21.01.2013 5323

Общая характеристика объекта правоотношений в информационной сфере

 

Важнейшим элементом правового отношения является его объект. При рассмотрении правовых отношений в информационной сфере вопрос об объекте приобретает еще большее значение, поскольку такие правоотношения выделяются именно по признаку своего объекта.

Для целей настоящей работы в качестве основы нами избрана плюралистическая концепция объекта правоотношения, которая допускает существование множества разновидностей объектов. В рамках этой концепции объектом правоотношения признаются явления материального и нематериального мира, по поводу которых возникает правоотношение, и на которые направлены субъективные права и юридические обязанности. На сегодняшний день в число объектов как частных, так и публичных правоотношений следует включать информацию.

С.С.Алексеев, обращая внимание на практическое значение проблемы объекта правоотношений и ее своеобразие в различных отраслях права, метко подмечает, что: «В тех из них, где в правоотношениях результат действий обязанного лица неотделим от самой деятельности и где объект не получает специальной нормативной регламентации, вряд ли необходимо искусственно «вымучивать» особую проблему объекта». Разумеется, что при теоретическом анализе в любом правоотношении может быть найден свой особый объект. Но в то же время, как справедливо полагает С.С.Алексеев, когда результат деятельности обязанного лица неотделим от самой деятельности, при характеристике материального содержания правоотношения одновременно в достаточной мере раскрывается и его объект, то есть результат деятельности обязанного лица.

Рассмотрим отделимый от поведения человека объект правовых отношений в информационной сфере - информацию в сочетании с ее правовой характеристикой (правовым режимом). Современное состояние и актуальность данной проблематики точно характеризует И.Л.Бачило: «Информация, - как пишет И.Л.Бачило, - превращается не только в сопутствующий элемент различных материальных отношений, но и сама становится ресурсом, который отделяется от главной субстанции - материального и интеллектуального творчества - и занимает свое собственное место в системе обмена (и рынка в том числе)».

Рассматривая информацию как объект правовых отношений, не следует абсолютизировать информацию в таком качестве. Например, А.А.Фатьянов не без оснований полагает, что «в качестве объекта права может выступать не всякая информация, но сведения, имеющие субъективную ценность и полученные для определенной цели». Поэтому необходимо в рамках конкретных правовых режимов раскрывать сущность и признаки информации, признаваемой законодателем в качестве объекта правоотношений.

В этой связи следует подчеркнуть значение понятийного аппарата, который используется как для целей законотворчества, так и в процессе научного анализа. На значение понятийного аппарата в правовом регулировании справедливо указывает Д.А.Керимов, по мнению которого, «выбор того или иного словесного выражения статьи закона вовсе не является произвольным, а подчинен целесообразному и наиболее эффективному воздействию на регулируемые отношения Правовая норма, равно как и статья закона, состоит из логически связанных между собой понятий. При законотворчестве важно отобрать те понятия, которые наиболее адекватны целям правового регулирования соответствующих общественных отношений».

Действительно, в зависимости от использования тех или иных категорий в сфере правового регулирования отношений в информационной сфере, по-разному будет очерчен круг общественных отношений, которые попадают в предмет правового регулирования отношений по поводу информации. В правовых нормах используются такие понятия, как «информация», «тайна», «реклама» и др.

Основной категорией в правовом регулировании отношений, которые возникают в информационной сфере, безусловно, будет являться категория «информация». Легальное определение понятия «информация» содержится, в частности, в Федеральном законе Российской Федерации «Об информации, информатизации и правовой охране информации», где информацией признаются все сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

В филологической науке существует следующее понимание категории «информация». Информация определяется как: «1.Сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемых человеком или специальными устройствами. 2.Сообщения, осведомляющие о положении дел, состоянии чего- либо». В другой работе содержится следующее определение: «Информация - (от лат. informatio - разъяснение, изложение), первоначально - сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т.д.); с середины 20 века - общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму». Под информацией также предлагается понимать: сообщение о чем-либо; сведения, являющиеся объектом хранения, переработки и передачи в математике, кибернетике - количественная мера устранения неопределенности (энтропии), мера организации системы.

Обобщая, можно сказать, что информация представляет собой любые сведения в любой форме. В свою очередь, сведения определяются как знания, представления о чем-либо.

В юридической литературе освещается, хотя и недостаточно, такая проблема информации в праве, как проблема признаков, присущих информации вообще, как явлению, и их юридического значения. Так, например, А.П.Сергеев выделяет следующие признаки, присущие информации: а) нематериальная природа информации как явления идеального мира; б) непотребляемость при ее использовании; в) неподверженность материальному старению, возможность лишь морального старения; г) возможность практически неограниченного тиражирования и преобразования форм фиксации.

А.Б.Венгеров говорил о таких, имеющих юридическое значение, признаках информации, как: а) известная самостоятельность информации по отношению к своему материальному носителю (для информации характерно наличие материального носителя, физико-химические и иные свойства которого, однако, не оказывают определяющего влияния на организацию информации); б) возможность многократного использования одной и той же информации; в) ее неисчезаемость при потреблении; г) сохранение передаваемой информации у передающего субъекта (этим признаком информация существенно отличается от вещных, материальных объектов); д) способность к сохранению, агрегированию, интегрированию, накапливанию, «сжатию»; е) количественная определенность информации; ж) системность.

Юридическое значение признаков информации как явления заключается в том, что именно естественные, атрибутивно присущие какому-либо объекту (включая информацию), определяют (должны определять) правовой режим этого объекта. Именно они должны быть положены в основу концепции его правовой охраны, избираемой законодателем. Здесь следует согласиться с А.А.Фатьяновым, который подчеркивает, что «информация обладает рядом в достаточной мере уникальных свойств, выделяющих ее среди других объектов».

Таким образом, можно назвать следующие основные юридически значимые признаки информации:

1. информация в сути своей есть явление идеального мира, представляет собой знания, отражение в сознании объективного мира;

2. информация есть сведения, безотносительно к их содержанию. Сведения могут быть о любых явлениях, процессах окружающего мира. Не имеет значения, о чем эти сведения - в любом случае это явление будет информацией. Сведения безотносительны также к их временной характеристике, они могут сообщать о явлениях или процессах как прошлого, так настоящего или будущего. То есть данное свойство допустимо обозначить как универсальность (содержания) информации;

3. информация, как благо нематериальное, обладает возможностью одновременного нахождения у неограниченного круга лиц;

4. информация не потребляется (не уничтожается) при ее использовании;

5. информация не имеет неразрывной связи с ее материальным носителем. Она может копироваться; переводиться из графического представления в словесную форму выражения; если она выражена в словесной форме - переводиться с одного языка на другой; из машиночитаемой формы - в форму, непосредственно воспринимаемую человеком. Причем все это без ущерба для ее содержания, то есть сохраняя при этом свою ценность;

6. информация может быть истинной, то есть адекватно отражать явления объективной действительности, либо быть ложной, то есть отражать их искаженно, неверно. С этими свойствами информации также связываются определенные правовые последствия. Например, в Законе Российской Федерации от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» в статье 10 установлено, что не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб деловой репутации. Пункт 2 статьи 149 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что лицо, которое официально совершает записи прав на ценные бумаги, в числе прочего несет ответственность за представление правильных данных о таких записях.

6. для каждого конкретного случая социального использования информации, определенную информацию возможно охарактеризовать как полную либо как неполную;

7. информация может быть известной для широкого круга лиц или неизвестной;

8. доступ к определенной информации может быть ограничен либо ограничение доступа к информации может отсутствовать;

9. информация может обладать определенной социальной ценностью (личной, коммерческой, технической, научной и т.п.) Причем степень ценности информации может различаться по кругу лиц, информация может представлять интерес: только для конкретного человека; для группы лиц (организации); для отрасли науки, экономики; для государства; для общества в целом; для иностранных государств. Либо информация может вообще не иметь сколько-либо заметной социальной ценности;

10. информация может иметь имущественный (товарный) характер, а значит, подвергаться денежной оценке и законным образом обмениваться на деньги; или же, напротив, информация может носить неимущественной (нетоварный) характер, обмен на деньги которой законом запрещен.

Разумеется, можно назвать и другие признаки информации, поскольку представленный краткий перечень не способен передать все бесконечное многообразие свойств информации. Однако это - признаки информации, которые так или иначе имеют юридическое значение и, следовательно, влияют на тип, характер, субъектный состав и другие особенности правоотношений, возникающих по поводу информации.

Основные виды информации в российской правовой системе. Охарактеризуем понятия, производные и смежные с понятием «информация». Одной из таких категорий является «тайна». Так, статья 139 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет коммерческую или служебную тайну как информацию, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. В статье 2 Закона Российской Федерации № 5485-1 «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. понятие «государственная тайна» определяется как: защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб Российской Федерации.

Таким образом видно, что в указанных нормативно-правовых актах понятия «коммерческая тайна», «служебная тайна», «государственная тайна» законодатель раскрывает через категории «сведения» или «информация».

А.А.Шиверский пишет, что: «Тайна (в области защиты информации) это субъективная категория, когда сведения о каких-то событиях, явлениях, предметах скрываются по тем или иным соображениям владельцем информации от посторонних лиц». По мнению А.Е.Шерстобитова, тайну, в соответствии с законодательством, следует трактовать как определенного рода сведения, разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб интересам его обладателя.

Таким образом, следует сделать общий вывод, что, вне зависимости от конкретного вида тайны, тайна представляет собой специальный вид информации.

В нормативно-правовых актах присутствует также понятие «конфиденциальная информация». Например, в части 2 статьи 16 Таможенного кодекса Российской Федерации от 18 июня 1993 г. № 5221-1, с последующими изменениями и дополнениями), конфиденциальной информацией признается информация, не являющаяся общедоступной и могущая нанести ущерб правам и охраняемым законом интересам предоставившего ее лица. Таким образом, конфиденциальная информация, применительно к сфере регулирования Таможенного кодекса, должна обладать двумя признаками: а) не являться общедоступной, б) иметь возможность нанести ущерб правам и охраняемым законом интересам предоставившего ее лица. Следует отметить, что в статье 16 Таможенного кодекса Российской Федерации речь идет именно об информации, но не «документированной информации», как это имеет место в законе «Об информации». Согласно этому закону, общим родом для понятия «конфиденциальная информация» выступает документ, другими словами, конфиденциальная информация является разновидностью документов (главным образом, вещей), но не самой информации.

С другой стороны, существует информация, ограничивать доступ к которой запрещено. Например, часть 4 статьи 41 Конституции Российской Федерации под страхом юридической ответственности запрещает должностным лицам скрывать факты и обстоятельства, создающих угрозу для жизни и здоровья людей.

Рассмотрим категорию «массовая информация». В статье 2 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации» под «массовой информацией» понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. Таким образом, следует вывод, что «массовая информация» является разновидностью информации. В качестве существенного признака законодателем используется указание на субъектную (для неограниченного круга субъектов) предназначенность данного вида информации. Содержание такой информации специально не оговаривается, оно может быть любым (о любых фактах, явлениях, процессах и т.д.), указывается лишь признак предназначенности для неограниченного круга лиц. Идентичное вышеприведенному определение понятия «массовая информация» содержится в статье 2 Федерального закона от 4 июля 1996 г. «Об участии в международном информационном обмене».

Проанализируем содержание правовой категории «реклама» в ее соотношении с такими понятиями, как «информация» и «массовая информация». В статье 2 Федерального закона «О рекламе» от 18 июля 1995 г. дается следующее определение: реклама - распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний. Законодатель определяет рекламу через категорию «информация», кроме того, термину «реклама» равнозначен термин «рекламная информация». Тем самым законодатель указывает, что реклама представляет собой не что иное, как специальный вид информации. Определяя рекламу в качестве вида информации, законодатель указывает на признаки, характеризующие ее:

1. информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях; то есть реклама может представлять собой сведения: а) об определенном субъекте (физическом или юридическом лице) или б) об определенном объекте (товаре, идее, начинании). Таков признак содержания, характеризующий информацию;

2. информация, предназначенная для неопределенного круга лиц, то есть реклама изначально создается с тем, чтобы распространяться среди максимально широкого круга лиц, который, как правило, не может быть заранее четко определен. Свойство предназначенности для неопределенного круга лиц позволяет считать рекламу разновидностью массовой информации;

3. информация, призванная формировать интерес к этим лицам, товарам, идеям и начинаниям, либо поддерживать такой интерес. На наш взгляд, эту характеристику рекламы допустимо обозначить в качестве функционального признака рекламы, функция которой, в качестве разновидности массовой информации заключается в формировании или поддержании соответствующего интереса;

4. информация, которая имеет своей конечной целью способствовать реализации товаров, идей и начинаний путем формирования интереса к ним или к определенным субъектам. Причем реклама может как иметь коммерческую направленность - способствовать реализации товара, так и не иметь таковой направленности. Применительно к ряду идей и начинаний реклама может не иметь коммерческой направленности, не способствуя извлечению прибыли рекламодателем. По этой причине в статье 18 Федерального закона «О рекламе» законодатель использует понятие «социальная реклама», служащей общественным и государственным интересам и направленной на достижение благотворительных целей, в связи с чем в социальной рекламе не должны упоминаться коммерческие организации, а также конкретные марки (модели, артикулы) их товаров, равно как и марки (модели, артикулы) товаров, являющихся результатом предпринимательской деятельности некоммерческих организаций.

Завершая краткий обзор основных категорий в сфере правового регулирования информации, следует сказать, что, категория «информация» (информация вообще) носит межотраслевой характер, поскольку обладает значением для различных отраслей как публичного, так и частного права.

Кроме того, некоторые правовые категории, представляющие собой особые виды информации, также носят межотраслевой характер, как скажем категория «тайна».

Информация и материальный носитель информации (документ): соотношение и взаимосвязь Принципиально важным при характеристике объекта правовых отношений в информационной сфере является рассмотрение соотношения и взаимосвязи информации с ее материальным носителем. По этому вопросу в литературе существуют различные точки зрения. Например, Е.В.Кирдяшова считает, что «как информация, так и объекты интеллектуальной собственности имеют довольно устойчивую связь с материальными носителями, позволяющую зафиксировать содержащуюся информацию». Однако из сказанного не вполне ясно, что имеет в виду Е.В.Кирдяшова: означают ли эти слова, что под правовое воздействие подпадают только те формы социального использования информации, когда информация зафиксированы на материальном носителе? Должны ли любые формы правонарушений в информационной сфере быть связанными исключительно с посягательством на материальный носитель информации? Например, если посягательству подвергалась конфиденциальная информация, но при этом материальному носителю не было причинено вреда, то, исходя из утверждения Е.В.Кирдяшовой, никакого правонарушения не совершено. Понятие «разглашение информации» становится ненужным.

Такое положение дел, конечно, нельзя признать позитивным. Кроме того, применительно к объектам авторского права это означает не что иное, как отказ от классической формулы охраны произведений, которые могут быть выражены «в любой объективной форме». Иначе говоря, Е.В.Кирдяшова отказывает в охране тем публично прочтенным лекциям, продекламированным стихотворениям, исполненным музыкальным произведениям и т.д., которые не зафиксированы на материальном носителе. Такая позиция прямо противоречит закону, так как авторское право охраняет произведения, выраженные в любой объективной форме, в том числе и в устной. Данная норма зафиксирована в пункте 2 статьи 6 Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах».

Строго говоря, определяя понятие «документированная информация (документ)» посредством категории «материальный носитель информации», под материальным носителем следует понимать нечто такое, что является материей в философском и физическом смысле, то, что представляет собой конкретную форму существования, проявления материи.

Одним видом материи является вещество, которое определяется как «вид материи, обладающий массой покоя. В конечном счете, вещество слагается из элементарных частиц, масса покоя которых не равна нулю (в основном из электронов, протонов и нейтронов) Выявление тесной взаимосвязи вещества и поля привело к углублению представлений о структуре материи. На этой основе были строго разграничены понятия вещества и материи, отождествлявшиеся в науке на протяжении многих веков». Значительную часть материальных объектов составляют вещи как пространственно ограниченное количество определенного вещества или комбинация различных веществ, которые, в конечном счете, складываются из набора химических элементов. Но современной науке известно, что материя - это не только вещество, но также и физические поля как особый вид материи (например, электрические, магнитные).

Как следует из научного определения этого явления, физические поля - это «особая форма материи; физическая система с бесконечно большим числом степеней свободы. Примерами п.ф. могут служить электромагнитные и гравитационные поля, поле ядерных сил, а также волновые (квантованные) поля, соответствующие различным элементарным частицам Поля физические не только осуществляют взаимодействие между частицами; могут существовать и проявляться свободные поля физические независимо от создавших их частиц (например, электромагнитные волны). Поэтому ясно, что их следует рассматривать как особую форму материи».

В силу своей биологической природы человек способен непосредственно ощущать и использовать в своей практической деятельности лишь вещественную часть материи. Действительно, в обыденном сознании материя, материальный мир - это весь мир, все многообразие вещей. Однако с развитием науки и техники (изобретение и применение радиосвязи, ЭВМ, средств магнитозаписи и т.п.) для человека стало возможным, используя соответствующую технику, воспринимать, измерять, практически использовать и другую составляющую материи - физические поля (по крайней мере, если речь идет о практическом (промышленном и др.) использовании, то использовать значительную часть физических полей - прежде всего электромагнитные). Например, для хранения, обработки и передачи информации с помощью средств электронно-вычислительной техники сегодня активно используется электромагнитное поле: для хранения информации применяются дискеты (накопители на гибких магнитных дисках), «винчестеры» (накопители на жестких магнитных дисках), стриммеры (накопители на магнитной ленте) и т.п.

Следовательно, в юридической конструкции «документированная информация» материальным носителем информации должно признаваться не только пространственно ограниченное количество материи-вещества - вещь, но также и физические поля (скажем, магнитные).

Этот момент совершенно правильно учитывается в статье 2 Закона Российской Федерации «О государственной тайне», где предусматривается, что носителями сведений, составляющих государственную тайну, являются материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов.

Здесь принципиально важно следующее: законодатель определяет понятие «носители сведений» через категорию «материальные объекты», под которыми понимает конкретные формы существования материи. Вполне естественно, что, исходя из современного развития философии и физики, среди материальных носителей - форм существования материи - названы физические поля.

Таким образом, выстраивается система правовых категорий в области регулирования отношений в сфере информации: во-первых, основная категория «информация», под которой понимаются сведения, знания в любой форме их выражения - особое явление идеального мира; во-вторых, ряд производных категорий, представляющие собой разновидности информации (тайна, массовая информация, реклама и т. д.).

Возникающие по поводу различных видов информации правовые отношения следует признавать правоотношениями в информационной сфере.

 

Автор: Огородов Д.В.