21.12.2012 4493

Учительские кадры и советское образование Дагестана военного времени

 

«Великая Отечественная война и мобилизация учителей на военную службу значительно осложнили работу дагестанской школы. С 22 июня 1941 года по 1 марта 1942 года в армию было призвано 906 учителей». Призывы в армию производились и в последующие годы. Необходимо было найти возможности ускоренной подготовки кадров учителей.

Руководство республики проводило значительную работу по подготовке и воспитанию учительских кадров. Благодаря этой работе народное образование Дагестана, несмотря на все трудности войны, в основном, было обеспечено кадрами. Правда, качество этих кадров составляло особую проблему. С этой целью в республике «были созданы 6 и 10 месячные курсы, в которых было подготовлено более 1700 учителей для работы в школах»

Чтобы не допустить срывов занятий, в первом военном учебном году в школах до предела была увеличена нагрузка оставшихся учителей. Учителя начальной школы вели по два класса. Учителям же старших классов поручалось преподавание в другой смене в начальных классах. В качестве учителей начальной школы использовались также учащиеся 8-9-10 -х классов. Кроме того, принимались меры к тому, чтобы вернуть в школу всех учителей, работающих не по специальности. Все это дало возможность без серьезных срывов закончить 1941-42 учебный год.

Но к новому учебному году для «школ нужно было дополнительно подготовить еще более одной тысячи учителей, в том числе 534 учителя для 5-10-х классов». В апреле 1941 года при обследовании состояния школ Каякентского района было обнаружено 105 учителей в 12 школах района, среди которых 37 женщин. Средняя школа была в единственном числе. С начала войны многие учителя - мужчины ушли на фронт, в школах началась большая текучесть кадров. Некоторые учителя до войны использовались не по специальности, работали в государственных учреждениях и различных хозяйственных организациях. В Буйнакском районе, например, к началу 1943-1944 учебного года не хватало 15 учителей - предметников, между тем 30 учителей работали не по специальности. В Касумкентском районе в различных учреждениях и организациях в 1942- 1943 учебном году работал 21 учитель, в Сергокалинском - 15 учителей. На начало 1943 - 1944 учебного года число учителей, работающих не по специальности в различных учреждениях и организациях Дагестана, превышало 360 человек. Учитывая трудность и сложность этой задачи, Совет народных Комиссаров Дагестана еще 27 января 1942 года принял специальное постановление «О подготовке учительских кадров для школ республики», в котором обязал Наркомпрос ДАССР организовать при педагогических училищах в Буйнакске, Дербенте, Сергокале, Гунибе и при Касумкентской, Хунзахской, Левашинской, Ахтынской и Аксайской средней школах шестимесячные курсы учителей и подготовить на этих курсах 480 учителей. А педучилищам надо было комплектовать группы учащихся из тех народностей Дагестана, которые испытывали наибольшую потребность в педагогических кадрах. Дербентское педучилище с 1935 по 1940 год выпустило 335 педагогов и 60 процентов их забрали на войну. Педагогов в училище было 15 чел., среди них 8 имели высшее образование.

Наркомпросу было предложено также разработать план подготовки педагогических кадров для нерусских школ на ближайшие годы и представить его для утверждения в Совнаркоме республики. «Для подготовки учителей начальных и 5-7 классов по решению обкома ВКП(б) и правительства ДАССР были созданы шестимесячные и полуторамесячные курсы. Уже к началу 1942 -1943 учебного года на краткосрочных курсах было подготовлено более 1,5 тысячи учителей для начальных классов», 238 учителей для 5-7 классов, в том числе 176 женщин было подготовлено на полуторамесячных курсах при институте усовершенствования учителей Наркомпроса республики.

36 учителей направил в Дагестан к началу 1942-43 учебного года Наркомпрос РСФСР. Тем не менее, потребность в педагогических кадрах, особенно в преподавателях старших классов семилетних и средних школ удовлетворялась слабо. По данным 27 районов на начало 1943 года для 5-7 классов не хватало 413 учителей. В некоторых районах республики недоставало по 30-40 учителей, причем были школы, где все предметы в старших классах преподавали 1-2 человека.

Итак, к началу 1942-43 учебного года не хватало 157 учителей старших классов и 150 учителей русского языка. Отсутствие большого количества учителей старших классов и русского языка отрицательно влияло на качество работы школы. Во многих школах важнейшие дисциплины школьной программы не изучались. Учитывая все это, Наркомпрос республики, органы народного образования зимой 1942 года и летом 1943 года провели значительную работу по подготовке учителей через ускоренные курсы. Через курсовые мероприятия были подготовлены 1527 учителей для начальной школы и 259 учителей для старших классов, часть кадров для школ была подготовлена Дагестанским педагогическим институтом (выпуск 59 чел.) и педагогическими училищами (выпуск 57 чел.). И все-таки в 1943-44 учебном году из-за отсутствия учителей в 36 школах не преподавался русский язык и в 68 школах - математика.

Общеобразовательный уровень и профессиональная подготовка большинства учителей были крайне низки. Это требовало улучшения дела повышения квалификации учителей и в особенности через посредство укрепления системы заочного обучения. 25 января 1944 года бюро обкома ВКП (б) и Совет

Народных Комиссаров приняли постановление «О мероприятиях по укреплению системы заочного педагогического образования». Была утверждена сеть заочных отделений при педагогических училищах республики с контингентом приема на 1943-44 учебный год в 700 человек».

Указанным постановлением устанавливался для заочников ряд льгот, в частности, они освобождались от платы за обучение, успевающим оплачивался проезд к месту учебы. Районам, отличившимся образцовой постановкой заочного педагогического обучения, были установлены премии.

После этого работа по повышению квалификации учителей заметно улучшилась. К 1945-1946 учебном году заочным обучением в педучилищах было охвачено 1193 человека и окончило полный курс 154 человека. В том же учебном году 482 заочника обучалось в Дагестанском государственном педагогическом институте, 426 учителей было охвачено курсами повышения квалификации и 215 человек подготовлено на десятимесячных учительских курсах.

Постоянный дефицит педагогических кадров требовал напряженной работы наличного состава учителей, на плечи которого ложились все трудности воспитания и обучения детей в школе. И учительство Дагестана в целом справлялось с этой задачей и продолжало борьбу за дальнейшее повышение качества школьной работы. Учителя активно участвовали в общественной жизни республики, оказывали большую помощь фронту. Более двух тысяч учителей участвовали летом 1943 года в сельскохозяйственных работах. Большинство городских учителей систематически выступали с лекциями в госпиталях, занимались обучением инвалидов отечественной войны и проводили другую общественную работу. Учителя одного только Ахтынского района внесли на строительство авиаэскадрильи им. Валентина Эмирова 250 тыс. рублей. Более 84 тыс. рублей внесли в 1942-1943 учебном году на вооружение Советской Армии учителя Кулинского района. За услуги в области народного образования 114 учителей республики в 1942-1943 учебном году были награждены Почетными грамотами Верховного Совета ДАССР, а четырнадцати наиболее отличившимся присвоено почетное звание заслуженного учителя школы ДАССР».

В январе 1943 года бюро обкома партии приняло постановление «О подготовке, выращивании и выдвижении кадров из коренных народностей Дагестана». В 1943 году в Дагестане были созданы первые две средние вечерние школы рабочей молодежи, а в 1944 году несколько вечерних семилетних школ для сельской молодежи, позволивших охватить учебой ту часть молодежи, которая оставила школу и находилась на работе.

В годы войны происходила быстрая смена учительских кадров. «К концу войны (на 1 июля 1945 г.) из 5790 учителей 3170 человек имели стаж работы в школе от одного года до пяти лет, 1332 учителя - от пяти до десяти лет и лишь 1288 человек имели стаж работы свыше 10 лет». Это послужило основание для министерства просвещения обратить внимание на методическую работу и оказание помощи учителям. В Махачкале в годы войны работали постоянно действующие школьные и общегородские методические объединения и предметные секции. В школах проводились открытые уроки, лучшие учителя выступали в печати со статьями методического характера. Хорошо была поставлена методическая работа в Кайтагском, Лакском, Карабудахкентском, Ботлихском и ряде других районов. Например, «за 2-е полугодие 1944-45 учебного года в методических секциях, созданных при Кайтагском районо, обсудили 15 методических вопросов». Разностороннюю методическую работу стали проводить педагогические кабинеты, которые были созданы в конце войны. Если до 1 января 1944 года в республике работало только 4 педкабинета, то во втором полугодии 1944 -45 учебного года педкабинеты были созданы во всех районах республики. «В них работали 82 кустовых методических объединения и 138 предметных секций, объединявших сотни учителей».

Напряженно работал в годы войны Дагестанский научно - исследовательский институт школ, помогая учителям. А в 1944 году при Наркомпросе создано было второе научно - исследовательское учреждение - Институт усовершенствования учителей. Вновь созданный институт усовершенствования учителей руководил всеми курсовыми мероприятиями по подготовке учительских кадров, а также занимался методическими вопросами. Он выпустил 6 разнообразных методических сборников, в которых обобщен лучший опыт работы учителей дагестанской школы: «Опыт дагестанской школы» С. Иванова, X. Шаповалова, «Сборник методических материалов» Б. Болыптейна, «Самодельные наглядные пособия по географии» И. Микулича и др. Нельзя не отметить, что еще в 1941- 1942 учебном году на работу в школы, детские дома и дошкольные детские учреждения республики влилось были приняты 200 эвакуированных учителей, в том числе 100 человек с высшим и 72 человека с незаконченным высшим и средним образованием».

Среди эвакуированных были учителя из Киевской, Одесской, Днепропетровской, Ростовской, Харьковской и других областей, а также из Латвии и Эстонии. Часть из них использовалась на руководящей работе: заведующими районными и городскими отделами народного образования, школьными инспекторами Районо, директорами и заведующими учебной частью семилетних и средних школ. Большинство эвакуированных учителей, работавших в республике, имели высокую квалификацию. Они внесли большой вклад в обеспечение нормальной работы школ, в борьбу за повышение качества обучения и воспитания подрастающего поколения. Так, в Касумкентском районе в 1941-1942 учебном году заведующим педкабинетом, а позднее заведующим районо работал профессор С.М. Смолинский, энергичная деятельность которого способствовала улучшению работы школ этого района. В числе других работников народного образования он был награжден Почетной грамотой Президиума Верховного совета Дагестанской АССР.

На 1 июля 1945 года в школах Дагестана работало 5790 учителей, из них с высшим образованием 378 человек, с незаконченным высшим образованием 1731 человек и с незаконченным средним образованием - 3212 человек.

Что же касается качественной стороны, то за счет эвакуированных произошло некоторое улучшение состава учительских кадров, выросло число учителей с высшим и незаконченным высшим образованием и уменьшилось количество учителей, не имеющих законченного среднего образования.

Решение этой проблемы в значительной степени зависело от работы Дагестанского педагогического института им. С. Стальского и педагогических училищ. Они в трудные годы военного времени продолжали свою работу и ежегодно выпускали новые кадры учителей. Число студентов педагогических учебных заведений, уменьшившееся в начале войны, с 1944 года стало непрерывно возрастать. Так, например, если в Дагестанском педагогическом институте в 1941-42 учебном году обучалось 305 студентов, то в 1945-46 учебном году стали обучаться 637. По данным педагогических училищ соответственно 462 и 1393.

В годы войны активное участие женщин в развитии светского образования приобретало решающую роль, хотя в составе педагогических кадров женщин-горянок было незначительное число. Этот пробел особенно сильно ощущался в дни войны в связи с уходом на фронт значительного числа учителей-мужчин. Поэтому в ноябре 1943 года были открыты Дагестанский женский учительский институт и женское педагогическое училище, сыгравшие в расширении системы светского образования большую роль. В 1944-45 учебном году на первый курс нового института были приняты 42 девушки - горянки, на подготовительные курсы - 78, в Буйнакское женское педагогическое училище - 64.

Неоценимый вклад в становление и развитие светского образования в Дагестане в годы войны внесли учителя- И.Д. Неведомская, С.М. Омаров, А. Дандамаев, А.П. Скрабе, С.М. Иванов, А.М. Гранкина, А. Качмасов, П. Гузу- нова, Ш. Ахкуева и др. Они навсегда вошли в историю Дагестана.

С февраля 1943 года в Дагестанском пединституте стали учиться инвалиды войны. Они в первую очередь обеспечивались стипендиями независимо от успеваемости. Нуждающимся предоставлялись общежитие. Кроме того, для тех, кто отставал от учебной программы, организовывались дополнительные занятия и консультации. Инвалиды войны оказывали мощное воспитывающее воздействие на студенческий коллектив. Правительство страны признало целесообразным, кроме всего прочего, в 1943 г. при вузах иметь подсобные хозяйства, обеспечивая их для этого земельными участками, семенами, сельскохозяйственным инвентарем, тягловой силой. Директорам вузов было предложено усилить помощь студенческим столовым и установить контроль за их деятельностью. В составе самого Комитета по делам высшей школы тоже был создан отдел материально - бытового обслуживания студентов высших учебных заведений.

Но наибольшая роль в деле распространения светского образования принадлежала педагогическим училищам. В 6 училищах в 1942 г. работало 59 преподавателей, только 8 имели среднее образование. Это учителя военного дела и родных языков. Общая успеваемость по училищам в том году составляла 85,5%. Подготовленные этими образовательными заведениями учителя направлялись, в основном, в районы республики. Буйнакское педучилище в 1942 году выпустило 19 учителей для начальных школ, из которых 12 русских, 1 еврей, 2 украинца, 1 аварец, 2 кумыка, 1 даргинец. Из приведенного примера видно, что, несмотря на огромные старания и хлопоты властей привлечь представителей местных народов к учебе, результаты оказывались весьма скромными. Вплоть до 60-х годов общественное мнение в горских селениях ещё не до конца прониклось осознанием необходимости светского образования. Такая же картина наблюдалась в этом училище среди обучающихся студентов. В 1942 году в нем обучалось 31 студент: русских - 21, кумыков - 2, аварцев - 2, евреев - 2, даргинцев - 1, лезгин - 1, балкарцев - 1, украинец - 1. Казалось бы, Дербентское педагогическое училище находилось далеко от фронта, однако война наложила свой отпечаток и на это учебное заведение. За 1941-42 учебный год по разным причинам из училища отсеялись 101 человек, по неуважительной причине - 61 чел. Отсев был из всех классов - это и призыв в РККА и семейные обстоятельства, самовольный уход, отчисление за плохую посещаемость, исключение за хулиганство и т.д. Работали здесь всего 12 преподавателей, из которых 7 чел. имели высшее образование 3 преподавателя в течение учебного года ушли на фронт. Среди наиболее опытных преподавателей следует отметить учительницу русского языка и литературы - Гладченко, которая имела высшее образование и 20 лет педагогического стажа. Уроки Гладченко были живыми и интересными, она пользовалась у учащихся исключительным уважением. Все ее ученики выдерживали экзамен по русскому языку. Учитель Насиров, географ с 1923 года, 46 лет работал в школе, отличался высокой эрудицией, излагал материал убедительно, интересно.

В Хасавюртовском педагогическом училище в 1941-42 учебном году обучалось: русских - 37, кумыков - 6, азербайджанцев - 1, армян - 1, всего 45 чел.: 40 женщин и 5 мужчин. В годы войны это образовательное заведение испытывало особые сложности: Хасавюртовское педучилище 1941-42 учебном году было переведено в неприспособленное помещение. Из 131 студента, осталось 45 и 7-ро преподавателей забрали на фронт.

Естественно, выпускники педучилищ ускоряли процесс расширения светских знаний не только работой, но и влиянием на окружающую среду. В том же году Российская Федерация дала Дагестану 36 учителей с высшим образованием для начальных классов, восполняя дефицит кадров в неполных средних и средних школах. В 1942-43 учебном году нехватка учителей составляла 393 ставки, Наркомпрос ДАССР направил в Тляратинский район 8 учителей - предметников, высвободив их из махачкалинских школ. Кроме того, из числа эвакуировавшихся в Дагестан в течение 1942-43 учебного года в 5- 10 классы в сельские районы было направлено 129 человек и 47 учителей вернулись в школы из отраслей народного хозяйства.

Война обострила духовные противоречия в Дагестанском обществе, обнаружив возросшие потребности в религиозном мусульманском образовании. Испытания войны и горе потери близких людей усилили у представителей горского населения тягу к духовному наставлению и религиозному утешению. Правда, кадры конфессиональной системы образования в 30-е годы были ликвидированы, но начальные (коранские) школы функционировали и в военный период, хотя мектебы и медресе не могли действовать из-за отсутствия мечетей и алимов. При этом следует констатировать, что в период Великой отечественной войны светские школы сохранили свое преобладающее положение.

В процессе образования, помимо трудностей с русским языком, непросто обстояло дело и с родными языками, поскольку часто грамотность учащихся в родном языке оказывалась хуже, чем в русском, и количество ошибок в письменных работах было не меньшим, а иногда и большим, чем в сочинениях по русскому языку, несмотря на то, что родной язык изучался с первых же дней пребывания в школе.

В целом ряде школ Кумторкалинского, Бабаюртовского, Карабудахкентского районов во время экзаменов обнаружилось, что число ошибок письменных работ учащихся по родному и русскому языкам равнялась. Причины это явления сводились к различным факторам. Прежде всего, следует отметить, что в Дагестане исторически сложилось многообразие языков, что затрудняло их изучение. Вторая причина - отсутствие письменности на местных языках. На 1942-43 год письменность имели только 7 национальностей (аварцы, даргинцы, кумыки, лакцы, табасаранцы и др.). Литературное наследие наиболее крупных национальностей подвергалось обработке и анализу. Процесс собирания и теоретического обобщения существовавшего устного творчества протекал медленно из-за нехватки научных кадров специалистов по родным языкам. Почти не было программ и учебников по родным языкам, за исключением переводных учебников. Отсутствовала художественная детская литература на языках национальностей Дагестана. Литературный язык с трудом прививался, вследствие преобладания местных наречий. Эти причины приводили к тому, что русский язык нес на себе основную нагрузку в деле развития образования и науки.

Руководство страны заботилось о повышении материального обеспечения учительства. В ходе войны им была повышена заработная плата. Росту их авторитета способствовало учреждение в годы войны значка «Отличник народного просвещения». Успешная и самоотверженная работа учителей в годы Великой Отечественной войны получила высокую оценку. Только в РСФСР к концу 1944 года 5228 учителей и работников народного просвещения были награждены орденами и медалями.

В дни войны учительство Дагестана плодотворно и энергично работало по обучению и воспитанию школьников. Кроме того учителя брали на себя дополнительную нагрузку, помогали властям в агитационно - массовой работе, трудились в каникулярное время на производстве (на колхозных полях, на промышленных предприятиях и т.д.). К концу войны более 50 процентов учителей Дагестана не имели законченного среднего образования и необходимой методической подготовки. Несмотря на такой острый недостаток педагогических кадров, возвращение учителей на работу в школы стало целой проблемой. Наркомпросу ДАССР совместно с местными властями удалось в 1943-44 учебном году вернуть на работу в школы 379 учителей, но еще 300 человек остались работать в различных организациях.

Газета «Дагестанская правда» в сентябре 1943 года сообщала, что в республике большая потребность в учителях. В старших классах не хватает 750 учителей - предметников. В Гунибском районе не хватало 63 педагога, Дахадаевском -44, в Бабаюртовском - 91, Акушинском - 35, Хивском - 33, Хасавюртовском - 33, Сергокалинском -31, Чародинском - 30, Хунзахском - 29 и т.д.

Когда открылись женский учительский институт и женское педагогическое училище, то перед местными властями встала задача укомплектования этих учебных заведений студентками - горянками. Положение складывалось таким образом, что девушки сельских школ оседали на местах и не стремились к продолжению учебы. Вековые традиции, внушающие, что женщине не подобает находиться в кругу мужчин, играли немаловажную роль, и в одночасье они не могли исчезнуть. Поэтому, создав возможность для девушек учиться отдельно, власти нашли адекватную форму, наиболее соответствующую образу жизни и исторически сложившимся условиям региона. Надо заметить, что в СССР это были первые учебные заведения специально для женщин - горянок, вызванные к жизни необходимостью восполнить текучесть педагогических кадров и преодолеть огромные трудности в функционировании всей системы народного образования (каждый год приезжали в Дагестан по 500-600 учителей и всех областей России и столько же уезжали). Открытием женских учебных заведений по подготовке учителей решалась одна из трудных задач - ликвидации текучести кадров. Велика заслуга в этом деле бывшего в то время министра просвещения ДАССР, профессора P.M. Магомедова.

В этой связи очень важной представляется проблема состояния кадров и организации учебного процесса в других средне-специальных учреждениях. Ветеринарный зоотехникум находился в г. Буйнакске. Он готовил специалистов животноводства, в которых республика Дагестан ощущала недостаток. Он подчинялся Наркомзему ДАССР и влачил жалкое существование. Здесь учились 93 студента. На выпускном курсе находилось всего 18 человек. Кроме того, дирекция самовольно ликвидировала зоотехническое отделение. Сам техникум ютился в маленьком, неприспособленном помещении. Общежитие пребывало в антисанитарном состоянии. Возможно, в этой связи 10 студентов бросили техникум по неуважительным причинам. Он не имел долгое время своего хозяйства, где студенты могли бы проводить практические занятия. Руководящие работники наркомата в течение 1943-44 учебного года ни разу не побывали в техникуме. Единственно, что сделал Наркомзем - это то, что лишил техникум его помещения.

В тяжелых условиях находилась и школа механизации Наркомзема ДАССР. Она также не имела необходимого помещения. Преподаватели к лекциям не готовились, а иногда даже пропускали уроки. Школа не имела наглядных пособий, плакатов и таблиц. Недоставало двух преподавателей по изучению сельскохозяйственных машин и двух инструкторов по ведению практических занятий. Проходили только теоретическую часть программы, да и то не полностью. Выпускники по всем специальным дисциплинам имели много неудовлетворительных отметок. Ряд разделов программы не прошли вовсе. Важные разделы: «Система зажигания, охлаждения, регулировки трактора», «Устранение неисправности и ремонт трактора» совсем не преподавались. Несмотря на это, наркомзем распорядился выпустить трактористов на два месяца раньше срока. Школа механизации в течение трех кварталов не выполняла плана набора на отделение комбайнеров.

Не лучше положение было и в техникуме советской торговли. Здесь в 1942-43 году были не довыполнены учебные программы по статистике, экономической географии, истории и военному делу, а по теории советского права вовсе не было преподавателя. План набора студентов не выполнялся, хотя заявлений поступило в несколько раз больше, чем надо было принять. Помещение техникума не было отремонтировано к сроку. Успеваемость студентов была исключительно низкая.

Крупнейшие недостатки имелись также в финансово-экономическом техникуме и школе медсестер г. Ёуйнакска. В медицинской школе закрыли отделение медицинских сестер, а в финансово-экономическом техникуме сроки обучения самовольно сократили на один год.

Ни одно из перечисленных учебных заведений не имело в достаточном количестве топлива. Занятия проходили в нетопленых помещениях, студенты жили в холодных комнатах. В общежитиях не хватало постельных принадлежностей, студенты спали на грязных матрацах и укрывались летними одеялами. Студенческие столовые представляли неприглядную картину. Качество обедов было очень низким. Подсобные хозяйства могли бы стать дополнительным источником питания студентов. Но ветзоотехникум и медицинская школа подсобных хозяйств не имели вовсе, а с тех, которые имели, собирали незначительный урожай из-за плохого ухода за посевами.

В результате, подготовка специалистов, в которых республика ощущала острую нужду, срывалась. Руководители Наркоматов совершенно не интересовались работой своих техникумов и не помогали им.

Дефицит подготовленных кадров проявлялся и в руководящем составе школ и органов народного образования. Директорский корпус неполных средних школ в 1942 году выглядел следующим образом:

21 чел. имел высшее образование;

13 чел. с недоконченным высшим образованием;

64 чел. со средним образованием;

17 чел. с незаконченным средним образованием.

В 5-ти неполных СШ Цунтинского и 4-х неполных средних школах Унцукульского и 3-х неполных средних школах Кахибского районов не было ни одного учителя из местных народностей со средним образованием.

Как показывают статистические данные, 69 процентов учителей не имели среднего образования, а в Дахадаевском, Унцукульском, Цумадинском районах в начальных классах не было ни одного учителя со средним образованием.

Неудовлетворительные материально-бытовые условия учителей часто становились причиной их ухода из школы. Тем более, большое количество учителей были приезжими, или из центральных областей России, или из других районов Дагестана, поэтому в жилищно-бытовом отношении они зависели от местных властей, руководства школы, родителей. В Левашинском, Дахадаевском, Казбековском, Агульском, Унцукульском и других районах местные власти проявляли в 1943-44 годах полное равнодушие к бытовым условиям учителей. Хлеб выдавали с большими перебоями. Керосин, соль, мыло до них редко доходило. В Левашинском районе, например, в течение 1942-43 учебного года учителя керосин и соль получили всего два раза, а мыло один раз.

Обсуждая состояние работы школ Дагестанской АССР, Совнарком РСФСР постановлением от 1 ноября 1943 года отметил, что учебно- воспитательная работа в школах республики стоит на низком уровне. В большинстве сельских школ учебные планы не выполнялись и программный материал усваивался плохо. По этой причине в 1942-43 учебном году 25% учащихся были оставлены на второй год.

В годы войны серьезной, иногда трудно разрешимой, проблемой становилось обеспечение школ учебно-наглядными пособиями, инвентарем, школьными письменными принадлежностями. Имеющиеся учебники по родным языкам, русскому языку и литературе были составлены без учета особенностей родных языков учащихся Дагестана. Новые задачи, вставшие перед школой в годы войны, потребовали дальнейшей разработки теоретических вопросов народного образования. В разгар Великой Отечественной войны, осенью 1943 г., была создана Академия педагогических наук РСФСР. Президентом Академии педагогических наук был избран нарком просвещения РСФСР академик В.П. Потемкин. Война приостановила осуществление программы перехода к всеобщему среднему образованию в городах и семилетнему обучению в сельской местности.

В Дагестане для улучшения качества издаваемых учебников в разгар войны было организовано учебно-педагогическое издательство и отпущены большие ассигнования на проведения конкурса по составлению учебника русского языка для дагестанских школ. Для усиления методической помощи учителям на местах организованы в каждом районе педкабинеты, а при Наркомпросе ДАССР научно-исследовательский институт школ, как было отмечено выше.

В тяжелые годы войны многие школы и учителя Дагестана прекрасно справлялись с теми задачами, которые были поставлены перед ними. Упорным трудом своим они добивались высоких показателей в обучении детей. Прекрасно работала Махачкалинская женская школа №2. В этой школе продолжала работать прекрасный педагог и воспитатель Мария Ивановна Мустанова. «Мы, бывшие ее воспитанники, на себе испытали ее огромный труд, ее большие способности мастера педагогического труда, - писали ее бывшие ученики, когда ее наградили правительственной наградой. Мы видим, как она прилагала все свои усилия, чтобы дать учащимся глубокие знания, воспитать из них пламенных патриотов, достойных граждан своей отчизны. Она всем своим большим сердцем любит детей и школу. Она призывает своих воспитанников к правдивости и честности, к труду и порядку, к культуре и дисциплине, развивает в них стойкость и мужество воинов». Она была блестящим мастером своего дела, внесшим огромный вклад в дело светского просвещения дагестанцев.

Итак, в статье раскрывается основополагающая проблема образования в годы войны, в условиях острой нехватки подготовленных педагогических кадров, несмотря на напряженную работу Дагестанского научно- исследовательского института и Института усовершенствования учителей, открытого в 1944 г.

В некоторой степени этот дефицит восполняли учителя и преподаватели из числа эвакуированных на территорию Дагестана, их образовательный уровень позволил несколько повысить долю лиц с высшим и средне-специальным педагогическим образованием в учительском корпусе республики (среди них встречались даже профессора).

Исследование дает анализ работы педагогических учебных заведений, которые в трудные годы военного времени продолжали работу по выпуску новых кадров учителей. Число студентов педагогических учебных заведений, уменьшившееся в начале войны, с 1944 года стало непрерывно возрастать. В развитии светского образования наблюдается активное участие женщин в связи с уходом на фронт значительного числа учителей - мужчин. И все таки, женщины - горянки составляли незначительное число. В ноябре 1943 года были открыты Дагестанский женский учительский институт и женское педагогическое училище, сыгравшие в расширении влияния светского образования большую роль. В 1944-1945 учебном году на первый курс нового института было принято 42 девушки - горянки и на подготовительные курсы - 78, в Буйнакское женское педагогическое училище - 64.

Органы советской власти Российской Федерации способствовали выводу национальных республик из трудных ситуаций: Совнарком РСФСР постановлением от 1 ноября 1943 года отметил наиболее узкие точки учебно- воспитательной работы школ республики и определил необходимую помощь, прежде всего педагогическими кадрами. При поддержке партийных и советских органов осенью 1943 г. была создана Академия педагогических наук РСФСР.

Динамика, заданная развитию светских научных знаний в довоенные годы, выдержала испытание в суровые годы войны. Несмотря на все трудности, система образования, рожденная под влиянием российской цивилизации (включая и довоенный советский период) и при опоре на нее, оказалась жизнеспособной, исторически необходимой, воспринятой обществом, сохраняющим немало феодально-патриархальных пережитков. Конфессиональная система образования, хотя и проявила некоторые признаки оживления, доказала полную невозможность служить конкурентом светской системе светского образования.

 

Автор: Адухов М.Д.