27.05.2011 6460

Функции правовой идеологии (статья)

 

С методологической точки зрения функциональный подход всегда использовался правоведами как эффективный познавательный инструмент, который позволяет существенно нарастить представления об изучаемом предмете. Полагаем, что в нашем исследовании функциональный подход к такому сложному и многоаспектному предмету, каким является правовая идеология, окажет существенную помощь, так как становятся очевидными многочисленные сложные связи правовой идеологии с членами общества и иными элементами правовой действительности. Как правильно замечает К.Т. Вельский, без своих функций правосознание утратило бы свою значимость.

В юридической литературе проблема функций правовой идеологии прямо и непосредственно освещается весьма разнообразно по «палитре» высказываемых взглядов. Одни исследователи, говоря о функциях правового сознания, называют, в частности, познавательную, оценочную, регулятивную, другие, уточняя этот подход, отстаивают телеологическую (включающую в себя познавательную, оценочную, поведенческую), праксеологическую, генерационную», третьи раскрывают функции применительно к идеологии вообще, четвертые дают сложную картину взаимосвязей между «внешними» и «внутренними функциями». В частности, Е.А. Белканов совершенно оправданно к числу первых относит отражательную, оценочную, фиксационную, соотносительную, целеполагательную, прогностическую, формирования и коррекции деятельности (!), а к числу вторых - функции поиска информации, распространения информации, нормативного и локального моделирования, поведенческую и воспитательную. Общее же направление этому вопросу придает А.А. Зиновьев, когда говорит о том, что специфической функцией идеологии является формирование сознания людей и воздействие на их поведение путем воздействия на их сознание.

Вопрос о функциях правовой идеологии важен в силу того, что в современном российском правоведении утвердилось, на наш взгляд, достаточно одностороннее представление о функциях структурных элементов правовой системы, к которым принадлежит и правовая идеология. Эти функции выводятся из естественно - правового состояния человека. Поэтому автоматически к этим функциям причисляют такие, как: охранительная, коммуникативная, интеграционная и т.д.

Но функции правовой идеологии становятся понятны человеку только как индивиду, т.е. члену общества. В связи с этим представляется, что в числе важнейших функций правовой идеологии следует назвать функцию формирования определенного образа окружающей правовой действительности. Данная функция позволяет через правовые идеи, образы, правовые суждения, оценки и ценности, содержащиеся в правовой идеологии сформировать у субъекта определенное правовое мировоззрение. Это происходит благодаря коммуникации, проникновению правосфер субъектов правовой жизни и отбору тех интересов, которые важны каждому из них. Например, интерес частной собственности в целом непопулярен у населения России, которое систематически ещё со времён крепостничества (вспомним знаменитую чересполосицу) разрушалось. Но собственность, владение ею - это объективный процесс современной мировой экономики. Собственность - это не только инструмент обогащения, но и инструмент укрепления экономических позиций участников экономических отношений, а, следовательно - это укрепление налоговой системы государства, которая, в свою очередь, ведёт к укреплению социальной роли государства по адресному оказанию материальной поддержки отдельным категориям граждан России. Всё это требует доведения до правового сознания участников социально - правовой жизни.

Регулятивная функция является системообразующей в правовой идеологии в силу того, что в современном обществоведении (и в правоведении в том числе) сложились два пути соответствия (или адаптации) правовой идеологии социуму. Первый связан с тем, что общество предписывает человеку действовать на основе сложившихся правил, обычаев, норм, законов, не оставляя индивиду свободы выбора. Второй связан с тем, что «индивид относительно свободен и может легитимно изменить существующие традиции, нормы, структуры, но последние сложились независимо от него и обладают собственной логикой бытия, сопротивляются субъективным изменениям». Иное дело, что при первом типе воздействия на индивида и социум она носит жёсткий принудительный характер, приобретающий характер императива, стоящего над обществом и индивидом, а при втором типе происходит объективация существующих норм, традиционных структур, которые обрели устойчивое содержание и стали самодостаточными по отношению к субъектам права. Но в этом случае объективное воздействие этих элементов правовой жизни на человека и социум утрачивает характер императива. Регулятивная функция правовой идеологии обладает ещё одной, на наш взгляд, важной чертой. Некоторые проявления правовой идеологии могут отторгаться участниками социально - правового процесса, могут наблюдаться резкие отклонения от принятых государством норм (аномия), это, на первый взгляд, может восприниматься как дисфункция правовой идеологии. Но эти негативные моменты могут являться позитивными для других участников социально - правового процесса, которые пока не являются большинством и в связи с этим положительное воздействие правовой идеологии отрицается в целом. Так, например, сельские жители России получили прямые выгоды от монетизации льгот, но население вымирающих деревень России нельзя назвать приоритетными субъектами права. Зато городское население, несомненно, во многом бы проиграло, если бы государством были включены все механизмы реализации данного федерального закона. Безусловно, уровень правосознания, правовой культуры у данной категории населения выше; она объективно способна оперировать рычагами воздействия на правовую политику государства, вплоть до акций гражданского неповиновения (массовый поход пенсионеров, протестующих против монетизации льгот на Ленинградском шоссе г. Москвы в феврале 2005 г.). В результате этого в обществе складывается представление о неправильной, о непродуманной правовой политике государства, об отсутствии правовой идеологии вообще или о её негативном присутствии. Вместе с тем цель закона является гуманной. Его задача - уравновесить разрыв в социальных льготах между различными нуждающимися слоями российского общества. Именно регулятивная функция сглаживает такие противоречия, сводя к минимуму аномии в правоприменении. Таким образом, можно прийти к выводу, что регулятивная функция полностью соответствует содержанию функционирования - воспроизводству социума с сохранением его правовых связей. Мы уже определились с тем, что свойства социума не являются простой совокупностью интересов индивидов. Свойства социума, государства нуждаются в адаптации к интересам других участников социально - правового процесса.

Итогом наших рассуждений является то, что данная функция правовой идеологии приводит к позитивной, бесконфликтной интеграции членов общества в социально - правовую действительность. Остальные функции правовой идеологии лишь дополняют данный функциональный процесс.

Следующей функцией правовой идеологии можно назвать функцию формирования правосознания в соответствии с содержанием правовой идеологии. Например, особенностью правовой идеологии в России является ее моральность, акцент на нравственность. Дело в том, что российская правовая ментальность нацелена не на исполнение содержания нормы как таковой, а на её моральную наполняемость, т.е. на соответствие нравственным традициям, правилам, установкам субъектов социально - правового процесса.

Роль моральных установок для реализации роли права признает Гарольд Дж. Берман: «Сегодня даже самые пылкие защитники позитивистских позиций признают, что не только студент или преподаватель права, но и судья, и, прежде всего, законодатель вполне вправе задать вопрос «Справедлива ли она?» о юридической норме после того, как аналитически определено, что в ней говорится и что она означает».

Таким образом, анализируемая функция правовой идеологии проявляется во внедрении в правовую действительность страны нравственных критериев, по которым оценивается в целом её демократичность или недемократичность (принципа справедливости, нравственности общественных отношений, принципа свободы человека, создание одинаковых стартовых возможностей для существования и развития каждого человека и т.д.). Реализация этой функции правовой идеологии на уровне всех субъектов социально - правового процесса чётко проявляется в ч.2 ст.55 Конституции РФ, которая устанавливает, что государство может ограничивать права человека, если они угрожают нравственности общества. Правовая действительность России такова, что чаще арбитром по разрешению социально - правовых конфликтов выступает не правовая норма, не закон, а соображения нравственности. При этом речь не идёт об отходе от позитивизма в праве. Он по-прежнему объективно присутствует, но приобретает характеристику, востребованную большинством субъектов права - моральностью. Таким образом, данная функция правовой идеологии предохраняет российское право от эволюции в сторону формально - догматической юриспруденции, которая призывает юристов выводить суждения из правовых норм, а не из правовой действительности. Так, например, В.К. Бабаев отмечает, что «известный русский процессуалист Е.В. Васьковский, наиболее полно разработавший идею логического развития правовых норм, писал: «Если нет готовой нормы, в таких случаях большая посылка должна быть логически выведена из наличных норм». В другой своей работе он утверждал, что логическое развитие норм заключается в добывании из норм по правилам логики суждений, столь же достоверных обязательных, как и сами нормы».

Р.С. Байниязов утверждает, что моральная функция российской правовой идеологии вытесняет из специфики отечественного теоретического правосознания, которое и сейчас продолжает существовать с «отметками» советского прошлого. По его мнению, наше теоретическое правосознание, также, как и правовой дух связаны с тем, что «у нас в идейном, ментальном плане произошёл, с одной стороны, категорический разрыв с социалистической интерпретацией юридизма, а с другой - мы по-прежнему находимся в сладостном плену ностальгических воспоминаний и переживаний. Действует известный психологический закон -что было там, в прошлом, кажется в настоящем в лучшем виде». Автор справедливо считает, что современный юридический дух России стал в связи с этим «противоречивым, непостоянным в своей внутренней амбвивалентности, не сумевшем быстро адаптироваться к ценностям западного политического и правового либерализма «. Р.С. Байниязов убеждён, что «наличие духовности в правовой идеологии - абсолютно необходимое условие её жизнеспособности и прогрессивности. Духовность не позволяет юридическому негативу стать доминирующим явлением в правовой системе общества, «тормозит» распространение правового нигилизма и равнодушия». С точки зрения участников социально-правового процесса, содержанием этой функции является чисто нравственное понятие - честность. Правовая идеология должна являться не только убедительной логической конструкцией, она заключает в себе ценностный аспект, как явление, сформированное на основе интересов и идеалов субъектов права.

Здесь вполне уместно отметить высказывания участников конференции (1998 г.), посвященной изданию трудов академика Ю.В. Яременкова: «В основе перестроечных реформ лежало стремление к тому, чтобы всё было по-честному. Вот по этому критерию и давайте судить насколько далеко мы продвинулись в реформе».

Аналогичной по сути дела точки зрения придерживается А.Ф. Черданцев, который полагает, что правовая идеология - это идеи, взгляды, представления о том, каким должно быть право с точки зрения определённой системы ценностей. Ценности субъектов права - это их моральные требования - честь, достоинство, справедливость, социальная защищённость и т.д. Безусловно, что эти базисные ценности индивидуальны в своей основе, «но их всеобщность позволяет им легко коллективизироваться, становиться фактом культуры и истории, приобретать общественный смысл и общечеловеческое значение». Таким образом, следует сделать вывод о специфичности этой функции правовой идеологии (она характерна далеко не для всех правовых идеологий) и её главное предназначение - соединить эмпирическую материю права с умозрительной правовой теорией.

Третьей важнейшей функцией правовой идеологии является функция формирования определенного образа окружающей правовой действительности. Она тесно связана с предшествующей.

Суть анализируемой функции это отнюдь не в формировании абстракций на основе эмпирических наблюдений реально существующих правовых явлений. «Научность» абстракции-идеи обеспечивается тем, что она возникает не на пустом месте, а являет собой закономерный итог серьёзной аналитической работы законодателя, ориентированной на познание не только актуальных практических потребностей, на так называемый «социальный заказ», и в значительной мере - на познание достижений современной научной мысли, на развитие теоретического опыта, накопляемого юристами. Процесс образования правовой идеи - особая научно - исследовательская деятельность. Поэтому подобные идеи нередко генерируются учёными - правоведами, законодатель же выступает посредником в деле их наилучшей нормативно-правовой формализации,.

Смысл этой важной функции правовой идеологии как раз и состоит в том, чтобы через суждения правового характера, навязываемые правовые оценки и ценности, формировать у населения определенное видение общественных правовых явлений и процессов в выгодном для государства свете. Так, например, С.А. Комаров пишет, что «правовая идеология охватывает весь слой правотворчества и правоприменения, она содержит идеи, концепции, оценку перспектив развития права, цели и задачи принятия тех или иных нормативно -правовых актов, основные правовые принципы».

Безусловно, в настоящее время правовая идеология в России не укладывается в русло демократической однополярности, но это не означает, что не надо работать в этом направлении, прогнозировать способы включения правовой системы России в мировую правовую систему. Пока же ситуация не комментируется в российском правоведении как положительная. «На протяжении последних трёх лет положительное отношение к курсу проводимых реформ остаётся стабильно низким - около 25 % респондентов. Негативное восприятие за три года изменилось на 8 %, а по сравнению с 1998 г. -на 16%, однако оно превосходит позитивное отношение и составило в2003 г. 34%». На этом фоне закономерным, - считает Н.М. Великая, выглядит тот факт, что в российской глубинке преобладающим и значимым для перспектив правовой идеологии является тот факт, что население по-прежнему идентифицирует себя с государством, а не с социальной группой, политической партией, профессиональным союзом.

В целом следует заключить, что трудности реализации анализируемой функции заключаются в том, что большинство населения страны чётко не определилось в своих идеологических позициях, т.е. не разделяет, условно говоря, ни правую, ни левую идеологию. Более того, ориентация на западные правовые образцы подорвана более чем восьмидесятилетней антизападной пропагандой. Трудность реализации этой функции связана также с тем, что правовая культура России всегда своим ядром имела коллективное начало, которое западная правовая культура отрицала и отрицает.

Вместе с тем, анализ причин трудностей реализации указанной функции будет способствовать её эффективности. В связи с этим, с нашей точки зрения, плодотворны любые попытки их исследования.

Подводя итоги, отметим следующее.

1. Функции правовой идеологии - это такое проявление свойств и качеств правовой идеологии, которое позволяет достигать цели и задачи, выдвигаемые обществом и государством перед правовой системой в целом.

2. Функции правовой идеологии имеют значение подфункций по отношению к функциям правосознания. Следовательно, оставляя за рамками настоящего исследования вопрос о функциях правосознания (как видно из нашего обзора этот вопрос достаточно подробно освещен в литературе), следует сконцентрировать познавательный интерес на специфических функциях правовой идеологии, только ей присущих.

3. По нашему мнению, к функциям правовой идеологии следует отнести такие функции, как регулятивная функция, функция формирования определенного образа окружающей правовой действительности, функция формирования правосознания в соответствии с содержанием правовой идеологии. Их совокупное действие позволяет говорить об общем влиянии правовой идеологии на общественные отношения в любом типе общества.

 

Автор: Байков А.Ф.