10.05.2011 6816

Общественная опасность самовольного оставления части или места службы (статья)

 

Изучение уголовного законодательства и трудов специалистов в области военно-уголовного права: Х.М. Ахметшина, Ф.С. Бражника, А.С. Кобликова, А.А. Тер-Акопова, А.А. Толкаченко, В.М. Чхиквадзе, позволяет определить, что военно-уголовное законодательство России представляет собой совокупность уголовно-правовых норм, применяемых к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву либо по контракту, а также к гражданам, пребывающим в запасе, во время прохождения ими военных сборов, в связи с совершением преступлений, а также к военным строителям, проходящим военную службу в воинских частях Министерства обороны Российской Федерации и других министерствах и ведомствах. Оно имеет своей задачей главным образом охрану военной безопасности России. Для осуществления этой задачи военно-уголовное законодательство определяет, какие нарушения порядка прохождения военной службы образуют воинские преступления, и устанавливает наказания, которые могут быть применены к лицам, виновным в их совершении. Охраняя общественные отношения в сфере обеспечения внешней безопасности государства от преступных посягательств, военно-уголовное законодательство оказывает регулирующее воздействие на порядок воинских отношений, способствует предупреждению этих преступлений, воспитанию военнослужащих в духе строгого соблюдения Конституции Российской Федерации, законов и воинских уставов, добросовестного выполнения воинского долга, уважения норм общественной морали и нравственности. Общественная опасность - признак преступления, выражающий его материальную сущность. Он означает, что деяние причиняет или создаёт угрозу причинения вреда общественным отношениям, охраняемым уголовным законом. Чезаре Беккариа писал, что «истинным мерилом преступлений является вред, наносимый ими обществу». Общественная опасность является объективным свойством преступления, а преступлениями являются деяния, опасные для личности, общества и государства.

Военная служба - особый вид государственной службы, предназначенный для вооружённой защиты Отечества от военной агрессии. Гражданин призванный или поступивший на военную службу во внутренние войска должен нести военную службу в течение установленного срока в той или иной воинской части, куда он был направлен соответствующим командованием, и в любое время быть готовым к выполнению своего воинского долга. Некоторые военнослужащие, нарушая свою конституционную обязанность, допускают уклонения от несения обязанностей военной службы путём самовольного оставления части или места службы. Уклонения военнослужащих от прохождения военной службы представляют серьёзную общественную опасность, поскольку ослабляют боевую готовность подразделений и воинских частей, где они проходят военную службу, в целом создают угрозу военной безопасности страны, нейтрализуют усилия государства по обеспечению должного уровня обороноспособности России. Общественная опасность уклонений от военной службы заключается и в отрицательном влиянии на других военнослужащих, особенно на морально неустойчивых, недисциплинированных военнослужащих. Они нередко создают почву для совершения других преступлений (хищение, преступление против личности, нарушение уставных правил несения специальных служб и т.п.) или сопровождаются таковыми.

Основной целью военной службы является практическое осуществление функций государства по обеспечению его независимости, государственного суверенитета и целостности, удовлетворение публичного интереса в области военной безопасности на основе принципов и положений, установленных в Конституции Российской Федерации и федеральных законах. С общественной опасностью тесным образом связано понятие «безопасность». Из ст. 1 Федерального закона «Об обороне» следует, что безопасность в ракурсе проблемы общественной опасности воинского преступления понимается как состояние защищенности жизненно-важных интересов личности, общества и государства. Последняя заключается, прежде всего, в том, что преступными деяниями в той или иной форме причиняется существенный вред военной безопасности государства или создается угроза причинения такого вреда. Общественную опасность представляют не сами по себе нарушения военно-служебных отношений, а те вредные последствия, которые могут наступить в результате допущенных нарушений. Сохранение государственного суверенитета и целостности Российской Федерации достигается различными средствами, в том числе и установлением конституционной обязанности граждан по защите Отечества. Во введении нами было отмечено, что Конституция Российской Федерации провозглашает: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». Свой долг по защите Отечества граждане России выполняют путем прохождения военной службы по призыву и по контракту во внутренних войсках.

Внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации входят в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации и предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств.

Тем самым конституционная обязанность по защите Отечества предполагает наличие у военнослужащего особого правового статуса. Это предусмотрено Федеральным законом «О статусе военнослужащих». Особенности правового статуса военнослужащих в обществе определяются возложенными на них обязанностями по вооруженной защите государства, связанными с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. На военнослужащих внутренних войск возлагаются следующие задачи:

- участие совместно с органами внутренних дел Российской Федерации в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения;

- охрана важных государственных объектов и специальных грузов;

- участие в территориальной обороне Российской Федерации;

- оказание содействия пограничным органам федеральной службы безопасности в охране Государственной границы Российской Федерации.

Существо воинского долга состоит в защите государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечении безопасности государства, отражении вооруженного нападения, а также выполнении задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.

Опасность противоправного поведения военнослужащих внутренних войск в современных условиях объективно связана с дискредитацией воинских отношений, снижением боевой готовности и невозможностью воинских частей надлежаще выполнять свои обязанности в плане реализации военной доктрины государства. Преступность военнослужащих - опасный дестабилизирующий фактор, который негативно воздействует не только на военную организацию государства, но и на государство в целом.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 1 постановления от 11 июня 1999 г. № 40 «О практике назначения судами уголовного наказания» указал, что «характер общественной опасности преступления зависит от установленных судом объекта посягательства, формы вины и отнесения Уголовным кодексом преступного деяния к соответствующей категории преступления (ст. 15 УК РФ), а степень общественной опасности преступления определяется обстоятельствами содеянного (например, степенью осуществления преступного намерения, способом совершения преступления, размером вреда или тяжестью наступивших последствий).

Характер общественной опасности самовольного оставления части или места службы, а равно неявки в срок без уважительных причин на службу, как преступления, выражается в посягательстве на общественный порядок и общественную безопасность, конституционный строй России, а также обеспечение мира и безопасности.

Степень общественной опасности совершаемого преступления состоит в том, что оно совершается во время прохождения военной службы, а значит, наносит вред общественным отношениям, которые складываются в процессе военной деятельности. Преступление совершается определенными способами: самовольным оставлением части или места службы, которое заключается в отсутствии военнослужащего в части или на месте службы без разрешения командира (начальника), или неявкой в срок без уважительных причин на службу. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву или по контракту совершая самовольное оставление части наносят вред государству, которое представляют воинские части. К примеру, оставление поста часовым, отсутствие офицера, совершившего деяние, предусмотренное ст. 337 УК РФ наносит вред или создаёт угрозу причинения вреда воинской части, выражающийся в том, что: оставляя пост, часовой подвергает серьёзной опасности всё то, что ему было вверено под охрану и оборону, зачастую оставленное без охраны имущество является вооружением и боеприпасами, на захват которого рассчитывают террористы. Одной из обязанностей командира является обучение и воспитание военнослужащего. В период отсутствия офицера надлежащим образом не ведётся контроль за личным составом подчинённого подразделения, не осуществляется инструктаж по мерам безопасности при производстве различного вида работ. Осознавая, что контроль со стороны командиров отсутствует, военнослужащий, имеющий желание самовольно оставить воинскую часть не видит преград для осуществления задуманного и совершает таковое преступление. Допустив самовольную отлучку военнослужащий, чаще всего срочной службы, любыми способами и средствами избегает попадания обратно в воинскую часть по различным причинам. Зная, что к нему могут быть применены меры задержания он намеренно готов совершить любые действия, вплоть до преступных (кража, грабёж, разбой, убийство), чтобы не попасть в часть, что ещё больше увеличивает общественную опасность совершённого преступления. Очевидно, что общественная опасность выражается не только в причинении, но и в угрозе причинения вреда охраняемым уголовным законом общественным отношениям. После совершения преступления, предусмотренного ст. 337 УК РФ военнослужащий продолжает представлять общественную опасность в том, что он способен на повторное совершение такого же преступления, если он и далее проходит военную службу.

Таким образом, общественная опасность преступлений против военной службы заключается в причинении вреда военной безопасности. Преступный вред военной безопасности выражается в той или иной форме ущерба боевой готовности воинской части, в которой военнослужащий проходит военную службу. Необходимо не забывать, что общественная опасность представляет собой не только реальное причинение вредных последствий, но и создание угрозы их наступления.

Анализ обзоров судов, приказов, директив, обзоров Главного командования внутренних войск позволяет нам отразить данные о совершении самовольных оставлений части или места службы военнослужащими различных категорий. Сведения отражают деяния, относящиеся не только к воинским преступлениям, предусмотренным гл. 33 УК РФ, но и общеуголовные преступления, такие как кража, вымогательство, превышение должностных полномочий и ряд других преступлений. Учёт совершённых общеуголовных преступлений, преступлений против военной службы, а также деяний, предусмотренных ст. 337 УК РФ.

Из анализа видно, что количество общеуголовных преступлений, совершаемых военнослужащими, проходящими военную службу по призыву начиная с 2000 г. снижается, а количество тех же преступлений, совершаемых военнослужащими, проходящими военную службу по контракту увеличивается. Основной причиной увеличения количества преступлений, совершаемых военнослужащими, проходящими военную службу по контракту является ухудшение экономического, социально-политического положения занимаемого военнослужащими в обществе. Органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации претворяются в жизнь различные программы и национальные проекты по повышению уровня жизни, как всего населения, так и военнослужащих в частности. Становится очевидным, что проводимых реформ недостаточно, или же слабо проявляется всё то хорошее, что заложено в их содержание. Отсюда следует и то, что с 2000 г. количество воинских преступлений, и деяний, предусмотренных различными частями ст. 337 УК РФ увеличивалось. Офицеры основное внимание уделяют «зарабатыванию денежных средств», чтобы прокормить семью и держаться хоть как-то «на плаву». Как следствие подчинённый личный состав предоставлен сам себе и может заниматься любыми занятиями, в том числе совершением преступления, предусмотренного различными частями ст. 337 УК РФ.

Анализ приведённой статистики позволяет утверждать, что воинские преступления зависят не только от уровня преступности военнослужащих, но и от общего числа преступлений в гражданской среде, количества личного состава в подразделениях, воинских частях, полноты учета наказуемых деяний в стране и во внутренних войсках. Преступления, совершаемые военнослужащими, всегда вызывали озабоченность власти, волновали руководство армии и страны, поскольку негативное состояние воинской дисциплины среди вооруженных лиц и потеря управления армией могли привести к потере власти. Преступные проявления отмечались со времен существования княжеских дружин и в период существования Советских Вооруженных Сил. Вопрос в основном заключался в масштабах, характере и динамике таких проявлений, влиянии их на управляемость и боевую способность воинских формирований.

Общественная опасность преступления, предусмотренного ст. 337 УК РФ, совершённого военнослужащими внутренних войск носит общегосударственный характер, поскольку внутренние войска имеют местом дислокации различные населённые пункты, находящиеся практически во всех субъектах Российской Федерации. Совершение самовольного оставления части всегда носило негативный характер и представляло значительную общественную опасность, создавало значительные проблемы для руководства армии и страны в целом.

В заключение можно сделать следующие выводы:

- общественная опасность рассматриваемого преступления определяется тем, что военнослужащий, совершая самовольное оставление части или места службы на тот или иной отрезок времени уклоняется от выполнения возложенных на него обязанностей военной службы, нарушает установленный порядок пребывания на военной службе, ставит себя вне воинского коллектива;

- кратковременное отсутствие военнослужащего на службе может отрицательно повлиять на выполнение повседневных задач боевой подготовки, поставленных перед подразделением, воинской частью внутренних войск;

- случаи продолжительного уклонения от военной службы представляют собой прямое нарушение военнослужащим своего конституционного долга по защите Отечества.

Характер военно-служебной деятельности в сочетании с её повышенной опасностью и обязательностью обуславливает необходимость выделения интересов военной службы в самостоятельный объект уголовно-правовой охраны; использования уголовного права как средства принуждения к соблюдению установленного порядка прохождения военной службы и решения специальных воинских задач исправления военнослужащих, совершивших преступления; предупреждения с их стороны совершения новых общественно опасных деяний.

 

Автор: Шеншин В.М.