27.03.2011 9009

Характеристика субъектов взяточничества (статья)

 

Характеристика особенностей личности взяткополучателя.  Известно, что в определенную криминальную ситуацию человек попадает таким, каким он социально сформировался. От этого же зависит и роль, которую играет человек в криминальной ситуации. Преступление как человеческий поступок и акт волеизъявления лица в значительной степени производно от сущностной характеристики субъекта и его особенностей. Поэтому раскрытие понятия личности в ее противоречиях и загадках (в частности личности взяткополучателя) представляется весьма важным и интересным. Взяткополучатель - это всегда должностное лицо, правовой статус которого должен быть установлен материалами уголовного дела. Определяя понятие должностного лица в примечании к ст. 285 УК РФ, законодатель исходил одновременно из нескольких критериев: из характера и оснований выполняемых функций (выполняются постоянно, временно либо по специальному полномочию) и вида органа, в котором лицо несет государственную или муниципальную службу.

Как следует из текста закона, должностным лицом признается представитель власти или лицо, выполняющее организационно-распорядительные либо административные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и формированиях РФ.

Таким образом, в зависимости от характера выполняемых функций можно выделить две группы возможных субъектов получения взятки. К первой из них относятся представители власти, т.е. лица, осуществляющие законодательную, судебную или исполнительную власть, а также работники правоохранительных, надзорных или контролирующих органов. Они наделены правом в пределах своей компетенции предъявлять требования и принимать решения, обязательные для исполнения любыми гражданами и организациями, осуществляя таким образом властные полномочия в отношении неограниченного количества физических и юридических лиц независимо от их ведомственной или служебной подчиненности. При этом следует помнить, что технические работники органов законодательной и исполнительной власти, прокурорско-следственных, судебных, иных контролирующих и надзирающих органов, а также сотрудники оперативного состава правоохранительных органов представителями власти не признаются. Вместе с тем при определенных обстоятельствах некоторые из них могут быть признаны должностными лицами по другим основаниям.

Вторую группу субъектов получения взятки образуют лица, на которые возложено выполнение организационно-распорядительных либо административных функций в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и формированиях РФ.

Выполнение организационно-распорядительных функций обязательно предполагает наличие у должностного лица подчиненных и включает в себя: руководство коллективом, руководство участком работы, служебной или иной деятельностью (подбор и расстановка кадров, планирование, организация труда, поддержание дисциплины и пр.). Административно-хозяйственные функции заключаются в управлении и распоряжении имуществом и денежными средствами организаций и учреждений, в том числе воинских частей и подразделений. Осуществление полномочий предполагает принятие решений о начислении заработной платы, премий, контроль за движением товарно-материальных ценностей, определение порядка их хранения и тому подобные действия.

В связи с этим, изучая уголовное дело, государственному обвинителю необходимо проверить, разграничены ли были профессиональная и служебная деятельность взяткополучателя при исследовании его полномочий как должностного лица, поскольку ряд профессий сочетает в себе возможность одновременного выполнения того и другого. В таких случаях должны быть добыты доказательства того, что предмет взятки вручен именно за служебные, а не за профессиональные действия (бездействия).

Основным признаком для отнесения работников государственных и муниципальных учреждений к категории должностных лиц как субъектов совершения взяточничества является обладание правом совершать по службе юридически значимые действия, способные играть роль юридических фактов, порождать, изменять или прекращать правовые отношения. Такие действия имеют организационно-распорядительный характер.

Должностным лицом может быть признан только субъект, имеющий право выдавать от имени государственного органа или муниципального учреждения официальные документы, обладающие юридической силой, предоставляющие права или освобождающие от обязанностей, подтверждающие определенный юридический факт. В данном случае субъект преступления - лицо, которое путем издания, утверждения, подписания документов в рамках своих полномочий организовывает, направляет, контролирует чужую деятельность, влияет на поведение других лиц, даже не подчиненных ему по службе. Лицо может входить в состав коллегиального органа. В этом случае оно также наделяется полномочиями для принятия решения, а потому является должностным.

Квалифицирующим признаком взяточничества является совершение соответствующего деяния лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления.

Проведенный анализ уголовных дел о взяточничестве показывает, что взяткополучателями выступали: сотрудники правоохранительных органов по 76 % уголовных дел; государственные служащие по 19 % уголовных дел; муниципальные служащие по 5 % уголовных дел.

Низкий процент привлечения к ответственности государственных и муниципальных служащих, по нашему мнению, объективно не соответствует истинному положению вещей. Действительно, большее количество уголовных дел о взяточничестве возбуждается в отношении сотрудников правоохранительных органов. Указанное обстоятельство объясняется тем, что часто факт требования взятки со стороны работников правоохранительной сферы сопряжен с совершением сопутствующих преступлений - превышения должностных полномочий, подлога, злоупотреблением должностных полномочий. Кроме того, требование о вручении взятки бывает сопряжено с угрозой привлечения к уголовной ответственности, заключения под стражу. Со стороны сотрудников ГИБДД - с угрозой лишения прав управления транспортными средствами и проч. Опасаясь за свою свободу и неприкосновенность, граждане охотнее заявляют о случившемся в прокуратуру, службу собственной безопасности соответствующего правоохранительного органа или УБОП.

Совершенно иначе обстоит дело в отношении иных должностных лиц. Граждане всегда заинтересованы в беспрепятственном и бесперебойном сотрудничестве с государственными или муниципальными служащими. Особенно остро этот вопрос стоит при постоянной в том необходимости, что характерно для предпринимателей и иных лиц, участвующих в экономической деятельности (руководителей хозяйствующих субъектов и проч.). Такое сотрудничество выгодно, поскольку экономит время заинтересованных лиц при получении различных разрешений и согласований. Указанное обстоятельство не просто стимулирует дачу взятки, но и делает этот процесс предельно латентным. Ни тот, ни другой участник преступного события не заинтересован в разглашении сведений о нем, а потому взяткодатель, хотя и вынужден платить, однако заявляет о фактах вручения незаконного вознаграждения крайне редко.

Знание криминалистической характеристики личности взяткополучателя имеет важное значение при решении правовых, оперативно-розыскных и профилактических задач, стоящих перед государственным обвинителем.

Поскольку преступность представляет собой социальное явление, связанное с определенным антиобщественным поведением людей, объяснить подобное поведение, раскрыть его причины, найти эффективные пути и средства предупреждения преступлений можно только при глубоком изучении всего, что характеризует преступника как индивида, как личность.

Основываясь на материалах судебной и следственной практики двух субъектов Российской Федерации - Ленинградской области за период 2000-2004г.г. и Владимирской области за период с 1996 по 2001 г. можно выделить несколько признаков, типичных для взяткополучателей.

Прежде всего, остановимся на возрасте субъекта получения взятки. Проведенное исследование показывает, что наибольшую криминальную активность проявляют лица в возрасте от 30 до 49 лет. При этом заметна тенденция к омоложению преступников - на втором месте по криминальной активности стоит возрастная группа от 25 до 29 лет, на третьем - от 18 до 24 лет. Наименее криминально активными можно считать возрастные группы от 50 лет и старше, а также группы мужчин от 60 и женщин от 55 лет и старше.

Оценивая полученные результаты, следует помнить о следующем. Во-первых, лица старшего возраста не могут выступать в качестве субъектов получения взятки в силу объективных причин, связанных с выходом на пенсию и установлением предельного возраста нахождения на службе. Основное количество направляемых в суд дел о взятках возбуждается, как уже было отмечено выше, в отношении сотрудников правоохранительных органов, преимущественно сотрудников милиции. Именно с 45-50 лет большинство этих работников реализуют свое право выхода на пенсию, что физически исключает в дальнейшем их участие во взяточничестве в качестве субъектов получения взятки. В органах государственной службы, представители которых привлекаются к ответственности также достаточно часто, на пенсию выходят мужчины в 60, а женщины в 55 лет, что аналогичным образом лишает их возможности заниматься любой служебной деятельностью, в том числе и противоправной.

Во-вторых, следует учитывать и то обстоятельство, что чем дольше работает человек в той или иной властной структуре, тем выше вероятность получения им по служебному статусу определенного иммунитета. Занимаемая лицом должность нередко препятствует не только возможности возбуждения уголовного дела по фактам взяточничества, но и каким-либо проверкам на предмет выявления фактов занятия противоправной деятельностью. Более того, со временем у такого лица появляются определенные связи, знакомства, еще более осложняющие возможность выявления и расследования его противоправной деятельности.

Указанные обстоятельства необходимо учитывать и следователю, и государственному обвинителю. В частности, для государственного обвинителя знание особенностей возрастных характеристик взяткополучателей необходимо при планировании тактики отдельных судебных действий (несомненно, что лиц пожилого и трудоспособного возраста необходимо допрашивать с использованием различных тактических приемов), для прогнозирования версий защиты и способов возможного противодействия привлечению виновного к уголовной ответственности и т.п. Например, несложно предположить, что подсудимый старшей возрастной группы под предлогом плохого состояния здоровья будет срывать судебные заседания, затягивать рассмотрение дела. Долгие годы службы и безупречная репутация могут быть использованы защитой как дополнительный довод, свидетельствующий о невиновности субъекта. Хотя на первый взгляд он и не имеет существенного значения, но при достаточно слабой доказательственной базе может склонить чашу весов в пользу подсудимого.

Возраст взяткополучателя имеет непосредственную связь с предметом взятки. Анализ судебно-следственной практики показывает, что для разных возрастных категорий взяткополучателей характерны разные виды предметов взятки. Так, более молодой субъект более охотно согласится получить незаконное вознаграждение в виде туристической путевки, в безналичной форме и т.п., тогда как лица пожилого возраста более склонны к получению взятки в виде наличных денег или иной натуральной форме.

В соответствии с УПК РФ дела о взяточничестве могут быть рассмотрены судом с участием присяжных заседателей. Государственный обвинитель играет активную роль при формировании коллегии присяжных. При этом одним из факторов, которые должны быть им учтены на данной стадии процесса, является возрастная категория субъекта преступления. В противном случае состав коллегии может быть распущен по мотивам тенденциозности. При этом следует учитывать, что подобное ходатайство может заявить и сторона защиты.

Анализ данных об общеобразовательном уровне взяткополучателей позволяет сделать неутешительный вывод: чем выше степень образованности человека, тем выше вероятность совершения им взяточничества, впрочем, это можно объяснить и образовательным цензом, установленным для занятия должностей в государственных органах власти и управления.

Характеристика личности взяткодателя. Вторым участником такого преступления как взяточничество является лицо, передающее взятку, т.е. взяткодатель. С точки зрения закона для квалификации его действий не имеет значения его должностное положение, достаточно наличие двух критериев: достижение 16-летнего возраста и вменяемость лица. Тем не менее, для решения задач криминалистического характера род занятий и положение взяткодателя имеет определенное значение.

По результатам проведенного анализа уголовных дел о взяточничестве можно сделать следующий вывод. Чаще всего взятку передавали лица, участвующие в осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности. 48 % взяткодателей составили частные предприниматели и представители юридического лица, действующие в его интересах и по поручению. Второе место занимают частные лица (в 26% случаях от общего числа изученных дел), далее следуют лица, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступления (14 % случаев) или административного правонарушения (12 %). Таким образом, можно сделать вывод, что более четверти всех взяток передавалось для решения задач, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, что необходимо учитывать, прежде всего, при прогнозировании версий защиты, выборе тактики следственных действий, определении предмета доказывания и прогнозировании позиции взяткодателя в ходе судебного следствия. В частности, государственный обвинитель должен учитывать, что далеко не всегда экономическая деятельность осуществляется в полном соответствии с законом. Нередко ее участники совершают налоговые, административные и иные правонарушения. Сама передача взятки может быть связана с той противоправной деятельность, которую осуществлял взяткодатель. Именно поэтому в судебном заседании он не будет полностью заинтересован в раскрытии истинных причин передачи взятки, обстоятельств, предшествовавших данному событию. Весьма вероятно, что сторона защиты будет стремиться опорочить показания взяткодателя, очернить его перед судом, чтобы доказать якобы имевший место оговор. Естественно, что государственный обвинитель должен занять в данном случае активную позицию и не допустить вынесения незаконного приговора по мотивам противоправного поведения взяткодателя. Аналогичную позицию подсудимый и его защитных могут занять и в иных случаях. Данное обстоятельство должно быть учтено государственным обвинителем еще на стадии подготовки к судебному разбирательству.

Взяткодатель играет активную роль не только при совершении преступления, но и в последующем. Анализ практики показывает, что чаще всего именно он становится источником информации о совершенном преступлении. Так, 80% изученных уголовных дел были возбуждены по заявлению взяткодателей по факту требования или вымогательства у них незаконного вознаграждения. В связи с этим перед следствием стоит задача тщательного исследования личности заявителя. Однако данная задача в полном объеме решается далеко не всегда. Одним из основных недостатков предварительного следствия по делам о взяточничестве является практически полное отсутствие в материалах дела сведений о личности взяткодателя. Работа следствия в указанном направлении сводится либо к запросу справки о наличии судимости взяткодателя, либо представлением формальной характеристики личности (с места работы, от участкового инспектора милиции, от врача-нарколога или психиатра).

К моменту направления уголовного дела в суд по некоторым делам отсутствует постановление следователя о прекращении уголовного преследования в отношении взяткодателя, в том числе и при отсутствии факта возбуждения уголовного дела по указанному основанию. В подобной ситуации восполнять недостатки следствия должен государственный обвинитель.

Для опровержения возможной версии об оговоре должностного лица важно детальное отражение в материалах уголовного дела информации о характеристике личности взяткодателя, его связи с взяткополучателем, возможного наличия между ними неприязненных отношений. При отсутствии подобной информации государственному обвинителю необходимо принять меры к истребованию недостающих данных, либо уточнить в ходе судебного следствия интересующие сведения.

Далеко не всегда взятка передается должностному лицу взяткодателем лично. Например, взятка может быть дана для достижения желаемого действия (бездействия) в интересах организации работником по предложению должностного лица (лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной структуре), которому этот работник не подчинен по службе. В этом случае исполнителем дачи взятки признается данное должностное лицо, а работник, выполнивший его поручение, признается соучастником дачи взятки. Однако следует отметить, что личность соучастников взяткополучателя и взяткодателя принципиального значения в процессе доказывания не имеет, поэтому ее исследование осуществляется в обычном порядке.

 

Автор: Посохина И.В.