26.11.2012 2012

Хозяйственное состояние вузов на Юге России в условиях перехода страны к рыночной экономике

 

XX век мир заканчивал вступлением в эпоху интеллектуальной экономики. «Уровень интеллекта нации - вот что определяет сегодня место того или иного государства в мировой табели о рангах», - подчеркивает ректор МГУ им. М.В.Ломоносова, академик РАН, Президент Российского союза ректоров В.А.Садовничий.

В современных условиях культура и образование не являются, как считалось в традиционном марксизме, «надстройкой» над экономическим «базисом», а совместно с экономикой и другими элементами составляют часть реального базиса общества. Ключевыми становятся вопросы развития человека, инвестиции в человеческий капитал.

Отмечая, что образование стоит не рядом с экономикой, а определяет ее развитие, заметим, что ныне, по расчетам Всемирного банка, 79 % национального богатства стран Центральной Америки составляет человеческий капитал. В восточной Азии на долю человеческого капитала приходится 77 национального богатства, в Северной Америке - 76%, в Южной Америке и Западной Европе - 74 %, в Северной Африке - 69%, в Южной Азии - 65 %. Это, прежде всего, образованное население, умеющее использовать знания для нахождения наиболее эффективных решений возникающих проблем. В России доля человеческого капитала в национальном богатстве составляет лишь 50 %, что заставляет серьезно озаботиться состоянием образования в стране.

Казалось, что эту аксиому хорошо понимал Первый Президент России Б.Н.Ельцин, который Указом № 1 обязывал Правительство разработать Государственную программу развития образования в РСФРС; выделить для сферы образования необходимые средства; освободить учреждения системы образования от всех видов налогов, сборов и пошлин и направить эти суммы на развитие научной и учебной деятельности, укрепление материально технической и социальной базы образовательных учреждений; обеспечить включению в госзаказ всех объектов капитального строительства системы образования, в том числе строительство жилья и общежитий; с 1 января 1992 г. повысить заработную плату профессорско-преподавательскому составу вузов с таким расчетом чтобы она в 2 раза превышала уровень средней зарплаты в промышленности РСФСР, установить стипендии аспирантам на уровне средней зарплаты в промышленности РСФСР, а стипендии студентам вузов - не ниже минимальной заработной платы и т.д.

С 1 января 1992 г. в России началась глубокая экономическая реформа с целью создания в стране рыночной экономики. Эта реформа, названная «шоковой терапией», не только не дала системе образования того, что обещал Президент в Указе № 1, а отобрала почти все то, что она имела. Высшая школа в первые годы экономических реформ оказалась на краю гибели.

Ежегодное увеличение расходов бюджета на высшее образование, достигнутое после 1985 г. было приостановлено, а в начале 90-х годов финансирование высшей школы России складывалось «крайне неудовлетворительно», что подтверждают следующие данные о расходах на подготовку кадров с высшим образованием в %.

Особенно тяжелым для высшей школы был 1993 г. Утвержденный Указом Президента России бюджет был исполнен на 75,7 %. В течение 1993 г. бюджет высшей школы системы Госкомвуза России был проиндексирован в 1,48 раза, зарплата работников высшей школы - в 1,43, стипендия студентов - в 2,2, средства на хозяйственные расходы и содержание вузов - в 1,35 раза. В то же время за 10 месяцев 1993 г., по сведениям Госкомстата РФ, уровень цен на потребительском рынке возрос в 7,7 раза, оптовые цены предприятий на производимую продукцию - в 8 раз, платные услуги населению - в 20 раз, цены и тарифы на энергоносители - от 6 до 23 раз. Вот почему такую финансовую политику Минфина по отношению к образованию Днепров оценил как «откровенную контрреформу, если не контрреволюцию в образовании».

Профессорско-преподавательский состав в условиях необузданных реформ оказался на грани нищеты. Если в 1940 году среднемесячная зарплата рабочих по промышленности составляла 34,1 руб. то должностной оклад доцента был от 80 до 140 руб., а профессора от 120 до 230 руб.; в 1960 году эти цифры выглядели следующим образом: в промышленности - 91,6 руб., доцент - от 220 до 250 руб., профессор - от 350 до 400 руб.; в 1980 году: в промышленности - 191,3 руб., доцент - от 270 до 320 руб., профессор - от 400 до 450 руб.; в 1990 г.: в промышленности - 310,9 руб., доцент - от 320 до 400 руб., профессор - от 500 до 550 руб.; в 1991 г.: в промышленности - 604 руб., доцент - от 450 до 500 руб., профессор - от 580 до 600 руб.; конец 1992 года: в промышленности - 18371,8 руб., доцент - 12483 руб., профессор -15551,6 руб.

Таким образом, мы видим, что в 1991 году труд рабочего стал оцениваться выше труда профессора - специалиста высшей квалификации, а через год разница в зарплате в пользу рабочего стала еще более значимой. Это было прологом предстоящего и затянувшегося кризиса всей системы высшего образования в нашей стране.

Одновременно резко сократился ввод в эксплуатацию учебно-лабораторных площадей, жилищных домов и студенческих общежитий для вузов страны. Если в 1987 г. было введено в эксплуатацию более 250 тыс. кв.м учебных площадей, то в 1991 г. - около 90, в 1993 г. - около 50, в 1996 г. около 5, в 2001 г. - около 15 тыс. кв.м; в 1987 году введено в эксплуатацию студенческих общежитий площадью более 130 тыс. кв.м, в 1991 г. - около 47, в 1994 г. - 37,5, в 1997 г. - 13,4 тыс. кв.м.

Эти данные говорят о том, что высшая школа страны была практически разгромлена. Не добившись выполнения Указа № 1 и Законов об образовании, Правительство вновь и вновь пытается «реформировать» образование, хотя, как говорил Александр II, «Россия объелась реформами - ей нужна диета». Международная комиссия по образованию для XXI века в докладе «Образование: сокрытое сокровище» подчеркивает, что реформы, следующие одна за другой, убивают реформу как таковую.

Чтобы выстоять в таких условиях и получить возможность дальше развиваться в условиях рыночной экономики, высшая школа Юга России в 90-е годы XX века вынуждена была принять ряд неотложных мер. Основными направлениями ее развития в 90- е годы, на наш взгляд, были:

1. Преобразование практически всех педагогических, политехнических, медицинских, сельскохозяйственных и других вузов в университеты или академии и открытие ими значительного количества филиалов или учебно-консультационных пунктов в небольших городах или крупных станицах, а также значительное расширение специальностей. Так, например, в 1990/91 уч.г. Адыгейский госуниверситет готовил кадры по 13 специальностям, а в 1997/98 уч.г. - по 34. С одной стороны, на наш взгляд, это было запоздалым признанием огромного авторитета советской высшей школы, так как преобразование институтов в университеты происходило без особых затруднений.

С другой стороны, это было ответной реакцией вузов на сложные экономические реалии того времени. В условиях глубокого экономического кризиса для абсолютного большинства населения было не по силам отправить своих детей на учебу в вузы в крупные города. К тому же, после развала Советского Союза исчезла возможность получать необходимых специалистов по распределению. Теперь регионам такие кадры надо было готовить на местах.

2. Введение платных услуг в сфере государственного высшего образования.

Расширение приема в вузы региона характеризовало тенденцию демократизации высшей школы, стремление сделать высшее образование доступным для всех. Однако данная тенденция столкнулась с реальной экономической ситуацией в России, при которой в 90-е гг. финансирование по-прежнему проводилось по остаточному принципу. С 1980 г. по 1996 г. число государственных высших учебных заведений в России увеличилось с 494 до 573, т.е. на 16%, а доля расходов от расходной части бюджета осталась практически на том же уровне: в 1980 г. - 2,0%, в 1996 г. - 2,08%. В 1997 г. на высшее образование израсходовано 1,99 % от расходной части бюджета, в 2000 г. - 1,92 %. В то же время расходы федерального бюджета на всю систему образования от ВВП составили: в 1998 г. - 0,61%, в 2003 г. - 0,74 %.

Сокращение бюджетного финансирования вузов страны по таким статьям, как оборудование и инвентарь, капитальный ремонт, стипендии привели к росту платных услуг в сфере высшего образования. Число студентов, обучающихся на договорной основе, заметно возросло, причем наблюдается устойчивая тенденция к увеличению доли тех, кто платит за обучение. Так если в 1996 г. в государственных вузах России обучалось 2802,4 тыс. чел., из них с полным возмещением затрат - 11,6 %, то в 2004 г. среди 4270,8% тыс. студентов контрактников было уже 34,4 %. Среди выпускников вузов в 1996 г. было 7,9 % учившихся с полным возмещением затрат, в 2000 г. - 22 %. Наиболее наглядно эта тенденция проявляется при анализе поступивших в государственные вузы: в 1996 г. контрактники составляли 18,4 % студентов, в 2000 г. - 48,5 %, а в 2001 г. - 53,5 %. В 2004 г. прием в госвузы за счет средств федерального бюджета составил 610,3 тыс. чел., на платной основе - 755,9 тыс. чел., т.е. 55,3 % от общего количества студентов.

В Южном федеральном округе наиболее продвинутыми в вопросах платного образования являются Ставропольский край, где уже 56,3% студентов вузов обучаются на платной основе; Астраханская область - 54,7 %, Краснодарский край - 50,2 %.

Наибольшая забота о получении высшего образования молодыми людьми на бюджетной основе проявляется в республиках Северная Осетия - Алания, Карачаево-Черкесия и Адыгея. Здесь на бюджетной основе обучаются соответственно 83,6 %; 80,6 % и 72,4 % студентов вузов. В Республике Северная Осетия - Алания у выпускников средних школ шансы получить высшее образование на бюджетной основе в 2,2-2,6 раза больше, чем на Кубани, Ставрополье или в Астраханской области. Если в Северной Осетии - Алании на бюджетной основе обучается 299 студентов на каждые 10 тыс. чел. населения, то на Ставрополье - 137, в Астраханской области - 115, а на Кубани только 105.

Прием студентов на такой основе в наибольшей степени вырос в технических и технологических вузах региона, составив 11,2 тыс. человек в год. Затем идут аграрные и медицинские вузы - здесь ежегодный набор контрактников достиг до 7,4 тыс. человек; классические университеты региона довели набор на контрактной основе до 6,1 тыс. чел. в год.

По пути развития платных образовательных услуг пошли почти все вузы Юга России. По их данным, в 2000 г. на договорной основе было принято в Адыгейском госуниверситете 390 чел. (43,3% от набора), в Волгоградском госуниверситете - 420 чел. (35,1%), Дагестанском госуниверситете - 676 чел. (23,9%), Кабардино-Балкарском госуниверситете 399 чел. (22,0%), Калмыцком госуниверситете - 60 чел. (6,8%), в Кубанском госуниверситете - 586 чел. (26,7%), Ростовском госуниверситете 472 чел. (22,8%), Северо-Осетинском госуниверситете - 25 чел. (1,8%), Ставропольском госуниверситете - 330 чел. (18,0%) от нового набора.

Несмотря на установку Министерства образования Российской Федерации о том, что прием на коммерческой основе не должен превышать 20% набора, ряд вузов региона этот норматив превышали. Серьезное отступление в этом плане, кроме Адыгейского и Волгоградского университетов, допускали транспортные и технические вузы, особенно Астраханский технический университет, где на коммерческой основе было зачислено 71,5% первокурсников; в Новороссийскую морскую академию на такой основе было набрано на 1 курс 60,9% студентов; в Ростовский университет путей сообщения - 67,2%; Пятигорский технологический университет - 75,3%; Донской технический университет - 52,6% абитуриентов; Южно-Российский технический университет - 36,7%; Северо-Кавказский технический университет - 30,4% и т.д.

Эти данные показывают, что значительная часть жителей Юга России утратила возможность получения высшего образования бесплатно. Особенно это касается таких престижных специальностей, как юридическая, экономическая, финансов и банковского дела, информационных систем и технологий.

3. Одним из направлений реформы высшего профессионального образования стало возрождение в России негосударственных высших учебных заведений, существовавших до 1917 г. Создание негосударственных образовательных учреждений (НОУ) было призвано обеспечить возникновение различных типов учебных заведений с различными сроками подготовки и квалификации.

Правовая основа деятельности негосударственных образовательных учреждений закреплена в Федеральном Законе РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1996 г. Закон, в частности, предусматривает меры содействия созданию и функционированию негосударственных высших учебных заведений (ст.2, п.6). Данная статья закона крайне важна, т.к. она устанавливает альтернативные формы организации вузов: кроме государственных, предусматривается функционирование муниципальных и частных учебных заведений, которые призваны внести элемент состязательности и разнообразия в существовавшие ранее формы вузов.

Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании решает вопрос о присвоении квалификации и выдаче диплома государственного образца лицам, окончившим вузы, не имеющим государственной аккредитации, следующим образом (ст.6, п. 10): «Лица, обучавшиеся в не имеющих государственной аккредитации высших учебных заведениях и успешно закончивших их, имеют право на текущую и итоговую государственную аттестацию в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, на условиях экстерната».

Таковы правовые основы для развития НОУ, которые бурно начали создаваться в различных регионах России в начале 90-х гг. Развитие негосударственного сектора высшей школы способствует решению многих социальных проблем: расширяет возможности доступа к высшему профессиональному образованию; снижает напряженность на рынке интеллектуального труда и сохраняет научный потенциал региона за счет привлечения квалифицированных кадров преподавательского состава к работе в НОУ; разгружает бюджеты различного уровня при решении государственной задачи подготовки высококвалифицированных кадров за счет привлечения средств населения; укрепляет материально-техническую базу высшего профессионального образования; приближает образовательные услуги вузов через систему филиалов к месту проживания молодежи, особенно в небольших городах и сельской местности.

О процессе создания негосударственных образовательных учреждений свидетельствуют статистические данные Научно-исследовательского института высшего образования Министерства образования Российской Федерации. В 1990 г. в России было 514 вузов, все государственные. В 1995 г. в стране насчитывалось 759 вузов, из них - 566 государственных, а 193 - негосударственных. В 2000 г. было 965 вузов, из них, 607 государственных и 358 негосударственных, т.е. за 10 лет количество вузов в РФ увеличилось почти в 2 раза (на 87,7 %). Такой рост произошел в основном за счет негосударственных вузов, так как количество государственных вузов увеличилось всего на 18 %. Соотношение государственных и негосударственных высших учебных заведения составило 63% к 37%. В 2001 году в России было уже 387 НОУ, значительная часть которых располагалась в Москве - 104 вуза, т.е. 26,9 %.

Вторым регионом, где шло быстрое развитие негосударственного сектора высшего образования, был Южный федеральный окру г. На Юге страны (без учета Калмыкии, Астраханской и Волгоградской областей, которых статистика по-прежнему относила к Поволжскому экономическому району) было создано 62 негосударственных вуза, что составляет 16 % от общего количества. По числу созданных НОУ ЮФО идет впереди Северо-Западного (включая Санкт-Петербург), Уральского, Поволжского, Западно-Сибирского, Центрально-Черноземного и Дальневосточного регионов.

В 2004 г. в России было 662 частных вузов. В них училось 1024,1 тыс. студентов. По удельному весу студентов, обучающихся в частных вузах, Россия намного превзошла Западную Европу. Там в частных вузах обучается около 1% студентов. На встрече с ректорами негосударственных вузов в апреле 2002 г. В.М. Филиппов (в то время министр образования - В.К.) отметил, что не более 30% существующих частных вузов «заинтересованы в том, чтобы помогать Министерству образования организовать деятельность по контролю за качеством работы в негосударственном секторе высшего образования».

На наш взгляд, только те из частных вузов, которые дают качественное образование, заслуживают поддержки. Государственным вузам целесообразно не пренебрегать, а тесно сотрудничать с такими частными вузами. По мнению И.М. Ильинского, президента национального союза негосударственных вузов, ректора Московского гуманитарного университета, таких частных вузов в стране около 50-70.

Но дело в том, что, по признанию ректора Современного гуманитарного университета М.П. Карпенко на парламентских слушаниях в январе 1998 г., «область высшего образования - отрасль высокодоходная». Именно стремление к наживе лежит в основе создания массы карликовых вузов, в которых, как отмечал на тех же парламентских слушаниях тогда вице-премьер Правительства России О.Н. Сысуев, «берут плату за диплом, абсолютно не отвечая за качество подготовки». Показательно, что за один 1999 год, то есть сразу за дефолтом 1998 г., число частных вузов выросло в 1,7 раза! Уж очень быстро здесь окупаются вложения, когда целью является получение прибыли, а не подготовка высококвалифицированных специалистов.

В настоящее время можно встретиться с фантастическими фактами. В ноябре 2003 г., например, проректор по внешним связям некоего Санкт- Петербургского института ускоренного обучения С.Ю.Ильин на страницах газеты предложил жителям Кавказских Минеральных Вод (а это городская агломерация с миллионным населением) получить высшее образование на базе общего полного среднего образования по таким специальностям, как «Финансы и кредит», «Менеджмент организации», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Государственное и муниципальное управление» за 1 год и 2 месяца, а при наличии высшего и неоконченного высшего и того меньше. За это время занятия должны были проводиться в филиале в Минеральных Водах «четыре раза в виде сессий продолжительностью 5-6 календарных дней». Чтобы подкупить потенциальных студентов, он заявил: «Предлагаемые нами формы обучения и объем знаний в свою очередь аккредитованы и лицензированы Министерством высшего образования». И неважно, что такого министерства нет в стране. Обещанная сумма стоимости обучения за весь его срок - 40 тыс. руб. - явно рассчитана на привлечение охотников до легкого образования (диплом вроде бы не фальшивый) и быстрое получение наживы организаторами.

Кроме того, и в этом нужно согласиться с А.А. Фурсенко, «существует много образовательных структур, филиалов вузов, которые не соответствуют требованиям. Это ошибка министерства. Фактически такое образование - обман, и это очень опасно».

Как резко заявила на VI Съезде союза ректоров академик РАО, проф. JI.A. Вербицкая, ректор Санкт-Петербургского госуниверситета, «лучше никакого вуза, чем вуз, который профанирует саму идею высшего образования».

По мнению В.А. Садовничего, и с ним трудно не согласиться, должна быть развернута «самая бескомпромиссная борьба с теневым высшим образованием», ибо торговля дипломами о высшем образовании расцвела пышным цветом, «став сродни наркобизнесу». Обладатели таких липовых дипломов, по мнению В.А. Садовничего, «подобны остро инфицированным, они переносят свою болезнь - невежество и незнание - на других людей.» Добавим, угрожают интеллектуальному потенциалу России, ее национальной безопасности.

Особенностью образовательной деятельности НОУ является незначительная роль дневного обучения и ограниченный перечень специальностей. Так, в 2001 г. в 387 НОУ по специальностям обучалось 448 чел. (без учета направлений подготовки), из них на стационаре было всего 32,6 % студента. Подавляющее количество студентов училось по таким группам специальностей как экономика и управление (49,2 %) и гуманитарно-социальные (43,1 %). В то же время по таким группам специальностей, как авиационная и ракетно-космическая техника, сельское и рыбное хозяйство училось всего по 10 человек; химическая технология - 100 чел.; машиностроение и металлообработка, электротехниха, радиотехника и связь, эксплуатация транспорта, технология продовольственных продуктов, безопасность жизнедеятельности - по 200 чел. и т.д. И это из 448 тыс. студентов в 387 вузах! Понятно, что кроме профанации высшего образования здесь ни о чем другом речь не идет, так как никто для 10 человек или даже для 200 чел. не будет создавать никаких лабораторий и пр.

Каков же накоплен опыт и какие существуют проблемы организации учебного процесса в негосударственных вузах Юга России? В 90-е гг. в регионе в основном сложился достаточно обширный негосударственный сектор высшего профессионального образования, анализ функционирования которого вызывает значительный интерес специалистов и широких слоев общественности.

Сегодня НОУ являются неотъемлемой и взаимодополняющей частью системы высшего образования в целом. Отличие частных и муниципальных высших заведений состоит в том, что это, как правило, небольшие по численности студентов вузы. Их контингент составляет от 700 до 2 тыс. человек. Число студентов региона, обучающихся в НОУ, составляет 15,6%, в то время как в государственных вузах учится 84,4% студентов.

Среди крупных НОУ региона выделяются следующие: Ставропольский институт им. В. Д. Чурсина - 2608 человек; Институт экономики, права и естественных специальностей (г. Краснодар) - 2142 человека; Институт управления, бизнеса и права (г. Ростов-на-Дону) - 2035 человек; Северо-Кавказский социальный институт (г. Ставрополь) - 1988 человек; Армавирский финансово-экономический институт - 1409 человек; Ростовский-на-Дону институт бизнеса и права - 1378 человек; Кубанский институт международного предпринимательства и менеджмента - 1262 человека; Краснодарский медицинский институт высшего сестринского образования - 1182 человека; Кисловодский институт бизнеса и права - 1056 человек и др.

На Юге России открыли свои филиалы Белгородский университет потребительской кооперации, Современный гуманитарный институт, Международный институт экономики и права, Университет Российской академии образования, Санкт-Петербургский          Институт внешнеэкономических связей, экономики и права, Московский гуманитарно-экономический институт, Южно-Российский институт международных отношений и др.

В регионе имеется и ряд небольших негосударственных институтов. Среди них - Институт дружбы народов (439 чел.), Армавирский православно-социальный институт (264 чел.) и др. Несмотря на большое количество негосударственных образовательных учреждений в регионе, численность обучающихся в них невелика: всего 28,8 тыс. человек, что составляет 15,6% от общего контингента студентов. При этом состав студентов по различным формам обучения имеет следующее соотношение: очная форма - 47,6%, очно-заочная форма - 8,4%, заочная форма обучения - 44%.

За годы работы на рынке образовательных услуг негосударственные вузы смогли сформировать достаточно высокопрофессиональный преподавательский состав. Общая численность преподавателей НОУ региона составляет более 3 тыс. человек, из них 30,4% работают в штате, более 55% имеют ученую степень. В негосударственных вузах работают около 400 докторов наук, профессоров, что составляет 13,3% преподавательского состава. Из общего количества штатных преподавателей 55% - кандидаты наук, доценты; 18% - доктора наук, профессора; 27% - не имеют ученой степени.

В негосударственных вузах 2/3 преподавателей работают по совместительству. Это позволяет НОУ поддерживать довольно высокий процент преподавателей (55,1%), имеющих ученые степени и звания. Следует также отметить, что около 10-15% преподавателей НОУ обучается в аспирантурах и докторантурах различных вузов. Негосударственные высшие учебные заведения накопили положительный опыт решения целого ряда социальных, воспитательных и учебно-методических проблем. Они чутко улавливают острые проблемы переходного периода и стремятся их решать.

Большое внимание во всех аккредитованных институтах уделяется организации практического обучения. Президент Межрегиональной Ассоциации НОУ Южного региона И.Г.Акперов подчеркивал: «Преодолев трудности, связанные с прохождением практики студентов негосударственных вузов в органах юстиции и административных учреждениях, эти вузы накопили солидную базу прохождения всех видов практик, создали интересные программы, внедрили новые формы и методы». Так, в Институте управления, бизнеса и права (г. Ростов-на-Дону) особенностью реализации учебного процесса является рейтинговая система. Рейтинг, как метод ранжирования знаний студентов в соответствии с набранными баллами, имеет ряд существенных преимуществ перед обычной «пятибальной» шкалой:

- уменьшается пропуск занятий без уважительных причин;

- стимулируется систематическая работа студента;

- устраняются экзаменационные стрессовые ситуации (для большинства студентов);

- улучшается методическое обеспечение учебного процесса за счет более четкого структурирования учебного материала.

В этом же институте успешно зарекомендовала себя программа непрерывной практики, которая позволяет наиболее эффективным способом решать проблему трудоустройства выпускников. Южно-Российский гуманитарный институт, Донской юридический институт, Таганрогский институт управления и экономики, Ессентукский институт управления, бизнеса и права, Кисловодский институт экономики и права, Ставропольский финансово-экономический институт, Институт маркетинга и социально-информационных технологий (г. Краснодар), Институт экономики, права и естественных специальностей (г. Краснодар), Сочинский институт моды, бизнеса и права - все они широко используют публичную защиту отчетов по практике, деловые игры и сценарии.

Изучение опыта работы негосударственных вузов региона позволяет развеять некоторые мифы о НОУ. Например, миф о том, что в негосударственных вузах учатся только дети богатых родителей, а знания и дипломы там покупаются; или что поступают в эти вузы абитуриенты с низким уровнем развития интеллекта. Первый миф развеивается тем фактом, что из-за высокой стоимости обучения по контракту в государственных вузах в негосударственные поступают дети из средне- и слабообеспеченных семей. Более того, многие студенты НОУ работают, чтобы оплатить свое обучение. Поэтому они более ответственно и осознанно относятся к получению знаний. Эта категория студентов, как правило, более практично относится к получению квалификации, зная о том, что для получения хорошей работы нужны хорошие знания.

Наряду с этим можно отметить и то, что социальный облик студентов государственных и негосударственных вузов мало чем отличается. Уровень квалификации выпускников зависит прежде всего от уровня постановки учебно-воспитательного процесса в каждом конкретном институте. Слабым звеном в деятельности негосударственных вузов является недостаточно развитая материально-техническая база, мало благоустроенных учебных помещений. Многие институты располагаются в помещениях школ, детских садов, клубов. Лишь 13% учебных помещений негосударственные вузы региона имеют в собственности. Остальные 87% - в долевой аренде, аренде или оперативном управлении. Негосударственный сектор высшего образования имеет и ряд других характерных для него проблем: снижение качества учебного процесса в филиалах, расположенных вдали от головного вуза, из-за отсутствия высококвалифицированных преподавателей и слабой материальной базы; недостаточное развитие НИР и НИРС; слабое участие в работе региональных Советов ректоров и отсутствие текущей информации по различным вопросам вузовской жизни.

Чтобы скоординировать работу негосударственных вузов, в начале 90-х гг. в Ростове-на-Дону была создана Межрегиональная ассоциация негосударственных образовательных учреждений южного региона во главе с доктором экономических наук, профессором И.Г.Акперовым. Ассоциация входит в Российскую ассоциацию негосударственных вузов и видит свою задачу в том, чтобы обеспечить реализацию образовательных программ в НОУ на уровне требований Государственных образовательных стандартов Российского профессионального образования.

Особое значение для функционирования НОУ в дальнейшем имеет совершенствование государственной аккредитации, которая призвана выявить структуру и содержание реализации образовательных программ; соответствие учебных планов и программ учебных дисциплин требованиям Государственных образовательных стандартов; внутривузовскую систему контроля качества; информационно-методическое обеспечение образовательного процесса, в т.ч. наличие средств вычислительной техники, приборов, специальных кабинетов и аудиторий для осуществления образовательного процесса, наличие условий для проживания обучающихся в общежитиях, медицинского обслуживания и занятия спортом.

Особое значение среди критериев государственной аккредитации имеют показатели развития научных исследований, постановки научно-методической работы и качественный состав научно-педагогических кадров.

Проведенная аккредитация НОУ показала, что с организацией учебного процесса многие негосударственные вузы более или менее справляются. Из негосударственных вузов наибольшей стабильностью в подготовке кадров отличались Ростовский институт управления, бизнеса и права, Ставропольский институт им. В. Д.Чурсина, Кисловодский институт экономики и права. Что же касается организации НИР и НИРС, учебно-методической работы, обеспечения стабильности состава научно-педагогических кадров, то здесь большинство НОУ имеют серьезные проблемы.

4 Важным направлением деятельности вузов в новых экономических условиях стала подготовка кадров по тем специальностям, которые были востребованы рыночной экономикой. С этой целью в ходе реформы высшего профессионального образования в 1994 г. был утвержден новый классификатор направлений и специальностей, который охватывал все отрасли наук - физико-математических, технических, естествознания, гуманитарных, социально-экономических и других. Всего имелось более 600 направлений и специальностей.

Классификатор устанавливал направления и специальности высшего профессионального образования - это систематизированный перечень направлений (классифицированных по отраслям знаний) и специальностей (классифицированных по группам родственных специальностей), подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием. В этом документе подчеркивается: «Направление или специальность высшего образования - это совокупность знаний, представлений, умений и навыков выпускника, приобретенных в процессе обучения по основным профессиональным образовательным программам высшего образования и обеспечивающих возможность определенного вида профессиональной деятельности в соответствии с присваиваемой квалификацией».

В отличие от специальности высшего образования направление обеспечивает специалисту более широкую область профессиональной деятельности.

Квалификация по направлению или специальности высшего образования показывает уровень обучаемости, подготавливаемости к выполнению определенного вида профессиональной деятельности по полученному направлению или специальности.

Присваиваемые в рамках направлений или специальностей конкретные квалификации устанавливаются Государственными образовательными стандартами высшего образования с учетом государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников.

Рассмотрим этот вопрос на примере Классификатора направлений и специальностей высшего профессионального образования по гуманитарным и социально-экономическим наукам. Классификатор 1994 г. утвердил 23 гуманитарных и социально-экономических направления. Одновременно было утверждено 24 гуманитарно-социальных специальности, 31 специальность в области культуры и искусства и 18 специальностей в сфере экономики и управления.

Предусматривалось, что количество и характер направлений или специальностей может изменяться по предложению государственного органа управления высшим образованием при наличии соответствующего обоснования научной и практической значимости, отличительных признаков и перспектив развития нового направления или специальности.

Сравнительный анализ классификаторов направлений и специальностей 1993 г. и 1994 г. говорит о росте числа направлений и специальностей, их дифференциации. Так, в Классификаторе 1994 г. среди гуманитарных специальностей появились не только «Культурология», которая была представлена и ранее, но и две новых специальности: «Народное художественное творчество» и «Социально-культурная деятельность». Кроме «Журналистики» была утверждена дополнительная специальность - «Издательское дело и редактирование». «Хореографическое искусство» было дополнено тремя новыми специальностями - «Режиссура хореографии», «Педагогика хореографии», «История и теория хореографического искусства»; «Дизайн» дополнен двумя новыми специальностями - «Интерьеры и оборудование», «Художественное проектирование изделий текстильной и легкой промышленности». Ряд специальностей поменяли названия: вместо «Русский язык и литература» стала «Филология», вместо «Музейное дело» - «Музейное дело и охрана памятников».

Очевидно, что реальная жизнь и практика подготовки специалистов требуют углубления специальностей, их дифференциации. Но нельзя забывать, что этот путь ведет к подготовке узких специалистов, время которых прошло. Преобразование большинства институтов в университеты, постановка интегративных курсов, комплексные итоговые экзамены и дипломные работы - все это направлено на подготовку специалистов с широким кругозором, которые легче адаптируются в быстроменяющейся действительности.

В ходе модернизации высшего образования в 2000 г. в результате реализации Федеральной программы развития образования осуществлены меры по дальнейшему совершенствованию структуры и содержания высшего профессионального образования. Был пересмотрен «Классификатор направлений и специальностей подготовки высшего профессионального образования» в целях преодоления их дробления и излишней детализации, что приводило к большому количеству малочисленных приемов студентов, неэффективной организации учебного процесса.

Новый Перечень направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования, утвержденный Минобразованием России в 1999 г., содержит 95 направлений подготовки бакалавров и магистров, 171 специальность подготовки дипломированных специалистов и 84 направления подготовки дипломированных специалистов.

Разработаны, утверждены и введены в действие в 2000-01 учебном году Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования второго поколения, примерные учебные планы по направлениям подготовки бакалавров, магистров и направлениям подготовки дипломированных специалистов.

Для решения данной задачи в установленные Министерством сроки был подготовлен следующий пакет документов:

- макеты государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования;

- требования (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания основных образовательных программ по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» (приказ Минобразования России от 14.09.99 №286);

- требования (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу «Общие математические и естественнонаучные дисциплины» (приказ Минобразования России от 25.10.99 № 644);

- примерные требования (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания цикла «Общепрофессиональные дисциплины» основных образовательных программ по направлениям подготовки бакалавров и дипломированных специалистов в области техники и технологии (письмо Минобразования России от 03.11.99 № 14-58-509ин/16);

- примерные требования к уровню экономической и организационно-управленческой подготовки дипломированного специалиста в области техники и технологии (письмо Минобразования России от 02.11.2000 № 14- 58-661ин/16);

- макет примерной программы дисциплин в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования второго поколения (письмо Минобразования России от 08.06.2000 № 14-58- 381ин/1б).

Были разработаны и утверждены примерные программы дисциплин циклов «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины», «Общие естественнонаучные дисциплины». Разработаны примерные программы по общепрофессиональным дисциплинам для специальностей, направлений подготовки дипломированных специалистов и направлений подготовки бакалавров. В целях обеспечения непрерывности и преемственности обучения с системой дополнительного профессионального образования разработан макет Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки специалистов для получения дополнительных квалификаций.

На 1 декабря 2000 г. Минобразованием России утверждены следующие дополнительные квалификации: преподаватель, преподаватель высшей школы, переводчик в сфере профессиональной коммуникации, патентовед (специалист в области интеллектуальной собственности), мастер делового администрирования, эксперт по техническому контролю и диагностике автомототранспортных средств, преподаватель образовательного учреждения по подготовке водителей транспортных средств, тестолог (специалист в области педагогических измерений).

Как обстоит дело со специальной подготовкой в учебных заведениях Юга России? Как приживаются новые направления и специальности в вузах региона? Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к Материалам регионального совещания руководителей органов управления профессиональным образованием и ректоров вузов Южного федерального округа, проведенного 22-24 марта 2001 г.

Среди классических университетов здесь лидируют Кубанский и Ростовский госуниверситеты: первый ведет подготовку по 49, а второй - по 46 направлениям и специальностям. По 30 и более специальностям обучают студентов Ставропольский, Северо-Осетинский, Дагестанский и Волгоградский госуниверситеты.

Из технических и технологических вузов выделяются Южно-Российский технический госуниверситет (80 направлений и специальностей), Кубанский технологический университет (55 специальностей); Северо-Кавказский технический университет (51); Таганрогский радиотехнический университет (44 направления и специальности); Дагестанский технический университет (30 специальностей). В Волгоградском педуниверситете - 28 направлений и специальностей, в Ростовский педуниверситете - 25, в Ростовском строительном институте - 24, в Ростовском экономическом университете - 33, в Южно-Российском университете экономики и сервиса - 24 направления и специальности и т.д.

Среди новых направлений и специальностей, по которым классические университеты и гуманитарные вузы региона в 90-е годы стали вести подготовку специалистов, - «Прикладная математика и информатика», «Компьютерная безопасность», «Информатика (лингвистика и межкультурная коммуникация)», «Прикладная информатика в области экономики и географии», «Экология и природопользование», «Журналистика», «Культурология», «Менеджмент организации», «Регионоведение», «Международные отношения», «Практическая психология», «Социальная работа», «Религиоведение», «Дирижирование академическим хором», «Дирижирование народным хором», «Народное художественное творчество» и т.д.

Технические вузы ведут подготовку по широкому спектру специальностей, связанных с электронными компьютерными технологиями, ресурсосберегающими технологиями, таможенным делом, менеджментом, организацией сервиса, туризма и курортного дела и др.

Сравнительно быстро нашел свою нишу в подготовке специалистов динамично развивающийся Пятигорский государственный технологический университет. Он ведет подготовку специалистов не только по таким широко распространенным специальностям, как юриспруденция, экономика и менеджмент, но и таким, как социально-культурный сервис и туризм, таможенное дело и др.

Но в то же время хотелось бы спросить: «А при чем здесь технологический университет?». Понятно и объяснимо наличие в составе именно технологического университета таких факультетов, как технологический (ведет образовательную деятельность по 6 специальностям), механико-транспортный (по 10 специальностям), факультет информационных систем и технологий (по 6 специальностям).

В то же время жизнь заставила открыть в технологическом университете и такие факультеты, как юридический, финансово-экономический, дизайна, управления и сервиса. Более того (невероятно - но факт!): в ПГТУ имеется диссертационный совет по защите докторских диссертаций по истории, так как в составе кафедры социально-гуманитарных наук имеет 12 докторов наук, из них 8 штатных (32,8 %). Таким количеством докторов наук на одной кафедре далеко не каждый классический университет может похвастаться, а ПГТУ - может. В этом огромная личная заслуга ректора университета В.А.Казначеева, хотя было бы, на наш взгляд, правильнее, если бы такое количество докторов наук были на кафедрах, ведущих подготовку по технологическим специальностям.

ПГТУ является не единственным вузом, взявшимся не от хорошей жизни за подготовку гуманитарных специалистов. Этим «недугом» страдают практически все технические и технологические вузы. Так, например, в 1994 г. Астрыбвтуз был переименован в Астраханский государственный технический университет, а в 1996 г. в вузе был открыт юридический факультет - первый исключительно гуманитарный факультет в составе АГТУ. В 1999 г. на этом факультете были получены лицензии по трем новым специальностям - «История», «Психология», «Социология». И это при том, что буквально рядом находится Астраханский государственный университет, который давно ведет подготовку по указанным специальностям. Кому выгоден этот параллелизм, дублирование специальностей, дробление сил и средств при подготовке одних и тех же специалистов - непонятно. Кроме нездоровой конкуренции, на наш взгляд, это ничего хорошего не дает.

В содержательном плане специальная подготовка также претерпела существенные изменения. Так, например, при обучении экономистов особое внимание уделялось изучению экономики социализма и капитализма, математики, бухгалтерского учета, т.е. готовили больше счетных работников, бухгалтеров, а не аналитиков-экономистов.

Теперь от будущих экономистов требуются следующие знания и умения:

- знать особенности анализа и обобщения экономических, социальных и организационных показателей, характеризующих состояние производства и управления;

- знать основы современного предвидения и учета возникновения позитивных и негативных тенденций экономического развития; знать разработки мероприятий по локализации и устранению недостатков, определения потребности в изменениях и нововведениях;

- знать современные методы социально-экономической диагностики, идентификации и распознавания образов, получения обобщенных характеристик агрегирования информации и ее обработки с помощью ЭВМ;

- уметь организовать и провести практическое исследование социально-экономической обстановки, конкретных форм управления и др.

В соответствии с этими требованиями будущим экономистам предлагается изучить следующие учебные дисциплины: «Экономическая теория», «История экономических учений»; «История экономики», «Статистика», «Бухучет», «Финансы, денежное обращение и кредит», «Менеджмент», «Экономика и социология труда», «Мировая экономика», «Маркетинг», «Экономика предприятия», «Стратегическое планирование», «Ценообразование», «Социальное и экономическое прогнозирование», «Налоговая система», «Управление персоналом», «Политика доходов и заработной платы» и др.

Кроме того, вузы формируют цикл специальных дисциплин и факультативов, отражающих особенности экономики региона. В высших учебных заведениях Юга России это, прежде всего, дисциплины об экономике промышленного и сельскохозяйственного предприятия, а также такие дисциплины, как «Международные валютные и финансовые отношения», «Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности», «Международное экономическое право», «Международное частное право» и др. Они читаются в Ростовском государственном экономическом университете, Кубанском государственном аграрном университете, Ставропольской государственной сельскохозяйственной академии (на экономическом факультете), в Ставропольском финансово-экономическом институте, в Кисловодском институте экономики и права и др.

Как видим, в содержании подготовки специалистов произошли значительные изменения. Кроме большого цикла экономических дисциплин студенты стали изучать и правоведческие курсы, связанные с внешнеэкономической деятельностью предприятий, правовым регулированием международных экономических связей и т.д. Такая подготовка позволяет выпускникам руководить экономическими службами и подразделениями, самостоятельно принимать решения по вопросам совершенствования экономической работы и организации управления.

Принципиально новые вопросы пришлось решать в содержании высшего профессионального образования по тем специальностям, которых ранее не было в регионе, например, «Социальной работы».

От специалиста в данной области требуется:

- знать специфику работы в различных областях социальной

сферы;

- уметь обеспечивать посредничество, с одной стороны, между личностью и семьей, а с другой - между различными общественными и государственными структурами;

- уметь обеспечивать связь между личностью и микросредой, детьми и взрослыми, семьей и обществом;

- уметь оказывать влияние на отношения между людьми и ситуацию в малой группе, стимулировать клиентов к выполнению социально-значимой деятельности;

- знать формы, средства и методы педагогической деятельности;

- знать организацию медико-социальной работы, санитарного просвещения и пропаганды здорового образа жизни и др.

Для формирования указанных выше знаний и умений специалист по социальной работе должен освоить такие дисциплины, как «Теория социальной работы», «Методика и технология социальной работы», «История социальной работы в России», «Социальная работа за рубежом», «Психология», «Психодиагностика», «Конфликтология», «Педагогика», «Медико-социальные основы здоровья», «Социология», «Социальное право», «Этика социальной работы», «Экономика социальной работы», «Менеджмент социальной работы» и др.

Негативные последствия реформ в России, в частности, снижение жизненного уровня широких слоев населения, появление безработицы, рост наркомании и преступности - всё это потребовало подготовки специалистов по социальной работе. Для реализации этой цели в 1991 г. был создан первый государственный социальный университет России - Московский государственный социальный университет Министерства труда и социальной защиты населения РФ (с 2005 г. - Российский государственный социальный университет). В соответствии с лицензией университет осуществляет образовательную деятельность по 63 специальностям. Учебный план МГСУ включает в себя преподавание более 290 учебных дисциплин, факультативов и авторских курсов.

В университете разработано 23 специализации. В их числе - организация социальной защиты населения; социально-экономическая поддержка населения; медико-социальная работа с населением; медико-социальная помощь людям пожилого возраста и инвалидам в условиях стационарных учреждений социального обслуживания; социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями; социальная реабилитация взрослых с ограниченными возможностями; социальная реабилитация семей и детей с девиантным поведением; социальная реабилитация лиц без определенного места жительства и др.

Университету была оказана значительная помощь и поддержка со стороны субъектов Российской Федерации в открытии филиалов, включая Ростовскую область, Краснодарский и Ставропольский края, Республику Адыгею и др. Так, например, в Армавире филиал МГСУ открыт на базе ведущего на Юге России юридического техникума, который имеет современную базу. Это хорошо оборудованные научно-методические кабинеты и аудитории, компьютерные классы, библиотека с книжным фондом специальной литературы более 50 тыс. экземпляров, Дворец студенческого творчества, актовый и спортивные залы, общежитие.

Армавирский институт социального образования под руководством Заслуженного работника социального обеспечения, кандидата юридических наук А.Н. Савинова подготовил более 16 тыс. юристов и экономистов для учреждений социальной защиты населения. В настоящее время он ведет подготовку специалистов с высшим образованием по специальностям: 021100 - «Юриспруденция», 060400 - «Финансы и кредит» и 350500 - «Социальная работа». В институте успешно сочетаются богатые традиции профессиональной подготовки и современные научно-информационные технологии.

Факультеты по подготовке социальных работников открыты во многих государственных вузах региона: Кубанском и Ставропольском государственных университетах, Ростовском педагогическом университете, Сочинском государственном университете туризма и курортного дела и др.

Подготовку социальных работников ведут в регионе и негосударственные вузы, среди которых самым крупным является Московский открытый социальный университет. Его филиалы и представительства имеются в гг. Ставрополе, Кропоткине, Армавире, Черкесске и т.д.

Спектр специальностей, по которым ведут подготовку кадров вузы Юга России, существенно расширен за счет негосударственных образовательных учреждений. Наиболее популярными в них являются гуманитарно-социальные специальности (около 45%), гуманитарные и социально-экономические направления бакалавриата (29%), экономика и управление (17%) и междисциплинарные (8%).

Негосударственные институты ведут подготовку, прежде всего, по гуманитарно-социальным и гуманитарным социально-экономическим направлениям и специальностям. НОУ заняли нишу в подготовке остро дефицитных в 90-х годах специалистов для региона: юристов, экономистов, менеджеров, социальных работников.

В негосударственных вузах подготовка ведется по 1-13 образовательным программам. За годы работы на образовательном рынке положительный опыт подготовки специалистов накопили многие НОУ региона, в частности, Кубанский социально-экономический институт, который готовит юристов, финансистов, экономистов, журналистов, специалистов социально-культурного сервиса и туризма и др. (всего по 11 специальностям); Институт управления, бизнеса и права (г. Ростов-на-Дону), который ведет подготовку по 7 специальностям: «Менеджмент», «Юриспруденция», «Финансы и кредит», «Психология» и др.; Ставропольский институт им. В. Д. Чурсина, ведущий подготовку по 8 специальностям: «Юриспруденция», «Менеджмент организации», «Государственное и муниципальное управление», «Информационные системы в экономике», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит», «Инженер-технолог», «Связь с общественностью».

Таким образом, расширение направлений и специальностей высшего образования явилось одним из положительных результатов реформы высшей школы, вузы южных регионов страны (как и всей России) начали подготовку специалистов, в которых остро нуждалась экономика, социальная сфера, культура и образование. Особое народнохозяйственное значение приобретала подготовка кадров в области менеджмента, социальной работы и др. Необходимо отметить, что с введением в строй ГОС ВПО 2000 г. не прекратилась работа по совершенствованию Перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования.

Решениями Межведомственного экспертного совета по ГОС ВПО только в 2003 г. в Перечень включены 13 новых специальностей, 3 направления подготовки бакалавров и магистров, сформированы 2 новых направления подготовки специалистов. В частности, введены такие специальности, как «Приборы и системы лучевой энергетики», «Металлургия техногенных и вторичных ресурсов», «Квантовая и оптическая электроника», «Эргономика», «Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере» и др.

Открытие новых специальностей и специализаций потребовали разнообразной методической и учебно-методической работы: разработки учебно-методических материалов, подготовки и издания учебников и учебных пособий. Часть из них получили высокую общественную и государственную оценку. Так, учебник профессора СГУ Гурова В.Н. «Социальная работа: теория и практика» был удостоен Государственной премии Правительства РФ.

5. Одним из наиболее перспективных и эффективных, на наш взгляд, направлений развития высшей школы в переходный период является создание таких вузов, которые в своей структуре совмещают подготовку специалистов высшего, среднего и начального профессионального образования.

К таким вузам относится Майкопский государственный технологический институт, образованный постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 13 декабря 1993 г. на базе трех колледжей (в настоящее время - Майкопский государственный технологический университет). В 1996-97 учебном году он имел в своем составе 6 факультетов высшего профессионального образования (технологический, финансово-экономический, инженерно-экономический, экономический, аграрных технологий, новых социальных технологий) и факультет по начальному и среднему профессиональному образованию, включающий политехнический колледж и профессионально-техническое училище, в которых обучалось около 4000 студентов по очной форме и 3000 по заочной форме обучения.

Обучение в МГТИ осуществлялось:

а) по девяти специальностям высшего профессионального образования: «Лесное и лесопарковое хозяйство»; «Технология хранения и переработки растениеводческой продукции», «Технология бродильных производств и виноделия», «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов»; «Землеустройство», «Социальнокультурный сервис», «Машины и аппараты пищевых производств», «Менеджмент», «Экономика и управление на предприятии» (в сфере транспорта и гостиничного бизнеса и туризма);

б) по десяти специальностям среднего профессионального образования: «Экономика», «Бухгалтерский учет и контроль (по отраслям)», «Банковское дело», «Организация торговли и товароведение», «Ветеринария», «Механизация сельского хозяйства», «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», «Организация перевозок и управление движением на автотранспорте», «Технология деревообработки», «Технология переработки древесины»;

в) по пяти профессиям начального профессионального образования: электросварщик; электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования; приборист-слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике; бурильщик по эксплуатации и разведочному бурению скважин на нефть и газ; продавец продовольственных и непродовольственных товаров.

В институте функционирует аспирантура, осуществляющая подготовку аспирантов по восьми специальностям: «Теория, методология и история социологии», «Социология духовной жизни», «Политическая экономия», «Применение вычислительной техники, математического моделирования и математических методов в научных исследованиях», «Лесные культуры, селекция, семеноводство», «Лесоведение и лесоводство; лесные пожары и борьба с ними», «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов», «Ботаника»; а также докторантура по пяти специальностям: «Применение вычислительной техники, математического моделирования и математических методов в научных исследованиях», «Политическая экономия», «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов», «Теория, методология и история социологии», «Социология духовной жизни».

Таким образом, МГТИ является уникальным вузом, совмещающим все формы профессионального обучения, предпринявшим попытку обеспечить непрерывную профессиональную подготовку от абитуриента до доктора наук. По мнению ряда специалистов, именно таким вузам принадлежит будущее в XXI веке. Как пишут С. Дъяков и В. Курашов: «Технологический университет должен не столько отслеживать тенденции промышленности сегодняшнего дня, сколько эффективно программировать эти тенденции».

Создание таких комплексных вузов получило дальнейшее развитие на Юге России. Так, например, в состав Пятигорского ГТУ входят 2 колледжа: политехнический - готовит специалистов со средним профессиональным образованием по 4 программам и с начальным профобразованием - по 7 программам; колледж сферы бытовых услуг - готовит специалистов со средним профобразованием по 4 программам и с начальным профобразованием по 3 программам.

В структуре Карачаево-Черкесской государственной технологической академии имеется 7 факультетов, 30 кафедр, ведущих подготовку студентов по 15 специальностям; аспирантура, в которой обучается около 120 человек, а также средне профессиональный колледж.

В Кабардино-Балкарском университетском комплексе получают образование 22670 человек, в том числе по программам высшего профессионального образования - 13799, по программам среднего профессионального образования - 7839, по программам послевузовского профессионального образования - 638, по программам дополнительного профессионального образования - 264, по программам дошкольного, начального общего, среднего (полного) общего образования -130.

По такому же пути идут и многие другие вузы Юга России. В результате такой системы подготовки они имеют возможность выращивать кадры со школьной скамьи до доктора наук, профессора.

Таким образом, в начале 90-х гг. в условиях резкого падения финансирования образования вузы Юга России были поставлены в условия элементарного выживания. Работники высшей школы оказались на грани нищеты, были сокращены расходы на развитие материально-технической базы высшей школы. Такие условия заставили обратиться к нетрадиционным мерам по сохранению системы высшего образования в регионе. Во-первых, расширилось платное образование, что помогло спасти и совершенствовать учебно-лабораторную базу вузов. Расширение сети филиалов способствовало как сохранению и расширению студенческого контингента, так и укреплению финансовой основы вузов. К сожалению, платность образования, которая в 2 - 2,5 раза превышает рекомендованные Министерством нормы в русскоязычных регионах, ограничила возможности получения образования детьми бедных слоев социума. В национальных республиках продолжает преобладать бюджетная форма обучения.

В южно-российской провинции продолжала расширяться сеть негосударственных высших учебных заведений. Это увеличивало доступность образования, способствовало сохранению научного потенциала региона, разгружало бюджет. Однако, в работе НОУ прослеживались и негативные тенденции. Льготная система налогов для образовательных учреждений стимулировала некоторых учредителей к легкой наживе. Наряду с сильными вузами, в ряде негосударственных институтов профанировалась сама идея высшего образования. Страдало качество обучения, слабой была техническая база. Симптоматично то, что негосударственные вузы в основном имеют гуманитарный профиль.

Статус университетов позволил открыть в технических вузах востребованные гуманитарные специальности. Это не только позволило им выжить в сложных условиях 90-х годов, но и создавало условия для интеграции технической, естественной и гуманитарной отраслей науки. Положительные последствия имело введение более гибкой классификации специальностей и создание в ряде южных вузов системы непрерывного обучения от довузовской подготовки до докторантуры.

В результате принятых мер положение дел в высшей школе к концу 1990-х годов удалось стабилизировать. Результатом этой деятельности стало открытие новых государственных и негосударственных вузов. Значительно вырос контингент студентов, улучшился качественный состав профессорско- преподавательского состава. Стал возрастать авторитет вузов Юга России, о чем свидетельствует установление широких международных контактов многими вузами региона с ведущими вузами Западной Европы, США и т.д., их участие в реализации совместных научных проектов.

 

Автор: Кононенко В. М.