10.05.2011 7318

История уголовно-правовой ответственности за совершение самовольного оставления части в России (статья)

 

Анализ источников, содержащих положения об уголовной ответственности за самовольное оставление части, принимавшихся в XVIII-XX вв. позволяет проследить, каким образом была предусмотрена ответственность за преступления, совершаемые военнослужащими по службе, посягающие на порядок её прохождения. Специальные нормы об уголовной ответственности военнослужащих Российской армии за совершение данного преступления содержались в нормативных актах, существовавших в XVIII-XX вв. Уже Указом 1700 г. было предусмотрено дезертирство, за которое в качестве санкции устанавливалась смертная казнь. В дальнейшем в 1715 г. Петром I был принят Артикул воинский, содержавший нормы об уголовной ответственности за совершение дезертирства. Глава 12 Артикула воинского главным образом уделяла внимание ответственности за дезертирство - преступление, которое, по свидетельству историков, получило широкое распространение в начале XVIII в. (о чем свидетельствуют многие указы Петра I, направленные на борьбу с ним). В Артикуле воинском к дезертирству стали относить бегство с поля боя, дезертирство из гарнизона, лагеря или похода. Воинские преступления, совершаемые в районе боевых действий, включали различные виды уклонения от службы (опоздание с явкой в срок, оставление места в строю, отказ исполнять приказ во время боя, оставление крепости, отказ воинской части вступать в бой, ее побег с места сражения).

Военная реформа Петра I, создавая постоянную, регулярную армию, вводила новые, непривычные порядки военной службы, которые не могли не вызывать протеста у солдат и офицеров. Длительная Северная война легла тяжелым бременем на армию и население страны, поэтому дезертирство было одной из форм протеста, формой борьбы, получившей значительное развитие в петровское время. Особое внимание уделялось наказаниям за совершенные преступления, связанные с оставлением части или места службы. Основной целью при этом было устрашение. Задача предупреждения преступлений решалась главным образом не посредством исправления виновного, а путём его убийства, приведения в физическую негодность либо формирования страха перед наказанием.

Наиболее распространенным видом наказания при Петре I была смертная казнь. Она предусматривалась, в том числе и за уклонение от военной службы. Применялось также большое количество калечащих наказаний, уродовавших осуждённых физически (вырывание ноздрей, клеймение, прожжение языка) и таких телесных наказаний как битьё шпицрутенами, кнутами, розгами. Однако уже в то время появляются такие виды наказаний, которые можно отнести по своему характеру к современным: ссылка, лишение свободы, публичное извинение, лишение воинского звания. Анализ положений Артикула воинского показывает, что им была введена сословная и персональная подсудность. К солдатам, за деяния, аналогичные совершённым офицерами, применялись в основном более жестокие виды наказаний.

Артикул воинский 1715 г. без значительных изменений действовал для войск в военное время до 1812 г. (до издания Полевого Уголовного Уложения 1812 г.), а в мирное - до 1839 г., т.е. до издания Военно-уголовного устава.

Свои собственные взгляды на цели и задачи военно-уголовного законодательства в области ответственности за самовольное оставление части имела императрица Екатерина II. В её царствование впервые была предусмотрена политика создания общего, единого уголовного уложения «на началах разумного и естественного права». Суждения императрицы по данной проблеме были изложены в её знаменитом Наказе. «Цель наказания по Наказу не в возмездии и не в устрашении. Напротив, в области мелких преступлений она состоит в исправлении, в области же крупных преступлений - в воспрепятствовании преступникам совершить новый вред обществу».Конец XVIII в. ознаменован обновлением уголовного права. Общеуголовные законы были в значительной мере мягче, чем Артикул воинский 1715 г. Поэтому при принятии нового Уголовного Уложения императором Александром I ограничивались виды смертной казни и телесных наказаний за совершение уклонений из части. Смертная казнь устанавливалась двух видов: повешение или отсечение головы. Указы 1802 и 1808 гг. закрепили употребление в судебных приговорах выражений «наказать жестоко» или «нещадно», а в 1830 г. наказание кнутом было ограничено 50 ударами. В 1869 г. был принят Воинский устав о наказаниях исходя из которого можно сделать вывод, что уголовная ответственность за уклонение от военной службы была дифференцирована (отдельно предусматривалась ответственность офицеров и нижних чинов).

До формирования постоянной армии под дезертирством понималось самовольное оставление своей части, бегство из армии, которое определялось удалением военнослужащего на определённое расстояние от места дислокации войск. До 1917 г. нормативные акты, предусматривающие ответственность за дезертирство, отличались определённой противоречивостью. Так ответственность за дезертирство и по размерам, и по подсудности, и по месту в законодательстве отличалась в зависимости от субъекта ответственности: чины армии и флота, чины государственного ополчения, казаки, лица, содействующие дезертирству.

К нормативным актам дореволюционного периода, предусматривавшим ответственность за дезертирство, можно отнести:

- Воинский устав о наказаниях (1869 г.);

- Устав о воинской повинности (1885 г.);

- Уложение о наказаниях (1885 г.);

- Устав уголовного судопроизводства (1892 г.).

В соответствии с перечисленными нормативными актами до 1916 г. дезертирством (побегом) считалось отсутствие на службе в течение 6 дней в мирное время, 3 дней в военное время и 1 дня при непосредственной близости неприятеля. Однако после 1916 г. это формальное разграничение и прежний объективный критерий заменили новым - субъективным - целью ухода, в соответствии с которым дезертирством признавалось: оставление службы с целью освободиться от неё совсем, с целью уклониться от службы в действующей армии или от участия в военных действиях (даже временно). До 1916 г. наказание за дезертирство было достаточно мягким, оно считалось совершённым с того момента, когда по фактической обстановке военнослужащий, на взгляд третьего лица, находился уже не в месте своего «служения», а вне его. Покушение на дезертирство начиналось с того момента, когда военнослужащий начинает «оставлять» место своего «служения» - подходить к воротам казармы, внешней линии лагеря и готовиться их перейти.

Постоянное изменение уголовного законодательства вносило коррективы в нормы, содержащие ответственность за самовольное оставление части, в тоже время вместе с этими изменениями менялись и совершенствовались Вооруженные Силы России. С первых дней создания Рабоче-Крестьянской Красной Армии законодатель уделял внимание борьбе с уклонением от военной службы. В годы иностранной военной интервенции и гражданской войны был издан ряд декретов о борьбе с дезертирством, в которых оно рассматривалось как одно из самых тяжких и позорных преступлений. Так в постановлениях Совета рабочей и крестьянской обороны «О дезертирстве» от 25 декабря 1918 г., «О мерах борьбы с дезертирством» от 3 марта 1919 г. и «О мерах по искоренению дезертирства» от 3 июня 1919 г. раскрывается общественная опасность дезертирства как преступления, равносильного предательству, и подчеркивает необходимость решительной борьбы с ним. В законодательстве последующих лет дезертирство также признается одним из наиболее опасных воинских преступлений.

Следует отметить, что в военно-уголовном законодательстве понятие дезертирства не всегда определялось одинаково. Например, в Уголовном кодексе РСФСР 1922 г. в основу понятия дезертирства был положен субъективный критерий. Статья 204 Кодекса определяла дезертирство как «самовольное оставление военнослужащим своей части или места службы с целью уклонится от несения военной службы или участия в боевых действиях». Вскоре законодательное определение было расширено: под ним стало пониматься также самовольное оставление военнослужащим части или места службы продолжительностью свыше шести суток, хотя бы оно было совершено и без цели вовсе уклониться от военной службы.

По Положению о воинских преступлениях 1927 г. дезертирством признавалось самовольное оставление части или места службы продолжительностью свыше шести суток, а во время компаний во флоте, маневров, учебных, краткосрочных и поверочных сборов - свыше двух суток либо с намерением длительно или вовсе уклониться от военной службы. Под самовольной отлучкой понималось систематическое оставление части или места службы на срок менее шести (двух) суток.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июля 1940 г. была значительно ужесточена ответственность за самовольную отлучку и дезертирство. Под уголовно наказуемой самовольной отлучкой для лиц рядового и сержантского состава срочной службы стало пониматься отсутствие в части свыше двух часов, а оставление части на срок свыше суток независимо от цели виновного расценивалось как дезертирство.

В период Великой Отечественной войны законодательство об уголовной ответственности военнослужащих не подвергалось изменениям, поскольку отвечало задачам борьбы с указанными преступлениями.

К моменту издания Указа Президиума Верховного Совета СССР «О внесении изменений и дополнений в Положение о воинских преступлениях» от 15 февраля 1957 г. в уголовном законе существовали разные определения дезертирства в отношении военнослужащих срочной службы, с одной стороны, и в отношении лиц офицерского состава и военнослужащих сверхсрочной службы - с другой. Для военнослужащих срочной службы дезертирством считалась самовольная отлучка продолжительностью свыше суток, под дезертирством же лиц офицерского состава и военнослужащих сверхсрочной службы понималось самовольное оставление части или места службы продолжительностью свыше шести суток, во время кампаний во флоте, маневров, учебных, краткосрочных, повторных и поверочных сборов - свыше двух суток, а также побег из части или с места службы с намерением длительного или вовсе уклониться от несения обязанностей по военной службе.

В конце 60-х гг. прошлого столетия понятие дезертирства для всех категорий военнослужащих становится единым. Так Указ от 15 февраля 1957 г. установил единое понятие дезертирства, под которым понималось - оставление воинской части или места службы с целью уклониться от военной службы, а равно неявка с той же целью в часть или к месту службы. Кроме того, Указ существенно изменил условия уголовной ответственности военнослужащих срочной службы за самовольную отлучку, определил понятие и признаки самовольного оставления части как самостоятельного вида преступления, совершаемого военнослужащими срочной службы и лицами офицерского состава и сверхсрочнослужащими.

Нормы Указа от 15 февраля 1957 г. о преступлениях против порядка прохождения военной службы впоследствии были воспроизведены в ст.ст. 9- 11 Закона СССР «Об уголовной ответственности за воинские преступления» 1958 г. (ст.ст. 245- 247 УК РСФСР).

Указанный Закон, исходя из повышенной общественной опасности дезертирства, увеличил срок наказания с пяти до семи лет лишения свободы.

Статья 12 Закона подчеркивала, что ответственность за самовольное оставление части или места службы в боевой обстановке наступает независимо от продолжительности отсутствия. Статья 13 Закона предусматривала ответственность за уклонение военнослужащих от несения обязанностей военной службы путем причинения себе какого-либо повреждения (членовредительство) или путем симуляции болезни, подлога документов или иного обмана, а равно за отказ от несения обязанностей военной службы. В диспозиции ст. 13 Закона нашли отражение все способы уклонения от военной службы, которые имели место в ст. 12 Положения о воинских преступлениях 1927 г. Впервые введено понятие «членовредительство», которое позволяет одним словом обозначить уклонение военнослужащего от несения обязанностей военной службы путем причинения вреда своему здоровью.

В 1960 г. принят УК РСФСР, нормы которого полностью воспроизводили Закон СССР «Об уголовной ответственности за воинские преступления» 1958 г. с последующими изменениями и дополнениями.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 декабря 1983 г.была установлена уголовная ответственность лиц офицерского состава, прапорщиков и мичманов, а также военнослужащих сверхсрочной службы за самовольное оставление воинской части или места службы продолжительностью не только свыше десяти суток, как было предусмотрено Законом 1958 г., но и менее десяти, но свыше трех суток, совершенное повторно. Кроме того, Указ установил дифференцированную ответственность для всех категорий военнослужащих за самовольное оставление части или места службы продолжительностью до одного месяца и свыше одного месяца.

Таким образом, к моменту введения в действие Уголовного кодекса Российской Федерации 1996 г. уголовная ответственность военнослужащих Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Российской Федерации за уклонение от военной службы наступала по ст.ст. 245-249 УК РСФСР 1960 г., которые воспроизводили соответствующие нормы Закона СССР «Об уголовной ответственности за воинские преступления». С учетом изменений и дополнений, внесенных Указом от 15 декабря 1983 г. к рассматриваемой группе воинских преступлений были отнесены: самовольная отлучка (ст. 245 УК), самовольное оставление части или места службы (ст. 246 УК), дезертирство (ст. 247 УК), самовольное оставление части в боевой обстановке (ст. 248 УК) и уклонение от военной службы путем членовредительства или иным способом (ст. 249УК).

В УК РФ 1996 г. нормы об уклонениях от военной службы существенно отличаются от соответствующих норм прежнего уголовного законодательства. Главой 33 УК РФ не предусматриваются самостоятельные составы преступлений, предусматривавшихся действовавшим ранее УК РСФСР 1960 г. - самовольная отлучка и самовольное оставление части, которые различались только продолжительностью незаконного пребывания виновного вне части. Указанные преступления были объединены в одном составе под названием: «самовольное оставление части или места службы» (ст. 337 УК РФ).

Частью 1 ст. 337 УК РФ предусмотрена ответственность за самовольное оставление части или места службы, а равно неявку в срок без уважительных причин на службу, совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, продолжительностью свыше двух суток, но не более десяти суток. Между тем по ч. 1 ст. 246 УК РСФСР квалифицировались совершенные той же категорией военнослужащих уклонения продолжительностью свыше трех суток, но не более месяца.

В УК РФ впервые появилась специальная норма: ч. 2 ст. 337 УК РФ, предусматривающая ответственность за уклонение от военной службы, совершенное военнослужащим, отбывающим наказание в дисциплинарной воинской части. В то же время состав самовольной отлучки (ст. 245 УК РСФСР) в УК РФ отсутствует.

Считаем необходимым назвать основные начала, на которых базировалась деятельность дисциплинарных частей, раскрыть такой специфический вид ответственности военнослужащих, как - содержание в дисциплинарной воинской части, которому подвергались военнослужащие срочной службы.

Идея создания воинских дисциплинарных частей относится к 1830 г., которые в последствии стали местом исполнения распространенного специфического воинского наказания.

При этом основные начала, на которых базировались и продолжают базироваться дисциплинарные части, были:

- сравнительная краткосрочность содержания в этих подразделениях (до 3 лет) военнослужащих с тем, чтобы не отрывать их на длительный срок от армии и флота;

- более строгий, чем в армии, режим, соединяющий как порядок военной службы, так и факторы места лишения свободы одновременно;

- воинское обучение и воспитание непосредственно в месте заключения, направленное на приучение содержащегося лица к требованиям военной службы, подчинённости и чинопочитания, т.е. к воинскому порядку;

- тесная связь с армией, культивирование этой связи, а также осознание заключённым того, что во время исправительного воздействия он продолжает находиться на службе, предусматривающей особые воинские обязанности и ответственность;

- отсутствие позорящих карательных последствий рассматриваемого наказания, которые бы ограничили политический, гражданский или военно-правовой статус и лишили наказанного возможности продолжить службу и иметь воинское звание.

С 1919 г. советское уголовное законодательство ввело направление в штрафные части военнослужащих, осужденных за совершение не только воинских, но и общеуголовных преступлений к лишению свободы на срок не более 1 года. В них содержались военнослужащие рядового и сержантского состава срочной службы. По своей правовой природе штрафные части были переименованы в военно-исправительные части, для содержания военнослужащих, осужденных к лишению свободы от 2 месяцев до 1 года за воинские преступления.

В 1934 г. этот вид уголовного наказания был упразднен, а в 1940 г. указанный правовой институт стал называться направлением в дисциплинарный батальон, который действовал на основании Положения о дисциплинарном батальоне. Однако впервые направление в дисциплинарный батальон в качестве самостоятельного вида наказания в законодательном порядке было определено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 февраля 1957 г. «О порядке применения к военнослужащим наказания в виде направления в дисциплинарный батальон».

В дальнейшем Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 мая 1966 г. было введено новое Положение о дисциплинарном батальоне, в соответствии с которым направление в него является одним из видов уголовного наказания, назначаемых военнослужащим срочной службы, совершившим менее опасные воинские преступления.

Действующее уголовное законодательство (ст. 55 УК РФ) определяет, что в общей системе уголовных наказаний имеется весьма специфическое - в виде содержания в дисциплинарной воинской части. Военнослужащие из числа лиц, проходящих военную службу по призыву и по контракту (рядового и сержантского состава), которые на момент вынесения судом приговора не выслужили установленный законом срок военной службы по призыву отбывают это наказание в дисциплинарной воинской части сроком от 3 месяцев до 2 лет.

Исполнение упомянутого вида наказания регулируется уголовно-исполнительным законодательством (ст.ст. 155-171 УИК РФ). Во исполнение Федерального закона «О введение в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» Правительство Российской Федерации 4 июня 1997 г. утвердило Положение о дисциплинарной воинской части.

К осужденным военнослужащим применяются основные средства исправления, предусмотренные ч. 2 ст. 9 УИК РФ, а также иные средства, обусловленные прохождением воинской службы. К ним относятся:

- установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим);

- воспитательная работа;

- общественно полезный труд;

- военная подготовка и воинское обучение.

Таким образом, содержание в дисциплинарной воинской части по нашему мнению следует считать наказанием, связанным с исправительным воздействием, так как его исполнение сопровождается применением таких средств исправления военнослужащих, как общественно полезный труд, воспитательная работа, воинская подготовка (обучение).Часть 3 ст. 337 УК РФ содержит состав уклонения продолжительностью свыше десяти суток, но не более одного месяца, а ч. 4 - свыше одного месяца. Кроме того, ст. 337 УК РФ содержит примечание, предусматривающее основание освобождения от уголовной ответственности за совершение данного преступления. В действовавшем ранее законодательстве такого положения предусмотрено не было, что говорит об изменении позиций государства в отношении военнослужащих.

Исходя из сказанного, нам представляется сделать следующие выводы:

1. Уголовной ответственности за самовольное оставление части подвергались в основном лица рядового состава, так как основные тяготы службы приходились на них. Ответственность заключалась в лишении жизни, членовредительстве, устрашении.

2. Законодательное регулирование уголовной ответственности за самовольное оставление части предусматривалось различными документами. Многочисленные нормативные акты уголовного законодательства, имели как положительный, так и отрицательный результат, который выражался в том, что принятие того или иного акта не предотвращало совершение новых преступлений, а, наоборот, увеличивалось количество их совершения.

3. Впервые законодательное регулирование ответственности за данное преступление предусмотрено в одном документе - УК РФ 1996 г., что имеет немаловажное значение для правоприменительной практики.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что борьба с уклонениями от военной службы является одной из важнейших задач военного командования и органов военной юстиции по укреплению воинского правопорядка и обеспечению военной безопасности государства.

 

Автор: Шеншин В.М.