28.05.2011 8047

Изменение и прекращение договора автомобильной перевозки грузов (статья)

 

Договор перевозки груза, как и всякое гражданско-правовое обязательство, прекращается его надлежащим исполнением (п.1 ст.408 ГК), т.е. выдачей перевозчиком в пункте назначения своевременно доставленного в целости и сохранности груза грузополучателю или иному уполномоченному на получение груза лицу.

С учетом специфики деятельности транспортных организаций среди всех общих оснований прекращения гражданско-правовых обязательств, для договора грузовой перевозки груза особое значение приобретает прекращение обязательства невозможностью исполнения. По общему правилу обязательство прекращается невозможностью исполнения, если оно вызвано обстоятельствами, за которое ни одна из сторон не несет ответственности (п. 1 ст.416 ГК). Транспортное законодательство не только определяет конкретные обстоятельства, вызывающие невозможность исполнения обязательств, вытекающих из договора перевозки груза, но и детально регламентирует действия сторон на случай наступления этих обстоятельств. Так, согласно ст.72 УАТ при невозможности сдать груз грузополучателю при междугородных перевозках по причинам, не зависящим от автотранспортного предприятия или организации, грузоотправитель обязан дать автотранспортному предприятию или организации указание о новом пункте назначения груза в порядке, установленном правилами. Кроме того, согласно ст.20 УАТ временное прекращение или ограничение перевозок грузов, пассажиров, багажа и почты по автомобильным дорогам в РСФСР может производиться только в случаях явлений стихийного характера или из-за дорожно-климатических условий.

Решения о прекращении или ограничении перевозок грузов, пассажиров, багажа и почты с указанием срока действия прекращения или ограничения перевозок по автомобильным дорогам общегосударственного значения принимаются Министерством строительства и эксплуатации автомобильных дорог РСФСР, по остальным дорогам общего пользования - Советами Министров автономных республик или исполнительными комитетами областных (краевых) Советов депутатов трудящихся.

А.Г.Быков, Д.И.Половинчик, Г.П.Савичев указывают: «Независящие от автотранспортного предприятия обстоятельства, препятствующие выдаче груза получателю и, следовательно, исполнению договора перевозки, возможны либо при отказе самого грузополучателя принять доставленный груз, либо в силу иных причин (например, прекращения движения по определенным дорогам; при стихийных бедствиях, вызвавших обвалы, наводнения и пр., что создало невозможность доставки груза в пункт назначения), выдаче вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных не зависящих от перевозчиков обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, погрузка и перевозка грузов, грузобагажа могут быть временно прекращены либо ограничены перевозчиком с немедленным уведомлением в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области автомобильного транспорта о таком прекращении или об ограничении. Указанный руководитель устанавливает срок действия прекращения или ограничения погрузки и перевозки грузов, грузобагажа и уведомляет об этом перевозчиков и владельцев инфраструктур.

Временное прекращение погрузки и перевозки грузов, грузобагажа в определенных автомобильных направлениях вследствие сложившихся у перевозчика обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, допускается только в исключительных случаях по решению в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области автомобильного транспорта с немедленным извещением об этом Правительства Российской Федерации, соответствующих перевозчиков и владельцев инфраструктур. Порядок и способ уведомления перевозчиков устанавливаются договором.

При возобновлении прекращенных или ограниченных погрузки и перевозки грузов, грузобагажа перевозчик с согласия грузоотправителя принимает меры по восполнению погрузки грузов, грузобагажа в размерах, предусмотренных принятыми заявками, заявлениями на перевозку грузобагажа.

Кроме того, как следует из содержания ст.ЗЗ УАТ грузоотправителю или грузополучателю предоставлено право переадресовать груз. Что же представляет переадресовка в правовом значении? Следует сказать, что в учебной и научной литературе по гражданскому праву «советского» периода и современной цивилистике переадресовка рассматривалась и рассматривается как одностороннее изменение первоначального договора перевозки. Так, Э.Лаасик по этому вопросу писал: «Хотя грузополучатель не участвует в заключении договора перевозки, он приобретает самостоятельное право на груз. Поэтому он вправе: а) требовать выдачи груза в пункте назначения; б) предложить переадресовать груз...».

Интересно суждение по этой проблеме А.Г.Гусакова, который писал: «По общему гражданскому праву, изменение договора может произойти не иначе, как по взаимному согласию обеих сторон. Виды допускаемых изменений договора перевозки, условия, при которых они допустимы, и формальная сторона выражения соответствующих распоряжений - все это предусмотрено и нормировано законом. Иные изменения, кроме тех, которые разрешены законом, лишены юридического значения, как равным образом и несоблюдение предписанной для них формы не освобождает контрагентов от обязанностей, вытекающих из содержания первоначального, неизмененного договора.

Последующее изменение договора перевозки по одностороннему заявлению контрагента дороги может касаться не только порядка исполнения договора, но и дальнейшего существования его: контрагенту дороги предоставляется право не только изменить, но и отменить договор. Как возможность изменять договор перевозки, так и пределы использования его определены тем правом, которое Устав, следуя старой редакции Бернской конвенции, продолжает обозначать как «право распоряжения грузом»... В новой редакции Международной конвенции оно правильнее именуется «правом изменения договора перевозки»...».

Таким образом, так называемое право распоряжения грузом является, в действительности, правом распоряжения договором перевозки, т.е. правом предъявлять дороге определенные требования об изменении первоначального содержания договора перевозки грузов. Изменение договора перевозки может быть произведено и односторонним актом автомобильной дороги, но это допускается лишь в редких и исключительных случаях. По нашему законодательству сюда должны быть отнесены только изменения пути следования груза. Но что касается права отступиться от договора перевозки, то таковое никогда и ни при каких условиях не предоставляется одностороннему усмотрению автомобильной дороги: оно несовместимо с публично-правовой обязанностью дороги совершать перевозки грузов.

При предъявительских отправках право отправителя на изменение договора перевозки прекращается с момента передачи им дубликата накладной. Так как груз, перевозимый по именной накладной, подлежит выдаче адресату по удостоверению личности его без предъявления дубликата накладной..., то само собой следует, что право отправителя на распоряжение таким грузом может прекратиться, даже если дубликат накладной находится у него в руках: оно прекращается с момента выдачи накладной адресату на станции назначения. Исходит ли распоряжение об изменении договора перевозки от отправителя или от получателя, легитимированных предъявлением дубликата накладной, осуществление их требований обусловливается как наличием матермальных предположений, так и соблюдением предписаний формального характера, определенных в законе.

Так называемое распоряжение грузом имеет целью изменить содержание заключенного договора, но не заключить новый договор, для чего необходимо составление новых перевозочных документов. Поэтому осуществление права распоряжения грузом допустимо только в том случае, если последующее требование отправителя или получателя может быть исполнено с сохранением перевозочных документов, в которые облечен первоначальный договор перевозки. Для осуществления последующего распоряжения о переадресовке груза не менее необходимым предположением нужно далее признать, чтобы соответствующее требование отправителя или получателя касалось всего груза, обозначенного в накладной.

Распоряжение об изменении содержания договора перевозки должно быть заявлено «письменно, с приложением дубликата накладной». Категорическая формула, к которой предписано предъявлять заявления о переадресовке груза письменно, делает излишним особое постановление о том, что всякое заявление, сделанное в иной форме, считается недействительным. Не менее категорический характер носит и требование о «приложении дубликата накладной», без предъявления дубликата требование о распоряжении грузом удовлетворению не подлежит. Дубликат не только представляется станции отправления, но и задерживается ею, с выдачей предъявителю соответствующей расписки.

В.Т.Смирнов по правовой природе переадресовки писал: «В процессе исполнения перевозки первоначально заключенный договор может подвергнуться двоякого рода изменениям. Во-первых, грузоотправителю предоставлено право изменить указанного в транспортной автомобильной накладной грузополучателя без изменения станции назначения, если, конечно, груз еще не выдан первоначальному получателю. Во-вторых, допускается изменение станции назначения груза, т.е. переадресовка». Российский ученый Г.П.Савичев по этому вопросу также имел аналогичную позицию. Мы солидарны со взглядами указанных ученых о договорной природе переадресовки. Однако в этом вопросе есть еще один аспект: правомерно ли распоряжение отправленным грузом со стороны грузоотправителя. Как указывал В.А.Тархов: «Это правило вызывает серьезные возражения, с точки зрения соответствия его закону. Транспортные уставы и кодексы предоставляют право грузоотправителю распоряжаться грузами, ему не принадлежащими». Отрицательную позицию по этой проблеме высказал ряд ученых. Например, Г.Б.Астановский писал: «Поэтому данное правило следовало бы применять только к случаям отправки не заказанного груза или при ошибочном указании в накладной наименования грузополучателя, когда грузополучатель не приобретает права собственности или права оперативного управления на груз».

Обращаясь к современному порядку регулирования вопросов переадресовки, следует отметить, что в настоящее время порядок переадресовки на автомобильном транспорте урегулирован УАТ (ст.72) и изданными в его развитие Правилами переадресовки на автомобильном транспорте.

Распоряжение грузоотправителя автотранспортному предприятию или организации о переадресовке груза должно содержать следующие данные: а) номера первого заказа и товарно-транспортной накладной; б) адрес первоначального назначения; в) наименование первоначального назначения; г) адрес нового назначения; д) наименование нового грузополучателя. Распоряжение грузоотправителя о переадресовке должно быть оформлено в письменном виде. В договорах между грузоотправителем и автотранспортным предприятием или организацией может предусматриваться порядок, когда распоряжение о переадресовке производится по телефону с указанием всех перечисленных сведений и последующим письменным подтверждением. Распоряжение грузоотправителя о переадресовке грузов может распространяться только на всю грузовую отправку, следующую по одной товарно-транспортной накладной.

Переадресовка негабаритных грузов может быть разрешена только по получению грузоотправителем письменного или телеграфного разрешения соответствующих органов (Госавтоинспекции и дорожных органов). При принятии автотранспортным предприятием или организацией к исполнению распоряжения грузоотправителя о переадресовке, увеличивающего плату за перевозку, грузоотправитель обязан оплатить дополнительную провозную плату. При переадресовке груза реквизиты в графе «Наименование грузополучателя» и «Адрес грузополучателя» зачеркиваются (так, чтобы их можно было прочитать) и проставляются новые в соответствии с распоряжением грузоотправителя.

В случае отказа грузополучателя от приема груза и невозможности получить указания от грузоотправителя о переадресовке, автотранспортное предприятие или организация вправе: а) при междугородной перевозке сдать груз на хранение в пункте фактического нахождения груза или ближайшем пункте до получения указания грузоотправителя, а при наличии собственных складских помещений принять груз на хранение; б) передать другой организации, если грузы по своему характеру требуют срочной реализации; в) возвратить груз грузоотправителю. Переадресовка грузов, следующих в прямом смешанном автомобильно-железнодорожном и автомобильно-водном сообщениях, производится в порядке, предусмотренном Правилами перевозок грузов в прямом, смешанном автомобильно-железнодорожном и автомобильно-водном сообщениях.

Отмечая еще раз договорный характер переадресовки, на наш взгляд, необходимо внести изменения в действующий ГК и дополнить следующими нормами: ст.786 ГК «В случае чрезвычайной задержки в отправке груза или продолжительной задержки его в пути, происшедших вследствие непреодолимой силы, перевозчик обязан незамедлительно сообщить об этом грузоотправителю, который вправе, не дожидаясь устранения этих препятствий, отказаться от договора. В указанном случае отправитель обязан возместить перевозчику понесенные им расходы и уплатить ему, при остановке груза в пути, провозную плату за пройденное расстояние»; ст.787 ГК «Грузоотправитель вправе до отправки груза отказаться от договора перевозки, а также остановить груз в пути или потребовать выдачи отправленного груза ему самому или назначить другого грузополучателя вместо первоначально указанного им, возместив при этом перевозчику расходы и убытки, понесенные вследствие таких распоряжений.

Если отправителю выдана была перевозчиком квитанция (дубликат), то исполнить требования отправителя либо держателя квитанции (дубликата), которому таковая была передана отправителем, перевозчик обязан лишь по предъявлении этой квитанции (дубликат). Права, принадлежащие отправителю или держателю квитанций (дубликатов), прекращаются с того времени, с которого возникают права грузополучателя. Перевозчик сохраняет за собою право на провозную плату в полной сумме или с соответствующею скидкою, если вследствие неисполнения перевозки он понес меньшие расходы или получил иную выгоду, либо мог бы получить такую выгоду, если бы недобросовестно не отказался от предложенной ему другой перевозки».

Таким образом, основные положения о переадресовке должны быть урегулированы на уровне общеотраслевого кодифицированного акта. В связи с этими предложениями по совершенствованию законодательства нам хотелось бы отметить, что аналогичным образом указанный аспект грузовых перевозок урегулирован в странах ближнего зарубежья.

Как писал В.Т.Смирнов: «Одной из обязанностей перевозчика по договору перевозки является выдача груза в пункте его назначения управомоченному на получение груза лицу (грузополучателю). Но для того, чтобы грузополучатель мог своевременно осуществить приемку груза, перевозчик должен совершить ряд подготовительных действий, являющихся содержанием его обязанностей, сопутствующих выдаче груза, и до исполнения которых получатель не может принять прибывший в его адрес груз. К ним относятся: а) информационная обязанность сообщить грузополучателю о прибытии груза; б) обязанность подачи перевозочных средств под выгрузку, если выдача груза осуществляется не через склад транспортной организации. С выдачей груза прекращается обязательство по перевозке, а при наличии к тому оснований возникает охранительное правоотношение наступает ответственность перевозчика за ненадлежащее исполнение договора перевозки». Получение груза должно быть надлежащим образом оформлено, т.е. лицо, получающее груз, расписывается в дорожной ведомости. Однако указанная расписка не означает, что груз действительно получен. Это лишь оформление получения (выдачи) груза по документам. Его иногда называют раскредитованием документов или выкуп груза. Один факт расписки в дорожной ведомости в получении груза не может свидетельствовать о фактической выдаче груза, поскольку расписка отбирается станцией, как правило, до выдачи груза. Одновременно с распиской в дорожной ведомости указывается дата выдачи груза, номер и дата доверенности и т.д. В связи с этой особенностью заключительной стадии перевозочного обязательства представляет теоретический и практический интерес позиция Х.И.Шварца.

Так, Х.И.Шварц писал: «Исполнение обязательства состоит в совершении тех именно действий, которые составляют объект данного обязательства. Завершается исполнение договора перевозки сдачей груза получателю, что нельзя отождествлять с понятием исполнения как боле общим понятием....В таких случаях правильнее было бы говорить об окончании исполнения договора и о месте совершения этих завершающих действий по исполнении его. В действительности же договор перевозки исполняется на всем протяжении, начиная с места и времени принятия груза к перевозке и кончая местом и временем его выдачи получателю. Важным является не только конечный результат - завершение исполнения договора; определенное значение имеет своевременность и уместность тех отдельных актов, которые в конечном счете приводят к этому результату». Вместе с тем такое отождествление допускал В.Н.Изволенский, утверждая: «Исполнение договора перевозки заключается в выдаче груза в установленном месте...» или «В юридическом отношении местом исполнения договора перевозки является пункт, где производится выдача груза и прием этого груза получателем». С нашей точки зрения, позиция Х.И.Шварца является более аргументированной, т.к. именно так обстоят дела в перевозочном обязательстве. О.Н.Садиков, анализируя обязанность перевозчика, по выдаче груза указывает: «Транспортная организация обязана в силу договора перевозки выдать перевозимый груз в пункте его назначения обозначенному в транспортном документе получателю. Выдача груза - завершающий этап процесса транспортировки, она является исполнением договора перевозки и ставит ряд практически важных вопросов, связанных прежде всего с ответственностью перевозчика. От даты выдачи груза зависит также исчисление сроков на заявление претензий к перевозчику и сроков исковой давности». Итак, обратимся к рассмотрению порядка выдачи груза автомобильным транспортом. Указанный порядок нормативно урегулирован в УАТ (ст.ст. 65-68, 72) и изданными в развитие устава Правилами выдачи грузов на автомобильном транспорте.

В соответствии со ст.ст. 65, 66, 67, 68, 72 и разделом 7 (§§ 1-6) Правил выдачи грузов Устава автомобильного транспорта РСФСР (далее - Правила выдачи) автотранспортное предприятие или организация выдает груз в пункте назначения грузополучателю, указанному в товарно-транспортной накладной. Грузоотправитель обязан информировать грузополучателя о предстоящем завозе груза. Грузополучатель обязан обеспечить прием груза и разгрузку автомобиля, прибывшего до окончания времени работы грузополучателя. Грузополучатель обязан после выгрузки груза очистить автомобили и контейнеры от остатков этого груза, а после перевозок животных, птицы, сырых животных продуктов и скоропортящихся грузов промыть подвижной состав и при необходимости произвести его дезинфекцию. В отдельных случаях автотранспортные предприятия и организации могут принять на себя производство очистки загрязненной грузовой платформы (кузова автомобиля) с оплатой этой работы за счет грузополучателя.

Выдача грузов грузополучателю в пункте назначения по весу и количеству мест производится в том же порядке, в каком груз был принят от грузоотправителя (взвешиванием на весах, обмером, счетом мест и т.д.). Грузы, прибывшие в исправных автомобилях, прицепах, отдельных секциях автомобиля, контейнерах, цистернах с неповрежденными пломбами грузоотправителя, выдаются грузополучателю без проверки веса и состояния груза и количества грузовых мест. При перевозке грунта в отвалы, снега и других грузов, по которым не ведется складского учета (грузы нетоварного характера), автотранспортное предприятие и организация по условиям договора могут быть освобождены от обязанности сдать груз грузополучателям. При централизованном вывозе грузов со станций железных дорог, из портов (с пристаней) и аэропортов автотранспортные предприятия или организации осуществляют прием грузов со станций железных дорог, портов (пристаней) и аэропортов и сдачу их грузополучателям по правилам, действующим соответственно на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

Тарные штучные грузы, принятые к перевозке по стандартному весу или весу, указанному грузоотправителем на каждом грузовом месте, выдаются грузополучателю в пункте назначения без взвешивания по счету мест с проверкой веса и состояния груза только в поврежденных местах. При отсутствии автомобильных весов у грузополучателя грузы, перевозимые навалом или насыпью, прибывшие без признаков недостачи, выдаются без проверки веса. При определении количества груза с помощью взвешивания автотранспортное предприятие или организация не несет материальной ответственности при расхождении между весом груза, указанным в товарно-транспортных документах грузоотправителей, и фактическим весом груза, если разница в весе груза не превышает: а) нормы естественной убыли веса груза; б) нормы расхождения в показаниях весов или нормы точности взвешивания груза.

Если при проверке веса, количества грузовых мест или состояния груза в пункте назначения будут обнаружены недостача, порча или повреждение груза или если эти обстоятельства установлены актом, составленным в пути следования, автотранспортное предприятие или организация обязана определить размер фактической недостачи, порчи или повреждения груза. При необходимости производства экспертизы автотранспортное предприятие или организация по своей инициативе или требованию грузополучателя приглашает соответствующих специалистов. Расходы по оплате экспертов несут: а) автотранспортное предприятие или организация, если будет подтверждено, что недостача, порча или повреждение груза произошли по их вине; б) грузоотправитель - во всех других случаях.

Результаты экспертизы оформляются актом. Акт экспертизы помимо эксперта должен быть подписан всеми лицами, присутствовавшими при экспертизе. До прибытия эксперта грузополучатель обязан обеспечить надлежащую сохранность груза. При городских и пригородных перевозках в случаях отказа грузополучателя принять груз по причинам, не зависящим от автотранспортного предприятия или организации, груз переадресовывается грузоотправителем в порядке, установленном разделом 8 настоящих Правил, другому грузополучателю или возвращается грузоотправителю. В этих случаях стоимость перевозки груза в оба конца, а также штраф за простой автомобиля оплачиваются грузоотправителем. Грузополучатель обязан известить грузоотправителя об отказе от приема груза, сделать в товарно-транспортной накладной отметку об отказе в приеме груза, заверенную подписью и печатью (штампом).

При междугородных перевозках, а также при централизованном вывозе грузов со станций железных дорог, из портов (пристаней) и аэропортов грузополучатель обязан принять от автотранспортного предприятия или организации доставленный ему груз. В случае прибытия груза, поставка которого не предусмотрена договором, грузополучатель принимает такой груз на ответственное хранение, о чем указывается в товарно-транспортной накладной. Грузополучатель может отказаться от принятия груза лишь в том случае, когда качество груза вследствие порчи или повреждения, за которые автотранспортное предприятие или организация несет ответственность, изменилось настолько, что исключается возможность полного или частичного использования груза по прямому назначению, о чем составляется акт.

При невозможности сдать груз грузополучателю при междугородных перевозках по причинам, не зависящим от автотранспортного предприятия или организации, грузоотправитель обязан дать автотранспортному предприятию или организации указание о новом пункте назначения груза. В случае, когда автотранспортное предприятие или организация не имеют возможности доставить груз к месту нового назначения, они могут отказаться от этой перевозки, поставив об этом в известность грузоотправителя. В этом случае автотранспортное предприятие или организация возвращает груз грузоотправителю. Связанные с этим дополнительные расходы (прогон и простой подвижного состава, хранение груза и т.п.) оплачиваются грузоотправителем. Если скоропортящийся груз, перевозимый в междугородном сообщении, не может быть сдан грузополучателю, а грузоотправитель не дал указания о новом грузополучателе, груз может быть передан в установленном порядке для реализации другой организации.

Современный коммерческий оборот обладает повышенным динамизмом. Из года в год возрастает перемещаемость товаров различными видами транспорта. Как следствие - особую значимость в деловом обороте приобретает вопрос надлежащего оформления транспортных операций, отношений между отправителем, перевозчиком, получателем грузов. Далее нами будут рассмотрены отдельные наиболее значимые вопросы, возникающие при документальном подтверждении обстоятельств несохранной доставки груза получателю и составлении соответствующих документов, в первую очередь коммерческого акта, при автомобильных перевозках.

Гражданским кодексом РФ установлены правила, применимые к любому виду перевозки грузов. В случае получения поставленных товаров от транспортной организации покупатель (получатель) обязан проверить соответствие товаров сведениям, указанным в транспортных и сопроводительных документах, а также принять эти товары от транспортной организации с соблюдением правил, предусмотренных законами и иными правовыми актами, регулирующими деятельность транспорта (п.З ст.513 ГК РФ). Применительно к автомобильной перевозке грузов составление актов урегулировано ст. 157 УАТ РСФСР и изданными в развитие устава Правилами составления актов (разд. 10 Правил перевозок грузов). Согласно правил составления актов обстоятельства, которые могут служить основанием для материальной ответственности автотранспортных предприятий и организаций, грузоотправителей и грузополучателей при автомобильных перевозках грузов, удостоверяются записями грузоотправителя (грузополучателя) и автотранспортного предприятия или организации в товарно-транспортных документах.

В товарно-транспортных документах могут удостоверяться следующие обстоятельства: а) порча или повреждение грузов; б) несоответствие между наименованием, весом и количеством мест груза в натуре и данными, указанными в товарно-транспортной накладной; в) нарушение или отсутствие пломб на кузове или секции автомобиля или контейнера; г) подача автотранспортным предприятием или организацией автомобилей, непригодных для перевозки данного вида груза или не отвечают санитарным требованиям; д) другие обстоятельства, которые могут служить основанием для материальной ответственности сторон.

Указанные записи в товарно-транспортных документах должны заверяться подписями грузоотправителя (грузополучателя) и шофера. Односторонние записи в товарно-транспортных документах как грузоотправителя (грузополучателя), так и шофера являются недействительными. В случае разногласия между автотранспортным предприятием или организацией (шофером) и грузоотправителем (грузополучателем) обстоятельства, могущие служить основанием для их материальной ответственности, оформляются актами. Акты могут составляться также в случаях, когда необходимо произвести подробное описание обстоятельств, которые не могли быть сделаны в товарно-транспортных документах. Ни одна из сторон не имеет права отказаться от подписания актов. При несогласии с содержанием акта каждая сторона вправе изложить о нем свое мнение.

При отказе от составления акта или внесения записи в товарно-транспортные накладные в случаях недостачи, порчи или повреждения груза акт составляется с участием представителя незаинтересованной организации. О составлении акта должна быть сделана отметка в товарно-транспортных документах. В тех случаях, когда груз прибыл в автомобилях, прицепах, секциях автомобилей, контейнерах, цистернах за пломбами грузоотправителей, в акте должны оговариваться состояние указанных пломб, их реквизиты, а сами пломбы прикладываться к претензионным материалам.

 

Автор: Елдашов Г.