20.12.2012 6099

Роль просветительных и культурных обществ в распространении образования и проведении досуга Ставропольской губернии и Кубанской области

 

Видное место в системе отечественных общественных организаций во второй воловине XIX в. принадлежало просветительным обществам. Первая попытка создания просветительной общественной организации была предпринята еще декабристами в XIX в. В 1819 г. было открыто Вольное общество учреждения взаимного обучения, во главе которого стояли члены Союза Благоденствия Ф.П. Толстой и Ф.Н. Глинка. Однако, в виду «опытности революционной пропаганды», правительство в 1823 г. закрыло это общество. Во второй четверти XIX в. просветительной деятельностью занимались все общественные организации (благотворительные, научные и сельскохозяйственные общества).

Просветительные общественные организации составляли, наряду с благотворительными обществами, самую большую группу легальных обществ. В России это было самое популярное направление общественной активности, в котором приняли участие самые широкие слои интеллигенции (врачи, учителя, деятели науки и искусства и т.д.), стремившиеся дать народу знания, в которых отказывало самодержавие. Распространение образования, научных и эстетических знаний, развитие духовной культуры должно было, по мнению интеллигенции, создать условия для формирования подлинно свободного общества. Кроме того, сама эпоха бурного экономического и культурного развития страны на рубеже веков предъявляла спрос на образованных людей и способствовала формированию в обществе интереса к просветительной работе. Например, гарантии продвижения по службе в системе гражданского управления наместничества возникали лишь с окончанием государственной школы и население понимало это. Правительству было весьма выгодно посредством мелких льгот и уступок поддерживать готовность населения к организации общественных школ, нежели учреждать новые училища за счет дополнительных ассигнований из государственной казны.

Развитию просвещения способствовали возникшие легально общественные организации, ставившие своей целью повысить грамотность населения средствами внешкольного образования, организацией досуга. Такие общественные организации носили самые разные названия: комитеты и общества грамотности, общества содействия народному образованию, общества распространения книг, народных университетов, разумных развлечений и др.

Первыми просветительными организациями считаются Московский и Петербургский комитеты грамотности, открытые в 1861 г. Наиболее крупной просветительной организацией в России стало Харьковское общество распространения в народе грамотности, основанное в 1869 г.

Просветительное движение, начавшееся в Росси в XIX в. нашло свое отражение в создании просветительных общественных организаций на Ставрополье и Кубани лишь в последней трети XIX - начале XX вв.

Одним из первых на Кубани стало действовать Общество распространения в народе грамотности и полезных знаний (1901 г.). Деятельность его была направлена на исследование и «посильное удовлетворение нужд общего и профессионального образования в пределах существующих указаний». В его работе принимали участие лица интеллектуальных профессий: ученые, журналисты, учителя, а также чиновники. В состав общества входили члены почетные, действительные и соревнователи. Взнос был не высок, к примеру, действительные члены вносили в кассу общества не менее 3 руб. в год, соревнователями считались те, кто вносил от 1 до 3 руб., пожизненными объявлялись те, которые вносили в кассу не менее 50 руб. Управляли делами собрание и правление. Средства складывались из ежегодных взносов членов, из пожертвований и пособий частных лиц, учреждений. Среди самых значительных сторон деятельности общества было оказание материальной помощи существующим при нем училищам, учреждение классных занятий со взрослыми, проведение народных чтений, общедоступных лекций, организация работы библиотек и читален, а также учреждение стипендий, поощрение учителей «за ревностные труды по обучению в школах». Важное место в деятельности общества занимала работа с учительством. Так, в целях содействия улучшению учебно-воспитательного дела в народных школах общество заботилось о повышении уровня образования учителей. Для этого оно открывало библиотеки и музеи, способствовало устройству временных и постоянных педагогических курсов. Общество способствовало созданию новых общеобразовательных и профессиональных училищ, библиотек и читален, распространяло книги и учебные пособия, для чего открывало книжные склады. Оно поощряло материальными средствами тех частных лиц, кто своей работой помогал обществу в организации классов для занятий со взрослыми, народных чтений, общедоступных лекций и других полезных развлечений. В целях изучения запросов населения, выяснения тяги к обучению членами общества проводилось анкетирование, опросы.

С утверждением устава общества по всей Кубанской области стали создаваться разнообразные комитеты, попечительства и т.д. В 1906 г. открылось Екатеринодарское просветительское общество, в 1908 г. оформилось Псебайское иногороднее общество образования. Эти общества открыли филиалы во многих станицах области: Усть-Лабинская, Кущевская, Каневская, Пашковская, Уманская, Северская, на хуторе Романовском. Кроме того, практически повсеместно общество устроило школы пения и музыки, организовывало литературные, музыкальные вечера, благотворительные базары, выставки, сборы пожертвований, а также основало всякого рода просветительные и благотворительные учреждения, кружки для собирания, сохранения и развития народной песни и народной музыки. По справедливому утверждению современных кубанских исследователей Н.Г. Денисова и В.И. Лях, - «это было новым в просветительном движении».

Наиболее заметным обществом в г. Екатеринодаре стало Кубанское общество народных университетов (КОНУ), имевшее свои отделения во многих отделах Кубанской области. Устав КОНУ был утвержден 24 мая 1907 г. временно исполняющим должность начальника Кубанской области и наказного атамана ККВ генерал- майором Лебедевым. Преследуя исключительно просветительные цели, общество ставило перед собой задачу - «распространение научных знаний в широких слоях населения, устройство научно-просветительных учреждений в г. Екатеринодаре и Кубанской области». Учредителями общества выступали: доктор медицины И.Я. Меерович, врачи В.А. Попов, Н.Г. Кочевский, С.Г. Михалев, А.А. Новицкий, статский советник А. Ждан-Пушкин, В.Ф. Миловидов, Е.Ф. Гамбургер. Председателем правления Кубанского общества народных университетов был доктор медицины И.Я. Меерович. Заведовало делами общества общее собрание членов и правление.

Секретарем правления был Н. Преображенский.

Среди форм, которые использовали в своей работе члены общества - систематические образовательные и профессиональные курсы, образовательные экскурсии, научно-образовательные музеи, лаборатории, библиотеки, выставки.

КОНУ, являлось единственным в г. Екатеринодаре учреждением, имеющим своей задачей устройство народных чтений и лекций. Об эффективной работе общества в этом направлении свидетельствует количество проведенных лекций и их посещаемость населением. Так, в 1909 г. было проведено 44 лекции с 5400 слушателями. В 1910 г. за 2,5 месяца было устроено 32 общественных лекции, привлекшие более 8000 слушателей. Причем большинство из них иллюстрировалось картинками «волшебного фонаря».

Примечательным фактом в пользу значимости общества служит то, что городская управа быстро реагировала на его нужды. Так, 7 сентября 1909 г. по просьбе правления городская управа предоставила помещение Александровского шестиклассного городского училища для заседаний и собраний общества. 13 января 1910 г. членами общества в городскую думу было направлено письмо, в котором излагались нужды общества, согласно его целям. От общества был направлен на заседание в думу председатель правления В.А. Попов. На заседании думы 10 февраля городской голова вынес постановление об ассигновании пособия обществу в размере 170 руб. на 1910 г. на просветительские нужды, а также об ассигновании 500 руб. на учреждение в г. Екатеринодаре курсов гимнастики и общественных игр.

21 ноября 1909 г. членами общества была открыта воскресная школа, которая разместилась в здании городского шестиклассного училища (угол ул. Соборной и ул. Борзиковской). Целью воскресной школы являлось предоставление возможности лицам, занятым в течение дня трудом и службой, получить начальное образование, пользуясь свободным вечерним временем и воскресными днями. Курс обучения составлял 4 года для посещающих занятия по будням и, 6 лет - для тех, кто предпочитал обучение только в воскресные дни. В школу принимались лица обоего пола, причем подростки и мальчики с 14 лет, девочки с 12 лет, а также взрослые. Плата за обучение составляла 1 руб. в год и 50 коп. в полугодие. Занятия проходили по 2 часа в день с 19.30 до 21.30 часов, причем сначала два раза в неделю в 1909/10 уч. гг., а в 1912/13 гг. - уже шесть раз в неделю. Воскресные занятия длились 4 часа. Прием учащихся производился в течение каждого учебного года. В 1909/10 гг. было уже 26 групп. Число учащихся возросло от 567 в 1909/10 гг. до 698 чел. в 1911/12 гг.. В центральной воскресной школе общества к 1913 г. насчитывалось более 1000 учеников. Причем в отчетах общества указывалось, что учиться в ней стремились бедняки и с Покровки, и с Дубинки, и с кожевенных заводов. Преподавательский состав насчитывал в 1910/11 гг. - 24 чел. Программа обучения соответствовала программе 2-х классных училищ и в дополнение еще преподавалось техническое черчение, кройка, шитье и гигиена. В библиотеке школы имелось 2350 книг. Однако содержание школы требовало значительных материальных средств, поскольку количество желающих учиться с каждым годом росло. Для оплаты труда нужна была сумма в 1000 руб. Вновь городская управа выделяет пособие в размере 1700 руб. на 1910 г. и параллельно настаивает, чтобы в качестве представителя от городского управления член управы Долгополов был принят в состав правления КОНУ как председатель комиссии по народному образованию. В 1913 г. дума постановила отпускать еже- годно обществу пособия на 5000 руб. Вообще, нужно отметить, что единственным источником пополнения средств общества выступало городское самоуправление.

Для развития литературного и художественного вкуса учащихся устраивались литературно-музыкальные вечера и осмотры городской картинной галереи. Устройством вечеров члены общества предполагали подготовить аудиторию для научных чтений и бесед. Проводились литературно-музыкально-вокальные вечера и в центре города для бедного населения в помещении реального училища. Плата за вход - от 10 коп. до 50 коп. При обществе была открыта библиотека, которая в 1911 г. стала действовать «для общего пользования» на правах публичной библиотеки. К 1910 г. в ней числилось 1500 книг. В 1913 г. библиотека общества располагалась в здании 1-го городского реального училища. Членами общества был разработан проект организации народных чтений и бесед на окраинах города и проект устройства общедоступных вечеров 3-х годичных курсов с программой 5 старших классов средних учебных заведений. Ведь взрослое население окраин города было совершенно лишено возможности пополнять свои знания, поскольку школ для взрослых в городе не было. С 1 января 1913 г. общество открыло школу на Дубинке (в 4-й части города) в помещении одного из училищ. Посещаемость школы была довольно высокой - от 80 до 400 чел. Воскресная школа на Дубинке имела 7 групп: 1 - неграмотные, 2 -малограмотные, 3 -слабая малограмотная, 4 - малограмотно сильные, 5 - средняя группа, 6 - группа грамотных, 7 - особо грамотные.

Спустя шесть лет существования общества, к 1913 г., уже функционировали следующие его отделы: воскресная школа с вечерними курсами для взрослых в центре города при городском 5-ти классном училище; воскресная школа на Дубинке с вечерними курсами. Оплата учительского труда в школах была небольшой - 50 коп. в час. Постоянно проводились чтения общедоступных лекций на окраинах и в центре города. Кроме того, общество устраивало народные чтения, которые проходили в помещениях городских начальных школ.

В 1913 г. от жителей района Покровки г. Екатеринодара поступила просьба об устройстве воскресной школы, и в октябре 1913 г. школа открылась в 2-х классном училище рядом с Покровской церковью. К 1 января 1914 г. в школе обучалось 130 чел. Воскресная школа общества являлась единственным учреждением, где взрослое население Екатеринодара получало систематическое образование. Уже за первое полугодие 1913/14 гг. школу посетило 2094 чел. По своему составу школа могла быть названа народной: большая часть крестьян, которых в 1912/13 гг. насчитывалось - 615 чел., мещан - 363, казаков - 53 чел, др. сословий - 35 чел. Плата за обучение составляла 1 руб. в год и была установлена для того, чтобы школу посещали только те, кто ставил целью учиться продолжительное время. Занятия посещались, в основном, рабочими, ремесленниками, прислугой, сторожами.

Поскольку библиотеки, по мнению членов общества, - это «культурные оазисы среди пустыни невежества нашей окраины», в 1913 г. организуется Покровская библиотека. Для открытия библиотеки на Покровке председатель общества О. Кожевникова добилась субсидии от думы в 986 руб. К 1 февраля в ней числилось 1770 книг на сумму 1359 руб. Открытая 1 ноября 1913 г. на ул. Саловой № 64 в здании на Покровке библиотека должна была служить «утолению читательского голода», главным образом, жителей окраины на Покровке. Библиотека просуществовала более 10 лет.

В вопросе внешкольного образования реальных результатов общество полагало достигнуть путем систематических лекционных занятий. С начала 1913 г. им стали организовываться лекции как в центре города, так и на окраинах. Центральная лекционная комиссия в 1912/13 гг. была создана с целью «устройства в аудитории Кубанского Александровского реального училища систематических лекций по разным отделам знания». Лекции читались о войне, по женскому вопросу, по физике, истории, психологии, естествознанию, торговому праву, по обществоведению, а также по литературе, медицине. Лекторами были Тан, И. Паламов. На лекциях присутствовало в среднем 90-100 чел. С 13 января по 26 мая 1913 г. было прочитано 23 лекции по 5 темам, их посетило 2785 чел. Лекционная кампания в 1915 г. проходила каждое воскресенье. В дубинской школе и в других аудиториях было дано 90 лекций. Общество также содержало 3 школы. Наряду с обучением грамоте в школах, общество ставило главной задачей - воспитание общественности и поднятие культурного уровня среди людей разных профессий труда. Центральной школой заведовала А.М. Захарова, школой на Дубинке - Д. Фильгаков, Покровской школой - М.М. Селина, Покровской публичной библиотекой - Рогальский. Были созданы различные комиссии: лекционная комиссия под руководством Л.В. Балкевич и театральная под руководством М.М. Хейфец. Библиотека-читальня, располагавшаяся в наемном помещении по ул. Садовой № 64 обслуживала район покровской церкви.

К 1 января 1915 г. в ней числилось 2656 книг. В 1916 г. общество получило от городской управы 11720 руб. (из невыполненных в 1915 г. 5760 руб. и субсидия за 1916 г. 5960 руб.). Доходы общества к 1916 г. составили уже 13000 руб. и складывались из членских взносов, прибыли от учреждений (от центральной школы, Дубинской школы, Покровской школы, от публичной библиотеки), а также от сборов с литературно-музыкально-вокальных вечеров, с лекций в центральной аудитории и конечно же от пособий города.

Таким образом, в течение всех лет существования деятельность общества была сосредоточена в двух основных направлениях: организация воскресных школ; распространение просвещения среди «окраинного» населения путем организаций лекций, литературных вечеров, а также устройство общедоступных библиотек на Покровке и на Дубинке. Каждый год в сферу влияния общества втягивались все новые и новые массы населения, выражающие полное удовлетворение деятельностью общества. Это было единственное просветительное общество на Кубани, которое просуществовало еще шесть лет при советской власти.

Волна просветительного движения прокатилась по всем отделам Кубанской области. Специфика культурно-просветительной жизни сел заключалась в том, что активную деятельность здесь проявляли именно различные общественные организации, а не органы местной администрации. Так, в с. Армавир 10 февраля 1908 г. по инициативе частных лиц открылось Армавирское просветительное общество под председательством Г. Русонова (кондитер кондитерской Котелевия) с целью «распространять просвещение среди населения Кубанской области». Обществом открывались воскресные школы для взрослых, устраивались любительские спектакли, читались научно-популярные лекции по географии, воздухоплавании, гигиене и культивировании системы дерева. Несмотря на то, что общество объединило в своем составе 166 человек, особой популярностью оно не пользовалось и среднее число посетителей лекций было от 80 до 150 чел. В пределах Кавказского отдела, по свидетельству атамана отдела, были распространены преимущественно благотворительные общества, организующиеся с целью содержания учебных и других заведений. В хут. Романовском действовало Общество для содержания мужской гимназии, председателем которого являлся А.В. Рыковский (судебный следователь 1 участка). Общество насчитывало 320 членов. Кроме того, здесь же было организовано Общество для поддержания дела женского образования, инициатором создания которого выступала М.А. Гречишкина (зубной врач), объединившая вокруг себя 55 чел. Общество открыло женскую прогимназию на свои средства, но существовала она за счет оплаты с учениц и ежегодного пособия в 1000 руб. от попечителя Кавказского округа. В хут. Тихорецком организатором просветительной деятельности был А.З. Святышев (помощник акцизного надзирателя), учредивший для этих целей Общество попечения о бедных детях. В Майкопе к 1908 г. из просветительных обществ действовало одно Общество народных университетов, председателем которого был Д.Я. Тер-Мкртичьянц (преподаватель реального училища). В общество входили С.Н. Чичичев (нахичеванский мещанин), Н.И. Витковский (мировой судья), П.В. Нарбеков (ветеринарный врач), B.C. Истманов (директор реального училища) и др. Общество открылось 12 июня 1908 г. Усилиями членов общества в г. Майкопе были организованы вечерние курсы для взрослых по программе городских училищ, которыми заведовал инспектор народных училищ Делекторский, а чтения проводились учителями городских училищ при 3,6-й и 7-й начальных городских училищах. Лекции посещались, большею частью, молодежью из местного населения и учащимися. В Ейском отделе в ст. Конеловской Кущевское общество образования под председательством И.Г. Епатка, просуществовав несколько месяцев, было закрыто 15 сентября 1907 г. «в виду обнаружения и конфискации нелегальной литературы». Устраиваемые обществом чтения и занятия носили характер религиозно-нравственный и научный. В протоколах общества отмечено, что к чтениям «посетители относились с большим интересом». В обществе членствовало всего 10 человек. Его членами состояли В.П. Нечаев (врач), Т.В. Нечаева (жена помещика), П.Агарков (священник), Е.В. Гавримыко (учительница), К.Д. Федотов (штукатур), М.В. Муравленко (крестьянин), М.И. Попов (сын генерала, землевладелец), А.А. Гордон. Отметим, что в целом, народные чтения проводились во всех станицах отдела в основном учителями училищ в ст. Камышеватской, ст. Каневской, ст. Староминской, ст. Должанской.

Анализ просветительных обществ по отделам, исключая г. Екатеринодар, позволяет сделать вывод о том, что в целом деятельность их была незначительной, поскольку все действия обществ, в первую очередь, были направлены на изыскание средств: со взносов, пожертвований, лотерей и пр. Всплеск просветительных организаций на Кубани наблюдался к 1914 г., к этому времени насчитывалось 40 просветительных обществ.

На Ставрополье единственным обществом, развернувшим масштабную деятельность в сфере народного образования, было Общество для содействия распространению народного образования в г. Ставрополе (ОДСРНОС). К концу 1860-х годов в Ставрополе, насчитывавшем 20545, жителей имелось только одно начальное двухклассное училище. В 70-е годы XIX в. наблюдаются тенденции в улучшении народного образования не только в г. Ставрополе, но и во всей Ставропольской губернии. На все население Ставрополя, состоявшее в 1878 г. из 31041 жителей, существовало 24 учебных заведения, в которых обучалось 2532 учащихся. На страницах Ставропольских губернских ведомостей в конце 70-х годов все чаще стали публиковаться воззвания к жителям г. Ставрополя с предложением о создании общества, «на средства которого можно было бы создать самостоятельную школу для детей бедняков, живущих на окраинах города, вдали от всех училищ». Изъявивших желание вступить в члены общества оказалось 100 чел. В общество вошли видные граждане Ставрополя: А. В. Архангельский, Г.Д. Гремяченский, А.И. Васильев, Д.И. Евсеев и К.А. Росляков, И.К. Исаков, П.В. Розанов, Н.Я. Динник, С.А. Бибиков, М.В. Краснов, А.Г. Пупарев, Ф.М. Салмин, П.С. Случевский и др. Первым председателем общества был избран Д.И. Евсеев. Первоначальный состав комитета общества был очень компетентный, так как в нем оказались 5 преподавателей средних учебных заведений и большинство членов с высшим образованием.

10 октября 1878 г. устав ОДСРНОС был утвержден великим князем наместником Кавказским. Основной целью было объявлено: «утверждение в народе религиозно-нравственных понятий и распространение в нем первоначальных полезных знаний путем начальных народных училищ». Главной задачей общества было обучение детей беднейших слоев городского населения. Комитет общества, прежде всего, стремился открыть школы на окраинах города. С этой целью в сентябре 1879 г. были открыты две школы - Варваринская и Софийская. Среднее количество обучающихся в этих училищах составляло около 120 человек. Учебный персонал в школах общества на протяжении всего их существования почти исключительно состоял из учительниц. В Софийской школе преподавала А.А. Рослякова до 1882 г., по переезду в Кубанскую область ее сменила Н.Ф. Богданова, с 1895 г. - А.Н. Моренец, которые поставили школу на желательную высоту во всех отношениях. Во втором Варваринском училище блестящих успехов добились М.К. Добрынина, В.А. Васильева. Это были лучшие преподавательницы в губернии. Школы посещали попечитель Кавказского учебного округа К.П. Яновский, ставропольский губернатор Н.Е. Никифораки, которые, по свидетельствам отчетов общества, были поражены успешными результатами в училищах. В 1900 г. обществом была открыта третья школа.

Кроме устройства начальных школ для детей, по примеру других городов, ОСРНОС с 1889 г. устраивало и другие просветительные учреждения, имеющие в виду преимущественно взрослых: воскресные школы, бесплатные народные библиотеки и чтения для народа. Им были открыты 4 воскресные и вечерние курсы для обучения взрослых.

В Ставрополе еще в начале 60-х годов устраивались воскресные школы и вечерние курсы по праздникам и по будням, но, не встретив поддержки у населения, они закрылись. Только в конце 80-х годов интеллигенция явилась на помощь взрослым жителям Ставрополя, стремившимся получить образование.

4 ноября 1889 г. комитет постановил открыть при двух школах общества две воскресные школы. 14 ноября 1889 г. были избраны распорядители четырех воскресных школ в Софийском училище - И.И. Матвеев, в Варваринском - Н.П. Быстролетова, при четырехклассном - И.А. Кринин и при Ольгинской женской гимназии - Ясинская. Женская воскресная школа открылась 21 ноября 1889 г. при Ольгинской женской гимназии. Преподавание вели И.П. Кувшинский, B.C. Истоманов, А.Т. Первушина и др. В 1894 году ее посещало 295 учениц, а в 1897-98 годах-439 человек. Первая мужская воскресная школа была открыта 21 ноября 1889 года в помещении Михайловского ремесленного училища. В первый год в ней обучалось 104 человека, а уже в 1895-96 году школу посещало 253 человека. За 7 лет существования школы в ней прошли курс обучения 1223 человека. Вторая мужская воскресная школа была открыта 3 декабря 1895 года при Софийском училище. За 5 первых месяцев в ней обучалось 64 человека, а в 1897-98 году ее посещало уже 101 человек. Вторая воскресная женская школа была открыта 22 февраля 1898 года, но просуществовала недолго, и в 1899-1900 году она была закрыта.

В мужских школах преподавали Моренец, Влескова, Абрамова, Песчанская, Лысякова. Всего учащихся за четырнадцать лет существования школ было - в мужских 3166 чел., а в женских - 3824. Большой наплыв учащихся с 1889 до 1897 г. (в мужской - до 297 чел., в женской - до 439) объясняется нехваткой учебных заведений. Однако с открытием городских школ число учащихся в воскресных школах Общества постепенно стало уменьшаться. В 1902/1903 уч. гг. всего учащихся в воскресной школе при Ольгинской гимназии было только 22 чел., а в мужской - 140 и 36 чел. соответственно. Воскресные школы помещались в зданиях Ставропольского городского шестиклассного училища, Ольгинской женской гимназии и в училищах Общества Софийском и Варваринском.

Другим видом деятельности ОСРНОС стало устройство вечерних народных чтений. Для лучшего восприятия чтений общество приобрело волшебный фонарь. Комитет получил в 1892 г. право на устройство народных чтений под наблюдением учебного начальства. Первоначально чтения вели врач Остроумова и законоучитель Виноградов. В конце 1898 г. насчитывалось уже 18 чтецов-педагогов. Открытые в январе 1892 г., чтения проходили в здании мещанской управы. Летом комитетом открылись чтения в летнем помещении клуба в Воронцовском саду. В конце декабря было оборудовано для чтений новое помещение для народных чтений в одной из пустых казарм на Софийской площади. В 1894 г. в течение великого поста чтения проходили в городском четырехклассном училище в зале педагогического музея, в 1984-1895 гг. чтения велись в гимназиях Александровской для ее учениц и Ольгинской. В мужской гимназии чтения проводились для воспитанников по субботам после вечернего богослужения. Спустя 5 лет со дня открытия чтения они проводились в 7 пунктах в Ставрополе, через 7 лет уже в 12 пунктах. Однако, к 1903 году из-за сокращения аудиторий, отсутствия лекторов и из-за открытия библиотек, позволяющих брать книги на дом, а также из-за открытия Попечительством о народной трезвости чайных, чтения общества велись при его школах.

Содержание чтений было разнообразное, но, в основном, религиозного, исторического и естественно-исторического характера. Литературными и, особенно, биографическими чтениями народ не интересовался. Посетителями чтений был рабочий класс: каменщики, столяры, разные ремесленники, огородники, солдаты и т.д. Число посетителей в первые пять лет увеличилось с 600 в 1892 г. до 19800 чел. в 1897 г. За 12 лет существования чтений их посетило 112557 чел. Чтения также проводились членами ОСРНОС в некоторых селах губернии. Они играли важную роль в просвещении, идеологическом воспитании населения.

Для тех, кто желал закончить среднее образование, комитет ОСРНОС открыл общеобразовательные курсы, на которых были прочитаны 114 лекций для 4456 слушателей. Все необходимое для чтения, включая книги, брошюры, было приобретено городскими властями.

В целях содействия домашнему чтению народа общество открывало библиотеки и читальни. В библиотеках при Софийском училище вначале числилось 260 книг, в 1914 г. - 426. В библиотеке Варваринского училища вначале насчитывалось 334 названия, в 1914 г. - 504, в им. Некрасова - 357. При воскресных школах библиотеки возникли в первый же год. В библиотеке при Ольгинской гимназии в 1889 г. числилось 442 книги. В последующие годы эта библиотека пополнялась пожертвованными книгами от Петербургского и Московского комитатов грамотности, Одесской комиссии народных чтений и т.д. В 1893-1894 гг. она имела уже 1238 названий. Библиотека первой воскресной мужской школы в первые годы своего существования очень скоро пополнилась, и в ней в 1891 -1892 г. значилось 537 книг, в 1895-1344.

Итак, деятельность ОСРНОС была многофункциональна и во многом, исчерпывающа. Возможно поэтому в Ставрополе больше не учреждались подобные общества.

Если сравнивать уровень развития культуры столичных городов и провинции, то последние уступали первым. Однако, несмотря на это обстоятельство, в изучаемых регионах также имелись образованные и творчески одаренные люди, избравшие своей профессией музыку и искусство. Конечно, процент их был невысок, но, объединяясь в небольшие кружки и общества, благодаря своему таланту, они способствовали созданию особой духовной атмосферы.

Одно из ведущих мест среди культурно-эстетических обществ принадлежало музыкальным обществам, как на Ставрополье, так и на Кубани. Все музыкальные и художественные общества должны были соблюдать ряд правил, установленных правительством. Драматические представления допускались с одобрения местного полицейского начальства, причем на сцене позволялась только постановка пьес, разрешенных цензорами драматических сочинений при главном управлении по делам печати и без всяких отступлений от дозволенных цензурою оригиналов. Представителю полиции на каждый спектакль или представление отводилось кресло в помещении собрания. Музыкальные вечера могли устраиваться без предварительного разрешения, но если «музыкальное исполнение не издано в печати», то оно должно было быть представлено на рассмотрение местного цензурного учреждения или власти, которое обязывает общество обязательно уведомлять местное полицейское начальство об устраиваемых вечерах, собраниях и т.п.

Членами этих обществ могли быть лица обоего пола. Действительными считались те, которые должны были не менее 2-х раз в год участвовать в качестве исполнителей на вечерах и представлениях, устраиваемых кружком. Почетными могли быть лица, заявившие себя на поприще искусства вообще или оказавшие особые услуги артистическому кружку или обществу. Членами-соревнователями считались сочувствующие целям кружка или общества. Допускался переход из соревнователей в действительные члены по рекомендации распорядительного комитета собранием действительных членов. Действительные члены, не участвовавшие в течение года в спектаклях, литературных и музыкальных вечерах, автоматически переходили в категорию соревнователей.

Формирование музыкальной культуры на Кубани происходило в сложных социально-экономических и исторических условиях. На ее становление и развитие оказывал влияние характер этнического состава населения. Превалирующим здесь было взаимовлияние и взаимопроникновение украинской и русской народнопесенных традиций, имевших языковую общность. Певческий опыт приобретался как в период коллективных сельскохозяйственных работ, так и во время военной службы, а также ежегодных казачьих лагерных сборов. В пореформенное время продолжали действовать на Кубани войсковой музыкантский и войсковой певческий хоры. В 1890 г. дочерью керченского скрипача Евгенией Францевной Кассан, получившей образование в Венской консерватории, была открыта в Екатеринодаре частная музыкальная школа. Музыкально-педагогическая деятельность Е.Ф. Кассан (Ширинская) продолжалась здесь до 1913 г. Она часто выступала на концертах местных и гастролирующих музыкантов в качестве аккомпаниатора. Однако этими учреждениями культурная жизнь кубанцев не ограничивалась.

Желание доставить или обогатить проведение досуга населения привело к созданию екатеринодарскими театралами и меломанами в 1881 г. Семейного кружка любителей музыкально-драматического искусства. Целью кружка было «доставить членам своим и их семействам возможность, кроме пользования развлечениями, состоящими в разного рода играх и танцах, удовлетворять умственным и эстетическим своим потребностям, а также целям благотворительности». Следуя этой цели, члены кружка устраивали балы, маскарады, семейные танцевальные, музыкальные и литературные вечера и утра, драматические представления. Кроме того, выписывались книги, газеты, другие периодические издания. Однако просуществовал семейный кружок довольно непродолжительное время.

В январе 1889 г. организовался и начал концертную деятельность Екатеринодарский кружок любителей музыки, просуществовавший до октября 1895 г. Устав кружка был утвержден 20 июля 1889 г. Согласно уставу, члены кружка ставили перед собой цель «сплотить для совместного развлечения и музыкального развития любителей музыки, живущих в Екатеринодаре, и доставить эстетическое удовольствие своим членам устройством музыкальных собраний, а по мере возможности и публичных концертов» (§ 1). Музыкальная деятельность кружка заключалась в оркестровых исполнениях пьес, камерной музыки, соло на разных инструментах и пения как соло, так и хоровое (§ 2). Члены кружка могли открывать в г. Екатеринодаре, с надлежащего разрешения, музыкальные классы, по утвержденной правительством программе, в которых за определенную плату с учеников, установленную правлением кружка, разрешалось преподавать: теорию музыки, пение и игру на тех инструментах, для которых будут найдены преподаватели (§ 3). Заметим, что в те времена общественные организации подобного рода не имели материальной поддержки со стороны правительства. Они существовали в основном благодаря энтузиазму и скромным денежным взносам их добровольных участников. Средства кружка образовывались из ежегодных денежных взносов членов, из сборов с посторонних гостей, приводимых членами на музыкальные вечера, из 25 % чистого сбора от публичных концертов, устраиваемых кружком с благотворительною целью, из сборов от концертов, даваемых для усиления средств кружка. Членами Екатеринодарского кружка любителей музыки могли быть лица обоего пола без различия сословий, которые подразделялись на:         членов исполнителей (действительных), членов-посетителей и членов-почетных (§ 5). Размер членского взноса определялся общим собранием и не должен был превышать для исполнителей - 4 руб. в год, а для посетителей не менее 6 руб. в год.

Председателем кружка был избран А.Д. Бигдай, заместителем его - К.К. Гейнс, казначеем - Я.Г. Семенцов, секретарем - С.Г. Янченко, распорядителем музыкального отдела являлся С.И. Эрастов, распорядителем драматического отдела - П.К. Попов и дирижерами были П.А. Махровский и Я.П. Соколовский.

Спустя несколько месяцев после своего основания в кружок входило около 100 членов. Среди них были такие известные представители интеллигенции, как Е.Д. Фелицын, художник П.С. Косолап, литераторы Е.А. Богословский, Н.П. Крыжановский, собиратель кубанских песен А.Д. Бигдай и др. Екатеринодарский кружок любителей музыки стал центром музыкальной жизни города конца XIX в. и, как писала пресса, «первым зерном в становлении музыкального любительства и музыкального образования». Немало материальных и организационных трудностей пережили екатеринодарские музыканты, прежде чем правление кружка открыло при нем платные (3 руб. в месяц) уроки пения и музыки (рояль, скрипка, духовые инструменты). Здесь же преподавалось сольфеджио и элементарная теория музыки. Для преподавания приглашались лучшие педагоги, окончившие столичную консерваторию - Г.Т. Швачкин (скрипач), Р.Б. Шварц (пианистка), М.И. Дондукова-Корсакова (певица), Я.П. Соколовский (хормейстер) И.Е. Попов (дирижер) и др. Вокалист и примадонна кружка кн. М.И. Дондукова-Корсакова убедила кружковцев в необходимости приобщения к оперной литературе и предложила поставить ряд сцен из оперы «Трубадур» Д. Верди. С 22 по25 мая 1890 г. екатеринодарцы впервые познакомились в Летнем театре с новым для большинства из них музыкально-сценическим жанром. В репертуаре оркестра появились увертюры из оперы «Жизнь за царя», «Вальс-фантазия» Глинки, «Итальянское каприччо» П.И. Чайковского, «Рюи Блаз» Мендельсона. Кроме того исполнялись арии из опер «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа», фортепианное трио, романсы П.И. Чайковского.

В октябре 1895 г. кружок переименовывается в Екатеринодарский кружок любителей музыки и драматического искусства, который возглавил А.Д. Бигдай (1855-1909 гг.). В творческом мире Кубанской области ему принадлежало одно из ведущих мест. А.Д. Бигдай (мировой судья) - энтузиаст-любитель, композитор, не имевший специального музыкального образования, стал первым собирателем народных песен на Кубани. Главный его труд - сборник «Песни кубанских казаков», состоящий из 14 выпусков с 556 песнями черноморских и линейных казаков, сегодня представляет историческую ценность как фольклорный источник, так и один из первых опытов собирания песен на Кубани. В качестве режиссера А.Д. Бигдай осуществил постановку двух украинских опер («Рождественская ночь» Н. Лысенко и «Запорожец за Дунаем» С. Гулак-Артемовского). Заветной мечтой А.Д. Багдая было желание создать малороссийский оперный театр в Екатеринодаре. Ему удалось объединить силы музыкального и драматического кружков города. По его инициативе в 1899 г. кружок преобразовывается в Екатеринодарское общество любителей изящных искусств. В деятельности общества, устав которого был утвержден военным министром 10 декабря 1899 г., помимо музыки, большое внимание уделялось «драматическому искусству, поэзии, художественному чтению, живописи и пластике». Но главной задачей считалось содействие «развитию и распространению искусств как в Екатеринодаре, так и в Кубанской области».

Программа кружка включала еженедельные музыкальные вечера и драматические представления. Например, в течение зимнего сезона 1897/98 годов кружок решил поставить на сцене оперетту «Черноморский побыт» из жизни былой Черномории, по пьесе Я.Г. Кухаренко. Музыку написал А.Д. Бигдай, оркестровая аранжировка была сделана П.А. Махровским (кубанский культурный деятель). Премьера состоялась 22 января в здании 2-го общественного собрания. Это было знаменательное событие для Екатеринодара. Газета Кубанские областные ведомости отмечала: «Обширный зал 2-го общественного собрания битком был набит публикой, даже на хорах было тесно. Все билеты разобраны. Екатеринодарский кружок любителей музыки впервые поставил оперетту «Черноморский побыт», и она шла в первый раз не только в Екатеринодаре, но и вообще». Премьера увенчалась успехом, спектакль привлек зрителей «своей музыкально-вокальной стороной, основанной на мотивах старинной малорусской песни». Тот факт, что оперетту написали сами кубанцы, говорит о творческом мастерстве одаренных местных жителей, о гордости их своей культурой и традициями. Оперетта состояла из 29 сольно-хоровых номеров. Кроме этой оперетты, А.Д. Бигдаем была написана песенно-романская музыка на слова Т.Г. Шевченко, B.C. Мовы и других поэтов, баллада «Поминки» на стихи А.В. Кольцова. Как композитор, А.Д. Бигдай - представитель малороссийского мелоса, поэтому в организованный им хор и оркестр приглашались все городские любители музыки. 21 января 1901 г. Екатеринодарским обществом любителей изящных искусств проводился первый общедоступный литературно-музыкальный вечер, устроенный в зале Александро-Невского религиозно-просветительского братства, посвященный памяти поэта И.С. Никитина. Здесь были прочитаны его стихи и исполнялись романсы. «Состав публики был самый разнообразный», отмечали Кубанские областные ведомости.

Члены общества поддерживали контакты со своими коллегами в других городах Кубанской области: с их помощью и участием возникли Любительский кружок Ейска (1892 г.), Артистический кружок Майкопа (1898 г.), Музыкально-драматическое общество Новороссийска (1895 г.).

Важной заслугой Екатеринодарского общества любителей изящных искусств явилось то, что своей деятельностью он подготовил базу для создания такой общественной организации, как Екатеринодарское отделение Императорского Русского музыкального общества (ИРМО), открытие которого состоялось в ноябре 1900 г.

Делами музыкального образования в России длительное время (1869-1917 гг.) занималось Императорское Русское Музыкальное Общество. Это благотворительное учреждение, главная дирекция которого находилась в Петербурге, имело юридическое право открывать отделения общества и учебные заведения при нем в городах страны, руководить их деятельностью, оказывать им учебную и материальную помощь.

Организаторами отделения ИРМО в Екатеринодаре стали А.Д. Бигдай, профессиональный музыкант, воспитанник петербургской консерватории дирижер П.А. Махровский и супруга помощника наказного атамана кубанского казачьего войска С.И. Бабыч.

Заметим, что в Кубанской области к 1899 г. насчитывалось 36 воинских частей Кубанского казачьего войска и каждая имела свой оркестр и хор. В одном только Екатеринодаре было четыре струнных и духовых оркестра. Но профессиональных музыкантов крайне не хватало. В своем обращении на имя Главной дирекции ИРМО А.Д. Бигдай писал, что «музыкантов приходится брать от сохи». Поэтому А.Д. Бигдай вместе с Махровским решили открыть в Екатеринодаре музыкальную школу. 14 декабря 1899 г. Бигдай написал письмо в Главную дирекцию императорского Русского музыкального общества с просьбой открыть в Екатеринодаре отделение Императорского Русского музыкального общества. 22 октября 1900 г. главная дирекция Императорского Русского музыкального общества постановила открыть в Екатеринодаре отделение и утвердила первыми директорами С.И. Бабыч, А.Д. Бигдая, П.А. Махровского и Н.И. Вишневецкого.

Екатеринодарское отделение ИРМО объединило творчески-одаренных личностей области. Один из членов Екатеринодарского отделения ИРМО П.А. Махровский (1860-19? гг.) выходец из ст. Старокорсунской, был педагогом, музыковедом, автором научного труда «Об изучении Кубанской области со стороны музыкальной». Специальное музыкальное образование он получил в петербургской консерватории (1884-1886 гг.), где курс инструментовки проходил в классе Н.А. Римского-Корсакова. В 1897-1898 гг. он возглавил музыкантский хор Кубанского казачьего войска. В последующем П.А. Махровский активно занимается организаторско-педагогической деятельностью. Я.М. Тараненко (1885-1943 гг.)- регент Войскового хора (1909-191 Згг., 1917-1919 гг.), руководитель Кубано-Черноморского хора (1920- 1921 гг.), главный дирижер кубанского казачьего хора (1937 г.), художественный руководитель Государственного ансамбля песни и пляски кубанских казаков (1937- 1941 гг.) работал преподавателем Кубанской учительской семинарии, музыкального училища Екатеринодарского отделения ИРМО, кубанской консерватории, музыкального техникума. Известным музыкантом и педагогом в области музыкального образования был И.В. Матчинский (1847 г. - не ранее 1909 г.), в основном преподававший частным образом в Екатеринодаре и музыкальном училище Екатеринодарского отделения ИРМО. Неоднократно приглашало в Екатеринодар руководство отделения ИРМО русского композитора и дирижера Большого театра С.В. Рахманинова (1873-1943 гг.). Первый его концерт состоялся 3 ноября 1913 г. в новом здании 2- го общественного собрания (ныне Дом офицеров). Композитор исполнил много своих собственных произведений. В музыкальном обзоре за 1913 г. газеты «Кубанский край» и «Кубанский курьер» отмечали «глубокое, проникновенное дарование, истинный талант» Рахманинова, «оригинальный и самобытный, дающий огромное наслаждение».

При Екатеринодарском отделении ИРМО были организованы музыкальные классы и музыкальное училище. Первые готовили учителей музыки и пения для народных школ Кубанской области, а музыкальное училище вело подготовку исполнителей на музыкальных инструментах, певцов, учителей музыки, регентов хора, дирижеров оркестра. В 1898 г. общество начало свою деятельность открытием музыкальных классов. Классы существовали очень непродолжительное время, и из-за недостатка материальных средств были закрыты. В 1905 г. свободным художником Г. Шнейдером была сделана новая попытка к возобновлению деятельности Екатеринодарского отделения, для чего были утверждены директорами С.Г. Бабыч, Г.С. Чистяков, Б.Н. Шарданов, С.С. Бейм, но открытие было отложено по независящим от дирекции обстоятельствам. 1 ноября 1906 г., по предложению бывшего преподавателя ростовского музыкального училища А.М. Рутина, местной дирекцией в составе С.И. Бабыч, С.С. Бейма, Б.Н. Шарданова, И.А. Аведова и Г.С. Чистякова были снова открыты музыкальные классы, а А.М. Рутин был приглашен исполняющим деятельность директора классов. Эту дату принято считать днем основания Краснодарского музыкального училища. Членами дирекции Б.Н. Шардановым, С.С. Бейном и И.А. Аведовым было внесено по 500 руб. на первоначальное обзаведение музыкальных классов. Средства музыкального общества постепенно увеличивались благодаря тому, что в короткий промежуток времени собралось 119 действительных членов и до 182 учащихся в музыкальных классах, из которых 162 чел. внесли 14400 руб., а 20 человек учились бесплатно. Кроме того, Общество получило субсидию от города в размере 1200 руб., а также из сумм центрального общества перечислено 1065 руб. Таким образом, капитал общества в 1908 г. был немалым - 16783 руб. 50 коп. Классы функционировали около трех лет. 13 мая 1909 г. постановлением главной дирекцией ИРМО музыкальные классы были преобразованы в музыкальное училище - среднее профессиональное учебное заведение ИРМО с научными (общеобразовательными) классами. В училище функционировали художественные классы (главные: фортепиано, пение, специальная теория музыки, игра на одном оркестровом инструменте; вспомогательные: сольфеджио, элементарная теория музыки, гармония, история музыки, хоровое пение, энциклопедия, совместная игра) и научные классы (закон божий, русский язык, математика, история, география, правоведение, чистописание, иностранный язык по выбору: итальянский, французский, немецкий). Полный курс образования продолжался от 4 до 6 лет. Обучение платное (от 100 до 150 руб. в год). Окончившим выдавались аттестаты 1-й степени (учить музыки, руководить хором, оркестром) или 2-й степени (работать учителями пения в приходских и начальных народных училищах). При музыкальном училище были открыты двухгодичные хормейстерские курсы, готовившие помощников регента и учителей пения для станичных школ. Преподавали здесь опытные специалисты А.Я. Губарев, Г.М. Концевич, П.Е. Лянной, Я.М. Тараненко. В марте 1910 г. преподаватели курсов выступили инициаторами создания Общества хоровых деятелей Екатеринодара. Здесь 29 октября 1909 г. состоялось общее собрание будущих членов общества, избравшее Комиссию для выработки устава и мер к практическому осуществлению задач нового общества. Для объединения хоровых деятелей собрание выработало следующие директивы: хоровое общество должно быть чуждо какой бы то ни было односторонности и исключительности, придавая одинаково важное значение пению церковному и светскому, изучая и распространяя в публике произведения хоровой литературы разных эпох и стилей. Общество объединило не только профессиональных хоровых деятелей, но и любителей и вообще лиц, которым близки интересы хорового дела, а также представителей школы и церкви, в жизни которых пение играет важную роль. К сожалению, сведений о деятельности этого общества крайне мало. Обсуждение устава общества проходило 21 марта 1910 г. под руководством директора народных училищ Кубанской области М.О. Поночевного. В него были внесены пункты о необходимости открытия отделений общества в городах и станицах Кубани, повсеместного создания постоянных хоров «для публичного исполнения хоровых произведений», оказания содействия «собирателям народных песен в отборе, обработке, распространении и издании народных песен в оригинальном и обработанном виде», улучшения «правового и материального положения профессиональных певцов - хористов, регентов и учителей пения». Среди учредителей общества были М.О. Поночевный, И.Т. Семенихин, В. А. Гутор, Ф.Ф. Симков и А.Я. Губарев. Затем было заслушано и одобрено пожелание директора музыкального училища В.А. Гутора об «организации хора для устройства концерта, сбор с которого послужил бы основанием фонда общества». Но сведений о деятельности общества в течении первых 7 лет нет. Только после февральской революции 1917 г. появилось печатное сообщение об организации профессионального союза хоровых деятелей в Екатеринодаре и открытии при нем музыкальной школы для трудового народа. Школу возглавил П.А. Махровский.

Развитие музыкального образования в отделах Кубанской области также было связано с деятельностью местных частных лиц и общественных организаций. Еще в феврале 1909 г. известным и талантливым пианистом А.М. Рутинным в Армавире были открыты фортепианные курсы и оперный класс. Преподавание в этой первой музыкальной школе Армавира велось по программе 7-ми курсов Императорских консерваторий. По инициативе А.М. Рутина в 1911 г. организуется Армавирское музыкальное общество. Был утвержден устав и избрано правление в составе: председателя М.Ф. Голощапова, директора-распорядителя - А.М. Рутина, директора В.Э. Андрузского, Е.Н. Станюловича, С.А. Боровского. Некоторые выпускники школы А.М. Рутина поступили в Санкт-Петербургскую консерваторию.

В 1892 г. в г. Ейске возник Музыкально-драматический кружок, который затем был переименован в Ейское общество любителей изящных искусств (1903 г.)      .

Устав Ейского кружка любителей музыки был утвержден 10 октября 1892 г., в котором отмечалось: «Ейский кружок любителей музыки имеет целью, насколько возможно, сплотить для совместного развлечения и музыкального развития музыки, живущих в г. Ейске, и доставить эстетическое удовольствие своим членам устройством музыкальных собраний, а по мере возможности и публичных концертов». (§ I). По инициативе Г.А. Лекторского (местный историк, краевед) в августе 1910 г. возникло Музыкальное певческое общество в городе Ейске. Г.А. Лекторским и его единомышленниками был подготовлен и утвержден устав, избрано правление, организован хор в составе 40 певцов (дирижер В.И. Петров) и оркестр из 15 музыкантов. Открытие общества заметно оживило хоровое пение в станицах отдела. Особенно больших успехов достиг хор станицы Старощербиновской под управлением Маковозова.

В последние годы XIX в. местные любители искусства в городе Майкопе все чаще говорили о необходимости открытия зимнего театра. В преддверии его был открыт Майкопский артистический кружок, устав которого утвержден 19 июня 1897 г. Его цель - «содействовать распространению всех отраслей изящных искусств: драме, музыке, живописи, ваянию и пр., и развивать вкус к названным искусствам». На общем собрании членов кружка, где присутствовало более 100 человек, было избрано его правление, куда вошли: пред. - Ф.П. Колбинов, товарищ пред. - С.И. Иванов и секретарь-казначей - А.А. Жулковский. Кружковцы подняли общественность города на осуществление идеи создания «Народного Пушкинского дома». Так они назвали свой театр, где было решено разместить их артистический кружок. Торжественная закладка здания состоялась в день рождения поэта. Со всех концов Майкопа шли к этому месту нарядно одетые люди, с цветами в руках. После торжественного молебна ученики церковного певческого хора декламировали стихи поэта, пели песни на его слова. А вечером свое искусство показали члены артистического кружка, исполнившие сцены из «Скупого рыцаря» А.С. Пушкина, отдельные номера из оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского, «Руслан и Людмила» М.И. Глинки, романсы на тексты поэта. Со временем, Пушкинский дом стал заветным местом встречи любителей искусства. Здесь выступали приезжие оперные труппы, хоры, сольные исполнители, в том числе М. Кирлиан - юный скрипач из Екатеринодара, В. Дамаев - талантливый певец из Москвы (уроженец Кубани, проживавший тогда в Майкопе). Здесь устраивались литературно-музыкальные концерты, посвященные творчеству Н.В. Гоголя, Т.Г. Шевченко. А в траурные дни смерти JT.H. Толстого артистический кружок провел вечер памяти гениального писателя. 9 ноября 1910 г. представители интеллигенции города послали телеграмму с выражением соболезнования и сочувствия графине С.А. Толстой по случаю смерти великого писателя и в редакцию газеты «Русские ведомости». С 1902 г. принимал участие в музыкальной жизни города и преподаватель пения Майкопского реального училища П.А. Махровский.

Становление и развитие культуры Кубанской области повлияло и на культурную жизнь Черномории. Тесные творческие связи, гастроли артистов привели к тому, что в апреле 1894 г. открылось Музыкально-драматическое общество в г. Новороссийске, которое обогатило культурную жизнь города. Драматическую секцию общества возглавил профессиональный артист, режиссер И.П. Вронский, музыкант, бывший оперный певец - П.А. Лодий. Дирижер оркестра - М.А. Ганзен, хора - Л.А. Брюнелли. Пианисты - Е.М. Лодий, Г.С. Макриди, вокалисты - Л.В. Кича, З.П. Лодий. Некоторое время председателем правления общества состоял городской голова А.А. Никулин. На одном из литературных вечеров он дал краткий обзор деятельности кружка в период его годичного существования. Любопытна инициатива дирекции Женского клуба Новороссийска в организации вечеров камерной музыки с участием местных сил и преподавателей музыкального училища Екатеринодара. Это творческое содружество музыкантов разных городов было естественным явлением для развития музыкальной культуры Кубанской области и Черноморской губернии.

Что касается театральной жизни, то своего постоянного театра на Кубани не было до 80-х гг. XIX в. Здесь были распространены любительские театры. Первое упоминание о самодеятельном театре в городе относится к августу 1864 г., когда местная труппа актеров поставила 4 спектакля: «Зять со шпинатом и салатом», «Муж под башмаком», «Две капли воды», «Ворона в павлиньих перьях». Театральная жизнь была основана на гастрольных выступлениях. Примечательной чертой в жизни кубанцев того времени были любительские кружки, свидетельствующие о тяге народа к прекрасному. Еще в 1840-е годы на Кубани зародилось театральное общество. Постановка спектаклей проходила в войсковых частях. Актерами выступали сами казаки и члены их семей. Начиная с 1860-х гг. для участия в спектаклях приглашались «дамы-любительницы», а после преобразования Екатеринодара в гражданский город ведущую роль в развитии любительского театра здесь стали играть представители местной интеллигенции: музыканты, преподаватели, врачи (Я.П. Соколовский, выпускник Петербургской консерватории, врач В. Николаев, выпускник музыкально-драматического училища московского филармонического общества Е.И. Попов, члены кружка любителей музыки Е. Бурсак, В. Страфопуло, А.Бигдай и др.). Начиная с 70-х годов XIX в. стали заметны более или менее регулярные гастроли в Екатеринодар русских и украинских профессиональных актерских трупп, в репертуаре которых были произведения отечественной и зарубежной классики.

В 60-70-е гг. XIX в. стали проводиться любительские спектакли, организаторами и артистами которых выступала местная интеллигенция, сгруппированная вокруг Екатеринодарских мужского и женского благотворительных обществ. Эти спектакли ставились с целью сбора денежных средств на нужды благотворительных обществ и направлялись затем в бесплатную лечебницу для бедных жителей Екатеринодара, а также студентам-кубанцам, учившимся в различных учебных заведениях. Первый любительский общедоступный спектакль для народа был дан в Екатеринодаре 21 апреля 1894 года. Инициаторами были преподавательницы женской воскресной школы и члены Екатеринодарского общества любителей изящных искусств. Спектакли проходили на сцене Дмитриевского училища. Ставились спектакли и в Народных домах при обществах трезвости, в училищах. Любительскими постановками славился и Пушкинский народный дом в Майкопе, любительская армянская труппа в Армавире, ставящая спектакли на родном языке. Успехом у арма- вирцев пользовались сценические представления самодеятельного коллектива Первого общества любителей драматического искусства, которое было открыто в 1908 г. с целью «распространения эстетического образования среди населения». Члены общества устроили свой небольшой театр в одном из заброшенных зданий на западной окраине селения. Только в начале 1916 г. театральное общество при поддержке городской управы переместилось в особняк Шахназарова в центре Армавира, где они открыли «Новый театр», действовавший вплоть до революции 1917 г. В каждом учебном заведении учащиеся с педагогами использовали для постановок русскую классику. Значение любительских драматических спектаклей в культурной жизни Кубани трудно переоценить. Они были единственной возможностью для основной массы кубанцев приобщиться к культуре, просвещению, театру. Любительские театры существовали практически в большинстве городов и крупных станиц Кубанской области. В целом, в любительском театральном деле были заметны две основные тенденции. С одной стороны, реализовывались задачи просвещения, разумного развлечения и отвлечения от пьянства, с другой - прослеживалось стремление к переходу к профессиональной сценической деятельности.

До 1900 г. на Кубани не было собственных специальных учебных заведений по подготовке художников и учителей рисования. Поэтому войсковая администрация посылала за счет войска одаренных детей казаков в Петербург, в Москву. 11 апреля 1904 г. состоялось открытие Екатеринодарской картинной галереи с литературными и археологическими отделами. В 1909 году Ф. А. Коваленко создает при Екатеринодарской картинной галерее художественный кружок, целью которого, как записано в «Уставе кружка», являлось «насаждение и воспитание художественного вкуса в среде жителей города Екатеринодара и Кубанской области, поощрение всеми мерами молодых местных художественных сил, открытие школы рисования». Почетным президентом художественного кружка был И.Е. Репин, почетным членом - Л.Н. Толстой. Членами кружка являлись представители интеллигенции городов и станиц Кубанской области. При кружке были организованы специальные курсы для учителей станичных и городских школ по рисованию, черчению, скульптуре, устройство публичных лекций по изобразительному искусству. С 1910 г. при кружке действовало справочное бюро для оказания поддержки лицам, желающим продолжить художественное образование. После открытия школы живописи и рисования правление кружка контролировало ее работу, устраивало выставки, поощряло наиболее способных учащихся. Проект нового устава кружка, разработанный в начале 1916 г. предусматривал расширение его полномочий и района деятельности.

Ставрополь конца XIX - начала XX вв. славился своим театром и музыкальными салонами, где выступали многочисленные приезжие и местные певцы и музыканты. В Ставрополе любили песни - казачьи, хороводные, святочные, великопостные, пасхальные, троичные, свадебные. Церковные хоры, музыкальные салоны купцов Леонидовых, Меснянкиных и др. дополняли многочисленные концертные залы, как правило, частные или принадлежавшие различным собраниям и клубам. Ставрополь постоянно посещали певцы и музыканты, в том числе с мировыми именами: виолончелистка короля Датского Кристиани, пианист А. Контский, гармонист П. Невский и др. Были здесь премьеры и примадонны столичных опер с мировым именем - Севастьянов, Любинский, И. Гофман. На Ставрополье гастролировали А.А. Алябьев, М.А. Балакирев и др. Все это способствовало поднятию музыкальной культуры в городе. В 1883 г. в Ставрополе возник кружок любителей музыки, объединивший местных музыкантов и певцов. Однако, в разгар его деятельности пришло и банкротство. В кассе иссякли деньги. И только в 1896 г. он возрождается вновь по инициативе Василия Дмитриевича Беневского. С 1900 г. в г. Ставрополе функционировала частная музыкальная школа, основанная свободным художником И.Е. Поповым. Школа размещалась по ул. Армянской № З. Это была первая музыкальная школа на Северном Кавказе. Успех предприятия, общее сочувствие, с каким было встречено появление первого музыкально-учебного заведения в городе, и желание поставить музыкально-педагогическое дело на более твердую почву побудили И.Е. Попова и местный кружок любителей музыки к организации в Ставрополе отделения ИРМО. С этой целью группа учредителей будущего отделения в середине 1901 г. обратилась к ставропольскому губернатору с просьбой возбудить перед Главной дирекцией общества ходатайство об открытии отделения. 1 1 декабря 1901 г. губернатор уведомил, что главная дирекция на заседании 25 ноября 1901 г. утвердила первыми директорами предполагаемого к открытию отделения: Н.Т. Жилу (председателя ставропольского окружного суда), С.А. Дадьянц (тов. пред. Ставропольского окружного суда), Д.И. Евсеева (присяжный поверенный), И.Т. Горошко (ставропольский городской голова), Н.М. Енишерлова (прокурор ставропольского окружного суда) и И.Е. Попова (свободный художник) с уполномочием их, на основании ст. 37 устава общества, открыть вновь учреждаемое отделение. Среди действительных членов Ставропольского отделения ИРМО были А.К. Анпетков, К.М. Дьячков, А.В. Евсеева, А.В. Ежовская, Л.П. Извощикова, П.Д. Извощиков, Е.А. Меснянкина, И.П. Меснянкин, Г.К. Праве, Г.Н. Прозрителев, В.В. Траубе, А.Н. Вельяминов, Н.Н. Вельяминова, М.Н. Ежовский. Членов посетителей было 98 человек.

1 января 1902 г. в г. Ставрополе было открыто отделение ИРМО. Члены общества на заседании 18 апреля 1902 г. решили ходатайствовать перед главной дирекцией о разрешении открытия музыкальных классов. 19 июня 1903 г. было получено разрешение из ИРМО на открытие музыкальных классов при Ставропольском отделении. С 1 сентября 1902 г. был арендован весь верхний этаж дома Тикиджиева под музыкальные классы. Дом этот находился на главной улице города, включал в себя концертный зал на 400 чел., еще два зала, кабинет и 18 классных комнат, помещающихся в трех светлых коридорах по 6 комнат в каждом коридоре, годичная плата за него составила 1500 руб. Директором музыкальный классов был избран И.Е. Попов. Председателем правления бывшего Ставропольского кружка любителей музыки П.Д. Извощиковым было подарено несколько музыкальных инструментов. Все затраты производились дирекцией в кредит. Члены общества обратились в ставропольское городское общественное управление с просьбой об ассигновании на пособие классов ежегодно в течение 5 лет субсидии в размере 500 руб. с обязательством дирекции принять в музыкальные классы бесплатно 5 учеников или учениц по указанию Думы или Управы до прохождения ими полного курса избранных ими музыкальных предметов. Это ходатайство было удовлетворено. Со 2 сентября 1902 г. музыкальные классы были открыты при более чем 60 учащихся обоего пола. Плата за обучение: по классу пения - 90 руб. в год, по остальным - 80 руб. Ставропольским отделением ИРМО были приобретены 4 рояля, труба, фагот, пожертвованный Д.И. Евсеевым, барабан с затратами 5020 руб. 75 коп. Членами общества был приглашен преподавательский персонал, большинство и которых имели консерваторское образование. Программа общества включала специальные предметы: фортепиано (преподаватели А.К. Дзерве, Н.И. Розенберг, О.В. Скуридина), пение (В.Н. Кислякова), струнные инструменты: скрипка (А.Г. Лев), виолончель (А.Я. Быховский), духовые инструменты: флейта и кларнет (Н.Н. Ванденко), валторна, труба, тромбон (И.И. Розенфельд). Обязательные предметы включали сольфеджио, элементарную теорию музыки (И.Е. Попов). В музыкальных классах обучалось от 96 до 113 человек. Причем наблюдается больше учениц - 75, чем учеников - 37. По специальностям учащимися больше всего посещались фортепиано - 70 человек, скрипки - 19, пения - 13, виолончели -3, флейты - 2, кларнета-2, валторны -1, трубы - 2, тромбона -1.

По сословной принадлежности более всего обучалось детей дворян и чиновников-35, военных чинов -10, духовного звания -18, граждан и ремесленников -11, купцов и мещан -39. По национальному составу в обществе числилось: русских -72, армян -19, евреев -17, поляков -2, немцев -1, греков-1, горцев -1. Бесплатно пользовались уроками преподавателей 2 ученика. Стипендиатами музыкальных классов состояло 12 учащихся: 2 по классу пения, 2 по классу фортепиано и 8 по классам духовных инструментов.

Общество устраивало ученические вечера (от 4 до 6 в год). Например, 22 марта состоялся симфонический концерт учащихся, 18 мая - публичное экзаменационное утро. Средства общества складывались из доходов от симфонических собраний, от квартетных, камерных и других собраний, от ученических вечеров, благотворительных сборов, от платы за учение учащихся, пособий и пожертвований на содержание музыкальных классов. В третий год существования 1904/1905 гг. члены общества ходатайствовали перед комитетом Попечительства о народной трезвости о выдаче 5000 руб. на открытие при музыкальных классах бесплатных классов для подготовки регентов народных хоров, на организацию в Ставрополе народного хора и на устройство в Народном доме 5 музыкальных вечеров. Губернский комитет в 1905 г. выделил 3000 руб. на открытие регентского отделения, а на последние два ходатайства ассигновал 1000 руб.

Первый музыкальный сезон начался 12 октября 1902-1903 г. В течение сезона состоялось 5 очередных симфонических собраний, одно экстренное в пользу фонда по сооружению памятника М.И. Глинке, 4 очередных квартетных собрания, 4 ученических публичных вечера, 1 ученический концерт и 1 публичное экзаменационное утро. Солистами на собраниях выступили преподаватели музыкальных классов: В.Н. Кислякова, О.В. Скуридина, А.К. Дзерве, Н.И. Розенберг, А.Г. Лев и А.Я. Быховский. Все симфонические собрания, как очередные, так и экстренные и ученические концерты проходили под управлением директора музыкальных классов И.Е. Поповым.

В 1898 -1899 г. в Ставрополе, в бывшем доме командующего войсками Кавказской линии, а затем юнкерского училища, открылась выставка Общества содействия воспитанию и защиты детей. Четырнадцатый отдел выставки назывался «художественный». Здесь были представлены многочисленные работы самого разного жанра. Впервые на выставке демонстрировались картины из личных собраний ставропольских купцов Алафузовых. Также впервые были выставлены картины ставропольского художника В.И. Смирнова - «Первое горе», «Стадо овец», «Голова девушки», «Любимое занятие», «Из охотничьей жизни», «Портрет женщины», картины Гейне, портреты ставропольских архипастырей и портрет И.И. Волобуева, основателя архиерейского подворья в Ставрополе. Ученик Смирнова, гимназист Иван Яковенко представил на выставку картины «Портрет Шевченко», «Женщина с ребенком», «Епископ Исаакий».В 1912 г. в общественном собрании города состоялась 1-я Художественная выставка, где было представлено 118 работ, как местных художников И. Иванченко, 3. Вавилова, Е. Есаулова, П. Лабенского, А. Казанского и еще более десяти человек, так и из коллекций горожан (более 40 картин из личных коллекций Б.Д. Бедросова, Д.И. Евсеева, И.А. Пейсаховича, Л.Х. Дубинского и др.).

Интерес к художественному творчеству был настолько велик, что в городе среди интеллигенции возникла мысль о необходимости создания художественного общества. Инициаторами создания такового выступили потомственные дворяне Н.Т. Тер-Арутюнова, Е.К. Псковитинов, И.И. Васильев и учитель рисования мужской гимназии С.А. Уманский. В 1916 г. они выступили с ходатайством перед городской думой об учреждении в г. Ставрополе Ставропольского на Кавказе художественного кружка. Председателем общества был избран в 1916 г. выпускник Академии художеств России И.И. Васильев. Этот кружок разместился в доме Дмитрия Федоровича Рощина (сегодня просп. К. Маркса № 60). Здесь устраивались собрания для общения на почве интересующих их искусств, литературно-художественные вечера, спектакли, концерты, лекции по искусству. В комнатах Рощина работали кружки рисования, живописи, лепки, музыки и пения, сценического искусства, литературы. При Ставропольском художественном кружке были открыты художественные курсы, где церковную и иконостасную живопись преподавали K.JL Хетагуров и В.К. Маслов, кисти которых принадлежали многочисленные иконы в церквах и соборах Ставрополья и епархии. В том же году 17 января 1916 г. членами Художественного кружка была проведена 2-я городская выставка художников, устроенная в студии Е.К. Псковитинова. Эта выставка вошла в историю Ставрополя как «выставка 13-ти», по числу участвовавших в ней художников. Здесь вниманию зрителей было представлено около 200 жанровых полотен, пейзажей, этюдов, рисунков, эскизов.

Проведенный анализ деятельности просветительных и культурных общественных организаций позволяет судить о том, что в Ставропольской губернии и Кубанской области просветительство было одним из главных направлений общественной деятельности провинциальной интеллигенции, что подтверждается численностью и широтой ее профессионального состава, представленного в местных просветительных обществах.

Несмотря на то, что большую роль в сфере народного образования в данных регионах играли местные органы власти и всевозможные общественные заведения (библиотеки, читальни), просветительные организации все же нашли здесь свое самостоятельное место. Они способствовали лучшей оснащенности школ, развивали внешкольное образование, пропагандировали общенаучные знания через организацию публичных лекций, решали вопросы повышения профессионального уровня работников народного образования и т.д.

Просветительные региональные организации не раз поднимали проблемы местного порядка перед органами городского и земского самоуправления, встречая их финансовую поддержку и помощь в проведении различных мероприятий.

На примере общественных организаций, действовавших в области просвещения в изучаемых губерниях, можно проследить характерную динамику развития их деятельности в период с 1890 по 1914 г.

Наиболее характерными направлениями работы обществ, действовавших в сфере образования были проведение публичных чтений, лекций, устройство различных курсов в целях совершенствования квалификации слушателей, открытие учебных заведений для детей, постановка внешкольного образования. Весомое место в мероприятиях организаций занимала благотворительность, выражавшаяся в оказании материальной помощи преподавателям и воспитанникам подведомственных учреждений.

Отметим и демократичную направленность этих обществ. Многие организации в силу преобладания в их составе интеллигенции, не обходили стороной и другие важные аспекты жизни страны: на лекциях и заседаниях обсуждались вопросы государственного значения, давалась оценка текущим социально-политическим событиям. Революция 1905-07 гг. стала для местных просветительных обществ периодом особой активности. Столь заинтересованная и мобильная реакция на горячие проблемы вызвала усиление надзора властей за их деятельностью.

И, все же, общества в губерниях играли относительно самостоятельную роль, занимая свой ареал, привлекали к работе разнородные слои провинциального населения, внося посильную лепту в дело образования в стране в целом.

Говоря о культурных общественных организациях, отметим, прежде всего, что они сыграли огромную роль в поднятии культурного уровня населения. Начиная свою деятельность с заполнения досуга исключительно своих членов приятными во всех отношениях развлечениями, впоследствии общества, кружки, клубы сумели подняться до массовости, прививая местному населению вкус к художественным ценностям через проведение концертов, выставок, спектаклей, чтений, привлекая жителей непосредственно к творческому процессу.

Безусловно, развитие культурного уровня промышленных центров и провинции, то последние уступали первым. Однако, несмотря на это обстоятельство, в рассматриваемых регионах также имелись образованные и творчески одаренные люди (музыканты, художники). Конечно, процент их был невысок, но, объединяясь в небольшие кружки и общества, благодаря своему таланту они способствовали созданию особой духовной атмосферы. Популярности обществ способствовала их доступность всем сословным группам.

Во-вторых, не ограничиваясь практикой зрелищных мероприятий, культурно-эстетической организации активно трудились на ниве просвещения. Ставрополье и Кубань второй половины XIX в. являлись своеобразными культурными центрами, где работала творческая интеллигенция города: художники, литераторы, музыканты. Здесь открылись музыкальные классы, где музыкальное образование бесплатно получили десятки юношей и девушек разных сословий.

Показателем высокого гражданского развития обществ стало участие в благотворительных акциях от проведения вечеров в поддержку нуждающихся до учреждения новых организаций. Такое неравнодушие определялось присутствием в составе обществ ядра из интеллигенции, что впрочем, порождало и контроль за ними со стороны властей.

Положительным были: качественный уровень, массовость, демократичность, полифункциональность, подготовка видных мастеров российского искусства, что в совокупности отвечало запросам региона и стимулировало его интеллектуальный запрос.

Деятельность краеведческих, просветительных и культурных обществ Ставропольской губернии и Кубанской области в рассматриваемый хронологический период охватывала различные сферы - от науки, образования до искусства, руководствуясь спецификой и реальными интересами региона, что обеспечивало эффективность работы и жизнестойкость обществ.

Возникновение краеведческих обществ явилось закономерным результатом социально-экономического, политического и культурного развития провинций.

Анализ деятельности краеведческих обществ Ставропольской губернии и Кубанской области позволяет выделить общие направления в их работе по сравнению с подобными научными обществами в России. К таковым относились: обсуждение научных докладов на заседаниях, издание научной литературы, организация публичных народных чтений и лекций, устройство выставок, лотерей-аллегри. Кроме того, велась работа по созданию музеев, библиотек.

Анализ поэтапного развития организаций позволяет говорить об известной подвижности и гибкости их градации на перечисленные категории, выявляя немало аналогий и точек соприкосновения. Так, например, краеведческие общества продуктивно трудились на ниве просвещения, просветительские занимались наукой и проблемами искусства, культурные - просветительной. Универсальными формами были проведение публичных лекций, народных чтений, концертов, вечеров, бесед, устройство выставок, музеев, библиотек, выпуск печатных изданий.

Профессионализм организаций вызывали уважение и доверие губернского начальства, учреждений самоуправления, неоднократно дававших обществам «на откуп» осуществление проектов краевого масштаба, обращавшихся за советами и консультациями; авторитет среди местных жителей помогал рекрутировать в члены и сплачивать выходцев из всех сословий.

В то же время широкая социальная база организаций, способность влиять на общественное мнение порождали - особенно в периоды классовых коллизий - опасения властей за сохранение «государственного спокойствия», следствием чего была детальная регламентация «сверху» внутреннего распорядка - вплоть до утверждения повесток очередных собраний; жесткому контролю подвергались массовые мероприятия; случаи несогласия - пусть косвенного - с политикой режима, несанкционированные инициативы оборачивались даже закрытиями и арестами.

Творческая атмосфера, доступность всем сословиям, нацеленность на решение важных вопросов краевого значения, доминанта гуманизма свидетельствуют о полезности изученных групп общественных организаций на территории Ставрополья и Кубани.

Формирование краеведческих обществ можно рассматривать в качестве феномена социокультурной жизни регионов. В условиях отсутствия в провинциальных городах высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений краеведческие общества являлись теми интеллектуальными центрами, которые ставили перед собой задачи научно-просветительные и практические. Более того, одним из основных направлений их деятельности была научно-исследовательская работа. Их деятельность всецело была подчинена задачам научных изысканий. Благодаря усилиям историков-краеведов, любителей древности, мы сегодня имеем возможность получить четкое представление о ряде археологических памятников, увидеть коллекции разнообразных археологических источников и работать в архивах с ценнейшими письменными источниками, собранными ими.

Членами трех групп обществ были люди образованные, просвещенные, преданные своему делу. Их гражданская добросовестность помогает нам сегодня понять и осмыслить особенности развития региона и процесс его научного изучения.

 

Автор: Любушкина Е.Ю.