскохозяйственного машиностроения (ректор Н.Г.Чередниченко) стал академией.

Педагогические высшие учебные заведения пополнились вновь созданным Ставропольским педагогическим институтом (ректор JI. JI. Редько) и Невинномысским гуманитарно-техническим институтом (ректор В.И.Эдельтант). Статус лингвистического                            университета получил Пятигорский институт иностранных языков (ректор Ю.С.Давыдов); Ростовский пединститут (ректор В.А.Мареев), Дагестанский пединститут (ректор Ш.И.Исмаилов), Волгоградский пединститут (ректор В.И.Дальничук) и Армавирский пединститут (ректор В.Т.Сосновский) стали педагогическими университетами. Продолжают действовать такие пединституты, как Таганрогский, Славянский-на-Кубани и Чеченский.

Из вузов архитектуры и строительства в регионе начали функционировать Ростовская академия архитектуры и искусства (ректор В.А.Колесник), Ростовский строительный      университет (ректор В.И.Шумейко), Волгоградский архитектурно-строительный университет 425 (ректор Игнатьев В.А.), созданные на базе ранее существовавших институтов.

Среди высших учебных заведений экономики и права и социальной сферы представлены Ростовский государственных экономический университет («РИНХ») (ректор В.С.Золотарев), вновь созданные Сочинский государственный университет туризма и курортного дела (ректор Г.В.Яковенко) и Южно-Российский университет экономики и сервиса (ректор А.Г.Сапронов).

Следовательно, система технических и технологических вузов в регионе претерпела значительные изменения. Появились не только новые высшие учебные заведения, но и их многочисленные филиалы, что диктовалось потребностями социально-экономического развития региона, возросшим спросом молодежи Юга России на высшее профессиональное образование. Очевидно, что сеть филиалов данных вузов создавалась спонтанно и не всегда учитывала возможности организации учебного процесса в тех или иных населенных пунктах. Особенно это касается небольших городов и сельской местности, где учебный процесс и научную работу вузов организовать бывает крайне сложно из-за отсутствия помещений, библиотек, лабораторной базы и квалифицированных преподавателей. Открытие Сочинским университетом туризма и курортного дела своего филиала в Нижнем Новгороде представляется нам неэффективным из-за большого расстояния.

Кроме высших учебных заведений Министерства образования РФ на Юге России функционировали и вневедомственные вузы. Среди них наиболее широко были представлены аграрные и агропромышленные учебные заведения, а также вузы здравоохранения. В 90-е гг. все они повысили статус - институты переведены в ранг университетов или академий. При этом согласно нормативным требованиям число профилей реализуемых основных образовательных программ для университетов составляет более 5, для академии - 1-2.

После модернизации бывшие сельскохозяйственные институты стали называться: Азово-Черноморская государственная агроинженерная академия (г.Зерноград) (ректор М.А.Таранов), Донской государственный аграрный университет (ректор А.И.Бараников), Кубанский государственный аграрный университет (ректор И.Т.Трубилин), Новочеркасская государственная мелиоративная академия (ректор В.И.Шкура), Ставропольский государственный сельскохозяйственный университет (ректор В.И.Трухачев), Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия (ректор А.С.Овчинников), Горский государственный аграрный университет (ректор Б.Б.Басаев), Дагестанская государственная сельскохозяйственная академия (ректор С.Г.Ханмагомедов) и Кабардино-Балкарская сельскохозяйственная академия (ректор Б.Х.Жерунов).

На базе медицинских институтов были созданы Кубанская государственная медицинская академия (ректор Б.Г.Ермошенко), Пятигорская государственная фармацевтическая академия (ректор Е.Н.Вергейчик), Ростовский государственный медицинский университет (ректор В.Н. Чернышев), Волгоградский государственный медицинский университет (ректор В.И.Петров), Ставропольская государственная медицинская академия (ректор Б.Д. Минаев), Астраханская государственная медицинская академия (ректор В.М.Мирошников), Северо-Осетинская государственная медицинская академия (ректор К.Д.Салбиев), Дагестанская государственная медицинская академия (ректор А.О.Османов). Кроме того, был создан новый вуз - Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования (ректор П.Д. Киргуев).

На основе институтов физической культуры были сформированы Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (ректор В.Г.Минченко) и Волгоградская академия физической культуры (ректор А.И.Шумардин).

Подверглись преобразованию ведомственные транспортные вузы, а также вузы культуры. Среди первых - Новороссийская государственная морская академия (ректор С.И.Кондратьев), Ростовский государственный университет путей сообщения (ректор В. И. Колесников); среди вторых - Ростовская государственная консерватория им. С.В. Рахманинова (ректор А.С.Данилов), Астраханская государственная консерватория (ректор А.В.Мостыканов), Северо-Кавказский институт искусств (ректор Ф.С.Эфендиев), Краснодарский государственный университет культуры и искусства (ректор И.И.Горлова).

На базе бывших высших партийных школ сформировались новые учебные заведения: Северо-Кавказская академия государственной службы (г. Ростов-на-Дону, ректор В.Г.Игнатов), Волгоградская академия государственной службы (ректор М.А.Сукиасян).

Развитие курортного дела и туризма в регионе потребовало создания соответствующих вузов и были созданы, как уже отмечалось, Сочинский государственный университет туризма и курортного дела и ЮжноРоссийский государственный университет экономики и сервиса.

Из числа ведомственных вузов имеют филиалы лишь Ростовский университет путей сообщения (в г. Кропоткине, Туапсе, Краснодаре, Минеральные Воды), Новороссийская морская академия (г. Ростов-на-Дону), Донской аграрный университет (г. Волгодонск), Кубанская академия физической культуры (г. Армавир, Ейск, Новороссийск, Пятигорск, Ростов- на-Дону, Славянск-на-Кубани), Кубанская медицинская академия (г. Майкоп) и Северо-Кавказская академия государственной службы (г. Пятигорск, Краснодар, Майкоп, Ставрополь).

В регионе функционирует несколько высших военных учебных учреждений, которые в последние годы также претерпели значительные изменения. Среди них - Ростовское высшее военное командное училище, Ростовский военный институт ракетных войск, Новочеркасское военное училище связи, Краснодарский военный авиационный институт, Краснодарская юридическая академия МВД России и Северо-Кавказский Военный институт внутренних войск МВД (г. Владикавказ) и др.

Кроме того, на Юге России открыли свои филиалы многие вузы страны, такие как Российская экономическая академия им. Плеханова, Российский государственный торгово-экономический университет, Московский открытый педагогический университет, Московский гуманитарно-экономический институт, Российский государственный социальный университет и другие, которые повысили объем и качество образовательных услуг в регионе.

Как видим, высшая школа Юга России в 90-е гг. в условиях децентрализации государственного управления стала более динамичным социальным институтом, который находится в состоянии постоянного поиска и реализации новых идей и концепций. Развитие высшего образования шло с учетом региональных интересов. Был реализован принцип университетской автономии, что привело к быстрому увеличению числа университетов и их филиалов, что в свою очередь предполагает повышение ответственности университетов перед обществом и государством.

В качестве одной из главных задач «Закон об образовании» выделил «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации». Это потребовало, прежде всего, развития учебно-лабораторной базы вузов, расширения учебных площадей и общежитий. Но в связи с открытием новых специальностей и увеличением набора лишь в немногих вузах региона учебно-лабораторная база соответствовала нормативам. Среди них - Адыгейский, Кабардино-Балкарский, Северо-Осетинский госуниверситеты и Пятигорский лингвистический университет, Карачаево-Черкесский технологический институт, Северо-Кавказский технологический и Таганрогский радиотехнический университеты, а также Южно-Российский университет экономики и сервиса, в которых обеспеченность студентов учебно-лабораторной базой составляла 100 и более процентов. В других же вузах эти нормативы были значительно ниже, особенно в Кубанском, Ростовском, Ставропольском госуниверситетах, Карачаево-Черкесском и Таганрогском пединститутах, Северо-Кавказском техническом университете, Грозненском нефтяном институте, Волгоградской архитектурно-строительной академии и Ростовской академии архитектуры и строительства, где обеспеченность учебно-лабораторной площадью на одного студента составляла менее 50% от нормы.

Как видим, среди последних оказались старейшие вузы региона, которые по традиции обучали студентов на имеющихся площадях, одновременно наращивая набор студентов по новым специальностям. На развитие материально-технической базы не хватало средств в условиях резкого сокращения финансирования вузов.

В 90-е годы значительно возросло количество студентов в высших учебных заведениях региона.

Статистические материалы, в которых нашел отражение контингент студентов высших учебных заведений региона без филиалов и УКП, показывают, что наиболее динамично росли технические и транспортные вузы, вузы экономики, права и сервиса, медицинские вузы, где за 5 лет прирост обучающихся вырос соответственно на 99,3%, 69,1% и 57,7%. Значительным был рост числа студентов в педагогических вузах (52,3%) и вузах архитектуры и строительства (51,9%).

В абсолютных показателях наиболее крупными центрами подготовки специалистов на Юге России среди классических университетов стали Ростовский, Кубанский, Ставропольский и Кабардино-Балкарский университеты, где количество студентов к 2000 г. превысило 12-14 тыс. чел. в каждом. Среди педагогических вузов наибольший контингент имели Дагестанский госпединститут - 17,4 тыс. чел., Ростовский педуниверситет – 9,5 тыс. чел., Волгоградский педуниверситет - 9,2 тыс. чел.

Среди технических и технологических вузов наиболее динамично росли Таганрогский радиотехнический университет (в 2000 г. имел 10,1 тыс. студентов), Южно-Российский технический университет (12,9 тыс. чел.), Волгоградский технологический университет (11,2 тыс.), Донской технический университет (7,4 тыс. чел.), Северо-Кавказский технический университет (12,6 тыс. чел.), Дагестанский технический университет (5,9 тыс. чел.), Майкопский технологический университет (7,0 тыс. чел.). Причем у этой категории вузов, в отличие от классических университетов, количество студентов на заочном обучении значительно сократилось (до 1-2 тыс. чел. в каждом) при одновременном росте очно-заочной формы и экстерната (до 50% контингента).

Количество студентов в высших учебных заведениях архитектуры и строительства, экономики, права и социальной сферы выросло за указанный период в целом в 2 раза, хотя общее число обучающихся в отдельных вузах было в 2000 г. сравнительно невелико и составляло 7-10 тыс. чел. в каждом.

Открытие филиалов в небольших городах и крупных станицах сократили в последние годы число иногородних студентов в головных вузах в 3 раза. Активная социальная политика классических университетов привела к росту числа студентов-инвалидов и детей-сирот среди студентов. За последние 5 лет в Кубанском госуниверситете их число возросло соответственно с 20 до 58 и с 30 до 51 человека, в Ростовском госуниверситете - соответственно с 40 до 58 и с 31 до 36 человек, в Ставропольском госуниверситете - с 6 до 10 студентов-инвалидов и с 13 до 44 детей сирот. Конечно, учитывая практику зарубежных вузов, эти показатели, особенно в СГУ, незначительны. И ректоратам следует обратить на эту проблему внимание, ибо социальная реабилитация и поддержка инвалидов и детей-сирот - важнейшая задача высшей школы.

В ходе реформы высшего образования в 90-е гг. в России была значительно расширена практика подготовки специалистов через экстернат. Эта форма имеет свои достоинства и недостатки. К достоинствам следует отнести то, что в экстернат приходят, как правило, лица, имеющие большой практический опыт работы по специальности, но не имеющие диплома, подтверждающего их квалификацию. К недостаткам же следует отнести отсутствие времени у таких студентов на освоение учебных программ и планов. Такая форма подготовки введена во многих вузах. В частности, в 2000 г. в экстернате РГУ обучалось 1092 человека, СГУ - 1356 человек, РГПИ - 946 человек, ВГТУ - 533 чел., РГУ ПС - 787 человек и т.д.

Экстернат функционирует в Донском техническом университете, в Ростовской-на-Дону академии сельскохозяйственного машиностроения, Таганрогском радиотехническом университете и Южно-Российском техническом университете. Число вузов, использующих такую форму обучения, постоянно растет.

Что касается заочного обучения, то тенденции здесь противоречивы: в РГУ и КубГУ число студентов-заочников растет, а в СГУ - сокращается. Эта форма обучения (как и экстернат), видимо, имеет будущее лишь при одном условии - развитии дистанционного обучения. Соотношение студентов очного и заочного отделений в большинстве технических вузов преобладает в пользу очного. Так, количество студентов-очников превышает заочников в Ростовской-на-Дону академии сельскохозяйственного машиностроения в 6 раз, в Донском техническом университете - в 4 раза, в Кубанском технологическом университете - в 2 раза и т.д. Что касается иногородних студентов, то их в большинстве технических вузов не более 50 % и лишь в Южно-Российском техническом университете они составляют 75% от общего количества студентов.

Таким образом, в технических и технологических вузах региона проведены некоторые реформы по подготовке инженеров. Однако, как пишет И. Федоров, ректор МВТУ имени Н. Баумана: «В России, безусловно, нужна постоянная, непрекращающаяся ни на день, работа по реформированию, модернизации инженерного образования с учетом нынешних колоссальных изменений, происходящих в мировой науке, технике, экономике, социальных вопросах, что требует от системы образования, а тем более инженерного, адекватной реакции, способности отвечать на вызовы времени».

В педагогических высших учебных заведениях контингент студентов в 90-е гг. рос неравномерно: в одних - стремительно, в других - медленно. Так, в Дагестанском педуниверситете с 1996 г. по 2000 г. число студентов увеличилось с 9,4 тыс. до 17,4 тыс. чел.; в Ростовском педуниверситете – с 3,5 до 9,5 тыс. чел.; в Волгоградском педуниверситете - с 6,8 до 8,9 тыс. В то же время за 5 лет в Армавирском педагогическом институте он увеличился с 3,5 тыс. до 4,7 тыс. человек, в Пятигорском лингвистическом университете - с 3,6 тыс. до 3,7 тыс. человек, в Таганрогском педагогическом институте - с 4 тыс. до 5,3 тыс. человек. Студенты очного отделения в большинстве вузов составляли 50% от общего контингента. Исключение составляет ПГЛУ, где число очников достигало 78%. Количество иногородних студентов было различно: в АГПИ - 56%, в ПГЛУ - 58%, в РГПУ - 35%, в ТГПИ - 34% и т.д.

Число обучающихся в вузах архитектуры и строительства за 5 лет (с 1996 г. по 2000 г.) несколько возросло: в Ростовской академии архитектуры и строительства - с 729 до 972 человек, в Ростовском строительном университете - с 4728 до 7353 человек. В Академии архитектуры и строительства все студенты учились очно, в строительном университете по этой форме обучалось 2/3 студентов, 50% студентов были иногородние.

Контингент студентов высших учебных заведений экономики и права и социальной сферы рос весьма интенсивно. С 1996 г. по 2000 г. в Ростовском экономическом университете (РИНХ) число студентов увеличилось с 5,9 тыс. до 10,3 тыс. человек, т.е. почти в 2 раза. Такой же рост был в Сочинском университете туризма и курортного дела: с 2,5 тыс. до 5,7 тыс. человек. Экстернат имеется только в Сочинском университете туризма и курортного дела.

Из ведомственных вузов по контингенту студентов выделялись Ростовский университет путей сообщения, в котором число обучающихся с 1996 г. по 2000 г. увеличилось с 6,1 тыс. до 10,2 тыс. человек, и Кубанский аграрный университет, где число студентов возросло с 14,0 тыс. до 16,2 тыс. человек. В обоих вузах до 40% студентов училось заочно.

В медицинских высших учебных заведениях, где контингент студентов стабильно держится в районе 3-3,5 тыс. человек, преобладающей формой было очное обучение. К 2000 году экстернат был открыт в Ростовском медицинском университете (159 человек) и Ставропольской медицинской академии (50 человек). Заочное отделение имелось в Кубанской медицинской академии (148 человек) и Пятигорской фармацевтической академии (1362 человека).

Таким образом, модернизация высшего образования в России была направлена на создание такой системы, которая бы позволяла индивиду освоить накопленные в специализированных сферах экономики, управления, просвещения, здравоохранения, культуры социально необходимые знания, чтобы в дальнейшем использовать их в своей профессиональной деятельности. На Юге России, как и в других регионах страны, статус и роль высшего образования были обусловлены потребностями социально-экономического и культурного развития. При этом предпочтение университетам было отдано как универсальной форме, способной преодолеть разрыв системных связей естественно-научной и гуманитарной подготовки, поднять гуманитарный потенциал высшего образования, развить творческий потенциал студентов. Университеты концентрировали в себе три функции: образовательную, исследовательскую и культурно-воспитательную.

Во второй половине 90-х годов абсолютное большинство классических университетов заметно увеличило выпуск специалистов. Кроме Адыгейского, где выпуск остался на уровне 1996 г., остальные вузы в 2000 г. выпускали более 1 тыс. человек в год. Особенно это касается Дагестанского, Кубанского, Ростовского, Северо-Осетинского и Ставропольского госуниверситетов.

Что касается педагогических и медицинских вузов, то успешно продолжали выпускать специалистов Волгоградский педуниверситет (в 2000 г. - 1099 чел.) и Дагестанский педуниверситет (1137 чел.). Из медицинских наибольшие выпуски осуществляли Волгоградская (502 чел.), Кубанская (474 чел.), Ставропольская (450 чел.) медицинские академии и Ростовский медицинский университет (в 1998 г. - 628 чел.).

Крупные отряды инженеров выпускали технические и технологические вузы: Кубанский технологический университет - 1227 чел., Северо-Кавказский технический университет - 1033 чел., Южно-Российский технический университет - 1468 человек. Из сельскохозяйственных вузов наибольшие выпуски были у Кубанского аграрного университета - 1152 чел. в 1999 г.

Однако отмена государственного распределения молодых специалистов увеличила их число среди безработных в южных регионах страны, где безработица была одной из самых высоких в России. Ежегодно не были обеспечены работой до 300-х выпускников Кабардино-Балкарского университета; до 800 - Ростовского университета; до 170 - Астраханского университета; до 220 - Дагестанского педагогического университета; до 160 Волгоградского, Донского и Карачаево-Черкесского; до 300 - Майкопского технических университетов; до 120 - Астраханской медакадемии; до 300 - Ставропольской сельхозакадемии и т.д.

Полностью не обеспечивались работой выпускники Сочинского государственного университета туризма и курортного дела (633 чел.). Видимо, ректорат СГУТКД и органы местной власти, добивавшиеся открытия, бесспорно, нужного для города-курорта вуза, забыли о своей важной обязанности - трудоустройство и социальная поддержка молодых специалистов.

В условиях, когда не все выпускники трудоустраивались, вузы продолжали увеличивать наборы студентов в основном на контрактной основе. Встречаясь с руководителями многих вузов Юга России и интересуясь проблемой трудоустройства выпускников, автор настоящего исследования выяснил, что Пятигорская государственная фармацевтическая академия увеличением набора студентов и открытием «модных» специальностей не увлекается. На вопрос автора работы «Почему?», проректор по научно-исследовательской работе ПятГФА доктор фармацевтических наук, профессор Гаврилин М.В. ответил: «А куда мы будем девать таких выпускников?». К сожалению, таким вопросом руководители подавляющего большинства вузов Юга России не задаются.

Кстати, выпускники данной академии проблем с трудоустройством практически не имеют. Как свидетельствуют результаты анкетирования выпускников этого вуза, свыше 94 % выпускников считают возможным трудоустроиться в России и до 50 % не исключают возможности трудоустройства за рубежом.

Рассматривая модернизацию высшего образования в 90-е гг., следует отметить, что высшая школа всегда функционирует в рамках определенной культуры. Она вписана в ту или иную систему культуры. Феномены культуры искусственны, ибо они созданы из природного материала человеческими индивидами. Решающую роль в реформировании высшего образования страны играют научно-педагогические кадры, квалификация и состав которых во многом определяет облик вуза.

Педагог - ключевая фигура сферы образования. Реформирование высшей школы всецело зависело от профессионального уровня научно-педагогических кадров, их приверженности высокой общественной миссии. Численность профессорско-преподавательского персонала государственных вузов России в 1990 г. составляла 219 673 человека (основной, штатный состав). Среди них было 128 912 кандидатов и докторов наук, что составляло 58,7 % от общего количества.

К 1995 г. количество преподавателей в государственных вузах возросло до 224,7 тыс. чел., среди них 137,4 тыс. было докторами и кандидатами наук (20,0 тыс. докторов и 117,4 тыс. кандидатов наук). К тому же в негосударственных вузах работало 13 тыс. преподавателей, в том числе 8,4 тыс. (64,6 %) доктора и кандидаты наук, но с учетом совместителей. В 2000 г. эти показатели выглядели следующим образом: штатных преподавателей в госвузах было 265,2 тыс. чел., среди них 153,4 тыс. (57,8 %) было остепененных (28,0 тыс. докторов и 125,4 тыс. кандидатов наук, т.е. за 5 лет количество докторов наук в России увеличилось на 40 %, а кандидатов наук - всего на 6,8 %). В негосударственных вузах работало (с учетом совместителей) 42,4 тыс. преподавателей (рост за 5 лет в 3,26 раза) из них 24,9 тыс., т.е. 58,7 %, были докторами и кандидатами наук.

Какие же тенденции наблюдались в профессорско-преподавательском составе вузов Юга России, который на 1 октября 1999 г. составлял 30,3 тыс. чел., из них ученую степень имели 16,6 тыс. или 54,8 % преподавателей? В квалификации преподавателей государственных высших учебных заведений Дона, Кубани и Ставрополья в переходный период произошли неоднозначные изменения.

Статистические данные свидетельствуют, что в составе профессорско- преподавательских кадров государственных вузов в 90-е гг. наблюдались две тенденции. С одной стороны, в некоторых высших учебных заведениях число докторов и кандидатов наук возросло. К их числу относятся следующие вузы: Ставропольский государственный университет (рост на 25,4%); Армавирский педагогический институт (на 14,4%); Таганрогский педагогический институт (на 7,9%); Пятигорский лингвистический университет (на 6,0%); Ростовский педагогический университет (на 3,2%) и т.д. С другой стороны, во многих высших учебных заведениях произошло сокращение преподавателей с учеными степенями и званиями. Особенно это касается Южно-Российского технического университета (на 26,7%), Таганрогского радиотехнического университета (на 5,4%), Ростовской-на- Дону академии сельскохозяйственного машиностроения (на 6,3%), Кубанского технологического университета. (на 4,0%), Донского технического университета (на 3,5%) и т.д.

Следовательно, сокращение дипломированных преподавателей произошло в основном в группе технических и технологических вузов, причем в старейших вузах региона. Это явилось следствием того, что ректоры этих университетов не приняли должных мер по закреплению кадров и подготовке докторов и кандидатов наук.

Региональный разрыв в уровне заработной платы преподавателей вузов к 2000 г. достиг 200-300 %. Так, заработная плата профессоров вузов Юга России составляла 2,0-2,5 тыс. рублей, доцентов - 1,2-1,5 тыс. рублей в месяц, в то время как в Москве и нефтедобывающих регионах севера страны она составляла у профессоров 6-7 тыс. руб., а у доцентов - 4-5 тыс. рублей.

Дальнейшее развитие высшего образования на Юге России настоятельно требовало улучшения системы подготовки научно-педагогических кадров.

Во второй половине 90-х годов - показатели свидетельствуют, что аспирантура и докторантура превратились в главный канал пополнения вузов региона научно-педагогическими кадрами. Наибольшее развитие эти формы подготовки кандидатов и докторов наук получили в Ростовском, Кубанском госуниверситетах, Северо-Кавказском, Таганрогском и Южно-Российском технических университетах, а также в Ростовском педагогическом, Ростовском строительном и Ростовском экономическом университетах.

Однако процент аспирантов и докторантов, написавших и защитивших в срок диссертации, оставался низким. В Кубанском университете в 2000 г. этот показатель по очной аспирантуре и докторантуре равнялся соответственно 18,2 % и 50,0 %; в Ростовском университете - 22,4 % и 30,3 %; Дагестанском технологическом университете - 19,5 % и 45,5 %; Северо-Кавказском техническом университете - 13,6 % и 5,9 %; Таганрогском радиотехническом университете - 20,5% и 25%; Южно-Российском техническом университете - 18,8% и 28,5%; Ростовском педагогическом университете - 28,7% и 33,3%; Ростовском строительном университете - 23,5% и 33,3%; Ростовском экономическом университете - соответственно 12,5% и 25,0%.

Подготовке научно-педагогических кадров на Юге России в последние годы способствует открытие диссертационных советов во многих вузах региона. Если в 70-80-е гг. в регионе работало не более 30 советов, то в 2000 г. функционировал 431 совет.

По группам вузов диссертационные советы распределялись следующим образом: в классических университетах - 80 советов, технических и транспортных вузах - 137, педагогических - 146, медицинских 26, аграрных - 22, архитектуры и строительства - 10, экономики, права и сервиса - 8, культуры и искусства - 2 совета.

Наибольшее число диссертационных советов действует в Ростовском госуниверситете - 23, где в 2000 г. было рассмотрено 229 диссертаций; в Кубанском госуниверситете было 13 советов и защищено 288 диссертаций; в Ставропольском госуниверситете было 7 советов и защищено 114 диссертаций; в Северо-Кавказском техническом университете - 7 советов и рассмотрено 113 диссертаций; в Южно-Российском техническом университете - 11 советов и рассмотрено 82 диссертации; в Пятигорском лингвистическом университете - 3 совета и защищено 27 диссертаций; в Ростовском педагогическом - 2 совета и рассмотрено 28 диссертаций, в Таганрогском педагогическом институте - 2 совета и защищено 28 диссертаций; в Ростовском строительном университете - 6 советов и рассмотрено 37 диссертаций; в Ростовском экономическом университете – 3 совета и рассмотрено 54 диссертации.

В последующие годы диссертационные советы были созданы и в ведомственных вузах. В частности, в Ростовском университете путей сообщения в 2000 г. функционировало 3 совета и было защищено 17 диссертаций, в Кубанском аграрном университете 10 советов рассмотрели 61 диссертацию; в Ставропольской сельскохозяйственной академии в 4 советах защищено 19 диссертаций; в Ростовском медицинском университете в 5 советах защищено 63 диссертации; в Северо-Кавказской академии госслужбы в 3 советах рассмотрено 39 диссертаций и т.д.

Таким образом, анализ некоторых аспектов модернизации государственных вузов Юга России показывает, что их дальнейшее развитие будет зависеть не только от их внутренних возможностей, но и от государственной политики, которая должна обеспечить соответствие системы образования требованиям демократического общества с его рыночной экономикой, а также мирового рынка образовательных услуг; вывести систему образования из финансового кризиса и создать условия для ее стабильного развития; повысить качество образования на всех уровнях путем повышения требований к квалификации профессорско- преподавательских кадров, разработки и введения в действие более эффективных механизмов стимулирования их труда и повышения общественного статуса.

Важно также полнее использовать внутренние резервы системы высшего образования с тем, чтобы эта сфера деятельности с финансовой точки зрения была менее затратной, с профессиональной - более эффективной. Этому должны содействовать общественные попечительские советы, которые призваны адаптировать систему управления вузами к современным требованиям.

Одним из важнейших направлений совершенствования учебно-методической деятельности вузов региона стало эффективное внедрение информационных технологий в учебный процесс, где все большее значение приобретает дистанционное обучение. Дистанционное обучение - это качественно новая форма организации образования, основанная на существенном использовании учебных компьютеров и средств телекоммуникаций. В наши дни в качестве конкурентов книгам и книгоизданию появляются электронные книги, учебники, библиотеки, а в качестве конкурентов учителям - электронные тренажеры, репетиторы и электронные университеты с распределенными сетями дистанционного обучения.

Дистанционное обучение зарекомендовало себя наиболее эффективно в тех случаях, когда требовалось охватить максимальную аудиторию при ограниченных ресурсах. Его можно охарактеризовать как современную форму заочного обучения на основе новых информационных технологий и систем мультимедиа. С точки зрения организации и поддержки учебного процесса в рамках дистанционного образования (ДО) можно выделить несколько групп проблем. Во-первых, это проблема создания систем дистанционного образования (СДО) различных уровней: глобальных (международных и федеральных) СДО и их обеспечения; региональных СДО и их обеспечения; локальных СДО и их обеспечения. Во-вторых, это проблемы организации ДО как такового: разработка концептуальных моделей и дидактических аспектов ДО; создание системы преподавателей- консультантов и их способов взаимодействия с обучаемыми; проведение тестирования в системе ДО; разработка технологии и информационной образовательной среды, способов передачи образовательной информации и коммуникации; типовое оснащение региональных центров дистанционного обучения.

Глобальные системы ДО призваны обеспечить возможность реализовать просвещение и образование самых широких слоев населения России за счет использования таких средств массовой информации, как телевидение и радио. Трансляция учебных программ широко используется во всем мире для дистанционного обучения. При этом возможен как показ лекций, познавательных программ для широкой аудитории без последующих зачетов, так и передача лекций с последующей сдачей зачетов.

Решающую роль в реализации дистанционного обучения призваны сыграть Интернет-центры и классы открытого доступа к Интернету. Именно Интернет обладает тем набором технологий (электронная почта, видеоконференция и др.), которые могут передавать «знания на расстоянии».

На Юге России создан федеральный узел связи RUNNET в Ростове-на-Дону, который позволяет подключить к всемирной глобальной сети учебные заведения Дона, Кубани и Ставрополья. Интернет-центры открыты в последние годы во многих университетах Северо-Кавказского региона: в РГУ, КубГУ, СГУ, СевКавГТУ и др., которые подключены к федеральному узлу.

Так, открытый в апреле 1998 г. Интернет-центр в Ставропольском государственном университете призван обеспечить доступ к отечественным и зарубежным информационным хранилищам на основе использования региональных, федеральных и глобальных сетей; проведение научно-методических конференций, применение коммуникационных технологий в исследованиях и дистанционном обучении студентов. За 5 лет Интернет- центр обучил информационным технологиям более 3 тыс. учителей, административных работников и журналистов.

Необходимо отметить, что как государственные, так и некоторые негосударственные вузы региона стремятся внедрять информационные технологии в учебный процесс. Среди них - Институт управления, бизнеса и права, Южно-Российский гуманитарный институт, Кисловодский институт экономики и права и др. Выход в Интернет имеют не только все государственные, но и большинство негосударственных вузов. Хотя парк компьютеров в НОУ еще невелик и составляет около 1500 ПК.

Однако, согласно официальным данным, в 2000 г. на 19,8 тыс. читателей библиотеки КубГУ имелось 16 ПК; в РГУ на 57,6 тыс. читателей -23 ПК; в СГУ на 12,3 тыс.читателей - 5 ПК; в ДГТУ на 11,9 тыс. читателей - 22 ПК; КубГТУ на 14,3 тыс. читателей - 7 ПК; в СевКавГТУ на 21,0 тыс. читателей - 5 ПК; в ТГРУ на 13,2 тыс. читателей - 9 ПК; в ЮРГТУ на 66,0 тыс. читателей - 18 ПК; в АГПИ на 10,5 тыс. читателей - 2 ПК; в ПГЛУ на 5,9 тыс. читателей - 3 ПК; в РГПУ на 12,4 тыс. читателей - 3 ПК; в ТГПУ - на 6,5 тыс. читателей - 1 ПК; в РГУПС на 11,2 тыс. читателей - 4 ПК; в КубГМА на 9,1 тыс. читателей - 3 ПК; в СГМА на 7,5 тыс. читателей - 2 ПК.

Как видим, оснащение библиотек вузов региона компьютерами является слабым звеном в информатизации вузов. Мало в учебных заведениях копировальной и другой оргтехники. Библиотеки большинства вузов располагают 1-2 ксероксами. Это обстоятельство не только заставляет студентов по-прежнему тратить много времени на переписывание различного рода текстов и заданий, но и задерживает внедрение в учебный процесс новых педагогических и информационных технологий.

В этом плане многое сделано в Ставропольском государственном университете, где развиваются исследования в области применения информатики в экономике, геоинформатики, организации и защиты информации, глобальных информационных систем и др. На протяжении 10 лет действует Региональный центр информатизации, который осуществляет внедрение компьютерных технологий в научные разработки и учебный процесс. В локальной сети университета успешно используются модули «Абитуриент», «Расписание», «Учебная нагрузка преподавателей» и др. Создан центр компьютерного мониторинга послевузовского образования, формируется центр дистанционного обучения. Парк компьютеров университета достиг 1500 шт.

Все перечисленные структурные подразделения СГУ активно воздействуют как на учебный процесс, так и на научную работу студентов и преподавателей. В учебном процессе используется около 100 образовательных программ. В последние годы разработано 25 электронных учебников.

Ректорат факультета и кафедры имеют свои сайты, регулярно проводят Интернет-конференции и семинары по новейшим направлениям науки и техники.

В мае 2005 г. в Ставропольском госуниверситете вступила в строй после реконструкции научная библиотека. На ее открытии ректор СГУ профессор В.А. Шаповалов подчеркнул: «Новая библиотека - это не просто новое помещение. Это новая форма работы с читателями, новые возможности доступа к информации. Сегодня можно с уверенностью утверждать, что фактически у студентов и преподавателей университета появилась библиотека, организованная по технологиям XXI века».

Библиотека СГУ, фонд которой достигает 1 млн. книг и периодики, перешла на электронные технологии комплектования и обслуживания читателей. Компьютерные залы позволяют работать не только с российскими, но и зарубежными электронными библиотечными ресурсами. В помощь аспирантам и докторантам открыт виртуальный читальный зал Российской государственной библиотеки. Создан также центр деловой и правовой информации, медиатека, где читатели могут получать оперативную правовую и бизнес-информацию на CD, DVD, видео - и аудионосителях.

Среди учебных заведений, созданных в 90-е годы, нельзя не отметить Ростовскую и Астраханскую государственные консерватории - единственные в своем роде высшие учебные заведения подобного типа на Юге России. Ростовская консерватория была открыта в 1992 г. на базе Ростовского музыкально-педагогического института, функционировавшего с 60-х годов. Консерватория включает 6 факультетов: теоретико композиторский, фортепианный, оркестровый, народных инструментов, сольного пения, дирижирования - хорового и эстрадно-джазового.

Консерватория - это особый тип учебного заведения, призванный возродить в регионе традиции отечественного высшего музыкального образования.

Ростовская государственная консерватория - это не только «Вуз» в узком смысле этого слова, но скорее развитый учебно-научно-творческий комплекс типа академии. Он включает в себя лицей-одиннадцатилетку для особо одаренных детей, которым с малых лет дается прочная довузовская подготовка; подготовительное отделение, главным образом, для вокалистов. В консерватории существует развернутая система послевузовского образования в виде ассистентуры - стажировки для концертно-исполнительских специальностей и аспирантуры для теоретиков- музыковедов; диссертационный совет (единственный на Юге России по музыковедческим специальностям); центр повышения квалификации, зоной деятельности которого также определен весь Юг России.

На современном этапе модернизации высшего образования поставлена задача превратить вузы в центры науки, образования, культуры и инновационных технологий. В этом плане значительная работа ведется в Кубанском госуниверситете, в котором в 2000 г. подготовка специалистов осуществлялась по 49 специальностям, в том числе по таким редким профессиям, как «Безопасность жизнедеятельности в техносфере», «Инженерное дело в медико-биологической практике», «Стандартизация и сертификация», «Водные биоресурсы и аквакультура» и др.

Отметим также, что регионы Юга России характеризуются высокой концентрацией высших учебных заведений. Так, например, только в Краснодарском крае насчитывается более 70 вузов и филиалов различной организационно-правовой формы. В этих условиях не только повышается конкуренция на рынке образовательных услуг, но и происходит перерождение некоторых институтов и филиалов в фирмы по выдаче дипломов, возникновение псевдовузов. Многие из них готовят выпускников по модным профессиям, спрос на которые на рынке труда быстро сокращается. Так, специалистов по бухгалтерскому учету и аудиту готовят 40 учебных заведений; по юриспруденции - 40 вузов и филиалов; специалистов по государственному и муниципальному управлению - 22; по менеджменту - 29. В то же время сокращена подготовка по таким остро дефицитным специальностям для образования, здравоохранения, культуры, социальной сферы, как учителя иностранных языков, информатики, пения, рисования, медицинские сестры, провизоры, библиотекари, социальные работники и т.д.

Заметим также, что первый этап реформы высшего образования, проводившийся под руководством председателя Комитета по высшей школы Г.В.Кинелева, носил системный характер, а потому не вызывавший серьезной обеспокоенности общественности. Однако по мере сокращения бюджетного финансирования и бесконтрольного роста числа негосударственных вузов эти меры стали подвергаться резкой критике. Руководство страны и научно-педагогическая общественность разделились на сторонников и противников реформ. Отсюда возникла их непоследовательность и незавершенность.

Итак, как свидетельствуют источники, смена политической системы в России повлекла за собой принципиальные изменения в сфере высшего образования, что не могло не сказаться на состоянии вузов Юга России. В 90е гг. был принят целый пакет государственных документов, в которых провозглашались такие принципы, как многообразие типов высших образовательных учреждений, включая альтернативу негосударственных вузов, децентрализация вузовского управления, широкая самостоятельность вузов, интеграция российской высшей школы в мировую образовательную систему.

В реальности была реорганизована система управления высшей школой, высшие учебные заведения на практике приобрели академические свободы. Ряд вузов различных профилей Юга России повысили свой статус, став университетами и академиями. Так, на базе Ставропольского, Карачаево-Черкесского, Адыгейского и Астраханского пединститутов были созданы классические университеты. Университетская система охватила ряд других гуманитарных и технических вузов. Были созданы новые государственные вузы по востребованным специальностям. В регионе, одном из первых, организована широкая сеть негосударственных высших учебных заведений. Широкое распространение получили филиалы вузов, в том числе столичных. Это расширило возможности получения высшего образования непосредственно в местах проживания, что в условиях падения жизненного уровня населения облегчало материальное положение студентов. Была ликвидирована система высшего партийного образования, а на базе высших партийных школ был создан новый тип вуза - академии государственной службы.

Увеличилось число аспирантур и диссертационных советов в вузах Юга. В начале XX в. широкое применение в управлении вузами, учебном и научном процессах занял Интернет. Открыты Интернет-центры в Ростове, Ставрополе, на Кубани и в других регионах Юга, компьютеризированы библиотеки крупных южно-российских вузов. Университеты в последние годы превратились в крупные научные центры, отвечающие современным требованиям.

С другой стороны, введение платного обучения и экстерната резко повысило контингент студентов местных вузов от 25 до 99 %, особенно по юридическим и экономическим специальностям. Однако этот рост не сопровождался укреплением учебно-материальной базы, особенно в филиалах и негосударственных вузах, что отрицательно влияло на качество обучения. За счет введения экстерната резко снизился контингент студентов заочного обучения. Поэтому встал вопрос о совершенствовании учебного процесса заочной формы за счет разработки дистанционных средств обучения. В то же время была свернута подготовка необходимых стране технических кадров. Надо отметить, что сократилось число квалифицированных преподавателей по этим специальностям при общем росте количества докторов и кандидатов наук. Ухудшилось материальное положение профессорско-преподавательского состава вузов региона, т.к. региональный разрыв в уровне заработной платы составлял несколько порядков. Из-за перекоса в структуре специальностей и в условиях отсутствия государственного распределения в южном регионе безработица среди выпускников вузов была одной из самых высоких по стране.

Следует отметить, что первый этап образовательной реформы носил относительно системный характер. Однако по мере сокращения бюджетного финансирования и стихийного роста платного образования в обществе рос негативный настрой в отношении к преобразованиям высшей школы. Дальнейшая модернизация системы высшего образования требует более широкого использования отечественного и зарубежного опыта. Особое значение приобретает повышение теоретических знаний выпускников как при многоуровневой, так и моноуровневой системе обучения студентов. Нельзя недооценивать требований, которые выдвигают процессы глобализации современного мира. России важно определить свое место в этих процессах, выявить те сферы экономики, науки и образования, которые позволят ей сохранить статус великой державы.

 

Автор: Кононенко В. М.