07.12.2012 2412

Роль благотворительности в решении социальных проблем в регионе КМВ в период частной инициативы на курортах в 1861 - 1884 годах

 

В пореформенный период в Предкавказье стихийное вторжение капитализма наблюдалось не только в промышленности и сельском хозяйстве, но и курортном деле. В 1861 г. по инициативе наместника Кавказского А.И.Барятинского Кавказские Минеральные Воды были переданы контрагенту Н.А.Новосельскому. Причину передачи КМВ в аренду частному предпринимателю князь Барятинский обосновал следующим образом: «Водами заведует правительственная или казенная администрация. В настоящее время создан тот экономический закон, что казна в деле непосредственного управления имуществами, заведывание коими требует разносторонней деятельности, есть бессильный хозяин потому, что самое благонамеренное казенное управление уже по характеру своему лишено того, что составляет душу всякого частного предприятия».

На должность директора Минеральных Вод в 1862 г. пригласили доктора медицины С.А.Смирнова. На посту директора он прежде всего усилил техническую разработку и изучение минеральных источников, основал в 1863г. первое в России бальнеологическое общество, в «Записках» которого, издававшихся Управлением Вод под редакцией самого Смирнова, печатались важнейшие научные труды, научно - популярная и справочная литература. Для информации о бытовом устройстве прибывавших на лечение и об организации лечебных процедур в Пятигорске с 1863 г. издавался «Листок для посетителей Кавказских Минеральных Вод». В путеводителях по КМВ Смирновым, кроме истории региона, климатических особенностей курортов, организации связи и транспорта, мест проживания и развлечений, подробно освещена медицинская часть (правила употребления вод, общие гигиенические правила, общие понятия о минеральных водах). Введение регулярных медицинских консультаций привело к отмене давно сложившегося порядка проводить всех больных, независимо от характера заболевания, по всем здешним курортам. Чтобы приблизить медицину к нуждам страждущих, Смирнов вводит на Водах бесплатные консультации для посетителей: пятая часть консультаций была платная, четыре пятых - бесплатные. Для состоятельных больных консультации оставались платными. Ежегодно, по данным Смирнова, с просьбой о консультации обращалось 150 - 200 больных в Пятигорске. На каждом курорте были организованы консультации. Прием проводился с 10 до 12 час. За отдельную консультацию платили 5 руб., за регулярные - платился взнос 40 руб. Врач посещал больных и на дому, в том числе и тех, кто не имел средств на оплату советов врача.

Участие врачей в различных благотворительных инициативах на КМВ было весьма активным и оставило яркий след, доказав таким образом правильность утверждения, что круг деятельности врача далеко выходит за пределы его прямого назначения и врач является не только видным общественным деятелем, но и непременным участником в делах благотворения.

Доктор Смирнов был большим любителем музыки, помогал многим музыкантам, приезжавшим на Воды, в организации концертов для лечащихся. В 1863 г. он помог композитору М.А. Балакиреву, поселившемуся в его пятигорском доме, который был стеснен в средствах, организовать несколько платных концертов. В 1868 г. композитор в третий раз приехал на КМВ и прожил здесь около 3 месяцев. В указанном году Балакирев дал благотворительный концерт в пользу Бесплатной женской музыкальной школы. Из сбора за игру в Железноводске Балакирев пожертвовал 50 руб., почти треть сбора за концерт.

В местной хронике «Листка для посетителей Кавказских Минеральных Вод», выходившем в Пятигорске, часто сообщалось о разного рода благотворительных спектаклях: 3 июня 1868 г. «в здешнем театре большое пантомимное представление в пользу бедных», 22 мая 1878г. «в театре спектакль любителей из евреев а пользу общества Красного Креста Приятно видеть, как здесь без различия национальностей, стремятся принести пожертвования на святое дело, составляющее ныне задачу всей России «, - комментировала газета.

В 1875 г. для лечения на Кавказские Минеральные Воды приехала русская актриса М.Г.Савина. Когда она узнала, что группа актеров в Пятигорске выступает с благотворительными целями, она приняла участие в постановке драмы В.Дьяченко «Светские ширмы» и комедии А.Островского «Доходное место». Публика, узнав, что Савина играет с благотворительной целью, преподнесла ей в дар обстановку комнаты в кавказском стиле. Несомненно, что культурное общение с лучшими представителями российской интеллигенции оставляло глубокий след в сознании местной интеллигенции и населения КМВ и определяло уровень просветительской и общественной деятельности в регионе в пореформенный период.

Буржуазные реформы коснулись и народного образования. Развитие промышленности тормозилось безграмотностью населения. Ко времени отмены крепостного права удельный вес грамотных в России составлял всего 7% населения страны. Правительство вынуждено было в 1864 г. издать «Положение о начальных народных училищах». Открывать и содержать школы получили право как общественные учреждения, так и частные лица.

Прогрессивный характер «Положения» сразу положительно повлиял на развитие народного образования в Пятигорске. Так, 3 октября 1865 г. жена директора Кавказских Минеральных Вод А.О. Смирнова направила пятигорскому городничему С.М. Гриневичу письмо об объявлении среди городского общества благотворительного сбора для учреждения в Пятигорске бесплатной школы для девочек, поскольку в городе не было ни одного учреждения женского образования. Смирнова, заручившись официальным разрешением главного инспектора учебных заведений на Кавказе и в Закавказье на открытие' школы, приступила к сбору пожертвований, которые поступали от посетителей Вод и церкви, и надеялась, что пожертвования будут поступать и от горожан. Городничий Гриневич, в свою очередь, сообщал губернатору К.С.Пащенко об открытии в Пятигорске бесплатной женской школы, представил учебную программу школы, которая была составлена в соответствии с программой начальных училищ, утвержденной Министерством народного просвещения. Основанными предметами были «чтение по-русски и по-славянски, чистописание, первоначальные правила арифметики с употреблением счетов, женское рукоделие в применении к быту учениц». «Положение о начальных народных училищах» вводило новые университетские и гимназические уставы. Среднее образование официально становилось бессословным, т.е. учиться могли дети «всех сословий, без различия звания и вероисповедания». Но обучение в гимназиях оставалось платным, доступным только для детей обеспеченных родителей.

В связи с выходом нового «Положения» главный инспектор учебных заведений на Кавказе и в Закавказье Я.М. Неверов в докладе начальнику главного управления наместника Кавказского высказал в 1865 г. мысль о необходимости преобразования Пятигорского «уездного училища в прогимназию  с двумя древними языками». В 1866 г. министр юстиции Д.Н. Замятин сообщал Правительствующему Сенату, что Кавказский наместник, великий князь Михаил Николаевич на основании одобренной императором его идеи «о необходимости распространения изданного в 1864 г. нового устава гимназий и прогимназий на учебные заведения Ставропольской губернии признал полезным преобразовать Пятигорское уездное училище в классическую прогимназию с латинским и греческими языками» и утвердил проект преобразования и штат прогимназии.

Прогимназия помещалась в доме генерал - майора Суходольского, который был арендован на 12 лет с выплатой по 600 руб. ежегодно. Этого помещения не хватало, поэтому был арендован еще и флигель на 8 лет с оплатой по 190 руб. в год, а с 1874 г. был арендован еще и весь двор сроком на 3 года с оплатой 1400 руб. в год. Из Государственного казначейства на наем дома было отпущено 1200 руб., городское управление из городского бюджета доплачивало недостающие 200 руб. в год и постановило: за все время аренды с Суходольским «не взимать в городской доход следуемых с дома Суходольского квартирных денег» с условием, чтобы в одном из флигелей помещалось городское училище.

Первое время обучение было бесплатным, с 1868 г. была установлена плата за обучение: в подготовительном классе - 3 руб. в год, в остальных классах - 10 руб. Сразу же в первое полугодие 1868 - 1869 учебного года от уплаты были освобождены в соответствии с §28 положения об учебной части на Кавказе (утвержденного в 1867 г. Кавказским наместником) 12 чел., по разрешению попечителя учебного округа - 10 чел. из 128 учащихся, причем из поступившей за обучение суммы по ходатайству педагогического совета 75 руб. было выделено «на пособие бедным ученикам». Тем не менее, классово - сословный характер учебного заведения проявился в установлении Кавказским наместником «3 вакансий пансионеров в Ставропольской гимназии» для детей дворян и чиновников, окончивших Пятигорскую прогимназию с отметками 4 и 3».

Благотворительная деятельность в истории образовательных учреждений в Пятигорске во второй половине XIX в. ясно показывает, что для решения проблем народного образования требовалось заменить элитарную систему образования общедоступной, демократической, обеспечивающей равные возможности всем сословиям для получения образования.

При инспекторе А.И. Стоянове, назначенном на должность в 1873 г., при Пятигорской прогимназии была организована мастерская, «где желающие обучались в свободное время выпиливанию и переплетному мастерству». Прогимназический хор участвовал в любительском спектакле, сбор от которого поступил «в пользу недостаточных» учеников. Именно обучение бедных учеников особенно заботило Стоянова, т.к. «по бедности иногда талантливые дети несмотря на страстную охоту к ученью принуждены до окончания курса выходить из прогимназии и помогать в работе родителям, или идти на выучку к мастеру, поступить в лавку». Стоянов сожалел, что городское управление практически не оказывает никакой помощи беднейшим ученикам, а городское общество в 1878 г. приняло участие в благотворительном сборе пожертвований по подписке: в пользу бедных учеников было собрано 400 руб., к этой сумме присовокупили сбор от благотворительного спектакля в сумме 203 руб. 50 коп. так было положено начало ученическому фонду. Впоследствии фонд пополнялся из разных источников: «постоянными ежемесячными взносами из жалованья служащих», суммами, полученными от «экзаменующихся в прогимназии на чин и учительские звания», сборами от благотворительных спектаклей и концертов, платой от немецкой общины за пользование по воскресным дням классной комнатой и фисгармонией для богослужений, «штрафными деньгами» от мирового судьи и окружного казначея.

В 1878 г. инспектор Стоянов был переведен из Пятигорска в Кутаисскую гимназию на должность директора. В своем последнем отчете он с сожалением отмечал, что за период с 1867 по 1876 гг. в прогимназии обучалось 1395 чел., до последнего IV класса доучились только 63 ученика, 36 учеников получили аттестат об окончании прогимназии, 22 поступили в гимназии. Это было связано не только с высокой платой за обучение, но и с тем, что «родители многих учеников, как люди простые, не понимают значения классического образования и, как только их сын выучивается мало-мальски читать, писать, берут его и определяют к ремеслу». Так, с момента учреждения прогимназии до 1879 г. из 1600 учеников было 600 детей чиновников и дворян, 650 - купцов и мещан, 100 - духовных лиц, 100 - сельских сословий, 50 - казаков и 100 - солдатских детей. «Домашняя и общественная среда не помогала успешному развитию детей и часто препятствовала ему. Большинство учащихся - мещанские и солдатские дети, видящие дома нищету, дурные примеры старших, пьянство. С бедностью, тупостью, дурными нравами и привычками школа вела тяжелую борьбу».

Несомненно, прогимназия нуждалась не только в помощи городского самоуправления, но и особом внимании городского общества. В связи с быстрым ростом населения Пятигорска (с 1871 по 1879 гг. оно возросло с 8 500 чел. до более чем 12 000 чел.) требовалось увеличить число классов в прогимназии с IV до VI, оборудовать мастерские станками. Однако у городского самоуправления не было средств, смогли открыть только один класс для девочек, и в 1880 г. туда поступила 21 ученица. Только в 1891 г. 4-классная Пятигорская прогимназия была преобразована в 6-классную.

Осенью 1871 г. в Пятигорске по ходатайству главного инспектора учебных заведений на Кавказе и в Закавказье Я.М. Неверова было открыто начальное одноклассное училище. Ежегодно, по расчетам Неверова требовалось 1200 руб. серебром: на «жалованье смотрителю и учителю - 400 р., ему квартирных денег 120 р., жалованья законоучителю 100 р., на учебные пособия 80 р., на наем и содержание дома с прислугой 350 р. и на ремесленные занятия 150 р.». На предложение Ставропольского губернатора Г.К. Властова о взятии содержания училища на свой счет, Пятигорский городской голова В.С.Зипалов в своем рапорте губернатору отметил, что местное купеческое и мещанское общество постановило все расходы по содержанию училища «отнести на общественные доходы», т.е. из городского бюджета.

Проблемы воспитания и образования детей часто решались с помощью благотворителей. Иногда это принимало уродливый характер, трудно было определить, чего в этом явлении больше: благотворительности или безответственности. Так, в 1862 г. появилось «дело о неуплате чиновником Ребровым за воспитание девицы Макеевой в «Ставропольском Женском Благотворительном обществе». Архивные документы повествуют о многолетней (в течение 7 лет) тяжбе Женского Благотворительного общества с наследниками и должниками Реброва по поводу оплаты за содержание и обучение дочери умершего чиновника Антонины Макеевой. Известный на Кавказских Минеральных Водах чиновник предприниматель А.Ф. Ребров ранее «изъявил желание пожертвовать Обществу 3 250 р. с тем, чтобы проценты из них были употреблены на содержание одной из воспитанниц заведения Св. Александры и на премию за успехи в шелководстве, о преподавании которого девицам ходатайствовал Ребров. Сумму эту г. Ребров поручал Обществу получить с Почетного Гражданина Игнатия Волобуева, сын которого должен был Реброву 6 000 р. серебром «. Реброву необходимо было уплатить за содержание и воспитание девочки 320 руб. серебром, однако в результате долгой тяжбы с наследников Реброва удалось взыскать лишь немногим более 89 руб., т.к. сын купца Волобуева, в свое время также известного своей благотворительной деятельностью в Ставрополе, Александр, был признан судом несостоятельным.

Так прекрасная идея и благие намерения филантропа Реброва по оказанию благотворительному обществу денежной помощи в содержании, воспитании, образовании и профессиональном обучении девочек из бедных семей превратились в банальное судебное дело, без конца пересылавшееся из одной губернии в другую. Благодеяние, совершающееся из благого порыва, ради идеи, не подкрепленной законодательно и материально, чревато случайностями, особенно если судьба благодеяния оказывается в руках людей, далеких от милосердия. С другой стороны, Ребров, вероятно, знал о невозможности получения долга. Вряд ли уместно и достойно было перекладывать процедуру взыскивания долга на благотворительное заведение, заранее зная, что получить его не удастся.

Нелепым можно считать еще одно «благотворительное дело» этого периода, длившееся с 1869 по 1870 гг.: «Дело Ставропольского Губернского Правления по рапорту Пятигорского городского полицейского управления о находящихся на воспитании у вдовы майора Овсянниковой малолетнего мальчика из татар Умара и девочки Узбек, отобранных в 1864 году у горцев шалинских жителей Ильяса Горабиева и Сулеймана Назырова». История этих детей печальна: упомянутые в архивном документе горцы, жители аула Шали, привезли детей, «приобретенных ими будто бы покупкою от князя Давлет - Гирея», в базарный день в Пятигорск. Вероятно, для выгодной продажи. В рапорте Пятигорского полицейского управления разъяснено, что «покупателями» дети фактически были «отчуждены от семейства», а потому полицейское управление просило Ставропольского губернатора «мальчика Умара и девочку Узбек на время отдать кому-либо из благотворителей христианского вероисповедания». Спустя некоторое время в полицейское управление поступила жалоба от детей, которые в 5-летнем возрасте были переданы вдове майора Овсянниковой на ее «попечение, призрение и воспитание». В письме полицейского управления губернатору отмечено, что «Овсянникова совершенно бедного сословия, одевать детей не может, по бедности не принимает никаких средств ко воспитанию их и нет малейшей надежды, чтобы Овсянникова в будущем могла обеспечить их, так как не получает даже пенсии и едва сама себя содержит, но соглашается передать этих детей другому лицу, с уплатой 600 рублей». Полицейское управление в Пятигорске вновь ходатайствовало перед Ставропольским губернатором о передаче детей изъявившему желание взять их на содержание и воспитание Султану-Гирею (вероятно, землевладельцу), «если в Пятигорске не найдется лиц христианского вероисповедания, которые бы пожелали (курсив - наш. М.И.) взять их на воспитание». Таким образом, полиция была обеспокоена не участью детей, а чисто политическими целями, о чем свидетельствует лексика документа («христианского вероисповедания»). Забота о судьбе детей, вырванных из привычного окружения, лишенных традиционных корней, подменялась формальным поиском опекуна или усыновителя без выяснения его материальных возможностей. В данном случае главное внимание уделялось заботе об укреплении русского владычества на Кавказе, чему в немалой степени способствовала христианизация горских народов.

Оба описанных нами случая «благотворительности» не были ранее исследованы и проанализированы предшественниками автора.

С декабря 1870 г. Кавказские Минеральные Воды были переданы новому контрагенту - предпринимателю А.М. Байкову  сроком на 8 лет. В связи со строительством Ростово - Владикавказской железной дороги Байков стремился ускорить благоустройство Минеральных Вод и развернул энергичную деятельность в этом направлении. Собрав материалы, характеризующие состояние минеральных вод Кавказа, Байков решил ознакомиться с постановкой курортного дела за границей. В начале 1872 г. он совершил поездку в Европу, а в 1873 г. издал в Петербурге «Сборник материалов для изучения Кавказских минеральных вод». Цель этого издания - «содействовать тому высокому, патриотическому стремлению поставить наши прекрасные воды в уровень с водами заграничными». Несмотря на инициативы второго контрагента, развитие курортов по - прежнему шло медленно.

Экологическая обстановка в регионе осложнялась распространением малярии, причиной которой были анафилогенные болота. На заседании комиссии по устройству КМВ 15 августа 1874 г. геолог академик Г. Абих отмечал по поводу благоустройства Ессентуков, что болота, окружающие курорт, «дурно влияют на источники и посетителей в гигиеническом отношении». Проект осушения болот был составлен еще в 1871г., приглашенный доктором Смирновым на КМВ французский горный инженер Жюль Франсуа частично осуществил его. Байков отмечал, что, хотя часть парка и Ессентукской долины уже засыпаны землей, однако рыть дренажные канавы опасно из-за возможного ущерба источникам. Вопреки мнению комиссии во главе с Франсуа в 1874 г. молодой русский инженер А.И. Незлобинский осушил болото на восточном склоне горы Железной, где вытекали весьма ценные минеральные источники. Незлобинскому пришлось приложить героические усилия и затратить собственные материальные средства, чтобы болота не стало.

В административном отношении территория КМВ с 1860 до 1874 гг. принадлежала частью Ставропольской губернии (Пятигорск и Железноводск), а частью Терской области (Кисловодск и Ессентуки). Видимо, это не способствовало равномерному развитию курортов. 21 мая 1874 г. Государственный совет постановил (а император утвердил 5 июня того же года) Пятигорск с Железноводском «отчислить от Ставропольской губернии в состав Георгиевского уезда Терской области, и затем, сделав город Пятигорск административным центром сего округа, переименовать оный в Пятигорский».

После открытия железной дороги до станции Минеральные Воды поток посетителей на КМВ вначале резко вырос: в 1874 г. - 1408 чел., в 1875 г. - 2245 чел., а в 1876 г. также резко уменьшилось количество посетителей - 1997 чел., что объясняется «разочарованием на курорте, вызванном недостатком помещения, заставившим многих вернуться обратно домой». Минеральные источники и лечебницы пришли в такое запустение, что впору было закрывать курорты. В очерках по истории Пятигорска и других курортов КМВ 70-х - 80-х гг. XIX в. высказано немало критических замечаний по поводу управления Байковым Кавказскими Минеральными Водами. Однако многие современные краеведы: А. Коваленко, М. Дамианиди, С.Боглачев и Э.Жатькова  и другие - считают деятельность второго контрагента на КМВ очень плодотворной и полезной, в том числе и в оказании благотворительной помощи. Приведем некоторые примеры.

Предприниматели возводили в Пятигорске и Кисловодске гостиницы и рестораны, строили для себя на курортах роскошные дачи и особняки. Одновременно «в Пятигорске образовался класс неимущих, нуждавшихся в посторонней помощи, а параллельно с этим развились усиленные заболевания и прочие атрибуты бедности». Рабочие, прибывавшие на заработки на Воды, могли существовать только во время курортного сезона, в остальное время пополняли ряды «бездомного пролетариата»; кроме того, рабочие в основном селились на окраинах города, в наименее здоровых и благоустроенных местах, что способствовало росту заболеваемости среди них. Благодаря улучшившимся путям сообщения и удешевленному проезду на курорты «стало прибывать много таких больных, которые рассчитывали на помощь и материальную поддержку на месте. Из ближних окрестностей, селений, станиц и т.п. много больных прибывало пешком с самыми разнообразными болезнями и с твердой верой во всеисцеляющее действие минеральных вод. Поэтому в 1872 г. на личные средства контрагента Байкова и главного врача Вод доктора Милютина была устроена в одном из павильонов Елизаветинской галереи бесплатная лечебница на 10 кроватей исключительно для бедных больных. Открытие первой в городе лечебницы было приурочено к 11 июля, дню памяти Равноапостольной княгини Ольги. День этот был и день именин члена императорской семьи великой княгини Ольги. Так лечебница была названа во имя Св. Ольги и приобрела покровительницу в лице великой княгини, которая в знак благодарности прислала приюту икону Св. Ольги с лампадкой. Приют Св. Ольги работал в летнее время с 1 мая по 1 октября. Больным здесь предоставлялось бесплатное проживание и питание, ванны, лечебные процедуры и лекарства. В течение сезона приют мог принять до 20 чел. при времени пребывания в нем каждого 36 дней. Среди лечившихся в приюте были люди разных сословий: мещане, отставные офицеры, чиновники, учителя. Для врачей это была своеобразная клиника, где они проводили тщательное наблюдение за влиянием минеральной воды на организм больного. В 1874 г. здесь пролечилось 14 больных.

Кроме того, контрагент Байков сыграл важную роль в увековечении памяти М.Ю.Лермонтова, т.к. впервые именно он поднял вопрос об установке памятника Лермонтову в Пятигорске на месте его дуэли, ему же принадлежит идея открытия памятника Лермонтову в центре Пятигорска, он же стал членом комитета по установке памятника  и оставался им, даже уже не будучи контрагентом. История создания первого в России памятника М.Ю.Лермонтову началась в 1871 г., в июле, когда императором была «разрешена повсеместная подписка для сбора добровольных приношений на сооружение в г. Пятигорске памятника поэту М.Ю. Лермонтову», т.к. памятники поэтам государство не финансировало. Первый взнос в сумме 2 руб. был сделан двумя крестьянами Таврической губернии, после чего в течение 3 лет «в кассу пожертвований не поступило больше ни одной копейки».

Ф.М.Достоевский возмущался цинизмом некоего чиновника Мищенко, в поругание поэзии демонстративно внесшего одну копейку, которую дополнил до рубля крестьянин Иван Андреичев.

Другие места в Пятигорске, связанные с именем великого поэта, обустраивались за счет пожертвований. Так, например, упомянутый Лермонтовым в романе «Герой нашего времени» грот в скале под беседкой «Эолова арфа» как место встречи Печорина и Веры в 1874 г. обложили тесаным камнем и закрыли ажурной решеткой на средства астраханского купца Алексеева. В таком виде грот, названный именем Лермонтова существует и сейчас.

В 1874 г. общественность КМВ вместе со столичными гостями, приехавшими сюда лечиться, устроила публичные литературные чтения; собранные 163 руб. послужили первоначальным вкладом на сооружение памятника. Через год открылась подписка в частях Кавказской армии, где служил поэт. В 1875 г. во Владикавказе был создан специальный комитет по сооружению памятника. Средства, поступавшие в адрес Комитета, были незначительными, т.к. в основном деньги шли от мелких служащих, интеллигенции, военных. Для сановной бюрократии Лермонтов по-прежнему оставался опальным поэтом. Комитет по сооружению памятника Лермонтову развернул большую работу по пропаганде сбора средств на памятник среди населения России, выпустил для этой цели листки с воззванием к народу. Однако политическая обстановка в России отрицательно сказалась на деятельности Лермонтовского Комитета. В период 1876 - 1878 гг. в стране проходили массовые сборы денежных пожертвований для оказания помощи балканским славянам.

Военнослужащие и их нужды по-прежнему оставались в центре внимания государства, общественности, церкви. В августе 1877 г. в Пятигорск прибыла первая партия раненых с Кавказского фронта. Нижние чины были размещены в военном госпитале, офицеры - в Доме Донского войска.

В период русско - турецкой войны по ходатайству главного управления Общества попечения о раненых и больных воинах 23 ноября 1877 г. Святейшим Синодом было разрешено «обнашивать в церквах при каждом богослужении кружки для сбора пожертвований в пользу больных и раненых воинов», а также привлекать церковно - приходские попечительства «к оказанию пособия нуждающимся семействам воинов».

В январе 1879 г. начальник Терской области Свистунов вновь докладывал императору об условиях лечения раненных воинов и количестве посетителей на Кислых водах в прошедший сезон 1878 г. В отчете отмечалось, что в Железноводске и Кисловодске Главное управление общества попечения о раненых и больных воинах на свои собственные средства устроило «в видах помощи больным и раненым, расстроившим здоровье в минувшую войну санитарные стоянки». «Отличные климатические условия стоянок, при ежедневном купанье, обильная и здоровая пища, способствовали быстрому восстановлению потерянного больными и ранеными здоровья». Здесь в течение года пролечилось «до 100 человек нижних чинов».

По окончании русско - турецкой войны работа Комитета по сбору средств на памятник М.Ю. Лермонтову возобновилась. Обращение к гражданам сыграло свою положительную роль, призыв был услышан. По сообщениям курортной газеты «Листок для посетителей Кавказских Минеральных Вод», издававшейся в Пятигорске во второй половине XIX в., 16 июня 1879 г. в Пятигорске состоялся любительский спектакль в фонд памятника Лермонтову. «Посетители Вод с глубоким сочувствием отозвались на приглашение комитета» к пожертвованиям. Обо всех пожертвованиях сообщалось в местной газете «Терские ведомости» и время от времени в столичных. В течение сезона 1879 г. на курортах было собрано 2 638 руб. 54 коп., что вместе с уже собранными средствами и процентами составило 6 977 руб. 95 коп. За один только 1880 г. было собрано 8 253 руб. 53 коп. Из них 1 ООО руб. собрал среди своих знакомых князь А.И. Васильчиков, бывший секундантом на дуэли М.Ю. Лермонтова с Н.С. Мартыновым. Деньги на памятник шли со всех концов России: из Владимирской, Курской, Петербургской, Кубанской, Ставропольской и других губерний.

Контрагент Байков был одним из инициаторов первого чествования М.Ю.Лермонтова в Пятигорске в июле 1881 г., когда исполнилось 40 лет со дня гибели поэта. Все расходы по проведению праздника контрагентство КМВ взяло на себя. Был создан комитет по организации Лермонтовского праздника, куда вошли вице - губернатор Терской области Г.Х. Якобсон, директор Русской оперы П.А. Шуровский, знаменитый баритон Большого театра в Москве П.А. Хохлов и другие. В программу праздника, наряду с панихидой в Спасском соборе Пятигорска и торжественной частью с обедом в зале гостиницы «Минеральные Воды», в Елизаветинской галерее состоялся благотворительный базар а вечером - благотворительный концерт в Михайловской галерее. Праздник стал для горожан не только ярким событием в жизни города, но и серьезной благотворительной акцией: на устройство памятника поэту в тот день собрали 2 ООО руб., причем на сам праздник из них израсходовали только 35 руб. на скульптурный бюст поэта. К январю 1883 г. собранная сумма достигла 30 000 руб. В 1884 г. драматург А.Н. Островский на свои средства установил мраморную мемориальную доску на доме в Пятигорске, где в 1841 г. жил М.Ю. Лермонтов.

Исторически благотворительность в российском государстве исходила из традиционного религиозного подхода к жизни. Искупительный характер благотворительности выражался в надежде замолить греховность нажитого богатства. Поэтому первоначально благотворительность носила исключительно церковный характер. Этим, отчасти, а также повышенной религиозностью купечества, желанием обрести благодать в жизни небесной через добродетели жизни земной, следуя Христовой заповеди «Возлюби ближнего своего, как самого себя», объясняется большая приверженность русского купечества к благотворительности. Важнейшим мотивом церковных пожертвований являлось желание в зримой, наиболее понятной практическому хозяйственному человеку выразить свою благодарность Богу за дарованный успех. В 1868г. вокруг только что отстроенного в центре Пятигорска Спасского собора на средства купца 1-й гильдии B.C. Зипалова была благоустроена территория. Так состоятельные люди обеспечивали реальное бытие храма, живого духовного центра, объединяющего прихожан.

В распоряжениях. Кавказского епархиального начальства за 1878 г упомянуты благотворители - жители Пятигорска: «церковный староста купец города Пятигорска Герасим Безпалов за полезную и усердную службу и пожертвования награжден похвальным листом», «пятигорский мещанин Василий Ильин пожертвовал в соборную церковь г. Баталпашинска  разных вещей на сумму 350 руб.»

Современные исследователи рассматривают религиозность русских предпринимателей, как основной мотив их благотворительной деятельности. Некоторые считают, что в своей благотворительной деятельности они следовали евангельской формуле: «Кто одел голого, накормил голодного, посетил заключенного, тот Меня одел, Меня накормил, Меня посетил».

Начало 80-х гг. XIX в. было отмечено увеличением посещаемости курортов, причем из 4 045 чел. местных жителей было только 133 чел., из-за границы - 17 чел., остальные - приезжие из Петербурга, Москвы, Закавказья, Новороссийска, Поволжской губернии, с Дона и Азовского побережья, Прибалтийской губернии, Архангельской, Пермской, Вятской губерний, Сибири и других мест; по сословиям: военнослужащие, в т.ч. и отставные, по- прежнему, преобладали - 906 чел., также, как и дворяне - 929 чел., затем купцы -351 чел., мещане-265 чел.

Из приведенных цифр можно делать вывод, что 39,4 % были посетители из числа недостаточных граждан, что для курортов того времени составляло большую проблему, т.к. именно они требовали от государства внимания и помощи. В июле 1880 г. в Пятигорске «были открыты в парке «Цветник» новые Ермоловские ванны на 16 кабин. Они были построены независимо от контрагента КМВ на средства военного ведомства и предназначались для лиц военного звания». Однако государство не спешило помочь небогатым людям в организации проживания, питания и лечения на Водах, несмотря на то, что «гражданское население в Пятигорске было далеко не в таких благоприятных условиях, какими пользовалось до того военное сословие, и среди прибывающих на лето больных стали чаще встречаться люди недостаточные».

В 1880 г. в Пятигорске было основано Благотворительное общество. Целью Общества было «всеми зависящими от него средствамипомочь бедному и больному люду». «Врачи, члены этого общества, бесплатно подавали помощь неимущим больным; за лекарства, выписанные бедным, уплачивало общество; нуждавшихся в больничном лечении и содержании Общество на свои средства помещало в местный военный лазарет. Воспитание детей бедных родителей, материальная поддержка неимущих, заботы о прибывающих на воды больных, отправление их после лечения на родину и прочие виды помощи»  - таков был спектр деятельности Пятигорского благотворительного общества в начале его деятельности. Общество существовало на единовременные пожертвования деньгами, вещами и всякого рода имуществом; на членские пятирублевые взносы, средства от устройства публичных чтений, спектаклей, концертов, маскарадных балов, народных гуляний; собирались пожертвования на праздники Рождества Христова и Пасхи. «В 1882 г. общество открыло свою богадельню, сначала с небольшим, а затем все более расширявшимся, приютом для призрения неимущих больных, приезжающих на воды на время лечебного сезона»

12 сентября 1881 г. Пятигорский округ также по решению Государственного совета был разделен на два - Пятигорский и Нальчикский, и в состав Пятигорского округа с административным центром в Пятигорске вошли все курорты КМВ (Ессентуки, Кисловодск, Железноводск). Вероятно, благодаря административной реформе курорты получили новый импульс к развитию.

С 1883 г. на курортах стало оказывать свою помощь нуждающимся, приезжавшим на Воды «петербургское благотворительное общество под именем «Пятигорское общество помощи недостаточным больным, приезжающим на Кавказ для пользования минеральными водами» под попечительством великого князя Михаила Николаевича». Кроме Петербурга, учредители общества были и в Ростове - на - Дону, Одессе, Москве. В Кисловодске по инициативе местного доктора Н.В. Десницкого от учредителей общества было собрано 248 руб.

Цель общества заключалась «в сооружении, найме и устройстве помещений» на Кавказских Минеральных Водах «для лиц недостаточного состояния, нуждающихся в пользовании сими водами, в предоставлении этим лицам необходимых жизненных удобств: квартиры, стола,., медицинского наблюдения и ухода». «Общество имело в Пятигорске свой дом, который служил приютом для приезжих бедных больных, а также амбулаторию и лечебницу для приходящих больных. Но помимо этого Общество щедрою рукою раздавало помощь всем нуждающимся». В программе деятельности общества было обозначено направление работы, «каким именно категориям больных помогать», определены рамки «попечительской деятельности Общества по отношению к его клиенту». Средства общества складывались из взносов действительных членов общества - ежегодно 10 руб. или единовременно 100 руб., членов - благотворителей - единовременно не менее 5 руб. Кроме того, кассу общества пополняли доходы от благотворительных лотерей, базаров, концертов. Один из жертвователей в пользу Общества, игумен Израиля, выразил надежду, что оно восполнит пробел, которого за границей уже нет, «где под знаменем Белого Креста осуществляется» помощь нуждающимся в дешевом пользовании отечественными минеральными водами. Так вновь подчеркивалась необходимость «установить такой порядок (лечения и проживания - М.И.), при котором пациент находил бы более удобным ехать лечиться именно на наши воды, а не на чужеземные».

В начале своего функционирования цели и задачи общества опережали время, поскольку не соответствовали уровню развития провинциальной общественной активности на тот исторический момент. Вся работа держалась на энергичной деятельности нескольких человек. В то же время по городу быстро разнеслась весть о существовании благотворительного общества, и оно заполнилось многочисленными просьбами о помощи.

Идею лечения на российских курортах поддерживал один из авторов путеводителей по КМВ того времени И.П. Золотницкий, подтверждая преимущества курортов Кавказа в наглядном сравнении цен на минеральные ванны на знаменитых европейских курортах и курортах КМВ: в Эмсе - цены на ванны от 1 гульдена; в Мариенбаде - ванна 1 класса - 1 флорин; в Виши - ванна 1 класса с постелью - 5 франков, 2 класса с деревянной мебелью без обивки - 2 франка, 3 класса - 60 сантимов ; в Пятигорске и Железноводске - ванна 30 коп.; с отдельными раздевалками цена не меняется; в Ессентуках и Кисловодске - искусственно подогреваемые ванны с кушеткой или диваном - 50 коп.

Несмотря на явные преимущества Кавказских Минеральных Вод перед западноевропейскими курортами с точки зрения природных ресурсов, попытка ускорить социально-экономическое развитие курортов и способствовать развитию отечественной бальнеологии с помощью частной аренды КМВ закончилась неудачей. Это вызвало увеличение количества нуждающихся среди местного населения, проблемы приезжавших на лечение малоимущих властью также не решались. Общественность и частные лица, неравнодушные к судьбе курортов, благотворительной деятельностью пытались привлечь внимание государства к неотложному решению социальных проблем, которые усугубляли многочисленные проблемы курортов и создавали напряженную ситуацию в обществе.

 

Автор: Игнатьева М.И.