10.12.2012 2970

Основные принципы совместного обучения в США в конце XVIII - начале XX веков

 

Основное теоретико - методологическое положение гендерной истории имеет понятие «гендр». Оно позволяет раскрыть не только «историю женщин» как таковую, но и историю гендерных отношений между мужчинами и женщинами, которые будучи одним из важнейших аспектов социальной организации особым образом выражают ее истинные характеристики и структурируют отношения между индивидами, в том числе внутригрупповые. «Гендер» как социокультурный феномен позволяет осознать учащимся и студентам свою гендерную принадлежность в культурно - историческом контексте.

В этой связи особое значение приобретает исторический опыт американских школ совместного обучения. В США в одной из первых стран стали реализовываться принципы совместного обучения полов в рассматриваемый нами период в элементарных школах.

При изучении структуры и организации данных школ следует иметь в виду, что они весьма разнообразны по своему типу. Особый интерес для нас представляют прежде всего городские школы, в которых нашли себе применение наиболее совершенная педагогическая методика и техника.

Элементарное или начальное образование в Америке продолжалось от 6 до 14 летнего возраста и представляло собой низшую ступень образования, обязательную для детей обоего пола.

Элементарная школа делилась на два отделения:

1. первоначальное (primary department) от 6 до 10 летнего возраста.

2. грамматическое (grammar department, grammar school) от 10 до 14 лет.

В общественных элементарных школах к середине XIX в. обучалось 21 278 тыс. детей, из них 10 812 тыс. мальчиков и 10 436 тыс. девочек. Все эти школы обслуживались армией педагогов в 640 957 человек, из них 573 718 женщин и только 67 239 мужчин. Ни в одной стране не было такого значительного преобладания учительниц.

Кроме грамматических школ во всех больших городах Соединенных Штатов имелись высшие школы (high schools) от 14-15 лет и до 18 летнего возраста. К примеру, программа занятий научного отделения Вашингтонской высшей школы, одной из лучших в США включала следующие дисциплины: о Первый год обучения:         английский язык, история, алгебра, физика, химия, физиология, география, немецкий язык, о Второй год обучения: английский язык, история и полит экономия, химия, геометрия, физика и немецкий язык.

Третий год обучения: тригонометрия, английский и немецкий языки. Для желающих: французский язык, ботаника, химия, минералогия, история, полит экономия, высший курс физики.

Образование в первоначальных и грамматических школах было бесплатным и преимущественно для лиц мужского пола вплоть до начала XIX столетия. Если и случалось, что в некоторых городах велось обучение девочек в школах, то это происходило лишь в то время, когда прекращались занятия с мальчиками. В основном это практиковалось в течение летних месяцев, когда не было достаточного количества мальчиков, чтобы заполнить классы. В первой трети XIX века во многих небольших городах Америки были основаны так называемые академии, просто грамматические школы с небольшим учебным курсом. В некоторые из них были допущены и девочки для совместного обучения с мальчиками.

Так, в 1833 году основатели маленького городка и школы Оберлэнь положили начало первому американскому опыту совместного обучения. Примеру этому последовал несколько лет спустя Горацио Манн, самый известный из американских педагогов. В 1840 году он сделал опыт совместного обучения в двух грамматических школах штата Массачусетс. Опыт удался, и Манн, не колеблясь, применил ту же систему при организации в 1853 году школ в Антиохии, несмотря на то, что это были средняя школа с интернатом.

«Совместное обучение обоего пола - говорил он - и есть тот большой опыт, который мы проводим в Антиохии».

Горацио Манн открыл девушкам двери школ в Антиохии настежь. Он не делал никаких разграничения между юношами и девушками, как в отношении дисциплины, так и в отношении занятии. В этом Горацио Манн пошел, безусловно, дальше организаторов оберлэнской школы, которые принимали женщин с ограничениями и притом только на двухгодичные курсы.

То, что было для Горация Манна лишь отдельным опытом, к середине XIX века сделалось всеобщим правилом, притом, на всех ступенях образования.

Еще в 1832 году, известный французский путешественник Алексис де Токвиль, в своих наблюдениях, плодом которых стала его знаменитая книга «О демократии в Америке» отмечал, что:

«Североамериканские граждане более чем кто - либо, определенно стремятся соблюдать разницу полов, так как сама природа, по их мнению, установила столь существенные различия между строем мужчины и женщины, как физическим, так и душевным; не следует, поэтому их соединять ни в учении, ни в работе Америка, продолжает он, страна света, где больше всего приложено усилий, чтобы начертать обоим полам отдельные линии действий и добиться, чтобы оба пола шли хотя бы в ногу, но по дорогам всегда разным.

Подумать только, как изменилось время, только в 30е годы Токвиль говорил о несовместимости совместных действий мужчин и женщин даже в сфере образования, как уже в 50х годах XIX века в элементарных школах везде стало господствовать совместное обучение, причем как в общественных, так и в частных.

Учебные планы в школах с совместным обучением так же не допускали разграничения полов. Как мальчики, так и девочки наряду с родным языком изучали латынь, математику и греческий язык, который мог быть заменен одним или двумя другими языками (к примеру, французским, немецким или итальянским). Почти все такие школы имели хорошо обустроенные лаборатории для физических и химических опытов, а некоторые даже астрономические обсерватории.

Школьные здания и учебные классы в таких школах по положению и устройству отвечали весьма высоким гигиеническим требованиям, почти везде встречались гимнастические залы, площадки для игр, купальни, весьма большое внимание уделялось физическому развитию молодежи.

Как образец приведем план одной из школ Детройта, рассчитанной на 960 учащихся. Школа двухэтажная, с коридорной системой. Классы всецело сосредоточены во втором этаже, внизу же размещены детский сад, кабинеты - лаборатории (по естественным наукам и литературе), мастерские, классы искусства и музык, библиотека, две аудитории; гимнастический зал и зал для и игр.

Особое внимание хочется уделить школьным программам и методам и формам обучения существовавших в элементарных школах. Все проекты школьных программ подвергались предварительной проверке в эксперементальных учреждениях и опытно - показательных школ. В массовую школу допускались программы, уже применившиеся в опытном порядке. Структура программ должна была включать в себя цели преподавания, образцы тематических разработок, расплановка тем во времени,

диагностические и проверочные приемы работы, указание нужного словаря по дисциплине (постепенность в ознакомлении с новыми терминами и понятиями) и желательные стандарты достижений обучения детей.

В 71 городе при Центральном бюро по просвещению США были созданы специальные исследовательские отделы, так называемые, «центры по разработке программ» по отдельным дисциплинам.

Дадим краткий анализ учебных планов элементарной школы. Половина школьного времени отводилась основным навыкам по овладению речью, письмом и счетом, «трем R» - reading (чтение), writing (письмо), arithmetic (арифметика). Около трети времени предназначалось на физкультуру, труд и искусство.

Следует отметить, что регулярных уроков, отводимых для того или другого предмета в американской элементарной школе не было. Весь день распадался на различное число «учебных периодов» от 10 до 25 мин. каждый, смотря по объекту занятий.

Каждый день, в элементарной школе начинался с так называемых «вступительных занятий» (opening exercises), когда вся школа собиралась в зал для пения патриотических (иногда и религиозных) гимнов и общих организационных вопросов. Хочется отметить, что воспитанию патриотизма у детей, независимо от возраста и пола, в американской школе уделялось особое внимание. Существовал своеобразный «Кодекс морали для детей элементарной школы», разработанный известным американским педагогом Уильямом Гетчинсом, в основу которого легли передовые идеи американского образа жизни, облеченные в привлекательные для детей формы. Это была своего рода Конституция для школьников, которая должна была выработать у детей чувства долга и патриотизма, уважения к законам своей страны, трудолюбию. Причем, если мы обратим внимание, самым первым и важным пунктом «Кодекса морали» является закон здоровья, где говориться, что «хороший американец старается приобрести и сохранить лучшее здоровье». Это было не случайно, Америка делала ставки на здоровое поколение, которое будет работать в полную силу для процветание своей страны.

В американской элементарной школе имелось четыре основных цикла занятий, в пределах которых дифференцировались все остальные виды работы.

1. Язык и искусство речи (Language arts). Чтение, словарь, письмо (сочинения), орфография и грамматика, навыки занятия в библиотеке.

2. Социальные науки. (Social science). География, история, граждановедение.

3. Точные науки и естествознание (Science). Арифметика, элементарное естествознание, агрикультура, гигиена и физкультурой.

4. Искусство и труд (Fine and practical arts). Музыка и ее оценка, изящные искусства, оценка художественных произведений, ручной труд и мастерские для мальчиков, домоводство и шитье для девочек.

Каждый из представленных циклов занятий имел свои формы и методы обучения, что значительно различало их друг от друга. Для примера сравним несколько учебных циклов, а именно: обучение языку и искусству речи, социальные науки и искусство и труд.

Обучение английскому языку и чтению в элементарных школах имело свои стандарты достижения целей:

1. Изучение новых слов, на которое отводилось 4,7% школьного времени. При этом новые слова постепенно писались на доске и в тетрадях, пока у детей не создавались автоматические навыки в правильном написании слов. Для этого были установлены точные стандарты, в какой постепенности и в каком объеме должно идти освоение новых слов.

2. Чтение со скоростью 168 слов в минуту.

3. Умение анализировать и суммировать прочитанное.

4. Умение расширять словарный запас путем обращения к учебному словарю.

5. Умение читать громко и выразительно, доставляя удовольствие в пользу другим.

6. Прочитывать в месяц по крайней мере одну книгу в дополнение к учебнику и учебным пособиям.

Таким образом, к концу учебного года школьники должны были достигнуть следующих результатов: получить навыки в употреблении слов, приобретенных наблюдением и опытом в чтении и разговоре, говорить красиво, с правильной постановкой интонации, в письменной речи - писать разборчиво простым и естественным слогом. Как видим, обучение устной речи связано с воспитанием у детей культурных и общественных навыков.

Большая роль в изучении чтения и грамматики отводилась занятиям школьников в библиотеках. Начиная с первого класса детей ориентировали в библиотечной технике, они должны были знать название книги, имя автора, уметь пользоваться оглавлением книги и сознательно разбираться в ее содержании. Так детей постоянно приучали к сознательному отношению к книге, к умелому обращению с ней в библиотеке.

Теперь рассмотрим основные принципы изучения социальных наук в элементарных школах. Следует отметить, что программ по социальным наукам построены на корреляции истории, географии и граждановедения. Для примера, приведем схему программы школы штата Мэн, которая вообще являлась типичной для многих элементарных американских школ 1- ой половины XIX в.:

Детский сад.

Дом и семья: члены семьи, занятия, школьная семья. Занятия: фермера, булочника, молочника, лавочника.

1 класс.

Занятия плотника, водопроводчика, инженера, доктора. Сотрудничество в общине: площадка для игр, полиция, пожарная охрана, почта. Праздники.

2 класс.

Первобытный человек: жизнь на деревьях, огонь, каменный век, эскимосы, индейцы. Праздники.

3 класс.

Пища, одежда, жилище, общение, передвижение. Занятия в своей общине, занятия и промышленность в домашней области.

4 класс.

История, География, Открытие ближайших путей, Жизнь на юге, жаркие страны, ведущих на Восток. Жизнь в полярных странах. Исследование богатств в Новом Жизнь в горах. Жизнь в Свете. Современные низменностях, исследования и открытия.

5 класс.

История, География. Почему англичанин пришел в Северная Америка. США. Америку? Независимость. Рост Штаты по областям. Владения и страны по площади, населению колонии США. Канада, и промышленности. Центральная Америка, Мексика, Современные политические Вест - Индия, Южная Америка, лидеры.

6 класс.

История, География. Древние цивилизации. Средние Европа, Азия, Австралия, века. Период открытий. История Тихоокеанские острова, Америки до 1789 г. Африка, полярные страны.

7 класс.

История, География. История Америки с 1789 г. До Исследования. Поселения, настоящего времени. Расширение территории. Торговля. Мореплавание. Промышленность.

8 класс.

История, География. Штат и местная история Штат и местная география.

Из всего этого мы можем сделать вывод, что при проведении объединенных обществоведческих курсов в элементарных школах педагогами ставились такие цели как:

1. Пробудить в детях чувство и сознание социальной взаимозависимости в семье, помочь ребенку оценить себя.

2. Расширить у детей идеи социальных взаимосвязей, чтобы они могли понять и объяснить их значимость.

3. Помочь ребенку уяснить сложность современной жизни в сравнении с прежней, более простой и примитивной, и расширить его взгляд на мировые взаимоотношения.

4. Расширить знания ребенка о наследстве, полученном от ранних колонистов его страны и заложить первую основу в понимании развития науки.

5.Ознакомить ребенка с социальным и индустриальным прогрессом его города, страны и мира.

Особое внимание в американской школе уделялось изучению истории. «История - это прошлое граждановедения, граждановедение же - это современная история» - утверждали американские методисты XIX столетия. И отбор материала, и трактовка его строго выдержаны с точки зрения задач «гражданского» воспитания. Все это наглядно демонстрируется на примере программы по истории для школ штата Нью Йорк, 1913г.

Американская методика преподавания истории основана на том, что цивилизация - непрерывный поток, истоки которого восходят к доисторическим эпохам. В IV классе изучается история древнего мира. Акцент ставится на том, какой вклад в современную цивилизацию внес первобытный человек своими открытиями огня, агрикультуры, приемов постройки жилищ и т.п. Даются некоторые представления о древнем Востоке, Греции и Риме. Ударение сделано на великих людях: на Геродоте - «первом великом путешественнике и отце истории», Фемистокле - «создателе афинского флота», Перикле - «великом правителе Афин» и др.

BV классе после небольшого экскурса в историю средневековой Англии и описания жизни в средние века шло более обстоятельное изучение истории США. Фактов европейской истории, данная программа, касается лишь попутно - в той мере, в какой они влияли на историю США. В VI классе освещался колониальный период - развитие колоний вплоть до войны за независимость. Следует отметить наличие специального раздела «Внутренняя жизнь колоний к 1760г.» (состав населения, быт и т.п.) Главная тема VII класса «Рождение нации» (итого гражданской войны). В VIII классе прорабатывалась новейшая история, характерно заглавие основной темы «Развитие мирового господства США и усиление промышленной демократии».

Таким образом, методические приемы программ по истории географии и граждановедению были весьма выразительны, стимулировали детей на активность и эмоциональное отношение к темам. Широко применялись контрастные сопоставления эпох, стран, штатов, людей. Материалы подбирались таким образом, чтобы легче запечатлевались в памяти и, самое главное, сильнее воздействовали на детей.

Наконец, проанализируем последний цикл занятий, искусство и труд. Искусство не рассматривалось как специфический и обособленный предмет. Выразительными и увлекающими детей средствами искусства элементарная школа стремилась оживить работу и полнее отразить индивидуальные интересы школьников.

В основу построения работы по искусству были положены следующие установки:

1. Искусство доступно всем и должно изучаться всеми детьми.

2. Необходимо знание элементарных принципов искусства, чтобы ученики могли понять, в чем могут заключаться художественная одежда, украшение дома, меблировка, украшение города.

3. Нужно научиться наблюдать и оценивать указанные объекты.

4. Нужно приобрести достаточные навыки в употреблении средств и материалов искусства, чтобы создать произведения, могущие удовлетворить самого себя.

5. Необходимо знакомство с наиболее важными произведениями мировых художников, скульпторов и архитекторов.

Результаты подобных установок демонстрировались, в так называемых, отчетных школьных выставках. Так, в Балтиморе ежегодно устраивались центральные выставки при одном из художественных музеев, куда по особой системе отбирались экспонаты всех школ. Лучшие из этих работ выделялись и отправлялись на выставки в другие города, чем стимулировался интерес к художественному творчеству детей разных городов.

Музыка и пение особенно культивировались в элементарной школе, начиная с первых же классов. Учебными планами на эти предметы отводилось 60 - 80 мин. В неделю для каждого класса. Кроме того, ежедневно перед началом уроков все дети хором пели национальный гимн.

Каждая учительница, каким бы голосом не обладала, должна была учить детей пению. Многие отделы образования в помощь школам издавали ряд методических пособий и детально разработанные программы. В школах всегда присутствовали пианино или скрипка, а позже и граммофон.

Рекомендовалось создавать музыкальные и хоровые кружки. Цели музыкального воспитания обычно формулировались следующим образом:

1. Наслаждение музыкой:

а) научить внимательно слушать музыку,

б) научить отчетливо произносить слова,

в) развить умение различать тона,

г) поощрять творческую экспрессию,

д) оказывать особую помощь детям со специальными музыкальными способностями,

е) научить детей понимать музыку

2. Обучение пению:

а) обеспечить свободное и правильное пользование своим голосом,

б) бороться с монотонным пением,

в) научить отчетливо произносить слова,

г) развить умение различать тона.

3. Ритмическое восприятие:

а) развить интерес к ритмичным движениям под музыку,

б) пение и ритмичные игры.

4. Чтение нот:

а) уменье петь по нотам,

б) знание музыкальной техники.

5. Эмоциональная экспрессия. Музыка как средство, регулирующее эмоциональную жизнь ребенка.

Постановка музыки в американской школе отличалось некоторыми особенностями. Большое значение имел тот фактор, что почти все учителя обладали известной музыкальной культурой, что позволяло им чаще пользоваться музыкой при занятиях в школе. Музыка была обязательна для всех детей.

Единственным блоком, в элементарной школе, где четко шло ограничение в принципах обучения мальчиков и девочек было обучение труду. Поэтому рассмотрим их в отдельности. Занятия по труду для мальчиков.

Цели и задачи.

1. Предоставить возможность мальчикам делать вещи по своему желанию.

2. Вооружить общеполезными трудовыми навыками, необходимыми в жизни каждому.

3. Обеспечить технические занятия в опытных мастерских индустриального типа, чтобы установить, владеют ли ученики общими механическими умениями и навыками или даже некоторыми специальными.

4. Дать элементарное понимание мировой индустрии.

5. Организацией совместных занятий по труду содействовать развитию социальных навыков.

6. Обеспечить благоприятные условия для индивидуальной выразительности в выполнении работ.

Итак, в пределах 48-96 часов мальчики получали некоторые практические навыки в тех видах труда, какие являлись для них полезными в домашнем обиходе. Им давалась возможность испробовать свои силы в разных видах труда, чтобы избрать затем более подходящий, как основу своей профессиональной последующей подготовки.

Занятии но труду для девочек.

В пределах тех же одного - двух 40 - минутных уроков в неделю занятия для девочек исчерпывались лишь специальными видами домоводства.

Цели и задачи.

1. Помочь девочке, прежде всего, понять отношение к семье и дому, а также сосредоточить ее внимание на некоторых навыках в области домоводства.

2. Побороть предрассудки, нередко встречающиеся у учениц по отношению к некоторым видам домоводства, убедив их, сто последние являются необходимыми для счастливой и успешной домашней жизни.

3. Дать более расширенное знакомство с домоводством тем девочкам, которые принуждены закончить свое обучение элементарной школой.

Таким образом, организация обучения девочек связана с проведением ряда проектов, выполняемых ученицами как у себя дома, так и в школьной мастерской или кухне. Девочкам рекомендуется провести ряд игр с детьми младших классов и детского сада. В итоге каждая из окончивших элементарную школу девушек получает ряд сведений и навыков лишь в области домоводства, тем самым американская педагогика не считала нужным расширять трудовую подготовку женщины.

Противники женского образования требовали отмены совместного школьного обучения, указывая на то, что продолжительная и серьезная умственная работа вредит как здоровью, так и физическому развитию молодых девушек, а так же ведет к упадку нравственной чистоты общества.

В связи с этим обстоятельством, во многих школах с совместным обучением обоих полов были проведены медицинские исследования при поддержке правительства Соединенных Штатов, с целью: определить условия, в которых протекает жизнь учащихся, в особенности девушек.

В результате этих исследований медицинская комиссия констатировала, что здоровье девушек, как в женских школах, так и в школах с совместным обучением во время их учебы значительно укрепилось. Несмотря на естественно - растущую трудность в занятиях и соответственно с этим увеличивающиеся требования к работоспособности девушек, здоровье при окончании курса у них было лучше, чем при поступлении в школу. Девушки приблизительно от 12 до 16 лет как в физическом, так, по всей вероятности, и в духовном отношении несколько более развиты, чем их ровесники - мальчики. В совместной школе, кроме того, было сделано наблюдение, что из- за болезни девушки отсутствовали реже, чем юноши.

Таким образом, обстановка в которой обучались девушки в школах являлась в такой степени благоприятной, в какой только можно себе представить.

Фердинанд Бюссон, главный директор Enseignements primaries, которому французским правительством было поручено изучить на месте американское школьное дело, говорит в отчете о своих наблюдениях:

«Из уст американских педагогов я, пожалуй, сотни раз слышал уверение, что невозможно открыть хоть какие-либо различия между учащимися обоих полов. Способность логического мышления могло быть точно так же развито у девушек, как и у мальчиков».

Нечто подобное говорит и Людвиг Фульда в заметках о полученных им в Америке впечатлениях:

«Компетентные лица уверяют, что в среднем девочки учатся лучше, чем мальчики; и только лишь там, где при самостоятельных занятиях требуется личное творчество, мужской элемент имеет преимущество над женским».

Как видим, в американских школах впервые на Западе стали реализовываться идеи совместного обучения полов при котором на всех ступенях школьного образования девушки могли чувствовать себя по праву равными с молодыми людьми. В основе американского образования и школьной женской реформы 1896 года легла возможность равного образования для мальчиков и девочек.

В 70-х годах XIX в. в США начался переход к неполному среднему образованию. Это было обусловлено прежде всего экономическими потребностями страны. К концу XIX в. США превратились в одну из крупнейших индустриальных держав. Бурное развитие производства влекло за собой быстрый рост рабочей силы и заметное изменение ее структуры: в связи с усложнением характера труда увеличивалась доля квалифицированных рабочих. Государство вынуждено было принять меры по обеспечению экономики необходимыми кадрами с 1890г. началось законодательное введение обязательного школьного обучения.

В связи с этим обстоятельством к концу XIX столетия США обогнали большинство стран Европы по развитию школьного образования. К 1870г. США в основном закончили переход к всеобщему начальному образованию, в то время как во Франции, например, только 33% детей соответствующего возраста были охвачены обучением. К концу XIX века грамотность населения США достигло - 80% в то время как во Франции - 68,6%, в Италии - 38,1 %.

Таким образом, экономические потребности страны стали главным фактором развития образования в США, включая среднее. Совместное обучение полов способствовало формированию новых методов обучения, улучшило структуру и содержание школьного образование в стране. Это привело к тому, что к концу XIX века США по уровню развития школьного образования обогнало все страны «Старого Света».

 

Автор: Степанова О.Ю.