10.12.2012 12279

Обретение женщинами доступа к высшему образованию в конце XVIII - начале XX веков в США

 

Приобщение женщин к высшему образованию началось в 30е годах XIX столетия как ответ на необходимость расширить поле деятельности женщин в американском обществе. Американские исследовательницы Ирэн Харварт и Минди Малейн выделяют ряд причин, способствовавших становлению высшего женского образования в США: во-первых, к середине XIX века изменился социальный баланс внутри американской семьи, теперь женщина помимо роли жены и матери должна была выполнять и роль хозяйки дома: вести счета расходов, подписывать обязательства и т. д.; во - вторых, ощущалась острая недостача учителей из-за роста общественных школ, а педагогические училища не всегда справлялись с поставленной задачей; в - третьих, после Гражданской войны, одним из последствий которой стало потеря мужских рабочих рук и квалифицированных кадров, увеличился запрос на высшее образование для женщин, которые должны были восполнить нехватку специалистов в тех или иных областях, чтобы не допустить кризисного экономического упадка внутри страны.

Таим образом, привлечение американок к системе высшего образования сопровождалось: открытием женских колледжей и предоставлением женщинам допуска в мужские колледжи и университеты с практикой совместного обучения.

Следует сразу же отметить, что не все женские колледжи этого времени отвечали требованиям высшего учебного заведения по многим причинам, в том числе и потому, что зачастую в них принимали девочек, не окончивших полную среднюю школу и получавших соответствующие знания уже в колледже. Такие частные заведения в значительной степени вынуждены были идти в этом отношении на уступки и учитывать потребности богатых, платежеспособных семей.

Первые женские колледжи были основаны в 1838 году в городе Мейкон (штат Джорджия) и в 1838 году в Алабаме. К 1901 году общее число женских колледжей в США превышало 100. Современная исследовательница С.М. Аскольдова, опиравшаяся на американских авторов Д. Брубахера и У. Руди, называет цифру 119; историк начала XX столетия П. Зоргенфрей приводит цифру 132.

Основатели женских колледжей преследовали различные цели: одни стремились дать женщинам возможность расширить свои знания и получить новую профессию, другие, в основном созданные под патронажем протестантской церкви, привить женщинам религиозные чувства.

Общественное мнение не всегда рассматривало женские колледжи как образовательную попытку, заслуживающую внимание. Многие противники женского высшего образования настаивали на том, что женские колледжи не в состоянии подготовить женщин к профессиям и обеспечить им высококачественное образование наравне с мужским. Для примера, приведем высказывания Чарльза Элиота, президента Гарвардского Университета, ярого противника создания женских колледжей:

«Женские колледжи должны базироваться на среднеспециальном образовании, которое не будет наносить ущерб женскому здоровью от чрезмерных умственных нагрузок. Это образование является наиболее соответствующим, приятным и выгодным занятием для женщин, с точки зрения индивидуума и с точки зрения общества. А демонстрация знаний, полученных в результате такого обучения, должна быть полностью освобождена от влияния сравнений с интеллектуальными мощностями мужчин».

Важной вехой в становлении женских колледжей, как впрочем, и всей системы высшего образования в США, стал закон 1832 года, более известный как закон Морилла. Согласно этому документу каждому штату предоставлялись земли из фонда общественных земель для поддержки высшего сельскохозяйственного и технического образования.

Закон способствовал созданию университетов штатов и не содержал никаких ограничений относительно приема девушек в учебные заведения.

Таким образом, появилось 97 новых колледжей и университетов. Из них - 67 - в западных штатах, 17 - в южных, 8 в среднеатлантических, 5 - в Новой Англии. Среди них были такие женские колледжи как: колледж Смита, Уэллси, Брин Мор, Балтиморский. Эти и другие, так называемые, новые колледжи имели ряд преимуществ:  они носили светский характер, финансовая и материальная база была достаточно основательная, что позволяло обеспечивать более высокое качество подготовки.

Вновь созданные женские колледжи по всему своему складу жизни носили отпечаток мужской высшей школы. Здесь имелись Dormitories и Refectories (спальни и столовые), клубы, литературные собрания, ученые степени и значки (cap and grown) по прототипу мужских колледжей. Процесс обучения в женских колледжах, как правило, заканчивался степенью бакалавра. И лишь немногие колледжи, такие как колледж Смита, Уэллси, Брин Мор, носили действительно университетский характер.

Главное руководство и преподавание в высших женских школах почти всегда находилось в руках женщин. Число американских высших школ, исключительно женских было относительно не велико.

Так, согласно статистическим данным Американской Женской Образовательной Ассоциации за 1901г. в США насчитывалось 647 учебных заведений типа высшей школы, из них было 137 для мужчин, 132 для женщин, остальные 378-для обоих полов.

Нечто среднее между женскими и совместными высшими учебными заведениями составляли женские колледжи, которые присоединялись к высшей мужской школе. Такие колледжи назывались affiliated colleges, то есть филиальными отделениями мужских колледжей, имеющих собственное помещение, лаборатории и научные кабинеты. Но профессоров такие колледжи имели большей частью тех же, которые читали в мужских. По достижении степени бакалавра учащиеся допускались на лекции и к испытаниям в университет.

Первым из подобных колледжей, к примеру, был Кембриджский в штате Массачусетсе, учрежденный в 1879г. и находящийся под управлением «Общества высшего женского образования». Желающие поступить в него девушки должны были подвергнуться такому же экзамену, как и молодые люди при поступлении в Гарвардский университет. Несмотря на то, что студенткам читались лекции теми же самыми профессорами, что и мужчинам, с тем же самым курсом предметов, Гарвардский университет не выдавал женщинам дипломов на ученые степени. Взамен этого «Общество высшего женского образования» предоставляло женщинам свидетельство в том, что они прослушали курс и выдержали экзамен, равный тому, который дает мужчинам известные ученые степени.

На подобных же условиях в 1888 г. в США был открыт Эвелинский колледж при Принстонском колледже, являвшимся одним из лучших в Америке. Эвелинский колледж имел право давать собственной властью ученые степени. Третьим из таких филиальных колледжей был Бернард колледж, находящийся в ведении мужского Колумбийского колледжа в Нью-Йорке. В указанных трех филиальных отделениях мужских университетов, согласно статистике, за 1889-1890 гг. было несколько более 100 женщин - слушательниц.

Было бы весьма трудно дать общую картину истории развития высшего женского образования в Америке, так как во всяком штате и даже городе оно шло совершенно своеобразно. В XIX веке почти каждый штат представлял собой совершенно самостоятельную административную единицу в учебном отношении. Программы, назначение учителей, условия выдачи дипломов - все это дело исключительно местного школьного комитета или даже самого высшего учебного заведения, содержимого на средства какого - ни будь религиозного общества или основанного на пожертвование частных лиц.

Рассмотрим, для примера, как шло развитие высшего женского образования в Бостоне, который иногда исследователи называют американскими Афинами, вследствие изобилия ученых обществ, учебных заведений, газет, журналов и т. д.

С 1872 года в Бостоне существовала самостоятельная высшая школа для девушек, но с отсутствием преподавания классических языков. То есть, другими словами, эта школа во многом отличалась от подобных учебных заведений для представителей мужского пола. Поэтому выпускницы данного заведения, желающие продолжить свое образование, не могли предъявлять притязаний на принятия их в колледж или университет наравне с мужчинами.

В 1877 году образовалось «Массачусетское общество высшего женского образования», в котором кроме женщин приняло участие много выдающихся общественных деятелей. Это общество выступило с просьбой в школьный комитет города Бостона о разрешении для девушек поступать в Высшую Бостонскую Латинскую Школу для юношей, указывая, что почти во всех других городах штата Массачусетс девушки уже учатся в тех же самых высших школах и колледжах, что и юноши, и таким образом, могут подготовиться к поступлению в университет.

В защиту этого требования высказывались и кураторы (т. е. лица, которые распоряжались материальными средствами университета, а так вели наблюдение за ходом учебного дела) и ректоры многих колледжей, где совместно с мужчинами слушали лекции и женщины. Они указывали на то, что к ним в колледжи поступают вполне подготовленные девушки из западных штатов, в отличие от бостонских девушек, которые лишены возможности готовиться к поступлению в высшие учебные заведения.

Несмотря на это, большинство ректоров других колледжей высказывались решительно против опыта совместного образования девушек и юношей в высших учебных заведениях Бостона. Так, к примеру, ректор Ельского колледжа господин Портэр полагал, что:

«Девушки и юноши между 18 - ю и 20 - ю годами не должны учиться в одном и том же помещении. Такие частные и такие свободные нецеремонные отношения юношей и девушек должны быть естественно неприятны для обоих. Само классическое образование, будучи в основе одинаково, требует различных приемов в преподавании, смотря по тому, имеет ли учитель дело с представителями мужского или же женского пола».

В итоге в Бостоне победили сторонники отдельных учебных заведений для каждого пола.

Пионером совместного обучения стал Оберлинский колледж в Огайо, созданный в 1833 году как независимый, принимавший студентов любого вероисповедания, национальности, пола. Присутствие девушек в студенческой среде, по мнению руководства колледжа, должно было способствовать здоровому психологическому и эмоциональному климату в учебном заведении. Преследовались и другие практические цели: подготовка девушек к участию в деятельности будущих мужей, их деятельности миссионеров - христиан на Западе, подготовка к рациональному ведению хозяйства и т. д.

Помимо общеобразовательного курса, девушкам был предложен «женский курс», так что по окончании колледжа первые его выпускницы в 1841 году получили не только диплом бакалавра общеобразовательного колледжа, но и диплом о прохождении курса по специальной женской программе.

Принципиальная постановка вопроса о совместном обучении женщин с мужчинами в колледжах и университетах встречала сопротивление во всех слоях общества. Противники высшего образования женщин выдвигали серию аргументов, которые опирались на оценку женщины как существа, стоящего на более низкой ступени по сравнению с мужчиной не только в интеллектуальном отношении, не только в физическом плане, что не давало - де возможности осилить процесс учебы, но и по причине, связанной с социальной ролью, функцией женщины, не требовавшей якобы высокой образованности.

Известен один эпизод, произошедший в Гарварде в 1849г., некая молодая леди обратилась со смелой просьбой принять ее в Гарвард. Выдержка из письма ректора Гарварда Ч. У. Элиота на эту просьбу, датированная 25 апреля 1849г., показывает всю закостневелость взглядов:

«Университет был основан для обучения юношей, все факультеты подбирались по назначению, правила, регламенты, внутренняя организация, дисциплина и система преподавания. Я нисколько не сомневаюсь, что ни одна женщина не сможет смешаться с таким количеством людей другого пола».

Таким образом, в университетских кругах, прессе, обществе развернулась бурная дискуссия по вопросу о совместном обучении. Она сфокусировалась в полемике двух наиболее знаменитых оппонентов: М. Кэри Томас, которая была ректором женского колледжа Брин Мор и ректора Гарвардского университета, уже известного нам, Ч. У. Элиота. В распоряжении автора оказались публицистические работы М. Кэри Томас. Этот интересный источник содержит информацию обеих сторон.

Ч.У. Элиот и другие противники совместного обучения приводили следующие аргументы:

«История образования, уходящая своими корнями в глубокую древность, не знает подобных прецедентов. Женский организм отличается от мужского и было бы странно, если бы женский интеллект не был бы, мягко говоря, не похож на мужской. В силу этого женщины не способны учиться по тем же учебным планам и программам, что и мужчины».

В полемике с Ч. У. Элиотом М. Кэри Томас, как и многие другие сторонники женской эмансипации, руководствовалась принципами социального дарвинизма. Она считала, что:

«В жизненной борьбе за место под солнцем женщины и мужчины должны быть поставлены в одинаковые условия. Одним из стартовых условий является образование. Поскольку в профессиональной сфере женщины и мужчины соперничают и сотрудничают друг с другом, то их профессиональная подготовка не должна различаться. Если мужчины будут получать более качественное образование, женщины будут обречены на отставание в жизненном марафоне».

В любой профессии важен результат работы, а не пол работника. Не существует женского или мужского метода лечения тифа или малярии. Больного надо лечить наилучшими методами, иначе он умрет, независимо от того, какого пола врач его лечит, как впрочем и какого пола пациент. То же самое и в образовании. Предположим, мы готовим строителей мостов. Ну не вводить же два учебных плана, различных по объему часов, содержанию и методам преподавания, только лишь из-за того, что одна часть будущих строителей носит брюки, а другая - юбки. Единственное различие между студентами и студентками в отношении к учебе заключается в том, что девушки более усидчивы и могут часами сидеть над сложным предметом до полного изнеможения, чего не наблюдается у мужской половины».

Еще один аргумент в пользу совместного обучения, выдвигаемый Кэри Томас - это «соображение экономии средств.

Было бы глупо и расточительно дублировать дорогостоящее оборудование в мужских и женских колледжах».

Что касается традиционно женских специальностей, то их можно включить в учебный план в качестве элективных дисциплин. Среди таковых Кэри Томас видит лишь три достойных изучения: детская психология, химия в быту и домоводство.

Среди ярых противников допуска женщин в высшие учебные заведения были и такие известные реформаторы системы высшего образования, как Г. Ф. Тэппен, президент Мичиганского университета, считавший, что допуск девушек в университеты снизит уровень преподавания. Все это свидетельствует о том, сколь сложной была проблема развития высшего образования женщин, какие трудности и предрассудки стояли на его пути.

«Библией противников совместного обучения» стала книга известного бостонского медика профессора Е. Кларка, изданная в 1873 году, в которой он если и допускал возможность женского высшего образования без ущерба для женского организма, то лишь в виде исключения, в ограниченных дозах и только в женских колледжах. Шесть случаев, обследованных Кларком, из которых он сделал такие выводы, были взяты произвольно, и изучение данных не было проведено основательно.

После выхода книги Кларка в течение 10 лет в том же Бостоне Бюро рабочей статистики обследовало здоровье женщин, окончивших высшее учебное заведение, изучило статистические данные по этому вопросу и пришло к выводу, что «обучение женщин в колледже не приносит неизбежного ущерба их здоровью»

Г. П. Мижуев сообщал, что в 1877, 1880, 1892 годах в США был проведен ряд исследований, результат которых был затем опубликован Министерством национального просвещения.

Тем не менее, многие известные организаторы университетов по - прежнему считали, что совместное обучение «разрушит нормальное физическое и психологическое развитие юношей и девушек».

В этой дискуссии, где обсуждались проблемы физических и интеллектуальных возможностей, нравственной целесообразности совместного обучения, детерминирующими были основания, связанные с историко-экономическими факторами. Так, инициаторами совместного обучения стали колледжи и университеты западных штатов, где было меньше по сравнению с Новой Англией респектабельных частных учебных заведений и где активность женщин средних слоев в общественном движении (в области школьного, библиотечного дела и т.д.) была высока. Здесь не было тех твердых традиционных барьеров «мужских» колледжей, какие были воздвигнуты вокруг элитарных Иеля, Гарварда, Принстона, и совместное обучение здесь было скорее правилом, чем исключением.

В 1855 году девушкам был открыт доступ в университет Айовы, в 1863 году - Висконсина, затем Индианы, Миссури, Мичигана, Калифорнии.

Расширение сети государственных университетов после гражданской войны предоставило возможность совместного обучения женщинам средних и высших слоев общества. К 1880 году более 30% всех американских высших учебных заведений принимали девушек, к 1900 году - 71%.

В начале 70 годов XIX века Массачусетский технологический институт, являвшийся крупнейшим авторитетным техническим высшем учебным заведением, где наряду с фундаментальными знаниями в области инженерных дисциплин студенты получали н научную подготовку, начал принимать и девушек. Хотя, практически среди студентов МТИ девушки составляли незначительную часть: с 1876 по 1889 года среди студентов в среднем ежегодно была 21 девушка, в 1900 году из 2,5 тыс. студентов 44 девушки.

На Востоке, в штатах Новой Англии, где традиционными были добротные частные школы и университеты, процесс совместного обучения тормозился, так как университеты штатов здесь не возникали с такой быстротой, как на Западе.

После гражданской войны в Новой Англии возникли респектабельные частные женские колледжи, которые до сегодняшнего дня принадлежат к учебным заведениям высшей категории. Так, в 1865 году на пожертвования М. Вассара в штате Нью - Йорк был открыт женский колледж его имени, который должен был стать таким же заведением для девушек, какими были Гарвард и Йель для юношей. Как говорил сам Вассар: «главной целью нашего колледжа является:   намерение дать женщинам возможность получить полноценное высшее образование наравне с мужским».

Открытие колледжа Вассара ознаменовало собой новую эру в образовании женщин. Здесь была разработана специальная программа образования девушек, включавшая большую группу предметов, необходимых женщине в быту, в воспитании детей, в ведении хозяйства. Сюда относились курсы экономики домашнего хозяйства, гигиены и физиологии, питания, лабораторная разработка меню, искусствоведения, педагогики. Но преподавание этих предметов «женского профиля» не заслоняло главной цели, которая была поставлена основателями нового женского колледжа, преподавание традиционного классического курса наук. В отличие от прежних женских колледжей, в Вассаре наряду с женским контингентом преподавателей были и мужчины - преподаватели.

Студентками частных колледжей становились представительницы самых обеспеченных слоев. Так, к примеру, в 1870 году из 139 студенток колледжа Вассар (всего в нем числилось 185 студенток) только 6 не были дочерьми бизнесменов и высокооплачиваемых специалистов.

Принципиальную роль в истории американской высшей школы, ее перестройке в результате революционных реформ в 60-х годах XIX века сыграл Корнельский университет в Итаке (штат Нью - Йорк), основанный в 1865 году. В уставе университета впервые фиксировалось право совместного обучения юношей и девушек.

Популярность этого университета была исключительной в связи с тем, что его модель, состоящая из двух ступеней - колледжа и научной школы, действительно соответствовала требованиям времени. В нем также были и профессиональные школы - инженерная, агрономическая, агротехническая, медицинская и т. д. Первой студенткой Корнельского университета в 1872 году стала Э. Истман, проучившаяся до этого два года в колледже Вассар. Признание Корнельским университетом прав женщин на высшее образование и совместное обучение сыграли большую роль в преодолении косности и утверждении новых принципов.

Во многих университетах женщины были допущены только на отдельные факультеты. Так, например, в университете Джона Гопкинса в Балтиморе был открыт для женщин только медицинский факультет, в Пенсильванском университете - только юридический и философский факультеты.

Правомерно поставить вопрос о «трудоустройстве», говоря современным языком, выпускниц колледжей и университетов. Выше нами уже отмечалось, что реформаторы, стоявшие у истоков женского высшего образования, главным его предназначением считали «республиканское материнство». Другими словами, выпускницы колледжей свои знания должны были применять исключительно в домашней сфере. Единственной возможностью для проникновения образованной женщины в мир профессий была профессия школьной учительницы. Общественное мнение не осуждало такого «попрания мужских привилегий», что объясняется сугубо практическими причинами: нехватка учительских кадров, особенно в годы Гражданской войны и после нее и экономия денежных средств.

Энергичные попытки расширить возможности самореализации образованных женщин предпринимали американские суфражистки. Еще в 60-е годы суфражистское движение в Бостоне создало Ассоциацию для продвижения женщин, а в 1881 году Ассоциацию выпускниц колледжей Они вели агитацию за высшее образование для женщин, отстаивали права женщин на совместное обучение в консервативных мужских университетах - Амхерсте, Уильямсе, Гарварде, Йеле.

В 1873 году в городе Нью - Йорк суфражистки создали аналогичную бостонской Ассоциацию для продвижения женщин. На ежегодных конгрессах этой ассоциации участницы обсуждали широкий круг вопросов социального положения женщин, в том числе возможности профессиональной карьеры помимо профессии школьной учительницы. Особенно много в этом направлении сделала Мария Митчел, одна из руководительниц Ассоциации для продвижения женщин и, по мнению американской исследовательницы Россистер, самая выдающаяся женщина - ученый в Америке XIX века. Ее избрание на должность профессора астрономии в женском колледже Вассар в 1865 году знаменовало собой прорыв женщин в «святая святых» мужчин - в науку и высшую школу.

В связи с массовым появлением новых колледжей после выхода закона Моррилла возник дефицит преподавательских кадров, и у женщин появилась еще одна, помимо школы, возможность профессиональной реализации - преподавание в вузе.

Вплоть до конца XIX столетия от кандидата на вузовскую должность не требовалась ни магистерская, ни докторская степени. Достаточно было документа об окончании учительской семинарии или любого другого документа о высшем образовании.

Требования к претендентке: она должна была обладать христианскими добродетелями, быть не замужем и должна была обещать не выходить замуж в дальнейшем. В случае замужества преподавательница увольнялась. А если бы она позволила себе не согласиться с таким условием, как в ставшем широко известным инциденте с преподавательницей физики в колледже Бернард, то ей бы объяснили, что поскольку «ведение домашнего хозяйства есть профессия, то женщина не может заниматься двумя профессиями сразу», к тому же «колледж не может иметь в штате женщину, для которой ее преподавательская работа будет на втором месте; с другой стороны колледж не одобряет тех женщин, которые добровольно согласившись взять на себя семейные обязанности, относятся к ним как к делу второстепенному».

Большинство женщин - преподавательниц колледжей первых поколений (до 90-х годов XIX века) занимались не столько наукой, сколько преподаванием и организационной работой. Имея большую учебную нагрузку и низкую заработную плату, они редко публиковали научные труды и больше времени уделяли созданию и оборудованию научных лабораторий, нежели экспериментальной работе.

Уместно отметить, что подавляющее большинство женщин - ученых работали в женских колледжах. Так, по данным за 1906 год, 2/3, или 69.2% женщин, занимавших должности доцента и выше, работали в женских колледжах. В последующие 15 лет число женщин, занимавших эти должности, увеличилось в 3 раза. И хотя наибольший прирост наблюдался в колледжах со смешанным обучением, все же 55.6% женщин - доцентов и профессоров работали в женских колледжах (данные за 1921 год).

С 90-х годов XIX века требования к уровню квалификации вузовских преподавателей повышаются: наличие ученой степени (PhD). Ректоры женских колледжей оказались поставлены перед дилеммой: как обеспечить высокое качество подготовки студентов, ведь дорога в магистратуру и аспирантуру женщинам была закрыта. Заявления на поступление от женщин возвращались со стандартным ответом: «Нет прецедента». Получение права на обучение в магистратуре и аспирантуре, а затем права на присуждение ученой степени - таков был следующий шаг в борьбе американок против дискриминации в образовании.

Эта борьба заняла несколько десятилетий: от первого успеха в 1870х годах в Бостонском университете до 1960х годов, когда пал последний бастион: Принстонский университет.

На первом этапе кампании (70 - 80-е года XIX века) женщины добились права поступления в магистратуру и аспирантуру «в порядке исключения», то есть без официального зачисления (внесения в списки обучающихся и выпускников, без оплаты) и без присуждения ученых степеней. В 1890 - 1892 годах шесть крупнейших университетов США официально разрешили прием женщин на общих основаниях с мужчинами. Таким образом, в 1901 году женщины составили одну треть магистров и аспирантов всех американских колледжей.

В 1893 - 1907 годах некоторые университеты разрешили присуждение PhD женщинам. Одной из первых женщин - докторов наук стала М. Кэри Томас, ректор женского колледжа Брин Мор. Ее усилиями в Брин Мор появились магистратура и аспирантура по некоторым специальностям: зоология, математика, геология, английский язык, история, классические языки и даже археология древнего мира.

Но трудности создания и работы магистратуры и аспирантуры в женских колледжах, прежде всего финансовые, были столь велики, что лишь немногие, такие как: Редклиф, Уэллсли и Смит, отважились на подобные новации. Ректор Брин Мор была одинока в своем убеждении, что каждый женский колледж должен иметь полноценную магистратуру и аспирантуру, причем с возможностью совместного обучения женщин и мужчин.

Число женщин с ученой степенью PhD постепенно увеличивалось. Переломными в этом отношении стали 90е годы. Если до 1890 года ученую степень получили лишь 25 женщин, то в 1890е - 1900е года - 204 человека, то есть увеличение почти в 8 раз.

Обретение права на получение ученой степени, несомненно, было успехом в борьбе за женское равноправие. Однако эта победа не устранила дискриминации женщин в науке: за исключением женских колледжей, высшие учебные заведения женщин в штат не принимали. М. Кэри Томас в эссе «Образование для женщин и мужчин» приводит следующие данные:

«Во всех 336 колледжах с совместным обучением юношей и девушек, женщина - преподаватель - большая редкость. Ректоры и советы попечителей, состоявшие из мужчин, принимают женщин на работу лишь в качестве воспитательниц для студенток».

М. Кэри Томас так же свидетельствует, что «более ожесточенной, замешанной на профессиональной зависти, конкуренции между мужчиной и женщиной за место работы не существует более ни в одной сфере, разве что в сфере медицины».

Таким образом, становление высшего женского образования продолжалось несколько десятилетий и охватило всю территорию США. К началу XX столетия все американское общество, исходя из мысли: «чем глубже и шире познания женщины, тем она ценнее как для общества, так и для собственной семьи» - было убеждено в необходимости увеличения количества государственных и частных образовательных учреждений доступных для женщин. Эти существенные перемены во взглядах американцев стали основой для последующего приобщения женщин в научную сферу. К началу XX столетия достаточно большое количество женщин - профессоров концентрировалось в женских колледжах, которые к этому времени стали неким замкнутым женским центром внутри американского научного общества. Тем не менее, американским женщинам потребуется еще не одно десятилетие, чтобы добиться своего равноправия с мужчинами в науке и политике.

 

Автор: Степанова О.Ю.