09.05.2014 3228

Специальные и профессиональные образовательные учреждения для женщин на Северном Кавказе (XIX - начало XX в)

 

В конце XIX в. в России началось активное вовлечение в производство большого числа женщин. В связи с этим возникла острая потребность в получении женщинами профессионального образования. Женские профессиональные школы в Российской Империи в конце XIX - начале XX в. были весьма разнородны и не имели общей системы обучения.

Изученный материал, дает возможность выделить школы, курсы и училища, в которые принимали по окончании средних учебных заведений и такие, для обучения в которых не требовалось среднего образования. Кроме того, к профессиональному образованию в то время относили и профессиональные классы и училища, в которых обучали ремеслам, а также различные курсы, для поступления на которые не было ни образовательного, ни возрастного ценза - это курсы мастериц швейного дела, кулинарные и курсы домоводства. К первым относились учебные заведения интеллигентных профессий - медицинские, фармацевтические, телеграфные, коммерческие школы. В практике того времени такие учебные заведения называли «специальными». Ко вторым относились школы, в которых обучались ремесленному и промышленному делу, они получили названия «профессиональных». Последние первоначально были организованы, в основном, частными лицами и имели цель не столько дать образование женщине, сколько пополнить знания домохозяек.

Согласно статистике, всех специальных женских учебных заведений на 20 марта 1880 г., было в 50-ти губерниях Европейской России и 10 губерниях Привисляндских - 41; учащихся в них было 2840, учащих - 184, израсходовано на них в 1879 г. 268053 рубля. В этих учебных заведениях обучались, в основном, лица православного вероисповедания (82%), других - 18%. «Лиц магометанского вероисповедания нет вообще, это объясняется тем, что образования среди женщин данных исповеданий почти совсем не существует, не только специального, но и общего среднего».

Состояние женского профессионального образования на Северном Кавказе отличалось от его состояния в Европейской России. Если в Центральной России женские профессиональные школы организовывали начиная с 70-80 гг. XIX в., то на Северном Кавказе наибольшее число открытых специальных учебных заведений для лиц женского пола приходится на начало XX в. Как и в Европейской части России, женские специальные и профессиональные учебные учреждения инициировались и отбывались первоначально на частной и коммерческой основе. Их работу организовывали, в основном, различные благотворительные, просветительные или профессиональные общества. На Северном Кавказе в конце ХЕХ - начале XX в. существовали все три перечисленные категории женского профессионального образования. Надо отметить, что Высших учебных заведений, где женщины могли бы получать высшее специальное и профессиональное образование, в изучаемое время на Северном Кавказе не было. Но девушки отправлялись получать его в С-Петербург, Москву, Харьков и другие студенческие города. Высшее образование было платным для всех. Однако, многие желающие получить высшее образование девушки могли обучаться на средства казачьего войска. Согласно отчету начальника Терской области, в 1895 г. из области в высших учебных заведениях России обучалось 11 девушек, на средства Терского 11 казачьего войска - 2, остальные за свой счет, в 1910 г. было 8 студенток, 6 из них обучались на средства войска. В Кубанской области в 1900 г. также не было высших учебных заведений, в столичных вузах обучалось всего 223 человека, войсковых стипендиатов 20 человек, из них только 3 девушки, обучавшиеся на Высших женских курсах в Санкт-Петербурге. В 1910 г. из 320 учащихся в вузах - 24 стипендиата войсковых и из них - 7 женщин. В 1915 г. в высших учебных заведениях страны уроженцев Кубанской области обучалось 219 мужчин и 41 женщина. На средства войска обучалось всего 28 человек, из них 5 женщин. С каждым годом число обучающихся в высших учебных заведениях увеличиваюсь, однако расходы на женское высшее образование были ничтожно малы. Кроме средств войска можно было получить на обучение субсидии от города. Так, в 1910 г. дочь крестьянина некая Трахимович Станислава Мартыновна, выпускница 1-й Екатеринодарской гимназии, обратилась к городскому голове города Екатеринодара с прошением дать ей стипендию для обучения на Высших женских курсах в г. Москве.

Эта стипендия выдавалась на определенный срок, выпускница учебного заведения должна была вернуть потраченную на нее сумму городу в течение оговоренного срока. Просительница давала расписку о том, что она обязывалась вернуть указанную сумму частями. Кроме того, она должна была предоставить сведения о доходах своей семьи и убедить городскую думу, что денег на обучение в семье действительно нет. Каждый год городская управа делала запрос на своих стипендиатов в учебные заведения, которые присылали отчеты об успехах студентов. После этого очередная сумма за учебный год направлялась стипендиатам города, которые вносили её за обучение. Из материалов дела видно, что указанная Трахимович прилежно обучалась на Высших женских курсах в Москве на историко-филологическом факультете и все годы её обучения город выдавал ей стипендию.

Однако, не так много женщин пользовались подобными стипендиями. Нельзя сказать, что войсковое начальство или городская управа ставили какие-либо препоны в получении женщинами образования. Политика распределения средств на образование была ориентирована в большей степени на подготовку учительниц со среднеспециальным образованием. Не секрет, что многие девушки, окончившие Высшие женские курсы, не возвращались на родину и не работали по специальности, тем самым не оправдывая затраченных на них средств.

С 70-х гг. XIX в. во многих женских гимназиях и епархиальных училищах Северного Кавказа открывались 8-е дополнительные педагогические классы. Согласно отчету Попечителя Кавказского учебного округа за 1882 г., в округе было 6 женских гимназий и 6 прогимназий ведомства МНП. Из них на Северном Кавказе отмечено три женские гимназии - Ставропольская Ольгинская гимназия (1876), Ставропольская женская гимназия св. Александры (1849) и Владикавказская женская Ольгинская гимназия (1861). В первой и последней существовал 8-й педагогический класс, по окончании которого можно было получить звание домашней наставницы или учительницы начальных училищ. В Кубанской области до 1900 года работали 2 женские гимназии с педагогическим классом: Кубанская войсковая женская гимназия в Екатеринодаре (1863), Екатеринодарская городская женская гимназия (1884). В Терской области до 1900 г. были открыты следующие учебные заведения, дававшие звания учительниц: Владикавказская Ольгинская гимназия (1861, гимназия с 1874), Пятигорская женская прогимназия (1892). Кроме того, профессию учительницы можно было получить в трех Епархиальных женских училищах: Ставропольском (1875), Екатеринодарском (1894), и Владикавказском (1894).

В первые 2 десятилетия XX в. резко изменилось в лучшую сторону положение в женском образовании на Северном Кавказе. Открылось множество женских учебных заведений: низших, средних и профессиональных. Это связано с изменениями в правительственной политике по отношению к женскому вопросу, а также с осознанием пользы для общества и государства женского образования региональными представителями власти.

Согласно списку учебных заведений ведомства МНП, в 1909 г. на Северном Кавказе правительственных средних учебных заведений (гимназий и прогимназий) для женщин было около 30. Примерно в 20-ти из них работал 8 педагогический класс. За 27 лет, с момента открытия первых педагогических классов на Северном Кавказе, возможность для женщины получить специальное педагогическое образование увеличилось более чем в 3,5 раза.

1 сентября 1909 г. была открыта первая в Российской империи женская учительская семинария в г. Екатеринодаре, в 1913 г. преобразованная в Женский Педагогический институт. Во Владикавказе в 1916 г. женское училище (Осетинская женская школа Аксо Колиева (1862) было преобразовано в женскую педагогическую школу Выпускницы этого учебного заведения и до переименования получали право преподавать в начальных училищах. Педагогическая направленность школы сложилась изначально. Это первая школа в Северной Осетии, открывшаяся тогда, когда только самые смелые девушки в национальных регионах решались получить знания, полезные для дальнейшей самостоятельной деятельности. Первые выпускницы этой школы в большинстве своем шли работать учительницами в приходские школы. Так писала газета «Терек» об этом учебном заведении в 1913 г.: «За время существования школу окончило около 500 учениц. Большинство из них по окончании получают места учительниц в осетинских церковно-приходских школах, как-то по инерции неся миссию русификатора края».

За 1900-1917 г. только в Екатеринодаре открылись еще в трех женских гимназиях педагогические классы: 3-я Екатеринодарская женская гимназия (1911); 4-я Екатеринодарская женская гимназия (1914), 5-я Екатеринодарская женская гимназия (1912). Кроме того, педагогические классы были в Армавирской женской гимназии (1901), в Ставропольской (1905 г) 3-ей женской гимназии, в Петровской женской гимназии (1912), в Воронцово-Александровской женской гимназии (1913).

В Терской области также как в Ставропольской губернии и Кубанской области, ощущался недостаток в педагогах. Поэтому здесь тоже шел активный процесс увеличения числа средних учебных заведений с педагогическим уклоном. За 1900-1917 г. здесь были открыты следующие учебные заведения с педагогическими классами: в 1905 г. во Владикавказе - 2-я женская гимназия, в 1916 г. Владикавказское 3-х классное женское училище, по инициативе В.Г.

Шредере было преобразовано в гимназию, с 8-м дополнительным педагогическим классом; в 1902 г - Грозненская женская гимназия, Кисловодская женская прогимназия в 1905, Минераловодская женская гимназия - 1911, Кизлярская женская гимназия -1912.

Надо отметить, что попечителем Кавказского учебного округа Н. Рудольфом в 1914 г. был поднят вопрос и развернута дискуссия о дальнейшем развитии женского образования вообще и профессионального в частности. Циркулярным предложением Попечителя Кавказского учебного округа от 29 января 1914 г. за № 2941 были обозначены проблемы из четырех пунктов. Циркуляр был направлен в женские учебные заведения с предложением педагогическим советам отозваться на решения этих задач. Это были предложения по организации при женских гимназиях: 1) начальных училищ для подготовки лиц, проходящих курс педагогического дополнительного класса; 2) дополнительных классов, с двухгодичным курсом учения; 3) специальных двухгодичных педагогических курсов для подготовки начальных учительниц из лиц, окончивших прогимназические классы; 4) профессиональных классов или отделений: коммерческих, почтово-телеграфных, домоводственных, по отраслям сельского хозяйства, прикладных искусств и т.п. Попечитель отмечал, что, отвечая на поставленные вопросы, педагогические и попечительные советы женских гимназии всесторонне осветили их

В 1892 г. одногодичные дополнительные классы женских гимназий были всюду преобразованы в двухгодичные. С этого времени открытие одногодичных классов не разрешалось до 1905 г., когда Министерство народного просвещения разрешило преобразовать, по желанию педагогических и попечительных советов, двухгодичные классы в одногодичные.

В этом разрешении (7 августа 1905 г. за № 11363) Министерство указывало, что мотивом к означенной замене курсов послужили неоднократные заявления «со стороны родителей, общественных управлений, Попечительных советов и учащихся о желательности замены двухгодичного курса дополнительного класса женских гимназий одногодичным». Согласно этому распоряжению в Кавказском учебном округе с 1905-1906 уч. г. дополнительные классы были преобразованы в одногодичные, за исключением Бакинской Мариинской 1-й женской гимназии и Екатеринодарской Екатерининской 1-й женской гимназии. Так, с сожалением отмечает Н. Рудольф, под натиском волны освободительного движения 1905 г. и в угоду меньшинства делается сокращение той или иной части гимназического курса, которая давала возможность лучше подготовиться к практической деятельности за порогом средней школы. Отвечая на 3-й поставленный вопрос попечителя, большинство гимназий высказались за увеличение курса дополнительного класса до 2 лет.

После изменения «узаконений о женских гимназиях» 1916 г. многие гимназии вместо 8-го дополнительного класса открыли двухгодичные педагогические курсы с несколькими отделениями, дававшими специализацию по определенным предметам. По окончании таких курсов выпускницам присваивалось звание учительницы Высшего начального училища (такое же, как после сдачи экстерном экзаменов в учительских институтах). Так в 1917 г. 8 класс 1-й Екатеринодарской женской гимназии (бывшая Кубанская войсковая женская гимназия) был преобразован в педагогические курсы с двухгодичным обучением. Он имел три отделениям: историко-словесное, физико-математическое, естественно-историческое.

Кроме указанных путей приобретения специального педагогического образования был широко распространен следующий. При мужских учебных заведениях создавались комитеты для производства испытаний на звание учителя (учительницы) высшего начального училища. В циркулярах попечителя Кавказского учебного округа отмечается, что в 1913 г. такие комитеты были открыты в следующих городах: Елисаветполе, Баку, Петровске, Пятигорске, Армавире, Майкопе, Екатеринодаре, Новороссийске, Батуме, Эриване, Ейске, Владикавказе, Тифлисе, Ставрополе.

В 1910 г. открылись в Майкопе, в 1912 - в Ставрополе, в 1913 во Владикавказе учительские институты. Хотя женщины не обучались на очных отделениях этих учебных заведений, они могли сдать экзамены на базе институтов на звание учительницы Высшего начального училища по избранным предметам. Так, в 1914 г. было подано 21 прошение на имя Директора Ставропольского учительского института от учительниц низших начальных училищ, выпускниц восьмого дополнительного класса женских гимназий и епархиальных училищ Кубани и Ставрополья. Все были допущены к испытаниям, 17 из них, успешно сдав экзамены, получили звание учительницы Высшего начального училища. Двое из них получили специальность «история», 1- «естественная история и география», остальные «русский язык» и «математика». В 1916 г. было подано 8 прошений, 6 из соискательниц получили искомое звание, двое не прошли испытание и в получении звания им было отказано. Надо отметить, что пройти испытания было очень не просто. Например, чтобы получить звание учительницы Высшего начального училища по специальности «русский язык», надо было сдать экзамены по педагогике, «методике русского языка», «методике арифметики» и успешно провести пробные уроки по избранной специальности в училище при Учительском институте в незнакомой аудитории. Причем, судя по представленным в фонде письменным работам, к оценке знаний экзаменаторы относились весьма строго.

Звание учительницы можно было получить и на специальных курсах для «учителей и учительниц», организуемых Управлением Кавказского учебного округа на базе учительских институтов и женских гимназий и других учебных заведений. Окончание этих курсов давало право преподавать в высших начальных училищах. На занятиях курсов можно было также повысить уровень знаний или получить дополнительную педагогическую специальность.

В первом десятилетии XX в. (с 1909 г.) руководством Кавказского учебного округа ежегодно устраивались курсы для учителей и учительниц, по окончании которых они повышали квалификацию или получали специальность. Так, при Управлении Кавказского учебного округа в 1909 г. были открыты курсы гимнастики для учителей. Успешно окончившие курсы получали свидетельство, предоставлявшее право преподавания гимнастики в средних учебных заведениях. Эти курсы были организованы как для учителей, так и для учительниц, однако обучались на этих курсах в основном женщины. В 1912 г. курсы прошли 29 учительниц Кавказского учебного округа, 26 из них получили свидетельства об окончании курсов. В отчете попечителя Кавказского учебного округа о проведении курсов для учителей и учительниц за 1911 г. отмечалось, что «наиболее широкое развитие получили курсы методического характера: на этих курсах учащие начальных, частью городских училищ могли обновить и углубить свои знания, преимущественно по приемам преподавания предметов из курса низших учебных заведений». Эти курсы носили довольно масштабный характер и проходили одновременно в нескольких городах округа. Например, курсы по отраслям сельского хозяйства, а именно - по консервированию и сушке плодов были организованы в Елисаветполе при ремесленном училище, курсы смешанного характера сельскохозяйственные и общеобразовательные для учителей городских училищ и двухклассных были устроены на Северном Кавказе в г. Анапе, курсы ручного труда работали сразу в 4 пунктах - Тифлисе, в Слободе Крымско-солдатской, в м. Хоне при учительской семинарии, в г. Владикавказе. Курсы гимнастики проходили в Тифлисе, при этом автор отмечает, что за 3 года существования этих курсов (1909-1911) в 6 пунктах округа было подготовлено 492 учителя гимнастики, из них - 350 учителей и 142 учительницы. Кроме гимнастики по «скользкой» системе на курсах готовились руководители детских игр. На курсы МНП было отпущено 1500 р, общий расход составил в сумме 11268 р. Кроме того, учителям начальных училищ были устроены командировки на курсы: шелководства и пчеловодства в г. Тифлисе при Шелководственной станции (курсы ежегодные), и сельскохозяйственные курсы в г. Сухуми при опытной станции Министерства землеустройства и земледелия. Попечитель Кавказского учебного округа не без гордости подчеркивает, что с каждым годом число пунктов, на базе которых проходили курсы, росло, количество обучающихся учителей и учительниц увеличивалось. Так, в 1910 г. пунктов работало 20, в 1911 - 23, в 1910 году курсы прошли 1051 чел., а в 1911 -1426 учителей и учительниц.

С разрешения попечителя Кавказского учебного округа с 1907 г. в Анапе на средства Кубанского казачьего войска проводились ежегодные сельскохозяйственные курсы для учителей и учительниц Кубанской области. Главной целью Анапских курсов было сообщение учителям народных школ Кубанской области теоретических и практических знаний по различным отраслям сельского хозяйства. Учителям читались лекции по земледелию, пчеловодству, виноградарству, виноделию, по вопросу о вредных насекомых и способах борьбы с ними. В свободное от занятий время учителя слушали лекции по учебно-школьному делу и общеобразовательным предметам. На указанных курсах обучалось 296 человек, из них 183 учителя и 113 учительниц.

Однако, как показывала практика, подготовка дипломированных специалистов не успевала за быстрым ростом новых учебных заведений разного типа. Поэтому, особенно в отдаленных районах, принимали на работу учителей и учительниц с любым званием и образованием. У некоторых даже не было звания учителя, просто человек окончил какое-нибудь учебное заведение и обладал некоторыми навыками преподавания и набором необходимых знаний. Так, например, в Терской области в 1905 г. общее число городских и сельских одноклассных училищ равнялось 163 (41 городское и 122 сельских), в них учительниц, окончивших курс в учебных заведениях - 24 в городских и 14 в сельских, не имеющих учительских свидетельств - 7 человек. Попечитель Кавказского учебного округа отмечал: «Жизнь показывает, что спрос на учительницу так велик, что едва 60% занимают места лица со специальной подготовкой, - большинство неполноправных или приобретших звание по экзамену или 6-ти месячному стажу на основании ст. 2724. Св. зак. Т. XI.».

Как показал исторический анализ, всю вторую половину XIX в. развитие медицины на Северном Кавказе не успевало за количеством роста населения. Катастрофически не хватало врачей и младшего медицинского персонала. Большим уважением пользовались различные знахари и повивальные бабки. Это объясняется малым количеством медицинских учебных заведений в Кавказском крае. В Тифлисскую и Кубанскую фельдшерские школы принимали только мужчин. В 1850 г. на рассмотрении Медицинского департамента был проект Григория Ивановича Пустырникова, казака Донского торгового общества, об учреждении в г. Ставрополе и Новочеркасске школ для обучения повивальному искусству. Однако, эти школы открыты не были.

Женское медицинское образование вообще развивалось очень медленными темпами. Первая община сестер милосердия появилась в 1844 г., в Крымскую войну русские женщины из этой общины впервые участвовали как медицинский персонал. В это время женщины показали, что лучше мужчин способны ухаживать за больными и ранеными воинами. Они стали надежными помощницами хирургов и других врачей, которые давали лестные отзывы о сестрах и становились в ряды сторонников получения женщинами высшего медицинского образования. Но первые врачебные курсы для женщин открылись в Санкт-Петербурге только в 1872 г. К 1879 г. медицинское образование женщина могла получить только в 7 пунктах. Это: Женские высшие врачебные курсы в Петербурге; Школа для лекарских помощниц и фельдшериц петербургского лазаретного комитета; Школа фельдшериц Общины св. Георгия в Петербурге; Фельдшерский женский курс Петербургской Покровской общины; Школа фельдшериц воспитательного дома в Санкт-Петербурге и Москве; Мариинская школа для фельдшериц в Москве. К перечисленным заведениям можно отнести ещё 24 общины сестер милосердия, причем на всем Кавказе действовала только одна - Тифлисская женская община сестер милосердия.

В 1916 г. в университетских городах России только в 5 женских высших учебных заведениях можно было получить высшее медицинское образование: в Петроградском женском медицинском институте; на Московских Высших женских курсах имелось медицинское отделение; Женском медицинском институте в Москве; в медицинском отделении при Высших женских курсах в Клеве; в Харьковском женском медицинском институте.

С 1877 г. при содействии Общества попечения о больных и раненых воинах (с 1879 г. - Общество Красного креста) в городах Северного Кавказа, местными комитетами общества поднимается вопрос об открытии курсов сестер милосердия в регионе. В некоторых городах Северного Кавказа действовали курсы сестер милосердия именно во время войн: Русско-турецкой 1877-1878 гг, Русско-японской 1904-1905 гг. и I Мировой 1915-1918гг. Курсы сестер милосердия, как правило, организовывали при госпиталях. Теоретические и практические занятия в них вели практикующие врачи госпиталя.

В 1877 г. в Ставрополе местным Дамским комитетом Красного креста были организованы курсы сестер милосердия. Проводились они на базе Ставропольского военного госпиталя под руководством врачей. Руководителем по медицинской части был главный врач Ставропольского военного госпиталя доктор медицины, действительный статский советник г. Скоковский.

По окончании войны приобретенные знания и навыки женщины - сестры милосердия могли применять, работая сиделками, или продолжать свою деятельность в госпиталях и больницах городов Северного Кавказа.

Как правило, по окончании войны такие курсы заканчивали свою работу, однако, как показала практика, существовала острая необходимость в действии постоянных медицинских курсов для женщин.

Еще в 1844 г. в Санкт-Петербурге была создана принцессой Терезой (внучка Российского Императора Павла I) первая в Европе женская община (Свято-Троицкая), сестер милосердия, которые самоотверженно трудились в период Крымской войны (1853-1856гг). По примеру Санкт-Петербургской общины на Северном Кавказе силами местных комитетов Красного креста в конце XIX - начале XX в. создаются такие общины.

О необходимости открытия в Екатеринодаре Кубанской общины сестер милосердия заговорили в 1892 г. В этом же году была создана особая комиссия при Кубанском местном управлении Российского общества Красного креста. Был выработан устав общины, утвержденный главным управлением общества 1 декабря 1893 г. Открытие Кубанской общины сестер милосердия состоялось 7 июня 1894 г. в г. Екатеринодаре. Учреждение этого заведения немного облегчило острое положение с нехваткой медицинского персонала. Главной целью его было - дать медицинские знания девушкам, желавшим посвятить себя делу помощи больным и раненым. В первый год было принято 5 испытуемых и 1 сестра милосердия, получившая это звание от Керченского местного управления. Для ведения занятий по обучению и подготовке к уходу за больными сестер и испытуемых был избран доктор медицины А.Н. Скворцов, для наблюдения за религиозно-нравственным развитием, преподавания им Закона Божия и «наставления их в правилах веры» - священник о. Григорий Виноградов. Обучение испытуемых велось по программе, принятой 19 февраля 1882 г. Главным управлением Красного креста. Кроме практического курса испытуемые изучали следующие предметы: Закон Божий, анатомию, физиологию, общую и частную патологию, уход за больными и ранеными, уход за роженицами и детьми, гигиену, хирургию, фармацию, фармакологию и рецептуру, оказание помощи в экстренных случаях. По окончании обучения испытуемые сдавали экзамены по всем изучаемым предметам и практике в присутствии комиссии, состоящей из попечителей общины и преподавателей курсов. В случае успешно показанных знаний, испытуемые получали звание сестры милосердия и только после этого могли направляться в командировки или распределялись по городским и станичным больницам и частным домам для ухода за больными.

В 1913 г. при общине открылись первые курсы «запасных сестер военного времени», на которые записались 24 слушательницы. К 1915 г. по спискам общины уже числилось 47 штатных сестер милосердия и 16 испытуемых, 2 запасных, 25 запасных сестер военного времени и 39 сестер милосердия военного времени, из которых 1 штатная и 16 испытуемых находились в интернате общины и в командировках. Во время I Мировой войны в 1915 г. на театр военных действий было отправлено 117 сестер милосердия - выпускниц Кубанской общины Сестер милосердия.

В 1902 г. в Пятигорске начала работу Община сестер милосердия местного отделения Красного креста. В 1907 г. в общине служило и обучалось 16 сестер и испытуемых. Сестрой-настоятельницей общины была И. Образцова

В начале I Мировой войны с первым потоком раненых в города Северного Кавказа, обнаружилась острая необходимость в медицинском персонале. Местными властями был поставлен вопрос об ускоренном выпуске фельдшеров, сестер милосердия и санитарок по уходу за больными и ранеными. На заседании общего собрания членов местного отдела общества Красного креста 24 июля 1914 г. было принято решение об организации одногодичных курсов по подготовке сестер милосердия и указано, что шестинедельные курсы не разрешаются, исходя из опыта русско-японской войны.

На курсы принимали девушек с образованием не ниже четырех классов гимназии. Всего было подано 81 заявление, хотя вначале планировалось принять не более 30 человек. В итоге было сформировано две группы, в которые зачислили 66 человек. В их числе было немало детей крупных чиновников, предпринимателей, представителей интеллигенции: дочь губернатора Елена Мавило, дочь генерала в отставке Софья Мачканина, родственница вице-губернатора Ширвашидзе. Занятия на курсах вели лучшие врачи г. Ставрополя. Когда основной теоретический курс был пройден, с 27 августа 1914 г. слушательниц распределили по госпиталям. Им было назначено содержание в 20 рублей в месяц и стол от госпиталей.

Однако, при сложившейся ситуации на фронте, Главное управление Российского общества Красного креста телеграммой от 14 сентября 1914 г. обязало ставропольское местное управление того же общества одногодичные курсы подготовки сестер милосердия сократить до 2-х месяцев, курсы сиделок также довести до 2 месячного срока.

На этих курсах учащимся преподавали такие дисциплины, как физиология, анатомия, хирургия, учение о перевязках, о лекарствах, уход за больными, внутренне болезни, «заразные» болезни, «душевные» болезни. Слушатели курсов в период учебного процесса регулярно дежурили в госпиталях. Опыт по ускоренной подготовки сестер милосердия показал, что это наиболее приемлемый путь обеспечения госпиталей медицинским персоналом. Поэтому съездом городских голов Кавказского края в сентябре 1914 г. было возбуждено ходатайство перед Кавказским окружным управлением Красного креста увеличить число курсов сестер милосердия.

В 1914 г. в Ставрополе была создана фельдшерско-акушерская школа, с четырехлетним курсом обучения. Школа готовила «сведущих и опытных фельдшериц и повивальных бабок I разряда». Сюда принимали лиц женского пола без сословного и конфессионального ценза, достигших 16 летнего возраста, с образованием не ниже 4-х классов гимназии. Плата за обучение была невысокой - 10 рублей в год. Школа пользовалась большой популярностью среди жителей Северного Кавказа. В первый год существования было принято 50 девушек, во втором учебном году на первый курс поступила 61 ученица, в 1916/1917 уч.году было принято на первый курс 35 девушек. В первые два года работы школы, в ней обучались женщины преимущественно православного вероисповедания, были также лютеранского, армяно-григорианского, и иудейского вероисповеданий. В 1916/1917 уч. г. в педагогический совет фельдшерско-акушерской школы поступило прошение кабардинки Саровой, с просьбой принять её без предоставления документов об образовании. В протоколе заседания педагогического совета школы отмечалось: «Совет, признавая исключительное положение Саровой, которая, в случае окончания фельдшерской школы будет пионеркой в деле проникновения в мусульманскую среду кабардинцев медицинских знаний, единогласно постановил возбудить ходатайство о разрешении принять Сарову без предоставления документов об образовании». Однако, это чуть ли не единственный случай, в изучаемый период, когда женщина-мусульманка решилась получить профессиональное медицинское образование. Тем не менее, само прошение и решение педагогического совета говорит о проникновении в женскую мусульманскую среду желания и возможности занять место в обществе не только как жены и матери, но и как специалиста социально-значимой профессии.

Что касается профессиональных учебных заведений промышленных и ремесленных специальностей, то здесь вырисовывается следующая картина. В 1888 г. при Министерстве народного Просвещения была учреждена особая комиссия по вопросам женского профессионального образования. Комиссия, изучив фактическое состояние этого дела и отметив, что число существующих женских специальных школ «ничтожно», разработала проект закона и «Положение о женском профессиональном образовании в России». Предполагалось организовывать женские специальные школы семи и четырехгодичные. Но, ни проект закона, ни «Положение» так и не были приняты. Фактическое состояние женского профессионального образования в стране перед I Мировой войной было так охарактеризовано в объяснительной записке к новому проекту «Положения о женских профессиональных учебных заведениях», представленному Министерством народного просвещения в Государственную думу 18 февраля 1914 г.: «Женское профессиональное образование в России не организовано, и развито в весьма недостаточных размерах. Законоположения, касающиеся народного просвещения, не предусматривают ни общих руководящих начал, ни способов для распространения и правильной постановки сего образования. Существующие ныне в незначительном числе учебные заведения для профессионального образования женщин обязаны своим учреждениям преимущественно частной инициативе: открываясь и развиваясь без определенного плана, они остаются не объединенными и в большинстве случаев не имеют ни ясно выраженной цели преподавания, ни твердо установившегося учебного курса, ни соответственной организации». В проекте упомянутого «Положения» предусматривалась организация следующих 6- ти типов женских профессиональных школ и классов: 1) рукодельные классы и профессиональные отделения при женских средних и низших общеобразовательных школах; 2) профессиональные школы; 3) ремесленные училища; 4) профессиональные училища; 5) профессиональные гимназии; 6) курсы профессиональных знаний.

Однако, этот проект реформы не был проведен. По собранным И.Н. Михайловым сведениям на 1 января 1901 г. по всей России насчитывалось всего лишь 129 женских профессиональных школ, где обучалось около 10 тысяч человек. Только в 9-ти из этих женских учебных заведений давалась, кроме специальных знаний, общеобразовательная подготовка за курс женской гимназии, в 26-ти - за курс женской прогимназии и в 69-ти школах общеобразовательные предметы вовсе не преподавались.

Различны были взгляды на цели профессионального образования женщин в России, а также на виды ремесел, которым «непредосудительно» обучать женщин. Подавляющее большинство деятелей в области женского образования считало, что женщинам наиболее пристойны ремесла, полезные и необходимые в домашнем обиходе. Только немногие понимали необходимость готовить женщин к квалифицированному труду на промышленных предприятиях страны. В подавляющем большинстве в профессиональных женских школах и на курсах дореволюционной России женщин обучали белошвейному, вышивальному, вязальному, кружевному, портновскому и некоторым другим ремеслам, которые считались женскими профессиями.

В 70-е годы XIX в. в Русском техническом обществе в С-Петербурге на заседаниях, проходивших в марте - мае 1879 г., был поднят вопрос о женском профессиональном образовании. Была создана подкомиссия, которая выработала проект положения о женских профессиональных школах, проект был разослан по различным учреждениям. Наряду с конкретными предложениями по организации женского профессионального образования, ставились вопросы о его актуальности и цели. Большая часть участников заседания высказались за то, что целью создания профессиональных учебных заведений надо считать «правильное и основательное обучение девушек занятиям и ремеслам, как полезным в домашнем быту, так и могущим обеспечить самостоятельный заработок».

В столичных городах женские профессиональные школы стали открывать в 70-е гг. XIX в. Они были ориентированы на девушек низших сословий и создавались частными лицами и различными обществами, такими как Женское патриотическое общество, Общество для поощрения трудолюбия, уже упомянутое Русское техническое общество и др. Так, в 1872 г. была открыта женская ремесленная школа в Санкт-Петербурге Женским патриотическим обществом. Целью этой школы было «дать возможность некоторым сиротам, призреваемым.

Женским патриотическим обществом, получить разностороннее ремесленное образование, систематически преподанное». Для поступления в школу требовалось уметь читать и писать по-русски, иметь первоначальное понятие об арифметике, элементарное познание в рукоделии. Полный курс обучения длился 2 года, из общеобразовательных предметов преподавались: Закон Божий, русский язык, арифметика, практический обзор всех частей света и описание России, история России, рисование. Специальные дисциплины: дамское портное дело, белошвейное, корсетное, различные системы шитья на машине. По окончании учебного заведения выпускницы, окончившие с отличием, получали диплом и 43 рубля, остальные - свидетельство о том, что окончили двухлетним курс в заведении.

На Северном Кавказе в конце XIX в. действовали, в основном, рукодельные классы при женских гимназиях и курсы швей, организуемые благотворительными и просветительными обществами.

Так, в 1899 г. Ставропольским обществом содействия воспитанию и защите детей был открыт приют для девочек и учебная мастерская, основная цель которой научить девочек приюта основам швейного дела. Однако, в мастерскую принимались и приходящие ученицы, которые платили за обучение. В отчете общества за 1899 г. отмечалось, что школа открыта на 100 учениц, 60 бесплатных и 40 платных. Платят ученицы за 9 месяцев по 2 рубля в месяц, взрослые по 5 рублей в месяц. Желающих было так много, что существовала целая очередь, состоящая из 50 человек - кандидаток. В учебную мастерскую швейного дела принимались ученицами лица, окончившие начальную школу или обучающиеся в воскресных школах. Это учебное заведение готовило мастеров по пошиву нижнего белья и мастеров по пошиву дамского платья. По возрасту, девочки были разделены на три группы.

Для получения дополнительной профессии многие девочки - гимназистки обучались швейному делу в этой мастерской. В отчете за 1911 г. отмечалось, что за последние 4 года часть учениц мастерской были также ученицами Ставропольских гимназий и епархиального училища. Большая часть учениц были представительницами низших сословий. Так, в 1915 г. в этой мастерской обучались девушки крестьянского сословия - 25 чел, мещанки - 82, детей чиновников - 3 чел, казачьего сословия - 1, дворянок - 1.За время обучения в мастерской преподаватели школы и учредители старались организовать и культурный досуг детям, устраивали совместно с ученицами вечера, водили их на спектакли и народные гуляния, благотворительные вечера. На новогодние праздники для них была устроена ёлка в женской воскресной школе «Общества содействия воспитанию и защиты детей», прогулки в лес «с угощением и чаем». Учебная мастерская указанного общества просуществовала вплоть до 1917 г. и дала образование более 1000 девушкам и женщинам из бедных слоев Ставрополья.

В Ставрополе работала Женская профессиональная школа швей при Иоанно-Марьинском женском монастыре, где обучали белошвейному делу и пошиву платьев. Она содержалась на средства монастыря и благотворителей.

В 1909 г. попечителем Кавказского учебного округа Н.Ф. Рудольфом составляется «План дальнейшего насаждения промышленного образования в Кавказском крае», который являлся, по сути, планом развития профессионального образования на Кавказе. Уже в 1910 г. в Пятигорске была проведена сводная выставка ученических изделий промышленных учебных заведений Кавказского учебного округа. Здесь были представлены работы мужских и женских учебных заведений. Организаторы выставки ставили задачу не только «проверить правильность применяемых методов обучения», но и собрать данные о новых открываемых учебных заведениях.

По данным организаторов второй выставки, которая также проходила в Пятигорске, в 1914 г. на Северном Кавказе женских профессиональных учебных заведений всего было 50. В отчете они разделялись на женские профессиональные школы, их всего 4 - Ейская женская профессиональная школа рукоделия; 1-я Екатеринодарская школа кройки и шитья; 2-я Екатеринодарская школа кройки и шитья, Пластуновская женская профессиональная школа рукоделия и женские профессиональные отделения и классы, которых 46. В упомянутом выше циркуляре Попечителя Кавказского учебного округа 1914 года от 29 января № 2941, четвертым пунктом предлагался вопрос о целесообразности создания профессиональных классов или отделений: коммерческих, почтово-телеграфных, домоводственных, по отраслям сельского хозяйства, прикладных искусств на базе женских гимназий. Большинство гимназий округа высказалось за открытие таких курсов и только 18,2 % высказались против.

Педагогические советы Ставропольских женских гимназий св. Александры и Ольгинская отметили то явление, что далеко не все выпускницы 7-го класса женских гимназий поступали в 8-й дополнительный специальный педагогический класс: некоторые из них, по разным причинам, довольствовались окончанием курса семи классов и по выходе из гимназии посвящали себя практической деятельности. Девушки поступали на службу в магазины, конторы, казенные учреждения в качестве переписчиц, телеграфисток и т.п. Среди учениц гимназии была и такая категория лиц, которые не имели склонности к педагогической деятельности но, все - таки поступали в 8-й дополнительный класс. Для одних педагогическая деятельность была едва ли ни единственным средством обеспечить себя заработком. Для других окончание 8-го педагогического класса было ступенью к высшему образованию. Исходя из этих соображений, педагогические советы гимназий решили, что бифуркация в курсе гимназии с учреждением профессионального отделения, отвечавшего запросам местной жизни, являлась желательной.

В Ставропольских женских гимназиях воспитывалось свыше 1000 девушек, из которых ежегодно оканчивали полный курс до 80 чел., и, кроме того, 15-20 чел. выходили по разным обстоятельствам, большей частью по бедности из 5-го и 6-го классов гимназии - следовательно, число всех учениц, оставляющих ежегодно гимназии, доходило до 100. Все они искали заработка, соответствовавшего их образованию. Те девушки, которые окончили в гимназиях не более 4-х младших классов в дальнейшем занимались швейным делом или шли работать горничными и приказчицами. Воспитанницы гимназий, окончившие полный курс, давали частные уроки по домам и этим трудом зарабатывали себе на жизнь. Наиболее доступным для этого средством представлялись бухгалтерские классы, окончившие курс находили бы применение своим знаниям как в пяти Ставропольских банках и находящихся в Ставрополе торговых конторах, так и в крупных селениях, местах скупки зерна и проч. В течение истекшего десятилетия курсы фактически функционировали только три учебных года; в ближайшие после учреждения годы не было подходящего лица для преподавания специальных предметов; просуществовав один год они по той же причине снова закрылись до 1912 г.

Таким образом, бухгалтерские курсы при Ставропольской Ольгинской женской гимназии впервые открылись в 1902 г. и в течение 10 лет работали полноценно всего три года. В 1912-1913-м уч. г. записалось на курсы 34 ученицы, а окончило их 14; в 1913-1914 учебном году записалось 18, а обучалось 8, из которых 4 ученицы 8-го дополнительного класса, а прочие - посторонние лица. Плата взималась только с последних.

В 1914-1915 уч. г. окончило бухгалтерские курсы и получило свидетельства 22 ученицы, из которых 16 человек принадлежали к числу учащихся в местных женских гимназиях, главным образом это были ученицы Ольгинской женской 182 гимназии, и 6 человек посторонних.

Остальные женские гимназии Кавказского учебного округа выразили лишь пожелания о том, чтобы на их базах открывались дополнительные профессиональные коммерческие курсы и классы.

Итак, женское специальное и профессиональное образование на Северном Кавказе второй половины XIX - начала XX в. развивалось более медленно, чем в столичных городах и городах центральных губерний. Это было связано, прежде всего, с особенностями социально-экономического развития изучаемого региона.

Северный Кавказ во второй половине XIX в. только приступил к строительству мирной жизни после окончания долгой и изнурительной Кавказской войны.

Наиболее востребованной на Северном Кавказе в изучаемый период была педагогическая специальность. В огромном регионе в середине века только начинали открываться начальные учебные заведения, школы грамотности, воскресные школы, тем самым, обнаруживая потребность в специалистах - педагогах, прежде всего. Это нашло отражение и в создании педагогических классов и курсов, дававших возможность получать звания учительниц. В начале XX в. появились специальные педагогические учебные заведения, которые давали женщинам возможность получить более полное профессиональное педагогическое образование. Надо отметить, что недостаточное распространение на Северном Кавказе получило женское медицинское образование, несмотря на то, что острый недостаток медицинских работников, особенно медиков-женщин, ощущался во всех населенных пунктах Северного Кавказа. В первое десятилетие XX в. по мере втягивания Северного Кавказа в общероссийский рынок появилась потребность в специалистах в области бухгалтерии и коммерции, что нашло свое отражение в создании коммерческих классов и курсов этих специальностей.

Хотя, Северный Кавказ в изучаемый период был сельскохозяйственным регионом, женское сельскохозяйственное образование не получило широкого распространения, хотя тенденции его развития наблюдались в первое десятилетие XX в. На Кубани и Ставрополье Сельскохозяйственными обществами открывались временные сельскохозяйственные курсы для всех желающих.

Во второй половине XIX в. большая часть населения Северного Кавказа не пользовалась фабричной одеждой. Женщины из бедных слоев населения ткали и шили одежду для всей семьи сами. В конце XIX - начале XX в. с развитием торговли в городах Северного Кавказа стало возможным приобретать фабричные ткани. В это время наблюдалось повышение жизненного уровня населения, многие мещане и крестьяне могли себе позволить шить вещи на заказ, в связи с чем, стала востребованной профессия швеи. Поэтому в конце XIX в. получили широкое распространение учебные мастерские, готовящие швей, модисток и портных.

Итак, как показал исторический анализ, со второй половины XIX - в первое десятилетие XX в. в России наблюдался интенсивный процесс становления и развития женского образования. Как и по всей России, северокавказским обществом была проведена огромная работа по становлению и развитию женского образования на Северном Кавказе. Наибольшее распространение здесь получило начальное образование для женщин. Оно развивалось параллельно с мужским, его содержание ничем не отличалось от последнего. Большой популярностью среди женщин региона пользовались воскресные школы. Для большого числа северокавказских девушек и женщин воскресные школы давали единственную возможность научится читать и писать. Поскольку образование было платным, приоритет обучения оставался на стороне мужского пола это связано с патриархальными традициями в семьях, где считалось, что женщине образование не обязательно, а лишь желательно.

Как показал исторический анализ, в начальных учебных заведениях Министерства народного просвещения в основном обучались девочки православного и армяно-григорианского вероисповедания. Начальное женское образование среди мусульман не получило в изучаемом регионе широкого распространения. Девочки наряду с мальчиками обучались в мусульманских школах, двух видов - мектебе и медресе.

На Северном Кавказе во второй половине XIX - начале XX вв. происходило становление и интенсивное развитие среднего женского образования. Здесь действовали следующие типы женских средних учебных заведений: гимназии - Мариинские, МНП и частные учебные заведения. Самой многочисленной группой являлись гимназии МНП. Они финансировались Министерством, городскими обществами, благотворительными организациями и частными лицами. К 1920 г. на Северном Кавказе было более 30 подобных гимназий. Частные учебные заведения были 1,2 и 3 разряда. В отличие от центральных областей, здесь частью школы не могли конкурировать с министерскими и Мариинскими.

В изучаемый период на Северном Кавказе наряду с указанными, появляются и учебные заведения, дававшие профессиональное образование северокавказским женщинам. Наиболее востребованной в это время оказалась педагогическая специальность, что нашло отражение в росте количества педагогических классов и курсов. В целом, развитие женского образования благоприятно отразилось на повышении уровня самосознания и самооценки женской личности. Полученное образование женщины стремились реализовать. Работая по специальности, женщина могла не бояться остаться без попечения мужа или родственников. Получая специальность, женщина также приобретала возможность реализовать себя в обществе, стать социально значимой личностью.

 

Автор: Шафранова О.И.