21.12.2012 4964

Ликвидация неграмотности среди женщин в Дагестане - важнейшее условие развития светского образования

 

Особое место в становлении светского образования, ликвидиции неграмотности и изменения духовной культуры народов Дагестана принадлежало вовлечению женщин коренных национальностей в образовательные процессы. Следовало упорно искать и находить различные формы, соответствующие местным особенностям для того, чтобы горянки могли воспользоваться новыми возможностями - учиться наравне с мужчинами. Ведь светское образование - это основное средство достижения равенства женщин с мужчинами. Согласно переписи населения 1897 года число грамотных среди женщин царской России составляло 13,1%. Еще ниже была грамотность женщин национальных окраин. По той же переписи, число грамотных женщин на Кавказе составляло 6%, в Средней Азии - 2, 2%, в Дагестане - 2,5%, в том числе в сельской местности дагестанской области - 1,74%. Таким образом, ликвидация неграмотности женского населения стала не только важнейшей задачей, но чуть ли не главным условием развития всего общества.

Новая власть проводила работу по преодолению вековых традиций, создавая определенные органы. В июне 1920 года было организован областной отдел по работе среди женщин с коллегией из 6 человек. Возглавила отдел бывшая преподавательница Темир-Хан-Шуринской женской гимназии Ольга Федоровна Головина-Ковалева. Отделы по работе среди женщин формировались в 1920-25 гг. долго и трудно, поскольку не было кадров. Первыми руководителями отделов становились русские женщины. В Казикумухском округе организатором работы среди горянок стали Плеханова, Б. Водовозова - выпускницы Темир-Хан-Шуринской гимназии, которые затем работали там же. На курсах по подготовке работников женотделов в первый год училась 31 женщина, в том числе 27 горянок. Занятия проходили на кумыкском и аварском языке, а часть лекций читались на русском с переводом на местные языки, программа этих курсов была рассчитана на 7 месяцев. Затем проходила двухнедельная практика в государственных учреждениях. После окончания курсов 11 человек было выдвинуты на работу среди женщин, 3 на работу среди молодежи, часть выпускниц продолжала учебу.

В июне 1925 года был созван 4-й съезд женщин Дагестана. На съезде присутствовало 180 женщин, в том числе 150 горянок. Среди многих вопросов обсуждался и вопрос: «О просвещении горянок», по которому выступил Нарком просвещения ДАССР А.А. Тахо-Годи. Он сказал: «Никакого, в сущности, просвещения горянки в прямом смысле этого слова у нас нет. Нам приходится говорить об азах, о первых буквах просвещения». По этому докладу выступала Алиханова, заявившая: «Мы, женщины аулов, проснулись. Мы неграмотны, но работать и учиться хотим. У нас нет средства на ликпункты, необходима ваша поддержка».

Одной из форм приобщения женщин к светскому образованию было появление женских клубов, рожденных по инициативе новой власти. В 1925 году в октябре в Махачкале был открыт областной клуб горянок. При этом клубе были организованы курсы по подготовке работников женотделов, создан интернат для девочек-горянок на 10-15 человек; функционировали профессиональная школа имени Р. Люксембург, швейная артель, школа по ликвидации неграмотности, библиотека, читальня, ковровая артель. Через год там же появились комсомольская девичья ячейка и женская консультация, позже акушерский техникум. Профессиональная школа имени Р. Люксембург имела три отделения: рукодельное, белошвейное, дамско-портяжное. Занятия были ежедневные. Одновременно ученицы посещали общеобразовательные школы I и II ступени. В 1926 году в школе обучалось 80 женщин, 20 из них горянки.

Швейная артель при клубе работала с 15 октября 1926 года. Горянок в артели было 20. Все горянки, работавшие в артели, посещали школу по ликвидации неграмотности. Женщины охотно посещали библиотеку и читальню. За первые два месяца их посетили 261 женщина, книг за это время выдано 2400. К концу 1926 года число членов, клуба насчитывало 159, из них 109 горянок.

13 января 1927 года ЦК партии принял специальное постановление: «О задачах женских клубов на Советском Востоке». В нем говорилось: «Придавая особое значение работе среди трудящихся женщин Востока, ЦК обращает внимание партийных организаций национальных областей и республик на необходимость усиления одной из форм этой работы - женских клубов, красных уголков, домов крестьянки, ставя основной задачей не только укрепление и расширение существующей сети, но и улучшение качества клубной работы, организуя клубы в тех же местах, где бытовые традиции еще не дают возможности женщине участвовать в общей работе (посещать общие сходы собрания, школы, клубы и пр.)».

После данного постановления в Дербенте появляются новые клубы, в частности, клуб тюрчанок, в Буйнакске - дом горянок, а центральный клуб горянок был реорганизован в «Дом красной дагестанки». В округах открыли 14 саклей горянок. В этих саклях горянок проводилось обучение женщин грамоте, давались советы по защите своих прав и интересов, для них организовывались юридические и медицинские консультации. В этих клубах создавались и библиотеки. Филиалом махачкалинского клуба стал клуб горянок в Баку возникший в 1927 году, который объединял 60 горянок, в том числе 346 лезгинок и 18 лачек. В этом клубе функционировали ковровая и прядильная мастерские, пошивочные артели по производству холщовой тары (мешков) и были открыты школы по ликвидации неграмотности женщин, детские ясли на 25 детей.

Первые комсомольские ячейки девушек в селах появились в 1921 г. Од- на из таких начала функционировать в Ахтах Самурского округа. Наибольшее распространение эти ячейки получили в 1925-1926 гг. По всему Дагестану прошла дискуссия «Девушка и союз молодежи», которая дала определенный импульс для приобщения женщин и девушек Дагестана к светскому образованию. Среди 10-ти первых девичьих ячеек в 1927 г. особенно заметна была Чохская Гунибского округа. На 1 августа 1928 в ячейке было 46 девушек, из которых 8 батрачек, 25 беднячек, 13 середнячек. Неграмотных среди них было 28, малограмотных -18. Все неграмотные посещали женский ликпункт, малограмотные - школу грамоты. И успеваемость у них была высокая.

В июле 1928 года в Хунзахе, Дербенте, Махачкале, Кумухе, Левашах были созваны конференции девушек с участием представителей руководства комсомола и женотдела. На этих форумах молодежи обнаружилась большая тяга девушек к учебе. На конференции г. Махачкалы У. Багаева выступила с докладом «О работе комсомола и женотдела среди девушек». Было задано 17 вопросов только о том, где, на каких условиях и как можно поступить учиться, и что делать, если родственники и близкие мешают учебе в светских школах. Комсомол помогал девушкам и женщинам преодолевать основное препятствие к их учебе - традиционный уклад в условиях, когда светское образование не имело общезначимой ценности для джамаатов, тем более для женщин, считаясь греховным и чужеродным явлением.

Важнейшая предпосылка для полноценного становления светского образования - политическая воля самого государства, проявляющаяся в различных вариантах. Она узаконивала в правах женщину наравне с мужчиной в первую очередь в сфере семейно-брачных отношений, где старое довлеет, дольше и сильнее. Государство оказывало помощь, направляя для организации светского образования в Дагестан способные кадры. Так, в 1922 году в Дагестан была направлена В.Н. Николаева, которая проделала большую работу среди женщин Дагестана, будучи зав. женотделом республики, организовывала съезды горянок, была редактором «Красной горянки» - первого дагестанского женского журнала. С 1923 по 1925 год Дагженотдел возглавляла Екатерина Михайловна Дагаева - которая была направлена в Дагестан Центральным комитетом партии. «Она, совсем молодая женщина, своей энергией воодушевляла нас в трудных условиях работы» - писала в своих воспоминаниях о ней Б. Водовозова, работавшая тогда зав. женотделом в Казикумухском округе. Сама Водовозава Б. - дагестанка, выпускница Темир-Хан-Шуринской женской гимназии, много сделала, еще будучи учительницей женских школ, для вовлечения девочек в Казикумухском и других округах в светские школы. Многочисленные решения новой власти оказывали судьбоносное влияние, на жизнь женщины Востока, на возможность учиться в светских школах, как в отдельности, так и совместно.

Приведем одно из важных постановлений именно по этому вопросу. XIII съезд партии и последующие пленумы ЦК РКП(б) (22 декабря 1924 года, в январе 1925 г.) обсуждали вопрос «Об очередных задачах в области работы среди работниц, крестьянок и трудящихся женщин Востока», куда относили и Дагестан. В Дагестане был издан декрет «О правах трудящихся женщин - горянок ДАССР». По данному декрету был отменен калым, повышен брачный возраст; предусмотрены меры, направленные против нарушения законов о равноправии горянок. В соответствии с этим ДагЦИК и СНК ДАССР 7 марта 1926 года приняли постановление «О правах трудящихся женщин-горянок ДАССР». «Женщине-горянке, - говорилось в нем, - предоставляется полная свобода в деле выбора мужа и всякое насилие над ее свободной волей в этом отношении, принуждение к вступлению в брак или воспрепятствование к заключению такового со стороны родителей, опекунов и близких родственников представляется актом недопустимого насилия над личностью свободной гражданки - горянки и влечет за собой привлечение виновных к уголовной ответственности».

Как было отмечено, неграмотность среди женщин Дагестана была очень высокой, и руководство республики с первых же дней победы новой власти на собраниях женщин, конференциях, съездах, ставило вопросы о просвещении горянок. Так, 5 ноября 1922 года на районной конференции горянок в Дербенте был заслушан доклад на тему: «Просвещение и горянка». Женщины после конференции приняли постановление: «Просить дагестанский женотдел об открытии клуба и школы грамоты для женщин».

Эти настроения проявлялись и на местах, в сельских районах и горских общинах. 5 июля 1925 года в ауле Кургул в сакле горянок состоялось собрание женщин, где также был заслушан доклад о просвещении. Вопрос горячо обсуждался горянками. В результате было единогласно принято постановление - ликвидировать неграмотность, для чего просить Отдел народного образования об открытии в ауле школы грамоты для женщин и девушек. Такие собрания устраивались повсеместно. Вопросы просвещения горских женщин обсуждались также на III и IV съездах женщин Дагестана (1924, 1925 гг.).

Женщины-горянки обнаруживали тягу к учебе. В марте 1925 года в сельский Совет одного из селений Хасавюртовского округа явилось 18 горянок. Они просили секретаря окружкома партии и председателя окрисполкома открыть ликпункт для женщин. Одна из женщин заявила: «Советская власть дала нам свободу, дайте нам и просвещение - мы хотим учиться». После этого был открыт ликпункт и прислана учительница.

К началу 20-х годов грамртные женщины в Дагестане составляли менее 2-х процентов, грамотных на русском языке было и того меньше. Главная трудность в ликвидации этой почти сплошной неграмотности среди женщин упиралась в пережитки векового уклада жизни, и, чтобы скорее привлечь дагестанок к учебе, надо было найти организационные формы, соответствующие новому времени. В первые годы новой власти появились специальные женские ликпункты, которые начинали функционировать в первую очередь в городах. Первый ликпункт был создан областной секцией по борьбе с безграмотностью (учрежденной в 1920 году) для коммунисток Порт - Петровска в январе 1921г. Занятия посещали 8-10 человек. В том же году был организован ликпункт для работниц железнодорожного транспорта на станции Петровск - Кавказский.

Молодежные организации создавали отдельные ликпункты, устанавливали отдельные часы занятий для девушек в общих ликпунктах. В двух городах - Буйнакске и Дербенте в 1925 году были созданы интернаты, где воспитывались по 100 девушек. С организацией первых ликпунктов и интернатов для горянок начала проводиться напряженная работа по разъяснению Советских законов о правах женщин, в том числе, и на образование.

Открытие интернатов последовало после того, как второй дагестанский съезд Советов (в декабре 1922 года) обсудил вопрос «О мерах подъема народного просвещения в Дагестане». В постановлении этого съезда было записано: «организовать сеть горских интернатов для девочек – мусульманок открыть ряд школ для женщин - мусульманок». Долгое время буйнакским интернатом заведовала Белеханум Магомаева, и как лучшая воспитательница детского дома, она была выдвинута на должность заведующей интернатом горянок. Завженотделом Дагестана К. Дагаева охарактеризовала ее интернат: «Чистота, порядок, заботливая рука хозяйки и любящей матери - руководительницы чувствуется на каждом шагу. Живут, горянки дружно, весело. Они уже говорят по-русски, посещают школу первой ступени, учатся пению и музыке. Заведующая интернатом аварка Магомаева отдает все силы на это святое дело». В этих интернатах получили воспитание профессор-историк Сакинат Гаджиева, министр культуры Зумруд Губаханова, директор женского педагогического института Хадижат Кабидова и многие другие.

Так к концу 1923 года было создано 17 ликпунктов для женщин - членов артелей в Буйнакске, Цудахаре, Левашах, Чохе, Унчукатле, Кумухе, Дербенте, Хунзахе, Ботлихе, Анди, Касумкенте, Хасавюрте, Аксае и Ахтах с общим охватом 490 женщин-горянок.

С созданием в 1924 году общества «Долой неграмотность» (ОДН) работа активизируется. Членами этого общества стали зав. Дагженотделом Е. Дагаева, активистки Усачева, Самурская, Звягинцева и др. Общество занималось выпуском листков, плакатов, лозунгов, посвященных ликвидации неграмотности женщин.

В апреле 1925 года при ЦК ВКП (б) провели специальное совещание, посвященное женщине Востока: В принятом решении было записано: «Низкий культурный уровень девушек нацокраин и их большая отсталость от юношества выдвигают как очередную задачу широкое вовлечение девушек в учебу через организацию культурно- просветительных кружков, создание отдельных ликбезов для девушек там, где это необходимо, а также вовлечение девушек в школы I и II ступени, организацию специальных женских учебных заведений, курсов, посылку на имеющиеся уже курсы, в совпартшколы, комвузы и др. учебные заведения, установив для них броню, способствуя этим увеличению кадров культурных и общественных работников из девушек». Одним из главных препятствий вовлечения женщин в ликпункты, а девочек в школу были стойко установившиеся традиции неравного положения женщины в обществе.

Новой власти приходилось прилагать неимоверные усилия по преодолению традиционных правил, препятствующих восприятию всего нового.

Для девушек-горянок, которые считались переростками и не были вовлечены в процесс школьного обучения, организовывались отдельные специальные ликпункты. В 1928 году всего девичьих комсомольских ячеек в Дагестане насчитывалось 27, в них состояло 1530 девушек. В том числе 648 горянок.

Делегатки Дагестана в Баку, стали инициаторами движения «Сбросить чадру». Они же призывали персиянок сбросить чадру, а дагестанок сбросить неудобный головной убор - чохто. Таким образом, шла активная упорная борьба за светский образ жизни и образование, за новый, соответствующий времени уклад жизни. В борьбе за эти цели и среди горянок выковывались новые кадры.

В апреле 1929 года X областная конференция партии обсудила вопрос «Задачи культурного строительства в ДАССР» и предложила: «Усилить работу по ликвидации неграмотности среди горянок путем расширения сети женских ликпунктов и большего вовлечения горянок в общие ликпункты». В 1932 году в 5000 ликпунктах вместе с мужчинами обучались 103 434 женщины. Еще в 20-е годы ликвидация неграмотности превратилась в важное государственное мероприятие. В 1929-1930 году этот процесс охватил 16,3 тысяч женщин, а в специальных женских ликпунктах обучалось в 1930 году 10 тысяч горянок.

Впереди других по ликвидации неграмотности в горной зоне выступали Лакский и Кулинский (4,2%), в равнинной зоне Карабудахкентский (7,9%), Кизилюртовский (9,6%) и Ленинский (10,2%) районы. Однако, приходилось преодолевать серьезное препятствие на пути просвещения горянок - вековые семейные устои-адаты. Поэтому новая власть и молодежные организации (комсомол, пионерия и др.) основное свое внимание направляли на преодоление этих пережитков. Также большую помощь оказывали Советские органы и печать.

Как было отмечено, ношение чадры как пережиток, не соответствующий новому времени, имело массовый характер. Это движение женщин началось и развивалось в 1929 году в Махачкалинском, Буйнакском, Хасавюртовском и Дербентском округах. Эта компания стала всенародным делом, привлекающим широкие слои населения и интеллигенцию. Вопрос о снятии чадры обсуждался на партийных, женских собраниях, читались лекции «О вреде чадры», выборы депутатов в советы проходили под лозунгом: «На выборы без чадры». Возник специальный клуб тюрчанок «Чадросыз» (без чадры). В этом клубе первостепенное внимание уделялось ликвидации неграмотности среди женщин. Одна активистка из Дербента, снявшая чадру, говорила на собрании женщин: «Я перенесла много: смеялись надо мной и моим мужем, называли меня «кахбой» (женщиной легкого поведения), но я всего этого не побоялась».

Среди многочисленных форм приобщения горянок к светскому образу жизни с целью повышения культуры широких женских масс, в первую очередь, для обучения их грамотности, был специально организован культурно - бытовой поход. ЦК партии дал указание в 1929 году: «Организовать культурно-бытовой поход работниц, жен рабочих, крестьянок во все учреждения, обслуживающие культурно-бытовые нужды рабочего класса и крестьянства, с целью выявления всех дефектов работы и принятия мер к их исправлению». В Дагестане этот поход начался в феврале 1929 года. При широком обсуждении на всех собраниях, по районам были мобилизованы уполномоченные, коммунистки, группы делегатов. В период проведения похода обследовались все ликпункты, много школ, сакли горянок, кустарные артели, детские учреждения, предприятия общественного питания, больницы. Группа делегаток, проверив то или иное учреждение и выявив недостатки в его работе, вносили свои предложения. Так, в даргинском округе были сделаны ценные предложения по улучшению работы органов нарсуда, в Лакском - предприятий общественного питания и т.д., результаты проверок появлялись в печати. Культурно - бытовой поход способствовал улучшению работы ликпунктов, саклей горянок, учреждений общественного питания и популяризации идей образования и просвещения среди женщин - горянок. Женщины во всех этих делах принимали самое серьезное участие. Они устраивали вечера в пользу культсанштурма, субботники по ремонту домов, организовывали сбор средств в фонд ликбеза и т.д.

Такая активная работа по ликвидации неграмотности и массовое вовлечение девочек в школьное образование вызывало яростное сопротивление мусульманского духовенства и не только его. Наиболее яростно силы сопротивления новым веяниям действовали среди самих женщин. Если агитация не удавалась, то распускали грязные слухи о тех, кто ходит в ликпункты и школы, задевали самолюбие близких мужчин (братьев, отцов, мужей), провоцировали на самое худшее - убийство.

В 1928 году в ауле Гинта Акушинского района был открыт пункт по ликвидации безграмотности. Заниматься в ликбезе начали исключительно мужчины, но нашлась смелая женщина, которая наперекор шариату стала тоже учиться. Ее звали Патимат Кайтбекова. Быть первым трудно в любом деле, а когда речь идет о том, чтобы горянка бросила вызов веками сложившимся понятиям о месте женщины в иерархии общества, одной смелости и мужества мало, нужна была сила большой веры в правоту отстаиваемого дела. Именно в это время зверски расправились с Загидат Магомедовой из аула Куппа и Салихат Юсуповой из селения Уллучара. В Левашинском районе в 1932 году были убиты 3 женщины-активистки. Делегатка Аварова из этого раойна на съезде говорила: «Некоторые женщины после этого боятся учиться в ликпунктах, т.к. их тоже могут убить». Факты убийства женщин имели место и в Кахибском районе. Однако сорвать культштурм не удалось. Слишком неодолимо было стремление женщин ликвидировать свою неграмотность.

Магомедова Хава - женщина из селения Гоаб Чародинского района преодолела все преграды, активно вовлекала женщин села в ликпункты. Сагидат Махачева из с. Ириб того же района, овладев грамотой, одной из первых добилась объявления трех женских ликпунктов своего селения ударными и провела набор девушек - горянок в Хунзахский педкомбинат. На районном слете культармейдев и учащихся Чародинского района, состоявшемся 5 марта 1932 года, за образцовую работу по проведению культсанпохода было премировано 50 горянок-ударниц. В Левашинском районе культармейцами работали 82 женщины, в том числе 21 горянка, а 15-летняя пионерка, отличница Салимат Шейхова в селении Мекеги обучила грамоте 36 девушек. В этом же районе женщины взяли шефство над школами, заготавливали продукты для горячих завтраков и устанавливали дежурства в школах. В Тляратинском районе женщины деятельно участвовали в строительстве школ.

История борьбы за грамотность в Дагестане знает немало примеров, когда женщины становились подлинными героями. Преодолевая неимоверные трудности и лишения, зачастую не считаясь с возрастом и материальным положением, женщины-энтузиастки стремились к знанию и увлекали за собой остальных. В селении Кани Лакского района Айшат Магомедова, окончив школу для малограмотных, сама обучила 80 крестьянок грамоте.

За короткий период времени и с большой помощью других республик к марту 1932 года в ликпункты и школы малограмотных удалось вовлечь 251399 человек, в том числе 126370 женщин, из них 102 тыс. горянок. К концу 1932 года ликпункты окончили 11328 человек, среди которых было 55664 женщин. Из школ малограмотных выпущено за это время 38349 человек, в том числе около 15 тысяч женщин. Таким образом, за один год в ликпунктах и школах для малограмотных обучились азам грамоты 70664 женщины.

Несмотря на огромные усилия всех органов власти, слабым местом оставалось вовлечение женской молодежи в ликпункты и школы молодых горянок. В 1935 году было признано необходимым усилить эту работу среди девушек - горянок. Для этого в ряде районов были созданы специальные группы для обучения женской молодежи. К концу 1935 года их удалось довести до 406. Всего в ликпунктах обучалось 10643 девушек и в школах для малограмотных - 20627. Одновременно в 15 районах было подготовлено 259 девушек - культармеек.

Народный комиссариат республики начал организовывать на местах пункты по изучению девушками русского языка. Для этого также создавались специальные группы в ликпунктах и привлекались все преподаватели русского языка в национальных школах. Таких групп было организовано в 1935 году - 141, главным образом, в школах малограмотных и в большинстве случаев по инициативе самих девушек. Большую помощь в изучении русского языка оказывали девушкам-горянкам русские учительницы. В 1938 году, как уже было отмечено в Дагестане было принято решение о введении письма по алфавит на основе русской графики. Это заставило перестроить и работу по обучению взрослого населения и созданию в краткие сроки литературы для школ взрослых.

Огромная работа, связанная с ликвидацией неграмотности среди женщин, дала свои результаты. За 13 лет, с 1926 по 1939 год грамотность среди женщин-горянок выросла в 26 раз. В некоторых передовых районах к началу войны неграмотность была почти ликвидирована.

Необходимо отметить, созидательный характер работы советских, партийных органов, общественных организаций в процессе ликвидации неграмотности среди женщин-горянок и вовлечении их в светские образовательные учреждения. Несмотря на использование своеобразных военизированных форм («культурных штурмов» и пр.), структуры новой власти организовывали ликбезы только для женщин, интернаты горянок, женские клубы, активно втягивая таким образом женщин коренных национальностей в возникающую систему светского образования.

Этот процесс был особенно сложен и даже трагичен по причине яростного сопротивления со стороны мусульманского духовенства. Большими препятствиями в его развитии являлись укоренившиеся в обществе вековые традиции, отводившие женщине строго определенное место в семейной и общественной иерархии. Женщины, стремящиеся к просвещению и новой культуре, часто рисковали честью и жизнью. Но эти коренные изменения не только способствовали реальному уравниванию женщин в правах с мужчинами, но и создавали новые кадры, способные к руководству и управлению.

 

Автор: Адухов М.Д.