26.12.2012 2724

Научные и добровольные общества в системе городского досуга на Ставрополье 1920-1930-х годов

 

Эволюцию форм досуга городского населения Ставрополья в 1920-1930- е годы можно проследить на примере деятельности добровольных и научных обществ. Помимо их внутренних специфических функций ^ деятельность данных обществ в 1920-1930-е годы носила ярко выраженный социальный характер. Прежде всего, добровольные и научные организации рассматривались властью одним из каналов привлечения трудящихся масс к участию в общественно-политической жизни страны. Через сеть добровольных и научных обществ осуществлялась организация различных форм досуга городского населения, а также реализовывались культурные проекты власти 1920-1930-х годов.

К началу XX века в городах Ставрополья и КМВ существовала широкая сеть благотворительных, научных и просветительских обществ, ставивших своей целью организацию воспитательных и культурно-досуговых мероприятий среди городского населения. Эти добровольные объединения носили различные названия: комитеты и общества грамотности, общества содействия народному образованию, общества распространения книг, общества народных университетов, общества разумных развлечений, общества попечительства о народной трезвости и т. д. Данные общества занимались устройством школ, библиотек, распространением в народе грамотности и полезных знаний. Немаловажную роль добровольные объединения играли в организации досуга городского населения, проводя литературные и музыкальные вечера, благотворительные базары, концерты, молодежные танцы, свадебные вечера с чаепитием, народные чтения. Так, в уставе общества попечительства народной трезвости провозглашалось, что основным направлением в деятельности организации является «устройство народных чайно-читальней, где население могло бы собраться в час досуга и провести время в беседах и невинных разговорах».

Однако после революции 1917 г. большая часть из этих организаций подлежала ликвидации. Уже в августе 1918 года Комиссариат юстиции принял решение, согласно которому подлежали ликвидации все религиозные и благотворительные общества, а их собственность предоставлялась Советам. В сентябре 1918 г. в городе Ставрополе были закрыты такие организации, как Ставропольское общество попечительства о народной трезвости, Ставропольское общество грамотности, находившиеся под покровительством великого князя Сергея Александровича, Ставропольское общество народных университетов, общество разумных развлечений, Ставропольское женское благотворительное общество святой Александры, Ставропольское епархиально-археологическое общество и мн. др. Данные организации, как отмечалось в постановлениях об их ликвидации, «воспитывают народ в духе религиозно-нравственного послушания» и не отвечают идейно-воспитательным задачам Советской власти. Если до 1917 г. на территории Ставропольской губернии действовало свыше 90 добровольных организаций просветительского благотворительного типа, то к 1920 г. действующими из них не осталось ни одного.

В то время как одни организации под воздействием политики власти закрывались, другие пытались выжить в условиях хозяйственной разрухи, голода, отсутствия средств к существованию. В 1918-1920 гг. в городах Ставрополья и КМВ продолжали свою научную деятельность Русское бальнеологическое общество, объединявшее в своем социальном составе врачей, специалистов, ученых, медиков, Агрономическое общество, продолжавшее в трудных экономических условиях проводить в регионе сельскохозяйственные опыты по сортоиспытанию. И только с переходом региона в 1920 г. к мирным условиям жизни работа научных и профессиональных общественных  организаций в регионе начинает постепенно возрождаться.

Именно на 1920-е годы приходится массовое возникновение литературных, медицинских, краеведческих, естественно-географических, экономических обществ, ставивших своей задачей изучение родного края, распространение знаний, организацию досуга населения, поднятие хозяйственного уровня региона. Научные и добровольные общества объединяли не только ученых специалистов, но и широкие круги местной интеллигенции, студентов, служащих, рабочих; тех людей, кому была небезразлична судьба родного края, его истории, природы, экономики.

В 1920-е годы в Ставрополе и в городах Кавказских Минеральных Вод возобновляется деятельность организаций, продолживших дореволюционную традицию развития краеведения. К их числу относились Кавказское горное общество, Ставропольское и Кисловодское краеведческие общества, ставившие, согласно своему уставу, цель всестороннего изучения Северного Кавказа и Ставропольского округа в естественном, географическом, культурно-историческом и этнографоэкономическом отношении. На базе краеведческих обществ развивались образованные в 1922 г., общество естественников в г. Ессентуках, Кавказское бальнеологическое общество в г. Пятигорске, а также созданное в 1924 г. Ставропольское энтомологическое Общество.

Согласно уставу, основными направлениями в деятельности краеведческих обществ были научно-исследовательская работа, просветительская, издательская деятельность и организация экскурсионного дела. Научно-исследовательская деятельность общества заключалась в работе их отдельных секций (зоология, ботаника, история, география, антропология, археология), подготовке научных докладов и рефератов, проведении научных заседаний и бесед. Просветительская деятельность обществ была направлена на связь с городским населением через организацию разнообразных форм культурного досуга: проведение публичных лекций, выставок, экскурсий, организация курсов и создания новых библиотек.

Широкую известность не только в регионе, но и за его пределами получила издательская деятельность краеведческих обществ. С 1924 г. в г. Ставрополе издавались Известия Ставропольского Энтомологического общества, Краеведение (1924-1929). В социальный состав краеведческих обществ входили как профессионалы, так и просто любители-краеведы, интеллигенция, служащие слои города.

С начала 1920-х года в городах региона возрождается деятельность экономических обществ. Пропаганду способов рационального ведения хозяйства в новых экономических условиях вело агрономическое общество. Оно занималось не только научно-экспериментальной работой по выращиванию на опытных полях Ставрополья новых агрономических культур, но и проводило широкую культурно-просветительскую работу среди городского населения через организацию кружков и научно- популярных лекций в сельскохозяйственных техникумах города, чтения докладов по радио, бесед в окружном Доме Крестьянина. Подобные формы работы с населением одновременно являлись одним из способов организации агрономическим обществом культурного досуга городского населения. С 1924 г. в г. Ставрополе и в городах КМВ начинает работу общество мелкого птицеводства, животноводства и поселковых хозяйств. Согласно уставу, целью общества было выращивание в пригородных хозяйствах доброкачественных продуктов (овощей, фруктов, птицы, зелени) для мирного продовольственного снабжения санаторий курортных городов КМВ. В состав общества входили домохозяева, имеющие в городах личные приусадебные участки, крестьяне окраинных районов городов Ставрополья и КМВ, занимавшиеся разведением птицы, огородничеством, овцеводством и т.д.

Оживление в условиях новой экономической политики частной торговли способствовало возрождению деятельности в 1924 г. Ставропольского на Кавказе общества взаимного кредита. Целью общества было оказание финансовой поддержки мелкому промышленнику и разносчику путем предоставления ему беспроцентного кредита. В состав общества входили предпринимательские слои города, имевшие частные заведения мелкой промышленности, торговцы, разносчики, ремесленники и кустари. Аграрная специфика региона способствовала массовому образованию в городах Ставропольского и Терского округа экономических обществ, деятельность которых была тесно связана с сельскохозяйственным производством. Поэтому, помимо горожан, активное участие в работе этих обществ принимало и крестьянское население, составлявшее основу социальной структуры аграрного региона. Это, в свою очередь, определяло формы досуга городского и сельского населения, которые организовывали экономические общества.

В послереволюционные годы на Ставрополье, как и по всей стране, были созданы массовые добровольные общества - «Долой неграмотность» (ОДН), «Друг детей» (ОДД), «Друзья леса», «Друзья книги», «Смычки с деревней», «Борьбы с алкоголизмом», «Союз воинствующих безбожников» (СВБ), общество помощи пролетарскому студенчеству и т.д. Широкую известность получила деятельность добровольных оборонных обществ - Международная организация помощи борцам революции (МОПР), Друзей воздушного флота (ОДВФ), Друзей химической обороны и химической промышленности (ДОБРОХИМ). Быстро росла популярность нового спортивного советского общества «Динамо», созданного в 1925 г. в городе Ставрополе.

Целью добровольных обществ было оказание всестороннего содействия государственным организациям в деле воспитания и образования подрастающего поколения, распространение среди населения грамотности и физической культуры, организации быта и досуга горожан. Члены данных обществ участвовали в ликвидации неграмотности (ОДН), в строительстве площадок и ремонтных мастерских для обучения подростков из детских домов. Включались в борьбу с беспризорностью (ОДД), содействовали распространению физической культуры в массах через организацию на предприятиях спортивных секций (общество «Динамо»). Работали над укреплением обороноспособности страны, создавая ячейки по авиационной, радио-химической обороне и промышленности (Авиахим, ОДВФ). Брали шефство над детьми и женами политзаключенных зарубежных стран (МОПР), внедряли прогрессивные методы ведения сельского хозяйства (общество Смычки с деревней). Добровольные общества стали массовыми организациями, объединявшими в своем социальном составе рабочих, студентов, служащих, интеллигенцию.

Чрезвычайно разнообразная по своей направленности, целям, составу членов деятельность научных и добровольных обществ 1920-х годов была связана не только с трудовой жизнью, но и с созданием условий для культурного, физического, нравственного совершенствования человека в свободное от работы время. По сути, досуговая деятельность обществ протекала в русле официальной советской доктрины, выдвигавшей на первый план задачи воспитания и формирования в процессе культурной революции нового, всесторонне развитого человека.

Первым шагом на пути к формированию нового человека стала проводившаяся в русле политики культурной революции кампания по ликвидации неграмотности и повышения начального уровня образования населения. Это осуществлялось путем создания ликпунктов, ликбезов и начальных общеобразовательных школ для взрослых. В соответствии с этим в 1923 г. в г. Ставрополе были образованы добровольные общества «Долой неграмотность» (ОДН) и общество «Друзей грамоты». В их задачи непосредственно входило создание ячеек по ликвидации неграмотности на предприятиях и в учреждениях города, закрепление приобретенных первичных навыков грамоты и чтения у населения путем организации уголков «За грамоту», распространение специальной литературы и учебников для малограмотных, создание общеобразовательных школ для взрослых и кружков по самообразованию.

Таким образом, ликвидация неграмотности среди городского населения осуществлялась не только через государственную систему образования, но и через деятельность добровольных организаций, участвовавших в просвещении трудящихся масс. Активное участие в работе ячеек ОДН, создававшихся на предприятиях и учреждениях городов Ставрополья, принимала рабочая молодежь. К 1924 г. в городах Ставропольского и Терского округа действовало 3900 ячеек ОДН, в которых объединялось 3,1 тыс. рабочих. Обучение неграмотных в ячейках ОДН составляло в то же время определенную часть досуга грамотной части рабочей молодежи городов Ставрополья. Одним из видов такого досуга была организация на предприятиях грамотными рабочими - членами ОДН занятий с малограмотными с целью закрепления у них полученных знаний. В порядке шефства над школами грамоты члены общества «Друзья грамоты» контролировали посещения занятий, следили за состоянием учебного материала, знакомили людей, научившихся читать и писать, с новинками литературы, организовывали экскурсии в библиотеки и клубы.

К концу 1924 г. в крупных городах региона Ставрополе, Кисловодске, Пятигорске, Ессентуках усилиями общества «Долой неграмотность» и общества «Друзья грамотности» удалось снизить процент неграмотности среди городского населения. Если в 1920 г. среди городского населения г. Ставрополя было 18,6 % (8101 чел.) не умевших читать и писать, то на конец 1924 г. по данным общества ОДН, из 53304 тыс. населения в среднем насчитывалось 3,5 % (1907 чел.) неграмотных, В г. Кисловодске на 46751 грамотного населения приходилось 2068 человек безграмотного. Однако к концу 1926, г. как показала Всесоюзная перепись населения, процент неграмотного населения среди рабочих слоев города Ставропольского и Терского округа вырос по сравнению с 1924 г. на 34,1 %. Это объясняется тем, что во второй половине 1920-х годов в города региона устремились на заработки крестьяне-сезонники, находившие работу в таких отраслях городской промышленности как строительство, мукомольное, стекольное дело и т. д. Неслучайно именно эти отрасли производства, в которых был задействован их малоквалифицированный труд, дали наибольший процент неграмотности (26,3 %).

О низкой грамотности населения отдельных городов региона говорят данные общества «Друзей грамотности». В 1926 г. из 12832 жителей Александровска 8490 было неграмотными. И это при работе в городе 50 ячеек ОДН, 6 обществ «Друзей грамотности» и 21 пункта по ликвидации неграмотности. Препятствием на пути к ликвидации неграмотности жителей поселков городского типа была прочность традиций хозяйственного быта, повседневных занятий и привычек, во многом определявших социокультурный уклад жизнедеятельности населения. Жители поселков городского типа, в отличие от населения крупных городов региона, предпочитали проводить свой досуг не в клубах и избах-читальнях, где располагались ячейки ОДН, а на своих огородах и приусадебных участках, занимаясь сельскохозяйственным производством. Аграрный облик региона, находящегося на стыке городского и сельского социокультурного пространства предопределял на протяжении всех 1920-х годов различную динамику в уровне грамотности горожан Ставропольского и Терского округа.

Другими массовыми организациями, помогавшими молодым горожанам заполнить свободное время оздоровительным отдыхом, были спортивные общества. Начало массовому созданию спортивных организаций в Советской России было положено постановлением Центрального Комитета коммунистической партии от 13 июля 1925 г. В нем говорилось о необходимости распространения физической культуры в массах с целью физического воспитания и оздоровления трудящихся. А также о предотвращении одностороннего влияния профессионального труда на человеческий организм и подготовки подрастающего поколения к выполнению боевого долга в Красной Армии.

Уже с середины 1920-х годов во всех городах Ставропольского и Терского округа стали возникать первые спортивные объединения, призванные реализовывать не только культурные проекты власти, но и организовывать досуг городского населения. В 1924 г. в Ставрополе при рабочих клубах строителей, печатников, пищевиков, металлистов возникали спортивные молодежные кружки атлетов, шахматистов, джиу-джистов, бокс-борьбы, фехтования. Развивались велосипедные и мотоциклетные виды спорта. В 1925 г. в Пятигорске работал спортивный кружок по лаун-теннису. В г. Кисловодске, в Казенном лесу начали функционировать 5 площадок для игры в лаун-теннис. Однако усилия отдельных спортивных кружков необходимо было объединить. В 1925 г. в г. Ставрополе создается добровольное пролетарское общество «Динамо», ставившее своей основной целью вовлечение в физкультурное движение трудящиеся массы и организацию спортивного досуга молодых горожан. В декабре 1925 г. в рядах общества состояло 4964 членов и с каждым годом количество членов в нем увеличивалось.

Работа спортивного общества с населением носила разносторонний характер, что отражалось на формах досуга молодых горожан. Так, с 1926 г. Ставропольское спортивное общество «Динамо» ежемесячно устраивало в городском тире стрелковые состязания на лучшего стрелка из оружия с боевыми патронами всех систем и калибров, в частности револьверов системы Наган, Франкот, Кольта, винтовок Смирнского и Монте-Кристо. Победителей соревнований ожидали призы: диплом на лучшего «классового стрелка» города Ставрополя, револьвер системы Геко образца 1925 г. и флакон одеколона. Девушкам вручалась одна пара фильдеперсовых чулок.

Другим направлением деятельности общества, участвовавшего в организации досуга городского населения, было проведение массовых физкультурных праздников и карнавальных шествий. В июле 1928 г. общество «Динамо» совместно с физкультурными кружками организовывало карнавальное шествие по ул. Красной до Тифлисских ворот с факелами, трубачами, лозунгами, плакатами, сопровождавшееся агитпробегом с выполнением гимнастических движений, применяемых в рабочих процессах. По пути следования спортивными группами показывались гимнастические упражнения с построением «пирамиды», демонстрировалась верховая езда и меткость стрельбы. Свой досуг в день физкультурного праздника горожане проводили на городских стадионах, где проходили спортивные игры: футбол, городки, итальянская лапта. За любимые спортивные команды, соревновавшиеся в эстафетном беге, прыжках в высоту, фехтовании, в метании диска приходили «поболеть» и взрослые, и дети.

Занятия физкультурой, составлявшие большую часть досуга горожан, нередко сочетались с допризывной подготовкой, в области которой государство оказывало помощь оборонно-техническим обществам, таким как Друзья воздушного флота (ОДВФ), Друзья химической обороны и химической промышленности (Доброхим), Друзья авиационно- радио-химической обороны (Авиахим). Деятельность оборонно-технических обществ была тесно связана с культурными проектами власти, в которых преломлялись социокультурные процессы в советской реальности наряду с ее идеологической и утопической доминантой. Но в определенной степени в поле зрения добровольных оборонно-технических обществ попадал и досуг молодых горожан. Так, в свободное время юноши и девушки с удовольствием посещали аэроклубы. В 1925 г. в Ставрополе, Кисловодске, Пятигорске начали функционировать военные кружки, секции планерного и авиамодельного спорта, вечерние авиационные курсы, в которых с увлечением занимались молодые люди. На многих предприятиях города Ставрополя были созданы химические и стрелковые команды, работали секции, в которых проводились испытания в области воздухоплавания и изучения атмосферы. К 1926 г. в 13 авиа-спортивных секциях города Ставрополя было построено 443 летающих авиамодели и 2 именных самолета «Красное Ставрополье» и «Буревестник».

В связи с ухудшением в 1927 г. международной обстановки и заявлениями власти о начале подготовительного периода к войне оборонными обществами проводились «Недели обороны», в ходе которых организовывались новые формы работы с населением - военизированные игры и военные походы. Это был совершенно новый тип досуга горожан, совмещавший в себе физическую и военно-техническую подготовку. Так, в 1926 г. комсомольцы Ставропольского маслозавода совершили военизированный поход на Холодные родники с разыгрыванием военных действий. Секция оборонного общества при Ставропольском Хлебопродукте практиковала в выходные дни военизированные походы молодежи на Сенгилеевское озеро.

Занятия молодежи в аэроклубах, авиационно-спортивных кружках и военных секциях, участие в военизированных играх делали досуг городской молодежи интересным и содержательным. Это приводило к стремительному увеличению рядов военизированных добровольных объединений. Если в апреле 1924 г. Ставропольская организация ОДВФ насчитывала 200 членов, то к 1926 г. ее численность составила 1530 человек. После слияния в 1927 г. общества Авиахим и ОСО (общество содействия обороне) в Союз обществ друзей обороны и авиационно-химического строительства (Осоавиахим) численность «бойцов» Ставропольского Осоавиахима составила 5358 человек.

В 1920-е годы досуг городской молодежи Ставрополья имел довольно разнообразную структуру. Молодые люди занимались самообразованием, посещали художественные выставки, научно-популярные лекции, участвовали в работе технических, агрономических, краеведческих секций, увлекались спортом и туризмом. Значительную помощь в этом оказывали научные общества, которые организовывали такие формы досуга горожан, как экскурсии, путешествия, прогулки, туризм, альпинизм.

Методистами и теоретиками экскурсионного дела, направлявшегося на организацию интеллектуальных форм досуга городского населения, были отнюдь не большевики, а трудившиеся еще до революции историки- краеведы Н. П. Анциферов, И. М. Гревс, Н. А. Гейнеке. Они в новых условиях выступили с концепцией расширения границ восприятия, доступного созерцанию, развития аналитических способностей экскурсантов с помощью углубления процесса познания, всестороннего упражнения моторного чувства, которое, по их мнению, обеспечивала успех экскурсионного дела.

На основе этой концепции выстраивалась и теория последующего воспитания: в ходе экскурсии человек поворачивается лицом к миру «в сложной динамике исследовательского вдохновения, вырастающего из индивидуального бытия, интуиции и творческого порыва». Это, в свою очередь, «ведет к изменению хода мыслей и укреплению физических сил». Учитывая широкие возможности экскурсии в процессе формирования нового социокультурного типа человека, советская педагогика, в отличие от взглядов дореволюционных краеведов, делала ставку на воспитание не индивидуальности, а коллективизма. Она призывала научные и добровольные организации активизировать такой вид досуга населения, как массовые или групповые экскурсии и прогулки, в которых «легко объединяются формы физического, патриотического, трудового и антирелигиозного воспитания».

В связи с этим с 1923 г. в рамках деятельности региональных краеведческих и экономических обществ, профсоюзных организаций, организовывавших разнообразные формы досуга городского населения, возникали секции по экскурсионному делу, разрабатывавшие различные виды и типы экскурсионного движения. Например, в г. Ставрополе и городах КМВ существовало три типа экскурсий: краеведческие, производственные и гуманитарные. К гуманитарному типу относились экскурсии по этнологии, культуре, литературе, истории. Их целью было ознакомление рабочих масс и жителей села с городом как социокультурным пространством, ибо, как считал И. М. Гревс, «если кто-то хочет усовершенствовать человека, то он должен рассказать ему о его истории, о его культуре».

Исходя из этого, дореволюционными теоретиками экскурсионного дела М. Гревсом, Н. Анциферовым рекомендовалось начинать изучение города по следам его великих людей или сквозь эпохи его старины. По частям, по большим районам. По «концам улицы», которые объединялись «какой - либо локальной окраской «, например, ремесленные, купеческие районы. По отдельным памятникам, жилищам, постройкам, монастырям, соборам; по деятельности писателей и художников и т. д.

Таким образом, для теоретиков «просвещения» таких, как И. М. Гревс, Н. П. Анциферов и некоторых других историческое знание дореволюционного образца заключалось в знании об отдельных личностях, их деяниях, учениях, мыслях, которые сохранялись в их индивидуальном творчестве. Поэтому они и не отказывались от прошлого, предпочитая выводить настоящее из всей целостности предыдущего развития. Однако для теоретиков большевизма история, не имевшая связи с революционной генеалогией, была лишена всякого воспитательного значения. В результате знакомить людей с их историей стремились методисты экскурсий, которые опирались исключительно на революционное движение, поскольку их взгляды часто основывались на том, что «вождение людей по историко- революционным местам обладает не только образовательным, но и воспитательным эффектом». С 1923 года главными темами гуманитарных экскурсий в изучении города как социального и культурного организма стали город как сердце революции 1905 г., Февральская и Октябрьская революция 1917 г.

В 1924 г. в Кисловодске и Железноводске профсоюзной организацией пищевиков было организовано несколько подобных экскурсий к памятникам героям гражданской войны, павшим в борьбе за советскую власть. В городе Ставрополе молодежный межсоюзный клуб нередко устраивал экскурсии на Холодные родники, где были похоронены жертвы белого террора. Маршрут экскурсий пролегал по новому социокультурному пространству: улице Красной, Пролетарской и Ленинской. Воскрешая революционное прошлое города, экскурсоводом одновременно подчеркивалась роль революционеров и массы для воспитания у экскурсантов чувства коллективизма.

В 1920-е годы в г. Ставрополе и городах КМВ гуманитарные экскурсии как форма организации интеллектуального досуга городского населения получили наименьшее распространение по причине нехватки квалифицированных кадров экскурсоводов, а также отсутствия литературных и искусствоведческих обществ, непосредственно участвовавших в подготовке экскурсионной деятельности. Зато широкое распространение получили два других типа экскурсий - краеведческие, связанные с деятельностью Кавказского горного общества, и производственные, разрабатывавшиеся силами экономических обществ.

В 1924 г. Кисловодское общество мелкого птицеводства, животноводства и поселковых хозяйств организовало ряд экскурсий на показательные фермы и образцовые огороды по выращиванию фруктов, овощей, птицы, мелкого племенного скота красной калмыцкой и белой английской породы. Целью экскурсии было ознакомление широких крестьянских масс, студентов аграрных вузов, лиц, интересовавшихся животноводством и сельским хозяйством, с методами рационального ведения трудовых хозяйств в регионе. С организацией продовольственного снабжения курортов и санаториев по Кисловодску и Минеральным Водам, с правилами применения многопольного севооборота и улучшения агрономических культур.

В 1925 г. Деловой клуб при Ставропольской товарной бирже провел свыше 60 научно-экономических экскурсий для 18730 участников. Социальный состав экскурсантов был весьма разнообразный: от людей, непосредственно занимавшихся решением вопросов, связанных с производством, до сельских жителей, неимоверно интересовавшихся работой городских заводов, фабрик, кооперативов. Тематика экскурсий отличалась многообразием. Экскурсанты посетили Кожевенный завод «Профинтерн», Хлебопродукт, масло-мукомольный комбинат, суконную фабрику, АО «Шерсть», кооператив «Искра», торговые и базарные точки города.

С 1926 г. Ставропольское Агрономическое общество ежемесячно устраивало для городских и сельских жителей экскурсии на Егорлыкское опытное поле и организованную в округе сеть опытных сельскохозяйственных станций, лабораторий по сортоиспытанию. Участники экскурсий посетили 6 отделов Ставропольской опытной станции: полеводства, агроботаники, селекции, метеорологии, экономики и агрохимии. Например, в отделе полеводства с экскурсантами проводились популярно-познавательные беседы на тему селекции и демонстрировались достижения по сортоиспытанию яровой и озимой пшеницы, кукурузы, картофеля и фасоли. Лучшие сорта кукурузы «Мотто», «Король-Филипп», «Норд-Вестерн» и картофеля «Император», «Эффилос» раздавались участникам экскурсии для их распространения на своих полевых участках. Ежегодно опытные лаборатории, станции и поля Ставропольского Агрономического общества посещало от 2000 до 2500 человек, при этом свыше 670 человек во время экскурсии было снабжено сортовыми семенами различных культур.

Экономические общества придавали производственным экскурсиям большое значение, т.к. рассматривали их не только как один из видов интеллектуального досуга городского населения, но и как средство трудового воспитания масс. Как средство создания у них здорового отношения к производственной работе, основывавшейся на всестороннем изучении экономики, права, реальных условий труда. Одновременно, пропагандируя с помощью экскурсий передовые формы ведения сельского хозяйства, экономические общества реализовывали один из доктринальных лозунгов правящей партии, провозглашавшей смычку рабочего класса с крестьянством, города с деревней.

Не меньшее значение в деле организации интеллектуального досуга городского населения придавалось краеведческим экскурсиям. В 1926 г. совет Кавказского горного общества открыл в г. Кисловодске Экскурсионное бюро, состоявшее из трех секций. В их числе были природоведческая секция, знакомившая горожан и гостей юга с грозной и величественной природой Кавказа; прогулочная, осуществлявшая групповые экскурсии-прогулки по ближайшим окрестностям Пятигорска (Джипал, Водопад, Лермонтовская скала, Замок Коварства и Любви, Долина Нарзанов, ночные восхождения на Перкальский ключ по восточному склону Машука), а также секция туризма и горного альпинизма.

Туристические маршруты, предлагавшиеся секцией, были весьма разнообразны: по Военно-Сухумской дороге с ее живописным Тебердинскйм ущельем; по Военно-Грузинской дороге, через горное Дарьянское ущелье, с осмотром Девдеранского ледника; по Военно-Осетинской дороге - для восхождения на Цейский ледник; по Баксанскому ущелью - к Эльбрусу, на «кругозор» высотой в 350 м., и леднику Азау. Свои восхищения горными восхождениями и прогулками по Пятигорью участники экскурсий оставляли в специальной книге «впечатлений» не только в виде описаний, дневников, отчетов, но и нередко в форме поэтических посвящений величественной красоте Кавказа.

Со второй половины 1920-х годов значительную роль в организации «культурно - насыщенного отдыха трудящихся масс на воздухе» начинает играть Ставропольское отделение общества пролетарского туризма, организовавшее в 1927 г. совместно с Северо-Кавказским союзом печатников, металлистов и пищевиков экскурсию по маршруту Лиманозеро. В 1928 г. Ставропольское общество пролетарского туризма (СОПТ) организовало несколько поездок рабочей молодежи по путевкам на Крымский полуостров (Крым, Севастополь, Ялта), в Туапсе с недельным отдыхом на черноморской базе «Магри», в Тифлис через Военно-Грузинскую дорогу.

Другим аспектом деятельности СОПТ стало дальнейшее развитие горного альпинизма для «вовлечения в этот вид спортивного досуга широких пролетарских масс». Уже в 1929 г. силами общества было проведено 7 групповых восхождений на Эльбрус, из них 2 на западную его вершину. С середины 1930-х годов СОГТГ продолжило традицию краеведческих обществ в деле организации экскурсий по Эльбрусскому району. Так, в 1935 г. обществом была проведена экскурсия вокруг Эльбруса к источнику Джилыиз (по-балкарски «теплая вода»), известному своими целебными качествами, а также к водопадам в долине замков. В долине Юсеньги и на пути к восхождению к Эльбрусу обществом пролетарского туризма были открыты две хорошо оборудованные туристические базы Кругозор и Приют.

Теперь экскурсионная деятельность общественных организаций стала рассматриваться властью не только как один из методов физического и умственного совершенствования человека, но и педагогического, антирелигиозного воспитания. С 1929 г. в городах Ставрополья активизируется деятельность образованного в 1926 г. Союза воинствующих безбожников (СВБ), ставившего целью непримиримую борьбу с религией и, прежде всего, среди подрастающего поколения. Еще в 1923 г. И. Сталин говорил: «Работницы и крестьянки могут искалечить ребенку душу, либо дать нам здоровую духом молодежьв зависимости от того, сочувствует ли женщина - мать советскому строю или она плетется в хвосте за попом, за кулаком, за буржуазией». Воспитание атеизма у детей, таким образом, было делом не столько семьи, сколько общественных организаций. Особое место в этом занимала система народного образования, учителя. Они должны были тесно сотрудничать с обществом воинствующих безбожников по вопросам организации детского досуга.

Одним из видов такого досуга были массовые экскурсии, приуроченные к религиозным праздникам и выходным дням. Темы, которые рекомендовались научно-методическим отделом СВБ преподносить школьникам, были примерно такого характера: «Классовая сущность культа мертвых», «Искусство и религия на службе эксплуататорских классов», «Религия на службе американского капитализма» и т. д. Вторым видом досуга на «вольном воздухе» являлись прогулки-гулянья, сопровождавшиеся карнавальным шествием, художественными номерами, фокусами и играми антирелигиозного содержания. Например, журнал «Юный Безбожник», распространявшийся по всем городским ячейкам СВБ и библиотекам городов Ставрополья, предлагал проводить на прогулках и в школьных дворах подвижную игру под названием «Любитель привилегий». Водящий раздавал участникам игры мячи с надписями «профбилет», «книжка колхозника», «налоговая льгота», «избирательное право», т. е. то, что составляло привилегии трудящихся. Суть игры состояла в том, чтобы, перебрасываясь мячами, не дать возможности водящему поймать ни одного, т. к. он начинал игру следующими словами: «Я изображаю церковника - любителя воспользоваться привилегиями. Ваша задача - не дать мне воспользоваться незаконным правом».

Нагнетание враждебного отношения к «реакционным слоям» - священнослужителям, новой буржуазии, кулакам одновременно сопровождалась воспитанием у советских трудящихся масс чувства пролетарской солидарности и революционного долга к борющимся с «проклятым капиталом» рабочих зарубежных стран. С этой целью в 1922 г. по инициативе IV Конгресса Коминтерна в Советской России создается массовая добровольно-общественная организация МОПР (Международная организация помощи Горцам революции), деятельность которой повсеместно основывалась на ожидании мировой революции и желании ее приблизить. Поэтому упор в работе МОПР делался, прежде всего, на распространении среди населения идей интернационализма и оказания различных видов материальной помощи «лучшим борцам за светлое будущее», томящимся в тюрьмах, в виде добровольных пожертвований, взносов, платы за литературу, отчислений от заработной платы в размере 1 % ит. д. Участие широких рабочих масс в деятельности добровольно-общественных организациях системы МОПРа являлось не только формой патриотического и интеллектуального воспитания, но и совершенно новым типом досуга городского населения.

С самого начала в сферу работы МОПР было вовлечено большое количество трудящихся, и с каждым годом оно увеличивалось. Если в марте 1923 г. с момента образования в г. Ставрополе организации помощи борцам революции на территории губернии насчитывалось 2777 членов, то к 1927 г. их количество возросло до 10019 человек. К середине 1920-х годов мопровские ячейки действовали на всех предприятиях и в организациях Ставропольского и Терского округа. Наиболее активными членами ячеек МОПР были рабочие и служащие, участвовавшие в демонстрациях солидарности с революционерами за их освобождение, в агитационно-пропагандистских кампаниях, в сценических импровизациях на новых пролетарских праздниках. В частности, на первомайской демонстрации 1925 г. Ставропольской ячейкой общества помощи борцам революции была представлена композиция, на которой из машины МОПРа - из зарешеченного окна тюрьмы - махал красным платком заключенный. Организация мопровскими ячейками массовых досуговых мероприятий одновременно сопровождалась ростом общественной инициативности.

В 1923 г. рабочие и служащие Ставропольского узла связи вместе с пищевиками, металлистами, железнодорожниками, кожевниками выразили свою поддержку арестованным революционерам в Германии и Франции, собрав денежные средства в фонд помощи им и их семьям. В 1924 г. рабочие-мопровцы Ставропольской государственной типографии «Пролетарий» собрали деньги в пользу эстонских рабочих. В 1925 г. рабочие Хлебопродукта выразили свой протест против фашистского террора в Болгарии и разгула репрессий в отношении революционеров в буржуазной Польше. Рабочие Ставропольского завода «Красный металлист» вели переписку с политзаключенными Сакко и Ванцетти, Пети Соболева, томящимися в тюрьмах Италии. В своих письмах они выражали чувства горячей симпатии к революционерам Италии, подробно рассказывали о своей жизни в стране Советов, рабочих буднях и производственных успехах.

Таким образом, «революционный космизм», характерный для романтических умонастроений общества 1920-х годов, на практике выливался в идею пролетарского мессианства, основанного на вере в победу коммунистического строя во всемирном масштабе.

В 1920-е годы общественные организации играли значительную роль не только в реализации культурно-воспитательных проектов власти по созданию нового человека, но и в организации оздоровления и времяпровождения городского населения. Данным аспектом деятельности занимались Ставропольское энтомологическое общество, организовавшее в 1925 г. в г. Ставрополе крупную выставку по пчеловодству и шелководству. Пятигорский религиозно - философский научный кружок, образованный в 1922 г. и объединявший молодых людей, интересовавшихся изучением религиозно-философских систем миросозерцания различных школ и направлений. Деловой клуб при Ставропольской товарной бирже, открывший в своих стенах бильярдные игры для развлечения населения. Ставропольское общество изобразительных искусств, увлекавшее молодежь декоративными работами. Вопросами оздоровления населения занималось Ставропольское общество медсанпомощи, организовавшее аптекарские ларьки по продаже лекарственных трав с целью предупреждения жителей от услуг знахарей и спекулянтов. Пятигорское бальнеологическое общество, организовавшее грязелечебный сезон в курортных городах юга России. Борьбу за здоровый образ жизни вело Ставропольское общество Борьбы с алкоголизмом, создавая на рабочих предприятиях безалкогольные ячейки, запрещая продажу спиртных напитков по праздникам и выходным дням.

Однако в условиях существования однопартийного режима, жесткой централизации и политизации общественные организации становились частью системы, направлявшей деятельность людей в русло единой политики и идеологии. Те организации, которые не укладывались в данную схему, закрывались и уничтожались. В 1924 г. был ликвидирован Пятигорский религиозно-философский научный кружок, в 1927 г. прекратили свою деятельность общество Взаимного Кредита и Деловой клуб при Ставропольской товарной бирже, исчезли общества Агрономов, Городских Потребителей. В конце 1920-х годов ликвидируются краеведческие организации, деятельность которых была признана «неблагонадежной и вредной». В 1932 г. была свернута деятельность массовых добровольных организаций: Обществ «Долой неграмотность» (ОДН), «Друг детей» (ОДД), «Друзья детям», борьбы с алкоголизмом.

В то время как одни общественные организации в городах Ставрополья прекращали свое существование, другие в условиях 1930-х годов активизировали свою деятельность, продолжая организовывать досуг городского населения. В 1930-е годы широкую популярность у горожан получили военно-технические и оборонные общества, которые организовывали новые формы досуга населения, такие, как военные походы, военизированные марши, антивоенные дни. В частности, в 1935 г. обществом Осоавиахим был совершен военный поход в противогазах по маршруту Ворошиловск-Пятигорск. Участники похода за 37 часов прошли в противогазах 190 км., демонстрируя свою готовность к обороне страны.

В 1930-е годы в городах региона активизировалась деятельность спортивных обществ. В 1936 г. в г. Ворошиловске был открыт спортивный клуб «Спартак», в котором проводили свой досуг сотни горожан. В саду при клубе были созданы две волейбольные и баскетбольные площадки, оборудован военный городок по комплексу ГТО, организован тир, в котором подготавливали ворошиловских стрелков. При клубе имелись культурно-просветительские подразделения: библиотека, драматические и хоровые кружки, в которых проводили свободное от тренировки время молодые спортсмены.

На предприятиях города с 1936 г. начали открываться новые физкультурные общества, организовывавшие здоровые формы досуга рабочего населения. Так, спортивное общество «Пищевик» при Ворошиловском Хлебокомбинате ежемесячно проводило футбольные и волейбольные матчи среди команд предприятий. При спиртоводочном заводе создавались спортивные площадки для игры в крокет, волейбол, баскетбол. Для рабочих, выбиравших интеллектуальные формы спортивного досуга, устраивались специальные площадки для игры в шашки и шахматы.

Любимым видом досуга молодых горожан в 1930-е годы стали велосипедные прогулки по окрестностям городов Ворошиловска, Кисловодска, Пятигорска. В 1936 г. Ворошиловской велосипедной секцией был совершен поход по маршруту Ворошиловск - Тифлис - Батуми - Анапа - Майкоп - Ворошиловск. В нем приняло участие 46 спортсменов велосипедистов, в состав которых входили 4 преподавателя пединститута, 28 студентов, 8 рабочих предприятия «Красный Металлист», врач и 5 служащих государственных учреждений.

В 1930-е годы распространенным видом спортивного досуга городского населения являлись групповые экскурсии, которые организовывались отделами общества пролетарского туризма, а также экскурсионным бюро при советах профсоюзов (совпроф). С 1936 г. горожане могли совершать загородные прогулки и экскурсии, сочетая здоровый отдых с изучением природных богатств окрестностей Ворошиловска, Пятигорска, Железноводска. В городе Ворошиловске секцией совпрофа при педагогическом институте еженедельно для студентов вузов устраивались выходные прогулки на Сенгилеевское озеро, где студенты проводили свой досуг в играх и разнообразных развлечениях

По сути, в 1930-е годы место экономических и краеведческих организаций, занимавшихся в 1920-е годы организацией разнообразных форм интеллектуального досуга городского населения, заняли массовые добровольные организации: спортивные, профсоюзные, оборонно технические объединения, реализовывавшие через виды досуговых развлечений населения государственные задачи власти в деле воспитания нового социокультурного типа горожанина.

 

Автор: Ногина Е.В.