20.12.2012 4219

Появление национальных общественных организаций как отражение насущных потребностей этнических групп населения Ставрополья и Кубани во второй половине XIX – начале XX века

 

В общественной жизни конца XIX - начала XX вв. стала заметной роль национальных общественных организаций. По сведениям источников, на территории Ставропольской губернии и Кубанской области большинство населения составляли русские: 91, 97% и 90,5 % соответственно. Остальные национальности были представлены незначительно. Тем не менее здесь были представлены общественные организации различных национальностей и вероисповеданий (армянские, греческие, польские, немецкие, еврейские, грузинские, мусульманские и др.). Среди этих народов также создавались общественные организации, которые были направлены на помощь нуждающимся лицам своей национальности. Национальные общества на Ставрополье и Кубани в основном открывались с благотворительными и просветительными целями. Возникновение национальных обществ зависело с одной стороны, от общей национальной политики и политики просвещения. Поэтому одной из целей создания национальных общественных организаций было помогать учащимся в деле образования, поддерживать церковно-приходские школы и иные существующие школы, а также открывать новые.

С другой стороны, формирование национальных обществ было обусловлено тем, что в местах постоянного проживания та или иная народность не могла, в силу различных причин, реализовать свои культурные потребности. Ряд ограничений, которыми правительство ставило представителей других национальностей в сжатые рамки, приводило к тому, что национальные меньшинства стремились реализовать свои права в создании своих общественных организаций.

Кроме того, деятельность национальных организаций была тесно связана с вероисповеданием. Поэтому в задачи национальных общественных организаций входило сохранение языка и культуры, распространение в народе ремесла, вспомоществование нуждающимся лицам как материально, так и духовно.

Открытию национальных общественных организаций также служили благотворительные цели, которые были направлены на помощь нуждающимся представителям данной национальности.

Национальные благотворительные организации стали возникать в основном в начале XX в. На Кубани возникли Армавирское отделение армянского благотворительного общества на Кавказе (1881 г.), Эллинское благотворительное общество г. Екатеринодара (1903 г.), Римско-католическое общество попечения о бедных г. Екатеринодара (1904 г.). На Ставрополье в 1903 г. открылось Римско-католическое общество пособия бедным, Ставропольское мусульманское благотворительное общество (1909 г.).

Массовое формирование национальных объединений началось после революции 1905-1907 гг. Если до 1905 г. на Ставрополье и Кубани их действовало всего 4, то после революции число увеличилось до 18.

Открывались женские национальные благотворительные организации: Женское армянское благотворительное общество в Майкопе (1907 г.), Армянское дамское благотворительное общество г. Екатеринодара, Дамское общество помощи бедным евреям г. Ставрополя (1906 г.), Дамский кружок общества вспомоществования недостаточным учащимся и бедным армянам в губернском городе Ставрополе (1908 г.).

Среди национальных благотворительных обществ на Кубани действовали и греческие: Крымское греческое благотворительное общество (1907 г.), Майкопское эллинское благотворительное общество (1909 г.). На Ставрополье греческих обществ автором не выявлено.

Кроме того, открывались римско-католические организации - Армавирское римско-католическое общество пособия бедным и касса служащих (1912 г.), Дамское евангелическо-лютеранское благотворительное общество г. Екатеринодара (1906 г.), мусульманские - Ставропольское мусульманское благотворительное общество в г. Ставрополе (1909 г.), Черкесское благотворительное общество г. Екатеринодара (1912 г.).

Помимо перечисленных обществ действовали грузинские и польские кружки. Но численность этих организаций была небольшой.

Организационные основы национальных обществ, практически ничем не отличались от других общественных организаций. Любое общество состояло из неограниченного числа членов обоего пола, всех сословий, званий и народностей за исключением несовершеннолетних, учащихся в учебных заведениях, состоящих на действительной службе нижних воинских чинов, юнкеров и лиц, ограниченных в правах по суду.

В состав общества входили почетные, пожизненные, действительные, члены-соревнователи. Однако, зачастую, в национальных общественных организациях, открываемых женщинами, если членами почетными и соревнователями могли быть лица обоего пола, то действительными признавались только лица женского пола. Примером может служить Дамское евангелическо-лютеранское благотворительное общество в г. Екатеринодаре, где взнос для женщины, претендующий на звание действительного члена составлял не менее 6 руб. Управление делами общества возлагалось на Правление общества (Совет) и общее собрание членов общества. В обязанности Правления входило: распределение занятий по правлению между членами, ведение списков членов общества, собирание сведений о прибегающих к помощи или покровительству общества. Члены общества могли получать от Правления билеты, дипломы, удостоверяющие их принадлежность к обществу.

Средства обществ складывались из единовременных, ежегодных или ежемесячных членских взносов, пожертвований членов общества и посторонних лиц как деньгами, так и вещами, из доходов от капиталов и имущества общества, из сбора по подписным листам и книжкам, выдаваемых членам общества, из средств от устраиваемых обществом драматическими представлениями, концертов, танцевальных вечеров, литературных чтений, лекций, народных гуляний, лотерей-аллегри.

Одновременно ограничивалась деятельность национальных благотворительных обществ. Это прослеживается как в процедуре утверждения их уставов, так и в открытии ими благотворительных заведений, особенно просветительских. Архивные материалы свидетельствуют, прежде всего, о длительной процедуре учреждения этих обществ, когда тщательно проверялись благонадежность членов- учредителей, родословная, место проживания, где жили, откуда приехали, чем занимались и т.д.

Следует отметить и разностороннюю подчиненность этих обществ. Отчеты о своей деятельности они направляли военному министру, наместнику его императорского величества на Кавказе, начальнику области и наказному атаману кубанского казачьего войска на Кубани (на Ставрополье - губернатору). Кроме того, национальные общественные организации подчинялись местным церковным приходам. Например, Дамское армянское благотворительное общество в г. Екатеринодаре отчитывалось о своей деятельности Церковному Совету Екатеринодарского армянского прихода.

В уставах национальных обществ предусматривалась передача имущества и средств, если организация прекращала свою деятельность. Конечно, этот параграф устава был обязателен для всех общественных организаций. Однако, именно при закрытии национальных обществ, зачастую все средства и имущество передавались местным церковным приходам. Так, например, в случае закрытия Дамского армянского благотворительного общества в г. Екатеринодаре, имущество переходило в распоряжение Церковного Совета армяно-григорианского прихода в г. Екатеринодаре, с тем, чтобы «деньги были расходованы на вспомоществование нуждающимся лицам армянского происхождения, находящимся в Екатеринодаре». При закрытии Армянского женского благотворительного общества в г. Майкопе капиталы и имущество поступили в распоряжение Церковного Совета Армяно-Григорианского прихода в Майкопе с тем, чтобы деньги эти «были расходованы на вспомоществование нуждающимся лицам армянского происхождения г. Майкопа». При закрытии Дамского евангелическо-лютеранского общества в г. Екатеринодаре, все имущество и капиталы, за исключением, получивших особое назначение при пожертвовании поступали в распоряжение Церковного Совета Евангелическо-лютеранского прихода Екатеринодара с тем, чтобы эти деньги «были израсходованы на вспомоществование нуждающимся лицам евангелическо-лютеранского происхождения, находящихся в Екатеринодаре».

Были и такие общества, при прекращении деятельности которых, имущество и капиталы распределялись согласно решению Общего собрания (например, Крымское греческое благотворительное общество).

До начала XX в. в стране практически не уделялось внимания постановке национального просвещения и вся школьная деятельность государства была направлена на организацию образования русских детей. Национально-просветительная деятельность носила случайный, фрагментарный характер, вылившийся в лучшем случае, в обучение нерусских детей в государственных «русских» школах и государственных стипендиях.

Российское самодержавие, проводя свою школьную политику в регионе, использовало национальные школы в своих целях. Институт национальной школы способствовал распространению на Ставрополье и Кубани образования среди нерусского населения. Несмотря на то, что процент нерусского населения в нем не достигал 10 %, в регионе существовала разветвленная сеть национальных школ.

В деятельности национальных благотворительных учреждений принимали участие люди самых различных сословий, но большинство армян, греков - выходцев из купечества и мещанства. В римско-католических и лютеранских обществах значительное место отводилось учительской, духовной интеллигенции, мусульманские общественные организации представлены титулованной знатью. Так, например, членом правления Черкесского благотворительного общества в г. Екатеринодаре являлся Султан Довлеет-Гирей - известный историк, член ОЛИКО с 1908 г. Он был организатором многих культурно-массовых мероприятий, среди которых наибольшую известность получили «черкесские благотворительные вечера в г. Екатеринодаре». На первом мусульманском вечере в январе 1908 г. было названо около 60 фамилий благотворителей черкесов. Среди них князь Атажук Капланов, Султан Забит-Гирей, граф Шеретлуков, Алибей Улагай, Паго Нагоруков, Султан Довлеет-Гирей, Гамид Трахов.

Отсутствие в исследуемом регионе панисламистских настроений свидетельствует об успешно проводимой государством гибкой политике среди мусульман региона. Несмотря на то, что она в целом проводилась в рамках русификаторского курса, она не вызывала антирусских настроений.

Учредителями Ставропольского мусульманского благотворительного общества были статский советник Ибрагим Боевич Шанаев, землемер землеустроительной комиссии Ставропольской губернии Бек Мурза Бонукович Джантемиров, мулла Ставропольского Мусульманского прихода Гасан Бек Нуцалов, Мухамен - Джан Иосифович Булушев, Кадир Ачирзаич Атакшиев, житель г. Шемаки Бакинской губернии Султан Алекбарович Талибов. Устав Ставропольского мусульманского благотворительного общества был утвержден 27 января 1909г. Общество имело целью в районы Ставропольской губернии и Кубанской области «доставление средств к улучшению материального и нравственного состояния мусульман без различия пола, возраста, звания и состояния». Для осуществления целей, общество оказывало мусульманам, проживающим в указанных районах материальную и нравственно-воспитательную помощь. Помощь эта выражалась в снабжении одеждой, пищей, приютом, оказании денежной помощи, в содействии к приисканию нуждающимся работы или службы, в снабжении бедных больных медицинскими пособиями или помещением их на счет общества в существующие больницы, а также в содействии к погребению умерших из неимущих лиц, в содействии к помещению сирот и детей бедных мусульман в училища или к известным добросовестным ремесленникам, а также в оказании помощи нуждающимся из учащихся мусульман в учебных заведениях, в предоставлении неимущим мусульманам средств возвратиться на родину. Одной из задач общества была постройка мечети или аренда постоянного молитвенного дома с муллой при нем.

В городах региона еврейская диаспора действовала легальными путями. Для улучшения национального просвещения в Ставрополе в 1913 г. было организовано либеральное общество «Помощи бедным евреям». Оно, наряду с материальной помощью учащимся-евреям в городских гимназиях, содержало Ставропольскую еврейскую школу. Так как общество действовало в городе исключительно законными путями и не ставило себе революционных целей, то у него не возникало никаких трений с государственной администрацией Ии жандармерией губернии. «Дамское общество помощи бедным евреям в губернском городе Ставрополе» было утверждено 8 июля 1906г. Учредительницами общества являлись жительницы г. Ставрополя: жена провизора Д.М. Минц, жена доктора Т.М. Бухштаб и жена купца И.М. Пироварова. Общество имело целью «доставление средств к улучшению материального и нравственного состояния бедным евреям без различия пола, возраста и звания». Район деятельности общества ограничивался губернским городом Ставрополем. Помощь общества выражалась выдачей денежных пособий, снабжением одеждою и пищею, содействием к приисканию нуждающимся занятий, и выдачею беспроцентной ссуды не более 25 руб. на каждое лицо, снабжение медицинской помощью как на дому, так и заботою размещения их в больницу.

Проживающие в Ставрополе поляки образовали свою диаспору или Римско- католическое общество пособия бедным в 1903 г. Председателем общества был избран Б.К. Володко, товарищем председателя К.А. Закржевский, секретарем-казначеем Т.К. Закржевская, Я.Л. Маевская. Членами общества также являлись Б.Л. Бекман, И.А. Соколова, Л.Ф. Тарашкевич, С.И. Воронович, Р.А. Орловский, И.М. Петржкевич. В 1906 г. в обществе состояло 72 действительных члена и 1 член-соревнователь.

Главной целью общества было «оказание помощи нуждающимся, обращающимся в Правление». Деятельность общества заключалась в материальной поддержке существующей при местном костеле Римско-католической школы и в содержании открытой при обществе 2 апреля 1905 г. библиотеки, состоящей под наблюдением Е.К. Закржевской, а с 28 октября 1907 г. Я.И. Фомель. Еще в 1845 г., проживающие в Ставрополе поляки построили у старого польского кладбища костел, который был причислен к Могилевской Римско-католической епархии. Строителем костела был известный ставропольский купец 1-й гильдии, уже построивший в Ставрополе Тифлисские ворота и военный госпиталь - Гавриил Тамамшев. Здесь были захоронены известный архитектор В.Э. Лобановский, купцы 1-й гильдии Л.В. Траубе и К.И. Новотни, ставропольский генерал-губернатор Я.М. Янушевский. С установлением советской власти костел оставался действующим до 30-х годов. Затем здание было перестроено под жилой дом первому секретарю крайкома партии Суслову.

В 1907 г. было оказано единовременной денежной помощи от 1 до 25 руб. двадцати семи лицам, на сумму 205 руб. 63 коп., выплачено ежемесячных пособий одному - 5 руб. в течение года, другому - 7 руб. в течение 3-х месяцев; отправлено на родину 5 человек, на что израсходовано 53 руб. кроме того, обществом была приобретена теплая одежда и обувь для 18 неимущих учеников местной католической школы на сумму 94 руб. 85 коп. Общество занималось также приисканием работы и службы. Так, в 1906 г. такой помощи было оказано 14 обратившимся людям. Общество субсидировало местную католическую церковно-приходскую школу, выдав 150 руб., а также приобрело для школы учебники.

Имея свою библиотеку, общество с каждым годом пополняло ее новыми периодическими изданиями. Выписывались «Курьер Литовский», «Семейные вечера», «Виленская заря», «Семейная хроника», «Газета польская», «Библиотека избранных сочинений». За два года, с 1906 г. книг увеличилось на 212 изданий, причем половина из них приобреталась самими членами общества, остальные собирались с пожертвований разными лицами, в основном М. Закржевской, Ю. Корсак, О. Семеновой. В 1907 г. в библиотеке общества числилось 1000 сочинений в 1828 томах. Была установлена плата за чтение книг - по 10 коп. с каждого человека. Абонентов в 1907 г. было 102 человека, в том числе и дети.

Римско-католическое общество пособия бедным в г. Екатеринодаре начало свои действия с 1905 г. В состав общества входили почетные, действительные, соревнователи 43 человек. Среди них О. Людкевич, епископ Иосия Алоизий Кесслер. М. Шенявский, Ирза, А. Буковская, И. Вольф, Б. Новицкий, Городецкий, Мордмиллович, Мицкевич. Уже во второй год существования общества, т.е. в 1906 г. общество содержало школу при Костеле, устроило вечер на увеличение средств для школы. В этом году общество открыло бесплатные воскресные чтения, которыми заведовала учительница школы при Костеле госпожа Киборт. Помимо денежной и материальной помощи, оказывавшейся благотворительным обществом, последнее не остановилось только на этом. Преследуя просветительские цели и стараясь развить интерес в чтении книг, членами общества была открыта библиотека-читальня, в которой помимо абонементных читателей были те, которые пользовались бесплатными услугами. Заведовала библиотекой член правления Ю. Реутт, которая сумела поставить библиотеку на должную высоту, приведя ее в порядок. При библиотеке имелись молитвенники, крестики и прочие предметы религиозного назначения.

В 1907 г. Екатеринодарское римско-католическое общество пособия бедным удовлетворяло только самые насущные нужды, выдавая пособие бедным как деньгами, так и разными материалами. В этом году было выдано беспроцентных ссуд - 200 руб., единовременных пособий - 64 руб. 87 коп., постоянных пособий - 11 руб., на выезд из Екатеринодара - 6 руб. Всего - 146 руб. 20 коп.

В этом году устроило приют для 3-х старцев в доме, нанятом у прихода, в котором и находятся 3 старца. Им выделялись обеды и все необходимое. За переделку дома для приюта старцев и оборудования было потрачено 94 руб. 20 коп., за аренду дома для приюта - 30 руб., за обеды для старцев - 23 руб. Вопрос об общежитии для детей оставался открытым из-за недостатка средств. В течение года на нужды школы при костеле была выдана незначительная сумма, всего лишь 16 руб. 50 коп. за обучение, за покупку обуви, устроило для детей елки вечер. В 1908 г. на нужды школы перечислило 130 руб. Ко дню св. Пасхи был устроен пасхальный стол бедным и организована подписка, по которой собирались пожертвования одеждой, пищей, и все это было роздано бедным.

Осуществляя главную цель общества - «оказание помощи нуждающимся», правление выдавало пособие, беспроцентные ссуды, оказывало медицинскую помощь, пользуясь услугами врача Городецкого, который бесплатно лечил больных и за свой счет оплачивал лекарства в аптеках. В 1908 г. библиотека-читальня принесла прибыли - 4618 руб. 18 коп. Общество устроило спектакль на польском языке. Выдано единовременных пособий вследствие бедственного положения 15 чел. на сумму 45 руб., к празднику Пасхи - 7 человекам - 10 руб., постоянных пособий - 3 человекам - 78 руб. 87 коп., на выезд из г. Екатеринодара - 2 человекам - 6 руб., уплачено аптекам за лекарства для бедных за 1906-1907 гг. - 25 руб. 63 коп. Собрания общества проходили в помещении Римско-католической приходской школы.

Проживающими в г. Екатеринодаре немками было открыто Дамское евангелическо-лютеранское благотворительное общество в г. Екатеринодаре. В октябре 1906 г. на имя начальника Кубанской области и наказного атамана кубанского казачьего войска, генерал-майора Бабыча было подано прошение об утверждении устава общества в числе 23 дам. 9 ноября 1906 г. общество было открыто. Учредительницами общества выступали Елизавета Андреевна Асмус (жена пастора), Элиза Карловна Шилминг (жена провизора), Ольга Ивановна Чернова (жена фотографа), Р. И. Морвшилива, Анна Федоровна Текстер (жена купца), преподавательницы Мариинского женского института Маргарита Александровна Цернаск и Евгения Яковлевна Дуван, Фридерика Фридриховна Шавгулидзе (жена купца), Э. К. Клозе (жена купца) и др. Целью общества являлось «вспомоществование нуждающимся лицам евангелическо-лютеранского вероисповедания, находящимся в г. Екатеринодаре». Оказание помощи заключалось в выдаче продовольствия, одежды, единовременных или периодических денежных пособий. Общество занималось также приисканием работы, помещало стариков обоего пола в Убежища, дома призрения. Кроме того, члены общества занимались размещением детей обоего пола на свои средства в учебные заведения и сиротские дома. Если средства позволяли, с согласия Церковного совета Екатеринодарского евангелическо-Лютеранского прихода и с разрешения местной власти могло устраивать богадельни, приюты или Убежища. Правление общества находилось в Екатеринодаре в доме Лютеранской церкви.

Общество занималось сбором сведений о нуждающихся подопечных общества лицах и оказывало помощь, уже в соответствии с их надобностями. Для этого избирались попечительницы и дежурные дамы, которые знакомились с действительным положением просителей, степенью нужды и состоянием здоровья подопечных.

Наиболее ярко представлена деятельность армянских общественных организаций. Первой армянской общественной организацией на Кавказе было Армянское благотворительное общество в г. Тифлисе, которое имело сеть филиалов. Устав общества был учрежден 6 июня 1881 г. исполняющим должность наместника кавказского, генерал-адъютантом князем Меликовым в г. Тифлисе. Целью общества являлось «содействие к распространению в Кавказском и закавказском крае просвещения между армянами и оказание им материальной помощи. Общество обязывалось поддерживать существующие армянские школы и открывать новые, распространять ремесла в народе, помогать учащимся в деле образования. Таковы приблизительно цели и прочих существовавших армянских благотворительных обществ, а именно: Армянского человеколюбивого общества в Баку, основанного еще в 1863 г. и Армянского женского благотворительного общества в Тифлисе, основанного в 1881 г.

Заведовал делами общества Совет, который находился в Тифлисе, а также местное управление и комитеты, которые подчинялись Совету. Руководящая роль принадлежала Общему собранию. Общее собрание созывалось в Тифлисе через публикации в местных газетах 2 раза в год. Местные управления и комитеты, как вспомогательные органы на местах, образуемые Советом, согласно § 16, 17, 18 заведовали делами общества в пределах их района. Если общество прекращало свое существование, то все остающиеся капиталы и имущества обращались на полезные для армян дела по решению 2/3 числа членов общества. За редкими исключениями большей частью вся деятельность этих обществ состояла в оказании пособий учащимся в гимназиях и реальных училищах.

Кавказское армянское благотворительное общество за 15 лет своей деятельности открыло 18 отделений в маленьких городах и больших деревнях. В 1894 г. была произведена подробная и всесторонняя правительственная ревизия всем делам всех армянских благотворительных учреждений, давшая вполне благоприятные результаты для ревизуемых учреждений. Деятельность оказалась правильной, не выходящей из рамок уставов, вполне закономерной. После этой ревизии вышло, однако, распоряжение, чтобы новые отделения открывались лишь с Высочайшего разрешения. В 1899 г. все эти армянские благотворительные общества были закрыты.

Однако, с началом XX в. армянские общества вновь стали образовываться. Так, председателем местного Армавирского управления Армянского благотворительного общества на Кавказе (АБОНК) был А.А. Тарасов. При закрытии общества в 1903 г. имущество и 640 руб. капитала были переданы Армавирскому обществу попечения о детях, т.к. оно обучало в своей прогимназии более 40 девочек армянок, причем нескольких из них бесплатно. 6 апреля 1908 г. в с. Армавире вновь открылось отделение Армянского благотворительного общества на Кавказе. Членами общества были врачи Сергона Сеферова, Никита Бахчиев и др.

16мая 1908 г. было открыто в г. Екатеринодаре отделение Армянского благотворительного общества на Кавказе (доктор Никита Сырмакишев, Алексей Тер-Аганянц, Елизавета Ашрапова, священник Арсен Вартанян, Гаяна Анпеткова). Общество имело целью «распространение просвещения между армянами на Кавказе и оказании им материальной помощи». Председателем правления был доктор А.Г. Тер-Оганянц, казначеем Г.Я. Анпеткова, члены Н.А. Сырмакешев, Е.Г. Ашрапова, свящ. А. Вортанян. Общество существовало на членские взносы, пожертвования разными лицами. Для поддержания средств устраивались по примеру благотворительных обществ кружечные сборы, благотворительные сборы, устраивались вечера, представления и т.п. Под опекунством общества находилось Екатеринодарское армянское церковно-приходское училище, где общество выплачивало жалованье учительницам и стипендиатам. Более того, активно реагируя на стихийные бедствия, на эпидемии, возникавшие в городе, общество перечисляло в помощь из своих средств различные суммы (например, в 1908 г. по случаю распространения холеры в городе, общество перечислило в пользу бесплатной чайной г. Екатеринодара 50 руб.). В 1911 г. жандармское управление получило «негласные указания» о связи деятельности «Армянского благотворительного общества» с националистической партией «Дашнакцутюн». Общество ставило целью «распространение просвещения между армянами на Кавказе, поддерживало существующие армянские школы и открывало свои». На 1911 г. оно финансировало 100 школ, библиотеку и типографию. Деятельность армянского общества была подвергнута тщательной проверке по всем губерниям и областям Кавказа. Она выявила, что одно из отделений «армянского культурно-просветительного общества» было открыто в Екатеринодаре и, по словам местного жандармского управления, «его деятельность приобрела политический характер». Кроме того, в 1904-1906 гг. одно из отделений Дашнакцутюн работало в Кубанской области среди армян, арендовавших земли «нагорной полосы» Безыменской волости. Однако организация не была распространена ни среди учащихся, ни среди учителей местных армянских школ. Фактический материал не позволяет говорить об активной деятельности армянских националистических партий в национальных школах региона. Возможно, более активно они действовали в Армении, а не в областях с преобладающим русским населением. Гораздо более активно действовали законно открытые армянские национально-просветительные общества. В 1910 г. в Ставрополе функционировало «Общество вспомоществования бедным армянам и недостаточным ученикам». «Цели общества видны из его названия», говорится в программе. Об отношении армянской диаспоры к обществу свидетельствуют взносы ставропольских армян. От разных лиц обществу в 1912- 1913 гг. было пожертвовано 53000 руб., только один купец Цуканос внес 1500 руб. на нужды общества. Эти деньги тратились на организацию национального просвещения для армян города. Общество вносило «за право учения 4-х учениц и 1 воспитанника гимназий, которым, помимо этого выдаются деньги на одежду, учебные пособия и каждодневно на завтрак», - говорится в отчете председателя общества перед губернскими властями. Кроме оказания материальной помощи армянским ученикам в государственных гимназиях, общество содержало в Ставрополе свою армянскую начальную школу, где бедные армянские дети обучались бесплатно. Такое же армянское просветительное общество существовало на станции торговая, где оно содержало школу «для детей мещан».

Активно открывались армянские благотворительные общества женщинами. Так, 18 января 1907 г. было утверждено под № 2 об обществах и союзах присутствия Дамское армянское благотворительное общество в г. Екатеринодаре, которое находилось в помещении Армянского училища по ул. Штабная 29, (в доме Армянской церкви). Учредительницами общества выступали 7 дам: жена местного ревизора Е. К. Пирумова, Г.П. Сатуньянц, мещанка Г. Д. Чедбарова, акушерка А.М. Берекчиян, учительница армянского училища Елизавета Окрокверихова, жена армянского священника Т.А. Вартаньян, дочь мещанина В..Г. Есаян.

Целью организации, определенной в § 1 устава общества являлось «вспомоществование нуждающимся лицам армянского происхождения, находящихся в Екатеринодаре». В своем составе общество насчитывало 202 члена. С момента своего открытия 28 января 1907 г. общество просуществовало до 21 мая 1908 г., т.е. всего год. Тем не менее, из накопленных средств 7545 руб. 99 коп., общество выплатило стипендии 2 ученикам на сумму 167 руб., за обучение трех учащихся 110 руб., перечислило Армянской Екатеринодарской школе 100 руб., а также учительнице кройки 230 руб. за 8 месяцев, школе кройки 22 руб. 34 коп. Таким образом, всего за год общество израсходовало 4640 руб. 44 коп. Для того времени это была огромная сумма.

Согласно постановлению общего собрания членов общества, состоявшегося 6 апреля 1906 г. Дамское армянское благотворительное общество прекратило свое существование и все имеющиеся средства (2905 руб. 55 коп.) передало в Кавказское Армянское благотворительное общество в Екатеринодарское отделение.

Аналогичное общество было открыто в г. Майкопе под названием Армянское женское благотворительное общество в г. Майкопе, целью которого также было «вспомоществование нуждающимся лицам армянского происхождения, находящимся в г. Майкопе и окрестностях». Устав общества был утвержден 9 апреля 1907 г. Учредительницами общества выступали жена майкопского купца Татьяна Антоновна Терзиева, жена майкопского купца Софья Никитична Берберьян, вдова екатеринодарского мещанина Елизавета Христофоровна Таманцева, жена нахичеванского мещанина Ольга Николаевна Шаповалова, вдова майкопского мещанина Евгения Ароповна Андриясьян, учительница Наталья Христофоровна Григорьян, Изабелла Григорьевна Берберова, Елизавета Захаровна Ольга Лукьяновна Чибичева. Председательницей была избрана Варан Ризельян, а членами правления Чибичева, Артемава, Андриасьян, Терзиева, Мавян, Шаповалова, Таманцева.

Правление находилось в г. Майкопе в доме Армянской церкви. Однако деятельность общества была развита слабо. Например, из имеющейся в 1907 г. суммы 233 руб. 72 коп., общество оказало помощь 5 лицам на сумму 26 руб. 21 коп.

25 апреля 1908 г. губернским по делам об обществах и союзах присутствием было внесено в свой реестр общество Дамский кружок общества вспомоществования недостаточным учащимся и бедным армянам в губернском г. Ставрополе. Учредителями кружка выступили жены представителей интеллигенции и промышленников Н.К. Казаров, П.К. Анпеткова и Н.Н. Муратова.

Дамский кружок преследовал цель оказания помощи бедным учащимся, без различия пола и звания, выдачей денежных пособий, снабжением одеждой и продуктами питания, беспроцентной ссудой не более 25 руб. на каждого обучающегося, приобретением для работ материалов и инструментов. В общество могло входить неограниченное число лиц обоего пола, и состояло оно из почетных, пожизненных и действительных членов общества. Почетными членами общества признавались лица, оказавшие обществу особые услуги, пожизненными были лица, которые жертвовали единовременно не менее 100 руб. и действительными - лица, вносившие в год по 6 руб. В состав общества в среднем входило более 25 чел. Денежные средства, наряду с добровольными пожертвованиями, членскими взносами, составляли доходы от продажи рукоделий, от устройства вечеров, спектаклей, концертов, народных гуляний. Так, по данным ревизионной комиссии, на 31 декабря 1914 г. «остается на остаток 2282 руб. 46 коп.».

Дамский кружок развернул активную деятельность и оказал значительное влияние на повышение образовательного уровня армянских детей города. Дамский кружок в период первой мировой войны, совместно с Дамским комитетом Ставропольской губернии помощи больным и раненым, внес свою лепту в организацию и оснащение госпиталей в городе.

Для содействия национальному просвещению функционировали и либеральные просветительные общества других народов. Эллинское благотворительное общество содержало на свои средства частную греческую школу. По программе общества в греческую школу должны были «приниматься дети греков всех сословий без различия пола, возраста и подданства, безо всякого испытания». Большую группу национальных обществ на Кубани составляли греческие благотворительные общественные организации, которых в разное время было открыто 7 (в г. Екатеринодаре, в г. Майкопе, в ст. Крымской Темрюкского отела, в г. Сочи, г. Новороссийске, г. Анапе, г. Туапсе). Так, например, Крымское греческое благотворительное общество учреждено 20 декабря 1907 г. в ст. Крымской, Темрюкского отдела Кубанской области. Учредителями общества были Эпаминонд Катасси, Христофор Макриди, Ф. Шахмиди, Лука Саливер, Илья Мавраидис, Спиридон Пехтелидис, Иван Фандопуло. Георгий Мавроидис, Иван Горбачев, Дмитрий Горбачев и др. Всего в обществе состояло 35 человек. Целью общества было «доставление всякого рода пособий живущим постоянно или временно прибывающим в ст. Крымской Кубанской области нуждающимся грекам». Построение греческого храма и поддержания его благолепия. Учреждение с разрешения правительства и по мере развития средств общества, греческих учебных заведений и других благотворительны учреждений, какие окажутся нужными и содержание таковых.

Членами могли быть все совершеннолетние и не потерявшие гражданские права греки православного вероисповедания обоего пола живущие в ст. Крымской и окружающих ее станиц, селений и хуторов, отстоящих от нее не далее 25 верст с ежегодным взносом в пользу общества не менее 3 руб. единовременно. Управление делами общества распределялось между Советом (в ст. Крымской) и Общим Собранием членов общества. Совет избирал председателя, вице-председателя и казначея.

Учредителями Анапского эллинского благотворительного общества были 68 человек, среди которых купцы Г. Мавропуло, Д. Фомаидис, Г. и Д. Триполитовы, К. Кондопуло. Председатель Дмитрий Триполиров. В 1907 г. общество пожертвовало Гудаутской греческой школе - 50 руб., выплатило пособий бедным семьям в размере 90 руб., пособий на погребения - 59 руб. 42 коп., оказало помощь греческому начальному училищу на сумму 542 руб. Всего за год было потрачено 850 руб. 89 коп. Остаток на 1908 г. 7 руб. 11 коп. Приход: от поставленного спектакля 25 февраля - 161 руб. 67 коп., 30 июля - 245 руб. 33 коп. членских взносов - 455 руб. всего 858 руб.

Поляки, проживающие на Кубани открыли 3 римско-католических общества в г. Екатеринодаре (11 февраля 1904 г.), в Армавире (4 апреля 1914 г.), в г. Новороссийске (16 октября 1913 г.)

Другим направлением деятельности национальных общественных организаций служили просветительские общества. Среди благотворительных общественных организаций, оказывающих помощь ученикам, были и национальные общества. В 80-е годы католические, протестантские, еврейские школы были переданы в Министерство народного просвещения. Всего таких школ насчитывалось около ЗООО. Существовали определенные трудности открытия национальных школ. Поэтому начальные школы национальных меньшинств открывались через благотворительные организации: при Екатеринодарском эллинском благотворительном обществе, при Анапском эллинском благотворительном обществе, при Римско- католическом обществе пособия бедным в г. Екатеринодаре, Римско- католическом обществе пособия бедным в г. Ставрополе и т.д. Просветительных обществ мусульман и грузин в 1908 г. не было.

С 1 ноября 1915 г. в г. Армавире функционировало Армавирское грузинское общество распространения грамотности, ставившее перед собой задачи распространения национального просвещения среди грузин Кубанской области. Председателем общества был избран чиновник акцизного ведомства Александр Ясонович Кавелашвили 32 лет, секретарем И.В. Мгеладзе,29 лет, общество имело в составе 90 членов. Общество открыло библиотеку и предполагалось открыть школу для грузинских детей.

В конце 1907 г. по инициативе представителей греческой общины Екатеринодара был учрежден Екатеринодарский эллинский артистический кружок.

Основателями кружка выступали турецкоподданные Ф.Г. Стефандис, А.И. Кайшев, А.В. Филлизис и И.И. Сарантиди, которые обратились 8 октября 1907 г. к начальнику Кубанской области и наказному атаману Кубанского казачьего войска с просьбой утвердить устав артистического кружка. Примерно через месяц устав был утвержден. Целью кружка являлось «распространение в Эллинском обществе Кубанской области вокальной, инструментальной музыки и драматического искусства посредством учреждения музыкальных училищ, преподаванием уроков и устройства музыкальных вечеров, концертов, публичных чтений и любительских спектаклей». Членами кружка могли быть все совершеннолетние греки мужского пола.

Для руководства кружком, ставшим позднее филармоническим обществом, был приглашен капельмейстер М.Ф. Сириньяно, организовавший хор и оркестр. Через некоторое время с помощью богатых меценатов он открыл музыкальные классы кружка. Здесь молодые греки обучались игре на фортепиано, смычковых инструментах и сольному пению, которое преподавала Л.Ф. Сириньяно. Ученики ее класса часто выступали на семейных музыкальных вечерах. 11 декабря 1910 г. вокалисты и оркестр кружка под управлением М. Сириньяно показали в сценическом исполнении одноактную оперу А.Аренского «Рафаэль». Члены кружка участвовали также в домашних спектаклях штаба, управления, оружейной мастерской казачьего войска.

15 декабря 1913 г. в зале войскового собрания проходила опера «Алеко» композитора Юона, написанная по поэме А.С. Пушкина «Цыгане». Партию Земфиры в ней пела Л. Сириньяно, а струнным оркестром войска дирижировал М. Сириньяно. В др. партиях выступали В. Козицын (Алеко), И. Бекетов (молодой цыган), А. Самаров (старик - отец Земфиры).

Неоднократно, вплоть до 1917 г., проходили бенефисные выступления дирижера оркестра этого кружка композитора М.Ф. Сириньяно. Исполнялись его произведения: «Увертюра», дуэт для скрипки и виолончели «Просьба и надежда», элегия «Памяти 9 января 1905 г.», «Гимн свободе». Кружок осуществлял музыкальную сценическую деятельность вплоть до 1917 г.

Таким образом, следует сказать, что национальные общественные организации, по примеру других обществ, также вели активную деятельность. Однако, в силу ряда ограничений, продиктованных царской властью, эти общества не могли сыграть существенно важной роли в общественной жизни рассматриваемых регионов.

Специфика национальных общественных организаций состояла в том, что на Ставрополье и Кубани они открывались не только с благотворительными, но и просветительскими целями. Особо следует выделить национальные просветительные общества (эллинские, грузинские и др.), распространявшие грамотность среди своих народов и содействовавшие развитию национальных культур, однако деятельность этих обществ была осложнена давлением со стороны царизма.

Национальные благотворительные организации рассматриваемых регионов стали возникать в основном в начале XX в. массовое формирование началось после революции 1905-1907 гг., когда число их увеличилось до 20. На территориях Ставрополья и Кубани были представлены общественные организации практически всех национальностей (армянские, греческие, римско-католические, евангелическо- лютеранские, еврейские, грузинские, мусульманские). Наибольшее количество национальных обществ действовало среди представителей армянской национальности. Кроме того, открывались женские благотворительные общественные организации.

В создании национальных обществ принимали участие люди различных сословий, но большинство армян, греков - выходцев из купечества и мещанства. Мусульманские общества были представлены титулованной знатью, римско- католические и лютеранские - учительством, духовной интеллигенцией.

Фактический материал региона свидетельствует о широком распространении в нем либеральных национально-просветительных общественных организаций, которые пытались самостоятельно решать проблемы организации образования для нерусских детей региона. Национальные диаспоры широко поддерживали либеральные национально-просветительные общества, не ставившие целью свержение правительства, но реально решавшие проблему нехватки национальных школ для своего народа. Государственная администрация региона, в свою очередь, не преследовала либеральные национально-просветительные общества, так как их деятельность не угрожала геополитическим интересам страны и полностью основывалась на государственном законодательстве - на законе «О частных учебных заведениях».

На развитие национального просвещения в регионе большое влияние оказали либеральные общественные организации - как русские, так и национальные просветительные общества. Большая часть частных национальных, армянских, греческих, еврейских и грузинских школ, открытых в ставропольской губернии и Куюанской области, финансировалась за счет либеральных просветительных обществ.

Исследованием не выявлено существенного вклада в постановку национального просвещения в регионе ни националистическими, ни революционными партиями. Возможно более активно националистические партии действовали в чисто национальных регионах, а революционные - в «русских» учебных заведениях.

 

Автор: Любушкина Е.Ю.