06.12.2012 6324

Принцип единства Европы в антифашистском движении периода Второй мировой войны

 

Европейские идеи звучали и в европейском движении Сопротивления в годы Второй мировой войны. Прежде всего, они противопоставлялись гитлеровской программе «нового мирового порядка», служили неким объединяющим началом для участников антифашистского сопротивления. Приверженцы европеизма в рядах Сопротивления пытались наметить контуры будущей послевоенной Европы. Неслучайно распространение европейских идей приходится на 1943 г., когда стало очевидным, что разгром фашизма приближается. Как правило, европейские идеи выдвигали представители умеренно-либеральных кругов, в то время как коммунисты относились к таким идеям довольно холодно.

Органичной частью борьбы народов против фашизма была борьба на оккупированных территориях, а также борьба немецких антифашистов внутри «третьего рейха». Общность целей, желание ускорить победу над фашизмом объединяли патриотов во всех частях Европы. Известный итальянский историк JI. Вальяни писал в связи с этим: «Сопротивление вдохновлялось желанием увидеть на руинах нацизма сотрудничество народов и универсальное братство. В Сопротивлении патриотизм сочетался с международной солидарностью».

В «подпольной» Европе развивался европеизм непосредственно связанный с проблемой будущего послевоенного устройства Европы. Участники движения Сопротивления выступали именно за объединение Европы. Стоит вспомнить проект декларации, разработанный борцами Сопротивления совместно с «представителями группы активных антинационал-социалистов в Германии». Авторы проекта требовали «федеративного устройства для европейских народов», которое опиралось бы на декларацию прав человека и декларацию прав меньшинств. «Помня опыт и просчеты Лиги Наций», государства, по их мнению, должны были «безоговорочно передать союзу свои суверенные полномочия, касающиеся обороны территории, отношений с державами, не входящими в союз, экономических связей и международных коммуникаций».

Импульс европеизму был дан в Италии А. Спинелли и Э. Росси - деятелями итальянского движения Сопротивления, которыми был написан «Манифест за создание Соединенных Штатов Европы», названный впоследствии Манифестом Вентотене. В этом документе была сформулирована принципиально новая концепция интернационализма - концепция, в корне отличная как от коммунистической его версии, так и от классического либерального подхода.

Манифест был написан в тюрьме на скалистом острове Вентотене недалеко от Неаполя. Документ был тайно перевезен в Рим и распространялся по всей территории оккупированной Европы. Он оказал огромное влияние на лидеров движения Сопротивления, и на союзников, и на нейтралов.

Замечая, что идея Соединенных Штатов Европы имеет глубокие исторические корни, Спинелли утверждает, что во время Второй мировой войны эта идея приобрела новое качество как осознание «необходимости выхода из идеологической тюрьмы суверенного национального государства».

Спинелли говорил, что нападение Германии уже само по себе объединило народы Европы, которые при падении фашистского режима «все вместе вступят в революционную ситуацию», но, уточняет Спинелли, если они будут изолированы в государственных структурах, то не будут обладать достаточной силой. Благодаря сложившейся ситуации в Европе, дух народов более соответствует идее федеральной реорганизации Европы.

Спинелли и его соратники основным предметом своего критического анализа выбрали именно представление об абсолютном суверенитете национального государства. Первоначальной задачей Спинелли и Росси считали ликвидацию разделения Европы на национальные суверенные государства. «Ничем не ограниченный суверенитет национальных государств, - отмечалось в манифесте, - неизбежно приводит к стремлению каждого из них доминировать, поскольку каждое видит в усилении другого угрозу собственной безопасности и стремится к тому, чтобы его «жизненное пространство» включало в себя как можно более обширные территории, дающие ему возможность свободно развиваться и в минимальной степени зависеть от других».

В манифесте авторы призывали отказаться от национальных границ. Сравнивая географическую карту Европы кануна Второй мировой войны с картой 1914 г., Спинелли подчеркивал, что «идея государства-нации осуществилась почти по всей Европе, за исключением Швейцарии». Отмечая положительный момент создания государств-наций, ставших «важным инструментом гражданского прогресса, так как национальное единство способствовало интеграции, а затем экономической, культурной, социальной и политической солидарности членов наций», автор отмечает наличие в суверенитете наций «взрывоопасных элементов», заключающихся, по его мнению, в «абсолютной ценности» интереса нации. «Ради утверждения своего национального приоритета над интересами других стран оправдывалось применение силы против других».

Развивая свою мысль, Спинелли утверждает, что патриотизм неизбежно перерастает в национализм. Первый глобальный взрыв национализма он усматривает в Первой мировой войне. Далее автор показывает как в Италии и Германии зарождается национализм и фашизм. «Антифашисты всех стран объединились, когда Франко начал гражданскую войну в Испании и когда Германия оккупировала почти всю Европу. Все народы были вовлечены в одну гигантскую трагедию, к которой пришла европейская система суверенных государств-наций».

Проанализировав эту ситуацию, Спинелли пришел к выводу о невозможности решать проблемы, усложняющие международную жизнь Европейского континента из-за наличия границ в зонах со смешанным населением, необходимости защиты интересов малых народов и аборигенов, обеспечения выхода к морю стран расположенных внутри континента. «Балканская, ирландская и другие подобные проблемы могли бы найти более быстрое разрешение в условиях европейской федерации, как это произошло в прошлом, когда были объединены в единое государство отдельные королевства, герцогства и княжества, на которые была раздроблена Италия, и когда эти острые проблемы стали проблемами взаимоотношений между отдельными административными единицами (провинциями) Италии».

А. Спинелли явно недооценивал силу европейской государственности. Казалось бы, что история Европы кануна Второй мировой войны должна была убедить его, что именно недостаточный патриотизм и пренебрежение национальными интересами тогдашних руководителей западных государств привели к трагичным последствиям. Разрыв интересов своей нации с интересами других народов накануне Второй мировой войны был следствием существования национальных государств, он является результатом определенной и целенаправленной политики лидеров ряда стран Западной Европы, их нежелания или неспособности принять идею коллективной безопасности. Поэтому спасение Европы в годы Второй мировой войны зависело не от замены европейской государственности наднациональными органами, а от осознания единства и общей ответственности стран и народов Европы за скорейший разгром фашизма и предотвращения войны в будущем.

С помощью пропаганды и других действенных мер активисты движения Сопротивления собирались достигнуть установления связей и заключения соглашений между отдельными движениями в разных странах, заложить основы движения, способного мобилизовать все силы для образования совершенно нового организма, невиданного во всей многовековой истории Европы. Как они считали, это необходимо для решения следующих проблем: создания в Европе единого прочного федерального государства, которое будет иметь в своем распоряжении общую европейскую армию вместо многих национальных армий; слома экономической автаркии, главного принципа тоталитарных режимов; образования федеральных органов и институтов, необходимых для поддержания общего порядка в отдельных государствах-членах, при предоставлении тем же государствам автономных прав, которые допускают развитие внутренней политической жизни в зависимости от особенностей и устремлений различных народов.

В манифесте Спинелли затрагивает вопрос о международной организации. Он считал бесполезным и «вредным» создание такой организации, которая намеревается гарантировать международное право без опоры на вооруженную силу и с сохранением принципа невмешательства в дела государств, в качестве примера он приводит деятельность Лиги Наций.

Выдвигая лозунг «всемирного правительства» как перспективную цель, федералисты в то же время часто уточняли, что в отрыве от общего контекста этот лозунг способен создать во многом неверное представление о сущности и приоритетах движения. Федерализм, указывают они, не является ни «централистской», ни «децентралистской» идеологией; его особенность в том, что он предлагает способ объединения «централизма» и «децентрализма» на основе принципов кооперации, интеграции и субсидарности.

Европейская федерация, по мнению Спинелли, - это единственная надежная гарантия того, что связи с народами Азии и Америки смогут развиваться на основе мирной кооперации в ожидании более отдаленного будущего, когда станет возможной единая политика всех стран мира.

Работая над Манифестом Вентотене, Спинелли и Росси широко использовали идеи Б. Крочче, который еще в предвоенные годы писал: «Уже во всех частях Европы происходит зарождение нового сознания. Новые национальности французы, немцы, итальянцы и все прочие возвысятся до европейцев и мысли их будут направлены к Европе, и сердца их будут биться для нее, как раньше бились для меньших отечеств, которые также не будут забыты».

В годы Второй мировой войны идею Соединенных Штатов Европы выдвигал и итальянский деятель JI. Эйнауди, находившийся в изгнании в Швейцарии, и написавший там серию статей под общим названием «Соединенные Штаты Европы», в которых предлагал взять за образец будущей организации Европы федеративную структуру Швейцарии. В 1943 г. итальянец Э. Коломбо и группа французов основали «европейское движение федералистов». В августе 1943 г. в Милане состоялся специальный конвент, на котором Спинелли, Росси и другие выдвинули проект европейской федерации, предусматривавший установление европейского гражданства и другие меры.

Спинелли и Росси с момента освобождения Южной Италии установили контакт с партизанами Северной Италии, среди которых они популяризировали свои идеи, как делали это в движении Сопротивления и вне Европы. В результате «итальянское влияние» явственно обнаруживается в «Манифесте европейского Сопротивления», составленного на конференции федералистов в Женеве в июле 1944 г. В манифесте говорилось о необходимости покончить с анархией в Европе, происходящей от существования на континенте тридцати суверенных государств, и создать Федеральный союз европейских народов. Характерно, что в числе представителей девяти государств, участвовавших в конференции, был и представитель Германии К. Герделер.

«Мир в Европе - это ключ ко всеобщему миру», - провозглашалось в манифесте. Европа была эпицентром двух мировых войн, прежде всего потому, что на этом континенте существовало тридцать суверенных государств. Предлагалось покончить с этой анархией путем создания Федерального союза европейских народов. Этот Союз дал бы возможность германскому народу участвовать в европейской жизни без того, чтобы угрожать другим народам. Он бы разрешил проблемы границ в районах со смешанным населением, которые перестали бы быть объектом безумных национальных вожделений и превратились бы в проблемы простого территориального разграничения сугубо административной компетенции. Федеральный союз позволил бы сохранить демократические институты таким образом, чтобы страны, не достигшие еще определенной степени политической зрелости, не смогли поставить их под угрозу. Федеральный союз позволил бы осуществить экономическую реконструкцию континента, упразднив национальные монополии автаркии. Если бы страны были бы объединены в Федеральный союз, то была бы решена проблема выхода к морю для стран, расположенных в глубине континента, регионального использования рек, которые пересекают сразу несколько стран, контроля над проливами и многих других проблем, которые осложняют международные отношения в Европе в последние годы.

В столкновении интересов государств и Европы в целом автор отдавал предпочтение общеевропейским интересам. Он обвинял отдельные страны и народы в национализме и эгоизме, идеализировал наднациональные европейские органы.

Вопрос единства европейских народов интересовал и других представителей общественности. Так английский политический публицист Н. Брейлсдорф в работе «Как нам решить германский вопрос» выдвинул обоснованную аргументацию в пользу общеевропейской региональной организации как адекватного метода решения проблем послевоенного баланса сил и будущего Германии.

Автор предусматривает создание специального экономического органа для Европы. Необходимо также создание специализированных организаций, которые будут заниматься проблемами производства, валюты, инвестиций, обеспечения сырьем и продовольствием, электроэнергетикой, железными дорогами, гражданской авиацией, водным транспортом и репарациями. Следует также создать Верховный Экономический Совет для Европы, задачей которого будет координация работ отдельных европейских организаций.

Сформировать Европейский Совет предполагалось на функциональном принципе, с представительством от стран пропорционально численности их населения. В такой Совет должна войти и делегация Германии Войдя в Совет, немецкие представители получат равные права со всеми остальными его членами. Впрочем, говорит Брейлсдорф, самая продуманная процедура, самые продуманные проекты еще не создадут подлинного Европейского Сообщества. Таковое станет реальностью только в том случае, если вслед за лидерами сами массы осознают необходимость солидарности, простирающейся через рубежи и границы. Свою роль должны здесь сыграть органы образования, пресса и радио.

Английский писатель JI. Вулф рассматривал вопрос единства Европы в мировом контексте, утверждая, что разумно создать мировую систему законов и санкций на основе принципа федерации и региональных групп.

Для того чтобы цивилизация не была уничтожена тотальной войной, считал Вулф, необходимо создать международную систему, основанную на законе и сотрудничестве при наличии международных вооруженных сил, способных осуществлять акции в соответствии с принципами международного права.

Возможно будет создать географически ограниченные федеральные союзы, «федерации мира». Федеральные власти будут выступать как сила, осуществляющая санкции к нарушителю мира на основе федерального права. Федеральные власти осуществляют при этом контроль над вооруженными силами. Эти географически ограниченные, или региональные, федерации либо конфедерации должны быть в свою очередь, объединены в одну мировую систему.

В единой мировой системе мира государства будут обязаны: не прибегать к войне; создать систему юридического урегулирования конфликтов; разоружиться, создать Международный суд, совещательные и законодательные органы.

Внутри такой всемирной системы мира (Вулф называл ее конфедерацией, или содружеством наций) могут возникнуть региональные группы или федерации государств, связанных более тесными обязательствами по коллективной безопасности. Например, страны Европы, будучи членами всемирной системы мира, могут сгруппироваться в Европейский союз, или конфедерацию. Эта организация будет заниматься вопросами, касающимися исключительно европейцев, европейских государств, с целью предотвратить войну в Европе. Для этого надо создать систему коллективной безопасности Европы. Таким образом, ее члены будут взаимосвязаны теми же обязательствами, что и в мировой системе, но к ним добавится еще обязательство относиться к войне против одного, как к войне против всех. Следовательно, Европейская конфедерация для ведения дел в Европе будет иметь собственные международные органы правления, законодательные органы и механизм судебного и мирного урегулирования. Это создаст европейское международное право и обеспечит те мирные изменения в международной структуре Европы, которые время от времени необходимо проводить. Это будет способствовать экономическому, социальному и политическому сотрудничеству во имя интересов всей Европы. Аргумент в пользу региональных организаций был столь обоснованным, что этот принцип был включен в параграф 52 Устава ООН.

Вопросы послевоенного устройства Европы рассматривались и в английском парламенте. Интерес представляют взгляды леволейбористского парламентария С. Силвермена. Он выступал против мнения, что военная победа над фашизмом сама по себе является гарантией прочного мира, отмечая, что опасность новой войны не уничтожена.

Силвермен выступил с идеей международного политического и экономического контроля в его демократическом понимании. В дебатах по итогам Ялтинской конференции первого марта 1945 г. он выступил против того, чтобы сосредоточить действие контроля исключительно на Германии, не подвергая ему другие страны.

Поддерживая план создания ООН, он считал этот акт недостаточным для поддержания прочного мира без организации экономического сотрудничества. «Никакая политическая организация не сможет работать, если она не будет подкреплена экономической кооперацией», - говорил он.

В выступлениях К. Зиллиакуса наиболее ярко выразились взгляды радикальных левых лейбористов на проблему послевоенного устройства Европы. Будущее мира Зиллиакус видел в объединенной Европе, связанной с СССР и сотрудничающей с США и доминионами.

Для федерализма периода Второй мировой войны федерализма характерно безусловное преобладание государственно-правового подхода к проблеме политического объединения Европы. Вместе с тем эта концепция, учитывая опыт движения за федеративную Европу, за истекшие десятилетия подверглась значительной корректировке. Прежде всего, при обосновании необходимости создания западноевропейской федерации на первый план выдвигается идея безопасности и сотрудничества. Федералистское устройство противопоставляется централистским и бюрократическим тенденциям нынешних национальных государств как обеспечивающее экономическое и социокультурное развитие регионов в рамках Европы, как отвечающее стремлению всех граждан участвовать в управлении обществом. Анализируя трудности на пути объединения Европы, федералисты выделяют в качестве главной причины национализм,- при этом речь идет не о естественных чувствах патриотизма, национального самосознания народов, а о национально-государственных амбициях империалистических держав. Признают они и то, что федерализм так и не обрел поддержки широких слоев населения, в которых национальные интересы и цели пользуются гораздо большей популярностью. Отсюда новые акценты в аргументации федералистов: блестящая европейская цивилизация клонится к упадку, и предотвратить его, а также обеспечить новый подъем можно только создав единую западноевропейскую федерацию; залогом этого должно стать обретение ее гражданами чувства «европейской идентичности» на основе принадлежности к европейской цивилизации.

Представители власти антифашистской коалиции также задумывались о будущем послевоенном устройстве Европы. Задача антифашистской организации заключалась не только в том, чтобы разгромить Германию и ее союзников, но и создать условия для обеспечения в послевоенный период прочного мира. Достижению этой цели во многом могла способствовать международная организация по поддержанию мира и безопасности. Объединенные нации не были вызваны к жизни союзниками, они были вызваны к жизни А. Гитлером, «этот маньяк создал семью Объединенных наций».

Мощный размах антифашистского движения населения стран, подвергшихся гитлеровской агрессии, антифашистский освободительный характер Великой отечественной войны Советского Союза против гитлеровской Германии побудили правительства союзных стран сформулировать цели войны и определить свое отношение к послевоенному устройству мира.

Цели со стороны Великобритании и США были определены в Атлантической хартии: «Мы считали - президент и я,- что, не пытаясь установить окончательные формальные мирные или военные цели, необходимо дать всем народам, особенно угнетенным и побежденным, простое и ясное заявление о той цели, которую ставят перед собой Британское Содружество и Соединенные Штаты, и тем самым проложить путь, по которому вместе с нами могли бы выступить и другие - путь, который, несомненно, будет тяжелым и может быть долгим».

Вступив в войну, США и Великобритания основной задачей считали устранение своего конкурента на мировом рынке и установление собственного мирового господства. Эти цели были скрыты за торжественными целями англо-американской декларации - Атлантической хартии, подписанной 14 августа 1941 г. главами правительств Англии и США.

Как видно из содержания Атлантической хартии, она декларирует в пунктах 1-6 суверенитет, территориальную неприкосновенность, безопасность и экономическое сотрудничество государств, а в пунктах 5 и 6 говорит о стремлении добиться для всех людей: а) высокого уровня жизни; б) экономического развития; в) социального обеспечения; г) возможности жить, не зная ни страха, ни нужды. Последние пункты Хартии предусматривают свободу плавания по морям и океанам и создание системы всеобщей безопасности и разоружения агрессивных государств.

В пункте 8 декларации говорилось: «Все государства мира должны по соображениям реального и духовного порядка отказаться от применения силы, поскольку никакой будущий мир не может быть сохранен, если государства, которые угрожают или могут угрожать агрессией за пределами своих границ, будут продолжать пользоваться сухопутными, морскими и воздушными вооружениями. Черчилль и Рузвельт считают, - говорилось далее в этом документе, - что впредь до установления более широкой и надежной системы всеобщей безопасности, такие страны должны быть разоружены. Англия и США будут также помогать и поощрять все другие осуществимые мероприятия, которые облегчат миролюбивым народам избавление от бремени вооружения». В декларации не определялось, в чем должна была заключаться эта система всеобщей безопасности. Тем не менее, приведенные формулировки Атлантической хартии дали повод военным исследователям сделать вывод, будто в этой хартии зафиксировано решение военных союзников создать не что иное, как организацию мира и безопасности, что якобы положило начало образованию ООН.

Нет сомнений в том, что Атлантическая хартия в силу отмеченных выше причин содержала положения, отвечавшие справедливым целям войны против гитлеровской Германии, и поэтому сыграла положительную роль в создании коалиции. Но в данном документе не только ни слова не было сказано о создании после войны какой-либо международной организации мира и безопасности, но не говорилось даже сколько-нибудь определенно о послевоенном устройстве мира. Атлантическая хартия 1941 г. даже не касалась основополагающих принципов послевоенного устройства мира, ввиду чего она не может рассматриваться как акт или документ, заложивший основы Организации Объединенных Наций.

При анализе текста Атлантической хартии напрашивается вывод, что Англия и США приняли этот документ, чтобы в будущем проводить вместе урегулирование в послевоенном мире. Причем, У. Черчилль нисколько не скрывает этого, записав в своих мемуарах: «Реализм последнего параграфа содержал ясный и недвусмысленный намек на то, что после войны Соединенные Штаты будут разделять с нами управление миром до установления лучшего порядка». Знаменательно было уже то, что союзник Советского Союза Англия проводит конференцию, посвященную послевоенному мирному урегулированию с не участвующими в войне Соединенными Штатами, и не приглашает на нее своего союзника.

В этой связи любопытно высказывание одного из наиболее видных специалистов в области права международных организаций - французского профессора К. А. Кольяра: «Еще в ходе второй мировой войны державы, воевавшие против фашистских государств, выдвинули идею создания новой международной организации, хотя в Атлантической хартии от 14 августа 1941 г. нельзя найти прямого упоминания о такой организации, но она провозгласила некоторые принципы, предполагающие ее создание». Что же касается выражения самой идеи создания такой организации, то в этом отношении оценка англо-американской декларации, данная Кольяром, совершенно ясна: упоминания об организации в этой декларации нет.

Тем не менее, все острее ощущалась конкретная необходимость определения путей послевоенного устройства мира. В декларации от 24 сентября 1941 г., провозглашенной Советским Союзом на Межсоюзной конференции в Лондоне было указано: «Перед нашими странами стоит чрезвычайно важная задача определить пути и средства для организации международных отношений и послевоенного устройства мира в целях избавления наших народов и наших будущих поколений от несовместимого с человеческой культурой преступного, кровавого нацизма». Здесь еще нет конкретного предложения о форме международной организации мира и безопасности, но четко и прямо говорится о необходимости объединения усилий стран складывавшейся антигитлеровской коалиции для определения структуры международных отношений, что должно исключать возможность возникновения ситуаций, подобных той, в которой оказались возможными подготовка и развязывание Второй мировой войны.

Необходимо правильно понять и истолковать выражение «организация международных отношений», приведенное в указанной советской декларации. Под ним следует понимать не только систему взаимоотношений государств, но и устойчивое политическое межправительственное объединение для осуществления общих целей в области международных отношений, организационно-политическую и организационно-правовую форму совместной деятельности государств для достижения ими этих целей.

В этом можно убедиться, если обратиться к Декларации правительства Советского Союза и правительства Польской Республики о дружбе и взаимной помощи, подписанной два месяца спустя 4 декабря 1941 г. в Москве, - документу, в котором указанная выше идея получила свою конкретизацию и развитие. В пункте 3 советско-польской декларации указывается: «После победоносной войны и соответствующего наказания гитлеровских преступников задачей Союзных Государств будет обеспечение прочного и справедливого мира. Это может быть достигнуто только новой организацией международных отношений, основанной на объединении данных стран в прочный союз. При создании такой организации решающим моментом должно быть уважение к международному праву, поддержанной коллективной вооруженной силой всех Союзных Государств». Таким образом, здесь совершенно определенно говорится об организации международных отношений как об организации государств, которая должна быть основана на объединении определенных стран в прочный союз, и о необходимости определенных действий заинтересованных государств для образования указанного союза, для его организационного оформления. Советско-польская декларация 1941 г. послужила расшифровкой понятия «организация международных отношений», подтверждением намерений СССР создать устойчивый и эффективно действующий международный механизм для обеспечения мира и безопасности во всем мире, и, прежде всего в Европе.

В данном документе формулируется ряд важных принципов конструирования и деятельности организации мира и безопасности. В нем говорится, что эта организация должна быть основана на объединении демократических стран и доступ в нее в последующем возможен только для демократических государств. В советско-польской декларации провозглашен и другой важный принцип - уважение к международному праву. Международная организация мира и безопасности должна была строиться на принципах строгого соблюдения договорных и обычных норм, регулирующих отношения между государствами, что нашло отражение в преамбуле и в статьях Устава ООН, который был принят впоследствии.

В вышеназванном документе был выдвинут и такой важный принцип деятельности будущей международной организации безопасности, как поддержание мира коллективной вооруженной силой, то есть речь шла об универсальной организации коллективной безопасности, располагающей реальной силой воздействия на агрессивные государства. В качестве такой силы могли быть, согласно декларации, коллективные вооруженные силы. Таким образом, был поставлен вопрос об эффективности международной организации безопасности, о наделении ее полномочиями, которых была лишена Лига Наций. Декларация в общих чертах предвосхитила положения будущих ст. 43 и 45 Устава ООН о создании Совета Безопасности для поддержания и обеспечения мира и безопасности в случаях их нарушения агрессорами в том или ином районе земного шара.

Подписание 1 января 1942 г. Вашингтонской декларации (известной как Декларация Объединенных Наций) явилось важным шагом на пути оформления антигитлеровской коалиции и способствовало сплочению сил государств и народов, боровшихся против блока агрессии.

В соответствии с пунктом 1 Декларации Объединенных Наций каждое правительство обязалось употребить все свои ресурсы, военные и экономические, против тех членов Тройственного пакта и присоединившихся к нему государств, с которыми это правительство находилось в состоянии войны. Второе обязательство, возложенное Декларацией, состояло в требовании не заключать сепаратного перемирия или мира с врагами.

В мае того же года мысль о необходимости создания международной организации безопасности была подтверждена в договоре между СССР и Великобританией «О союзе в войне против гитлеровской Германии и ее сообщников в Европе и о сотрудничестве и взаимной помощи после войны», в котором подчеркивалась готовность обеих стран совместно с другими государствами предпринимать совместные действия в послевоенный период, в целях сохранения мира. Вторая часть этого договора определяла взаимоотношения обеих стран в послевоенный период. Она предусматривала сотрудничество и взаимную помощь СССР и Англии после войны. В ней было зафиксировано обязательство СССР и Англии сотрудничать с другими странами в деле создания международной организации в целях укрепления мира и предотвращения агрессии, в организации безопасности и экономического процветания в Европе.

Послевоенный мир станет реальным лишь в том случае, если для обеспечения всех этих возможностей будет создана прочная международная организация и, в ее системе, орган, специально наблюдающий за выполнением условий мира, контролирующий военное производство в отдельных странах, наблюдающий за пропагандой, которая ведется внутри государств и за рубежом.

Сложившаяся во время второй мировой войны антигитлеровская военно-политическая коалиция СССР, США, Англии и других стран была одной из форм политического сотрудничества государств с различным социально-экономическим строем. Успешная борьба против господства германского фашизма в Европе явилась проверкой прочности сложившихся отношений участников коалиции, что создавало также уверенность в возможности реализации идеи создания организации мира и безопасности. Важным шагом на пути осуществления этой задачи явилась Декларация о создании всеобщей организации безопасности, подписанная в Москве правительствами США, Великобритании, СССР и Китая 30 октября 1943 г. - «Декларация четырех государств по вопросам всеобщей безопасности». В принятом тексте Декларации правительства СССР, США, Великобритании и Китая заявили, что они, объединенные решимостью, в соответствии с Декларацией Объединенных наций, продолжать военные действия против тех держав оси, с которыми они находятся в состоянии войны, «пока эти державы не сложат оружия на основании безоговорочной капитуляции».

В пункте 4, занимающем центральное место в этом документе, державы признали необходимость учреждения в возможно короткий срок для поддержания международного мира и безопасности всеобщей международной организации, основанной на принципе суверенного равенства миролюбивых государств. Вопрос о международной организации как объединении государств в интересах обеспечения всеобщей безопасности приобретает здесь конкретный характер. В целом, Декларация заложила основы, на которых должна была быть создана международная организация безопасности.

Декларация от 30 октября 1943 г. была первым многосторонним международным актом, подписанным правительствами стран, составивших основу антигитлеровской коалиции. Этот документ непосредственно относился к вопросу о создании международной организации мира и безопасности, получившей в дипломатической практике (после подписания 26 государствами Вашингтонской декларации от 1 января 1942 г.) наименование «Объединенные нации». Московская декларация 1943 г. положила начало совместной деятельности стран антигитлеровской коалиции по созданию вышеназванной организации.

Решающие победы, одержанные Советской Армией на полях сражений против гитлеровской армии, вселили в народы стран, боровшихся против фашизма в Европе, уверенность в их общей победе над врагом. Военные успехи СССР содействовали успехам советской дипломатии в деле укрепления антигитлеровской коалиции. Это сказалось на решениях состоявшейся в ноябре - декабре 1943 г. Тегеранской конференции трех держав. Советская делегация поддерживала выдвинутую западными союзниками идею создания международной организации по сохранению мира и безопасности.

На Тегеранской конференции не было принято какого-либо специального решения о создании международной организации, однако общие идеи сотрудничества и единства действий СССР, США и Великобритании нашли свое отражение в Декларации трех держав: «Мы уверены, что существующее между нами согласие обеспечит прочный мир. Мы полностью признаем высокую ответственность, лежащую на нас и всех Объединенных Нациях, за осуществление такого мира, который получит одобрение подавляющей массы населения земного шара и который устранит бедствия и ужасы войны на многие поколения».

Первым международным форумом, на котором специально рассматривался вопрос о создании указанной организации, стала конференция, проходившая с 21 августа по 7 октября 1944 г. близ Вашингтона, в Думбартон-Оксе.

В Думбартон-Оксе было определено название организации - «Объединенные Нации» («The United Nations»). Во время войны оно было принято для обозначения союза государств, составивших антигитлеровскую коалицию, а затем коалицию против милитаристской Японии. Это название было решено сохранить после войны для обозначения международной организации мира и безопасности.

На первой стадии конференции был выработан документ - «Предварительные предложения», состоящий из 12 глав, который и составил основу будущего Устава Организации Объединенных Наций. Это был проект, часть положений которого осталась неизменной и на последующих стадиях разработки Устава, хотя многие статьи подверглись дополнениям и переработке.

На конференции была быстро достигнута договоренность о целях, принципах и основных органах международной организации безопасности. В качестве главной цели на первый план было поставлено «поддержание международного мира и безопасности и принятие с этой целью эффективных коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или другого нарушения мира и обеспечения мирными органами урегулирования или улаживания международных споров, которые могут привести к нарушению мира».

В качестве основных принципов работы организации выдвигались следующие: Организация должна была основываться на принципе суверенного равенства государств; строгом выполнении взятых на себя обязательств; воздержания от угрозы силой и обязательном выполнении решений организации государствами членами.

В качестве основных органов организации были намечены: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Международный Суд и Секретариат. Было решено, что Генеральная Ассамблея будет состоять из представителей всех государств - членов международной организации. Каждое государство должно иметь в Ассамблее один голос. Ассамблея должна собираться на регулярные ежегодные сессии и в случае необходимости на специальные сессии. Ассамблея должна избирать непостоянных членов Совета Безопасности, избирать совместно с Советом Безопасности членов Международного Суда, по рекомендации Совета Безопасности назначать генерального секретаря, утверждать бюджет организации. Делегаты установили, что для принятия решений по всем этим вопросам необходимо большинство в две трети голосов, а для принятия решений по организационным вопросам достаточно простого большинства.

По вопросу о составе Совета Безопасности участники конференции пришли к решению, что Совет Безопасности должен состоять из представителей 11 государств - членов организации, по одному от каждого. Представители СССР, США, Великобритании, Китая и Франции имеют постоянные места. Генеральная Ассамблея избирает шесть государств для заполнения непостоянных мест. Эти шесть государств избираются на двухгодичный срок, причем три из них выбывают ежегодно и не могут быть переизбраны немедленно.

Было договорено, что на Совет Безопасности возлагается главная ответственность за под держание международного мира и безопасности и что все члены организации обязуются соглашаться с решениями Совета безопасности и выполнять их в соответствии с положениями устава. Предусматривалось, что Совет Безопасности должен действовать постоянно. Договорились, что Совет Безопасности уполномочивается расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям. Он должен призывать стороны урегулировать споры путем переговоров, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства. Совет Безопасности уполномочивается определять какие дипломатические, экономические или другие меры, не связанные с использованием вооруженных сил, должны применяться для осуществления его решений. Если Совет Безопасности сочтет, что такие меры являются недостаточными, он уполномочивается предпринимать такие действия при помощи вооруженных сил. В связи с этим создается Военный Штабной Комитет, задачей которого давать рекомендации и оказывать помощь Совету Безопасности. Все члены организации обязуются предоставлять Совету Безопасности вооруженные силы, средства обслуживания и содействия, необходимые для поддержания международного мира и безопасности.

Гарантией того, что полномочия Совета Безопасности не будут использоваться в интересах какого-либо государства или группы государств, должен был стать принцип единогласия постоянных членов Совета при принятии всех решений, кроме процедурных.

Разногласия выявились при обсуждении вопроса об участии в голосовании стран, непосредственно затронутых конфликтом. Этот вопрос был решен на состоявшейся в феврале 1945 г. конференции руководителей трех держав. В окончательном варианте было договорено, что во всех решениях Совета Безопасности в отношении угрозы миру, так же как и в отношении действий для устранения подобной угрозы или для подавления агрессии или другого нарушения мира, т. е. когда речь идет о применении средств принуждения, необходимо единогласие постоянных членов Совета, если даже они и были участниками спора или конфликта.

На учредительной конференции Объединенных Наций в Сан- Франциско собрались представители государств разных континентов, имеющих разные социальные структуры, разный экономический уровень, разный подход к решению послевоенных проблем. Но в условиях еще неокончившейся войны, идеи сохранения единства Объединенных Наций и создания эффективной международной организации безопасности были исключительно популярны и звучали лейтмотивом в выступлениях представителей всех стран-участниц конференции.

25 июня 1945г. на конференции в Сан-Франциско был подписан Устав ООН. После его вступления в силу 24 октября 1945 г. ООН официально начала свое существование. Эта дата отмечается как день создания организации.

Народы Объединенных Наций, подчеркивается в Уставе ООН, преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству невыразимое горе; вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций; создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права; содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе; и в этих целях проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи; объединить свои силы для поддержания международного мира и безопасности; обеспечить принятием принципов и установлением методов, чтобы вооруженные силы применялись не иначе, как в общих интересах; использовать международный аппарат для содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов, решили объединить свои усилия для достижения этих целей.

Устав ООН, состоящий из 111 статей, воплотил в себе наиболее передовые принципы международных отношений. В нем в международно-правовой форме закреплены положения, которые позволяют ООН стать подлинным инструментом мира и безопасности населения. В Уставе сказано, что задачей организации является «избавить грядущие поколения от бедствий войны», что народы должны проявить терпимость и жить вместе в мире друг с другом, как добрые соседи».

Первой и главной целью Организации Объединенных Наций стало «поддержание международного мира и безопасности» (ст. 1). Устав ООН пошел значительно дальше Устава Лиги Наций в таких вопросах, как отказ от «угрозы силой или ее применения» (ст. 2), как санкции, включая военные (оговорив в ст. 39-50 процедуру их применения и сделав их введение обязательным для всех членов по решению Совета Безопасности).

Были утверждены основные органы ООН. В главе III Устава в качестве главных органов названы: Генеральная ассамблея, Совет безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке, Международный суд и Секретариат. Создатели Устава ООН практически воспроизвели структуру Устава Лиги Наций, хотя и внесли изменения в их компетенцию. Некоторые учреждения Лиги вошли в состав ООН почти без изменений. Сохранились Международная организация труда, Международный суд, а идея создания Экономического и социального совета родилась в Лиге еще накануне войны.

ООН была создана, прежде всего, всемирная организация коллективной безопасности, как комплексный международный инструмент взаимодействия и согласования усилий государств в разрешении многообразных проблем мировой политики.

Несмотря на то, что Устав ООН и существование Совета Безопасности, правомочного принимать обязывающие решения в отношении большинства государств мира, являются очевидным ограничением национального суверенитета, система ООН все же была и остается формой межгосударственного сотрудничества. Она не меняет основ национальных политических и экономических систем.

Итак, еще во время войны мыслящая общественность начала интересоваться проблемой послевоенного устройства мира. Представители различных стран и политических убеждений сходились в методах организации послевоенной Европы. Они считали необходимым создание единой международной организации, наделенной широкими полномочиями, которая будет заниматься вопросами обеспечения мира; важно было всеобщее разоружение и экономическое сотрудничество.

Многие представители общественности, в частности деятели движения Сопротивления, видели опасность будущему миру в существовании национальных государств, и призывали отказаться от него, так как эта форма правления порождает пагубные проявления патриотизма и национализма. Представители общественности обосновывают создание сильной и наделенной неограниченными правами наднациональной организации потребностями поддержания и сохранения мира. Различные проявления европейской мысли указанного периода стали прелюдией к дискуссиям социальных и политических сил вокруг вопроса о европейском будущем после окончания Второй мировой войны.

Активно занимались разработкой будущего мира и представители государств - членов антигитлеровской коалиции. Основы будущего динамичного мира, как они отразились в Атлантической хартии, декларациях правительств Объединенных наций, заключают в себе такие моменты как свобода от ведения военных действий, свобода от страха и нужды, то есть безопасность политическую, духовную, социальную и финансовую, а также справедливость и правосудие в области международных отношений и внутри отдельных государств, возможность для каждой нации развивать свою цивилизацию и формы государственности.

 

Автор: Панарина Е.А.