08.03.2011 5337

Использование органами внутренних дел средств массовой информации в борьбе с криминализацией экономики (статья)

 

Средства массовой информации остаются одним из основных источников получения сведений о жизни государства, действиях его законов у подавляющего большинства населения. В основном из их сообщений складывается у граждан представление об уровне преступности, ее характере и распространенности в обществе, о борьбе государства, его институтов с преступностью.

Средства массовой информации (СМИ) играют важнейшую роль в жизни современного общества. Они обеспечивают общество необходимой информацией, являются инструментом отражения членами общества своих взглядов, показателем уровня свободы в сфере обмена мнениями, оценки происходящих в обществе явлений. И, наконец, предоставляют гражданам возможность критиковать существующие в обществе недостатки, в том числе в деятельности государственного аппарата, включая высшие звенья.

Однако оценивать роль СМИ в обществе только через их возможность распостронять информацию и давать характеристику состояния дел в обществе недостаточно. Нельзя не учитывать роль СМИ в воздействии на сознание воспринимающих информацию людей. Это воздействие может быть как положительным, так и отрицательным. Если положительное воздействие СМИ на воспринимающих приветствуется обществом, то возможные отрицательные последствия должны всегда учитываться их распространителями. Им следует прежде чем распостранять сведения, отрицательно воздействующие на сознание членов общества, знать, хотят ли они вызвать именно подобное последствие. Опрошенные россияне считают негативные воздействия выступлений СМИ намного более сильным, чем прямое разлагающее влияние организованной преступности. СМИ воздействуют на своих адресатов прежде всего критическим освещением имеющихся недостатков в жизни общества. Однако эта критика должна быть, во-первых, правдивой, для чего орган СМИ должен убедиться в достоверности полученной им информации. Во-вторых, она должна быть объективной, поскольку орган СМИ не имеет права показывать свое субъективное отношение к информации, какой бы она ни была неприятной для самого органа СМИ. Усиливать ее искусственным путем не следует. В-третьих, орган СМИ должен учитывать возможность обратного воздействия излагаемого факта, то есть случаев, кода та или иная информация может быть использована в качестве урока преступным элементом.

После совершения террористических актов в городах страны и особенно в Москве (в октябре 2002 года) в ряде выступлений СМИ давались подробные сведения о том, что такое гексоген, как его использовать, как устранить его следы с рук, какие дома легче поддаются разрушению (кирпичные, блочные) и т.п. Как считает Президент Национального антикриминального и антитеррористическо фонда О. Нечипоренко, обилие неконтролируемой информации в СМИ тренирует преступников, у террористов и наемных убийц находят подшивки газет с подробнейшими описаниями удавшихся и неудавшихся покушений, минирований, сделав грамотную подборку, можно получить отличную инструкцию по совершению преступления; один из террористов, пытавшихся захватить самолет, сказал, что использовал для подготовки акции журналистское расследование, которое было показано на канале НТВ.

Не менее важное значение имеет распространение СМИ положительных примеров о действиях членов общества. Показ как отрицательных, так и особенно положительных примеров из жизни служит позитивным уроком для граждан.

Авторитарный режим породил специфическое массовое правосознание, согласно которому правовые нормы, особенно в сфере хозяйственной жизни, представляют из себя некую абстракцию, их нарушение не является чем-то предосудительным (например, массовое распространение мелкого хищения - «несунов»). Соответственно, криминальные структуры, действующие в сфере экономики, находят для себя массовую социальную базу, что способствует их разрастанию сквозь все поры экономической жизни общества.

Теневой финансовый капитал привлек на свою сторону значительные силы бюрократического аппарата, уголовные структуры, создав сплоченные организованные преступные группы, способные определять и регулировать значительную часть общественных процессов в стране. В определенной степени для поддержки своих криминальных действий стали широко использоваться СМИ.

Криминологические исследования выявили, что СМИ нередко в своих выступлениях фактически нарушают Закон о средствах массовой информации, отрыто пропагандируя жесткость, порнографию, совершение преступлений, производят мысль о массовом нарушений закона в современном российском обществе наиболее эффективном и не столь уже порицаемом средстве приобретения материальных благ, успеха в жизни. Практически создается фон для вхождения в преступность широкого слоя населения, включая терроризм, государственные преступления. Такие публикации встречаются даже в столь популярных изданиях, «Московский комсомолец», «Комсомольская правда» и иных.

Информационное освещение криминализации экономики и проблем борьбы с организованной преступностью средствами массовой информации не всегда адекватно сложности и комплексности явления. Для одних, преимущественно оппозиционных СМИ патриотического направления, характерны политизация проблем борьбы с организованной преступностью. При этом недооценивается проблема профессионализма и стабильности состава правоохранительных органов. Как подчеркивалось на совещаниях в МВД и Генпрокуратуре, свыше 60% работников этих ведомств имеют возраст менее 30 лет, а стаж работы менее 6 лет. Снижение роли преемственности поколений в повышении квалификации кадров поднимают роль учебных заведений в профессиональной подготовке специалистов, однако идея сокращения расходов на финансирование учебных заведений путем так называемого разаттестования профессорско-преподавательских и исследовательских кадров нанесет еще один удар по уровню профессионализма правоохранительных органов.

Другая линия информационной политики СМИ, представленная преимущественно либеральными изданиями, состоит в освещении тематики криминальной экономики и борьбы с преступностью с позиций устоявшихся клише, стереотипов. Упор делается на подачу отдельных фактов криминальной хроники как сенсационных, при этом акцентируются отдельные детали, подробности тех или иных преступлений, формируется стереотип обыденности той или иной группы правонарушений, обыгрывается тезис о всесильности мафиозных группировок.

Заметна провоцирующая роль СМИ при освещении терроризма. Особенно это видно по демонстрируемым фильмам на телевидении. Внешне нейтрально-позитивистская позиция при освещении тех или иных преступлений делает обывателя, потребителя ежедневной информации пассивным созерцателем совершаемых правонарушений. Характерна также романтизация отдельных преступных возможностей.

Введение в действие закона о соответствии приобретаемых крупных объектов доходам, а также Указ о декларировании доходов и собственности чиновниками и их семьями - явно неутешительное средство замены проваленных при помощи СМИ законопроектов. Альтернативные нормативные акты обладают более низкой эффективностью, содержат много неурегулированных вопросов и оставляют большое количество лазеек. Эти акты - скорее для поддержания имиджа, чем для борьбы с незаконными доходами.

На примере освещения криминальных аспектов чеченской войны, приватизационных аукционов, легализации теневых доходов видна роль СМИ как лоббистского органа, обеспечивающего информационное прикрытие тех монополистских структур, которые обладают соответствующими контрольными пакеты акций.

Информационная политика либеральных СМИ, внешне поддерживающих либеральную ориентацию, на самом деле все больше соответствует государственно-бюрократическому капитализму, отрицающему свободу информации. В этой связи следует выделить с некоторой долей условности следующие основные функции, присущие средствам массовой информации. Во-первых, это главная - информативная функция. Здесь следует отметить, что, например, по данным Фонда защиты гласности, население не удовлетворено уровнем информированности: 20% граждан испытывают нехватку политической информации, 57% - в информации социального характера. При этом сами журналисты испытывают трудности в доступе к информации: только 16% из них сообщают, что им никогда не отказывали в информации, 83,8% - получали отказ в той или иной степени. СМИ, несмотря на их высокий рейтинг как источника информации в целом, получили средние оценки населения за освещение деятельности государственных и частных структур: 44% опрошенных испытывают недостаток информации о работе исполнительной власти, 50% - государственных предприятий и организаций, 58,8% и 56,5% - соответственно, финансовых и коммерческих: структур.

Другая, наиболее характерная для нынешних СМИ функция манипулирования, неотрывно связанная с первой функцией, но тем не менее имеющая самостоятельное значение. Она обеспечивает коммерческую ценность для их владельцев и потенциальных инвесторов. Манипулирование связано с определенной линией подачи информации в том или ином СМИ, обеспечивающей интересы владельцев СМИ или ее рекламодателей. Манипулирование может быть идеологическим, коммерческим, макроэкономическим. В условиях, когда большинство СМИ приватизировано, а государство в значительной степени устранилось не только от участия в экономике, но и от разработки и финансирования распространения своей идеологии, функции манипулирования массовым сознанием широко используется различными СМИ для распространения и подтверждения своего влияния и тем самым повышения своей коммерческой ценности.

Механизм развертывания финансовых пирамид предполагает, что определенная и все увеличивающаяся часть приема новых вкладов от населения или от хозяйственных организаций, приходится на финансирование рекламных кампаний в различных СМИ для расширения количества привлекаемых вкладов. Эффективность этого процесса во многом определятся тем, насколько широкую аудиторию имеет СМИ, распространяющее рекламу, и потому наиболее громкие финансовые аферы с наибольшими ущербами для населения прошли с участием телевидения (пирамиды МММ, «Тибет», «Чара» и др.).

Манипулирование общественным сознанием с характерным уклоном в сторону криминализации представляют сегодня наибольший коммерческий успех также и по той причине, что частная собственность воспринимается массовым сознанием если и не за гранью законности, то на ее грани и уж по крайней мере инициируется с не со всем чистым происхождением, отсюда понятным становится, почему значительная часть СМИ торгует страхом, запугивая и создавая страшную картину происходящего. Массовая популяризация страха, неверия в собственные силы, насилия над идеалами создают ощущения нестабильности жизненного уклада, атмосферу вседозволенности, списание на обстоятельства больших и малых правонарушений, создание нужного фона для лоббирования одних законов, нужных определенным финансовым группам и торможения или нейтрализации других, способных нанести им ущерб или выявить нечистоплотные финансовые операции.

Власть, криминал, деньги, кровь и секс - именно эти четыре темы стали центральными для подавляющего числа СМИ, формирующими их конкурентоспособность за влияние на массовое сознание, причем власть идет по значимости на первом месте, криминал, в большинстве случаев, на втором. Структурируются события этой темы по тем же правилам: отрывочность, красочные детали, сенсационность подачи, бессилие права (наезды, разборки, подкупы). Необходимость конкурировать на поле сенсационных тем делает даже серьезные издания желтой прессой. Условием реализации этой функции является отсутствие подозрений в том, что убеждениями манипулируют. Отсюда - все аргументы владельцев ряда телеканалов, дескать, мы никого не призываем, не агитируем, не формируем, мы лишь объективно отражаем то, что есть в обществе, реальные события: если согласились с этим, то цель достигнута, мнение сформировано в соответствии с проводимой политикой.

Третьей функцией, которую осуществляют СМИ, является коммерческая функция. Известно, что СМИ прежде всего существуют как коммерческие предприятия независимо от представлений о нравственности и морали и в условиях отсутствия общественного и государственного механизмов контроля действуют вопреки этим представлениям, попросту разрушая их.

Однако условия зарабатывания денег российскими СМИ ужесточились: тиражи по сравнению с началом 90-х упали почти в 20 раз. Лишенные госсредств издания стали более дорогими. Стоимость годовой подписки выросла с 3% среднего месячного заработка на одно издание времен застоя, до 20% в настоящее время. Основным средством финансирования для СМИ стала реклама. Средства информации стали рекламоносителями, для которых главная характеристика - аудитория. Рейтинг различных СМИ приобретает важнейшее значение для рекламодателей. Борьба за попадание в рекламные рейтинги приняла очень острый характер. Нынешняя емкость рынка российской рекламы, по подсчетам экспертов Российской ассоциации рекламных агентств, составляет около 1,5 млрд. долларов США, на телевидение приходится чуть меньше четверти (325-340 млн. долларов США) на прессу - чуть меньше половины (700 млн. долларов США), оставшаяся четверть - на радио, прямые рассылки и другие рекламоносители. Существенный источник составляет политическая реклама, которая во время избирательных кампаний повышает эту цифру до 4-5 млрд. долларов США. Как говорится: «голосуй, а то потеряешь».

Борьба за рекламные деньги приняла криминальный характер. На телевидении, например, на базе сильных останкинских студий и редакций возникли частные продюсерские фирмы. Производя программы на останкинской государственной технике и руками останкинских операторов, видеоинженеров, техников, не платя за аренду помещений и распространение сигнала, они получали в обмен на свою продукцию не деньги, а драгоценные рекламные минуты, которые затем продавали по ценам, существенно превышавшим установленные тогда в госкоммисиях. Присутствие владельцев этих фирм в совете директоров «Останкино» и в закупочной комиссии обеспечивало и закупку их программ пакетом, и размещение их программ в эфире в самое хорошее время.

Проверки целевого использования бюджетных средств, проводившиеся в «Останкино», выявляли факты скрытого и явного финансирования коммерческих структур за счет федерального бюджета, отсутствие должного учета и контроля коммерческой деятельности компании, покупку программ у самих себя. По данным проверки РГТРК «Останкино» еще в 1994 году, средняя стоимость одного часа оригинального вещания собственных передач составляла 9,3 млн. неденоминированных рублей, совместных - 45,7 млн. рублей, закупленных - 125,7 млн. лей. Заказные убийства означали завершающий этап криминального распределения и перераспределения незаконного бизнеса.

В печатных СМИ стал типичным оборот «черного нала» за размещение заказных материалов под видом редакционных, которые осуществляют банки, страховые общества, другие коммерческиe структуры через различные рекламные агентства или агентства по связям с общественностью в целях экономии средств, выделяемых на формирование имиджа. Сами СМИ уже открыто заявляют, что выполняют заказы; стоимость заказной статьи колеблется в среднем от 200 до 20 тыс. долларов. Сложившийся коррупционный механизм ведет к образованию теневых альянсов госчиновников, финансистов и журналистов, блокирующих становление цивилизованного рынка как способа решения назревших структурных проблем в различных слоях общества.

Таким образом, в современной рыночной экономике, в условиях хаоса экономической системы и политической нестабильности, криминальный мир проник в средства массовой информации, особенно электронные, и захватил многие информационные источники, используя их для воздействия на население с целью привлечения его на свою сторону и использования в качестве наемной рабочей силы и объекта преступного воздействия. Вовлечение в авантюрные проекты огромной массы людей, осуществление мошеннических действий, разорение многих низкооплачиваемых категорий населения - результат вторжения теневых олигархов в СМИ. Государство начинает брать под контроль СМИ, пытается защитить граждан страны от воздействия криминальных структур, использующих газеты и журналы, радио и телевидение для укрепления своего господства в экономике и продвижения во власть. Тематика борьбы с криминальными явлениями, результаты действия государственных структур на преступность должны стать одной из основных составляющих идеологического воздействия на население, которое в этом случае почувствует реальную заботу государства, повернется лицом к нему, поверит в существование власти в стране. Средства массовой информации крайне слабо выполняют такие функции, например, как формирование правосознания населения; информирование о состоянии правопорядка, принимаемых правоохранительными органами мерах по борьбе с преступностью, поддержания правопорядка; формирование общественного мнения по поводу преступности, в том числе отношения к лицам, совершившим преступления; воздействие на причины преступности, условия совершения отдельных видов преступлений; мобилизация населения на борьбу с преступностью; популяризация деятельности правоохранительных органов.

СМИ могли бы оказать более действенное воздействие на криминальную экономику. Во-первых, проводимые журналистские расследования позволяют правоохранительным органам вскрыть многие экономические преступления и привлечь к уголовной ответственности криминальные элементы. Во-вторых, способствуют укреплению сотрудничества СМИ с государственными органами с целью раскрытия и комментирования содержания проводимых экономических реформ, их правового обеспечения и показа негативных явлений в ходе реформирования экономики. В-третьих, наиболее эффективное воздействие СМИ оказывают на криминальную экономику при пропаганде деятельности законопослушных хозяйствующих субъектов, их вклада в развитие экономики и достигнутых экономических результатах. В-четвертых, воздействие на криминальную экономику оказывается через отражение теневой деятельности и дельцов криминальной экономики с момента выявления противоправных деяний до завершения дела в судебных органах с конкретным изложением сути правонарушения, комментариями юриста, специализирующегося в области криминологии и уголовного права. Особое место должно быть уделено наиболее тяжким экономическим преступлениям, совершенным организованными преступными группировками. Сейчас сделана попытка информировать население об экономических преступлениях, раскрытых правоохранительными органами, созданы специальные программы. Однако на телевидении эти программы занимают крайне ограниченное время.

Необходимо шире пропагандировать борьбу с организованной экономической преступностью, демонстрировать населению возможности правоохранительных органов, достигнутые ими результаты.

Пока же можно отметить, что в средствах массовой информации превалируют такие характерные черты: неполная или неадекватная информация о правовой базе борьбы с преступностью; формирование необъективного общественного мнения о сотрудниках правоохранительных органов и в целом о борьбе с преступностью. Лица, входящие в организованные преступные группы, являющиеся лидерами, совершающие экономические преступления зачастую представляются как энергичные предприниматели рыночной экономики, благодетели, борцы за новую Россию; форма подачи материала правового характера, способствующего своего рода пропаганде определенных методов совершения преступлений; формирование и внедрение в общественное сознание негативного образа страны, естественно способствует отрицательному отношению к государственно-правой системе, идее законности и необходимости соблюдения законов; отсутствиe или незначительное число положительных примеров социально-правовой активности граждан; ориентация на формирование стиля поведения, ценностных установок в разных сферах жизни, противоречащих нормам действующего права общественной морали; создание представления о «слабости» права, его бессилии, массовом нарушении норм права в современном обществе как эффективном средстве быстрого достижения материальных благ, успеха в жизни, о ненужности социальных норм; пропаганда образа жизни «преступного мира», его идеологии; содействие «обнищанию» духовной атмосферы, способствующей нарушению правовых и моральных норм.

Конечно, средства массовой информации имеют определенное право давать негативную информацию, критику происходящего, даже шокировать общество. Соблюдать требование плюрализма, терпимости и широты взглядов. Однако целями СМИ не могут являться в соответствии с Законом о средствах массовой информации и иными, касающимися данного вопроса законами и постановлениями, пропаганда аморального поведения, показ возможности совершения преступлений, использование их способов. Это явное искажение функций СМИ, противоречащее действующим законам, нормам и постановлениям, затрагивающим деятельность современных российских средств массовой информации.

После захвата заложников на представление мюзикла «Норд - Ост» в Москве в октябре 2002 года и широкой информации о происходящих событиях, выяснилось, что некоторые каналы телевидения стали давать в эфир планы правоохранительных органов по освобождению заложников, которыми воспользовались террористы, находящиеся внутри концертного комплекса на Дубровке. Тем более, у них имелась сотовая телефонная связь с руководителями бандитского формирования, которые управляли действиями террористов не только с территории России. Руководство страны попыталось внести поправки в закон о СМИ, ограничить свободу деятельности средств массовой информации. Однако Президент страны подписал указ, поскольку руководители СМИ заверили его, что не будут допускать подобных промашек в дальнейшем.

На современном этапе реформирования рыночной экономики России деятельность СМИ должна находиться под жестким контролем государственных органов. Необходимо эффективное пресечение лоббирования криминального интереса, проведения в реальную жизнь «криминальной политики», что в конечном счёте сведется к созданию криминального государства и криминализации власти, необходима борьба за сохранение и воссоздание нравственного здоровья населения и общественного сознания. В этом существенную роль могут сыграть СМИ, неукоснительно соблюдающие основные положения закона о средствах массовой информации.

От позиции средств массовой информации во многом зависит легализация опасных видов теневой экономики и борьба с «черной» криминальной экономикой ставшей одним из ведущих факторов подрыва экономической безопасности России.