21.12.2012 4593

Высшее образование в Дагестане в 60е - начале 90х годов

 

Основным фактором ускорившим развитие высшего образования с начала 50-х годов стала научно-техническая революция, которая предъявила к высшей школе высокие требования по повышению качества подготовки кадров, соответствующих новым процессам в развитии экономики, культуры. Особенность этой эпохи еще в том, что в мире высокими темпами растет численность учащихся. В 60-е начале 90-х годов количество студентов выросло во всем мире. В развитых странах этот рост составил на уровне среднего образования - 77%, на уровне высшего образования - 214%, а в развивающихся странах соответственно - 357и331%.

Тенденция по обеспечению кадрами самых современных специальностей, свойственная всему миру, имела место и в СССР. По электронной технике, приборостроению, радиотехнике, связи число их увеличивалось в 2-3 раза. Контингент студентов высших учебных заведений за семь лет возрос с 2179 тыс. человек в 1958 -59 учебном году до 3861 тыс. человек в 1965-66 учебном году.

Высшая школа, функционируя в рамках советской системы, была призвана решать и успешно решала те социальные задачи, которые определялись государством. Государственные приоритеты и политика высших властных структур в сфере высшего образования являлись основополагающими факторами его эволюции.

К концу 50-х годов руководство страны перед высшей школой поставило задачу: «Резко увеличить выпуск специалистов из высших учебных заведений, всемерно улучшить качество подготовки специалистов, поднять учебную работу до полного соответствия современному уровню науки и техники, правильно разместить по стране подготовку специалистов; вооружить молодых инженеров и агрономов, выпускников вузов, достаточными знаниями по конкретной экономике и организации производства; ликвидировать имеющее место в отдельных областях знаний отставание научной работы вузов от растущих запросов народного хозяйства, а иногда и от научных достижений за рубежом, шире привлекать высшие учебные заведения к выполнению научно- исследовательских работ для народного хозяйства».

Дагестанский государственный университет в 70-е-90-е гг. продолжает развиваться и наращивать материальную базу. В 1968-69 учебном году было завершено строительство учебного корпуса для инженерно-технических факультетов по ул. Дагестанской. Это дало возможность создать ряд новых лабораторий и кабинетов технического направления. 60-70-е годы - это новый этап в развитии высшего образования в республике. За 10 лет инженерно- технический факультет университета превратился в мощное научно-учебное заведение. К моменту открытия этого факультета там не было ни одного преподавателя, имеющего ученую степень или звание. В 1971 году на 8 специальных кафедрах, обслуживавших эти факультеты, работало 76 преподавателей, в том числе 1 доктор технических наук М.С. Аминов, 1 профессор Ф.А. Коршак, 23 кандидата наук, доцента. Из общего количества 117 преподавателей, работавших на инженерных факультетах, 2 человека имели степень доктора наук, профессора и 43- кандидата наук, доцента. На 1 января 1972 года в целевой аспирантуре соответствующего профиля и аспирантуре университета по инженерным специальностям обучались 17 человек.

На инженерно-строительном факультете университета были оборудованы кабинеты по строительной механике, деталям машин и ТММ, технике безопасности, экономике и организации строительства, архитектуре, инженерной геологии. За короткий срок на инженерных факультетах создаются специальные учебные и научные лаборатории и кабинеты, которые давали возможность вести учебный процесс на современном уровне, кроме того, позволяли осуществлять научно-исследовательские работы по требованиям, предъявляемым современностью. Инженерные кафедры были оснащены современным оборудованием на сумму 665 тысяч рублей. В 1971 году эти кафедры выполнили хоздоговорные научные работы на сумму 200 тысяч рублей. На радиотехническом факультете появились новые лаборатории: «Электротехнические устройства», «Теоретические основы электроустройства», «Техника СВЧ», на технологическом факультете - лаборатории: холодильной технологии и сушки, технической микробиологии, автоматизации процессов пищевых производств. На всех инженерных факультетах были организованы кабинеты дипломного и курсового проектирования, оснащенные в основном чертежными комбайнами - кульманами.

В республике 60-70-х гг. бурно развивались производительные силы, объем капитального строительства приобретало значительный размах, что в свою очередь требовало ускорения подготовки инженерных кадров, открытия новых технических специальностей. Это способствовало тому, что 24 декабря 1970 года Совет Министров СССР принял постановление об организации Дагестанского политехнического института. В структуре нового, пятого вуза Дагестана, были предусмотрены 6 факультетов (механический, приборостроительный, строительный, технологический, вечерний и заочный) и 32 кафедры.

В 60-е годы задачи общеобразовательной школы усложнялись. Этот период характеризовался научно-техническим и социальным прогрессом. Школа должна была выйти на новый уровень. Это было связано с подготовкой всесторонне развитых и подготовленных педагогов высшей квалификации. Уровень знаний учащихся зависел от качественной педагогической работы.

В начале 60-х годов учительские институты в стране, исчерпав свои функции ускоренной подготовки учителей для семилетних школ, начали закрываться. Некоторые из них переводились в полноценные педагогические вузы. Так, Министерством просвещения РСФСР специальным приказом от января 1964 года Дагестанский женский педагогический институт был преобразован в Дагестанский педагогический институт. Это дало возможность с 1964- 1965 учебного года увеличить план приема в институт (на дневное отделение - до 500 человек, на заочное - до 400 человек).

Была начата подготовка учителей по новым специальностям: на дневном отделении - на факультете иностранных языков (англо-немецкое и франко-немецкое отделение), музыкально-педагогическом, факультете физического воспитания, а на заочном отделении - на факультете биологии.

Правительство Дагестана оказывало поддержку институту в ускоренном строительстве студенческого общежития на 632 места, в оборудовании новых лабораторий и кабинетов для вновь открываемых факультетов, в комплектовании института необходимыми научно-педагогическими кадрами.

В школах республики шла напряженная работа по обновлению содержания учебного процесса на уровне требований научно-технического прогресса. Успех этого дела зависел от учителя. Требовались педагоги не для ликвидации неграмотности как в 30-е годы, не для 5-7 классов с неполным учительским образованием, а учителя с высоким научно-теоретическим и методическим уровнем подготовки, что увеличивало потребность в значительном улучшении работы высших педагогических учебных заведений и повышении качества подготовки учительских кадров. Это понимало высшее политическое руководство страны. 3 сентября 1966 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О мерах по улучшению подготовки специалистов и совершенствованию руководства высшим и средне - специальным образованием в стране».

Дагестанский педагогический институт, которым руководил талантливый организатор профессор А.М. Магомедов, направил усилия всех своих звеньев, начиная от академических групп и студенческого актива и кончая кафедрами, на решение актуальных проблем: усовершенствование учебного процесса, улучшение самостоятельной работы студентов, количественного и качественного роста кадров научно-педагогического коллектива. Главное внимание студентов обращалось на выработку умения самостоятельно работать. На это были нацелены лекции и беседы со студентами по методике организации самостоятельной работы. Студенты вырабатывали навыки научно- исследовательской работы благодаря индивидуальным и групповым консультациям, усиленному учету и контролю за текущей успеваемостью путем систематического проведения дифференцированных зачетов, обязательных собеседований и коллоквиумов, дополнительной индивидуальной работе с неуспевающими студентами.

Широко начали использоваться в учебном процессе всех вузов Дагестана современные технические средства обучения. В педагогическом институте на факультете иностранных языков была создана лаборатория развития навыков речи, активно демонстрировались учебные фильмы на многих кафедрах, в том числе и на кафедрах истории.

По плану на 1966-1970 гг. предусматривалось принять в пединститут.2775 человек, было принято 3020 человек. На дневном отделении в 1970 году доля рабочих и крестьян составляла 76,2 процента.

Для закрепления учительских кадров в сельских общеобразовательных школах принимались меры со стороны руководства республики и органов местной власти. Они привлекали в институт молодежь, постоянно проживающую в сельской местности. В 1970 году выходцы из сел составили среди зачисленных в педагогический институт 76 процентов. В 1968 году институт выпустил учителей по всем специальностям, из которых 395 человек окончили дневное отделение и 337- заочное. В 1970 году выпуск молодых специалистов с высшим образованием достиг 800 человек.

Рос качественный и количественный состав научно-педагогических кадров. В 1963-64 учебном году на 10 кафедрах женского института работали 114 преподавателей, из которых 22 имели ученую степень кандидата наук, а в 1969-70 учебном году на 27 кафедрах работали 279 преподавателей, из них 4 доктора наук, профессора, 105 кандидатов наук и доцентов. Ежегодно 12-15 преподавателей института защищали докторские кандидатские диссертации: к этому времени 30 человек работали над докторскими диссертациями, более 100 преподавателей института повышали свою квалификацию в центральных вузах.

После преобразования Женского учительского института с 1958 по 1968 гг. стала укрепляться учебно-материальная база этого вуза. Построили студенческое общежитие на 440 мест, студенты факультета физического воспитания получили прекрасный Дворец спорта, была открыта студенческая столовая на 250 посадочных мест. Если в 1955 году на нужды института было выделено 214 тысяч рублей бюджетных ассигнований, то в 1968 г. бюджет института составил 1 миллион 890 тысяч рублей. Одним из выдающихся ученых был профессор педагогического института М. Дандамаев - уникальный специалист по восточным цивилизациям.

Общество Дагестана с древних времен имело традиционные связи с восточными цивилизациями: персидской, византийской, арабо-мусульманской. Немало выходцев Дагестана в прошлом стали известными на Востоке как крупные ученые гуманитарного направления. Ученый - востоковед с мировым именем Мухаммед Дандамаев из далекого горного аула Унчукатль получил высшее образование в Ленинграде, стал аспирантом Института истории АН СССР под руководством академика В.В.Струве - востоковеда с мировым именем. Он овладел многими европейскими языками и древними языками Ближнего Востока. Дандамаев - ученый, который раскрыл тайну наскальных надписей в местности Бехистон, т.е. он прочел «Бехистонские надписи», сделанные 2500 лет назад о событиях периода царствования Дария.

На эту тему он в 1959 году блестяще защитил кандидатскую диссертацию и стал работать в Ленинградском филиале Института Востоковедения АН СССР. В 1976 г. он там же защитил докторскую диссертацию. Опубликовал более 300 научных трудов и статей.

Его исследование «Иран при первых Ахеменидах» было переведено на персидский и немецкий языки. За этот труд ему присуждена премия французской академии. Другой фундаментальный труд «Рабство в Вавилонии» основан на тщательном изучении многих клинописных документов и представляет собой крупный вклад в ассирологическую науку. Эта работа переведена на английский язык и опубликована в США. Ему принадлежат монографии: «Экономика и культура Древнего Ирана», «Вавилонские писцы», «Политическая история Ахеменидской державы», «Иранцы в Вавилонии», 5 книг по истории и культуре Ближнего Востока изданы в США, Голландии, Испании, Германии и в других странах. Отечественные и зарубежные ученые по достоинству оценили его труды и назвали их «основополагающими для изучения истории Древнего Ирана». Американский востоковед, профессор Иенского университета Б. Фостер писал о книге «Вавилонские писцы»: «Книга так богата полезной и интересной информацией, что читатель может только восхищаться и быть признательным. Эта книга останется образцом исследования: ясная, хорошо организованная, авторитетная и полная эрудиции, не говоря о чисто человеческом интересе. «Вавилонские писцы» нашли талантливого преемника в Ленинграде». Э. Ялаучи, профессор университета в штате Огайо, писал: «Исследования Дандамаева являются весьма ценным вкладом в историческую науку в виду его несравненного владения клинописными источниками».

Мухаммед Дандамаев, в последствии член-корреспондент Российской академии наук принимал участие в нескольких десятках международных научных конгрессах в разных странах. Выступал с лекциями в Лондонском, Кембриджском, Оксфордском, Женевском, Цюрихском университетах, в ряде университетов Германии и Израиля. Серия его лекций, прочитанных в США - Колумбийском, Гарвардском, Чикагском, Нью-йоркском, Йельском и других университетах - были опубликованы в США в 1992 году в виде отдельной книги «Иранцы в ахеменидской Вавилонии».

Сельское хозяйство после Великой Отечественной очень трудно восстанавливалось, война шла на территории СССР, и поэтому наибольшие материальные разрушения коснулись именно сельскохозяйственного сектора. Организация колхозов, несмотря на реформы и усилия руководства страны, не обеспечивала эффективного развития. Колхозное движение не содержало в себе внутреннего импульса саморазвития из-за отсутствия конкурентности. Развитие в нем происходило под воздействием внешних толчков, инициируемых государственной системой.

Успехи в развитии сельского хозяйства Дагестана в определенной мере были связаны с уровнем и качеством подготовки кадров. Профессорско- преподавательский коллектив сельскохозяйственного института пытался ориентировать студентов на умение самостоятельно изучать и активно использовать необходимую информацию для решения конкретных задач. Это являлось самым эффективным средством формирования высококвалифицированных специалистов. В 60-е годы Дагестанский сельскохозяйственный институт в целях систематизации и закрепления теоретических и практических знаний взял курс на увеличение объема подготовки дипломных проектов. Этим курсом следовали и другие вузы.

Эта мера нацеливала студентов на самостоятельный поиск как основной метод обучения. В 1958 году Ветеринарный факультет выпустил 57 научных статей, агрономическим факультетом на 8 кафедрах в том же году было подготовлено 24 научных работ и 2 брошюры. В 1958 году Г.П. Загородный защитил докторскую диссертацию на тему «Система удобрений в овощном севообороте применительно к условиям плоскостного Дагестана». В том же учебном году были защищены 2 кандидатские диссертации: Королевой О.Д. на тему «Агробиологическое обоснование сроков осеннего посева местных твердых пшениц Дагестана» и Зайцевой Е.Х. на тему «Изучение влияния различных фракций дубильных веществ на качество некоторых вин Азербайджана».

Соответствующие руководящие органы страны разработали программу межхозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции, которая потребовала перестройки учебного процесса. Наибольшее внимание стало уделяться укреплению материально технической базы учебного и научного процесса, сближению учебного процесса с производством, повышению качества лекций, практических и семинарских занятий, научно-исследовательской работе, учебной, производственно-учебной и общественно-политической практике. Студенты на рабочих местах начали осваивать современную технологию производства, становились дублерами специалистов в колхозах и совхозах, вникали в технологические, хозяйственные и общественные дела хозяйств. Сельхозинститут укрепился научно и методически, преподаватели разрабатывали учебные и методические пособия с учетом специфики своего вуза и сельского хозяйства Дагестана. В 1979-81 гг., например, были опубликованы 72 наименования научно-методических изданий общим объемом 208 авторских листов.

Рост количества студентов за 10 лет (1960-1970 гг.) доказывает интенсивные темпы развития вуза. В 1962 году в ДСХИ на очном отделении учились более восьмисот человек, на заочном - 889. 28 кафедр этого института насчитывали более 120 человек профессорско-преподавательского состава. С первых дней функционирования института в нем работал Георгий Петрович Загородный - 1-й заместитель директора ДПВИ по учебной и научной работе, который к началу 60-х годов стал доктором сельскохозяйственных наук, профессором агрохимии.

В 1970 году общее количество студентов увеличилось до 3175 студентов, причем на дневном отделении учились 1436 человек. За короткий исторический срок в 2-3 раза ускорился количественный рост подготовки специалистов высшей квалификации.

До 70-х годов новая власть много раз принимала специальные постановления и решения, касающиеся высшей школы. Последовательно проводились в жизнь меры, направленные на демократизацию высшего образования, на приближение социального состава студенчества к социальному составу населения страны, на улучшение материального положения студентов, на более эффективное использование молодых специалистов. Так, в сентябре 1969 г. постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР были созданы подготовительные отделения, которые облегчили поступление в вузы детям дагестанцев, рабочих и крестьян. Для дагестанской молодежи продолжали действовать льготы в ведущих учебных заведениях страны до 1992 г. что давало возможность представителям дагестанских народов достигать высокой квалификации в будущих профессиях. В дагестанском обществе это обстоятельство воспринималось как проявление социальной справедливости, утверждаемой советской властью.

В 1976 году в стране действовали подготовительные отделения при 619 вузах, которые дали возможность зачислить 17,2% студентов. Качественное развитие высшего образования зависело от научно-педагогических кадров, которые в СХИ выросли с 103-х в 1960 году до 172 в 1970 г., среди них число докторов и кандидатов наук увеличилось от 37 до 55. Печатной продукции издано было в объеме около 700 печатных листов. А в 1972-73 учебном году на 29 кафедрах работало 190 преподавателей, из них 12 докторов и 100 кандидатов наук. Число научных работников из местных народностей республики увеличилось с 5 в 1954 году до 120 в 1972 г.

За 40 лет СХИ подготовил 5592 специалиста высшей квалификации, из них 2444 агронома, 1112 ветврачей, 1247 зоотехников, 789 экономистов. Более трех тысяч руководителей и специалистов колхозов и совхозов повысили свою квалификацию. К этому времени Институтом были выпущены 22 тома научных трудов, в которых опубликовано 800 тезисов и статей. Число студентов из года в год росло и к началу 1960 г. достигло 1257 человек. В том же году ректором института стал М.М. Джамбулатов. В 1961 г. открылся экономический факультет с двумя отделениями: организация экономики и бухгалтерского учета в сельскохозяйственном производстве. С 1961 года прием в институт увеличился до 500 человек. Знаменательным было и то, что с 1966 года институт начал подготовку ученых-агрономов по орошаемому земледелию.

Повышение требований к будущим специалистам заставляло совершенствовать преподавание теоретических и практических знаний. От будущих ветврачей требовалось умение самостоятельно ликвидировать инфекционные болезни, от зооинженеров - сокращать сервиспериод, обеспечивать сбалансированное кормление животных. Студенты выполняли различные технологические операции на комплексно-механизированной ферме учхоза, подготавливали корма, чистили скот и животноводческие помещения, управляли механизмами, доили коров. Студенты факультета виноградарства и плодоводства трудились на виноградниках, в парниках и теплицах. Будущие инженеры- механики ремонтировали технику, выполняли отдельные виды сельскохозяйственных работ и операций. На экономическом факультете внимание уделялось умению обращаться с первичными документами, отчетностью, собирать и обрабатывать информацию, знать операции, выполняемые финансово-кредитными учреждениями, плановыми и статистическими органами, вычислительными центрами, внедрять научную организацию труда во все стадии внутрихозяйственного расчета.

К концу 70-х годов в республике работало около 4 тысячи специалистов сельского хозяйства с высшим образованием. Много выпускников работали уже в самом институте. Это профессора И. И. Алахвердиев, М.М. Джамбулатов, А.А. Магомедов, Э.С. Масандилов, С.Д. Омаров; доценты А.Д. Авшалумова, А.М. Аджиев, Т.С. Алибеков, А.М. Алишейхов, В.И. Бабаев, Б.Р. Джабаев, В.Н. Димитрова, Г.Г. Замигулов, Г.И. Зубаилов,.Ш.Ф. Ирахов, М.- Э.М. Магомедов, А.Р. Османов, В.Г. Попов, Д.А. Расулов, С.Г. Ханмагомедов, М.М. Шихшабеков, С.Р. Яруллин и др.

Авторитет вуза зависит от уровня его научно-исследовательской работы. Эффект обучения во много раз увеличивается, когда обучение тесно связано с исследовательской работой. За 1960-70-е годы возрастает показатель развития научно-исследовательской работы: сельхозинститут к 70-м годам выпустил 2 тома своих трудов. Были изданы 10 методических пособий, книги, брошюры в помощь сельскохозяйственному производству. 6 ученых получили авторские свидетельства за изобретения. Профессор М.М. Халимбеков за короткий срок провел плодотворные исследования, изучив возбудителей и характер ряда болезней овец и коз. Исследования, начатые профессором Н.С. Филковым, позволили его ученикам выяснить ряд особенностей в физиологии пищеварения у буйволов. Профессор Г.В. Дегтярев выпустил монографию «Советская ветеринарная хирургия на войне». Им впервые в нашей стране была осуществлена операция грудной полости (на перикарде) у коровы. Доцент кафедры хирургии и акушерства А. А. -Панков разработал методику пересадки измельченной кожи. Научные труды и учебники профессора Н.А. Золотарева широко используются в вузах страны и переведены на иностранные языки. Н.А. Золотарев со своими аспирантами работал над проблемой профилактики и ликвидации паразитарных заболеваний крупного рогатого скота.

Кафедра терапии проводила работу для получения данных по ранней диагностике болезней желудка жвачных животных, коллектив кафедры изучал лечебные свойства натурального желудочного сока лошади, устанавливал методы его применения в ветеринарии. В 60-70-е годы исследовались вопросы, связанные с костной дистрофией, болезнями печени жвачных животных и физиологией пищеварения желудка однокопытных. Часть полученных результатов этих исследований были опубликованы в Софии.

Кафедра эпизоотологии выполнила научные работы по лептоспирозу (проф. М.М. Фарзалиев), по инфекционному атрофическому риниту и бронхопневмониям овец (проф. А.А. Магомедов), бруцеллезу и контагиозному пустулезному стоматиту (проф. П.П. Самойлов), энзоотической атаксии ягнят (доценты Ш-В. Г. Дандамаев, С.М. Абрамова и ассистент З.И. Дитаченко), фармакологии (доцент А.Ф. Султанова) и др. Многолетние исследования аппарата дыхания буйвола (доцент К.П. Янылин), а также изучение животноводства древнего Дагестана по данным остеологического анализа (доцент К.Н. Золотов), дали возможность их авторам написать и успешно защитить докторские диссертации.

Ценные исследования велись на кафедре зоотехнии по разведению местных пород овец лезгинской и андийской, раннему окоту, повышению продуктивности животных (проф. М.М. Зубаиров, доценты А.И. Ибашев, Р.С. Махачев, Я.Д. Джалалов). Профессор В.А. Морозов проводил исследования по биологии размножения и искусственному осеменению животных. Они известны в стране и за рубежом.

Плодотворная научно-исследовательская работа выполнялась на агрономическом факультете. Изучались пути рационального использования растительности Дагестана, методы борьбы с сорными растениями (профессор П.П. Курлин, Я.И. Проханов, доценты В ЛЬ Хачумова, В.Н. Димитрова); исследовались методы селекции и генетики культурных растений (доц. Д.С.Омаров); системы дифференцированной обработки почвы (доцент А.А. Батурин); занятых паров (ст. преподаватель Б. С. Рожков); эффективность различных способов полива и режима орошения сельскохозяйственных культур (доцент Б.С. Песоцкий); эффективность различных систем удобрений (профессор Г.П. Загородный, доцент Д.А. Расулов); семеноводство многолетних и однолетних трав (доценты А.И. Гридина, В.П. Курлин, М.К. Ибрагимов); сроки посева местных сортов пшеницы (О.Д. Королева); сортовая агротехника выращивания винограда (доценты A.JI. Куц, Б.Л. Гаджиев, М.М. Далгат).

Со дня открытия института до 70-х годов велось исследование плодовых и ягодных культур, совершенствования породно-сортового районирования, селекции плодовых культур, разработки ускоренного метода выращивания саженцев на слаборослых подвоях, экологических условий и технологии плодоводства в предгорных и горных условиях; причин периодичности плодоношения (доценты Д.Виноград, С.К. Абдулкадыров, С.Р. Яруллин).

Большой научный и практический интерес представляли исследования директора учебно-опытного хозяйства института В. И. Бабаева по вегетативному размножению садовых растений зелеными черенками в условиях искусственного тумана. Полученные им результаты научных исследований были одобрены участниками совещания СЭВ, проходившего 1971 г. в Дагестане.

Сотрудниками института была изучена эффективность теплиц на термальных водах для выращивания овощей и декоративных растений, а также установлена возможность использования этих вод для полива сельскохозяйственных культур при определенном изменении их концентрации путем разведения пресной водой. Результаты восьмилетнего опыта работы теплицы института использовались при строительстве теплиц на термальных водах Дагестанского научно-исследовательского института сельского хозяйства и, кроме того, при строительстве подобных теплиц, предпринятом Министерством коммунального хозяйства ДАССР.

Ценные научные исследования вел профессорско-преподавательский состав экономического факультета. Разрабатывались вопросы интенсификации сельскохозяйственного производства (доценты М.Д. Агаларханов, Ш.Ф. Ирахов, А. С. Азиев); воспроизводства рабочей силы, ее использования, повышения производительности труда, условия оплаты труда и материального стимулирования работников сельского хозяйства (профессор Ю.А. Бабаев, доценты JI.O. Омаров и А. И. Айдемиров); оптимизации накопления для осуществления полного хозяйственного расчета при заданных темпах расширенного воспроизводства (доценты M.JI. Лишанский и Т.С.Саидов); совершенствования краткосрочного кредитования совхозов (ст. преподаватель Г.И. Гаджиев) и другие.

Весомый вклад внес профессорско-преподавательский состав института в дело оказания практической помощи производству: перевод совхозов на внутрихозяйственный расчет, внедрение журнально-ордерной формы счетоводства, проведение анализа кормов. Сотрудниками института проводилась консультация специалистов хозяйств по периодической и годовой бухгалтерской отчетности, финансированию и кредитованию, по другим насущным вопросам; организовывались семинары, совещания, экономические конференции в районах, осуществлялась широкая пропаганда сельскохозяйственных знаний через печать, радио, телевидение.

Особенностью этого десятилетия (1960-70 гг.) в развитии высшего образования Дагестана стал тот факт, что именно в сельскохозяйственный институт, который являлся наименее привлекательным для самой консервативной части населения Дагестана - горских женщин, стали поступать горянки. Это был показатель значительных изменений внутреннего сознания горских женщин, когда вековой менталитет начал разрушаться, а быт коренных народов подвергаться процессам модернизации. В 1960 году число окончивших сельскохозяйственный институт девушек-горянок составляло 14 человек, а в 1990 году 287 учились на очной форме обучения. В 1991 году институт окончили 276 женщин, 259 из них - представительницы коренных народностей Дагестана.

Таким образом, на начало 1972-73 учебного года Дагестанский сельскохозяйственный институт вел подготовку кадров по очной системе обучения по специальностям: плодовоовощеводство и виноградарство, агрономия со специализацией по орошаемому земледелию, зоотехния, ветеринария, экономика, организация сельского хозяйства и бухгалтерский учет в сельском хозяйстве. В 1972 году функционировали 8 факультетов, подготовительное отделение, обучалось 3200 студентов и слушателей.

Несомненно, образование является элементом повышения культурного уровня населения. Но рассматривать его только в этом качестве, особенно в условиях научно-технического процесса невозможно. Наиболее важной становится роль образования в развитии производства. Академик С. Г. Струмилин называл науку «одним из ведущих подготовительных цехов в общей системе народнохозяйственного труда». Таким же «подготовительным цехом» для экономики является образование, обеспечивающее промышленность, сельское хозяйство и другие отрасли необходимыми квалифицированными кадрами. В.А. Жамин, рассматривая вопрос о характере труда работников народного образования, говорил о том, что труд учителей, мастеров, преподавателей техникумов и вузов, участвующих в подготовке квалифицированных кадров для сферы материального производства, носит производительный характер, поскольку эти работники учебных заведений «непосредственно участвуют в воспроизводстве квалифицированной рабочей силы и тем самым способствуют росту производительности труда Труд значительной части педагогов, участвующих в подготовке квалифицированных кадров для производственной сферы, выступает в виде непосредственно производительного, а труд другой части педагогов, дающих общее образование и готовящих кадры для не производственной сфер является косвенно-производительным».

Своеобразным новшеством, уравнивающим людей в возможности получения высшего образования, было введение нового порядка приема в вуз, предполагающего предоставление преимуществ для производственников. Они составили в 1957 году 44,5 процента, а в 1958 году - 80 процентов общего приема в Дагестанский медицинский институт. Средством социальной уравнительности при поступлении в институт становились подготовительные трехмесячные курсы, созданные в 1957 году, в 1958 и 1959 гг. срок подготовки возрос до пяти месяцев. Эти формы обучения давали возможность вовлекать молодежь из наиболее отдаленных районов Дагестана, не имевших специалистов, в частности, даже врачей из коренного населения. Отличительной особенностью студентов - производственников часто являлись настойчивость, упорство, дисциплинированность, которые позволяли им достигать высокой успеваемости и примерного поведения. В начале 60-х годов на I и II курсах были введены занятия по свободному расписанию. Студенты каждый день слушали одну 2-х часовую лекцию, а 4 часа работали на одной из кафедр. Каждый студент имел рабочее место и все необходимое для выполнения практического задания. Студент тут же сдавал работу преподавателю, который имел возможность проверить и оценить теоретическую подготовленность студента и степень усвоения им практических навыков. Эта форма повышала индивидуальную ответственность каждого студента.

С 60-х годов для усиления практического элемента в преподавании и лучшего усвоения материала на III-IV-V курсах были введены трехчасовые практические занятия вместе двухчасовых. Большое внимание уделялось самостоятельным опытам в лабораториях и работе с больными в палатах, перевязочных, операционных. Организация занятий со студентами VI курса была сопряжена с трудностью нехватки клинических баз.

Более рационально были организованы занятия на VI курсе в лечебных учреждениях г. Каспийска. Студенты жили в благоустроенных общежитиях, работали в качестве помощников врачей в хирургическом, терапевтическом, инфекционном, акушерско-гинекологическом отделениях больницы, вели прием в поликлиниках, работали на здравпунктах и участках.

Один день в неделю студенты 6 курса проводили в Институте, слушали лекции, участвовали в научных конференциях. Раз в неделю к ним в Каспийск выезжали преподаватели, профессора и доценты, для оказания практической помощи.

Новшеством было и то, что для усиления практического обучения с 1958 года была введена фельдшерская производственная практика для студентов 3-го курса. Студенты 4-го курса производственную практику проходили в течение 2-х месяцев в больницах Дагестана и Чечено-Ингушетии. А на V курсе, проводившаяся ранее факультативная практика превратилась в обязательную врачебную практику. Для привития навыков по уходу за больными и для ознакомления с условиями работы в лечебных учреждениях студенты I-II курсов начали привлекаться к практической работе в вечернее и ночное время в качестве помощников медицинских сестер.

С 1959 по 1965 гг. Мединститут выпустил 1289 врачей высшей квалификации, 60 процентов из них представляли коренные народности Дагестана. До 1964 года из представителей коренных народностей Дагестана было подготовлено 1500 врачей. Одновременно шло формирование научно-педагогических кадров в Мединституте. В 1959 году 10 ассистентов защитили кандидатские диссертации, 9 из них уроженцы Дагестана. Медленнее всего шло укомплектование института докторами наук. Из 27 заведующих кафедрами только 9 человек имели ученую степень доктора наук. К 1965 году их число возросло до 14 человек.

В 60-е гг. заметно повышение активности в научно-исследовательской работе. Вместо 81 тем для исследования на 1963-64 уч. г. было запланировано изучить 96 тем. Изменился характер тематики: в 1961-62 гг. не была представлена такая проблема, как физиология и патология сердечно-сосудистой системы. А в 1963-64 гг. эта проблема включила 9 тем, и в их разработке принимали участие 3 кафедры. Кафедра патологической анатомии сосредоточила работу своего коллектива на проблеме гистохимии атеросклероза. 2 сотрудника кафедры факультетской хирургии занимались вопросом венографии и расстройства портального кровообращения (гипертензия), а также путей хирургического лечения. Доцент Кыштымов В. В. и ассистент Розен Д.Н. изучали условия жизни и частоту осложнений (инфаркт, инсульты) у больных гипертонической болезнью г. Махачкалы. Планируемые темы были объединены в 12 проблем. Кроме того, на 1963-64 гг. были запланированы 8 докторских диссертации, 6 из них - переходящие. Кандидатских диссертации запланировали 16, тогда как в предыдущем году планировались 9 работ. На 1963 год было запланировано закончить 2 монографии: профессора Аскерханова Р.П. «Эхинококкоз в Дагестане» и профессора Супоницкой Ф.М - «К вопросу о механизме действия курортных факторов Каякента на организм с аллергически измененной реактивностью». В 1963-64 году в научно-исследовательской работе принимали участие 7 профессоров, 24 доцента, 31 ассистент, 13 аспирантов, 1 врач-лаборант, 2 клинических ординатора и 6 практических врачей. К 1967 году лишь одна кафедра патфизиологии вырастила в своем научном кружке 12 научных работников. 16 кандидатских и 3 докторских диссертации защитили выпускники института на кафедре нормальной анатомии. А всего к этому времени в институте было защищено 120 кандидатских и 34 докторских диссертаций, опубликовано 1569 работ. Институт сыграл большую роль в ликвидации многих болезней, распространенных ранее в Дагестане. К середине 60-х годов со дня основания медицинский институт подготовил свыше 4600 врачей.

Постоянно крепла материально-техническая база института. К началу 60- х годов завершилось строительство трехэтажного биофизиологического корпуса. За счет его площадь института удвоилась. Институту постоянную помощь оказывало и правительство Дагестана. В 1965 г. за счет средств республиканского бюджета было построено второе студенческое общежитие на 632 мест. Запланировали строительство нового крупного морфологического корпуса, в котором должны были разместиться научно-исследовательские лаборатории и некоторые кафедры.

В 1965 году в Дагестанском медицинском институте был открыт новый факультет - стоматологический. Базой для него стала новая стоматологическая поликлиника с отделением челюстно-лицевой хирургии, крупным хозяйственным корпусом, лекционным залом и специальными помещениями для учебных занятий.

Достижения в научно-исследовательской работе отразились в масштабных публикациях. Х.Э. Гаджиев выпустил в 1964 году работу: «Парапернициозная анемия в Дагестане». В ней вскрывались причины довольно распространенного заболевания, предлагались новые, весьма ценные методы их предупреждения и лечения. Х.Э. Гаджиеву. была присвоена ученая степень доктора медицинских наук и звание профессора. М.С Михайловский получил степень доктора медицинских наук за работу «К вопросу о патогенезе, патологической анатомии, клинике и лечении химических травм пищевода». В своем исследовании М.С. Михайловский, наряду с разработкой новых методик исследований, предлагал наиболее эффективные способы лечения.

В 60-е годы научно-исследовательская работа в вузах Дагестана и, в частности, Дагестанском медицинском институте приобрела более широкие масштабы. Этот был новый 3-й этап развития высшего образования в республике, ознаменовавшийся значительными успехами в вузовской научно- исследовательской. В Махачкале все чаще стали проводиться межобластные научные конференции по важным проблемам медицины. Авторитет ДМИ возрос благодаря заслугам его ученых, таких как профессора Ф.М. Супоницкая, Н.А. Курдюмов, М.Т. Нагорный, Х.Э. Гаджиев, Р.П. Аскерханов, В.А. Гладов, М.М. Максудов.

Прием в медицинский институт из года в год увеличивался. В 1963 приняли на 1 курс 200 человек, в 1964 - 250, в 1965 - 400, в 1966 - 450 студентов. В институте 76 процентов преподавателей в 1967 году имели ученые степени докторов и кандидатов медицинских наук. В Российской Федерации по количеству докторов и кандидатов наук Дагестанский медицинский институт вышел на 5 место. Общее количество, студентов перевалило за 2000. За 40 лет существования Дагестанского мединститута были подготовлены 6035 врачей, из них 3741 - представители местных народностей Дагестана. За 40 лет функционирования этого вуза его сотрудники защитили 58 докторских и 295 кандидатских диссертаций.

Таким образом, третий этап (1960-70-е гг.) становления и развития высшего образования в Дагестане имел свои особенности: он дал возможность вузам республики полностью включиться в общесоюзную образовательную систему; наблюдался значительный рост среднего общеобразовательного и среднего специального образования; вузы переходили к конкурсному отбору будущих студентов. Образовательная система, созданная на территории Дагестана, способствовала решению проблемы векового отставания народов Дагестана от общемирового уровня.

70-80-е гг. так называемая «революция в образовании», связанная с потребностями НТР, объективно обуславливала высокие темпы развития высшего образования. В эти годы в мировой практике появилась тенденция расширения научных функций высшей школы. Она способствовала качественному улучшению подготовки специалистов и укреплению финансовых возможностей высшей школы. Все большее значение стали приобретать региональные комплексные объединения научных, учебных и производственных организаций. Они образовывали особые зоны - «технополисы», где сосредоточивались на небольшой территории научные центры, исследовательские лаборатории, высокотехнологичные фирмы, группировавшиеся вокруг крупных университетов.

У нас в стране (в том чисел и в Дагестане) управление высшим образованием, формы финансирования, хозяйственная деятельность, структура учебного процесса фактически не изменялись на протяжении 30 лет (с сер. 50-х - до сер. 80-х гг.), ввиду отсутствия социального заказа на инновации, тенденции невосприимчивости к новому в экономике. Это привело к тому, что СССР стал терять лидирующие позиции среди высокоразвитых стран в сфере высшего образования.

В середине 80-х годов в высшем образовании СССР стали проявляться негативные (кризисные) явления, которые обнаруживались, прежде всего, в снижении объемов финансирования. По данным Н.А. Хроменкова, доля национального дохода на нужды образования в СССР и США была представлена таким образом: в 1985 г. СССР- 7%, США- 12%.

В Советском Союзе кризисные явления системы высшего образования отражали  общие тенденции, действующие в обществе. Начиная с 1983 г. пошел процесс постоянного сокращения общей численности студентов в расчете на 10 тыс. человек. Эта тенденция особенно заметна в сопоставлении с изменением численности студентов за последние 15-20 лет в ведущих странах мира. Мировой опыт свидетельствовал о том, что быстрый и успешный выход из экономического и социального кризиса, происходил там, где приоритет отдавался образованию, и ему оказывалась необходимая финансовая и материальная поддержка. В СССР наблюдалась противоположная тенденция. При увеличении численности студентов в СССР с 1960 г. по 1985 г. в 2,4 раза относительная доля расходов на высшее образование сократилась почти на 30%. Для сравнения отметим, что за 1960-1985 гг. расходы на высшее образование в США выросли с 7,1 млрд. долларов. До 95,5 млрд. долларов. В 1985 г. расходы на высшее образование в США составили 141 млрд. долларов.

В системе аспирантуры также наблюдалась тенденция к снижению численности. В 1970 г. в РСФСР выпуск аспирантов составил 17,4 тыс.чел., в 1980 г. 16,6 тыс. Одной из причин снижения выпуска аспирантов по Северному Кавказу стало растущее всесилие союзных министерств и ведомственных интересов. В 70-е годы разрастаются. научно-исследовательские институты при различных министерствах, которые ради престижа управленческих структур увеличивали численность аспирантов на периферии.

В 80-е годы, в условиях гласности и демократизации общества, уровень преподавания общественно-гуманитарных дисциплин не успевал за требованиями времени. Бывший министр образования Г.А.Ягодин, выступая на Всесоюзном съезде работников народного образования (декабрь 1988 г.), подчеркивал, что не изжиты до конца такие явления, как догматизм мышления, неприкрытая апологетика, навязчивое повторение прописных истин. На этом съезде указали на необходимость расширения самостоятельности учебных заведений в формировании учебных программ по общественным наукам, в выборе учебников, необходимость выделения значительно большего времени для спецкурсов, связанных с профилем подготовки.

Несмотря на действие негативных тенденций, Дагестанский университет расширял свое влияние на общественную жизнь республики.

В 1979-80 учебном году для чтения спецкурсов и оказания научной и научно-методической помощи из Академии наук СССР были приглашены 68 ученых. Происходил дальнейший процесс интеграции образования и науки, позволяющий университету органичней войти в общую научную и образовательную систему страны. В том же учебном году для чтения спецкурсов 7 преподавателей Дагестанского университета выезжали в другие высшие учебные заведения Северного Кавказа. В 1980 г. в университете работали 1355 преподавателей, которые обучали 7388 студентов. Дагестанский государственный университет, несмотря на трудности переходного периода, в 90-е годы продолжал воспринимать новые концепции развития российских университетов в подготовке специалистов и создании более эффективных программ обучения.

Благодаря многообразию специальностей и научных специализаций ДГУ стал центром, инициирующим новые идеи и крупномасштабные проекты. Высокий уровень научных исследований в 1997 году, например, обеспечивали 150 докторов и 500 кандидатов наук, работающих на 76 кафедрах, в 8 научных центрах, двух НИИ и 10 проблемных лабораториях. Ученые университета широко вовлекались в общероссийские научные проекты и принимали участие в глобальных программах «Университеты России», «Проблемы охраны и использования Каспийского моря», «Межнациональные проблемы в современных условиях».

ДГУ стал крупнейшим в Дагестане центром экономического образования и науки. Его ученые активно работают над новыми экономическими проблемами, помогают правительству республики, предприятиям и министерствам в разрешении практических задач реформирования экономики. Они внесли существенный вклад в разработку «Концепции социально-экономических преобразований в Республике Дагестан». Широкий спектр научных достижений университет имеет и в других отраслях науки.

В новой «Концепции регионального высшего образования» основные цели определены следующим образом:

«Максимальное удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном развитии и в профессиональном образовании на базе широкой общеобразовательной и фундаментальной подготовки.

Обеспечение потребностей республики в специалистах различного профиля и квалификации, способных осуществлять прогрессивные социально- экономические преобразования и обеспечивать национально-культурное развитие и духовное возрождение народов РД в рамках единого общероссийского образовательного, научного и культурного пространства».

Важное место в деятельности ДГУ и ДГПУ занимает подготовка педагогов. Вышеуказанная «Концепция» предполагает переход на многоуровневую систему высшего образования, позволяющую улучшить подготовку квалифицированных преподавателей для вузов, лицеев и специализированных школ в классических университетах.

В 80-90-е гг. XX в. в развитых странах Запада начался период завершения индустриализации и перехода к постиндустриальному обществу, для которого свойственны общедоступность и практически обязательный характер среднего общего образования, выравнивание всех социальных групп населения по образовательному признаку, приоритет развития средне- профессионального и высшего образования, модернизация высшего образования и непрерывное введение инноваций. СССР по стратегии и методам индустриализации отличался от развитых стран Запада. Советское государство по уровню и качеству жизни населения отставало от развитых стран Запада и оставалось страной «догоняющего развития». Стремясь преодолеть это отставание, политическое руководство страны выбрало курс экстенсивного развития. Естественно, что все противоречия и проблемы, порождаемые экстенсивным развитием экономики, умножались особенностями функционирования социально- политической системы, что накладывало свой отпечаток на эволюцию системы высшего образования страны в середине 50-80-х годов.

Проведенный анализ развития высшей школы страны позволяет выделить следующие моменты. Высшая школа СССР вносила значительный вклад в развитие экономики страны, в повышение образовательного и интеллектуального потенциала народа. Но с другой стороны нарастали серьезные противоречия и диспропорции в развитии высшего образования, которые явились следствием общей образовательной политики и планирования высшего образования, сверхцентрализации и монополизма в управлении высшей школой. Они приводили к господству стандартов и валовых показателей в системе высшей школы.

Государственная политика оформила достаточно замкнутую, централизованную вузовскую систему, где планирование осуществлялось от достигнутого уровня без учета реальных изменений в социальной структуре и в структуре занятости. К середине 70-х годов стало очевидно, что модель НТР в том варианте, в каком она осуществилась в западных странах, в нашей стране не была реализована. Практическое применение науки и использование интеллектуального потенциала натолкнулось на консервативную политическую структуру. В экономике внедрение научных достижений в производство все время опаздывало, накопленный инженерно-технический потенциал оказывался невостребованным и избыточным. Большое количество научных работ и рекомендаций по планированию и определению потребностей народного хозяйства в различных категориях специалистов не способствовало исправлению диспропорций в их подготовке высшей школой. Экстенсивное расширение обучения специалистов для сферы материального производства было логическим продолжением затратной экономики. Последняя порождала противоречивую ситуацию: те группы специалистов, в которых общество испытывало реальную потребность, росли гораздо медленнее тех, количественная потребность в которых уменьшалась в силу их невостребованности в развивающихся секторах экономики.

Парадоксальность положения, заключалась в том, что при невостребованное ряда категорий специалистов (инженеров, техников, научных работников и т.д.) наращивались темпы их подготовки, а государство не могло предоставить им ни работы, ни зарплаты, соответствующей их высокому образовательному статусу. Картина усложнялась тем, что система распределения молодых специалистов была чрезвычайно централизованной и жесткой. Распределение решалось только на министерском уровне и было принудительным, что рождало явление неприбытия выпускников вузов на место работы. Так, в начале 80-х годов 10% выпускников вузов и 26% выпускников техникумов не прибыли к месту работы «по распределению», а из прибывших в течение 6 месяцев выбыли соответственно 5 и 14% молодых специалистов. По данным исследований Института социальных исследований (ИСИ) АН СССР, после обязательной отработки в течение 3 лет менее 1/3 выпускников вузов продолжали работу на тех местах, куда их направил вуз. Особенно это относилось к выпускникам инженерно-технических вузов свыше 40% которых не хотели занимать должность, непосредственно связанную с их специальностью на производстве.

Таким образом, система высшего образования страны до определенного момента успешно справлялась с возлагавшимися на нее задачами подготовки профессионально образованных кадров специалистов для всех отраслей народного хозяйства. Без этого были бы невозможны ни индустриализация, ни победа в Великой Отечественной войне, ни выход в космос, ни культурная революция, способствующая превращению Советского Союза в «самую читающую страну мира». Эти факты говорят о создании в стране мощного интеллектуального потенциала, который при рациональном его использовании мог бы гарантировать развитие социальной, политической, экономической и научно-культурной жизни страны.

Однако в жизни общества наступили необратимые изменения. На рубеже 70-80-х годов произошло количественное насыщение народного хозяйства соответствующими специалистами. Заработная плата этих специалистов стала значительно отставать от заработной платы не только квалифицированных рабочих, но даже и так называемых разнорабочих. В результате, многие из молодых специалистов, особенно те, кто получили высшее образование в вечерних и заочных вузах, предпочитали трудиться на своих прежних рабочих местах и в прежнем качестве, поэтому образовательный потенциал многих трудящихся был гораздо выше тех требований, которые предъявлялись на неплохо оплачиваемых рабочих местах. Эта проблема обратила на себя внимание руководящих органов страны. Министр высшего образования СССР В.П.Елютин вынужден был признать, что «темпы роста производительности труда в последние годы стали замедляться по сравнению с темпами повышения квалификации». По сути это констатация положения, при котором образовательная система работает более эффективно, чем социально-экономическая и производственная сфера. И не составляло большого труда понять, что тенденция к сближению «коэффициента полезного действия» знаний, навыков и умений, приобретаемых участниками общественного производства в сфере образования, зависела в большей степени не от слабости и несовершенства образовательной системы, а от социально-экономических и политических причин.

Властные структуры страны в тех условиях оказались не подготовленными к тому, чтобы понять и признать это. Поэтому не всегда обоснованными реформами они пытались совершенствовать систему образования, тогда как в глобальных изменениях нуждались сферы экономики, промышленности и сельского хозяйства. В результате снижалась мотивация к приобретению знаний, давала о себе знать ориентация только на получение диплома, создавались благоприятные условия для «усредненности» требований в оценке знаний. Жесткое планирование всех видов деятельности лишало преподавателей инициативы и ответственности за конечные результаты своей работы.

Отраслевой принцип стал ведущим в подготовке специалистов. Это способствовало выработке системы со следующими характерными чертами: жесткая стандартизация учебных планов и программ, направленная на массовую подготовку специалистов; гипертрофированное развитие инженерного образования, в определенной мере ориентированного на оборонный комплекс, в ущерб другим направлениям народного хозяйства; недооценка научной деятельности вузов, обусловленная искусственным разделением науки на отраслевую, академическую и вузовскую; преимущественное развитие отраслевого высшего образования в ущерб университетскому; диспропорции в размещении высших учебных заведений по территории России; ограничение источников финансирования, осуществляемого преимущественно за счет федерального бюджета.

Таким образом, причины кризиса высшего образования заключались как в особенностях функционирования командно-административной системы, так и в самой деятельности органов управления экономикой и образованием, их теоретических концепциях и стратегиях воплощения в практику. Накопление противоречий в сфере высшего образования - прямое следствие государственной политики в области подготовки высококвалифицированных специалистов.

Изучение эволюции советской высшей школы и вузовской науки показало, что они имели немало достоинств и добились значительных успехов, особенно в 50-60-е годы. В эти годы высшая школа достаточно эффективно функционировала и решала поставленные перед ней социальные задачи. Однако в период «застоя» оправданные ранее тенденции развития высшего образования стали входить во все большее противоречие с реальными потребностями общества. В условиях командно-административной системы и плановой экономики количественный рост вузовской школы и науки не сопровождался необходимыми качественными изменениями. Кризис этих важных сфер был обусловлен общесистемным кризисом и, естественно, синхронен ему. По мере нарастания кризисных явлений в общественной системе стали накапливаться и обостряться внешние и внутренние противоречия вузовской системы. Отсутствие реальных изменений, характерное для периода застоя, явилось одной из причин нарастающего кризиса вузовской школы и науки.

Таким образом, отметим противоречивые тенденции развития высшего, прежде всего, университетского, образования в течение 30 лет. В конце 60-х - первой половине 70-х гг. наблюдаются тенденции дальнейшего роста системы высшего образования, вызванного потребностями научно-технической революции: наряду с техническими факультетами ДГУ специалистов необходимого профиля стал готовить специально открытый Дагестанский государственный политехнический институт. В 60-е годы происходит реструктуризация высшего педагогического образования: в начале 60-х учительские институты, готовившие кадры для семилетних школ, исчерпав свои функции, закрывались, а в 1964 г. Дагестанский женский пединститут был преобразован в Дагестанский педагогический институт с дневным и заочным отделениями. Сельскохозяйственный институт в указанный период также активизировал свою деятельность, осваивая процессы межхозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции, усиливая связь с производством. Подобные тенденции были характерны и для медицинского института, в котором значительно усовершенствовался процесс образования в плане его интеграции с практикой.

Государственная политика указанного периода объективно способствовала развитию высшего образования: прежде всего, имеется в виду последовательность мер по повышению материального благосостояния преподавателей и студентов, по эффективному использованию молодых специалистов в народном хозяйстве. Созданные в 1969 г, подготовительные факультеты облегчали доступ к высшему образованию представителям коренных дагестанских национальностей. Для них же существовала система льгот при получении образования в ведущих ВУЗах страны. Несомненно, положительным для того времени явлением оставалась действующая с 50-х гг. система привлечения в ВУЗы лиц, имеющих практический опыт работы на производстве. Все эти факторы воспринимались дагестанским обществом как проявления социальной справедливости и гарантии на получение рабочих мест согласно полученной профессии, вселяя ощущение стабильности и уверенности в будущем, особенно для представителей интеллигенции республики.

С середины 80-х гг. в системе высшего образования в Дагестане появились кризисные явления, связанные со снижением доли государственного финансирования, сокращением численности студентов и аспирантов, снижением уровня результативности в аспирантуре, коренной перестройкой гуманитарных образовательных парадигм. Противоречия показали, что университет - не просто учебное заведение, научный и просветительский центр, но и важнейшая социокультурная структура общества, способная осуществлять определенные задачи антикризисных программ. Дагестанский университет преодолевал трудности, развиваясь в русле общероссийской концепции университетского образования, наращивая научно-исследовательский потенциал, продолжая созидательную работу по обеспечению республики высококвалифицированными кадрами, осуществляя переход на многоуровневую систему образования.

В период 80-х - начала 90-х гг. нарастают проблемы и противоречия в развитии системы высшего образования в Дагестане. В значительной степени они порождены наследием прошлого, латентными недостатками, накапливающимися в советский период за фасадом видимого благополучия: жесткая централизация и планирование системы высшей школы, проявившиеся в принудительности распределения молодых специалистов, монополизм в управлении, излишняя замкнутость вузовской системы, процентомания и искусственная подгонка показателей под необходимый план или стандарт, порой принудительные меры в отношении преподавателей с целью завышения оценок успеваемости и, самое главное, преобладание факторов экстенсивного развития в сфере высшего образования.

Для Дагестана была характерна чрезмерная уравнительность, препятствующая отбору по способностям и высокой требовательности конкурсных испытаний. Но нельзя сбрасывать со счетов и новые явления: страсть к хаотическому реформированию, снижение финансирования на всех уровнях, отсутствие необходимых социальных гарантий, резкое понижение уровня жизни профессорско-преподавательского состава и студентов, тенденцию к прямой обусловленности научно-исследовательской и преподавательской деятельности экономической прибыльностью. Тем более важен исторический опыт развития высшей школы в республике, показывающий недопустимость утраты достигнутых в советский период успехов, а также необходимость учитывать последствия негативных проявлений периода 80-х-90-х гг. XX в.

 

Автор: Адухов М.Д.