10.12.2012 5074

Роль женщин в американском образовании. Домашнее образование и воспитание в конце XVIII - начале XX веков в США

 

Во многих странах Западной Европы конца XVIII - начала XIX вв. существовала более или менее значительная разница в отношении доступа к образованию, определенных сфер деятельности, гражданских и политических прав мужчин и женщин. Значительная часть женщин считало это положение несправедливым и стремилось к возможному устранению неравенства в положении лиц разного пола. Наибольших успехов в этом отношении добились американки. И это неудивительно, ведь именно США показали пример всему миру не только в одних внешних законах уважения к женщинам, но и действительной готовности признать за ними все те существенные права, которые смогли доставить женщинам возможность чувствовать себя вполне самостоятельными и полноправными членами общества.

Во многом эти аспекты отразились в процессе домашнего воспитания и обучения женщин. Долгое время в Американской республике господствовала концепция, которую известный американский историк Линда Кербер назвала «Республиканским Материнством». Согласно государственной идеологии США в этот период, только из хорошо воспитанных и образованных девушек впоследствии получались лучшие жены и матеря Америки, женские достоинства которых способствовали формированию у детей, чувства нравственности и патриотизма к своей родине.

Помимо репродуктивной функции рождения детей, женщины выполняли также производительную (в качестве хозяек, служанок), столь необходимую для выживания. Женщины делали всю работу по дому, которая включала в себя приготовление пищи, сохранение продуктов, рукоделие и т.д. Помимо этого матери занимались воспитанием детей, обучая своих дочерей домохозяйству. Фраза о том, что «женская работа не имеет конца» весьма применима к тому времени. Американские женщины способствовали зарождению новой великой цивилизации, вряд ли догадываясь об этом.

До второй половины XIX в. в Америке женщина, выходя замуж, теряла свое право и дееспособность. Муж и жена считались в то время юридически одним лицом. Муж не мог, например, ничего подарить своей жене или заключить с ней договор, так как нельзя договариваться с самим собой. Долги женщины до ее замужества с выходом замуж становились долгами ее мужа и т.д. Другими словами личность женщины юридически совершенно поглощалось личностью мужа.

Тем не менее, известны факты, когда женщины становились известными предпринимательницами, в основном это были вдовы, продолжившие дело мужа после его смерти. История сохранила имена Марты Турнстолл - владелицы китобойного промысла и Маргарет Филлипс - кораблестроительного «магната». Маргарет Брент в Мэриленде владела большими земельными угодьями. Ее уважали в округе, и даже сам губернатор прислушивался к ее советам. Но даже богатство и авторитет не помогли миссис Брент получить право голоса в то время. Она и ее сестра Мэри так и не вышла замуж, что было уникальным явлением в начале XVIII в. Скорее всего это объясняется тем, что получая статус замужней женщины, женщина лишалась юридической самостоятельности. Она не имела права на собственность и не могла подписывать контракты от своего имени, ей было запрещено зарабатывать деньги. Только незамужние женщины обладали правом распоряжаться имуществом и заключать сделки. Вдовы же были наделены значительными юридическими полномочиями.

Раннее американское общество было по своей сути антифеминистичным, и образованные женщины представлялись в виде ужасных «ученых леди», которых часто высмеивали. С конца 1790 и начала 1800 годов большинство американцев стали рассматривать таких женщин как угрозу моральным ценностям общества.

По мнению американцев, девушки отнюдь не нуждались в каком либо образовании. Их статус в обществе был определен с самого рождения ролью хорошей жены и матери. Считалось, что женщины никогда не смогут добиться каких бы то ни было успехов в карьере, кроме карьеры жены. Тем не менее, женщины всегда протестовали против таких устоев. Известен случай, произошедший в 1600 г. в штате Массачусет, когда некая дама Люси Доунинг, написала одному из основателей Гарварда Джону Винтропу письмо, в котором было озвучено желание многих американок того времени:

«Я хочу учиться всему тому, чему вы учите мужчин».

Ко всему этому, американские граждане были охвачены ужасом от последствий Французской Революции, и стали опасаться высказывать свои позиции по отношению к становлению женского образования, развитие которого, по их мнению, подорвало бы общественные и политические нормы государства. Образованные женщины могли, к примеру, свести на нет все демократические устои общества, путем отказа от работы по дому или повиновения своему мужу, как это делали парижанки, описываемые в комедиях французского сатирика Мольера (L’Ecol des femmes (1662 г.), Les Femmes Savantes (1672 г.)).

Часть мужского населения Америки опасалось, что образованные женщины станут приверженцами радикализма, приводя в пример «счастливый конец» открытого образования англичанки Мэри Уоллстенкрафт, которая в 1792 году опубликовала свою работу «В защиту прав женщин», считавшуюся до сих пор одним из первых феминистских манифестов. М. Уоллстенкрафт ратовала за расширение прав женщин в образовательной и профессиональной сферах.

Данный манифест произвел впечатление в Америке, но когда после смерти автора в 1797 году стали известны подробности ее личной жизни (наличие нескольких любовников и внебрачного ребенка), идеи манифеста были дискредитированы и подвергнуты осмеянию, а саму Мэри Уоллстенкрафт заклеймили как опасного политического радикала, и этот радикализм проистекал, как были убеждены, из ее образованности. Примечательно, что в действительности Мэри Уоллстенкрафт была человеком малообразованным.

Еще одним доводом против предоставления женщинам возможности получить образование было убеждение в том, что учебные нагрузки непосильны для хрупкого женского организма и «небольшого по объему мозга», следовательно, учеба нанесет непоправимый ущерб здоровью женщины и ее будущих детей и нации в целом.

Нельзя оставить без внимания важнейшую деятельность в приобщении женщин к образованию Абигайл Адамс (1774 - 1818) Первой леди жены второго президента Америки. Она родилась в Массачусетсе в семье пастора и получила достаточное образование для того, чтобы стать одной из просвейщеннейших женщин своего времени. Абигайл Адамс известна прежде всего своими письмами к мужу, в которых она затрагивала политические вопросы и высказывала свое мнение по созданию новых правовых документов. В марте 1776г. Абигайл Адамс начала свою борьбу за женские права в письме к мужу, где призывала его помнить о женщинах:

«В том новом своде законов, который, мне думается, придется непременно тебе составить, так бы хотелось, чтобы ты вспомнил и о прекрасном поле, высказав к нему большую благосклонность и заботу, нежели твои предшественники. Не надо предоставлять мужьям чересчур неограниченной власти. Помни, все мужчины, только дай им волю, готовы сделаться тиранами. Если к дамам не будет проявлено особого внимания и заботы, мы откажемся подчиняться законам, которые не дают нам ни права голоса, ни представительства».

Адамс также выступала за предоставление образования женщинам. Благодаря активной политической деятельности своего супруга она смогла побывать в Париже и Лондоне, где посетила ряд лекций по электричеству, магнетизму, гидростатике, оптике и пневматике. Позднее она писала, что как будто побывала в Прекрасной стране, которую она не знала, и доступ в которую закрыт для американских женщин. Миссис Адамс также дала хорошее воспитание своему сыну Джонну Куинси Адамсу, который в 18/25г. стал шестым президентом США.

Таким образом, американка конца XVIII - начала XIX вв. не должна была иметь доступ к книгам, изучать историю, биологию и математику, если она ей не пользуется «вне дома», и уж, тем более не претендовать ни на какую роль в общественных делах.

Треть распространенных опасений американского общества заключалось в том, что образованная женщина станет претендовать на чисто мужские сферы деятельности и рабочие места.

В начале Х1Хв. существовала слегка эксцентричная фраза, иллюстрирующая «мужской шовинизм» этого периода:

«Кто - то похвалил мою жену за красоту и молодость, за знание французского, итальянского и испанского языков. Я вежливо поблагодарил его, и сказал ему, что я люблю ее не за это. Я думаю, что знание одного языка для жены уже слишком много. Что! Любишь не за образованность? Да, такова моя жизнь. Образованный муж, но необразованная жена».

Как мы видим, большинство американцев XVIII- первой половины XIX веков отрицательно относились к идее образования женщин, усматривая в этом что- то угрожающе-опасное для общественных устоев. В обобщенном виде эти страхи сводились к убеждению в том, что образование повлечет за собой девиантное поведение женщин. Образованная женщина перестанет выполнять свои обязанности в семье и выйдет из повиновения своего мужа, тем самым она может превратиться в опасного политического радикала, угрожая тем самым традиционным общественным устоям.

Даже наиболее передовые умы Америки, ратовавшие за женское образование, считали, что образование отнюдь не должно стать для женщины ключом, открывающим выход в профессиональную сферу. Образование полагали они, поможет женщине лучше подготовиться к роли жены и матери, то есть к той роли, выполнение которой ждет от нее общество. Женщина может и должна получать образование, вплоть до самых высших его ступеней, чтобы использовать его плоды в специфически женской сфере деятельности, а именно - воспитание детей - патриотов и поддержание высоких моральных устоев общества.

Таким образом, в порядке предвидения социальной катастрофы или любых других отклонений от установленных обществом норм, консервативные американцы предлагали всячески оградить женщину и домашний очаг от образования.

В продолжение всего XVIII - начала XIX веков положение женского образования в большинстве штатов Америки было весьма плохое. Известны случаи, когда женщины, составлявшие завещания, зачастую не умели даже расписываться и ставили вместо своей росписи крестик. Неграмотными были даже жены некоторых выдающихся общественных деятелей.

Иосиф Стардж, английский путешественник, посетивший США в период переписи населения в 1815 году в штате Коннектикут отмечал: «В северных штатах, образование в обще принятом значении слова может рассматриваться как универсальное, но, тем не менее, наряду с хорошо образованными молодыми людьми, девушки в этом округе абсолютно не умеют ни читать, ни писать».

Очень часто женское образование даже в лучших семействах ограничивалось умением читать и писать, к этому в ряде случаев прибавлялись занятия музыкой и танцами.

«Единственное, где девушка в мое время могла умственно развиваться, так это при посещении наиболее образованных семейств в городе или, встречаясь случайно с образованными людьми своего времени. Практически полезные сведения получались от матери».  Вспоминала в своем эссе «Детство» Катрин Бичер, одна из «пионерок женского образования в Америке».

Около 150 лет продолжалось такое пренебрежение к образованию девочек, когда они могли кое - чему выучится либо дома, либо у приходского священника, либо у какой - ни будь частной учительницы. Чтение, письмо, счет, английская грамматика - вот основные предметы преподавания.

Однако существовали и исключения в вопросе женского образования в ряде колоний. Так 14 июня 1642г., суд штата Массачусетс принял специальный ордонанс, в котором говорилось: «Принимая во внимание большую потребность многих родителей в обучении их детей грамоте и труду, а так же и другим умениям, полезным для общественного благосостояния суд издает постановление, чтобы в каждом городе люди, избранные для более разумного использования этого дела, взяли на себя заботу исправить зло так, чтобы налагались в достаточной мере штрафы в качестве наказания за пренебрежительное отношение к делу обучения детей».

Таким образом, дети должны были обучаться чтению и письму в домашних условиях до 12 летнего возраста, а затем уже обучаться полезным знаниям. Каждая средняя семья должна была способствовать обучению своих детей, а каждая богатая семья должна была содержать учителя, который бы обучал их детей вне зависимости от пола.

Дети, как правило, жили с родителями до 12 летнего возраста. Потом поступали в школу, где их                    обучали чтению, письму и арифметике (школа «Моравских братьев» 1745г.). Жили ребята с этого возраста уже отдельно от родителей в особом доме, где существовала строжайшая дисциплина. Большое внимание уделялось трудовому воспитанию. Специально выделенные общиной воспитатели обучали детей различным ремеслам.

Так, девочки находились под присмотром «матроны» и обучались прядению, вышиванию на пяльцах, домашнему хозяйству. Обучение девочек трудовым навыкам занимало большое место. Занятия в мастерской поглощало у детей гораздо больше времени, чем изучение общеобразовательных предметов. Таким образом, девочки должны были научиться шить, вязать, поддерживать чистоту в доме, печь хлеб, делать сыр и т.д., одним словом, готовиться стать хорошими домохозяйками. Другими словами, целью домашнего обучения девочек было получение знаний практического характера.

Как уже отмечалось, система образования в США широко использовалась в целях социализации и воспитания. В достаточно раннем возрасте детей брали с собой в церковь на проповеди. У детей были свои обязанности при выполнении соответствующих ритуалов и т.д. Это распространялось в первую очередь на девочек.

Часто восприятие элементарных основ образования и воспитания у девочек проходило неосознанно, как правило, посредством рассказов родителей или родственников в тесном семейном кругу. Попробуем воссоздать полную картину домашнего обучения девочек на основании имеющихся у нас источников: воспоминаний уже упомянутой нами К. Бичер и дневника медсестры с южного штата Коннектикут Корнелии.

«По вечерам, часто собираясь всей семьей у камина, мы с наслаждением слушали многочисленные рассказы отца по истории Англии, Южной Америки, Германии, Франции, Испании, Востока. Дядя Самуил, развивая научные темы по метафизики и философии, нередко вступал в длительный спор с отцом, чем вызывал у нас, детей, неописуемый восторг. После подобных дискуссий, мы с братом еще долго находились под впечатлениями услышанного, и часто в играх между собой воспроизводили умные речи старших, пытаясь им подражать.

Нередко, оспаривая брата, я получала глубокое удовлетворение, ощущая себя образованной девочкой. Особую радость у нас с Джеком вызывал приезд папиного кузена, дяди Джона Марри. Он был путешественником - археологом, и по-своему прибытию всегда привозил нам сувениры: восточные кепки и шлепанцы с Африки, небольшие слитки серебра, или странные орудия из могильников древних инков, замысловатые испанские подвески и многое другое, о чем мне теперь трудно вспомнить. Но самое главное, с дядей Джоном прибывали захватывающие истории его приключений в различных странах». - Писала Катрин Бичер в своем эссе «Детство».

Так, полученная информация, способствовала расширению детского кругозора. В этой ситуации трудно сказать, стремились ли родители таким образом обучить своих дочерей или все же усвоение знаний происходило спонтанно. Тем не менее, девочки получали элементарные познания в некоторых областях различных наук именно благодаря таким «семейным собраниям».

Очень большое влияние на образование и воспитание девушек в домашних условиях оказывало религиозное обучение. Еще в колониальный период в Америке был издан целый ряд религиозных книг. Известно эссе пастора Котона Матера, изданное в 1775г., где говорилось:

«Дети должны быть хорошо воспитаны и образованы, невоспитанный и необразованный ребенок - позор для семьи и религии в целом. Мы должны дарить нашим детям хорошее образование, чтобы они понимали слово Божье. Уметь читать должны не только наши сыновья, но и наши дочери, что сделает их полезными для нашего общества, ибо незнание Закона Божьего повергнет их в бездну. Знакомьте своих детей с Богом, Христом, тайнами религии посредством обучения чтению».

Тем не менее, религиозные книги были дорогостоящей роскошью для американцев, так как издавались небольшим тиражом лишь в Бостоне, Филадельфии и Нью Йорке. Библия, Псалтырь, Новый Завет, оттиски проповедей, катехизмы использовались вместо учебников по чтению и грамматике. Правильное толкование христианской религии подталкивало ребенка к ее изучению посредством чтения религиозных книг. Таким образом, Библия была в каждом доме не только главным источником религиозного познания, но и основной книгой, используемой для чтения, изучения алфавита, правописания.

Вплоть до середины XIX столетия в Америке была очень популярна Детская Библия. Это крошечная книга уютно помещалась в маленьком кармане ребенка. Религиозные тексты были слегка упрощены, что делало ее более понятной и интересной для ребенка, в отличие от длительных и сонливых проповедей.

Были и другие обстоятельства, при которых родители осознанно занимались обучением своих детей, не делая при этом какие - либо разграничения между дочерями и сыновьями. Для примера приведем процесс домашнего обучения уже упомянутой нами выше медсестры Корнелии, подробно описанный ею в своем дневнике.

«После ухода нашего учителя, господина Г. Бата, папа решил непосредственно продолжить наше образование. Мы должны были встать рано утром, чтобы отец успел дать нам задания по чистописанию и чтению с запоминанием текста, до своего отъезда на осмотр плантаций. Во второй половине дня, вернувшись с плантаций, папа осуществлял проверку наших знаний. Мы сидели с чувством послушания и любопытства от предвкушения предстоящего опроса. Нам было интересно, как папа будет справляться с ролью домашнего учителя. Отец был очень строг. Тем не менее, наше послушание и отличные результаты были видны только на первых трех уроках, проходивших под импульсом новинки; на четвертом уроке, Джон был выгнан из учебной комнаты papa за непослушание, Ричард был объявлен толкачем, а я, пошла, рыдая к mama, когда отец сказал мне, что лучше он будет копать траншеи, чем учить своих детей».

Большую роль в воспитании и обучении девочек играли женщины, передавая им свои знания в области ведения домашнего хозяйства, рукоделия, музыки, танцев. Если отцы, зачастую, учили детей элементарным научным основам, то, матеря, прививали девочкам эстетические чувства, улучшали их моральную и религиозную культуру, стремились воспитать в девочках достоинство, вежливость, уважение к окружающим.

«Наша мама имела большой навык в домашнем рукоделии, кулинарии, который она всячески пыталась привлечь мне. Наши с ней занятия длились по несколько часов. Помню, мама обучала меня шитью, повторяя при каждом моем неловком стежке, что рукоделие необходимо для девочки, которая хочет в будущем стать хорошей хозяйкой. Я не любила эти занятия, мне больше по нраву были уроки чтения и музыцирования, которые нам давала сестра матери, тетя Мария. Она обожала литературу и часто читала нам отрывки из различных произведений Байрона, Ирвинга, Скотта и других, после чего мы часами обсуждали прочитанные отрывки». - Вспоминала Катрин Бичер.

Таким образом, мы можем с уверенностью сказать, что девочки получали неофициальное домашнее образование благодаря своим родственникам, зачастую их познания были настолько глубоки, что поражали окружающих.

К примеру, Гарриет Мартинау, некий английский джентльмен, во время своего пребывания в США был приглашен на званный ужин в поместье плантатора Третиса. Вот как он описывает свои впечатления после знакомства с дочерьми этого американца:

«Две очаровательнейшие девушки, Эльза и София, дочери господина Третиса, с которыми мне посчастливилось пообщаться, были на удивление образованны и могли общаться на любые темы. София совершенна в области моральной философии, Эльза поражает своими познаниями в истории и риторики. Родители, по-видимому, с самого рождения дочерей стали беспокоиться об их образовании. Девушки спокойно, с забавной непосредственностью, анализируют печатные издания, высказывают свою точку зрения, настолько искренне, будто бы разговаривают не с мужчинами, а со своей собственной матерью. Я удивлен, как в таких молодых красивых созданиях совмещается женственность и аналитический мужской ум».

Несомненно, для многих европейцев, посетивших США в XIX веке, американские девушки казались более независимыми и ответственными за свое поведение, нежели их соотечественницы.

«Ни в какой другой стране девушки в столь юном возрасте столь безоговорочно не предоставлены самим себе как в Америке. Меня часто удивляли и почти пугали та необычайная гибкость и геройская отвага, с которыми юные американки управляли своими мыслями и речью, лавируя между рифами шутливой беседы; какой-нибудь философ сотню раз споткнулся бы на той узенькой стезе, которую они быстро и непринужденно пробегают, не попадая в неловкое положение. Родители же этих девочек, не имея ни возможности, ни желания постоянно удерживать своих дочерей в состоянии полной неосведомленности, они спешат и преждевременно предоставляют в их распоряжение сведения обо всем на свете, они стараются вооружить разум женщины. Именно такое воспитание и способствует поддержанию общественного спокойствия и порядка».- отмечал французский путешественник

Алексис де Токвиль, посетивший в 1832 году США, в своей знаменитой книге «О демократии в Америке».

Тем не менее, не всегда родители приветствовали методы домашнего обучения своих дочерей. Зачастую это касалось консервативных семей, где считалось, что для дочерей было достаточно обучиться искусству рукоделия и кулинарии, что же относительно умению читать и писать, то это было необязательным. Образование, по их мнению, было необходимо для их сыновей, так как именно в мальчиках видели служителей нового демократического государства. Таким образом, родители зачастую ограничивали интеллектуальный прогресс своих дочерей. В подобных семьях девушки могли заниматься домашними делами: чистить картошку, мыть полы, стирать, прясть и т. д., все это было похвально, но все, что касалось любого обучения, было недозволенно. Это были отголоски сложившегося в американском консервативном обществе стереотипа об образованной матери, которая «бросит свою семью и детей ради квадратного уравнения».

Но, несмотря на отсутствие официального образования, после начальной ступени домашнего обучения большинство американок вопреки общественным предубеждениям продолжали свою учебу. Часть девушек, получивших подобное образование в домашних условиях, где, как мы видим, поощрялось чтение книг, развивающих мышление и кругозор, стали заниматься наукой.

Самой известной женщиной в науке, в данный период, была Жанна Колден, дочь известного ботаника и правительственного деятеля Колдвалдера Колдена из Ньюбурга, штата Нью - Йорк, который обучал свою дочь дома и использовал ее в качестве своей ассистентки несколько лет. Жанна помогала своему отцу осуществлять научную переписку, куда входили обмен знаниями и опытом со знаменитым шведским ботаником Карлом Линеем.

Позже Жанна Колден, под эгидой своего отца, открыла научное учреждение, больше известное как «Исторический музей природы». Тем не менее, несмотря на эти научные успехи и большое количество публикаций, карьера ботаника для Жанны Колден была недолгой и закончилась с ее замужеством в 1759 году. Однако именно она оставила в американской истории след, как первая американка, закрепившаяся в науке почти на девять лет.

В течение XIX столетия некоторые женщины стали использовать новые методы неофициального обучения. Они посещали публичные лекции и музеи, что впоследствии привело к распространению нового городского поведения среди женщин, которое в большей мере проявилось в Филадельфии, а затем распространилось и в другие города.

Чарльз Вильсон Пил из Филадельфии был первым человеком, который пригласил женщин в свой музей на лекции по естественной истории в 1799. В начале 1800 эта практика распространилась и в другие городские центры, включая Алабаму, Нью Иорк, Вилингтон, а в 1830 женщины уже стали объединяться для совместной работы по организации лекций на научно-популярные темы в сельской местности. Это стало своеобразным стимулом, поиском приключений и приводило часто к финансовому расточительству некоторых организаторов данного мероприятия. Для того чтобы вступить в такую организацию, женщина должна была внести членский взнос, за что потом получала мизерную прибыль от лекционного курса. Вскоре многие учёные стали осознавать экономическую важность женского рынка труда и необходимость оказывать дополнительную помощь ему в виде денежных вложений в образование, с целью сделать его доступным для всех женщин.

Вероятнее всего, наибольшую поддержку женское образование получило в начале XIX века, бесспорным фактом чего стало издание общедоступных книг и учебников, предназначенных для женского чтения. Широкое распространение как иностранных, так и отечественных публикаций стало признаком роста интереса читательниц к научной литературе.

Прежде всего, это была популяризация ботаники, источником которой явилась Англия. Первоначально, по-видимому, это были посмертные письма Жан Жака Руссо “Письма об основных элементах ботаники адресованные женщинам “ (Лондон 1785 г.), которые были переизданы в Америке 8 раз в течение 1815 года. Затем последовала публикация Присциллы Белл Вакефаилд “Вводный курс по ботанике из серии женских писем” (Лондон 1796г.), которая была опубликована в Америке в 1841 году претерпела 9 переизданий.

Наибольшей популярностью пользовались иностранные научные книги хорошо известной, в научных кругах того времени, англичанки Джанет Маркет. Её “Беседы о химии” (1860 г.) были 15 раз переизданы в Соединённых Штатах в течение 1860 года, “Разговоры о естественной философии” (1819 г.) 14 раз и, наконец, “Размышление об основных элементах ботаники” (1829 г.) 7 раз.

С 1830 по 1840 годов наука стала популяризироваться с новой силой, характерной чертой этого десятилетия, как для Англии, так и для Соединённых Штатов было то, что основы некоторых наук стали доступны всем женщинам, которые могли читать, а это давало им возможность получать элементарные знания в этих науках, которые были, конечно, на первых порах примитивными, так как основались только на женских книгах и учебниках.

Вскоре многие американские авторы стали включаться в развивающийся рынок издания учебников.

Распространённые в 1820 году антиинтеллектуальные и антифеминистические позиции перестали отвечать требованиям и потребностям американского общества. Традиционным считалось мнение, консервативно настроенных членов американского общества, отрицающих как женское образование, так и утверждение о том, что оно делало из женщин хороших матерей - на самом деле необразованные женщины в обществе явно не пользовались успехом и не заслуживали уважения со стороны своего же пола, что доказывало их глупость и крайнее легкомыслие. Не все женщины были от рождения хорошими         матерями. На раннем этапе своего развития неофициальное образование продолжало пугать некоторых женщин, считавших, что оно сделает их похожими на мужчин. Женские учебники, лекционные спектакли и “женские дни” в музеи помогали смягчить несовместимость между наукой и обучением с одной стороны и женственностью с другой.

Таким образом, до самой середины XIX столетия для девушки вполне достаточным считалось элементарное домашнее образование. И лишь те немногие, которые стремились дальше, были вынуждены заниматься науками самостоятельно, будоража общественное мнение Америки. Известен случай, когда в конце 30х годов одна из этих жаждущих науки женщин, осмелилась войти в публичную библиотеку Бостона, в которую до сих пор не вступала ни одна женская нога. Это стало для американского общества несомненным доказательством того, что женщины начинают выходить из своей чисто «женской сферы».

Еще одним парадоксальным событием, происшедшем в 1783 году, явилось то, что некая 12 - летняя JI. Фут, получившая домашнее образование с помощью своих старших братьев - студентов, блестяще выдержала вступительные экзамены в элитарный Йельский университет и получила удостоверение о том, что может быть принята «по всем показателям, кроме пола».

Таким образом, домашнее воспитание и обучение девочек, в большинстве случаев давало превосходные результаты. Многие из американских женщин, получив в свое время такое образование, к примеру, Катрин Бичер, Маргарет Фуллер, Эмма Харт Виллард и многие другие, считались самыми образованными женщинами США XIX столетия. Именно им впоследствии удалось добиться создания для американок школ и среднеспециальных учебных заведений, а так же бороться за право предоставления женщинам доступа к высшему образованию.

Таким образом, начальный этап становления женского образования продолжался несколько десятилетий и охватил все Соединенные штаты. К середине XIX века почти все американское общество признало, что получение женщинами образования в объеме полной средней школы, а так же колледжа и университета в домашних условиях (с помощью старших братьев - студентов или отцов - преподавателей) не могло решить проблемы. Отсюда, встал вопрос о необходимости создания образовательных учреждений доступных для женщин. Так, к середине XIX века при поддержке правительства США стала оформляться система школьного женского образования. При этом

американские женщины, выступавшие в ранее в роли «невидимок», скрытых от истории, приобщались не только к грамоте и образованию, но и к активной общественной жизни. Основными субъектами истории США становились не только мужчины, но и женщины, которые превращались в равноправных создателей американской цивилизации.

Исходя из общедемократических взглядов американских просветителей, выступавших за равенство мужчин и женщин, в США одновременно с развитием общей системы образования закладывались основы обучения женщин в виде отдельных курсов, элитарных женских школ и других.

 

Автор: Степанова О.Ю.