08.04.2011 7067

Компенсации жертвам преступлений по законодательству развитых зарубежных государств (статья)

 

Возмещение ущерба потерпевшим является одной из центральных проблем в обеспечении их интересов, нарушенных совершением преступления. Институт возмещения ущерба на основе реституции (гражданского иска к виновному, рассматриваемому вместе или раздельно от уголовного дела) имеет давнюю историю и предусматривается законодательством большинства развитых государств. Однако следует отметить, что порядок рассмотрения таких исков в публичном уголовном процессе чаще всего подробно не урегулирован. Не всегда потерпевшему предоставлен достаточный объём прав, необходимых для обоснования правомерности его имущественных требований к обвиняемому, в связи с чем большинство таких требований потерпевшие вынуждены предъявлять в порядке гражданского судопроизводства.

Так, УПК ФРГ предусматривает участие потерпевшего в уголовном процессе при предъявлении требования о возмещении причинённого преступлением ущерба (глава третья книги пятой УПК ФРГ). Основные вопросы возмещения вреда, причинённого преступлением, урегулированы уголовно-процессуальным законом. Но в ряде случаев в УПК ФРГ имеется ссылка на гражданское процессуальное законодательство, которое в этих вопросах имеет приоритет над уголовно-процессуальным (вопросы участия адвоката потерпевшего в судебном заседании, требования к содержанию решения суда в части удовлетворения требований потерпевшего и некоторые другие). Однако возможность рассмотрения имущественных требований потерпевшего в уголовном процессе ФРГ крайне ограничена. Суд может в любой момент устраниться от разрешения претензий потерпевшего, когда проверка их обоснованности может привести к затяжке процесса. Потерпевший не имеет право на обжалование даже в том случае, если суд отказывает в удовлетворении его имущественного требования. В литературе отмечается, что существенное ограничение права потерпевшего на возмещение причинённого преступлением вреда нельзя рассматривать в отрыве от всей совокупности норм, регулирующих правовое положение данного субъекта уголовного процесса. Уголовно-процессуальный кодекс (уложение) действует в Германии с 1877 года (с многочисленными изменениями) и отражает разные политические эпохи. Это обстоятельство, помноженное на традиционно господствующее в немецкой правовой науке представление о сильном государстве, и дает в результате ущемление прав личности потерпевшего.

Большим, по сравнению с УПК ФРГ, кругом процессуальных прав наделён потерпевший в УПК Австрии. Однако на практике почти все их требования разрешаются в порядке гражданского судопроизводства.

Законодательство других западноевропейских стран также содержит существенные ограничения для возмещения потерпевшему причинённого преступлением ущерба в рамках уголовного процесса.

Например, по УПК Норвегии рассмотрение гражданско-правовых претензий потерпевшего совместно с уголовным делом допускается только в том случае, если это не создаст препятствий для рассмотрения самого уголовного дела. В последнем случае соединённое рассмотрение уголовного обвинения и претензии потерпевшего не допускается. При осуществлении суммарного судопроизводства могут быть рассмотрены только такие требования потерпевшего, которые носят бесспорный характер. Как только суд приходит к такому выводу, он должен обязательно уведомить об этом лицо, которому был причинён вред. Суд может также решить, что разрешение претензии потерпевшего должно происходить после вынесения приговора по делу. Если суд установит, что в деле недостаточно сведений для подтверждения всей суммы иска, он может вынести решение по той части суммы иска, которая доказана. Все претензии, которые выходят за рамки установленных УПК Норвегии ограничений, рассматриваются в порядке гражданского судопроизводства. В аналогичном порядке рассматриваются апелляции на приговор суда в части разрешения гражданско-правовых претензий потерпевшего.Таким образом, можно сделать вывод, что в уголовно-процессуальном законодательстве Российской Федерации многие вопросы, касающиеся регламентации права потерпевшего на заявление и поддержание иска к обвиняемому, урегулированы более полно, чем в законодательстве большинства европейских государств, относящихся к континентальной правовой системе. Законодательство же Великобритании вообще не рассматривает потерпевшего как участника процесса, имеющего право на заявление иска в рамках уголовного процесса. Требования имущественного характера пострадавшее от преступления лицо вправе предъявить только в порядке гражданского судопроизводства.

Проблемы, связанные с обеспечением прав потерпевших на возмещение причиненного ущерба, стали активно обсуждаться в США с середины 1980-х годов. В настоящее время почти все штаты приняли законы, позволяющие судам обязать виновного возместить потерпевшему причинённый ущерб.

Например, законодательство штата Аризона включает Билль о правах потерпевших, который вступил в силу в 1990 году. Аризона была в числе первых шести штатов, которые дополнили свои конституции актами, направленными на защиту прав потерпевших и расширение их участия в уголовном судопроизводстве. В числе других Билль о правах потерпевших предусматривает их право на получение возмещения от лица или лиц, совершивших преступление. После вступления в силу указанного Билля появился судебный прецедент, который поставил под вопрос всю ранее существовавшую практику и оказал влияние на разрешение уголовных дел в дальнейшем. По делу Штат против Контрерас апелляционный суд штата Аризона постановил, что возмещение вреда -это не претензия, которая принадлежит потерпевшему, а восстановительная мера, которую суд по закону обязан осуществить. Поэтому право на возмещение не относится к числу тех прав, от которых можно отказаться. Как отмечается в литературе, данный судебный прецедент наводит на мысль, что в отношении прав потерпевших от преступления на возмещение вреда в Соединённых Штатах Америки начала диспозитивности и состязательности уступают место принципам социальной необходимости, выраженным в праве общества не только карать за совершенное преступление, но и в императивном порядке восстанавливать нарушенные общественные отношения. Особый раздел законодательства штата Юта известен как Акт о возмещении вреда жертвам преступлений. Возмещение в данном документе понимается как полная, частичная или номинальная выплата потерпевшему денежного ущерба, включая досудебные вложения, расходы в течение процесса, застрахованные убытки, расходы правительственных организаций на экстрадицию и транспортирование, а также иные расходы, предусмотренные законом. Возмещение причинённого преступлением вреда производится именно в уголовном процессе. Суд наделен правом потребовать такое возмещение от осужденного при вынесении приговора. Право потерпевшего на возмещение вреда в уголовном процессе не может рассматриваться как ограничение его возможностей требовать возмещения в порядке гражданского судопроизводства. Установление в уголовном процессе факта причинения преступлением вреда имеет преюдициальное значение при рассмотрении гражданского дела. В случае невыполнения требований по уплате возмещения на осужденного могут быть наложены санкции. Таким образом, существует явная тенденция к приданию институтам возмещения вреда в американском уголовном процессе публичного характера. Вместе с тем практика возмещения ущерба на основе реституции, по многим объективным причинам не гарантирует удовлетворение интересов потерпевших и достижение принципа социальной справедливости. Это связано не только с отсутствием у большинства осужденных необходимых доходов, позволяющих в разумный срок возместить причинённый преступлением ущерб. Главным является то, что значительная часть преступников вообще не устанавливается. Многие пострадавшие от преступления лица лишены возможности предъявить свои требования к лицу, причинившему ущерб. Поэтому внимание общества и законодателей во многих государствах, а также международных организаций обращается на возможные пути государственной компенсации ущерба потерпевшим. Способы возмещения ущерба потерпевшим от преступления разнообразны и в настоящее время существуют в большинстве развитых стран.

Следует признать, что большинство развитых зарубежных государств значительно дальше продвинулись в решении этого вопроса, чем Российская Федерация.

Одни из первых выплат за ущерб от преступлений потерпевшим за счет государства в виде денежных компенсаций были произведены в Новой Зеландии (1963 год) и в Великобритании (1964 год). В дальнейшем к этому процессу стали подключаться континентальные европейские страны, страны Северной Америки.

Например, законом от 03 января 1977 года в УПК Франции были введены новые статьи (706-3 - 706-13), регулирующие вопросы выплаты компенсации потерпевшим от преступления. Благодаря этому потерпевший приобрёл возможность получить компенсацию за причиненный ему преступлением вред от государства до того момента, когда преступник предстанет перед судом. Само государство в регрессном порядке взыскивает с осуждённого все затраты по выплате ущерба потерпевшему от преступления. В дальнейшем в УПК Франции были введены статьи 706-14 и 706-15 (1981 год), в соответствии с которыми находящимся в тяжелом материальном положении потерпевшим от кражи или мошенничества производится компенсация за юридическую помощь. При наличии определённых условий аналогичная компенсация осуществляется и потерпевшим от насильственных преступлений, но ущерб и той и другой категории потерпевших должен заключаться в убытках или сокращении доходов, в увеличении затрат или наступлении профессиональной нетрудоспособности.

Вопросы, связанные с компенсациями потерпевшим от преступления, неоднократно рассматривались Советом Европы. Крупным шагом в деле решения проблемы возмещения ущерба от преступлений, совершенных на территории европейских государств, явилось принятие Европейской Конвенции о возмещении ущерба жертвам насильственных преступлений. Так, согласно ст. 2 Конвенции, когда возмещение убытков не может быть обеспечено их других источников, государство должно это взять на себя для следующих категорий:

a) для тех лиц, которым в результате умышленных насильственных преступлений был нанесён серьёзный урон физическому состоянию или здоровью;

b) для тех лиц, которые находились на иждивении погибших в результате такого преступления.

Согласно статье 4 Конвенции компенсация должна покрывать по крайней мере в зависимости от случая следующие части ущерба: потерю дохода, затраты на медикаменты и госпитализацию, затраты на похороны и, относительно иждивенцев, алименты.

Конвенция вступила в действие в действие с 1 февраля 1988 года и ратифицирована в настоящий момент 15 государствами (в том числе такими небогатыми странами как Азербайджан, Кипр, Португалия). Российская Федерация участником настоящей Конвенции не является, что не отвечает признанным Европейским сообществом стандартам отношения государства к интересам потерпевшего в части получения компенсации ущерба, причинённого преступлением.

Аналогичные рекомендации по принятию государством мер к предоставлению потерпевшим финансовой компенсации содержатся в Декларации основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью. В пункте 4 Декларации закреплено общее правило о том, что потерпевшие от преступлений «имеют право на доступ к механизмам правосудия и компенсацию за нанесенный им ущерб в соответствии с национальным законодательством». Далее, в пункте 12 Декларации указано: «В тех случаях, когда компенсацию невозможно получить в полном объёме от правонарушителя или из других источников, государствам следует принимать меры к предоставлению финансовой компенсации:

- жертвам, которые в результате тяжких преступлений получили значительные телесные повреждения, или существенно подорвали своё психическое или физическое здоровье;

- семьям, в частности, иждивенцам лиц, которые умерли или стали физически или психически недееспособны в результате такой виктимизации».

В Декларации подчеркивается, что к «жертвам преступления» следует относиться с состраданием и уважать их достоинство. В пунктах 8-17 Декларации содержится ряд других рекомендаций государствам по вопросам реституции и компенсации потерпевшим, в том числе о содействии созданию, укреплению и расширению национальных фондов для предоставления компенсации жертвам (пункт 13). Таким образом, можно сделать вывод, что в соответствии с Декларацией государствам необходимо принимать меры по возмещению ущерба потерпевшим от тяжких и особо тяжких насильственных преступлений из государственных фондов.

Как отмечается в литературе «...сама логика общественного развития указывала на то, что коль скоро члены общества платят большие налоги на содержание государственного аппарата, и в том числе содержание аппарата уголовной юстиции, а государство не в состоянии обеспечить безопасность своих граждан, оно должно нести материальную ответственность за причиненный им в результате преступления ущерб».Помимо европейских государств компенсационные программы действуют в Новой Зеландии, Австралии, США, Канаде, Японии и других странах. Но в большинстве стран из государственных фондов компенсируется только вред, причинённый жизни и здоровью граждан (Великобритания, Германия, Австралия, Япония, США и другие). Остальные виды вреда, как правило, не возмещаются Положительной чертой государственной компенсации является возможность получения выплат потерпевшими в тех случаях, когда виновное лицо не установлено или не подлежит уголовной ответственности (в силу возраста, психического заболевания и т.п.). Особое внимание в ряде европейских государств уделяется компенсации потерпевшим от террористических актов. Источниками формирования компенсационных фондов служат государственные специальные ассигнования (Италия, Япония), налоги (Франция), выплаты из средств преступников, федеральные штрафы и ассигнования конкретных штатов в США.

Но не следует преувеличивать возможности государственной компенсации жертвам преступлений. В большинстве стран правила о компенсации распространяются на ограниченные виды преступлений и выплаты производятся только тогда, когда возмещение ущерба не обеспечено другими формами и источниками (напр. за счет страховых и других программ, преступником в порядке реституции и т.п.). Размеры максимальных денежных выплат часто ограничены законодательно и не могут в полном объеме компенсировать последствия преступления с финансовой точки зрения. Например, в США максимальная сумма компенсации находится в пределах от 10000до 15000 долларов. Отдельные штаты установили верхний предел материальной помощи в 50000 долларов. В странах с федеративным устройством размеры компенсации часто зависят от административной единицы, на территории которой совершено преступление, а в Канаде компенсационные выплаты с 1972 по 1995 годы предусматривались только законодательством одной из девяти провинций - Британской Колумбии, наиболее благополучной в экономическом отношении.

Поскольку выплата государственной компенсации ущерба является «актом социальной солидарности», она может быть уменьшена или вообще не назначена в случае хорошей обеспеченности потерпевшего. Компенсация также не выплачивается, если потерпевший спровоцировал преступление (Япония и др. страны). Для получения компенсации необходимо представить значительное количество документов. При этом в некоторых странах, например, США, устанавливаются жесткие сроки для сообщения о преступлении в полицию: в штате Нью-Йорк и столичном округе Вашингтон - 7 суток, штате Мериленд - 48 часов, штате Вирджиния - 120 часов. Несоблюдение без уважительных причин указанных сроков лишает потерпевшего права претендовать на получение компенсации.

Однако следует признать, что вне зависимости от порядка и условий государственной компенсации законопослушному гражданину за причиненный преступлением ущерб, само наличие такой системы на государственном уровне имеет важное социальное значение. Она служит не только достижению целей соблюдения интересов жертв преступлений, но и вносит существенный вклад в консолидацию усилий общества и государства в борьбе с преступностью и повышение уровня доверия граждан к государственным институтам.

 

Автор: Чекулаев Д.П.