11.12.2012 2568

Деятельность церковных благотворительных учреждений, построенных на началах сословной взаимопомощи во второй половине XIX века

 

Наряду со всесословными церковными благотворительными учреждениями, в лице церковно-приходских попечительств и братств, во второй половине XIX века функционировали организации, построенные на началах сословной взаимопомощи, деятельность которых заключалась в оказании помощи нуждавшимся лицам духовного звания. К числу таких учреждений относились епархиальные попечительства и общества.

Реализация данного направления на территории Кавказской епархии осуществлялась Кавказским епархиальным попечительством о бедных духовного звания, которое являлось местным специализированным благотворительным учреждением. До создания Кавказской епархии, которая впоследствии объединила в своих границах территории Кавказской (Ставропольской) губернии и Кубанской области, нуждающиеся вдовы и сироты духовного сословия пользовались пособиями из сумм Донского епархиального попечительства о бедных духовного звания, учрежденного в 1829 году. В первой половине 1845 года им было выдано пособий на сумму 156р.10к.

В 1843 году был создан комитет по открытию Кавказского попечительства о бедных духовного звания, задачей которого являлся сбор средств с священно-церковнослужителей Кавказской епархии, необходимых для деятельности попечительства. Данное попечительство было учреждено на рубеже 1845-1846 годов. Главным центральным органом управления попечительством являлся Синод, в который ежегодно отсылались отчеты о деятельности попечительства. Правом же общего надзора обладал епископ Кавказский. На местах вели работу благочинные, более или менее знакомые с положением местных духовных лиц и их семей. Особое место в системе епархиального призрения занимала Духовная Консистория, которая собирала и удостоверяла сведения о призреваемых, выполняла роль посредника между попечительством и епископом, заверяла различные документы и принимала прошения нуждавшихся лиц.

Целью попечительства являлось оказание помощи тем лицам, «которые имеют в ней истинную потребность». Наряду с этим, с 1867 года попечительство занималось установлением и производством опеки над несовершеннолетними членами семей лиц духовного звания и их имуществом. Одной из важных функций попечительства был сбор средств, их рациональный расход; проверка сведений о положении призреваемых, а также содержание таких заведений, как богадельня и сиротское общежитие.

Доходы попечительства пополнялись из ряда источников. При открытии Кавказского попечительства Донское попечительство о бедных духовного звания перевело на его счет 3051р.33к., предназначавшиеся для бедных духовного звания Кавказского казачьего войска. Средства, собираемые со станичных церквей, поступали в распоряжение обер-священника войска, распределявшего пособия по благочиниям. Каждые полгода хозяйственное управление Синода по соглашению с Министерством Финансов распоряжалось о выделении из казны определенной суммы в доход Кавказского попечительства. Размеры сумм зависели от числа призреваемых и степени их нужды. Одним из источников дохода служили кружечные сборы при церквях и монастырях епархии. Наряду с этим, в каждом благочинническом округе проводился сбор средств по пригласительным спискам. Кроме того, ежегодно попечительству отчислялся 1% от общих церковных сумм и 2% от дохода каждой церкви. К капиталам попечительства причислялся 1% от сумм, вырученных от продажи восковых свечей, доходы от кладбищенских церквей, а также деньги, причитающиеся за вакантные места священно-церковнослужителей. Пополнение средств попечительства, наряду с вышеназванными источниками, происходило как за счет процентов с капиталов, так и за счет штрафов, взимаемых с лиц духовного звания.

Все суммы попечительства делились на несколько разрядов: собственно принадлежащие попечительству, капиталы благотворительных заведений попечительства (богадельни и Иоанно-Предтеченского приюта) и сиротские суммы, появившиеся с 1867 года, после начала установления попечительством опеки над детьми и имуществом умерших лиц духовного звания. Суммы разделялись на наличные и вклады в кредитных учреждениях. Следует отметить, что попечительство, также как и другие учреждения общественного призрения в Ставропольской губернии, пользовалось финансово-кредитными услугами Ставропольского приказа общественного призрения.

Капиталы, принадлежавшие попечительству и хранившиеся в ценных бумагах увеличились за 50 лет в 17 раз, с 4985р.71к. в 1846 году до 85791р.56к. в 1896 году. Суммы сиротского капитала складывались из доходов от имущества несовершеннолетних наследников, сумм переданных сиротам по завещаниям, вырученных от вынужденной продажи имущества и внесенных вкладов благотворителей. Увеличение сиротских капиталов произошло в 4 раза с 26804р.93к. в 1883 году до 107034р.21к. в 1897 году.

Расходование средств попечительством было строго регламентировано и осуществлялось по целевому назначению. Попечительство могло выдавать определенные суммы в виде процентов с сиротского капитала опекуну на содержание и воспитание ребенка, а также оплачивать его обучение в учебном заведении. Обеспечение сирот часто зависело от ряда условий, оговариваемых в завещании, по которым сироты должны были непременно пройти курс обучения или выйти замуж за лиц духовного звания. Срок самостоятельного распоряжения деньгами определялся достижением совершеннолетия, замужеством и т.д. Все наличные поступления по возможности переводились в ценные бумаги или во вклады. Таким образом, сирота, достигший 21 года, получал определенное материальное обеспечение. Из сумм, принадлежавших попечительству производилась выплата единовременных пособий и пенсий, оплачивалась работа канцелярских служащих, выдавались ссуды.

Основным видом деятельности попечительства была выплата денежных пособий наиболее нуждавшимся священно-церковнослужителям епархии и их семьям. Так, если в 1864 году попечительством было выдано постоянных и единовременных пособий на сумму 3132р.62к., то   в 1897 году сумма выплачиваемых пособий увеличилась в 5 раз и составила 17058р. Данное обстоятельство объяснялось не только увеличением числа нуждавшихся, но и ростом финансовых возможностей попечительства.

Среди получавших пособия подавляющее большинство составляли вдовы и дети умерших лиц духовного звания. Пособия не выплачивались детям, достигшим совершеннолетия, молодым и здоровым вдовам и детям, достигшим 7-8 лет, обучавшимся в учебных заведениях, за исключением больных и увечных. Все сведения о нуждавшихся лицах предоставляли благочинные, через них же и производилась выплата пособий. Чтобы получать пособие, нуждавшееся лицо подавало прошение, проверенное благочинным, на имя епископа, попечительства или же в Консисторию. Наглядным подтверждением этому является прошение вдовы священника станицы Новомарьевской Кубанской области Елены Станиславской, поданное ею в 1896 году в попечительство о бедных духовного звания при Ставропольской Духовной Консистории. В упомянутом прошении вдовою Станиславской было отмечено: «Я покорнейше прошу попечительство о бедных милостиво войти в мое бедственное положение и разрешить мне единовременное пособие в размере 50 рублей по примеру других и тем самым дать мне возможность хоть немного оправиться, нанять на зиму какую-нибудь прислугу и запастись дровами. Если же почему либо попечительство не будет настоль милостливо к моему положению и не разрешит пособия мне в 50 рублей, то прошу хоть сколько-нибудь прибавить к тем 25 рублям пособия, которые я получала последнее время». На просьбу Станиславской последовал отказ в назначении ей единовременного пособия на том основании, что она имела два сына и одну дочь, которые, по свидетельству благочинного Ставропольского округа, будучи обеспеченными людьми, оказывали ей приличную помощь. Но прошение было не удовлетворено лишь отчасти, так как со второй половины 1896 года Станиславской было назначено выдавать вместо 25-ти рублевого постоянного пособия, по 35 рублей в год.

Согласно ст. 1602 Т. XIII Свода Законов Российской Империи, размер пособия зависел от сана умершего или нуждающегося: на большую сумму могли рассчитывать священники, менее значительным было пособие, выдаваемое дьякам, самое мизерное получали псаломщики и их семьи. Кроме того, размер пособия зависел от числа членов семьи, материального положения, состояния здоровья, возраста и т.д.

Если получавший пособие пенсионер менял место жительства в пределах епархии, то благочинный округа нового места жительства вносил его в ведомость по предписанию благочинного округа прежнего места жительства. Если же пенсионер переезжал в другую епархию, то пособие переводили через другое попечительство или через волостное (станичное) правление и т.д. Так, в постановлении Астраханского попечительства о бедных духовного звания от 27 июня 1897 года на имя Ставропольского епархиального попечительства было отмечено: «Препровождая при сем деньги, 15 рублей, Астраханское попечительство покорнейше просит таковые же Ставропольское выдать означенные деньги в пособие за первую половину 1897 года священнической вдове Марии Веселовской, по жительству ее в Ставропольской епархии у зятя священника Николая Моисеева, и расписку Веселовской прислать в сие попечительство». В свою очередь, Кавказское попечительство переводило пособия своим пенсионерам в другие места (Астраханскую, Таврическую губернии, Терскую область).

Одним из видов помощи была выдача беспроцентных ссуд лицам духовного звания по разрешению епископа. Чаще всего ссуду брали сроком на 2 года на приобретение дома под залог. Долг погашался путем удержания определенной суммы из жалованья или за счет пособия из братской кассы взаимного вспомоществования.

Братская касса взаимного вспомоществования духовенства Ставропольской епархии была учреждена в 1887 году как отделение попечительства о бедных духовного звания. Целью открытой кассы было «доставить некоторое обеспечение вдовам и сиротам священно и церковнослужителей посредством выдачи им, независимо от попечительских сумм, определенных пособий». Все лица духовного звания Ставропольской епархии в обязательном порядке должны были состоять действительными членами данной кассы. Капиталы, находившиеся в распоряжении кассы, а они к 1 января 1887 года простирались до 130155р.5к., составляли неотъемлемую часть собственности духовенства Ставропольской епархии, поэтому кроме как строго по назначению, употреблены быть не могли.

Средства кассы состояли из ежегодных членских взносов от каждого вкладчика по свободно избранной им категории, из ежегодных процентов на капитал членских взносов, из добровольных приношений духовенства и др. лиц. Все суммы, поступающие в кассу, делились на два разряда: основной и вспомогательный. В основной капитал поступали взносы и процентные приращения к ним. Из этих сумм производилась выплата пособий. Вспомогательный капитал состоял из пожертвований и других поступлений. Он расходовался на административные цели, а также на выдачу пособий сиротам тех вкладчиков, которые не приобрели право на ежегодное пособие из средств основного капитала. Из этих средств осуществлялся возврат вкладов лицам, которые по каким-либо причинам потеряли право на получение пособия. В случае экстренной необходимости вспомогательный капитал выступал в качестве «донора» основного фонда.

Членские взносы должны были уплачиваться не менее 10 лет, после чего вкладчик получал право на ежегодное пособие после оставления службы. Размер пособия определялся из расчета 4 рубля на рубль взноса, а с 1893 года оно выдавалось из расчета 8 рублей на каждый рубль взноса. Право получения пособия передавалось по наследству наследникам первой очереди: жене и детям до достижении ими совершеннолетия. В случае недееспособности детей пособие им выплачивалось пожизненно. Выдача пособий производилась централизованно из правления кассы или через благочинных единовременно. Уставом кассы была предусмотрена возможность отказа в предоставлении пособия вкладчикам, лишенным прав состояния по суду, ведущим аморальный образ жизни, вышедшим или исключенным из духовного звания.

В качестве отделения братской кассы в 1896 году была учреждена епархиальная касса единовременных пособий осиротевшим семьям духовных лиц. Уставом было предусмотрено, что «все священники или диаконы, или псаломщики обязаны представлять взносы местному благочинному тотчас по получении официального известия о смерти какого-либо из священноцерковно служителей». Позже взносы в пользу сирот умерших лиц взимались периодически 4 раза в год. Если кто-либо не уплачивал свой взнос, благочинный взыскивал его из кружечных или других доходов вкладчика, а при злостной неуплате благочинный доносил епархиальному начальству.

Кассу, подобную вышеназванным, предлагалось учредить в Донской епархии еще в 1871 году. Один из священников, излагая свои соображения по поводу создания кассы, отмечал: «Нужно ли говорить о том, что положение большинства семейств духовенства, по смерти их кормильцев, очень и очень беспомощное, когда и вообще наше положение - положение «благородных нищих?». «Благотворительных комитетов у нас не существует; вспоможений правительственных нет; наше же Донское попечительство о бедных духовного звания само может назваться (судя по средствам, которыми оно располагает) беднейшим попечительством, да и его вспоможения - крохи достаются одному из десяти (Оно, по необходимости, должно раздавать свои крохи беднейшим из самых бедных). Что же нам делать, - чем бы хоть мало-мальски помочь семействам наших умерших собратий, а с ними вместе и собственным семействам? Дожидаться нам нечего, чтобы кто-нибудь помог нам в нашей нужде, а нельзя ли нам самим помочь себе?». Учреждением, осуществлявшим на практике реальную помощь нуждавшимся лицам духовного звания, стало созданное в 1879 году Донское епархиальное Общество взаимного вспоможения.

Подтверждением мнения о том, что деятельность Донского епархиального попечительства по оказанию материальной помощи бедным духовного звания была малоэффективной, является отчет попечительства за 1869 год, в котором говорится, что: «За два года пред сим, Донское попечительство, по недостатку денежных средств и большому числу пенсионеров, вынуждено было, некоторым из них уменьшить пособие, а другим и совершенно отказать в оном». О том, что финансовые возможности попечительства были ограничены, свидетельствует и речь Высокопреосвященного Платона, Архиепископа Донского и Новочеркасского от 1 декабря 1870 года, в которой он отметил: «Мне кажется, что попечительство должно бы более увеличить пособие таким вдовам, которые имеют много детей, а не таким, которые бездетны и живут на содержании своих родственников, имеющих порядочные места. По моему мнению полезно было бы препроводить списки призреваемых попечительством вдов и сирот в благочиннические советы, дабы последние донесли: все ли эти вдовы и сироты имеют нужду в попечительском пособии и не следует ли одним из них уменьшить, а другим увеличить оное».

С 1870 по 1887 год число лиц, призреваемых попечительством возросло в 2 раза (с 504 до 974), а сумма ежегодно выдаваемых постоянных и единовременных пособий - всего лишь в 2,5 раза (с 4910р. до 12644р.)   , что в свою очередь свидетельствовало о незначительном увеличении размера пособий. Так, средний размер пособия на человека за 17 лет возрос всего лишь на 2р.25к. (с 9р.25к. в 1870 году до 11р.50к. в 1887 году).

Размеры же постоянных пособий в Ставропольской епархии в 1886 году составляли от 5 до 50 рублей в год на каждое призреваемое лицо, учитывая его материальное состояние, возраст и семейное положение. А таких лиц, в отчетном году было только 462 человека из числа заштатных, вдов и сирот. Подобное уменьшение числа призреваемых произошло в результате выделения церквей и духовенства Терской области и Черноморского округа из Кавказской, а начиная с 1886 года Ставропольской епархии в епархии Грузинского экзархата.

Согласно данным, если в 1873 году Ставропольское попечительство располагало 76% капиталов от общей суммы, имевшейся в наличии Донского попечительства, то уже в 1883 году положение дел изменилось не в пользу попечительства Донской епархии, так как к этому времени оно обладало 59% сумм от доходов Ставропольского попечительства. Наверстать упущенное не удалось Донскому попечительству и к концу XIX века, так как в 1896 году сумма капиталов данного попечительства составила всего лишь 50% от суммы доходов Ставропольского попечительства. Следовательно, можно заключить, что более эффективную помощь бедным духовного звания к началу XX века осуществляло Ставропольское попечительство, так как наряду с тем, что в его распоряжении находились суммы, в 2 раза превышающие доходы Донского попечительства, ему после образования в 1886 году Ставропольской епархии и отделения от нее ряда территорий, приходилось призревать меньшее, по сравнению с Донским попечительством, число нуждавшихся лиц, что давало возможность с каждым последующим годом значительно увеличивать размеры пособий.

Несоизмеримо большей эффективностью, по сравнению с Донским и Ставропольским попечительствами о бедных духовного звания, обладало Донское епархиальное Общество взаимного вспоможения, учрежденное в 1879 году и призванное компенсировать неспособность Донского попечительства осуществлять эффективную деятельность. Цель данного Общества заключалась в ежегодной выдаче определенных пенсий его действительным членам, оставившим службу как по болезни или по старости, так и в связи с сокращением штатов. Подобная помощь оказывалась также вдовам и сиротам действительных членов. Действительными членами Общества с правом впоследствии пользоваться от него помощью должны были обязательно состоять все священно- церковнослужители Донской епархии.

Средства Общества образовывались из таких источников как: обязательные взносы от священно-церковнослужителей епархии; церковностаничный капитал 60000руб.; остатки от суммы на епархиальные нужды; 5% с кошельковой суммы, ежегодно собираемой по церквам епархии, а также частные пожертвования. Для ежегодных денежных взносов в общественную кассу действительные члены Общества выбирали одну из следующих категорий взносов: в 18 руб., 12 руб. и 6 руб. На получение денежных пожизненных пенсий из капитала Общества имели право только те действительные члены, которые делали взносы в кассу Общества не менее 8- ми лет ко времени выхода на пенсию.

Вдова умершего действительного члена Общества пользовалась правом на получение пенсии пожизненно в случае, если не выходила замуж за другого, в противном же случае она лишалась этого права. Дети умершего члена Общества, в связи со смертью их матери или при выходе ее замуж за другого, пользовались правами на получение пенсий: сыновья - до окончания ими обучения в учебных заведениях; ушедшие же из учебных заведений преждевременно до поступления на службу, но не достигшие 22- летнего возраста, не способные поступить ни на какую службу по инвалидности - пожизненно, дочери до выхода замуж или до занятия ими какой-либо должности с определенным жалованием, не вышедшие замуж - пожизненно. Вдовы и сироты лиц, не дослуживших до определенного Уставом числа лет для получения права на пенсию, после смерти действительных членов имели право продолжать взносы и тем самым приобрести право на получение пенсии.

Выдача пенсий вкладчикам или их семьям, получившим на то право за 8 лет уплаты взносов, производилась пропорционально их взносам, т.е. вносившим в течение 8-ми лет по 1 категории - по 18 руб., выдавалось 60 рублей; по 2-й категории - 12 руб., выдавалось 40 руб.; и вносившим по 3-й категории - по 6 руб., выдавалось по 20 руб.

С не внесших своевременно взносы Комитет Общества через благочинных взимал эти вклады с процентами по 1% в месяц. Чтобы побудить неисправных плательщиков к взносу денег, Комитет доносил о таких случаях епархиальному начальству.

Никто из действительных членов Общества, состоявших на службе, не имел права прекратить свой взнос. Священнослужители, лишившиеся сана по суду или по собственному желанию, и псаломщики, исключенные из духовного звания, получали свои взносы обратно и затем взаимоотношения между ними, их семьями и кассой прекращались. Освобождались от взносов, не теряя прав на пенсию: все выходящие на пенсию за выслугой положенных законом лет; умалишенные или потерявшие место из-за сокращения штатов; подвергшиеся болезни или по другим уважительным причинам, а в случае их выздоровления или поступления на службу, они обязывались по-прежнему продолжать свои взносы. Согласно Уставу, если по неопределенным обстоятельствам Обществу пришлось бы прекратить свои действия, то члены Общества и лица, пользовавшиеся пенсиями из общественного капитала, получили бы обратно всю сумму, внесенную ими или их родителями и мужьями с причитающимися процентами, а остатки сумм, что примечательно, передались бы в Донское попечительство о бедных духовного звания.

Причиной возникновения данного Общества послужила неспособность приходских попечительств обеспечить стабильное материальное положение духовенства. Донское духовенство прилагало немало усилий для процветания Общества. Со дня его открытия церковнослужители добровольно стали вносить посильную лепту в кассу Общества. Большинство лиц, которые по различным обстоятельствам не могли вовремя представить взносы, при первой же возможности восполняли имевшиеся за ними недоимки с известными процентами. Но имели место и случаи беспечности некоторых членов духовенства, не производивших свои взносы и потому лишавших себя и свои семьи права на получение пенсий с процентов на капитал Общества. Так, в отчете Комитета Общества за первое пятилетие отмечено: «В слободе N умирает священник; его родственник священник в день получения уведомления о его смерти, спешит в Комитет Общества вспоможения за справками о его членских вкладах и с печалью возвращается по случаю известия о том, что таковых не было. Умирает градский священник и его вдова с детьми остается в нужде без права на всякую пенсию. В городе скончался священник, его вдова должна была прибегнуть к помощи попечительства для погребения тела покойного, а выяснилось что пенсии от Общества не имеется. Но прискорбнее всего положение священника, который по болезненному состоянию и дряхлости удаляется за штат; имея сына в сонме адвокатов, он не получает от него никакого пособия, что по крайней мере видно из его вполне жалких просьб, ежегодно поступающих в попечительство о выдаче ему единовременных пособий. А между тем он в свое время был на одном из лучших приходов и имел легкую возможность в один раз внести в кассу Общества 180 р., зато теперь получал бы пенсию в 120 рублей».

Примечательно, что согласно отчету Комитета Общества за 1879-1883 гг., трое из псаломщиков состояли членами по двойной самой высшей категории и 21 - по первой категории, в то время как некоторые из священников, занимавших лучшие места в епархии, едва ли делали взносы по низшей категории. Отсюда, естественно, вытекает вывод, что испытывающие крайнюю нужду во всех ее проявлениях стремились всеми путями устранить последствия нищеты для своей семьи и других. И наоборот, лица, располагавшие полным довольствием в материальном отношении, относились к участи сочленов, лишенных средств к существованию, с полным равнодушием.

Необходимо отметить, что всякие опасения по поводу стабильности существования Общества были беспочвенными, так как каждая осиротевшая семья действительного члена, производившего регулярно взносы, получала пенсию, сообразно взносам по категориям. Такая пенсия ежегодно составляла две трети или 67% от всей суммы, внесенной к тому времени в кассу Общества, что являлось совершенно невозможным с коммерческой точки зрения, потому что самый высший процент, выплачиваемый банками по вечным вкладам составлял всего лишь 8% с капитала.

О том прогрессивном значении, которое имело Общество на поприще церковной благотворительности, свидетельствовали постоянно возраставшие размеры основного капитала и увеличивавшееся из года в год число действительных членов. Так, если за первые пять лет существования Общества в его распоряжении находилось 74 тыс. руб., то по истечении 20- летнего срока эта цифра увеличилась в 7 раз и составила 513937руб. В число вышеозначенного капитала, за первые 10 лет его существования, поступило пожертвований на сумму 18411р.33к., что составило десятую часть всех сумм Общества, а количество действительных членов с момента основания Общества к концу XIX века увеличилось с 1118 до 1518 человек. Из представленных данных можно заключить, что Общество за 20 лет своего существования внесло весомый вклад в развитие церковной благотворительности в виде стремления духовенства облегчить участь тех, попечение о которых составляло цель учреждения Донского епархиального Общества взаимного вспоможения.

Помимо перечисленных учреждений, осуществлявших на территории Донской епархии помощь нуждавшимся лицам духовного сословия, во второй половине XIX века функционировало и общество, призванное оказывать материальную помощь воспитанникам Духовной семинарии. Это общество было учреждено в 1888 году под названием: «Иоанно-Богословское Общество вспомоществования нуждающимся воспитанникам Донской Духовной Семинарии».

Сообразно с целью Общество на собственный счет содержало нуждавшихся воспитанников в семинарском общежитии или на частных квартирах; снабжало их одеждой, обувью, бельем и другими вещами, а также учебниками и учебными пособиями; выдавало им, заимообразно или безвозвратно, денежные пособия в случае крайней необходимости; назначало единовременные пособия нуждавшимся воспитанникам, которые по окончанию полного семинарского курса, желали для продолжения образования поступить в высшее учебное заведение; назначало отчисленным из Семинарии воспитанникам, в случае крайней надобности, денежные пособия и содействовало, по возможности, эстетическому образованию воспитанников приобретением для них музыкальных инструментов, нот и т.п.

Средства Общества состояли из членских взносов; единовременных пожертвований как членов Общества, так и посторонних лиц, деньгами или вещами; из процентов на капитал Общества и сборов из кружек. Наличные деньги, которые к концу каждого года оставались неизрасходованными, зачислялись в неприкосновенный капитал Общества. В этот же капитал зачислялись билеты кредитных учреждений, жертвуемые в пользу Общества и единовременные взносы его членов.

Несмотря на то, что количество членов Общества за 10 лет его существования увеличилось в 2,5 раза денежные средства, составляющие приход, возросли всего лишь в 1,1 раза, а увеличение расходов произошло в 2,5 раза, что свидетельствовало о невозможности повышения размеров пособий и оказании более или менее эффективной помощи всем нуждавшимся воспитанникам. Подтверждением данному выводу являются сведения, помещенные в отчетах о деятельности Общества за 3-й и 13-й год его существования. В первом из них отмечено: «Менее утешительными представляются данные, касающиеся пожертвований как епархиального духовенства, так и частных лиц, несмотря даже на то, что епархиальный съезд депутатов донского духовенства еще в 1889 году «просил благочинных Донской епархии расположить подведомственные им причты делать добровольные взносы в пользу бедных учеников Донской Семинарии через Иоанно-Богословское Общество». В предшествующем 1889-1890 году, Совет имел утешение получить от 20 благочинных пожертвований в количестве 446 р.52к.; между тем как в отчетном году пожертвования поступили только от 16 благочинных в количестве 424р.98к.». Неутешительный характер имели результаты деятельности Общества и в 1900-1901гг. Так, в отчете за этот год говорилось: «Было подано 102 прошения о помощи, из них было удовлетворено полностью или отчасти только 91, а 11-ти отказано или потому, что уже раз была оказана помощь в отчетное время, или по неимению в данное время средств, или по разным другим причинам и соображениям, например, вследствие малоуспешности».

Подводя итоги деятельности церковных благотворительных учреждений, оказывавших во второй половине XIX века помощь нуждавшимся лицам духовного звания, следует отметить, что принцип сословности в их деятельности был возведен в высшую степень, проявлением чего и явился характер оказываемой ими помощи. Выражением данного принципа являлось приобретение неотъемлемого права для всех представителей духовенства на получение при определенных обстоятельствах гарантированных пенсий с процентов на капиталы тех церковных благотворительных учреждений, которые осуществляли свою деятельность на началах сословной взаимопомощи.

Проведенное исследование позволяет утверждать, что во второй половине XIX века в рассматриваемом регионе существовало два направления церковной благотворительности. Наряду со всесословными благотворительными религиозными учреждениями на территории Кавказской (Ставропольской) и Донской епархий функционировали и церковные благотворительные организации, построенные на началах сословной взаимопомощи. Наибольшим количеством учреждений, осуществлявших свою деятельность в рамках первого направления, обладала Донская епархия, в границах существования которой определенным образом трансформировалась общероссийская тенденция вытеснения светского начала из деятельности вышеупомянутых организаций. Специфической чертой функционирования ряда церковно-приходских попечительств в Донской епархии явилось сосуществование в их деятельности как светского начала, защитники которого отстаивали земское предназначение приходских попечительств, так и духовного начала, суть которого заключалась в подчиненном положении попечительств по отношению к духовным властям. Несмотря на количественное преобладание, организациям данной епархии, не удалось избежать в качественном отношении ряда общих недостатков. К недостаткам, присущим деятельности церковно-приходских попечительств, относились такие как: разноплановый характер задач, большинство из которых не под силу было выполнить ни одному из приходских попечительств; несоответствие осуществляемых задач местным нуждам, что охлаждало отношение прихожан к попечительствам и тормозило их работу; отсутствие всякого контроля за деятельностью попечительств, а также неспособность попечительств удовлетворять религиозно-нравственные потребности церковного прихода.

Осуществлением функций по удовлетворению духовных потребностей прихожан, а не хозяйственных и благоустроительных, выполнение которых возлагалось на церковно-приходские попечительства, занимались церковно-приходские братства. Причиной малоизвестности и неповсеместности распространения последних в рассматриваемых епархиях послужило отсутствие их взаимодействия с церковно-приходскими попечительствами, что наложило негативный отпечаток на эффективность деятельности как тех, так и других.

Особенностью функционирования церковно-приходских братств являлось то, что задачи, возлагаемые на них, осуществлялись разными способами, в соответствии с тем, в какой местности они действовали, с какими религиозными интересами сталкивались, в какой среде работали и какими средствами располагали. Специфика деятельности учреждений, функционировавших в рамках второго направления, проявилась в постепенном складывании внутрисословной системы ссудо-сберегательных отношений, посредством эволюции которых появилась возможность осуществления ежегодной выдачи пенсий как вкладчикам, производившим денежные взносы, так и их семьям. Правом получения пенсии, являвшейся прямо пропорциональной размерам взносов, могли воспользоваться как священноцерковнослужители, оставившие службу в силу состояния здоровья, сокращения численности штатов или за выслугой положенных по закону лет, так и их вдовы и сироты при определенных обстоятельствах.

Деятельность каждого из упомянутых направлений имела свои специфические черты. Так, если внутрисословное направление, оказывавшее помощь нуждающимся лицам духовного звания, характеризовалось строгой адресностью, фиксированным размером пособия, зависящим от должности, материального положения и возраста духовного лица, то всесословное направление являлось в ряде случаев неразборчивым, продолжавшим традиции церковной благотворительности предшествовавших веков. Эти обстоятельства свидетельствуют о том, что данными направлениями преследовались различные цели: в первом случае - призрение, а во втором - расширение социальной базы и повышение авторитета русской православной церкви, что в рассматриваемое время на территориях данных епархий имело огромное значение.

 

Автор: Тимченко В.А.