21.12.2012 3698

Основные тенденции развития системы среднего образования Дагестана в 70-90 годы

 

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1966 г. «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы» для Дагестана имело историческое значение, ибо материальная база учреждений народного образования к тому времени отставала от темпов экономического развития.

К началу перехода к всеобщему среднему образованию (1966 г.) ускоренное строительство школ приобретало необходимость всеобщего общественного внимания. Ко второй половине 60-х гг. 470 школ Дагестана имело земляную кровлю, 180 размещалось в арендованных частных домах, около 240 школ и более 200 пришкольных интернатов размещались в аварийных помещениях, в 385 восьмилетних и средних школах не было соответствующих кабинетов.

В вышеуказанном постановлении страны министерствам, ведомствам СССР, Советам Министров союзных республик предписывалось в сметах вновь строящихся промышленных предприятий и жилых массивов сооружение зданий общеобразовательных школ за счет капитальных вложений соответствующей отрасли.

В республике после этого постановления систематически обсуждалось состояние школьного строительства. В результате в Дагестане по линии государственных капитальных вложений в 1966-1968 гг. было построено 111 школ на 34 598 ученических мест.

Материальная база школ оставалась серьезной проблемой для республики, которая усугубилась после крупного землетрясения в мае 1970 г., когда полностью разрушилось 70 школ, в которых обучалось около 25 тысяч учащихся, значительные повреждения получили 125 школ, где училось 57 тысяч учащихся.

ЦК КПСС и Совет Министров СССР от 4 июня 1970 г. вынесли постановление «О мерах помощи Дагестанской АССР по ликвидации последствий землетрясения».

Помощь в строительстве школ оказали все народы СССР, студенческие строительные отряды из Москвы, Ленинграда, Харькова и многих других городов страны. В 80-е годы темпы школьного строительства замедлились, потому что в 70-е годы помощь всех республик и областей сыграла решающую роль в ускорении темпов укрепления материальной базы школ.

За годы осуществления всеобщего обязательного среднего образования в Дагестане (1966-1985 гг.) было построено 810 школ на 214 580 ученических мест. Никогда раньше за такой срок в республике не было построено такого количества школ.

Наилучшие результаты в укрепление материально-учебной базы в те годы имели такие районы, как Кизилюртовский, Магарамкентский, Ахтынский, Кулинский и города Махачкала и Хасавюрт.

6 января 1977 года проходила работа VI съезда учителей Дагестана. После V съезда (1968 г.) определенная правительственными органами ставилась задача повышения качества обучения школьников, чтобы максимально приблизить качество среднего образования к необходимым требованиям научно- технической революции. В первую очередь выполнение этой задачи зависело от наличия высокопрофессиональных педагогических кадров, которые бы творчески, могли направлять свою работу в соответствии с потребностями времени.

С 1971 по 1975 год в школы республики влилось 8843 молодых специалистов высокой квалификации. Из них 4298 человек имели высшее профессионально-педагогическое образование.

В 1971 г. из работающих учителей в IV-X классах городских школ Дагестана, высшее образование имели 88,7 %, из них сельских школ - 73,7%, к 1976 году в горских школах эта цифра поднялась до 93,1 % и в сельских - до 78,4%. В те же годы через Институт усовершенствования учителей свою квалификацию повысили 21 тысяча педагогов республики, директорский корпус дагестанских школ состоял в 100% из высококвалифицированных специалистов с высшим образованием.

При помощи и поддержке органов управления РСФСР качественно улучшилась учебно-материальная база школ республики.

За счет средств, выделенных российским правительством, в первой половине 70-х годов было построено 238 школ, на 61154 ученических мест. А за счет средств различных предприятий, колхозов и совхозов было построено 87 школьных зданий и пристроено к существующим школам 1237 классных комнат на 18389 посадочных мест. Сеть средних общеобразовательных школ выросла с 377 до 468 и контингент учащихся в старших классах увеличился с 16704 до 41163 человека.

К 80-м годам в школьной системе вырастает негативная тенденция к распространению процентомании, либерализма, формализма, бюрократизма, очковтирательства, которые подтачивали довольно стройную систему светского образования изнутри. В эти же годы ослабевает внимание руководящих органов к материальной базе школ, к бытовым условиям педагогов, к трудовому воспитанию в школах.

Эти и другие изменения социального организма образовательной системы вызвали к жизни школьную реформу, которая была закреплена постановлением Верховного Совета СССР в апреле 1984 года «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы».

Реформа призвана была преобразовать систему образования таким образом, чтобы она соответствовала крупным переменам, происходящим в науке, технике, отраслях народного хозяйства, которые происходили в мире и в нашей стране в том числе. Данная реформа касалась таких фундаментальных проблем как повышение качества учебно-воспитательного процесса, укрепление материальной базы школ, повышение роли учителя в обществе, трудового воспитания и профориентации школьников и др. Средняя школа стала одиннадцатилетней. Была сделана попытка приблизить ее к общемировым стандартам.

По этой реформе за всеми школами закреплялись базовые предприятия. При них создавались школьные и межшкольные мастерские, учебно-производственные комбинаты, учебные цеха, ученические рабочие места на предприятиях, стационарные полевые станы ученических производственных бригад, лагеря труда и отдыха. А базовые предприятия выделяли оборудование, технику, материалы, комплектующие изделия, землю для пришкольных учебно-опытных участков, планировали и организовывали производственную деятельность, оплачивали труд школьников. В городских и сельских школах Дагестана шла деятельная работа по реализации школьной реформы. Совет Министров Дагестана и Министерство просвещения направляли организационные усилия на практическое воплощение всех пунктов новой реформы.

16 декабря 1984 года Совет Министров РСФСР обсудил на заседании вопрос о реализации школьной реформы в Дагестанской АССР. В резолюции заседания отмечалось: «Совет Министров Дагестана, исполкомы городских, районных Советов народных депутатов, органы и учреждения народного образования республики, выполняя постановление Верховного Совета СССР «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы», проводят целенаправленную работу по осуществлению реформы школы». Особенность данного постановления в том, что ни в нем, ни в других документах по реализации этого решения нет упоминания об обязательности всеобщего среднего образования, а 27 ноября 1985 г. она была вовсе отменена.

Позитивной стороной реформы являлось укрепление трудового воспитания учащихся. К окончанию школы учащиеся должны были овладеть началами профессии и в определенном порядке сдать квалификационные экзамены. За время учебы в школе с 1 по 11 класс на «труды» выделялось чуть больше двух тысяч часов.

В Дагестане количество средних школ продолжало расти, росло и количество учителей с высшим образованием. Однако многие проблемы школьной системы оставались, они оказались связанными с социально-культурной системой, с ее начинающимся кризисом.

Последней попыткой реформы системы народного образования коммунистической партии был созыв специального Пленума в феврале 1988 года, посвященного проблемам народного образования. Данный Пленум ЦК КПСС выдвинул следующие задачи:

1. Концепция всеобщего среднего образования как базового для последующей подготовки кадров. Со школы снималась обязанность профессиональной подготовки рабочих кадров, а продолжение образования предусматривалось в ВУЗе, ССУЗе, ПТУ и получение профессии непосредственно на производстве.

2. Перевооружение школы на базе новой техники и создание в перспективе условий для частичной самоокупаемости расходов.

3. Была выдвинута идея приоритетности образования в государственной политике.

4. Выдвигалась задача коренного изменения отношения к учителю, поддержки его творческого, новаторского поиска. Перед школой и каждым учителем в отдельности выдвигался план повышения качества знаний учащихся, восстановления престижа учебы как главной ценности в обществе.

5. Были поддержаны принципы педагогики сотрудничества (взаимное сотрудничество и уважение учителей и учащихся).

6. Эффективное улучшение воспитательной работы во внеурочное время - по месту жительства, содействие ученикам в общественно-полезной направленности их деятельности.

7. Содействие демократизации образовательной системы, проведение единой государственной политики в области народного образования.

8. Реформации системы подготовки и переподготовки педагогических кадров.

Особенность февральского (1988 г.) Пленума ЦК КПСС в том, что впервые за годы Советской власти его решения имели характер политических рекомендаций при отсутствии строго обязывающих моментов.

Как повлияли решения этого Пленума на жизнь дагестанских школ, да и страны в целом?

Стали создаваться Советы общеобразовательных школ, нечто вроде попечительств, существовавших в российской школе еще до революции. Школы и отделы народного образования стали пользоваться определенной самостоятельностью в работе, получили право проявлять инициативу и творчество в применении различных вариантов в своей деятельности, в определении форм и методов работы. Стали практиковаться выборы директоров.

В школах Дагестана стали изучаться как самостоятельные дисциплины «История Дагестана», «География Дагестана», «Культура и традиции народов Дагестана».

В сельских национальных школах республики преподавание в 1-4-х классах шло на родных языках, а в 5-11 классах родные языки стали изучаться как предмет. После 90-го года впервые на родных языках стали обучаться агульцы, рутульцы и цахуры.

В Дагестане, как и по всей России, в 90-е годы появились гимназии, колледжи, лицеи. Происходили и другие закономерные изменения, что способствовало дальнейшему поступательному развитию народного образования страны и регионов в том числе.

Важным проявлением процессов демократизации стало начало возрождения религиозного образования на территории Дагестана. В апреле 2001 года в Дагестане функционировало 436 исламских учебных заведений, из которых 17 вузов, 44 филиала вузов, 132 медресе и 243 мектеба. Северо-Кавказский Исламский университет (СКПУ) вырос из медресе, функционирующего с 2000 г. при Джума-мечети. Это пока единственный университет, открытый Духовным управлением мусульман Дагестана. Изучаются только дисциплины, имеющие непосредственное отношение к исламу. Светские дисциплины в программах данного университета должны появиться в перспективе. Обучаются около 200 студентов. Обучение бесплатное, живут студенты в общежитии.

Имеется шестиэтажный учебный корпус. Выпускников ждут в мечетях в качестве проповедников и толкователей ислама. Другой специальности у них нет. Конкурентоспособность государственной системе светского образования почти равна нулю. Количество обучающихся в религиозных учебных заведениях имеет тенденцию к сокращению.

Ныне преподавание во многих мусульманских заведениях ограничивается лишь курсами религиозных дисциплин в ущерб светскому образованию, тогда как современная молодежь нуждается не столько в религиозных, сколько в научных знаниях. Процесс получения знаний об исламе - это не только компетенция служителей религии. Везир ал Мутаххар ибн Абдуллах еще в 966 г. сказал о науке и ученых: «Наука открывает свое лицо лишь тому, кто целиком посвящает себя ей с чистым разумом и ясным пониманием и, вымолив себе помощь Аллаха, собирает воедино все силы своего рассудка, кто, засучив рукава бодрствует в ночи напролет, утомленный рвением, кто добивается своей цели, шаг за шагом подымаясь к вершинам знаний, кто не насилует науку бесцельными отступлениями и безрассудными атаками, кто не блуждает в науке наугад, как слепой верблюд в потемках. Он не должен отвращать взора от глубин истины, должен отличать сомнительное от достоверного, подлинное от поддельного и постоянно пребывать в здравом рассудке».

Ныне возродившаяся система конфессионального образования не может составить конкуренции светской системе образования, прочно внедрившейся в дагестанское общество и приобщившее его к ценностям российской, во многом европоцентричной по своему характеру цивилизации.

В 2003 г. в Дагестане функционировали 16 исламских вузов, 49 филиалов вузов, 131 медресе, 327 примечетских начальных школ. Всего в них обучалось 16 тыс.чел, в том числе в медресе 5700, в начальных школах 4200 человек. Из 172 преподавателей медресе 22% имеют высшее духовное образование, 78% - среднее. Обучение в примечетских школах Корану носит непостоянный (сезонный) характер, состав учеников часто меняется. Основная цель этих школ - обучение намазу и чтению арабского текста Корана. Там учатся и люди пожилого возраста. В странах Ближнего Востока в 2003 г. учились 837 дагестанцев. В республике функционирует кроме того 40 христианских объединений и организаций, 12 приходов Русской Православной Церкви, которые относятся к Бакинской и Прикаспийской Епархии Московского патриархата.

А система светского образования Дагестана в 2002-2003 гг. располагала 1732 общеобразовательными школами, 38 государственными и негосударственными вузами и филиалами, в которых в 2002-2003 учебном году обучалось 90 тысяч студентов. В республике функционируют 30 средних специальных учебных заведений, где обучается 22,8 тысяч студентов.

И, наконец, отметим, обозревая историю общеобразовательной школы в советский период, что становятся заметны в 80-90-е гг. важные позитивные тенденции: снижение возраста приема детей в 1 класс (до войны с 8 лет, потом с 7, а после реформы 1984 года - с 6 лет); продление сроков обучения в средней неполной школе (с начала - семилетней, после 1959 года- восьмилетней, а по реформе 1984 года был определен девятилетний срок обязательного обучения); продление срока обучения школьников в полной средней школе (до 1934 г. - девятилетний, после 1959 года - десятилетний, а с 1984 года - одиннадцатилетний).

Происходили и негативные изменения, которые приводили к разладу исторически оправданной системы, сложившейся в сфере образования. Прежде всего, это касается постепенного отхода государства от опеки и руководства народным образованием; изменений без необходимости, отказа от того, что себя оправдало в специфических условиях, имеющихся на территории Дагестана.

Негативным моментом в школьном учебном процессе в 70-80-е годы оставалась высокая степень отсева учащихся, особенно из старших классов. В 1976 году к началу учебного года на занятия не явилось 1295 учащихся. Большой отсев был допущен в школах Акушинского, Дахадаевского, Кайтагского, Каякентского, Курахского, Табасаранского, Чародинского районов.

В ДАССР по числу учащихся, принятых в первые классы и не дошедших до 10 класса, процент был самым низким по РСФСР. Таковым он и остался и дальше, до начала 90-х годов.

В 1976 году 8-е классы своевременно окончили по всей республике 82,6 процента, а 10-е классы - только 42 процента. Наибольшая доля падала на девушек, которых рано выдавали замуж, а значительная часть из окончивших 8- летние школы выбирали средне-специальное образование.

Все школы старались необъективно давать высокие цифры успеваемости. В определенной степени этому способствовала общегосударственная ориентация на минимум знаний, которая рождала черты социального иждивенчества.

Вышесказанное позволяет прийти к выводу о том, что государство, взяв курс на профессиональную ориентацию в школах, не сумело подготовить общество к этому. Отсюда представления школьников о профессиях формировались при их малом жизненном опыте, при недостаточном знании самих себя и своих возможностей, а также реальной ситуации выбора профессии. Другой негатив заключался в том, что выпускников без учета их склонностей в основном, ориентировали на рабочие профессии.

И само общество оказалось не готово к тому, чтобы гарантировать выбор профессии и занятий для молодых людей по их призванию.

При модернизации школьной системы на состояние образовательного потенциала негативно влияла (а по республике Дагестан в первую очередь) укоренявшаяся в образовательной школе еще с первых послереволюционных лет установка на преимущественное внимание к слабоуспевающим учащимся.

Советская школа 70-80-х гг. оставалась эгалитарной, в ней основные усилия всей системы были направлены на усвоение учащимися минимума знаний.

Одна из причин того, что модернизация в области просвещения застревала, упиралась в отсутствие широкого общественного-педагогического движения, дающего наибольший импульс прогрессу в этой области. Реформы эти в СССР как бы навязывались сверху, без опоры на широкую педагогическую общественность, иногда вопреки ее мнению. Отсюда многие учителя того периода не воспринимали и, в основном, не восприняли переход к восьмилетнему и среднему общему всеобучению.

Для 70-80-х годов при реформировании всей образовательной системы был присущ догоняющий характер. Его начало как будто совпадало с мировыми модернизационными процессами, а сам процесс - застревал, не дойдя до отмеченного необходимого предела.

Необходимо заметить и ту особенность, которая объективно имелась в реалиях Дагестана, но игнорировалась центральными органами власти. Особенность эта выражалась в том, что в республике преобладали маленькие села, в которых школы открывались в частных домах и других неприспособленных помещениях, т.е. отсутствовала материально-техническая база для современных реформ, а в этих селах преобладала семья в среднем из пяти детей, т. е. один к пяти, тогда как для всей России характерно было один к одному (1/1).

Особенностью общеобразовательной системы 80-х годов заключается еще в том, что в эти годы попытка соединить общее и профессиональное образование сорвалась, не получив поддержку школьной и народной общественности.

Надо заметить и то, что известные авторитарные методы управления всего образовательного процесса в стране исчерпали свои возможности в первые послевоенные годы (50-е), что к эпохе периода интенсификации экономических процессов (70-80-е гг.) они стали давать торможение, что доказывает отсутствие использования накопленного исторического опыта СССР и его регионов в этой отрасли.

На территории республики необходимо сохранение и развитие разновариантных - государственных, муниципальных, частных средних учебных заведений, но обязательный контроль государства над ними в определенных формах должен сохраняться. Все типы государственных и муниципальных средних школ должны быть бесплатными. Во всех формах идеологии и культуры республики Дагестан должна подчеркиваться исключительно большая историческая роль России в формировании системы светского образования в Дагестане, без этого возникнет угроза утраты великого цивилизационного опыта, разрыв преемственности в образовательных процессах. Негативные последствия этих явлений даже трудно себе вообразить.

 

Автор: Адухов М.Д.