13.12.2012 3048

Социально-политическая обстановка в Псковской области в начале 1990-х годов

 

Псковская область расположена на северо-западе России, в зоне Нечерноземья и рискового земледелия с умеренно-континентальным климатом. Её территория равняется 55,3 тыс. квадратных километров (что составляет около 0,3% от территории страны), а численность населения по переписи 2002 г. - 761 тыс. человек (на 10% меньше, чем в 1989 году). Протяжённость области с севера на юг - 380 км, с запада на восток - 260 км. Главной особенностью расположения области является наличие внешних границ России: с Эстонией - 270 км, с Латвией - 214 км, с Республикой Беларусь - 305 км. Внутри страны регион соседствует с Ленинградской, Новгородской, Тверской и Смоленской областями. Расстояние от Пскова до Москвы - 689 км, до Санкт-Петербурга - 280 км.

Административно область разделена на 24 района и имеет 14 городов, из которых два - относительно крупные экономические центры: Псков (202,7 тыс. населения) и Великие Луки (105 тыс. населения). Доля городского населения составляет около 2/3 (в городах проживают 503 тыс., а в деревнях и сёлах 258 тыс. человек); трудоспособная часть населения - 55,1%, а средний возраст жителей области - 41 год (по России - 38 лет). Продолжительность жизни псковичей колеблется от 55 лет в городской черте до 58 лет в сельской местности. Характерной демографической особенностью Псковской области является однородный этнический состав: доля русского населения превышает 94%.

Специалисты в области электоральной географии выделяют в Псковской области три политико-культурных региона: центристско-демократический север, «красный» юго-восток и срединный («переходный») политике-культурный регион (электоральные закономерности в нём определяют политико-инновационные центры - Псков и Великие Луки).

По классификации Р.Ф.Туровского, сельские районы Псковщины в основном можно отнести к территориям с высокой степенью конформистского типа голосования; в административных центрах (главным образом это относится к Пскову и Великим Лукам) более ярко выражена лево-либеральная модель электорального поведения.

По сравнению со многими другими регионами, для Псковской области на протяжении всех последних избирательных кампаний проблема низкой явки избирателей не была актуальной, причём это относилось не только к жителям сельских районов, но и к населению областного центра.

На протяжении многих лет отличительной особенностью региона являлся недостаток внимания к нему со стороны Центра. Область долгое время была во многом предоставлена самой себе, что объясняется целым комплексом причин: недостатком  значительных природных ресурсов, небольшой инвестиционной привлекательностью, слабостью региональной политической элиты и отсутствием эффективных лоббистов на федеральном уровне.

Славившаяся в древности своей вечевой демократией Псковщина после многовекового перерыва к концу 1980-х годов в связи с курсом на демократизацию политической системы СССР получила возможность вернуться к традициям. Точкой отсчета альтернативных выборов можно по праву считать 4 марта 1990 года, когда состоялось избрание депутатов в Советы всех уровней. Именно Псковский областной Совет народных депутатов стал, по сути, предшественником нынешнего регионального законодательного органа - областного Собрания. Деятельность Совета пришлась на один из самых драматичных периодов постсоветской политической истории: 1990-1993 годы.

По мнению большинства историков и политологов, выборы депутатов Псковского областного Совета коренным образом отличались от аналогичных кампаний советской эпохи. Они впервые проводились демократическим путем, на альтернативной основе. По 170 округам было выдвинуто 438 претендентов на депутатские места. Несмотря на то, что отголоски прошлого еще давали о себе знать (в 47-х округах было зарегистрировано только по одному кандидату), ветер новизны пронизывал это важнейшее для региона событие, формируя перспективы (иллюзии в том числе) на будущее. Всеобщая атмосфера приподнятости духа и эмоциональный подъем свидетельствовали о тех надеждах, которые получившее свободу выбора общество возлагало на своих будущих избранников.

По воспоминаниям участников, выборы были чистыми и честными. Никаких особых финансовых ресурсов для участия в них не требовалось, и поэтому попробовать свои силы мог практически каждый желающий. Ни о каких избирательных технологиях, а тем более «чёрном PR», не было и речи. В то время еще существовали определенные «нравственные тормоза», не позволяющие переступать элементарные границы этики и морали.

Основным агитационным инструментом стали непосредственные встречи с избирателями. Путем открытых и доступных дебатов претенденты имели возможность донести свою позицию до каждого человека. Наряду с кандидатами и их доверенными лицами предвыборную агитацию вели инициативные группы поддержки, а в ряде городов и районов активно действовали неформальные общественные объединения.

Кроме того, характерной чертой выборов депутатов Совета образца 1990 года стало невмешательство в этот процесс самой власти в лице обкома, горкомов и райкомов КПСС. Если власть и пыталась как-то повлиять на ход кампании, то делала это крайне осторожно, и, по наблюдениям очевидцев, этого просто не чувствовалось.

На момент открытия первой сессии Совета зарегистрировалось 139 депутатов (127 мужчин и 12 женщин), из которых 122 были избраны впервые. По сравнению с советским периодом, когда номинальному представительству тех или иных слоев общества в Совете уделялось повышенное внимание, изменился и социальный состав нового органа. Подавляющую часть депутатов составили служащие - 118 человек. В числе избранных оказалось всего 9 рабочих и 12 колхозников, среди которых, в свою очередь, не было ни одного рядового. Как и раньше, большая часть парламентариев состояла в КПСС (121 из 139 депутатов).

С первых дней работы Совета в его составе выделились несколько депутатских групп различной политической направленности. Самой яркой из них стала группа «Демократическая Россия» («ДР»), в которую входили будущие губернатор В.Н.Туманов и мэр Пскова А.В.Прокофьев. Она противопоставляла себя представителям партийно-номенклатурной идеологии во главе с председателем Совета В.Н.Пушкарёвым. Невзирая на численное меньшинство (в разные периоды в «ДР» было от 22 до 34 человек), демократы были достаточно заметны на фоне остального депутатского корпуса. Конечно же, их активность во многом обуславливалась самим духом времени. По всем принципиальным вопросам члены «ДР» имели собственное мнение, отличное от взглядов других. Демократы защищали свои взгляды в жарких и долгих дискуссиях. Главным импульсом в их работе стало желание изменить ситуацию. Впрочем, нескрываемый интерес и стремление к переменам были и у «номенклатурных» депутатов, несмотря на идеологические различия и еще существующую партийную дисциплину.

Стоит отметить, что публичность и принципиальность противостояния «демократы-коммунисты» не помешала депутатам областного Совета наладить конструктивное взаимодействие между собой. Существенная заслуга в этом, по словам участников событий, принадлежала председателю Совета В.Н.Пушкарёву, который, будучи типичным представителем партийной элиты, сумел проводить взвешенную политику, основанную не на категорическом неприятии своих оппонентов, а на принципах взаимоуважения и взаимодействия.

Немаловажно, что тогда депутаты работали только на неосвобождённой основе, то есть у каждого, помимо депутатских обязанностей, была и своя основная работа. Несмотря на то, что большинство депутатов впервые занимались законотворчеством, а полномочия по действовавшей тогда конституции 1977 г. у них были намного шире, чем у современных народных избранников, организаторские способности руководства Совета позволили достаточно быстро наладить эффективную работу депутатского корпуса, профессионализм которого неуклонно повышался.

Как и в других регионах, для оптимизации работы в рамках Псковского областного Совета народных депутатов был создан так называемый Малый Совет. Замысел был прост: из-за большой численности областного Совета (170 чел.) он был не мобильным, и собирать его часто было весьма проблематично. Малый же Совет (33 чел.) собирался в промежутках между сессиями, подготавливал необходимые решения, чтобы «большие» сессии проходили с максимальным эффектом.

По оценкам экспертов, немаловажным моментом в деятельности депутатов областного Совета была обратная связь с избирателями. Депутаты обладали достаточно высокой степенью ответственности перед теми, кто делегировал им полномочия. Взаимодействие с гражданами происходило и через сеть местных Советов, тесно сотрудничающих с областным Советом.

На президентских выборах 1991 года впервые проявилось достаточно существенное различие в настроениях избирателей Псковской области и остальных российских регионов.

Демократический кандидат Б.Н.Ельцин набрал почти на 24% меньше, чем по стране; по-прежнему, оставалось весомым количество приверженцев левых сил (совокупный уровень поддержки Н.И.Рыжкова, А.М.Тулеева и А.М.Макашова заметно превышал электорат Б.Н.Ельцина); а занявший третье место В.В.Жириновский на Псковщине получил вдвое больше голосов, чем по России. По итогам этих выборов впервые можно говорить о выделении трёх приблизительно равных по величине крупных электоральных страт, каждую из которых в свою очередь можно разделить на две электоральные группы:

1. левых (коммунистов и левоцентристов);

2. патриотов (патриотов-радикалов и центристо-патриотов);

3. демократов и центристов (включающих также сторонников «партии власти»).

Подобная фрагментация электората отмечалась и в других регионах, однако наличие столь большого количества приверженцев патриотической идеологии при минимальной популярности сторонников либеральных преобразований является спецификой именно Псковской области. Подчёркнутые здесь особенности электорального поведения псковичей будут достаточно чётко прослеживаться на протяжении практически всех последующих выборных кампаний.

Переломным моментом для Псковщины, как и для всей страны, стал август 1991 года. Последовавшее за провалом ГКЧП приостановление деятельности КПСС в России привело к фактической ликвидации сначала обкомов, а затем и облисполкомов. Совмещающему тогда обязанности председателя облисполкома и председателя областного Совета В.Н.Пушкарёву пришлось расстаться с первой должностью, тем более что во время ГКЧП он занял выжидательную позицию, отказавшись открыто поддержать Б.Н.Ельцина. Исполнительные функции стали переходить к новому органу - областной администрации, а Советы превратились в органы представительной власти.

Ситуация вокруг назначения первого главы администрации Псковской области в начале 1992 года лишний раз подтвердила, что в то время значимость Советов для новых обитателей Кремля была невелика. Предпринятая депутатами областного Совета попытка направить на утверждение президенту кандидатуры, выбранные из состава Совета, не увенчалась успехом. Вместо получивших большинство при внутреннем голосовании членов Совета В.Н.Пушкарёва, А.В.Прокофьева и Л.П.Гайдука указом президента на должность главы администрации области назначается А.А.Добряков, протеже «пробивного» депутата Верховного Совета СССР Н.Н.Панова. Однако выбор Кремля оказался крайне неудачным: начавшийся крупномасштабный экономический кризис и перманентный конфликт с Областным Советом объединили всю местную элиту против А.А.Добрякова, который к тому же занялся сомнительными финансовыми операциями, связанными с экспортом топлива и металла. Широкие круги политических сил области выступили за смещение его с должности, что и было сделано указом президента весной 1992 года.

Начался поиск новой кандидатуры. На этот раз областной Совет вознамерился удержать ситуацию под контролем. Однако, действуя единым фронтом против А.А.Добрякова, демократы и коммунисты имели различное видение того, кто должен встать у руля области. Благодаря контактам в контрольном управлении администрации президента РФ у демократов появилась возможность инициировать назначение нового главы администрации области, минуя предварительные обсуждения и согласования с «номенклатурным» в значительной части составом Малого Совета. Кандидатурой демократов стал член группы «ДР», заместитель главы администрации города Пскова по экономической реформе В.Н.Туманов. В «багаже» у демократов к тому периоду уже была одна победа - городскую администрацию возглавлял член «ДР» А.В.Прокофьев. Малый Совет был настроен на поддержку В.Н.Пушкарёва.

Историческая сессия Областного Совета состоялась 20 мая 1992 года. Учитывая прокоммунистический настрой большинства депутатов, шансы В.Н.Туманова на согласование его кандидатуры даже самими демократами расценивались как невысокие. Но неожиданно для всех после бурной дискуссии при активном участии представителя президента в области Д.К.Хритоненкова кандидатура В.Н.Туманова была согласована, хотя и с перевесом всего в 7 голосов («за» - 72, «против» - 65). Такой исход голосования вскрыл ранее никак не проявлявшую себя группу депутатов, сопоставимую по численности с «Демроссией» и представляющую по отношению к В.Н.Пушкарёву «тайную оппозицию».

Определенным показателем открытости власти в тот момент стал такой факт, как практически полная радиотрансляция дискуссии о кандидатуре главы области на заседании Совета в эфире областного радио. Передачу слушали десятки, если не сотни, тысяч людей.

После утверждения В.Н.Туманова главой администрации области никакого резкого обострения отношений с областным Советом зафиксировано не было. Напротив, установилась атмосфера взаимного сотрудничества, характеризовавшаяся общим рабочим настроем.

Длившееся на протяжении нескольких лет агрессивное противостояние между президентом Б.Н.Ельциным и Верховным Советом РФ во главе с Р.И.Хасбулатовым закончилось драматическими октябрьскими событиями 1993 года. Расстрел парламента положил начало новому этапу реформирования законодательных и представительных органов власти в субъектах РФ. В соответствии с указом президента «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в РФ» деятельность Советов на всей территории России была приостановлена, а в ряде случаев прекращена. По стране прокатилась волна самороспусков Советов различного уровня. Призывы к роспуску областного Совета раздавались и в Пскове от «Выбора России» и других проправительственных организаций. В середине октября 1993 г. группа демократически настроенных парламентариев выступила с заявлением о необходимости немедленного самороспуска представительного органа власти Псковской области. Такой радикализм во многом объяснялся тем, что Малый Совет областного Совета, выражая свою позицию по октябрьским событиям, расценил действия и президента и Верховного Совета как «не соответствующие Конституции РФ и не имеющие на территории Псковской области юридической силы».

Однако Псковский областной Совет народных депутатов распущен не был, и самораспускаться также не стал. Депутаты под руководством В.Н.Пушкарёва продолжали осуществлять свою деятельность. На основании указов президента ими был подготовлен пакет документов по реформированию областного Совета в Псковское областное Собрание депутатов (ПОСД). В числе прочих были разработаны временные положения об областном Собрании и местном самоуправлении Псковской области, а также положение о выборах в областное Собрание депутатов. Проведение выборов было назначено на 29 января 1994 года.

Деятельность Псковского областного Совета народных депутатов в 1990-93 гг. оценивается неоднозначно. С одной стороны, в нём были сильны партийно-номенклатурные течения. С другой стороны, Совет стал практической школой для руководителей постсоветской волны. Не обладая всей полнотой власти и сохраняя некоторую декоративность Советов прежних времен, Областной Совет во многом сумел стать органом, осуществляющим реальные представительные функции. На сессиях и заседаниях Совета зарождались элементы парламентской культуры. Региональный парламентаризм делал свои первые шаги.

В условиях поляризации общества и усиливающегося недоверия к центральной власти проходили на территории Псковской области выборы в Государственную Думу и Совет Федераций. Бесспорным лидером по партийным спискам стала ЛДПР, набравшая 43,01%; победителем в одномандатном округе №141 стал выдвиженец этой партии Е.Э.Михайлов; представителями области в Совете Федераций стали аграрий В.Р.Сидоренко и губернатор В.Н.Туманов.

Можно сделать вывод о том, что в Псковской области люди отказали в доверии не только «партиям власти» («Выбор России» и «ПРЕиС»), но и правым политическим силам («Явлинский- Болдырев-Лукин» и РДДР), которые набрали в 1,5-2 раза меньше голосов, чем по России. В то же время практически до 2/3 избирателей отдали предпочтение оппозиционным силам (ЛДПР, КПРФ и АПР), тогда как по стране этот показатель был ниже 50%. Говоря о распределении голосов внутри протестного электората необходимо отметить, что существенный успех ЛДПР во многом был предопределён пассивностью других оппозиционных сил Псковщины и отсутствием у областной власти сколько-нибудь значимых возможностей для противодействия оппонентам. Не последнюю роль сыграла и успешная кампания кандидата от ЛДПР по Псковскому одномандатному округу №141 Е.Э.Михайлова, добавившая очков партии; в то время как КПРФ не стала выдвигать своего кандидата, что понизило её привлекательность для избирателей. Также здесь необходимо отметить, что псковичи на протяжении всех постсоветских выборных кампаний проявляли большую политическую активность, чем избиратели других российских регионов.

На прошедшем одновременно с парламентскими выборами референдуме 12 декабря 1993 года принимается новая Конституция России (на территории Псковской области её поддержало 56,96%, что практически совпадает со среднероссийским показателем 58,43%), провозгласившая принцип разделения властей на исполнительную и законодательную. Указом Президента РФ Советы были упразднены, и в России началось строительство кардинально иной властной системы. Её контуры были не вполне ясны не только для рядового человека, но и для действующих политиков. При явной концентрации власти в руках Президента очертание будущих взаимоотношений внутри этой системы представлялось смутным. Прошедшая в рекордно короткие сроки скандальная кампания по выборам депутатов Государственной Думы лишь усилила возникшие тенденции по абсолютному неприятию властей всех уровней.

По этим причинам выборы в Псковское областное Собрание депутатов, состоявшиеся 29 января 1994 года, проходили в атмосфере всеобщего разочарования и апатии. Граждане, измученные долгим противостоянием парламента и Президента, разочарованные наспех организованной кампанией выборов в Госдуму, закончившейся блицкригом ЛДПР, настороженно относились к новым выборам. Во многих округах с трудом находились желающие участвовать в избирательной кампании. Не только избиратели, но и сами кандидаты не совсем понимали, что за орган должен быть сформирован, какие у него будут права и полномочия. Следствием этого стала крайне низкая активность граждан на январских выборах 1994 года. Выборы в Пскове и Великих Луках не состоялись вообще, в связи с чем пришлось назначить повторные выборы. Без восьми депутатов работа Собрания была не правомочной, поэтому свою деятельность областной парламент начал лишь после довыборов, состоявшихся в марте того же года.

Стоит отметить, что политические партии также не проявили особой активности и практически проигнорировали региональные выборы. Даже ЛДПР, имевшая на территории области триумфальный успех в думской кампании, не смогла воспользоваться благоприятным моментом. В результате среди победивших кандидатов оказались только 3 депутата, официально заявивших о своей партийной принадлежности (КПРФ и Аграрная партия). Однако в связи с тем, что значительную часть депутатского корпуса составили руководители трудовых коллективов и представители агропромышленного комплекса, общий настрой Собрания был близок по духу областному Совету народных депутатов. На должность председателя ПОСД при поддержке глав муниципальных образований области был избран бывший заместитель губернатора Ю.А.Шматов, ставший на долгие годы одним из самых авторитетных политиков области. Несмотря на существовавшие ранее разногласия с В.Н.Тумановым, новый спикер не пошёл по пути конфронтации. Выступая в качестве противовеса исполнительной власти, областное Собрание выбрало путь конструктивного взаимодействия с губернатором, а сам Ю.А.Шматов оказался компромиссной фигурой. Несмотря на определённые противоречия между двумя ветвями власти и разные политические взгляды, на протяжении 1994-96 годов существенных конфликтов между губернатором и депутатским корпусом не наблюдалось: исполнительная власть наряду с законодательной участвовала в подготовке документов, неся обоюдную ответственность за принимаемые решения. За первые полтора года работы депутатам удалось разработать и принять документы, ставшие фундаментом для развития и функционирования региональной власти. К их числу, безусловно, можно отнести Устав Псковской области, законы об администрации и областном Собрании, о выборах депутатов, о статусе депутата Псковского областного Собрания, о местном самоуправлении, о бюджетном процессе.

Следующим пиком активности политических сил Псковщины стали выборы в Государственную Думу 2-го созыва 17 декабря 1995 года. На них наметившиеся в 1993 г. тенденции получили своё развитие, однако ни одна партия не смогла повторить успех ЛДПР двухлетней давности.

Псковские избиратели, по-прежнему, не были готовы поддерживать правые партии («Яблоко» и ДВР); особенно показательным стал провал новой «партии власти» (НДР), добившейся, несмотря на поддержку областного руководства, симпатий всего 6% проголосовавших избирателей. Достаточно существенные изменения произошли и в структуре протестного электората, который объединил до /4 избирателей (с учётом всех оппозиционных партий, не преодолевших 5%-й барьер): ЛДПР осталась заметным игроком, но перестала доминировать на оппозиционном поле; при этом существенно (в 3 раза с 9 до 27%) возросло число сторонников коммунистической идеологии (КПРФ + «Трудовая Россия»). Однако успех оппозиции во многом объяснялся не активностью псковских партийцев, а кризисной ситуацией в стране и области. Особенно ярко это проявилось на выборах по Псковскому одномандатному округу №141, когда избиратели предпочли широко известного в стране, но не имеющего никакого отношения к Псковской области, тележурналиста А.Г.Невзорова всем местным партийным выдвиженцам (в том числе действующему на тот момент депутату от ЛДПР Е.Э.Михайлову и коммунисту Г.Н.Бубнову). Также необходимо отметить минимальную степень вмешательства региональных властей в выборный процесс и отсутствие заметных нарушений законодательства в рамках этой избирательной кампании.

Президентские выборы 1996 года разделили Псковскую область, как и всю Россию, на сторонников и противников проводимых в стране преобразований.

Отличительной особенностью волеизъявления псковичей и на этот раз стала ощутимая поддержка политиков из числа национал-патриотов, существенно превышающая общероссийские показатели: А.И.Лебедь и В.В.Жириновский в сумме набрали около трети голосов, тогда как за действующего президента Б.Н.Ельцина проголосовала только четверть избирателей. Но наиболее драматично прошёл второй тур президентских выборов: Псковская область оказалась регионом, в котором был зафиксирован максимальный прирост голосов в поддержку Г.А.Зюганова (17,71%). Итоги второго тура позволяют констатировать, что большая часть патриотического электората, несмотря на призывы А.И.Лебедя и В.В.Жириновского высказалась за кандидата от оппозиции. Во всех же других регионах, где в первом туре за А.И.Лебедя проголосовали от 20 до 30% избирателей (Ярославская, Ивановская, Костромская, Тульская, Магаданская и Ростовская области), во втором туре убедительно победил Б.Н.Ельцин. Не в последнюю очередь успех Г.А.Зюганова в 1996 году на Псковщине объясняется поддержкой местного отделения ЛДПР во главе с депутатом Государственной Думы Е.Э.Михайловым.

Подводя итоги рассмотрению политической обстановки в Псковской области в 1990-96 годах, можно сделать следующие выводы:

1. Влияние исполнительной власти региона на электоральные процессы было минимальным; использование административного ресурса и «чёрных» PR-технологий, которое позднее приобрело ярко выраженный характер, на данном этапе практически отсутствовало. Несмотря на все издержки, выборы проходили в форме конкуренции идей и не носили характера хорошо отрежессированного спектакля с заранее известным финалом. Принадлежность к «партии власти» (КПСС в 1990-м, «Выбор России» в 1993-м, НДР в 1995-м годах) не только не была «пропуском на депутатство», но и создавала ряд проблем, в связи с чем некоторые соискатели депутатских мандатов старались не афишировать свою партийную принадлежность.

2. К 1996 году сформировались следующие электоральные группы: левые радикалы - 5%, умеренно левые - 20%, левоцентристы - 10%, центристы (включая постоянных сторонников «партии власти») - 10%, центристо-патриоты - 20%, патриоты-радикалы - 10%, правоцентристы - 5%, демократы-западники - 5%, люди с ситуативным электоральным поведением (не имеющие чётко выработанных политических установок) - 15%. Являясь крайне условным, данное деление позволяет, однако, говорить об особенностях политических предпочтений псковичей - их достаточно ярко выраженной приверженности политикам патриотической направленности и минимальной поддержке демократических сил.

3. Отличительной чертой избирательных кампаний начала 1990-х была близость кандидатов на выборные должности к избирателям: успех политиков во многом определялся не наличием крупных финансовых средств, а интенсивностью встреч с жителями области и умением убедительно донести до них свою программу.

4. Рассматриваемый период характеризуется высокой степенью политизированности жителей Псковщины: в голосованиях в среднем принимало участие около 75% избирателей, а в ряде сельских районов эта цифра достигала 90%.

5. Если на выборах в органы местного самоуправления и ПОСД избиратели главным образом поддерживали уже зарекомендовавших себя хозяйственников, то основным критерием отбора кандидатов в депутаты Государственной Думы была их политическая позиция (Е.Э.Михайлов в 1993 г.), сочетающаяся со всероссийской известностью (А.Г.Невзоров в 1995 году). В итоге представители местной партийно-хозяйственной элиты проиграли (представитель АПР А.Н.Малышев в 1993 г., ставленник левой оппозиции Г.Н.Бубнов и выдвиженец НДР заместитель губернатора В.Л.Васенькин в 1995 году), а интересы псковичей в ГД представляли люди, практически не связанные с областью, что негативно сказывалось на лоббировании интересов Псковщины в федеральных органах власти.

 

Автор: Кучанов И.С.