10.12.2012 2527

Среднеспециальное образование женщин в конце XVIII - начале XX веков в США

 

В гендерной истории особое значение имеют такие сюжетные узлы как политика и право, религия и культура, среднеспециальное и высшее образование. Именно они составляют важнейшие институты социального устоя, регулирующего равное распределение материальных и духовных благ, власти и престижа в масштабе всего общества. Поэтому наиболее острая борьба за признание своих прав американские женщины вели в этих областях и особенно за право обучаться в колледжах и университетах, дававших основы для жизненной карьеры и профессионального роста.

По мере развития системы школьного женского образования, в особенности на уровне средней школы, ощущался острый недостаток учителей. Там, где существовали женские общественные школы, преподавателями, как правило, были женщины. В этих школах учителям-женщинам отдавалось предпочтение еще и потому, что их труд оплачивался значительно ниже мужского. Например, в штате Мэн, в 40е годы XIX столетия учитель-мужчина получал 15 долларов в месяц, а женщина всего лишь 5 долларов. В Вермонте, Коннектикуте, Нью - Йорке женщина-учительница получала в 2 раза меньше мужчины.

Привлечение женщин к преподаванию в школах началось еще в первые десятилетия XIX века. Согласно статистическим данным Общества Высшего Женского образования, к 1850 году женщин - школьных учителей было в 2 раза больше, чем мужчин. В школах Филадельфии, например, в 1842 году работали 699 учительниц и 82 учителя. Во время гражданской войны, когда значительная часть мужчин находилось в армии, число женщин- учителей возросло, и впоследствии, в 1870 году, 3/5 учителей составили женщины. В 1898 году в общественных школах обеих ступеней 67.8% учителей составляли женщины, в частных и общественных средних школах их было 53.8%.

К середине XIX в. из учительниц элементарных школ в общем 26,2% получило подготовку или только в средней школе (5,7%) или на одногодичных педагогических курсах (20,5%).

Согласно американскому исследователю Аллану Павару, к концу XIX столетия в американском обществе статистически типичным американским учителем стала белая замужняя женщина, мать двоих детей, политически бездействующая, но сторонница демократических взглядов.

«Типичная учительница школы - это молодая девушка 23 лет, урожденная американка, из фермы или небольшого городка. Ее подготовка включает четыре года средней школы и около года профессионально - педагогического образования, обеспеченного обычно или летними педагогическими курсами или педагогическим классом при средней школе. Она обучает 20 - 25 ребят по программе восьмилетней элементарной школы в течение восьми месяцев и остается лишь один или два года в той же самой школе. Ее среднее годовое жалованье 883 доллара и вся ее служба в школе продолжается в среднем около трех лет, после чего она или выходит замуж или переходит в лучшую групповую школу, или продолжает свое образование, обычно в одном из педагогических колледжей».

Про такого педагога в Америке середины XIX в. сложилась поговорка:

«Школа - это маленький дом, где маленькая учительница, на малом жаловании, в малое время учит маленьких детей маленьким делам».

Таким образом, женщины были привлечены к активному участию в важнейшей сфере духовной и социально - экономической жизни американского общества - в школьном образовании. На первых порах учителей в женские школы набирали из числа наиболее способных учениц. Как правило, юные выпускницы, только что сами сошедшие со школьной скамьи не имели никакого представления о преподавании, тем не менее их преподавательский опыт не всегда заканчивался неудачей.. Вот как описывает свое первое школьное занятие в женской Род - Айлендской школе одна из таких молодых учительниц Маргарет Фуллер:

«Около пяти лет просидела я за этими учебными скамьями, внимая учения своих педагогов. Теперь я сама педагог и должна чему-то научить этих девочек. Ученицы, как мне кажется, почитают меня, в их глазах я вижу уважение и трепет в ожидании чего-то нового, ведь не так давно они знали меня не более как старшеклассницу и от этого меня сковывает страх перед ними, как будто я нахожусь на экзамене у самых строгих преподавателей. Я не должна ошибиться ни на йоту. Вчера я прочитала им небольшую лекцию по риторике и сегодня после ее декламации я поняла, что нет большей благодарности для преподавателя, чем хорошая подготовка и разумные ответы ее учениц».

Однако такое положение дел, когда неподготовленные профессионально выпускницы женских школ занимались преподавательской деятельностью перестало удовлетворять американское общество. Постепенно возросшая потребность в преподавателях стимулировала движение за создание соответствующих учебных заведений для женщин.

В 1819 году с заявкой на выделение штатом Нью - Иорк средств на создание первого женского педагогического училища в городе Трои выступила 32-летняя Эмма Уиллард. Она была одной из тех женщин, которой удалось осуществить основные перемены в обществе по отношению к образованию женщин. Эмма Уиллард стала своеобразной «первооткрывательницей», которой, вопреки стесненным обстоятельствам, удалось создать благоприятные условия для развития женского послешкольного образования и повысить его уровень доступности для последующего поколения американок. Ею были тщательно продуманы и сформулированы основные аргументы, по поводу создания среднего образования для американок, которые выражались в следующих сиологизмах:

1. «Повиновение правительству обеспечивает в настоящем и будущем процветание нации.

2. Процветание зависит от характера граждан.

3. Характер формируется материнством.

4. Только основательное и качественное образование женщин будет являться гарантом стабильного будущего республики.

5. И последнее наставление Виллард: «Таким образом, государство должно поддерживать и всячески оказывать помощь женскому образованию».

Это, весьма дерзкое по тем временам, предложение она и внесла на обсуждение законодательного учреждения Нью - Йорка. Доводы госпожи Уиллард были достаточно мудры и взвешены, даже там, где она учитывала, насколько слабы её средства для достижения поставленной цели.

Она основательно обдумывала преобладающие в обществе риторические склонности к идеализации материнства, используя их в благих целях для женщин: так как некоторые американки были не очень хорошими матерями от рождения, то они должны были обучаться этому. Уиллард не ссылалась на существующие примеры 1819 о том, как хорошо образованные женщины становились образцовыми матерями, она основывалась на своих знаниях по истории, указывая на то, что многие государства потерпели крах в прошлом (подобно Греции и Риму) именно из-за недостатка там образованных женщин.

Отсюда, если Америка будет жить их идеалами, то в дальнейшем это приведет к тому, что будущее поколение начнет морально разлагаться и общество придет в упадок, следовательно, образование для женщин просто необходимо.

Несмотря на это, проект Эммы Уиллард о финансировании семинарии штатом Нью - Йорк не был принят, и, получив всего 4 тысячи долларов, Уиллард создала Тройскую женскую семинарию по подготовке женщин-учителей для преподавания в школах, существовавшую на пожертвования и плату за обучение, что определило состав учащихся - представительниц обеспеченных семей.

В семинарии главное внимание было обращено как на получение классического гуманитарного образования, так и естественно - научного, которое было особенно хорошо налажено с помощью привлеченного к занятиям известного американского ученого - геолога профессора наук Амоса Итона. Самостоятельно освоив геологию, химию и ботанику на практике, Итон был очень опытным преподавателем, а его лекции и учебные пособия были весьма популярны среди студенток. Именно поэтому он сразу же воспринял идею женского образования и считал ее весьма прогрессивной для общества.

Помимо этого Уиллард всячески старалась улучшить качество женского образования в своем пансионе посредством создания нового учебного плана. Она тщательно обдумывала каждое свое нововведение, опираясь на предшествующий опыт, когда ей с большими трудностями удавалось реализовывать свои идеи. Эмма Уиллард решила исключить из нового учебного плана некоторые предметы, которые должны были бы научить женщин разумно вести домашнее хозяйство, расценивая их как пустую трату времени. В число таких предметов вошли управление домашним хозяйством и кулинария, но это отнюдь не умоляло ее тезиса о том, что женщина должна знать все. Зато новый учебный план включал математику, философию, биологию и физику, которые ранее были для женщин совершенно недоступны и непонятны.

Она хотела назвать свою школу «колледжем», что, как казалось ей, было вполне предусмотрительно и благоразумно, но эта идея вызвала недоумение и насмешки в обществе, и Уиллард пришлось от нее отказаться.

Тем не менее, уровень преподавания в тройской семинарии был настолько высоким, что превосходил уровень многих мужских колледжей. Выпускницы семинарии были хорошо подготовлены к преподавательской деятельности, что и было задачей Уиллард.

Постепенно своими действиями Уиллард заслужила доверие и уважение американского общества, что позволило ей делать то, что в действительности способствовало модернизации женского образования, путем внедрения в него некоторых элементов мужского учебного плана, результатом чего стало появление новых женских профессий и «женщин карьеристок».

Таким образом, некоторые, поставленные ранее, задачи Уиллард были решены, что придало ей стимул для дальнейшей работы. Ответы на многие вопросы находились мучительно, она всегда была полна сомнений, а ее формулировка женской роли в обществе была противоречивой, но, тем не менее тройская женская семинария, созданная Уиллард, дала существенный толчок к привлечению женщин уже в сферу высшего образования.

Около 200 девушек окончили семинарию Уиллард до того, как были открыты в США другие подобные заведения, а к моменту выхода ее на пенсию в 1838 году, ее учебное заведение выпустило несколько тысяч человек.

В 1832 году уже известная нами создательница хартфорской школы для девочек Катрин Бичер открывает Западный женский институт в Цициннати по подготовке специалистов для преподавания в школах, а в Бостоне - бюро по набору преподавателей для работы в женских учебных центрах западных штатов, куда отправились около 500 человек. К.Бичер, много сделавшая для развития женского образования, отводила ключевую роль в формировании гражданских качеств подрастающего поколения в школе именно женщинам - учителям. В качестве примера приведем выдержки из эссе К. Бичер «О подготовке женщин - учителей», опубликованное в 1835 году.

«Для того, чтобы нация была добродетельна и религиозна, женщины должны быть глубоко привержены этим идеалам, ибо если жены и матери поднимаются к вершинам добродетели, благочестия и мудрости или, наоборот, низвергаются с этих вершин, то их мужья и сыновья следуют за ними. Женщина по своей природе воспитательница, постоянный образец для подражания. Именно ее рука лепит духовный мир ребенка. Она обладает всеми необходимыми для воспитателя и учителя качествами:      энергией, терпением, любовью, мудростью, проницательностью, способностью к импровизации, твердостью».

Подобные высказывания К. Бичер всецело поддерживал знаменитый педагог Новой Англии Горас Манн. Он так же считал, что:

«Учение детей это забота женщин, так как это есть естественная часть материнства. Именно мать первая начинает работу в Храме Образования. Помимо этого, женщины намного больше приспособлены к естественной адаптации в преподавательской среде, нежели мужчины».

К. Бичер была уверена, что женщины осознают важность своей роли в обществе и будут стремиться к получению образования, для того чтобы «посвятить свое время и свой талант профессии учителя» до тех пор «пока не возложат на себя семейные обязанности», чтобы продолжить выполнять свою благородную миссию в семье. Хотя большинство выпускниц женского института в Цициннати действительно стали женами и матерями, количественные исследования, проведенные современными исследователями, свидетельствуют, что выпускницы этого учебного заведения выходили замуж и рожали детей реже, чем их сверстницы без образования.

Вслед за Уиллард и Бичер женскую семинарию с собственной программой создала в 1836 году Мэри Лайон в городе Южный Хендли, штата Массачусетс. Лайон к этому времени имела опыт учительской деятельности и организатора благотворительной помощи. Ей было 39 лет. Лайон выдвинула два основных принципа:

«Во-первых, предоставить учащимся скромного достатка такие возможности для образования, которые по своим качествам не уступали бы возможностям богатых слоев общества. Во - вторых, добиться средств не только у властей штата, но и апеллировать к общественности и частным лицам в целях получения добровольных пожертвований».

В женской семинарии Марии Лайон были и введены определенные стандарты поведения студенток и строгое расписание. Девушек обучали не столько теории, сколько умению анализировать и с преимуществом использовать полученные знания в будущей педагогической деятельности.

Благодаря энергии Лайон в течение 12 лет 70% выпускниц получили учительские удостоверения, а позже в 1888 году законодательные власти Массачусетса предоставили семинарии хартию, по которой она стала «семинарией и колледжем со всеми правами присуждения степеней и званий, какие присуждают любые университеты, колледжи или учительские семинарии штата».

Некоторые педагогические училища были не столь перспективными. К примеру, открытое в Францисской Эллис в 1857 году Женское Государственное Педагогическое училище в штате Иллинойс не отвечало возложенным на него требованиям: ощущался постоянный недобор студенток, качество преподавания было низким и т. д. В результате этого, Женское Государственное Педагогическое училище в 1870 году было включено в Иллинойский Университет.

Поскольку количество женских педагогических семинарий с каждым годом продолжало увеличиваться, среди главных идеологов этих учебных заведений стали возникать разногласия по поводу методов работы и их реорганизации. Одна группа критиков, включая Эмму Уиллард, настаивали на том, что семинарии должны быть преобразованы с целью углубления в изучении студентками основных академических тем и предметов.

Другая группа, во главе с Катрин Бичер, говорили о том, что знания, которые получают девушки в семинарии недостаточны, отсюда, необходимо разработать и открыть новые учебные заведения, коими должны были стать колледжи.

Несмотря на это, что к концу 40х годов XIX столетия педагогические училища для женщин стали очень популярными и получили хартию общеобразовательного колледжа Национальная Ассоциация Образования США (NEA), учрежденная в 1857 году как Ассоциация Национальных Учителей, не подтверждала присутствия женщин - учителей вплоть до 1866 года. В 1870 году небольшое количество женщин допустили к участию в Ассоциации, но занимаемые ими должности, как правило, не меняли положение. Только лишь в 1910 году, когда одна из бывших выпускниц Педагогического училища в Чикаго Элла Янг стала президентом NEA, женщинам - учителям дали собственное отделение в пределах учреждения, а в 1916 году внутри NEA возникла Американская Федерация Женщин - Учителей.

Именно эта организация выступала в защиту прав женщин - педагогов. Так, в 1901 году, при непосредственном ходатайстве Американской Федерации Женщин - Учителей, через суд в штате Массачусетс, было отклонено положение об увольнении со школ учительниц, вступивших в брак, а так же снят запрет относительно отъезда из города учительниц без разрешения школьной сетевой палаты. В 1915 году в Ассоциации Национальных Учителей было отменено одно из множества правил, согласно которому, женщины - учительницы не имели права носить платье, которое было бы больше чем на два дюйма выше лодыжки.

В 1890 - 1920 годах Маргарет Халей и Кэтрин Гоггин в Чикаго была образована Независимая Федерация Учителей, которая выступала гарантом повышения жалования учителям, заведовала налоговыми поступлениями для школьного обслуживания и выплатой пенсий. В связи с этим, многие женщины почувствовали себя защищенными. Теперь труд женщины - учителя стал более престижным, и не только по моральным, но и по материальным показателям.

Результатом этого стало открытие новых педагогических училищ, но теперь на более высоком уровне. Для примера приведем работу Экспериментального Педагогического Интерната для девочек созданного в 1920 году в Нью - Йорке под предводительством Элен Пархруст. После окончания педагогического училища Элен долгое время преподавала в провинциальных школах. В 1917 году она окончила Международную Школу Обучения Учителей в Риме, под руководством известного в то время итальянского педагога Марией Монтессорией.

Основываясь на своем преподавательском опыте и наблюдении, когда более старшие по возрасту дети благотворно влияют и помогают в учебе более младшим. Элен Пархруст в своем интернате расширила возрастную категорию для поступающих с 14лет и до 21 года. Ее Экспериментальный Педагогический Интернат совместил в себе основные тенденции школьного и среднеспециального образования.

Девочки с 14 и до 18 лет, как правило, проходили школьную общеобразовательную программу, причем, в качестве преподавателей нередко выступали старшекурсницы, которым разрешалось практиковаться в преподавании на младших курсах. Это было абсолютно новой тенденцией в педагогической практике.

Помимо этого, на старших курсах девочки могли выбрать себе специализацию, которая в дальнейшем бы определила их сферу профессиональной деятельности. В Экспериментальном Педагогическом Интернате каждый преподаватель имел свою творческую лабораторию, которая представляла собой подобие современных специализированных курсов. По окончании подобного училища, девушки получали дипломы - сертификаты специалиста узкого профиля, что было, пожалуй, единственным недостатком Экспериментального Педагогического Интерната для девочек Элен Пархруст.

Таким образом, учительские семинарии сыграли важную роль в становлении женского образования в США, но все же это были не высшие, а среднеспециальные учебные заведения. Старый тип непрофессионального учителя - женщины исчез из американских школ. Его место заняли целая плеяда молодых, энергичных специалистов, сделавших, как мы уже убедились, огромный вклад в дальнейшее развитие женского образования.

К середине XIX в. ни в одном государстве мы не найдем такого большого числа женщин - педагогов, как в США. Педагогическая профессия здесь не являлась особо соблазнительной ввиду ее сравнительно низкой оплаты. Процент учительниц в этой сфере достигало 89, но для женщин, как оказалось впоследствии, учительская профессия в большинстве случаев не являлась постоянной. Продолжительность занятия педагогов этой профессией составляло всего 6-7 лет.

Известно, что материальные условия, в которые была поставлена женщина педагог были жесткими. Ее жалованье далеко не во всех школах соответствовало прожиточному минимуму, значительно уступая другим профессиям.

Согласно статистическим данным ежегодного заработка Бюро образования штата Миннесота за 1924г. педагогическая профессия занимает последнее место даже в ряду малоквалифицированных профессий. Средняя заработная плата учительницы консолидированной школы была 1364 доллара (при прожиточном минимуме 1 220 долларов).

Тем не менее многочисленные заслуги женщин - учителей, окончивших в свое время именно педагогические училища, давали основание крупнейшим американским педагогам, возглавлявшим движение за организацию бесплатной школьной системы, - Г. Манну, Т. Галуде, К. Стоу и другим - поддерживать требования о высшем образовании для женщин. Нельзя не согласиться с мнением известного деятеля в области демократизации системы высшего образования президента университета Брауна Ф. Вейланда, который в 1845 году писал, что: «в Новой Англии улучшение постановки школьного дела произошло благодаря приобщению женщин к преподавательской деятельности».

Таким образом, стремление американок к профессиональной деятельности нашло свое выражение прежде всего в их обучении в специализированных курсах и училищах. Здесь они получали основы будущей профессии и могли себя реализовать на рынке труда наравне с мужчинами. Основной сферой применения труда женщин в XIX в. была школа, где к концу века они составляли абсолютное большинство учителей. В этой области были созданы первые профессиональные ассоциации женщин, которые выступали как коллективный орган в отстаивании их интересов.

Многие другие сферы общественной деятельности для американок были закрыты, что говорило о консервативном характере социальных институтов, особенно таких как право, политика, государственное устройство и др. Для проникновения в это сферы от женщин требовалось высшее образование и они развернули борьбу за право доступа в университеты.

 

Автор: Степанова О.Ю.