09.05.2014 2977

Дамские общества и кружки на Северном Кавказе во второй половине XIX - начале XX в

 

Одним из направлений общественной деятельности женщин Северного Кавказа во второй половине XIX - начала XX вв. было создание и работа женских благотворительных и просветительных обществ. На Северном Кавказе наибольшее распространение они получили в конце XIX начале XX в. Дамские комитеты и общества сыграли огромную роль в развитии образования и просвещения, помощи социально-незащищенным слоям населения региона.

На основе изученного материала, по роду деятельности женские общества можно разделить на благотворительные и прогрессивные. Обе группы выполняли просветительские функции. Женские благотворительные общества стали организовываться в городах Северного Кавказа в конце 40-х - начале 50-х гг. XIX в. По целям и задачам женские благотворительные общества, в свою очередь, разделялись на общества, целью которых было организовывать учебные заведения, и общества, основной целью которых была организация помощи социально незащищенным слоям населения и помощь больным и раненым воинам. По сути, последние помогали правительству организовывать госпитали, подготовку медперсонала во время войн и т.д.

К первой группе благотворительных обществ можно отнести одно из старейших обществ, образованное еще в 1849 г. - женское благотворительное общество св. Александры в Ставрополе. Его основательницей стала княгиня Елисавета Ксаверьевна Воронцова, жена наместника на Кавказе. Главной его целью было «учреждение заведения для воспитания и необходимого образования девиц недостаточных родителей в г. Ставрополе». До отмены большевиками женских обществ, оно продолжало нести свои обязанности по содержанию женского учебного заведения. Во время войн - Русско-турецкой, Русско-японской и I Мировой общество св. Александры принимало активное участие в подготовке провизии и другой помощи воинам. В повседневной жизни члены общества старались обеспечить воспитанниц женского учебного заведения всем необходимым - дать кров, пищу и образование беднейшим жительницам г. Ставрополя и всего региона. Впоследствии женское учебное заведение, рассчитанное на 40 девушек, стараниями членов общества св. Александры было преобразовано в гимназию с более 300-ми воспитанницами.

К первой группе можно отнести и первое женское благотворительное общество в Кубанской области, которое было открыто в 1862 г. В 1860 г. по инициативе Н.С. Иваниной, урожденной Шпилевской, супруги генерал- майора, собрался кружок дам, который поставил себе задачу открыть благотворительное общество для продвижения женского образования на Кубани. Утверждено общество было только через два года, и первой его председательницей стала супруга Наказного атамана Елена Сергеевна Суморокова-Эльстон. Главной целью Екатеринодарского женского благотворительного общества была организация женских учебных заведений на Кубани. С 1865 г. деятельность общества развернулась в станицах. Общество открыло женские школы в станицах Полтавской, Ладожской, Отрадной, Уманской, Баталпашинской, Андрюковской. Постепенно повышался интерес к образованию девочек среди казачьего населения. В конце 70-80-х гг. XIX в. это стало естественной необходимостью, что позволило обществу, открывая женские школы, передавать их станичным обществам. По отчету общества за 1875 г. на его средства содержались 5 женских одноклассных и двухклассных школ. В 1889 г. в ведении общества было 4 школы, в 1914 г. общество содержало 22 открытые им же школы для девочек. Екатеринодарское женское благотворительное общество являлось пионером в продвижении женского элементарного образования в Кубанской области. Открыв более чем в 30 населенных пунктах школы, оно подготовило население к осознанию того, что образование женщине также необходимо, как и мужчине.

Самую многочисленную группу составили общества, главная цель которых состояла в том, чтобы помогать бедным слоям населения.

Во все времена самыми социально незащищенными слоями населения считаются старики, женщины и дети. Когда государство мало заботится о своих гражданах, они ищут способ получить помощь вне государственных структур. Большую работу в помощи детям проводили дамские благотворительные общества, созданные специально для этого. Пятигорский Дамский кружок образовался в 1904 г., во время Русско-японской войны. Изначально его целью была посильная помощь действующей армии. Когда окончилась война, кружок был переориентирован на помощь работающим женщинам и организовал «Ясли» для детей поденно работающих родителей. В конце 1906 г. на средства кружка был основан ещё и постоянный приют для бедных детей, круглых сирот и полусирот г. Пятигорска. Кружок стал называться «Дамский кружок попечения о бедных детях». Его пожизненной председательницей стала госпожа А.В. Богданова. Кружок состоял в ведении Комитета попечительства о трудовой помощи состоявшего под августейшим покровительством Её императорского Величества императрицы Александры Федоровны.

С каждым годом количество сирот увеличивалось, и в 1911 г. было решено приобрести собственное здание для приюта. В 1912 г. кружком призревалось уже 28, а в 1914 г.- 48 детей, оставшихся без родителей. Надо отметить, что дети, попадавшие в подобные приюты воспитывались до 15-17 лет. По достижении этого возраста воспитатели и попечители старались устроить дальнейшую судьбу детей. Нередко на средства общества дети определялись в специальные и профессиональные учебные заведения. Получив профессиональное образование, в дальнейшем бывшие воспитанники приюта могли сами себя обеспечивать. Так, например, в 1912 г. из приюта вышло 2 сирот - Валерий Болейко 14 лет и Евгения Болейко 16 лет. Мальчик был определен в Тифлисскую фельдшерскую школу, девочка окончила Пятигорскую профессиональную школу, выдержала при Владикавказской ремесленной управе экзамен на мастерицу и теперь могла зарабатывать себе на хлеб самостоятельно. Пятигорский дамский кружок попечения о бедных, образованный в 1912 г., содержал приют - ясли для детей обоего пола.

3 мая 1914 г. «Состоящий под Высочайшим Императорского Величества покровительством Романовский комитет» направил во все губернии и области письма, в которых требовалось сообщить, сколько есть детских приютов в данных местностях, в каком они состоянии и нужна ли помощь, кроме того, в анкете был вопрос о том, нужна ли организация сиротских приютов в той или иной местности. По отчету, составленному начальником Терской области, видно, что в селах и станицах Терской области сиротских приютов не имелось. В городах Пятигорске, Кисловодске, Грозном были сиротские приюты, и многими приютами заведовали женщины. В Пятигорске, указанное «Общество попечения о бедных детях», заведующая приютом - Добровольская Е.Я., во Владикавказе приют содержало благотворительное общество, в котором работали лица обоего пола. В Грозном это «Общество призрения сирот-девочек в память 300-летия благополучного царствования Дома Романовых», его председательницей была жена инструктора персидской кавалерии, есаула Штольдер Елена Варфоломеевна. В Кисловодске работал Софийский приют для детей, которым управлял доктор Хомяков.

Для Северного Кавказа характерно образование национальных женских обществ. Как выяснилось, наиболее социально активными в этом оказались армянки. В начале XX в. было организовано несколько национальных женских обществ. Женское армянское благотворительное общество было образованно в 1907 г. в Пятигорске. Его целью было содействие нуждающимся лицам армянского происхождения в г. Пятигорске. Помощь общества выражалась в выдаче нуждающимся «продовольствия, отопления и одежды натурою», единовременными или периодическими пособиями, в «приискании работы». Учредительницами общества были жена священника О.Д. Шхиньянц, жена потомственного гражданина Н.С. Попова и жена купца M.JI. Оганова. В дальнейших планах общества имелось намерение открыть приюты для стариков и детей обоего пола и профессиональную школу. Из отчета общества за 1909 г. видно, что деятельность его членов была направлена на помощь неимущим жителям Пятигорска, в основном, армянской национальности. В 1909 г. выдавались ежемесячные пособия, оказывалась единовременная помощь в покупке дров и лекарств, а также оплачивалось репетиторство ученику Мыдыкьянцу и ученице Абрамян Марии.

В 1906-1907 гг. открылись дамские национальные благотворительные общества в других городах. Это Екатеринодарское Дамское Евангелическое лютеранское благотворительное общество, Екатеринодарское Дамское армянское благотворительное общество и Майкопское женское армянское благотворительное общество. Целью Екатеринодарского дамского евангелического лютеранского благотворительного общества (5ыло «вспомоществование нуждающимся лицам евангелическо-лютеранского вероисповедания, находящимся в Екатеринодаре», целью дамских благотворительных армянских обществ «вспомоществование лицам армянского происхождения». Членами общества могли быть и мужчины. Однако, основную работу проводило правление общества, состоящее из дам, живущих в указанных городах и имеющих определенный социальный статус. Так, в составе Евангелического лютеранского благотворительного общества были жена пастора Е.А. Асмус, жена провизора Э.К. Шиллинг, жена купца А.Ф. Текстер, преподавательницы женского Мариинского института М. А. Цернакс и Е.Я. Дуват. В качестве членов правления Екатеринодарского дамского армянского общества состояли жена местного ревизора Е.К. Терумова, жена жителя эриванской губернии Г.П. Сатуньянц, мещанка Г.Д. Чубарова, акушерка А.М. Берекчиан, учительница армянского училища Е.С. Орокверцхова, жена армянского священника Т.А. Вартаньянц, дочь мещанина В.Г. Есаян. В 1908 г. Екатеринодарское дамское армянское благотворительное общество прекратило свою деятельность, передав свои капиталы в образованное Кавказское Армянское благотворительное общество в Екатеринодарское отделение. Женщины, участвовавшие в образовании прежнего общества, во вновь открытом также продолжали свою деятельность. Из 158 человек в его составе было 49 дам.

Наиболее многочисленную группу составляли женские благотворительные общества, основной целью которых была организация помощи больным и раненым воинам, которые сыграли неоценимую роль в помощи армии во время войн это Общества попечения о больных и раненых войнах, позже переименованные в Дамские комитеты общества Красного креста.

В заботе о раненых воинах и семьях погибших в России был учрежден «Комитет о раненых». Пример создавшей принцессы Терезы в 1844 г. в Санкт- Петербурге первую в Европе женскую общину, готовящую сестер милосердия, побудил к созданию в 1867 г. Российского общества попечения о раненых и больных воинах - Организацию, впоследствии получившую название Российского общества Красного Креста. На Северном Кавказе действовали местные комитеты этого общества, а при них - дамские комитеты.

15 января 1877 г. в Ставрополе по инициативе супруги начальника губернии Н.Д. День был организован комитет общества попечения о больных и раненых войнах. Управление комитета под председательством Н.Д. День состояло из вице - председательницы Ж.И. Зиссерман, действительных членов М.Г. Васильевой, Е.Н. Бенедиктовой, Е.А. Смалевской, JI.B. Барсовой. Как сказано в отчете общества, «Составившись на первых порах исключительно из женского населения Ставрополя, комитет приобрел себе членов и в уездах. К концу 1877 г. он насчитывал в своем составе всего 266 человек, из них: действительных членов - 103, членов-соревнователей 16». Деятельность общества распространилось почти на все уезды Ставропольской губернии. Так, в Ставрополе насчитывалась 51 дама - член комитета, в Ставропольском уезде - 72, в Новогригорьевском уезде - 98, Медвеженском - 43, Александровском - 1, Калмыцком Болынедербетовском улусе - 1. В уставе и отчетах отмечалось, что членами общества могли быть те лица, которые имели более или менее значительное влияние на окружающее их общество, пользовались уважением и доверием в его среде. В Ставрополе это были жены чиновников, в уездах членами общества стали, в основном, мужчины. Это объясняется тем, что «женщина в крестьянской среде у нас, как и везде не играет выдающейся самостоятельной роли. Если же в состав комитета и вошли некоторые женщины, то это были не крестьянки, а жены чиновников административного и судебного ведомств, учительницы сельских школ, жены волостных и сельских писарей» - писалось в отчете комитета общества. Комитет общества проводил большую работу по привлечению новых членов. Однако, многие мужчины, узнав о существовании комитета, искренне сочувствуя общей беде и под влиянием подъема патриотических настроений изъявляли добровольное желание стать его действительными членами. Так, государственный крестьянин села Петровского Новогригорьевского уезда Василий Кузенко выразил свою готовность быть членом Дамского комитета. Он внес единовременно положенную плату по званию члена впредь за пять лет - 50 рублей, сверх того, обязался за себя и своих сыновей Ефрема и Лукьяна во все время войны ежемесячно вносить в комитет по 3 рубля. Таким образом, дамский комитет не состоял исключительно из женщин, однако они играли главную роль в управлении и организации, вели основную организационную работу, документацию. Деятельность комитета заключалась в сборе средств, вещей и пожертвований для нужд армии и отправке их в зону боевых действий. 26 апреля 1877 г. обществом были открыты курсы сестер милосердия при Ставропольском военном госпитале. Дамский комитет занимался подбором кандидатур для выполнения этой миссии и взял на себя все расходы не только по организации курсов сестер милосердия, но и по снабжению их всем необходимым во время пребывания на фронте в Русско-турецкую войну 1877- 1878 гг. Так в июне 1877 г. комитет подготовил и отправил на фронт 11 сестер милосердия и обеспечивал их пребывание там всю войну.

К подготовке сестер милосердия для зоны боевых действий дамский комитет и Общество Красного Креста в г. Ставрополе отнеслись большой ответственностью. Поступило множество прошений от женщин разного возраста и сословий, не побоявшихся отправиться на фронт со столь опасной миссией. Это были вдовы военных, жены и дочери чиновников и священников. Замужние женщины должны были помимо всех требуемых документов предоставить подписку мужа о том, что тот не препятствует желанию своей супруги обучиться на курсах для сестер милосердия и отправиться на фронт. По окончании курсов каждой выпускнице прошедшей испытания выдавалось специальное удостоверение в том, что она прошла курсы и достойна звания сестры милосердия.

Деятельность членов Ставропольского Дамского комитета во время Русско-турецкой войны была отмечена Знаками отличия Красного Креста второй степени. Награды получили: председательница, супруга генерал-майора Нина День, помощница председательницы, супруга надворного советника Жозефина Зиссерман, заведующая складом, вдова статского советника Евгения Смолевская. Темнобронзовые медали в память о Русско-турецкой войне, с лентами получили сестры милосердия, работавшие в зоне боевых действий: Мария Буздижан, Варвара Алексеева, Людовика Домбровская, Наталья Просекова, Стефанида Лукаева, Ольга Чиркова, Марья Андриевская и монахини, также работавшие сестрами милосердия - Агафоника Шаталова, Евдокия Прядкина, Екатерина Серкова, Пелагея Тинькова.

В новом качестве и с другими членами общество продолжило работу и в I Мировую войну, исполняя те же функции, что и во время Русско-турецкой. Ставропольский при Красном Кресте дамский комитет вновь образовался 31 июля 1914 г. по инициативе и при непосредственной организации супруги Ставропольского губернатора Марии Ильиничны Янушевич. На первом же заседании были избраны члены правления, ими стали: председательницей - М.И. Янушевич, её товарищами - княгиня Е. А. Шервашидзе, JI.K. Стефанович и еще 16 членов. Главная цель общества на общем собрании была определена так: «Дамский комитет при своем открытии задался целью, прежде всего, оборудовать постельным и носильным бельем, по возможности, предполагавшиеся к открытию в Ставрополе госпитали для больных и раненых воинов, при чем было решено построить белье из хорошей материи с целью использовать его после войны в мирных целях».

К 1 января 1915 г. в обществе состояло уже 88 действительных членов - женщин. Всего за полгода работы комитет оборудовал 1100 кроватей, выдав госпиталям 39295 вещей на сумму 38896 рублей. Были организованы пункты сбора пожертвований, где дамы комитета безвозмездно работали ежедневно, был устроен склад, где велся строгий учет всех поступивших и отпущенных вещей, белья, продуктов.

Комитетом было дано обязательство изготовить белья для полного комплекта воинов Самурского и Гунибского полков, белье для бань, работавших в действующей армии. Для этого была налажена работа по изготовлению одежды и белья в рукодельных классах женских школ и гимназий г. Ставрополя.

Под эгидой Ставропольского при Красном Кресте Дамского комитета с сентября организовались дамские комитеты и кружки в селах Ставропольской губернии. Это Ладовско-Балковский, Медвеженский, Летнеставочный, Благодаренский, Виноделинский Дамские комитеты. Благодаря сельским женским обществам было собрано и отправлено на фронт 28666 штук теплых вещей, табаку, сахару и чаю на сумму 36000 рублей. Дамский комитет Красного Креста продолжал свою работу вплоть до выхода России из войны в 1918 г.

С 1877 г. на Кубани, как и во всей России, распространил свою деятельность комитет помощи больным и раненым воинам. В составе правления Екатеринодарского местного управления общества значились как мужчины, так и женщины, однако, наблюдалась тенденция передачи проблем милосердия и благотворительности на попечение женщин. В 1897 г. из 16 членов правления 5 женщин, в 1901 г. из 16 - 4 мужчины, остальные женщины.

В военное время большая часть работы в тылу ложилась на женщин. Они одними из первых откликались на общую беду, организовывали комитеты и благотворительные пункты. Когда началась Русско-японская война, во все области России был разослан рескрипт Государыни - императрицы Марии Федоровны, «возложившей на все органы общества Красного Креста заботы об облегчении страданий воинов». Как писалось в отчете, этот призыв нашел горячий отклик в сердцах членов комитета Кубанской общины Е.И. Малама, которая с полным самоотвержением и энергией приняла на себя труд лично руководить этим сложным делом. По постановлению общего собрания, решено было организовать сбор пожертвований и приступить к заготовлению материального имущества для лазарета на 100 кроватей.

8 апреля 1894 г. в Екатеринодаре была открыта Кубанская община сестер милосердия. До 1904 г. она состояла в ведении Кубанского местного управления Российского общества Красного Креста и управлялась особым попечительным советом. В 1904 г. был применен к Кубанской общине утвержденный 13 мая 1903 г. Государственный Императрицей Марией Федоровной «нормальный» устав общин сестер милосердия Российского общества Красного Креста и состоялось полное отделение общины от Кубанского местного управления с образованием комитета общины. С этого момента Кубанская община сестер милосердия действовала как самостоятельное образование, вела отдельную документацию и бухгалтерию, печатала отчеты. Однако, основной статьей расходов местного управления оставалась община, кроме того, попечительный совет общины состоял из дам - членов местного управления РОКК, - и вся история существования общины, её деятельность неразрывно связаны с деятельностью Екатеринодарского местного управления Красного Креста.

Постановлением Кубанского местного управления общества Красного Креста, от 8 апреля 1894 г., на основании § 7и 8 устава Кубанской общины был избран попечительный совет в составе попечительницы - почетной гражданки Е.П. Якунинской, товарища её - жены полковника С.Ф. Бек и заведующего хозяйственной частью и делопроизводством - полковника И.Г. Домбровского. Главной целью создания общины была подготовка сестер для оказания помощи больным и раненым воинам в военное время, а также организация врачебной помощи в станицах, городских больницах и в частных домах. Для ведения занятий по обучению и подготовке к уходу за больными сестер и испытуемых был избран доктор медицины А.Н. Скворцов, для наблюдения за религиозно-нравственным развитием сестер, преподавания им Закона Божия и для наставления их в правилах веры - священник протоирей о. Григорий Виноградов, который состоял в этой должности до 1917 г. Большую роль сыграли кубанские сестры милосердия во время Русско-японской и I Мировой войны. В 1905 г. усилиями Местного управления общества Красного креста был подготовлен и отправлен в Харбин плавучий лазарет «Кубанская область». Личный состав лазарета состоял из старшего врача лазарета и уполномоченного доктора медицины И.Я. Миеровича, младшего врача и уполномоченного доктора медицины И.Д. Скочко, 2 студенток, 7 сестер милосердия и 14 санитаров. Пять кубанских сестер из состава лазарета Миеровича были выделены для работы в перевязочном летучем отряде. Этот отряд работал на передовых позициях, помогая раненым на поле боя. Врачи лазарета «Кубанская область» и многие сестры за свою самоотверженную деятельность по уходу за ранеными и больными воинами были удостоены награждения орденами и другими знаками отличия.

В 1914 г. был открыт лазарет Кубанской общины сестер милосердия. Его персонал состоял из докторов и сестер милосердия общины. 5 апреля 1915 г. на театр военных действий было отправлено 117 сестер, подготовленных Кубанской общиной сестер милосердия.

В Пятигорске под эгидой Красного Креста так же, как и на Кубани, работала община сестер милосердия. В мирное время её деятельность заключалась в обслуживании колоний Красного креста на Кавказских Минеральных водах. Из отчета за 1906 г. видно, что сестры и испытуемые в указанном году были заняты на следующих объектах: в Пятигорской колонии надзором за приготовлением пищи на 185 чел. были заняты 2 сестры; в столовой - 1 сестра; по уходу за больными - 1 сестра; в Ессентукской колонии, для ведения хозяйства, счетоводства и надзора - 2 сестры; в Железноводской колонии для ведения хозяйства и счетоводства и надзора за больными - 2 сестры. В лечебнице и амбулатории при Пятигорской общине - 2 сестры и 1 сестра в аптеке. В глазном кабинете работала безвозмездно возвратившаяся с Дальнего Востока сестра волонтерка - Н.Ф. Набокова, при чем относилась к своим обязанностям с редкой любовью и неутомимостью. В больнице Пятигорского благотворительного общества работали 2 сестры. На частных дежурствах находилась одна сестра.

С начала I Мировой войны в г. Пятигорске, так же, как и в других городах Северного Кавказа, активизировали свою деятельность дамские комитеты и общества. 27 августа 1914 г. по приглашению городского головы состоялось организованное собрание Пятигорских дам в связи с событиями военного времени для оказания помощи больным и раненым воинам. На это собрание явилось 52 дамы, которые организовали Дамский комитет Красного Креста. Собрание избрало председательницей известную в Пятигорске в качестве активного организатора многих благотворительных обществ и мероприятий госпожу Богданову А.В., которая к тому времени уже состояла в Дамском кружке «Ясли». Деятельность Пятигорского дамского комитета Красного Креста была направлена на помощь и заботу о раненых и больных воинах, поступавших в госпитали городов Кавказских Минеральных вод.

На первых собраниях комитет наметил следующие цели: 1. оборудование лазаретов, устраиваемых для раненых; 2. организация работы по шитью белья. Работы по изготовлению теплой одежды и белья для армии были налажены в женской профессиональной школе, женской гимназии, 2-х классном женском училище, в рукодельных классах Алексеевского, Николаевского, Горячеводского училищ, мастерских Сахаровой и Ивановой. Всего за 1-й год было сшито 34231 шт. белья. Кроме того, комитетом организовывались благотворительные сборы и вечера, где собирались средства для покупки ткани и других расходов, связанных с военным временем.

В 1917 г. в Пятигорском дамском комитете Красного Креста состояло 159 дам - жительниц Пятигорска. Председательницей комитета состояла госпожа Богданова А.В., товарищем её М.А. Ржаксинская, секретарем С.И. Штеллер, казначеей О.В. Шерстюкова. Членами правления общества состояли 22 дамы, которые наряду с правлением были основными организаторами всей деятельности комитета.

В 1916 г. комитетом были устроены благотворительные сборы на отправку подарков для солдат в ставку государя императора и на постройку здравниц в Крыму. Собранные 475 р. 52 к. были переданы в кассу городского самоуправления на пасхальные подарки воинам, из общих сумм комитетом было ассигновано на эту цель свыше 2000 р. Через А.И. Рунич, от сбора на Минеральных водах поступило 361 р, пожертвований от частных лиц - 1215 р. 19 к. Подарки были отправлены 84 пехотному Ширванскому его Величества полку, 264 Георгиевскому полку, казакам 1-го, 2-го и 3-го Волгским полкам пластунам, артиллеристам 3-го Кавказского Мортирного дивизиона и 595-й Терской дружине, пропорционально количеству людей в каждой части. Из этой суммы на 200 р. было приобретено папирос и отправлено главноуполномоченному Российского общества Красного креста на Кавказе Голубеву для раненых, находящихся в лазаретах Красного креста, расположенных вблизи позиций. Ввиду же насущной нужды последних в белье, 22-го июля был устроен специальный сбор на белье и табак, давший 567 р. 91к.

Кроме благотворительных сборов, дамский комитет активно занимался организацией помощи инвалидам войны. Сначала помощь выражалась в форме пособий из особого фонда. В 1916 г. дамским комитетом были организованы учебные мастерские для обучения инвалидов сапожному и портному ремеслам на 25 чел. Большую поддержку в этом оказал комитету пятигорский уездный комитет Всероссийского земского союза, представивший бесплатно помещение для инвалидов и принявший на себя расходы по отоплению и освещению мастерских. Все остальные расходы обеспечивал дамский комитет. В 1917 г. в мастерских обучалось 17 инвалидов. Обучение велось под руководством приходящих, оплачиваемых комитетом инструкторов. Заведующей мастерскими была Е.П. Федотова, сотрудницами - Е.П. Назарова, Е.Г. Кривенко и А.И. Рысина. Оборудование было закуплено также на средства комитета. Инвалиду, прошедшему курс обучения и сдавшему экзамен, выдавались инструменты для первоначального обзаведения и свидетельство ремесленной управы на звание мастера.

Кроме того, дамы постоянно пополняли средства общества членскими взносами, собирали пожертвования, устраивали благотворительные вечера. Дамским комитетом была организована библиотека для раненых воинов.

Как и в других городах Северного Кавказа, в Пятигорске во время войны было открыто благотворительное кафе «Чашка чаю». Его организатором выступило указанное дамское общество. Доходы от кафе общество направляло на устройство учебной мастерской для инвалидов. По отчету за 6 месяцев своего существования доход кафе составлял 4598 р. 56 к, что было направлено на приобретение инвентаря для мастерской. Заведующей кафе «Чашка чаю» была М.К. Барт, казначеей В.Н. Чебиш. Средства, вырученные с продаж в кафе, кроме мастерских, направлялись и на другие благотворительные цели. Так, например в 1917 г. часть средств была направлена на нужды сирот призреваемых Дамским кружком «Ясли».

Пятигорская община сестер милосердия, под эгидой Пятигорского Дамского комитета, активизировала свою деятельность во время I Мировой войны. Сестры теперь направлялись в новые лазареты, специально организованные для поступающих на лечение раненых солдат и офицеров.

В 1906 г., 12 марта, в Екатеринодаре было образовано общество «Братской помощи воинам, пострадавшим в Русско-японскую войну». Впоследствии общество стало называться «Кубанским обществом братской помощи увечным воинам». Надо отметить, что в его названии не присутствует слово «дамское», однако попечительницами общества состояли дамы. Так, в отчете за 1916 г. председательницей правления общества состояла супруга наказного атамана Кубанской области С.И. Бабыч, вице-председательницей состояла госпожа Е.А. Калери. Члены правления: В.М. Федорова, Л.Н. Глинская, С.Б. Камянская, М.Г. Пужай, А.И. Камянская, Е.И. Протасова, З.П. Корсун, А.Н. Шапарева, Л.С. Ягодкина, А.П. Майгур, К.П. Гаденко, В.П. Белый и П.Д. Проскурин. Как видим, из всех членов правления только 2 мужчины, основная работа легла на плечи дам, поэтому представляется возможным отнести это общество к «Дамским благотворительным обществам». Деятельность общества заключалась в помощи пострадавшим от войн, в первую очередь, конечно, раненым и больным воинам, потерявшим способность работать, их семьям. Ежегодно выдавалась пенсия: постоянная и единовременная. В 1916 г. под патронатом общества состояло 46 постоянных пенсионеров, в том числе -1 офицер, 20 казаков, 18 солдат, 1 матрос, 4 горца, 1 вдова и 1 воспитанница Посполитакинского училища. Размер пенсии колебался от 36 до 300 рублей в год. Многие пользовались пенсией с 1907 г. В 1916 г. силами общества и стараниями его попечительницы С.И. Бабыч был открыт Инвалидный дом с общежитием при нем для инвалидов и с оборудованными мастерскими - 2 портняжными, шапочной и сапожной. Как писалось в отчете, «Общество стремиться не только дать приют увечным воинам, но и главным образом дать им возможность самостоятельно зарабатывать кусок хлеба. С этой целью были открыты мастерские, в которых обучали ремеслам, а по окончании учебы общество, снабдив обученного инструментами и необходимыми принадлежностями по его специальности, отпускало его на родину с тем, чтобы он продолжал избранное дело». Неоценимую услугу в деле сбора средств для благотворительных нужд во время I Мировой войны оказало Благотворительное кафе «Чашка чаю», открытое дамскими обществами Екатеринодара. Доход от кафе направлялся в различные благотворительные общества. Так, в 1916 г. от кафе на счет Кубанского общества братской помощи увечным воинам поступило 1000 рублей. В 1915 г. газета «Кубанский курьер» сообщала, что за 13 дней существования «Чашка чаю» выручила более 1000 рублей, оказав помощь 50 семьям беженцев. Благотворительное кафе, организованное дамами, пользовалось большой популярностью среди жителей и гостей Екатеринодара. Многие стремились туда отдохнуть и провести время с пользой для общего дела. В 1916 г. «Кубанская мысль» писала: «Сравнивая с «Чашкой» в других городах, убеждаешься, насколько своеобразна и мила Екатеринодарская «Чашка», этот радушный семейный дом хорошего тона».

Множество женских благотворительных обществ в Терской области было устроено во время I Мировой войны. Как, например, Владикавказский дамский кружок «Чашка чаю» (1915) и Грозненский дамский кружок «Чашка чаю» (1915). Целью этих кружков было оказание помощи пострадавшим от войны. Устав Владикавказского кружка был утвержден в конце декабря 1915 г., в нем указывалось: «Общество имеет своей целью собирание средств для обращения таковых на помощь лицам в той или иной форме пострадавшим от настоящей войны, а также ее участникам, нуждающимся в этом». Учредительницами кружка были жена полковника Ольга Николаевна Темченко, жена присяжного поверенного Мария Константиновна Скуридина, дворянка Елизавета Михайловна Андриевская, жена надворного советника Екатерина Георгиевна Гасумянц, жена присяжного поверенного Зинаида Абрамовна Малкодова и др. В уставе также указывалось, что «членами общества могут быть все правоспособные лица женского пола, уплатившие установленный членский взнос - 3 рубля в год». В § 5 устава указывалось, что с целью наибольшего потока средств общество открывает в г. Владикавказе кофейню для продажи кофе, чаю, молока, какао, шоколада, прохладительных напитков, минеральных вод, булок, пирожков и т.д., получающийся доход обращается на удовлетворение прямой цели общества. § 4 гласил: «средства общества образуются из единовременных пожертвований деньгами и материалами, членских взносов и прибыли от операций общества, а также устраиваемых обществом публичных чтений, концертов, лекций и спектаклей». Преследуя главную цель - помощь пострадавшим от войны общество выполняло и просветительные функции, устраивая лекции и публичные чтения. Газета «Терские ведомости» постоянно печатала заметки о деятельности общества. Отмечала, что открытая дамами чайная стала широко популярной в городе. Здесь проводились музыкальные вечера, концерты с участием местных актеров- любителей. Вырученные средства были использованы исключительно для оказания помощи беженцам, бедным и сиротам.

Вторую группу так называемых «прогрессивных» кружков составили общества, целью которых было просвещение женщин и борьба за равноправие женщин и мужчин.

Надо отметить, что начало XX в. характеризуется стремлением многих женщин России всех сословий стать не просто грамотными, а образованными, чтобы изменить свою жизнь, сделать что-то большее в своей жизни, чем их предшественницы. На этом поприще в провинции большую роль играли именно просветительные общества для женщин и организованные женщинами. Так, Дамский кружок в городе Георгиевске, был организован в 1910 г. по примеру Тифлисского Общества Кавказских женщин. Его целью было способствовать обучению своих членов на почве взаимного содействия их умственному и моральному развитию и улучшению их материальных условий. Инициаторы образования кружка - жена титулярного советника А. А. Сусникова, жена торгового казака А.П. Рудохина, учительница М.Н. Киселева, жена купца Е.А. Артамонова.

Главной задачей кружка было просвещение женщин города Георгиевска. В уставе сказано, что для достижения целей кружок устраивает: публичные лекции, курсы и собеседования на различные темы, устраивает литературные и музыкальные, семейные вечера, спектакли, танцы, экскурсии. Кружку предоставлялось право иметь свою библиотеку, читальню, музей и выставки дамских работ. Читались лекции по вопросам детских и женских болезней, о методах воспитания, об основах психологии. Также проводились занятия по рукоделию и кулинарии, представительницы кружка давали уроки для неграмотных девушек и женщин.

По примеру Тифлисского и Георгиевского просветительных обществ для дам в Екатеринодаре 21 апреля 1912 г. заявлено о создании «Женского клуба» «группой прогрессивных женщин». 17 мая того же года состоялось учредительное собрание этого клуба, на которое явились 30 женщин, желавших «проявить себя общественно, заниматься самообразованием устраивать развлечения и отдых от мелочей повседневной жизни». Ответственным распорядителем клуба были С. Глинская и Ю. Маглиновская. В клубе состояло 152 человека. Силами членов клуба было организовано 6 комиссий: литературная, педагогическая, профессиональная, хозяйственная и по развлечениям. По предложению Ю. Маглиновской 23 февраля (8 марта) 1913 г. впервые в Екатеринодаре был отмечен Международный женский день. Женский клуб многое сделал и для практической помощи женщинам. В 1913 г. открылся детский сад, детская библиотека и швейная мастерская. За первый год существования дамы открыли секцию гимнастики и подвижных игр на воздухе, прочитано членами клуба 10 литературных лекций: об А.П. Чехове, И.А. Гончарове, Н.А. Некрасове и других русских классиках. Госпожа Микони и Франгуполо выступили с рефератами: «Вечно женственное в произведениях Бернарда Шоу» и «Женские типы в произведениях Жоржа Санд». В 1915 г. непосредственный член клуба Ю.Я. Маглиновская открыла курсы стенографии, где сама преподавала. Деятельность Женского клуба в Екатеринодаре имела довольно широкий резонанс. Было множество недовольных мужчин, которые привыкли, что женщины сидят дома, а если и создаются женские общества, то только для благотворительности. В периодике даже появляются карикатуры на так называемых «прогрессивных женщин». Само создание и существование таких клубов носило действительно прогрессивный характер, так как членами клуба становились и могли пользоваться кружками, присутствовать на занятиях и в секциях женщины разных социальных слоев и классов.

Социальный состав дамских обществ был довольно разнообразным, однако на протяжении изучаемого периода он существенно менялся. Если в 50- 60-е гг. XIX в. членами и учредительницами обществ были супруги наказных атаманов и местных градоначальников, губернаторов, чиновников, купцов, то в конце XIX - начале XX вв. в правлениях обществ кроме указанных, появляются женщины-врачи, городские и сельские учительницы, то есть - представительницы интеллигенции. Надо отметить, что в северокавказских женских обществах на протяжении всего изучаемого периода практически не встречалось крестьянок, очень мало было мещанок. Сами женщины того времени объясняли это так: « Что касается женского населения в комитете, то в уездах главным образом представлены мужчины. Явление это объясняется так:   женщины в крестьянской среде у нас, не играет выдающейся самостоятельной роли. Если же в состав комитета и вошли некоторые женщины из населения уездов, то эти женщины не крестьянки, а жены чиновников административного и судебного ведомств или учительницы сельских школ, жены волостных и сельских писарей». На основе изученного материала можно добавить следующее. В 50-60-е гг. XIX в. занимались общественной деятельностью образованные женщины. Поскольку в это время образование было доступно в основном представительницам высших сословий, то и участвовали в социальной жизни региона женщины, имевшие привилегированное положение - супруги наказных атаманов и местных градоначальников, губернаторов, чиновников. Почти все они были дворянками. В конце XIX - начале XX вв. все сословия были втянуты в образовательный процесс. Все больше женщин из непривилегированных сословий, получая образование и профессию, повышали свой социальный статус. В этот период стало появляться множество учительниц, библиотекарей, телеграфисток, женщин медицинских работниц, выходцев из крестьян, мещан и бедных казаков. Многие из этих женщин становились членами дамских комитетов и обществ. Именно эти женщины были наиболее социально-активными. Поскольку они сами были из народа, через свою деятельность, могли реально влиять на общественную жизнь региона, на изменение гендерного традиционализма в северокавказском обществе.

Итак, дамские общества, начавшие историю своего существования с середины XIX в., к началу XX в. получили довольно широкое распространение на Северном Кавказе. Благотворительность и просветительство - это основные направления деятельности обществ согласно их целям на протяжении всего периода истории их существования. К 1917 г. работало более 30 дамских комитетов, кружков и обществ разной направленности.

Дамские благотворительные общества много сделали для помощи социально незащищенным слоям населения. Благодаря дамским обществам, содержавшим детские приюты, многие сироты получили профессии и смогли устроиться в жизни. Особое внимание женских обществ было направлено на развитие женского образования, что дало возможность девочкам, из бедных семей, получить образование и реализовать полученные знания. Инвалиды - ветераны войн, обретали новую специальность и уверенность в завтрашнем дне. В начале XX в. под влиянием Российского женского движения и, во многом, благодаря просветительной деятельности дамских обществ, женщина всех сословий стала играть все большую роль в семье и обществе. Повысилась общая культура жизни северокавказского населения, появилось все больше «прогрессивных» женщин, желавших проявить себя в социальной жизни городов и поселков Северного Кавказа.

 

Автор: Шафранова О.И.