21.12.2012 2479

Высшая школа в системе светского образования Дагестана в 1980-начало 90х годов

 

Советский Союз - государство особое, поставленное и пролетарской революцией, и теми задачами, которые вытекали из этой революции, в рамки развития только светской культуры, образования и духовности. И декретами об отделении школы от религии и просто ликвидацией религиозных учебных заведений государство провозглашало атеизм - радикальное философское учение, декларирующее отрицание всякой религии, единственным определяющим началом в духовной жизни общества. Под диктатом государственной власти общество вынуждено было принимать навязываемые ему формы общественного сознания, хотя потребность в вере не исчезала в нем окончательно, трансформируясь в иные формы выражения религиозных настроений и воззрений.

Высшая школа в данном регионе - Дагестане не вырастала спонтанно на собственной почве, только из внутренней региональной потребности, а возникала под эгидой советского государства исключительно в светской форме, что являлось особенностью системы светской высшей школы во многих национальных республиках СССР.

Светское среднее образование в Дагестане уже с XIX в. развивалось под влиянием российской образовательной системы. Первое десятилетие после революции - это период, когда были заложены прочные основы для дальнейшего развития высшего образования. Советская модернизация в 20-30-е годы задала Стране высокие темпы роста экономики и подготовки кадров, что повлекло необходимость расширения географии формирования специальностей высшей квалификации.

Третье десятилетие XX в. для высшей школы характерно тем, что она способствовала успешной реализации модернизации путем подготовки новых специалистов, в первую очередь, по таким специальностям, по которым высшая школа кадры раньше не готовила. Успевая за быстро развивающейся экономикой, культурой, образованием, высшая школа советского периода одновременно доказала свое умение быть динамичной, мобильной, откликаться на запросы страны. Особенность заключалась в том, что этот динамизм задавался государством.

В этом направлении было принято решение июльского 1928 г. Пленума партии, обсудившего вопрос «Об улучшении подготовки новых специалистов», где было отмечено «резкое несоответствие между потребностями в квалифицированных специалистах для технически перестраивающейся промышленности и для все развертывающегося капитального строительства, с одной стороны, и состоянием дела подготовки новых кадров специалистов через существующие вузы и техникумы, с другой».

Люди с высшим образованием утверждали свое влияние на жизнь общества, ускоряя процесс рационализации и развития светского мировоззрения. Но Дагестан в те годы испытывал постоянно растущий недостаток в квалифицированных кадрах во всех отраслях народного хозяйства. Больше того, республика резко отставала от центральных районов страны по темпам их подготовки. Главной преградой тому была неразвитая еще сеть средних общеобразовательных заведений и отсутствие в самой республике высших учебных заведений. Основными в светском высшем образовании являлись тогда инженерные и технические специальности. Индустриализация выявила острый недостаток инженерно-технических кадров с высшим образованием, особенно из коренных национальностей. В 1931 году Дагестан по обеспеченности инженерами в 4 раза отставал от центральных районов, в промышленности республики было всего 235 специалистов с высшим и средним образованием, причем незначительный удельный вес в их числе составляли выходцы из коренных народов Дагестана. В области просвещения работало в 1931 году 268 человек с высшим образованием, тогда как потребность в них составляла 722. В целях привлечения молодых людей и улучшения условий подготовки будущих специалистов руководство республики рекомендовало различным ведомствам, заключать договоры со студентами вузов и выплачивать им стипендии, с условием, чтобы они после окончания учебы приезжали на работу в Дагестан.

В 1927 году 19 студентов последних курсов различных высших учебных заведений согласились работать в Дагестане и им выплачивалась стипендия в размере 75-100 рублей в месяц. На таких условиях в свое время был приглашен Н.А. Золотарев - в последствии известный ученый, профессор Дагестанского сельхозинститута, проработавший всю свою жизнь в этом вузе.

Вопросы подготовки кадров высшей квалификации в те годы начали выходить на первое место в заботах руководства республики. В 1929 г. в постановлении Бюро Дагестанского обкома ВКП (б) говорилось, что «дальнейшее продвижение социалистического строительства упирается в проблему кадров, что тесно связано с проведением культурной революции. Объединенное заседание поручает произвести проверку дагестанского студенчества, расширить вербовку студентов, решительно усилить темпы работы соответствующих органов в области культурной революции и подготовки кадров для индустриализации и социалистического переустройства сельского хозяйства».

В 1930 г. только по линии Консервтреста и Наркомзема Дагестана на стипендии по договорам было израсходовано 24 250 рублей. Однако эта форма привлечения будущих специалистов на работу в Дагестан имела и свои теневые стороны. Специалисты из других районов страны не задерживались в этом регионе, что порождало такое социальное явление, как текучесть кадров.

По решению местных властей, централизованный стипендиальный фонд ориентировался на финансирование дагестанских студентов. Одновременно местные органы власти Дагестана принимали меры по улучшению материального положения приезжих специалистов, обладающих более высокой степенью квалификации, более обширными знаниями, имеющих светское мировоззрение.

Для специалистов сельского хозяйства и врачей, работавших в горных районах, повышалась заработная плата, сельские врачи пользовались преимуществом при командировании на курсы повышения квалификации для скорейшей их адаптации к местным условиям. В директивных письмах обкома партии сельским райкомам было предложено создавать хорошие условия работы и отдыха приезжим специалистам. Эти и другие меры по привлечению и подготовке кадров высшей квалификации хотя и уменьшали текучесть кадров, но проблема обеспеченности специалистами отраслей народного хозяйства оставалась неразрешенной.

В связи с ростом числа средних общеобразовательных школ, назревала необходимость организации светских высших педагогических учебных заведений на месте, в республике. Эту явно выраженную, доказательную необходимость убедительно раскрывает резолюция VII Пленума Дагобкома в 1930 году: «Наряду с подготовкой высшего педагогического персонала вне Дагестана, необходимо форсировать организацию пединститута для подготовки националов - педагогов школ повышенного типа».

Это вопрос обсуждался на высшем уровне власти Дагестана в те годы. Отсутствие вузов наносило определенный ущерб воспитанию светского мировоззрения в обществе. 2 ноября 1930 года бюро Дагестанского обкома ВКП(б) приняло решение «Об организации Агропединститута», в 1931 году оно было утверждено Совнаркомом РСФСР. Задачей вновь организованного института являлась подготовка педагогических кадров высшей квалификации для средних учебных заведений из коренных народностей Дагестана.

В первом учебном году в пединституте работало 4 отделения, переведенных из Владикавказского пединститута и доукомплектованных на месте: общественно-литературное, физико-математическое, химико-биологическое, экономическое. Свой первый учебный год институт начал с 97 студентами и 8 преподавателями. На 3 курсе общественно-литературного отделения было 16 студентов.

Постановлением СНК ДАССР от 8 октября 1931 года был образован специальный комитет по организации и налаживанию работы института под руководством председателя Совета Министров ДАССР Д. Коркмасова, куда вошли Омаркадиев из НКФ, Курдюков из Госплана, Алхазов от ЦСНХ ДАССР, народный комиссар просвещения А. Кадиев. На приобретение учебно-хозяйственного оборудования было выделено 25 тыс. рублей, а в 1932 г. еще 50 тысяч рублей на улучшение материально-бытовых условий профессорско- преподавательского состава и студентов. Дополнительно для студентов из наиболее отсталых районов было учреждено 30 стипендий из бюджета республики.

В 1932-33 учебном году уже на 6 отделениях пединститута обучалось 191 студент и 124 заочника. Из 32 преподавателей было 4 профессора, 16 доцентов. Таким образом, единая мощно организованная государственная система регулировала деятельность молодого института и способствовала его быстрому развитию.

В 1932 году появился Плодо-ягодный институт с 200 студентами, среди которых представители народностей Дагестана составляли 38 человек.

В том же году был открыт первый Дагестанский медицинский институт с целью подготовки врачей для народов Северного Кавказа и Дагестана. Эти явления для Дагестана имели огромное значение. В организацию мединститута и налаживание его нормальной работы много труда вложил М.Ю. Нахибашев, возглавлявший оргбюр о по созданию в Дагестане медицинского института, ставший его первым директором. Он руководил созданием первых кафедр, организацией набора студентов, обращая при этом особое внимание на укомплектование студенческого состава института представителями коренных народностей Дагестана, создавая для них подготовительные группы и дополнительные занятия по русскому языку.

 В мединституте были созданы 4 кафедры - гистологии, анатомии, химии, биологии. Свой первый учебный год этот ВУЗ начал со 139 студентами.

Большую помощь в создании дагестанского медицинского института оказала вся страна. Кафедру биологии и гистологии возглавил проф. П.А. Мавродиади, приглашенный из Белорусского мединститута, кафедру анатомии проф. B.C. Попов, бывший доцент Северо-Кавказского мединститута, кафедру химии проф. И.Л. Гвоздев из Ашхабадского мединститута, физики - проф. Н.И. Смирнов из Свердловского мединститута, из Азербайджанского мединститута был приглашен проф. О.А. Байрашевский. Организация нового высшего учебного заведения являлась централизованной и находилась под контролем государственных органов.

К примеру, на 1933 год Наркомздрав РСФСР установил для мединститута контингент приема 380 человек, в том числе 330 на дневное, 50 на вечернее отделения и 250 человек для медрабфака. В 1937 году республика уже получила 83 молодых врача.

Таким образом, за очень короткий срок (1931-1932 гг.) в Дагестане стали функционировать три высших учебных заведения. Нельзя не подчеркнуть, что это было выдающимся достижением страны в целом, новой власти и ее политики, направленной на выравнивание развития и ликвидацию фактического неравенства национальных регионов.

Молодые вузы отныне развивались под-постоянной заботой местных властей. Создавалась в частности необходимая материальная база, им отводились помещения, в частности  только что выстроенный большой корпус Дома кадров, выделялись щедрые по тем меркам средства на хозяйственные и учебные нужды, они обеспечивались транспортом для перевозки студентов и преподавателей из города до учебных корпусов. Было создано Управление вузовским городком. Уже к концу 1932-33 учебного года в этих трех институтах обучалось 780 студентов, более половины из которых составляли представители коренных народностей Дагестана.

19 сентября 1932 года ЦИК СССР принял постановление «Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах», которое было направлено на ликвидацию недостатков в подготовке кадров и перестройку учебно-воспитательной программы. По новым программам на специальные дисциплины было отведено 80-85 процентов всего учебного времени. В вузах внедрялись активные методы обучения, проверенные на практике функционирования советской системы обучения.

2 октября 1933 года бюро Дагестанского обкома партии обсудило вопрос «Об итогах 1932-33 учебного года и задачах следующего года по вузам, техникумам и рабфакам». В принятом постановлении подчеркивалось, что вузы, техникумы и рабфаки «значительно перестроили свою учебную работу в разрезе выполнения постановления ЦИК СССР от 19 сентября 1932 года. Введены новые методики преподавания, в основу которых положены многообразные методы, способствующие приобретению глубоких знаний учащимися, значительно пересмотрены учебные планы и программы с отражением в них факультативных дисциплин, дифференцирован срок обучения, установлены профили и выделены ведущие дисциплины, определяющие студента как будущего специалиста, частично введена дифференцированная стипендия, значительно повысились меры взыскания как общественно-воспитательного, так и административного характера, на основе чего укреплена дисциплина как среди учащихся, так и среди преподавателей».

Благодаря росту числа выпускников средних общеобразовательных и специальных школ в вузах Дагестана начали вводиться обязательные отборочные конкурсы, благодаря которым, учебные заведения получили возможность отбирать наиболее подготовленных абитуриентов из поступающей молодежи, что повышало качество обучения и подготовки будущих специалистов. Предусматривалась единая форма учета успеваемости студентов: текущие, государственные, выпускные экзамены, защита дипломных работ. Особое место в учебном процессе вуза стала занимать теперь производственная практика, которая служила формой закрепления полученных теоретических знаний.

Однако, демократические начала несколько ущемлялись другими мерами, свойственными политике советской власти в 20-е-30-е гг. Имеется в виду отбор по социальному происхождению поступающих, создание преимуществ при зачислении в ВУЗ детей рабочих и крестьян. В год открытия Дагмединститута среди поступивших: дети крестьян составляли - 40 человек, рабочих - 29 человек, дети специалистов - 4 чел., служащих - 64 чел.

Дало о себе знать новое явление, выразившееся в отставании среднего светского образования от потребностей вузов. Очень характерна для того времени докладная записка директора Дагестанского медицинского института Муслима Нахибашева в секретариат Дагобкома ВКП (б) в октябре 1932 года, где было записано: «Дагмединститут создан, главным образом, для подготовки национальных кадров из дагестанцев, северокавказских нацобластей. Однако опыт показал, что среди национальностей Дагестана и Северного Кавказа нет еще достаточного количества лиц, подготовленных для поступления в институт, поэтому стало необходимым иметь еще в течение 2-3 лет подготовительную группу, т.е. до выпуска студентов из своего медрабфака. Существующий Дербентский вечерний медрабфак на тюркском языке не дал нам в этом году ни одного студента и не в состоянии в ближайшие годы обеспечить нас контингентом. Необходимо этот рафбак. реорганизовать при мединституте».

В расширении сферы влияния светских знаний наличие и функционирование сельскохозяйственного и медицинского институтов в республике - это своего рода революционизирующий фактор, влияющий на все общество. Научное естествознание прежде всего - основа для формирования рациональности мышления и светского характера мировоззрения. Это понимали власти дагестанской республики. 15 июня 1933 года на бюро Дагобкома ВКП (б) обсуждались «Итоги обследования Дагестанского плодовиноградного института», где указывалось, что молодой институт вышел из трудностей организационного этапа и вступил в фазу полноценного развития.

Правительство Дагестана обязывалось улучшить материально-бытовые условия профессорско-преподавательского состава, признать целесообразность перевода Дербентской зональной станции в учебное хозяйство ДПВИ и организации на этой базе научно-исследовательского учебного комбината. ВУЗы, в свою очередь, обязывались составить производственные планы и программы, полностью изжив допущенные ошибки.

Постоянной заботой республиканского руководства было увеличение рабочей прослойки студенчества в молодых дагестанских вузах, укомплектование штата институтов высококвалифицированными преподавательскими кадрами, укрепление материальной базы. Кроме того, приходилось обращать внимание на недостаточную подготовку абитуриентов и большой отсев студентов.

Отсев студентов из вузов превращался в большую проблему, затрагивающую социально-экономическое развитие. В 1932-35 учебном году из 189 студентов мединститута в течение учебного года отсеялось 89 человек. В пединституте основной причиной отсева становилось слабое знание студентами, особенно из сельских школ, русского языка. Отсев наносил большой материальный, экономический и моральный ущерб вузам и республике в целом. Поэтому в декабре 1932 года власти запретили без разрешения СНК ДАССР расширять контингент студентов. Упорядочивалась сеть рабфаков, средних специальных школ. Республиканские органы помогали укреплять материальную базу вузов. Норма набора дагестанцев в вузы была доведена до 75%.

По всей стране к 1935 г. в несколько раз увеличилось число специалистов, занятых в народном хозяйстве: с высшим образованием почти в четыре раза, со средним образованием - более чем в пять раз. А в сферах медицины и просвещения остро ощущалась нехватка специалистов. Это было отмечено XVII съездом партии, потребовавшим от правительственных органов повышения внимания к развитию высшего медицинского и педагогического образования. В 1935 году на строительство новых зданий медицинских институтов по стране из бюджета было отпущено 37,9 млн. рублей, а затраты на высшее педагогическое образование в 1935 году составили по всей стране 340 млн. рублей. В годы первой пятилетки на культурное строительство и подготовку специалистов из народов Дагестана было израсходовано 82,2 млн. рублей, что в два раза больше, чем предусматривалось планом. На подготовку кадров из республиканского бюджета СНК ДАССР за 1929-31 годы израсходовал 5,8 млн. рублей.

За 15 лет при новой власти Дагестан обрел новую степень качества своего развития. Были достигнуты такие успехи в сферах экономики и культуры, о которых при царизме его народы не могли и мечтать. В 1934 году в 1340 дагестанских школах обучалось 140000 учащихся, около 80% населения республики было грамотным, промышленность дала 50,3% всей продукции республики, а число рабочих в промышленности увеличилось в 10 раз (76,2 тысяч человек). В сельском хозяйстве республики в 1935 году на территории Дагестана было подвергнуто коллективизации 67,8% крестьянских хозяйств, в предгорной части - 49%, в горной создавались товарищества по совместному выпасу скота.

В 1935 году Президиум ВЦИК СССР нашел возможность обсудить вопрос «О состоянии хозяйственного, культурного и советского строительства ДАССР к 15-летию ее существования». Постановление обратило внимание на улучшение подготовки кадров. НКЗему ДАССР предлагалось организовать при сельхозинституте зооветеринарное отделение и выделить необходимые средства на капитальный ремонт и оборудование, а также на постройку дома для профессорско-преподавательского состава института.

О темпах расширения сферы светского образования свидетельствуют факты, что педагогический институт вместе с учительским, открытым в 1935 г., за годы двух первых пятилеток подготовили свыше 750 специалистов с высшим и незаконченным высшим образованием.

Новый этап развития высшего образования в стране отразило постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 23 июня 1936 г. «О работе высших учебных заведений и о руководстве высшей школой». В стране шла модернизация в советском варианте, ускоренная, ломающая все старое, иногда во вред себе. Она предъявляла высокие требования к темпам подготовки высококвалифицированных, всесторонне образованных и культурных кадров, способных полностью освоить новые достижения науки, использовать технику до конца, связать теорию с практикой, сочетать производственный опыт с наукой.

Отныне были провозглашены единые для всех вузов страны правила приема в высшие учебные заведения, куда могли поступать все граждане Советского Союза обоего пола в возрасте от 17 до 35 лет, имеющие аттестат об окончании полного курса средней школы и успешно выдержавшие установленные для поступления в эти учебные заведения испытания.

ЦК ВКП (б) и СНК СССР определили решающее значение лекций и практических занятий в обучении студентов. Во всех высших учебных заведениях вводилась система сдачи государственных экзаменов и защита дипломных проектов для технических вузов. Для оканчивающих вузы вводились дипломы двух степеней (обычный и с отличием) единого образца. Постановление определяло, «что без научно-исследовательской работы не может осуществляться высшими учебными заведениями подготовка специалистов на уровне требований современной науки и немыслимы подготовка научно-исследовательских кадров и повышение их квалификации».

От государства был получен новый, солидный импульс к развитию высшего образования в стране. Естественно, дагестанские вузы привели свои программы и учебные планы в соответствии с требованиями времени, установили более твердый порядок выполнения образовательных и воспитательных функций профессорско-преподавательским составом. Именно в эти годы по решению правительства Российской Федерации Плодовиноградный институт реорганизуется в Дагестанский сельскохозяйственный институт с двумя факультетами, новыми научными кабинетами, лабораториями, ветеринарной клиникой и учебно-опытным хозяйством на площади 600 гектаров для практических занятий студентов. А в сентябре 1938 года в нем появились два новых факультета - зоотехнический и ветеринарный, а с сентября 1939 года и полеводческий. На пяти факультетах сельскохозяйственного института начали готовиться высококвалифицированные специалисты: агрономы - плодоовощеводы, полеводы, зоотехники, ветеринарные врачи. На 22-х кафедрах института работало 63 преподавателя, 5 профессоров, 13 доцентов - кандидатов наук, а в 9140 году на 35 кафедрах института работали уже 5 профессоров и 20 доцентов и кандидатов наук, которые выпустили к 1941 году 270 квалифицированных специалистов для работы в сельском хозяйстве Дагестана.

В крупнейшее учебное заведение вырос Дагестанский медицинский институт, настоящая кузница высококвалифицированных врачей не только для Дагестана, но и для всего Северного Кавказа. Но это учебное заведение, как и другие, не набирало требуемого количества студентов из коренных народностей Дагестана. В 1936 учебном году в нем обучалось всего 86 дагестанцев.

В 1937 году дважды (15 июля и 10 ноября) на бюро обкома ВКП (б) обсуждался вопрос «О положении в мединституте». Недостаточное количество представителей народов Дагестана среди студентов и неудовлетворительное положение отдельных приглашенных преподавателей нашли отражение в принятом постановлении. В том же году правительство республики выделило 10 квартир для преподавателей мединститута в доме специалистов, 2 квартиры в кооперативном доме. Приглашенные преподаватели к основной зарплате стали получать надбавку в 35%. Из 75 преподавателей этого института 9 были в должности профессора и 17 человек имели ученую степень доктора и кандидата наук.

Об улучшении материального положения студентов говорит тот факт, что из 872 студентов в 1938 году 795 человек получали государственные стипендии, что составляло 91 процент. Об интенсивности научной работы преподавателей ДМИ говорит тот факт, что в 1940 году было представлено к защите 9 докторских и 21 кандидатских диссертаций, в 1939-40 учебном году здесь обучалось свыше 1000 студентов.

В молодых дагестанских вузах в основном работали приглашенные из центральных городов преподаватели. Одна из самых острых проблем - подготовка научных и педагогических кадров для быстро растущих вузов и научно- исследовательских учреждений. Аспирантура оправдала себя как форма подготовки научных кадров. Но здесь она только начинала развертывать свою работу.

В 1934 г. в 3-х высших учебных заведениях работало 22 профессора, 48 доцентов, 28 ассистентов. Однако нехватка квалифицированных преподавателей являлось слабым звеном первых вузов Дагестана. На 1934-35 учебный год надо было пригласить в Мединститут - 6 профессоров, в пединститут - 3 профессора, но обеспечить их квартирами не всегда удавалось, что создавало текучесть кадров. Это обязывало местные органы власти проявлять большую заботу о подготовке своих научных и научно-педагогических кадров для высших учебных заведений и научных учреждений.

Внимание Правительства было обращено на ускорение количества и качества подготовки научных работников. Вопрос о подготовке научных кадров поднимал еще вышеуказанный июльский Пленум ЦК ВКП (б) (1928), который нашел необходимым «в кратчайший срок расширить кадры молодых научных работников (аспирантов), коренным образом улучшив их подбор и руководство научной работой, а также их материальные условия». В 1929-30 учебном году при высших учебных заведениях и научных учреждениях страны обучалось уже более трех тысяч аспирантов.

Чтобы дать возможность представителем рабочих и крестьян поступить в аспирантуру, в 1930 году в правила приема были внесены некоторые изменения. Обязательное представление печатных работ при поступлении в аспирантуру было отменено. Кандидаты в аспирантуру стали выдвигаться с участием общественных организаций.

Кандидаты, направляемые в аспирантуру из Дагестана, утверждались на заседании секретариата Дагестанского обкома партии. В 1933 году в аспирантуре различных учебных заведений и научно-исследовательских институтов обучалось 27 человек из Дагестана, в то время, как в 1926 году в аспирантуре Научно-исследовательского института народов Востока СССР в Москве училось всего два дагестанца - А. Шамхалов и Г. Гаджибеков. Дагестанское руководство проявляло большую заботу об аспирантах. Оказывая материальную поддержку первым аспирантам из Дагестана, правительство нашло возможность установить дополнительную стипендию в 45 рублей. В 1931 году в аспирантуру Научно-исследовательской Ассоциации национально-колониальных проблем им. Сталина были направлены Пирбудаг Алиев и Али Османов, окончившие в свое время Коммунистический университет трудящихся Востока. По представлению Института Дагкультуры несколько раньше в аспирантуру научно-исследовательского института народов Востока СССР были направлены два языковеда, специалисты лакского и кумыкского языков.

27 июля 1932 года по решению секретариата обкома ВКП(б) в аспирантуру Центрального института национальной педагогики были направлены С.П. Абдуллаев, Ш. Хасбулатов, А. Муллаев, Гадис Гаджиев. В Институте красной профессуры в 1930-31 гг. обучалось пять дагестанцев: Саид-Гусейнов, И. Махмудов, Устарханов и др. А в кружке по подготовке в Институт красной профессуры в 1932 году занималось 13 человек. Все члены кружка решением секретариата обкома партии были освобождены от общественных нагрузок и командировок. Для ведения семинарских занятий были привлечены лучшие преподаватели г. Махачкалы.

В ноябре 1938 года при медицинском и сельскохозяйственном институтах была открыта аспирантура. В 1938 году в аспирантуре двух институтов обучалось 10 человек, а в 1940 году в аспирантуре только СХИ было 8 человек. Начавшаяся война прервала дальнейшую работу аспирантур в дагестанской республике.

Республика продолжала остро нуждаться в инженерах, механиках, геологах, нефтяниках. Их для Дагестана готовили вузы других городов.

В 30-е годы родилась своеобразная форма подготовки командиров народного хозяйства через отраслевые академии: промышленные, сельскохозяйственные, финансовые, торговые и др., рожденные велением времени, они сыграли заметную роль в подготовке и переподготовке хозяйственных руководителей, директоров, руководителей торговых, плановых и других организаций.

В тех условиях кампании по «мобилизации» коммунистов и комсомольцев на учебу нашли свое оправдание. Российский менталитет еще с петровских времен естественно воспринимал военно-мобилизационный, государственный характер принуждения к учебе. Партийные мобилизации в развитии светского образования Дагестана стали необходимостью времени. В «парттысячники» попадали члены партии со стажем руководящей партийной, советской, хозяйственной работы не менее 4 лет, а также с партийным стажем не менее 5 лет для рабочих и батраков, и не менее 7 лет для служащих. Отбор производился Дагобкомом ВКП (б) с участием представителей других организаций. Для женщин - работниц и женщин-горянок допускалось снижение партстажа до 3-х лет. Для них были созданы специальные подготовительные курсы и повышенные стипендии. Из 225 дагестанских студентов московских вузов в 1932-33 учебном году 78 процентов составляли рабочие и крестьяне.

В 30-х годах была сохранена система бронирования мест для национальных республик в ведущих высших учебных заведениях страны. Советское правительство обязало наркоматы республик позаботиться о правильном укомплектовании бронированных мест, усилить контроль за направлением на учебу наиболее подготовленной молодежи из рабочих и крестьян, создавать для нее лучшие жилищно-бытовые условия. При Президиуме Совета Национальностей ЦИК СССР была создана постоянная комиссия, которая контролировала систему бронирования и руководила ею. По разверстке этой комиссией Дагестану в 1933-34 учебном году было выделено 400 мест в высших учебных заведениях Союза ССР.

Многие дагестанцы продолжали получать высшее образование и в вузах Северного Кавказа. Так, в январе 1933 года в учебные заведения Северного Кавказа было принято 200 дагестанцев, при этом особое внимание обращалось на социальный состав студенчества и вовлечение в вузы горянок.

Помощь Дагестану выражалась еще и в том, что он получал извне квалифицированных работников для партийных и советских органов, органов народного образования, преподавателей для высших учебных заведений.

Таким образом, к началу Великой Отечественной войны было подготовлено большое количество кадров высшей квалификации по самым необходимым для Дагестана и наиболее массовым специальностям. Масштаб их подготовки как в самой республике, так и за ее пределами, в основном, позволял обеспечить нужды развития сельского хозяйства и культуры республики. По переписи 1939 года в Дагестане работало уже 2781 человек с высшим образованием.

Итак, за 20 лет существования новой власти после революции на территории Дагестана выросла сеть высших учебных заведений, сформировалась система высшего образования, функции которой не прервались даже в годы Великой Отечественной войны.

Война - испытание прочности экономических и духовных ценностей общества. Естественно, вся страна поднялась на защиту Родины.

Тысячи студентов и преподавателей вузов встали в ряды героических защитников Родины, ушли на фронт, в партизанские отряды, в народное ополчение. В ночь на 23 июня 1941 г. комсомольское собрание МГУ объявило комсомольскую организацию университета мобилизованной на защиту Родины. 1000 студентов ушли добровольно на фронт, 2000 вступили в народное ополчение. В Красную армию и народное ополчение ушли 2500 студентов и преподавателей Ленинградского университета. В ряды Красной Армии вступили 2500 комсомольцев из Воронежа, 1233 студента из Казахского горно- металлургического института. Высокие образцы мужества и героизма показали студенты и преподаватели Ленинградского института физкультуры. 316 из них с самого начала войны ушли в тыл врага, сформировав 13 особых отрядов народных мстителей. В 1942 г. институт был награжден орденом боевого

Красного Знамени. Студенты и преподаватели всех вузов страны являли примеры патриотизма, готовности к смертельной борьбе с фашизмом.

150 тысяч студентов вузов уже в первые недели войны пришли работать на фабрики и заводы. 30 тыс. студентов работали на строительстве оборонительных сооружений вокруг Ленинграда. 50 тыс. студентов выполняли такую работу в Подмосковье. Десятки тысяч студентов были заняты на сельскохозяйственных работах.

На территории Советского Союза, временно оккупированной немецко- фашистскими захватчиками, частично и полностью было разрушено 334 высших учебных заведения, в которых обучалось 233 тыс. человек. 147 вузов было эвакуировано из районов, оказавшихся в зоне вражеской оккупации, или близких к фронту. В результате в 1942 году значительно уменьшилось число вузов и контингенты обучающихся. В стране осталось 460 вузов (из 817 к началу 1941 г.) и 22 тыс. студентов (вместо 811,7 тыс.) приём на первые курсы уменьшился на 41%. Резко сократились и выпуски специалистов.

В оставшихся вузах продолжалась напряженная учебная и научно- исследовательская работа. Учились в две, а то и в три смены, часто в мало приспособленных помещениях (многие учебные здания, лаборатории, общежития были переданы в распоряжение воинских частей, военных заводов, под госпитали), но старались добиваться высоких результатов в учебе. При огромной помощи местных организаций в короткий срок были размещены и приступили к работе эвакуированные учебные заведения.

Довольно быстро в стране удалось стабилизировать, а затем и увеличить численность студентов. В мае 1942 г. был облегчен порядок приема в вузы. Причем, упрощался не только порядок приема в вузы, но и улучшалось продовольственное снабжение студентов и преподавателей. От призыва в Красную Армию освобождались студенты выпускных курсов всех вузов, а по ряду специальностей и с предпоследнего курса. Выплачивалась стипендия нуждающимся студентам, участникам Великой Отечественной войны, освобожденным от воинской службы по ранению или болезни. В 1943 и 1944 гг. ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли решения об укреплении учебно-материальной базы ряда вузов, об освобождении от призыва, в Красную Армию студентов 87 крупнейших вузов страны.

Первостепенное значение уделялось расширению подготовки военных кадров, а также специалистов для оборонной промышленности. Большие средства выделялись на расширение высшего и среднего специального образования в национальных республиках. За годы войны было открыто 60 новых вузов. Восстанавливались учебные заведения в освобожденных районах. В 1943/44 учебном году было реэвакуировано 146 вузов.

Принятые меры способствовали тому, что в 1943/44 учебном году количество студентов возросло по сравнению с предыдущим годом на 44% и составило 325,8 тыс. человек, в 1944/45 гг. -455 тыс., а в первом послевоенном году 730,2 тыс. человек. Среди студентов 81,3% составляли женщины. Число учащихся средних специальных заведений за годы войны не только не сократилось, а даже несколько увеличилось (с 974,8 тыс. до 1007,7 тыс. человек).

Власти страны заботились о сохранении кадров профессорско- преподавательского состава высшей школы. Если в первые годы войны их число значительно сократилось, то с 1943 г., благодаря победоносным действиям Красной Армии, представилась возможность вернуть с фронта многих, особенно наиболее квалифицированных работников высшей школы. Не прекращалось и подготовка научно-педагогических кадров: на 3605 человек увеличилось за войну количество профессоров и преподавателей, имеющих ученые степени доктора и кандидата наук. В 1945 г. в стране насчитывалось 7 тыс. аспирантов, из них 82% в высших учебных заведениях. В 1945/46 учебном году в вузах работало уже 50697 профессоров и преподавателей. Это несколько больше, чем в 1940/41 учебном году.

Научные работники высшей школы отдавали все свои силы и знания победам на фронтах и скорейшему разгрому врага. Этому была подчинена и научно- исследовательская работа. Значительно укрепились связи вузов с производством. Важные исследования оборонного и народнохозяйственного значения были выполнены авиационным, Ленинградским политехническим, Томским политехническим, Магнитогорским горно-металлургическим, Горьковским индустриальным и многими другими институтами. Всего вузами было выполнено более 2,5 тысяч научных работ. Большие исследования проводились в области разведки и использования полезных ископаемых, сельскохозяйственного производства, развития транспорта и т.д. Неоценимый вклад внесли работники медицинских институтов; многие советские воины обязаны им своей жизнью.

Этот вклад работников высшей школы в борьбу с врагом и подготовку кадров был высоко оценен партией и правительством. За годы войны 315 работников вузов были удостоены Государственной премии, 6795 профессоров и преподавателей - правительственных наград.

Высшая школа внесла свой вклад в победу и массовым участием студентов и преподавателей в битвах с врагом. Немало воспитанников высшей школы за геройство и отвагу удостоены высшего отличия Родины - звания Героя Советского Союза. Среди них - Ефим Дыскин, Николай Федоров, Евгения Руднева (МГУ), Наталья Маклин (МАИ), М.М. Мещеряков, О.Н. Смирнов, Б.В. Беляев, Б.Е. Коваленко, Б.Л. Галушкин, Л.В. Кудаковский (Московский институт физкультуры), Владимир Пчелинцев (Ленинградский горный институт), Н.А. Аникин, В.И. Бадьин, В.А. Дышинский, И.М. Епимахов, Н.И. Кузнецов, Б.П. Лысенко, Н.И. Сыромятников, С.М. Черепанов (Уральский индустриальный институт), Ю.И. Дерябин, В.Н. Безукладников (Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта), Людмила Павличенко (Киевский университет), Исрафил Мамедов (Кировабадский сельскохозяйственный институт), В.В. Чиковани, В.А. Канкава (Грузинский университет), Манщук Маметова (Казахский медицинский институт), профессор Киевского медицинского института П.М. Буйко. Их героизм - живое олицетворение высокого патриотизма, беспредельной преданности Родине, проявленной воспитанниками Советской высшей школы в годы Великой Отечественной войны.

Советская высшая школа с честью справилась с трудностями военного времени. За годы войны было выпущено 302 тыс. специалистов из высших и 540 тыс. - из средних специальных учебных заведений, что в значительной мере восполняло утраты, обеспечивало квалифицированными кадрами нужды фронта и восстановление народного хозяйства в послевоенные годы. На 1 января 1946 г. в народном хозяйстве страны было занято 897 тыс. специалистов с высшим образованием, что составляло 98,8% к их численности за 1 января 1941г.

Суровые испытания в годы войны выпали и на долю высших учебных заведений Дагестана. Как свидетельствуют архивные документы тех лет, преподаватели, студенты, сотрудники с честью выдержали их. Особенно тяжело было Дагпединституту, который в сентябре 1942 г. был эвакуирован в Касумкент. В 1941-42 гг. в Дагобкоме и СНК республики трижды поднимали вопрос о закрытии Дагестанского педагогического института. Многие его преподаватели и студенты были мобилизованы в Красную Армию. В первые дни войны 15 преподавателей и 126 студентов добровольно ушли на фронт.

При активной поддержке секретаря обкома партии Г.А.Аликберова и заместителя председателя СНК ДАССР М. X. Хашаева удалось тогда спасти пединститут. Тем более, осенью 1941 г. в Дагестан был эвакуирован Крымский пединститут имени М.В. Фрунзе. 2 ноября 1941 года эшелон с преподавателями и студентами КПН прибыл в Махачкалу. Разместились они в главном корпусе и общежитиях института. В ноябре СНК ДАССР и Обком ВКП (б) приняли постановление «О слиянии эвакуированного Крымского пединститута с Дагестанским институтом». Решение было принято потому, что в условиях того времени не было возможности выделить эвакуированному институту соответствующее помещение, создать условия для его самостоятельного функционирования. Дагестанцы радушно встретили своих коллег, прибывших из фронтовой зоны. Все преподаватели КПИ были трудоустроены, студентам предоставлены места в общежитии. В 1960 г. в Симферополе вышла книга «История Крымского педагогического института им. М.В. Фрунзе (1918-58 гг.)». В ней есть страницы, посвященные тому периоду «Коллективы двух институтов представляли собой дружную единую семью, которая справлялась с задачами, поставленными партией и правительством перед высшей школой в условиях военного времени». Особенно радушное внимание к крымчанам проявлял заведующий кафедрой педагогики, доцент Омаров С.М., заведующий кафедрой физики X. Фаталиев, доцент кафедры русского языка Батырмурзаев и др.». В целом 1941-42 учебный год объединенный педагогический институт закончил более или менее нормально.

Немцы в июле оказались на Северном Кавказе. Они дошли до Краснодара, Майкопа и т.д. В областях северного Кавказа было введено военное положение. А 25 августа наши войска оставили Моздок, Дагестан превратился в прифронтовой район. Многие промышленные предприятия были эвакуированы из Махачкалы в другие города и союзные республики. Обстановка в городе становилась все тревожнее.

Вновь встал вопрос о судьбе-вузов республики. Своевременно, организованно начать новый 1942-43 учебный год, затем наладить нормальный учебно-воспитательный процесс в них стало уже невозможно. Сельхозинститут вообще приостановил свою работу, мединститут на короткое время был эвакуирован в Дербент и выпускал теперь исключительно военных врачей для отправки на фронт и работы в эвакогоспиталях.

Учебный корпус и общежития пединститута уже были переданы военным подразделениям. Вопрос эвакуации вуза из Махачкалы выдвигался теперь самой жизнью. Одновременно встал вопрос о замене директора института. В чрезвычайно трудных условиях необходимо было, чтобы его коллектив возглавил более энергичный и компетентный руководитель. 18 июня 1942 г. бюро обкома ВКП (б) приняло постановление по этому вопросу. Директором ДГПИ был утвержден Халил Магомедович Фаталиев. Ему тогда было 27 лет, он был кандидатом физико-математических наук, возглавлял кафедру физики, пользовался большим авторитетом в коллективе института и республике. Постановлением Махачкалинского комитета обороны от 4 сентября-1942 года пединституту было разрешено эвакуироваться в Касумкент - райцентр, один из крупных населенных пунктов Южного Дагестана.

В педагогическом институте в 1942-1943 учебном году были факультеты: исторический, языка и литературы (с отделениями русского языка и дагестанских языков и литературы), физико-математический, естественный. Число студентов - 310. Их учили 4 доктора наук, профессора; 14 кандидатов наук, доцентов; 15 преподавателей и ассистентов (без ученой степени и ученого звания).

Приказом директора ДЛИ Х.М. Фаталиева от 6 сентября был определен основной состав преподавателей и сотрудников, которые должны выехать в Касумкент - 46 человек. Студенты, проживающие в Махачкале (живущие в общежитии, в частных домах - 150 человек), должны были выехать вместе с преподавателями, а другие - сами приехать в Касумкент для продолжения учебы. Было решено брать в Касумкент самое необходимое для учебного процесса. Остальное оборудование и значительная часть библиотечного фонда оставались на складе института в Махачкале.

Другая трудность была в том, что Народный Комиссариат торговли ДАССР своевременно не выделил отъезжающим продукты питания на дорогу, и по прибытии в Касумкент в течение месяца не давались наряды на организацию питания коллектива института. Директор ДНИ Х.М. Фаталиев в письме от 12 октября 1942 г. на имя первого секретаря обкома ВКП (б) А.М. Алиева с возмущением писал о таком бездушном отношении к нуждам эвакуируемого вуза: «Люди усталые и истощенные в дороге, старые профессора и студенты не доедали из-за преступной нерасторопности НКТ и торгующих организаций, и в результате начались вспышки малярии, заболели крупнейшие ученые (профессор Скворцов, профессор Дитмат)».

По архивным документам можно установить, что коллектив пединститута прибыл в Касумкент где-то в середине сентября 1942 г. обосновался в здании средней школы. С утра здесь занимались школьники, после обеда - студенты. Каеумкентцы с большим вниманием и заботой отнеслись к эвакуированным преподавателям и студентам, разместили их в своих домах. Партийные, советские органы Касумкентского района старались создать нормальные условия для коллектива института.

В Касумкент была привезена часть библиотечного фонда института. Однако работать в библиотеке было некому. Х.М. Фаталиев обратился за помощью к родителям, знакомым с библиотечным делом, приглашая их на работу в институт. Таких нашлось двое - Е.Д. Никонова, которая была назначена заведующей библиотекой, и Е.Д. Подсыпанина.

Работники объединенного пединститута вспоминают, что на центральной площади Касумкента, где был установлен большой репродуктор, каждый день в 6 часов утра преподаватели, студенты и местные жители собирались послушать последние известия, оперативные сводки «Совинформбюро» о положении дел на фронтах. По заданию райкома партии преподаватели ДНИ принимали участие в пропагандистской работе среди жителей райцентра, соседних сел, рассказывая им об обороне Сталинграда, военных действиях на Северном Кавказе.

Из-за тяжелого материального положения и дальности расстояния не все студенты смогли приехать в Касумкент. По той же причине уволились с работы из института 7 преподавателей (в основном люди преклонного возраста).

В условиях сельской местности, в обстановке голода и холода организовать нормальный учебный процесс в соответствии с вузовскими требованиями было невозможно. Дирекция, партийная организация ДЛИ обращались в Махачкалинский комитет обороны, в обком партии, Совнарком ДАССР с просьбой разрешить институту вернуться в столицу. К тому времени и наступление немецких войск на всех стратегических направлениях было приостановлено, шла подготовка к переходу частей Красной Армии в контрнаступление. Глубокой осенью 1942 г. в битве за Кавказ назревал перелом.

С учетом этих обстоятельств Махачкалинский КО 5 ноября 1942 г. принял постановление «О переводе из Касумкента в гор. Махачкалу Дагестанского педагогического института», обязав председателя Махачкалинского горисполкома и начальника гарнизона к 10 ноября освободить здание учебного корпуса ДЛИ и общежитие по ул. Дахадаева, переводя воинские подразделения в другие помещения города. Переезд института завершился в середине декабря 1942 г., а в мае 1944 г., когда советские войска освободили Крым, и туда стало возвращаться эвакуированное население, Наркомпрос РСФСР разрешил Крымскому пединституту вернуться в Симферополь. Дагобком ВКП (б) и Совнарком ДАССР выразили благодарность научным сотрудникам, другим преподавателям КПИ за их плодотворную работу во время пребывания в Дагестане, а профессор Скворцов и доцент Загородских были награждены Почетными грамотами Президиума Верховного Совета ДАССР. Преподаватели и студенты Крымскдго пединститута, особо отличившиеся в строительстве оборонительных сооружений вокруг Махачкалы, были награждены только что учрежденной медалью «За оборону Кавказа». 21 августа 1944 г. коллектив преподавателей и студентов Крымского пединститута торжественно проводили на станции Махачкала. Вместе со всем своим имуществом эшелон прибыл через неделю в конечный пункт.

Идея, овладев умами и сердцами людей, становится мощнейшей мобилизующей силой. Мысль «Все для фронта, все для разгрома врага» овладела умами людей, превратилась в общенациональную, общегосударственную идею. И в высших учебных заведениях, и в школах, и на колхозных полях, в больницах, и у рабочих станков, и в лабораториях научных учреждений она означала одно - враг напал на нас, враг должен быть уничтожен. Ученые страны, деятели культуры и искусства, учителя и врачи, студенты высших учебных заведений являлись активными помощниками руководства страны в организаторской и идейно-воспитательной работе, имеющей одну-единственную цель - уничтожение врага. Война, какая бы она ни была тяжелая, не приостановила процесс созидания. Все структуры страны смогли перестроиться быстрыми темпами на военный лад. Вся система светского образования, все другие формы подготовки и воспитания кадров, деятельность научных учреждений действовали с целью удовлетворения потребностей фронта и тыла, достижения победы, успешного последующего развития советского общества.

Хотя Дагестан и не был фронтовым районом, но военное время наложило свой отпечаток на всю работу высших и средних учебных заведений региона. Основная часть интеллигенции, студентов, научных работников были мобилизованы непосредственно на фронты Великой Отечественной войны. Настроения дагестанцев хорошо выразил поэт Г. Цадаса в своем радиообращении дагестанскому народу: «На нашу Родину напал враг. Долг каждого из нас - отбить нападение врага, нанести ему сокрушительный удар. Партия большевиков зовет нас на священную Отечественную войну против обнаглевшего врага. Мы, горцы, знаем, что эта война за свою отчизну горцы Дагестана - вместе со всей страной, со своим старшим братом - великим русским народом. Жители гор! Я призываю вас, по примеру наших славных предков, не щадя своей жизни, бороться за свободу, за счастливую жизнь».

Как уже было отмечено выше, в первые два года войны на фронт ушли 3.5 тыс. только учителей. На смену пришли кадры, не имеющего специального педагогического образования. Задача подготовки педагогических кадров оставалась актуальной. В суровых военных условиях процесс развития высшего образования и подготовки кадров гражданских специальностей в области промышленности, сельского хозяйства, здравоохранения, науки и т.д. продолжался. В первом учебном году военного времени пединститут дал лишь 79 специалистов для дагестанских школ. По данным 27 районов, на начало 1943 года для 5-7 классов не хватало 413 учителей. В некоторых районах республики недоставало по 30-40 учителей, причем были школы, где все предметы в старших классах преподавали 1-2 человека.

Военное время поставило свое требование - улучшить дело повышения квалификации учителя через расширение системы заочного обучения. 25 января 1944 года бюро обкома партии и СНК ДАССР принимает постановление «О мероприятиях по укреплению системы заочного педагогического образования». И вот в объединенном институте - в Крымском педагогическом и Дагестанском в 1943 году обучалось на 4-х факультетах 863 человека, 558 из них на заочном отделении. Суровое военное время внесло свои изменения в график учебы - были сокращены сроки обучения без изменения объема изучаемого материала, стала более уплотненной рабочая неделя студентов, сокращен срок каникул и зачетно-экзаменационных сессий. Был введен во всех вузах курс по военному делу, противопожарной и противохимической защите.

«Производительность труда, - писал И.Г. Кураков, - зависит от двух основных факторов: от уровня используемых в производстве знаний и от вооруженности труда средствами производства. Причем главное место в этом сочетании принадлежит знаниям, так как средства производства: машины, аппараты, материалы, топливо и отчасти сырье, - по существу, являются вещественным выражением знаний».

 К началу 1943 года в учреждениях здравоохранения республики трудились 748 человек с высшим и 23- с незаконченным высшим образованием. В дни войны новые кадры специалистов мединститута продолжали пополнять армию медработников с высшим образованием. Накануне войны в мединституте обучались около 1000 студентов, а на 1 июля 1942 года - 555 человек. В целом по всем вузам Дагестана число студентов сократилось с 1734 человек в 1940 году, до 887 человек на 15 октября 1942 года.

В годы войны представители квалифицированного преподавательского коллектива мединститута, среди которого было 13 профессоров, проводили бесплатные консультации в эвакогоспиталях, 15 преподавателей сочетали работу в институте и в эвакогоспиталях, 5 преподавателей работали на станции переливания крови.

С 18 июня 1942 года СНК СССР отменил планы с сокращенными сроками обучения, принятые на военный период, освободил от призыва в армию студентов многих вузов страны. Большие группы студентов коренных национальностей вузов Киргизии, Таджикистана, Узбекистана, Армении, Дагестана, Бурято-Монголии были освобождены от оплаты за обучение, а особо нуждавшиеся обеспечивались питанием за счет государства.

В июле 1942 года постановлением СНК и бюро обкома Дагестанской АССР от приемных экзаменов в вузы освобождались лица, окончившие средние школы с оценками «отлично» и «хорошо», а при наличии свободных мест и просто успевающие ученики, окончившие средние школы в 1941-42 учебном году. Принимались меры по улучшению продовольственного снабжения студентов и преподавателей. Стипендия выплачивалась в первую очередь нуждающимся студентам, участникам Великой Отечественной войны и их иждивенцам при наличии удовлетворительных оценок.

Руководителям вузов, местным партийным и советским органам труднее давалось выполнение плана набора в учебные заведения, поскольку учащиеся старших классов шли работать на производство, а выпуск окончивших школы сокращался. Другая проблема не из легких - это необходимость увеличения приема студентов из коренных национальностей Дагестана, тогда как материальная база вузов и бытовые условия студентов хронически не успевали за увеличением их количества.

Война диктовала свои условия всем и каждому. Не обошла она стороной и Дагестанский сельхозинститут. Перед началом войны он превратился в солидное высшее учебное заведение с 36 хорошо оборудованными кафедрами, которые обеспечивали проведение учебной и научной - исследовательской работы на высоком уровне. Особенно хорошо, обеспеченные научной и другой аппаратурой лаборатории кафедр агрохимии, неорганической и органической химии, виноградарства и виноделия, ботаники позволили преподавательскому коллективу вести обучение студентов на уровне достижений современной науки. К началу войны в институте работало 43 преподавателя, в том числе 4 профессора и 12 доцентов. Но в 1941 году сельхозинститут временно закрылся. В его учебном корпусе функционировала Ленинградская морская школа. Вся учебная и научная аппаратура. института была эвакуирована в Азербайджанский СхИ в г.Кировабад. Но уже с 1 октября 1943 года в институте возобновились занятия. На 1943-44 учебный год был утвержден план набора в 150 чел. Дагестанский сельхозинститут начал готовить ветеринарных врачей, зоотехников, агрономов.

В медицинском и педагогическом институтах, в которых в период войны занятия не прерывались, наблюдался заметный рост количества студентов. К концу 1943 года в вузах республики обучались 1235 студентов вместо 887 на 15 октября 1942 года. В 1943 году средние школы выпустили около 200 человек, а вузы на 1943-44 учебный год планировали принять 500 человек.

В январе 1943 года бюро обкома партии обсудило эту проблему на заседании: «О подготовке, выращивании и выдвижении кадров из коренных национальностей Дагестана». Было обращено внимание на то, что за годы Советской власти в Дагестане значительно выросла интеллигенция, но одновременно подчеркивались недостатки, особенно крайняя незначительность учащихся коренных национальностей в отраслевых средних учебных заведениях ДАССР. В постановлении бюро было указано следующее: Обеспечить выполнение установленных планов и набора в вузы, добиваясь всемерного увеличения и улучшения контингента учащихся из коренных национальностей ДАССР; для студентов-дагестанцев организовать дополнительные занятия по русскому языку; в целях обеспечения горской молодежи возможности поступления в вузы организовать при институтах подготовительные курсы; просить ЦК ВКП (б) и СНК СССР освободить студентов вузов Дагестана из горных районов от платы за обучение и установить горцам стипендию независимо от успеваемости; обязать Наркомпрос ДАССР и органы народного образования на местах обеспечить возврат в школы учащихся, отсеявшихся за последний год из 8-9 классов средней школы.

Эти вопросы не сходили с повестки дня руководства партийной и советской организации республики. Так, 22 мая того же года СНК ДАССР и бюро обкома партии приняли постановление «О мероприятиях по улучшению работы Дагмединститута». Для увеличения набора в институт представителей коренных дагестанских народностей предполагалось открыть специальную подготовительную группу на 35 человек с годичным стажем обучения, а также был намечен ряд мероприятий по улучшению материально - бытовых условий студентов и профессорско-преподавательского состава.

Стремясь способствовать развитию сельского хозяйства, народного образования и здравоохранения руководство уделяло внимание тому, чтобы существующие в республике медицинский, сельскохозяйственный, педагогический и женский институты были укомплектованы достаточным количеством студентов из коренных народностей Дагестана. Они составляли в вузах республики в 1944 году всего 20%.

По инициативе Дагестанского обкома партии в 1945 году был произведен учет, который показал, что в городах и районах республики имеются более 500 человек из народностей Дагестана с законченным средним образованием в возрасте до 30 лет, используемых на работе в колхозах, на предприятиях, а также в партийно-советских органах.

Поэтому бюро обкома партии 4 июля 1945 года, обсудив вопрос «О наборе студентов в вузы республики», обязало руководителей колхозов, совхозов, предприятий и партийно-советских органов командировать 400 человек со средним образованием на учебу, освободив их от работы и обеспечив всем необходимым на период сдачи вступительных экзаменов. Для руководства данной работой была создана комиссия во главе с зав. отделом обкома ВКП (б) Х.М. Фаталиевым.

В результате всех этих и других мероприятий в 1945 году среди принятых в вузы Дагестана 54% были представителями коренных народностей Дагестана. За период 1940-45 гг. вузами. Дагестана было подготовлено и выпущено 1498 специалистов высшей квалификации.

Таким образом, в годы небывало тяжелой войны процесс функционирования учреждений высшего образования и средних школ, всей системы светского образования на территории республики в целом не прерывался. В организации этого процесса необходимо отметить значительную заслугу, прежде всего, руководства страны и республики, сумевшими осуществлять руководство деятельностью образовательных учреждений на должном уровне.

Естественно, разрушительная война на территории СССР не могла не повлиять на все сферы общественной жизни страны. Страна потеряла значительную часть кадров интеллигенции, с таким трудом и напряжением подготовленных за предыдущие 20 лет. В 1947 году в сельском хозяйстве работали всего 73 специалиста с высшим образованием, из них 28 дагестанцев, в то время как потребность в них составляла примерно 350 человек. В области животноводства работали 94 человека с высшим образованием, из которых 22 дагестанца, а требовалось еще 240 человек.

В таких важнейших для Дагестана отраслях промышленности, как нефтяная и электротехника специалисты-дагестанцы с высшим образованием составляли единицы. Нужны были инженеры дорожного строительства, поскольку бездорожье в горных районах составляло одно из главных препятствий проникновению культуры в высокогорные районы. Оно также создавало большие препятствия нормальному развитию экономики горных районов.

Продолжалась подготовка этих и других специалистов в центральных вузах Москвы, Ленинграда, Баку и других городов, что позволяло лишь до некоторой степени решить проблему дефицита кадров. По ходатайству руководства республики в ведущих вузах были открыты вакансии для представителей народностей Дагестана. Так, например, 7 июля 1947 года ЦК партии принял постановление «Об оказании помощи Дагестанской АССР кадрами специалистов и научных работников». Вскоре, после принятия постановления ЦК, республика получила значительное число специалистов высшей квалификации. Дагестанские вузы и научные учреждения, пополнялись высококвалифицированными научными работниками. Для организованного приема и распределения специалистов, прибывающих в республику, и организации направления наиболее способной дагестанской молодежи в московские и ленинградские вузы, была образована специальная комиссия. Министерства просвещения, здравоохранения, сельского хозяйства, Дагпотребсоюз, все секретари райкомов, председатели райисполкомов должны были организовать встречу молодых специалистов, обеспечивать их всем необходимым, а Дагпотребсоюз создавал в районах специальный фонд промышленных и продовольственных товаров для удовлетворения потребностей приезжих специалистов. В соответствии с постановлением ЦК партии в 1947 году в сельские районы Дагестана было направлено 400 медработников, 600 учителей и 150 специалистов сельского хозяйства.

Одной из форм оказания помощи национальным республикам являлась подготовка специалистов в ведущих вузах страны. В 1947-49 гг. в высшие учебные заведения Москвы и Ленинграда были направлены 281 дагестанцев. Прием вступительных экзаменов у молодежи, поступающей в вузы гг, Москвы, Ленинграда и др., производился при дагестанских вузах созданной для этого специальной комиссией.

В формировании светской интеллигенции Дагестана сохранялась искусственная уравнительность: понижение уровня требовательности при вступительных испытаниях, сохранение особых льгот, порайонное регулирование способствовали девальвации системы конкурсных отборов, снижению качества подготовки среднестатистических специалистов, понижению уровня общей эрудиции выпускников ВУЗов.

Вышеперечисленные меры, предпринимаемые государственными и партийными органами, далеко не всегда отличались эффективностью и достигали намеченной цели. Все равно в вузах республики из 2325 студентов только 834 (35,8%) человека представляли коренные народности Дагестана. Из таких районов, как Ахвахский, Табасаранский, Гергебильский, Гумбетовский, Кайтагский, Агульский, Кахибский в вузах республики не было ни одного студента. Потребность в кадрах высшей квалификации этих районов удовлетворялось за счет других районов Дагестана или же за счет специалистов, приехавших из других областей и краев страны. Для выправления создавшегося положения абитуриентам из этих районов предоставлялись значительные льготы при поступлении в высшие учебные заведения, они зачислялись вне конкурса, в первую очередь обеспечивались жильем и стипендией часто независимо от уровня их успеваемости.

Темпы подготовки кадров высшей квалификации в республике постепенно стали возрастать. К концу четвертой пятилетки довоенный уровень был намного превзойден. Если в 1940-41 учебном году в вузах Дагестана обучались 2400 человек, то в 1950-51 учебном году их стало 4005.

Однако развитие высшего образования всецело зависело от роста количества средних школ и контингента учащихся в них. В первые послевоенные годы количество выпускников средних школ совершенно не удовлетворяло потребности дагестанских вузов. В 1949 году в республике было введено всеобщее обязательное семилетнее обучение. Это давало возможность расширить сеть средних общеобразовательных школ. К 1950-51 учебному году в 8-10 классах 78 средних школ обучались уже 7100 учащихся.

Особенностью в образовательном процессе послевоенных лет и возможностью преодоления трудностей в деле развития образования явилось становление и расширение целой системы, специальных и пришкольных интернатов. В 1957-58 учебном году в республике насчитывались 254 школьных интерната, в которых обучались более 13 тысяч учащихся. Особенно много интернатов было в высокогорных районах, где взрослое население было занято в отгонном животноводстве. Кроме того, были созданы 12 городских и 5 интернатов для девочек-горянок, 3 женские средние межрайонные школы - интернаты, где дети находились на полном государственном обеспечении. Это еще больше актуализировало проблему обеспечения системы среднего образования подготовленными педагогическими кадрами.

По этой причине руководство республики было озабочено укреплением материальной базы педагогического института, но более всего выполнением плана выпуска учителей с высшим образованием. Благодаря мерам, принятым руководством, стал быстро восстанавливаться контингент студентов этого ВУЗа. В 1946-47 учебном году в пединституте обучались уже 423 студента и 105 в учительском институте, 182 из них были дагестанцами. Преподавательский коллектив вырос до 68 человек. В 1951 г. в Дагестанском государственном педагогическом институте научно-исследовательскую работу вели 26 человек, а 12 из них работали над кандидатскими диссертациями. Из этих 26 человек только пятеро выполнили плановые научные работы к намеченному сроку. Одна из причин срыва сроков выполнения научно-исследовательской работы - снижение уровня научной квалификации сотрудников: в этом явлении давали о себе искусственное уравнивание при приеме в ВУЗы и аспирантуры, отсутствие конкурсности, понижение уровня требовательности в оценке знаний студентов. Сказывался и тот факт, что многие преподаватели работали сразу в нескольких вузах. Расширялась подготовка специалистов через отделения заочного обучения (030), которые функционировали в 6 педагогических училищах при педагогическом и учительском институтах, что также влияло на уровень научной квалификации в отрицательном смысле, тем более, что в этот период в системе заочного обучения наблюдался значительный элемент принуждения.

В 1951-52 учебном году из 8755 учителей 1-х классов 1910 человек не имели даже законченного среднего образования. Поэтому государственные органы вынуждали каждого продолжить учебу в заочных отделениях. 23 апреля 1952 г. вышел приказ по Министерству просвещения ДАССР «О проведении приема на заочные отделения педагогических учебных заведений республики в 1952 году», в котором предлагалось связаться с отделами народного образования и в «отдельности с каждым учителем, подлежащим охвату заочным обучением».

В 1953 г. IV пленум обкома партии обсуждал вопрос «О подборе, расстановке и идейно-политическом воспитании кадров в Дагестанской партийной организации». В послевоенные годы руководство республики изыскивало пути ускорения темпов подготовки кадров высшей квалификации для таких важных отраслей народного хозяйства, требующих новых специальных знаний, как нефтяная, машиностроительная, энергетическая, пищевая промышленности, железнодорожный транспорт. В этих отраслях наблюдалось отсутствие специалистов из представителей местных национальностей - и особенно девушек горянок. Особенно острой оставалась проблема привлечения женщин в высшие учебные заведения, готовящие специалистов для этих отраслей. Веками складывающиеся традиции, отводящие женщине строго определенную роль в семейном быту и обществе, еще небыли окончательно преодолены к середине XX в., препятствуя руководству страны осуществлять намеченную программу по подготовке кадров специалистов, от которых зависело развитие народного хозяйства и культуры. При этом, важно отметить, что, несмотря на все сложности развития, высшая школа в Дагестане в середине XX в. продолжала функционировать как непрерывная система.

 

Автор: Адухов М.Д.