09.05.2014 3619

Развитие начального образования на Северном Кавказе во второй половине XIX - начале XX в

 

60-е г. XIX в. явились переломным моментом во всех сферах социальной и политической жизни России, в том числе и в области образования. Передовая общественность выступала за преобразование школы, её демократизацию и освобождение от полицейской опеки, за развитие просвещения в стране для всех сословий. Реформа в этой области способствовала созданию разветвленной и достаточно стройной системы общего образования.

В 60-е г. XIX в. встал вопрос не только о расширении народной школы, но и о всеобщем начальном образовании. В 1864 г. царское правительство утвердило «Положение о начальных народных училищах», в котором была определена главная цель - «Начальные народные училища имеют целью утверждать в народе религиозные и нравственные понятия, распространять первоначально полезные знания». В этом же документе давалась характеристика начальным народным училищам: «К начальным народным училищам относились: 1) ведомства Министерства народного просвещения (МНП): а) приходские училища в городах, посадах, селах, содержимые на счет местных обществ и частью на счет казны и пожертвований частных лиц, и б) народные училища, учреждаемые и содержимые частными лицами разного звания; 2) ведомства Министерств государственных имуществ, внутренних дел, удельного и горного: сельские училища разных наименований, содержимые на счет общественных сумм; 3) ведомства духовного: церковно-приходские училища, открываемые православным духовенством в городах, посадах, селах, с пособием и без пособия казны, местных обществ и частных лиц; 4) все вообще воскресные школы, учреждаемые как правительством, так и обществами, городскими и сельскими, и частными лицами для образования лиц ремесленного и рабочего сословий обоего пола, не имеющих возможности пользоваться ученьем ежемесячно».

В этом же документе, в пункте 7, определялось, что «В начальных народных училищах могут обучаться дети обоего пола там, где не представляется возможности иметь отдельные училища мужские и женские. Воскресные же школы учреждаются исключительно для учащихся одного пола». В пункте 6 говорилось о том, что в эти училища могли приниматься дети всех состояний, без различия вероисповедания.

Таким образом, начальное образование подчинялось нескольким ведомствам (Министерству государственных имуществ; Министерству двора; Министерству внутренних дел; Св. Синоду (больше половины всех училищ); Министерству народного просвещения (на него приходилось около 20% училищ), что затрудняет возможность статистически проследить количество учебных заведений и дать наиболее точный анализ их количественного роста на Северном Кавказе. Согласно этому «положению», обучаться в начальных школах беспрепятственно могли все дети, без различия вероисповедания, национальности и пола, что особенно важно для становления и развития женского образования.

Отмена крепостного права вызвала необходимость открытия школ для всех слоев населения: крестьян и помещиков, городских жителей. Стала очевидной несправедливость сословной политики в области образования, ограничений в области женского образования. По данным за 1896 г. в министерских и земских школах Российской империи обучалось 4,5 млн. детей, а в школах Синода - 1 млн. детей.

По сведениям С.В. Рождественского в России действовали следующие типы начальных учебных заведений: 94% составляли одноклассные училища с курсом обучения 1-3 года (приходские училища МНП, земств, церковно-приходские школы и школы грамоты), 4% - двухклассные с курсом 4-5 лет (уездные, министерские образцовые училища, церковно-приходские школы); 2% - многоклассные с курсом 6 лет (городские). В 1911 г. однодневная перепись начальных школ империи зарегистрировала 100196 школ, из которых к ведомству МНП относилось 59685 (59,6%), к ведомству Святейшего Синода - 37820 (37,7%), к прочим ведомствам - 2691 (2,7%). К общему числу школ МНГТ необходимо присоединить 992 городских училища, относившихся по типу к «низшей» (начальной) школе и действовавших по положению от 31 мая 1872 г Учебный процесс того времени не укладывался в рамки современных представлений: 1ласс состоял из 2-3 отделений, в зависимости от уровня подготовки. Зачастую, на все отделения приходился 1 учитель. Одноклассные школы по штату имели 1 преподавателя. Количество учеников - 70-80 чел. В этих условиях даже применение прогрессивных методов преподавания давало малый эффект.

Согласно результатам исследования Е.К. Сысоевой, заметные качественные сдвиги в школьной практике наметились во второй половине 90-х гг. XIX в., когда увеличились земские ассигнования, укрепилась материальная база школ, сложились квалифицированные кадры учителей, появилась новая учебно-методическая литература, расширилась программа обучения, стали обсуждаться меры по введению всеобщего начального обучения. К этому времени стало очевидным, что лучшим типом школы была трехгодичная земская, основанная на принципах светской системы образования. Обучение грамоте осуществлялось не только по церковным книгам, но и по учебникам Ушинского, Корфа и др. Методом разъяснительного чтения ученикам сообщались сведения из различных областей знания - истории, географии, естествознания. В результате деятельности пореформенной школы повысилась грамотность населения. К концу века доля грамотных занимала 21%. В городах грамотная молодежь составляла 40%.

Во второй половине XIX в., с окончанием Кавказской войны, Северный Кавказ постепенно начал втягивается в общероссийскую политическую, экономическую и культурную систему Российской империи. Выделился Кавказский учебный округ. Постепенно стала строится новая система народного образования на Северном Кавказе, правительство все больше начало ассигновать специальные средства для этого. На Северный Кавказ стали направлять служить педагогов из столицы.

Под влиянием ряда факторов экономического и политического характера правительство активизировало свою деятельность в области народного образования на Кавказе в начале 60-х г. XIX в. Сложившаяся в регионе школьная система не соответствовала требованиям времени. Архаичная структура народного образования тормозила его дальнейшее развитие, диктовавшее идеологическими задачами правительства в области национальной политики после завершения Кавказской войны. Мощным фактором, повлиявшим на усовершенствование кавказской школы, стали начавшиеся широкомасштабные преобразования в России, в первую очередь реформы школьной системы образования.

Пакет реформ для отдельных регионов должен был разрабатываться совместными усилиями центральной власти и местных органов, представлявших в распоряжение Министерства и Государственного совета необходимые материалы, рекомендации и собственные варианты проектов. Таким образом, планировалась разработка школьной реформы и на Кавказе, для которого 60-е гг. стали переломными в развитии народного образования.

В начале 60-х г. ХIХ в. баланс трех ведомств, вовлеченных в дело народного образования на Северном Кавказе - гражданского (учебной администрации), военного и духовного был существенно поколеблен. Вследствие реформы А.И. Барятинского, упразднившей Кавказский учебный округ и передававшей управление школами в руки местных губернаторов и военных начальников, руководящая роль гражданского ведомства в делах учебных заведений практически свелась к нулю. Вновь образованные дирекции попадали под юрисдикцию военных властей. В результате, как писал новый наместник управляющему Кавказским комитетом, учебная часть, «слитая в общую массу полицейских учреждений, занимая в среде их второстепенное место, утеряла свое значение». Этим объяснялся упадок некоторых из важнейших учебных заведений в крае и постоянный недостаток в учителях». Бесчисленные проблемы кавказской школы требовали безотлагательного решения. Назначенный 6 декабря 1862 г. на пост кавказского наместника и главнокомандующего Кавказской армией великий князь Михаил Николаевич ознакомился с состоянием учебного дела в крае и счел необходимым, прежде всего, усилить свою администрацию специалистами, близко знакомыми с местными условиями и способными помочь правительству. Поэтому он добился назначения 29 июня 1863 г. начальника главного управления наместничества барона А.П. Николаи, который уже был попечителем Кавказского учебного округа в 1852-1860 гг., на должность главного инспектора учебных заведений на Кавказе и за Кавказом. Наместник пригласил директора Лазаревского института Восточных языков в Москве Я.М. Неверова, авторитетного педагога и опытного администратора, служившего в крае - он являлся директором Ставропольской гимназии в 1850-1861 г. Я. М. Неверов получил назначение 3 мая 1864 г.

Новые администраторы сразу же приступили к составлению проекта положения об учебной части, «который, руководствуясь общими, определенными законами для Империи началами, предоставлял бы краю возможность удовлетворять его частным местным потребностям». Вместе с положением вырабатывался и план устройства администрации, «долженствовавшей войти в общее положение о главном управлении наместника Кавказского». Ответственность за выполнение этих задач легла прежде всего на плечи главного инспектора.

Неверов, прежде чем начать работу, объездил все районы, где имелись школы. После подробного осмотра учебных заведений Кавказа, главный инспектор приехал в Тифлис 26 сентября 1864 г. «Первым делом его было составление канцелярии и прием дел от разных ведомств и лиц, заведовавших до того учебной частью». Под начало главного управления наместника постепенно переходили все учебные заведения, до реформы подведомственные округу. Собрав материалы о школах действовавших на Кавказе Неверов издал ряд правил по упорядочению работы этих школ. 16 мая 1863 г. наместник утвердил «Правила о приходских школах ведомства Общества восстановления православного христианства на Кавказе», согласно которым во всех горских приходах (христианских) учреждались одноклассные и двухклассные школы. Предполагалось каждые два-три года переносить школы из аула в аул, чтобы «наибольшее число горских детей могло получить достаточно полное первоначальное образование».

Управляющий делами комитета Общества граф Левашов писал 17 июня 1863 г. начальнику Терской области: « Доселе почти все внимание было сосредоточено на так называемых ученых школах, тогда как гораздо большей заботливости требовали школы сельские как потому, что в этих школах нуждается гораздо большее число поселян, так и потому, что школы эти могли сделаться ближайшими проводниками твердых и основательных начал гражданской и духовной жизни».

Общество восстановления православного христианства на Кавказе разработало специальную систему обучения детей. В правилах Общества говорилось: «Обучение в приходских школах русской грамоте производится после изучения природной грамоты». Члены Общества занимались составлением азбук, учебников, переводом церковных книг на языки народностей Кавказа. Эта работа приносила ощутимые результаты. Чтобы привлечь к своим школам интерес жителей Общество приняло решение не взимать с детей местного населения плату за обучение. Активная деятельность этого общества по расширению сети школ привела к тому, что уже в 1864 г. в подведомственных ему приходских учебных заведениях насчитывалось 964 учащихся, а в других кавказских школах состояло 127 пансионеров Общества из горских детей. По данным православного ведомства, начиная с 1864 г. ежегодное число школ Общества составляло не менее 35-ти.

Школы Общества восстановления христианства на Кавказе составляли главную конкуренцию мусульманским начальным школам и находились в явном преимуществе в учебно-педагогическом плане.

Однако, местные жители Кавказа все больше ориентировались на традиционные школы. Правительству приходилось привлекать жителей Кавказа, организуя так называемые русско-мусульманские школы. По словам исследователя народного образования в России Н.В. Чехова, мусульманские школы являлись «соперницами тех русско-мусульманских школ, которые уже давно правительство стало заводить». Численность государственных учебных заведений для мусульман неуклонно росло. Представители кочующих народов традиционно обучались в мусульманских школах. Почти при каждой мечети была школа, в которой обучались мальчики и девочки. Мусульманские школы были двух видов - мектебе и медресе. Мектебе - это школы грамоты, организуемые либо в доме учителя, либо в кибитках - во время кочевья (у ногайцев, туркмен и др.), медресе - это школы при мечети. В туркменском приставстве, по данным на 1903 г. было 37 таких школ, где обучалось 600 чел, из которых 451 мальчик и 149 девочек, на 18 тыс. чел. Правительственных школ в мусульманских районах было не много, например, в указанном районе было всего 3 школы МНП. Женских начальных учебных заведений для мусульманок на Северном Кавказе не выявлено.

В Осетии открытие первой женской начальной осетинской школы связано с именем осетинского просветителя, общественного деятеля, священника Лксо Колиева. Он был одним из первых осетин, блестяще окончивших Тифлисскую духовную семинарию. Вернувшись домой начал активную деятельность по просвещению осетинского народа. Аксо Колиев был одним из первых кто понял и оценил необходимость женского образования, подчеркнул то влияние, которое оказывает женщина в семье и обществе. В 1862 г. им была открыта первая осетинская школа для девочек-осетинок. В июне 1862 г. экзарх Грузии сообщал комитету Общества восстановления православного христианства на Кавказе: «Управляющий осетинскими приходами архимандрит Иосиф от 21 истекшего мая за № 138 доносит мне, что 10 числа того месяца священник Владикавказского осетинского прихода Алексей Колиев при молебствии господу Богу с водоосвящением, открыл в собственном доме школу для девиц-осетинок, в которую на первый раз поступило 18 учениц». Несколько лет о. Алексей (Аксо Колиев) самостоятельно преподавал ученицам все предметы, сам приобретал для школы учебные пособия, вербовал учениц до тех пор, пока не заинтересовалось и не признало школу Общество восстановления православного христианства на Кавказе. Оно сделало эту школу трехклассным училищем, начало отпускать ежегодно на её содержание 8 тыс. рублей, смотря на неё как на «рассадник» в Осетии русской культуры. В 1866 г., после смерти Колиева женская школа была передана в ведение Общества восстановления православного христианства на Кавказе. Она была преобразована в школу с пансионом и названа в честь великой княгини Ольги Федоровны - Ольгинской. Впоследствии, эта школа из начальной выросла в среднюю, а в 1916 г. - преобразована в женскую учительскую семинарию.

Примечательно, что духовные власти раньше светских осознали необходимость женского образования на Северном Кавказе. Церковно-приходские школы, в основном, были смешанного типа, но при каждом женском монастыре открывалась начальная школа для девочек. Большой популярностью пользовалась женская школа в Кубанской области при Марие-Магдалинской Черноморской женской пустыни. Посетив в 1861г. монастырскую школу, наказной атаман Иванов Н.А. в своем письме настоятельнице Митрофании писал: « без всякого сомнения, одно из первых мест может занимать женская Мариинская общежительная пустынь, с воспитательным при ней заведением - образуя благочестивых жен, для простого домашнего быта, удаляющего раздор, приносящего отраду, заведение это, проливающее истинный свет скромного образования на 200 питомиц поставлено высоко в смысле понимания женщины-матери, достойной этого имени».

При Свято-Троицком женском монастыре в Терской области в первые два года существования обители на средства устроительницы монастыря Екатерины Алексеевны Хомяковой была открыта школа-приют для 40 сирот женского пола. Кроме основных общеобразовательных и церковных дисциплин девочкам в этой школе преподавали ремесла, преимущественно вязание чулок на вязальных машинах, бесплатно переданных общине Министерством торговли и промышленности. «Вязанию детей обучает особая инструктор, получающая содержание из того же министерства. В 1915 г. общине из государственного бюджета для расширения имеющегося приюта для детей погибших воинов было выделено 10 тыс. рублей. С этого времени приют вырос с 40 до 150 воспитанниц. «Помимо школьного обучения, всех детей приучают к ручному труду, а теперь, по окончании курса начальной школы будут переводить в открытую художественно- ремесленную школу», - сообщалось в епархиальном журнале. Женские начальные школы при монастырях имели огромное значение, поскольку они не только давали знания по основным предметам школьного курса, но и обучали ремеслу, что в тех исторических условиях было необходимо.

Женское начальное образование развивалось почти параллельно с мужским, поскольку девочкам не воспрещалось посещать начальные школы. Однако, большая часть населения того времени, независимо от национальности и вероисповедания, считала, что девочке образование не обязательно, а в некоторых случаях даже губительно. Тем не менее, начиная с 60-х гг. XIX в., можно говорить о начале повсеместного женского начального образования на Северном Кавказе.

В 70-80 -х гг. XIX в. все увеличивается количество открываемых начальных учебных заведений. Они, как и по всей России, были женскими, мужскими и смешанными (для детей обоего пола). Несмотря на то, что активная работа по развитию образования на Северном Кавказе начинается с конца 50-х г. XIX в., в конце 70-х г. XIX в., оно было доступно еще далеко не всем. В Обзоре Ставропольской губернии за 1878 г. подчеркивалось, что образование находится в «начинательном периоде» и, что дальнейшее его развитие достижимо только в будущем. Всех учебных заведений в губернии, средних и низших было, 132. В них обучались 5481 юноша и 1801 «девица», во многих селах губернии вовсе не было школ, 1 школа приходилась на 3650 детей школьного возраста обоего пола, причем, в Ставрополе учащихся мужского пола - 1528, женского - 1004; в заштатном городе Св. Креста имелась 1 школа, в которой обучалось 60 мальчиков; в уездах 107 учебных заведений с 3893 учащихся мужского пола и 827 женского. То есть, средние учебные заведения на тот период находились только в Ставрополе, в остальных селах и городе были только начальные учебные заведения, в которых девочек обучалось мало.

По отчету о состоянии начальных училищ Терской дирекции за 1884 г, всего было указано 11 женских начальных училищ с 542 ученицами (по 3 армянским женским школам нет данных о количестве учениц). В 72 начальных училищах для детей обоего пола обучалось 848 девочек (для сравнения, мальчиков - 3509 чел). Согласно отчету начальника Терской области в 1896 г., женских учебных заведений в Терской области насчитывалось 12, 2 из них - средних и 10 низших. Мужских - низших - 235 (здесь же и смешанные), ремесленных училищ - 12, средних - 4. Учащихся в низших школах обучалось всего - мужского пола - 11895 - в 1895 и 12134 в 1896 г., растет и количество учениц - в 1895 - 2712 и 12134 в 1896-м г. В Ставропольской епархии (Ставропольской губернии и Кубанской области) в 1888/89 уч. г. было 4459 учеников, в том числе мальчиков 3640, девочек 829. В тот же год учащихся в училищах МНП и других ведомствах было: в Ставропольской губернии 8690 мальчиков и девочек, в Кубанской области 16290 мальчиков и девочек. Всего в Ставропольской губернии обучалось в этих учебных заведениях 1538 мальчиков и 348 девочек, в Кубанской области 2102 мальчика и 481 девочка. В Ставропольской губернии и Кубанской области к началу 1896-1897 уч. года было 2 двухклассные церковно-приходские школы, 235 одноклассных церковноприходских школ, 278 школ грамоты, всего 515 церковных школ. Начальных народных училищ МНП и других ведомств Ставропольской епархии - 512. В Ставропольской губернии было 255 народных училищ, из них «нормальных» 184, вечерних и воскресных 71, учащихся в этих училищах было мужского пола - 9804 и женского пола 2561, а всего 12365. Означенные училища в губернии распределились следующим образом: в г. Ставрополе нормальных (дневных) - 21; вечерних и воскресных - 3, в них учащихся 1286 мужского пола и 535 женского пола. В Ставропольском уезде училищ нормальных - 39 и вечерних и воскресных - 8, в них училось 1106 лиц мужского пола и 302 - женского. В Александровском уезде нормальных училищ - 35, воскресных и вечерних - 20. Из них 2165 мужского пола и 498 женского пола. В Медвеженском уезде 46 нормальных и воскресных, с 2165 учащимися мужского пола, и 525 женского пола. На территории кочующих народов 4 училища нормальных с 79 учащимися мужского пола и 79 женского. Общее число детей, обучавшихся в отчетном году в начальных школах епархии достигало до 55575 душ обоего пола, из которых 43853 мальчиков и 11722 девочек. Из этого числа в церковных школах обучалось 18234 души обоего пола, а именно: в одноклассных церковно-приходских школах 10889 обоего пола из них 8198 мальчиков и 2691 девочек; в школах грамоты 7345 душ обоего пола - 5637 мальчиков и 1708 девочек, в начальных народных училищах других ведомств обучалось 37341 душа обоего пола, а именно 30018 мальчиков и 7323 девочки. Из 515 церковно-приходских школы было: а) смешанных 357, исключительно для мальчиков 128, исключительно для девочек - 30. Число детей, остававшихся вне начальной школы, по сведениям, доставленным отделениями Совета, в отчетном году было 17911 душ обоего пола, из них -14950 мальчиков и 2961 девочка.

По данным Ставропольского губернатора, в 1897 г. в Ставропольской губернии была 581 школа, из них со средним образовательным курсом - 6, четырехклассная - 1, трехклассная ремесленная - 1 и шестиклассная - 1, двухклассных сельских школ было - 8, одноклассных городских - и сельских - 288, начальных - 123, частных - 10.

Всех учащихся в 1897 г. обучалось -30078, из них мужского пола - 22133 (73%), женского - 7945 (27%). Учащиеся по отдельным категориям учебных заведений распределялись следующим образом: в средних учебных заведениях - 2320 чел. (7,7%), в четырехклассных и трехклассных - 703 (2,3%), в двухклассных - 611 (2%), в одноклассных - 16883 (56%), в начальных - 4239 (14%), в воскресных школах - 5117 (17%), в частных - 205 (0,7%).

На содержание школ с низшим образовательным курсом ведомства MH1I было израсходовано 139034 р., на содержание церковно-приходских школ - 52532 р. Из указанных сведений видно, что лиц женского пола в учебных заведениях обучалось значительно меньше, чем мужского.

В начале XX в. в Ставропольской губернии, по данным к 1 января 1907 г., было 362 начальных училища ведомства МНП. Из них 12 двухклассных и 350 одноклассных. В училищах обучалось 21454 детей обоего пола, из них - 16376 мальчиков и 5078 девочек. Одна школа МНП приходилась на 3136 душ населения обоего пола. В 1906 г. открыто 16 новых школ. В 1910 г. в ведении Ставропольской дирекции народных училищ состояло 407 учебных заведений, из них - 44 городских, 363 сельских. Учащихся в начальных училищах было 18782 чел. мужского пола и 6023 женского пола. К 1 января 1915 г. начальных училищ в Ставропольской губернии было всего 636. В это же время большое распространение получают Высшие городские одноклассные и двухклассные училища для девочек. Во Владикавказе с 1880 по начало 1900-х гг. открывлось 5 высших начальных женских училища.

В 1910 г. женских приходских училищ, школ и школ грамоты Терской области было - 74, мужских - 105. Смешанных учебных заведений: городских, по положению 1872 - 7, частных - 7, школ дирекции народных училищ - 166, школ и приютов епархиального ведомства - 82. Итого смешанных учебных заведений - 262. Начальник Терской области отмечал, что из низших учебных заведений имеются прогимназии, духовные, городские, ремесленные училища и школы грамоты. Во всех перечисленных учебных заведениях, как в пределах Терской области, так и за ее пределами в отчетном году обучалось: мужского пола - 25745 (что составляет 42,1 на 1000 душ населения); женского пола 12927 (22,9 на 1000 душ населения), обоего пола 38672 души (33 на 1000 душ населения). Составитель отчета подчеркивал, что, несмотря на неуклонный рост учебных заведений в Терской области, потребности населения в получении образования увеличиваются и не удовлетворяются в полной мере.

К 1914 г. в ведении Владикавказского епархиального училищного совета было 52 училища, из них двухклассных - 11. В них училось 4055 человек, из них 1089 девочек, в дирекции народных училищ Терской области (без Владикавказа и казачьих станиц) было 35 училищ, из них 10 двухклассных. Из них только в 1913 г. открыто 23 училища. В этих 35 школах обучалось 2514 чел., из них 427 девочек. На этот же период в казачьих станицах были 2 двухклассные школы (Змейская и Николаевская) и 5 одноклассных (Николаевская, Змейская, Ардонская и 2-е в Архонской), в которых обучалось 748 человек, из них девочек - 141. Во Владикавказе находилось в ведении епархии и дирекции 28 церковно-приходских школ в которых обучалось 3768 человек. Так, всего в Терской области на 1 января 1914 г. было 130 церковно-приходских и министерских школ с количеством учащихся 10337 человек.

В Кубанской области развитие начального образования связано с деятельностью войсковых руководителей. Казаки-бедняки учились бесплатно, за счет станичных и сельских обществ. Иногородние сами оплачивали свое обучение в училищах и школах. В первые пореформенные годы в Кубанской области было мало учебных заведений. Чтобы поднять интерес населения к образованию, наказной атаман казачьего войска генерал-адъютант граф Сумароков-Эльстен издал циркуляр от 19 апреля 1868 г. за № 648 о приглашении станичных обществ, духовенства, окружных начальников, бригадных и полковых командиров принять участие в открытии школ в станицах. «Только при совместном распространении в войсковом населении элементарного образования, грамотности, под которой разумеется не только её механический смысл, но и почтительные беседы, чтения с учащимися всех возрастов, можно надеяться на возвышение казаков в нравственном и хозяйственном их положении. В сем важном деле необходима последовательность, нужно осилить неразлучные с нововведением препятствия, и настойчиво, терпеливо, шаг за шагом выводить новые поколения из-под опеки невежества», говорилось в циркуляре.

Как показывает исторический анализ, сеть школ в Кубанской области в первые пореформенные годы росла незначительно. В 1863 г. в Кубанской области насчитывалось 47 школ, учащихся в них - 1427; в 1864 г. - 115 школ, учащихся 2996; в 1865 г. - 217 с 5638 учащимися, в 1866 г. - 202 школы с 5984 учащимися; в 1867 г. - 209 школ с 6368 учащимися. Из «Ведомости школ Кубанского казачьего войска» видно, что дело народного образования выступило, наконец, из заколдованного круга невежества и упорства, в котором оно держалось, «обращено внимание на то, чтобы к новому году положительно во всех станицах войска были открыты школы». Многие школы, не успев открыться, закрывались из-за недостатка учеников. Традиционно сложилось так, что казаки не стремились к обучению, считая своим главным предназначением службу. Учение, по их мнению, могло навредить учащемуся, так как чтение портило зрение, а значит, казак потеряет меткость и т.д. Об отношении казачества к образованию может свидетельствовать просьба одного из учителей Отрадненского станичного общества: «Покорнейше прошу по личному указанию командира выслать мне семь учеников. Все они неоднократно требуемы мною через посланного сторожа, но родители прятали своих детей, а один из них позволил сыну стать возле дверей своей хаты с топором, и не позволил войти моему помощнику». Статистика показывала, что только 14 из 100 детей посещали школу, а один из семи овладевал начальными основами грамоты. При таком отношении к просвещению в это время о начальном женском образовании и говорить не приходится. В Екатеринодаре открывались средние учебные заведения для дочерей офицеров. Популярность получения образования среди остального населения региона только начинала зарождаться. Уже во второй половине 70-х - 80-е г. XIX в. вновь открывающихся школ стало не хватать для всех желающих. В циркуляре начальника Кубанской области (1895 г.) указывалось, что три четверти детей школьного возраста лишены возможности получить элементарное образование. В станице Полтавской таких детей насчитывалось 82%, в Дядьковской - 80%, в Натухаевской - 73%, в Гостагаевской - 69%, Варениковской - 66%. В станице Пашковской в 1895 г. из населения в 8175 человек возможность учиться в школе имели только 212 человек. Еще хуже обстояло дело среди иногороднего населения. Сбор населения станицы Пашковской в 1897 г. постановил дополнительно нанять второго учителя, чтобы увеличить прием детей казаков, и специально подчеркнул, что иногородние лица могут помещать своих детей в школы только в тех случаях, когда окажутся свободные места. Даже в церковно-приходские школы принимали иногородних детей в том случае, если был недобор детей казачьего сословия. Плата за обучение взималась только с иногородних в среднем -10-15 рублей в год.

В 1873 г. в Кубанской области ставился вопрос о введении обязательного начального обучения. Но, после анализа состояния обучения, наличия школ и обеспеченности учителями, этот вопрос был снят с повестки дня. По словам В.И. Ляха, сам факт постановки этой проблемы подчеркивал острую необходимость в повышении образовательного уровня и просто грамотности среди населения для социально-экономического развития Кубанской области. Анализ показал, что существующее состояние дел требовало усиления внимания к начальному образованию, расширению сети начальных школ и повышению уровня содержания учителей.

К концу XIX в. наблюдался рост церковно-приходских школ. На 831 тысячу населения Кубанской области в 1892 г. насчитывалось 74 церковно-приходских школы и школ первоначального обучения грамоте - 107. Всего - 186 с общим числом учащихся 5540 человек. При всем этом, общее число детей, не имеющих возможности учиться, составляло около 100 тысяч. Церковно-приходские школы были рассчитаны на небольшое количество детей. В них обучалось 30-40 учащихся, в станичных сельских школах среднее число учащихся превышало 70 человек. Тяга к знаниям в это время уже не была чем-то из ряда вон выходящим. Стало модным учиться, родители теперь стремятся отдать своих детей в школы. В 1880 г. один учащийся приходился на 70 жителей, в 1893 г. этот показатель вырос до 54 человек. Продолжался рост числа начальных школ. Если в 1872 г. в Кубанской области насчитывалась 181 начальная школа, то к 1894 г. их действовало уже 491. Эти показатели говорят не только о росте числа начальных школ, стараниях станичного начальства об образовании казачества, но и о повышении престижа образования среди населения Кубанской области. В 1895 г. 1 учащийся приходился на 57,71 чел. Мужских низших учебных заведений - 560, женских - 47. Число учащихся мужского пола было 30186, женского - 9806 человек. В начале XX в. продолжался рост количества образовательных учреждений как мужских так и женских. Появилось множество начальных школ для лиц женского пола. По отчету начальника Кубанской области, наказного атамана кубанского казачьего войска рост количества обучающихся во всех учебных заведениях выразился в следующих цифрах: в 1897 г. всех учащихся Кубанской области было 49306, 1 учащийся приходился на 38 человек, в 1898 - всех учащихся - 55246 - на 34 чел. - 1 учащийся, в 1899 г. обучалось 62278,1 учащийся приходился на 31 чел., в 1900 г. - учащийся приходился на 29 душ обоего пола населения всех сословий. Всех начальных учебных заведений Кубанской области мужских и смешанных было 849 из них 2 ремесленные школы, 71 двухклассное, 105 одноклассных, 155 станичных, 21 сельское, 7 колонистских, 7 церковно-приходских лютеранских, 1 римско- католическая, 21 сельская, 1 армяно-григорианская, 12 частных III разряда, 1 школа пчеловодства, 466 церковно-приходских и школ грамоты. Женских начальных школ было намного меньше - 112. Из них 1 Мариинское женское училище, 20 одноклассных, 55 станичных, 1 сельское, 1 войсковой приют для девочек и 34 церковно-приходских школ. По сравнению с мужскими учебными заведениями их было намного меньше, однако, учитывая недавнее отсутствие можно говорить о прогрессе в женском образовании.

Через 10 лет Кубанская область по своим показателям стала гораздо ближе к тому моменту, когда можно было бы переходить ко всеобщему обязательному образованию. С каждым годом росло количество учебных заведений и уменьшается число неграмотных людей. В 1910 г. всех учащихся в Кубанской области было 140061 человек, 1 учащийся приходился на 19,2 человека обоего пола. Мужских начальных учебных заведений было 1376, женских - 172. Несмотря на то, что эти данные говорят о незначительном росте женского низшего образования, надо отметить, что в графе «мужские учебные заведения» значатся как мужские школы, так и смешанного типа, хотя, конечно, в них мальчиков обучалось больше, чем девочек. Так, в 1910 г. в ведении дирекции народных училищ учащихся состояло 117505 чел. Из них 82 776 мужского пола и 34729 женского, в этом же отчете отмечается, что количество учащихся только за 1 год увеличилось на 5177 человек.

В 1915 г. в Кубанской области 1 учащийся приходился на 15,7 человек обоего пола. В учебных заведениях дирекции народных училищ учащихся в этом же году состояло 158043 чел., из них 100801 мужского пола и 57242 женского. В Кубанской области женские учебные заведения образовывались и существовали как за счет благотворительных и просветительных обществ, так и на средства войска. Кубанское казачье войско каждый год увеличивало средства вложения в женское образование. Так в 1910 г. на женские учебные заведения кубанским войском выделялось 128523 р. 5 копеек. Кроме того, на средства войска многие девушки обучались в средних и высших учебных заведениях. Хотя этим правом могли воспользоваться только лица казачьего сословия.

Содержание училищ производилось за счет общественных сумм того общества, которому принадлежало училище, средства от войска и другие источники. Так, на содержание учебных заведений ведомства дирекции народных училищ в 1910 г. поступило 2395559 руб. Из них от казны - 370237, от Кубанского войска - 132121, от городских обществ 250366,973574 от станичных обществ, 7059 р. от сельских обществ, 40318 р. от благотворительных обществ, 1440 от церквей, 153713 сбора за учение, 176508 дохода от аренды школьных участков и из запасных капиталов - 69586, 13634 - пожертвования почетных блюстителей и частных лиц 33400 рублей, % с капитала составил 10092 р, из статочных сумм - 10490 р.

В 1915 г. та же статья расходов составила 5136360 р. Из них от казны - 1519459 р, от войска - 151369, от других источников - 3465532 р. (в том числе от станичных обществ - 1856250 р., городских - 446069 р, сельских - 176244 р. и др.) Однако, большая часть выделяемых средств была направлена на средние учебные заведения, низшие же в, основном, финансировались местными обществами. В Ейском уезде только в станицах Уманской, Ясенской и Копанской училища получали пособия на содержание своих училищ из сумм Кубанского казачьего войска, первая - 750 руб., последние две - по 100 руб. в год каждая. Большая часть средств станичными обществами тратилась на содержание и строительство школ.

Войско выделяло средства также в основном на строительство школьных зданий. Множество школ арендовали здания.

Рост количества женских и мужских учебных заведений, повышение культурного уровня жителей Кубанской области в первой трети XX в. было очевидным. Однако, говоря о просвещении этого периода нельзя забывать, что большая часть населения оставалась неграмотным в силу различных причин. Так, в 1910 г. всех грамотных войскового сословия было мужского пола 333375 (74,4% всех грамотных), женского пола - 114550 (28,9% всех грамотных) - что прямо пропорционально количеству учебных заведений. Из всех лиц казачьего сословия мужского пола грамотными были мужского пола - 56,6%, женского - 21,8, всех грамотных - 37,9%. В отчете наказного атамана указывалось, что не все используют имеющуюся возможность обучится грамоте, приводятся цифры о лицах, «могущими быть грамотными» - 884783 человека (50,6%) Из них мужчин - 37,6% и женщин - 13,0%. По данным на 1916 г, несмотря на рост количества школ различного типа, общий уровень грамотности составлял 43% лиц обоего пола казачьего населения. Учета грамотных неказачьего населения никто не вел. По подсчетам JI.B. Македонова, количество грамотных иногородних колебалось в пределах 10-20% от общего числа неказачьего населения. В невысоком уровне грамотности в изучаемый период не всегда следует винить царское правительство, «не желавшее дать образование народу», так как в народе еще оставалось убеждение в ненужности обучения. Кроме того, большую часть неграмотного населения составляли лица старшего поколения.

Огромную роль в повышении культурного и образовательного уровня женщин в то время играли учреждения внешкольного образования. Дореволюционный педагог В. Тихонович большое значение придавал деятельности подобных учреждений. Он выделяет следующие виды учреждений внешкольного образования: 1. Занятия со взрослыми и подростками (воскресные или вечерние школы). Эти занятия преследовали 2 цели: 1- обучить неграмотных чтению, письму и счету (начальные), 2 - повторить и дополнить с окончившими народную школу пройденный курс (повторительно-дополнительные); 2. народные чтения, так или иначе иллюстрируемые (наглядными пособиями, световыми картинами, кинематографом, граммофоном и принимающие различные формы - бесед со слушателями, отдельных лекций, целых курсов. Эти чтения могут захватывать всю область художественной, научной и прикладной литературы в пределах определяемых духовным уровнем, образовательной подготовкой и запросами населения; 3-м видом внешкольного образования автор называет библиотеки и книжные лавки; 4 видом внешкольного образования он называет различные художественные выставки и музеи.

На Северном Кавказе для многих женщин такие внешкольные образовательные учреждения являлись единственной возможностью обучиться грамоте и повысить свой интеллектуальный уровень. Воскресные школы и школы грамоты организовывались при городских, станичных, сельских и средних учебных заведениях, а также были школы, организуемые различными просветительными обществами.

Так, в Кубанской области первая воскресная школа открылась в станице Ладожской в 1893 г. В ней ежегодно обучалось около 60 учениц, казачки (49%) и крестьянки (47%), солдатские дети и мещане. Ученицам бесплатно предоставлялись учебники и учебные пособия. В школе изучались закон Божий с песнопениями, арифметика и русский язык. Очень много внимания уделялось чтению, которое проводилось не только на специальных уроках, но и в свободное время. К 1900 г. в Ладожской воскресной школе обучалось более 100 учениц в возрасте от 12 до 15 лет.

К 1896 г. в станицах Кубани было организовано 82 воскресных школы, 52 - при училищах. При проверке некоторых воскресных школ в инспекционном рапорте отмечалось, что «ответы учеников не были слабыми, пели они прекрасно, по гимнастике - тоже недурно». Учащиеся воскресных школ, воспитанники училищ давали спектакли и концерты в пользу учебных заведений. Средства, вырученные от благотворительных вечеров, шли на приобретение учебников, книг, наглядных пособий. В станице Крыловской станичное общество ассигновало на воскресную школу 650 рублей в год. Занятия проводились по чтению, письму, арифметике. Только за 1 год школу посетило 135 человек. Проводились чтения с «волшебным фонарем», демонстрирующим картинки и иллюстрации, часто выступали ученические хоры и любители пения. В станице Шкуринской воскресные занятия посещало 56 мужчин и 36 женщин. Число желающих посетить воскресную школу постоянно возрастало, поэтому решено было проводить народные чтения, на которые собиралось по 200 человек. Занятия сопровождались пением учащихся, историческими рассказами и даже постановкой сценок и спектаклей на исторические мотивы. Так, были прослушаны рассказы о Петре I, о войне 1812 года и др.

В Ставропольской губернии воскресные школы также были широко распространены. Так, в 1897 г. воскресные занятия для взрослых велись при 123 училищах, существовали и другие школы, за год во всех воскресных и народных школах обучалось 5117 человек или 17% от всех учащихся.

По отчету о состоянии учебных заведений Ставропольской епархии за 1895/96 уч. год, в Ставрополе было вечерних и воскресных школ - 3, в Ставропольском уезде вечерних и воскресных - 8, в Александровском уезде - 20, в Медвеженском уезде 27 вечерних и воскресных. Многие женские воскресные школы открывались и содержались просветительными и благотворительными обществами. В г. Ставрополе «Обществом для содействия распространению народного образования» в 1891 г. были открыты 2 воскресные школы, распорядительницей школ была назначена госпожа М.О. Ясинская. В роли учительниц выступали воспитанницы 8 класса Ольгинской женской гимназии. Девушки преподавали по очереди, для них, не окончивших еще гимназию, работа в воскресной школе была хорошей практикой, поскольку выпускницы 8 класса гимназии получали специальность учительниц. Всего в этих школах в 1891/92 уч. году обучалось 219 учениц разного возраста от 9 до 45 лет, в основном мещанки, солдатские дети и крестьянки. По возрастным категориям ученицы были распределены на 12 групп. Преподавание велось по программе одноклассных народных училищ МНП. Преподавались Закон Божий, церковно-славянская грамота, русский язык с чистописанием, арифметика. При школе работала женщина-врач М.П. Остроумова, которая оказывала медицинскую помощь безвозмездно, бесплатно выдавались и лекарства для больных учениц.

С каждым годом количество учениц в этой школе увеличивалось. В 1895 г. исполнилось 7 лет со дня её открытия. В отчете отмечалось, что все это время школа находилась в помещении Ольгинской женской гимназии, где занимала 6 комнат. Распорядительницей школы была уже 3 года госпожа А.Г. Гремяченская, законоучитель А.А. Шовский, учительницы - Л.П. Любомирская, З.Д. Никитина, Е.П. Иванова и 14 учениц УШ дополнительного класса Ставропольской Ольгинской гимназии. В 1895-96 уч. г. школу посещало 320 учениц. Причем 69 ученицам было отказано в приеме «по малолетству». В школу принимались девочки с 10 лет, самой старшей ученице в отчетном году было 48 лет. Как и в предыдущие годы, все учащиеся были разделены на 18 групп по возрастному признаку. По сословию ученицы распределялись следующим образом: мещанки - 214 чел. (66%), крестьянки - 53 (16%), солдатские дети - 46 (14%), дворянки - 7 (2%).

Сравнительный анализ уровня развития женского начального образования в трех изучаемых областях показал следующее. В Ставропольской губернии в изучаемый период преобладали начальные школы смешанного типа. В Кубанской и Терской областях, имели место как начальные школы для обоего пола, так и женские начальные школы. В Кубанской области развитие женского начального образования во многом связано с деятельностью Екатеринодарского женского благотворительного общества, которое открывало женские начальные учебные заведения в станицах области. В конце XIX - начале XX в. на территории всех изучаемых административных единицах получили распространение воскресные школы, которые существовали на средства просветительных и благотворительных обществ.

Итак, с начала рассматриваемого периода по начало XX в. в северокавказском регионе местными властями и обществом была проделана огромная работа по развитию начального народного образования. Прежде всего были сломлены устаревшие стереотипы среди казачества и крестьянства относительно необходимости обучения. Если в середине XIX в. просвещение среди казачества вводилось подчас полицейскими мерами, школы закрывались из-за отсутствия учеников, то в конце века желающих учиться было столько, что школы не успевали создавать, а специальные учебные заведения не успевали выпускать учителей. Тем не менее, приоритет учения оставался на стороне мужского пола и это связано не столько с политикой правительства в области женского образования, сколько с патриархальными традициями в семьях, где считалось, что женщине образование не обязательно, а лишь желательно. Скорее старались обучить сыновей, чем дочерей. К концу XIX - началу XX в. все больше появляется смешанных и женских начальных школ, где девочки наряду с мальчиками могли учиться, однако процент обучающихся девочек все же оставался намного ниже, чем мальчиков.

Большую роль в повышении культурного и образовательного уровня женского населения Северного Кавказа сыграли начальные воскресные школы и школы грамоты. Здесь собирались девочки и женщины разного возраста, стремившиеся вырваться из круга невежества и обучиться хотя бы элементарным навыкам чтения и письма. Это имело большое психологическое значение для каждой учащейся женщины, кроме полученных знаний и умений она приобретала уважение среди окружения и повышала свою самооценку.

 

Автор: Шафранова О.И.