30.05.2011 28223

Договор транспортной экспедиции и договор перевозки (статья)

 

Договор транспортной экспедиции и договор перевозки находятся в тесной взаимосвязи, и не случайно договор называется именно договором транспортной экспедиции, хотя еще в начале 20-го века понятия «транспортировка» и «экспедиция» четко различались. Под понятием «транспортировка» понимались: прием груза от отправителя в пункте отправления с выдачей ему в обмен на груз провозного документа, отправка этого груза в пункт назначения от своего имени и в свой адрес и сдача груза получателю в пункте назначения с ответственностью перед грузовладельцем (отправителем, получателем или законным держателем провозного документа) за все причиненные ему убытки с момента приема груза вплоть до его выдачи. «Экспедицией» же считалось принятие транспортно-экспедиционным предприятием на себя отправки груза через основной транспорт от имени грузовладельца и оформление за него договора перевозки с предоставлением ему документа перевозки: квитанции, накладной или коносамента, а также выкуп груза у перевозчика, т.е. оформление выполнения договора перевозки от имени грузохозяина в пункте прибытия груза, а также исполнение таможенных обрядностей. С течением времени содержание терминов менялось и то, что раньше считалось транспортировкой, в настоящее время является предметом транспортно-экспедиционного договора, по которому экспедитор организовывает доставку груза получателю, а то, что раньше считалось экспедицией, в настоящее время является предметом транспортно-экспедиционного договора, по которому экспедитор обеспечивает отправку или получение груза.

Взаимосвязь транспортной экспедиции и перевозки прежде всего выражается в том, что в соответствии с договором транспортной экспедиции оказываются услуги, связанные с перевозкой, между договором перевозки и экспедиции «существует внутренняя взаимосвязь, обусловленная производностью транспортно-экспедиционных услуг от перевозки».

Сравнивая транспортно-экспедиционную деятельность с перевозочной, Я.Ф. Фархтдинов отмечает, что деятельность экспедитора шире деятельности перевозчика, так как задачей экспедитора является организация перевозки. Он начинает перевозочный процесс и завершает его. В отдельных случаях правоотношение по договору экспедиции может охватить весь перевозочный процесс. Вместе с тем в литературе преобладает мнение о вспомогательном характере транспортно-экспедиционной деятельности по отношению к перевозке.

Так, в частности, Д.А. Медведев, В.Т. Смирнов отмечают, что договор экспедиции относится к числу вспомогательных договоров, связанных с оказанием транспортных услуг, в связи с тем, что при перевозке грузов возникает «необходимость выполнения целого комплекса вспомогательных операций, связанных с отправкой и получением грузов: в частности, их упаковка, маркировка, погрузка и выгрузка, доставка их на станцию (в порт) отправления или со станции (порта) назначения на склад получателя».

Б.И. Путинский считает, что «функция экспедирования непосредственно связана с перевозкой и носит вспомогательный характер к транспортной деятельности».

Г.П. Савичев видит предназначение договора транспортной экспедиции в том, «чтобы способствовать выполнению основного транспортного договора - договора перевозки грузов. Сам по себе договор транспортной экспедиции, - отмечает автор, - лишен какого-либо юридического смысла, если он не направлен на оказание дополнительных услуг клиентуре транспорта, не имеющей, как правило, собственных транспортных средств».

Подобные взгляды имеют своим основанием экономическое соотношение перевозочной деятельности с экспедиционной, когда процесс транспортировки груза, т.е. его доставки от места производства к месту потребления, подразделяют «на два этапа: основной - перевозочный, выполняемый транспортом, и дополнительный, охватывающий комплекс различных, порой сложных и трудоемких операций, связанных с перевозкой груза, но выходящих за пределы функций перевозчика», что и делает «необходимым появление особой отрасли транспортных услуг - транспортно-экспедиторского обслуживания». Однако, отношение перевозочной деятельности к транспортно-экспедиционной, рассматриваемое в экономическом аспекте, не может служить основанием для квалификации в правовой науке договора перевозки как основного, а договора экспедиции как вспомогательного.

Развитие транспортно-экспедиционной деятельности на практике и, соответственно, меняющееся правовое регулирование транспортно-экспедиционных отношений модифицирует взгляд на соотношение перевозки и транспортной экспедиции и, в частности, В.В. Витрянский отмечает, что существует «исключение из общего правила о подчиненном, вспомогательном характере договора транспортной экспедиции по отношению к договору перевозки, когда указанные договоры меняются местами, а правовая природа связи транспортной экспедиции и перевозки грузов определяется тем, что уже перевозка грузов обеспечивает выполнение обязательств, вытекающих из договора транспортной экспедиции. Речь идет о таком договоре транспортной экспедиции, по которому экспедитор принимает на себя обязанность организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранным экспедитором или клиентом». И действительно, в настоящее время транспортно-экспедиционная деятельность не может быть связана исключительно с понятием вспомогательной деятельности на транспорте.

Взаимосвязь транспортной экспедиции и перевозки также выражается в том, что в соответствии с договором транспортной экспедиции, экспедитор может осуществлять такое фактическое действие, как перевозка груза на участке: склад отправителя - станция (порт) отправления или станция (порт) назначения - склад получателя. Подобная перевозка именуется вспомогательной либо вместо термина «перевозка» употребляют термин «транспортировка». Отмечается, что перевозка грузов, осуществляемая в рамках договора экспедиции как дополнительная фактическая операция, не опосредуется договором перевозки грузов, складывающиеся отношения не охватываются легальным определением этого договора, так как при внешнем сходстве (сдача груза автопредприятию для доставки на станцию (порт), оформление автотранспортной накладной) выполняемая операция имеет своим правовым основанием договор транспортной экспедиции, а не договор автомобильной перевозки. Груз передается водителю как представителю экспедиционной организации для сдачи его к перевозке магистральным транспортом, т.е. совершения юридических действий.

В научной литературе существуют различные точки зрения по поводу того, может ли вспомогательная перевозка являться одним из элементов предмета договора транспортной экспедиции. Так, Х.И. Шварц, А.Я. Попов считают неверным включение в предмет договора транспортной экспедиции перевозки, так как они считают, что «это ведет к необоснованному смешению разнородных по своему характеру видов деятельности, а, следовательно, приводит к искусственному слиянию различных правовых институтов. Смысл этих высказываний заключается в том, что автомобильная перевозка юридически опосредуется только договором перевозки и, следовательно, экспедиция сопутствует перевозке, но не сливается с ней. Е.М. Ворожейкин отмечал, что «договор на транспортно-экспедиционное обслуживание не предусматривает в числе обязанностей ТЭК [транспортно-экспедиционной конторы] доставку грузов. ТЭК может принять на себя обязанность по доставке грузов своим транспортом, но это возможно лишь по особому соглашению и в комплекс действий, составляющих транспортно-экспедиционную операцию, этот вид услуг не входит».

В отличие от вышеизложенной позиции, А.И Хаснутдинов считает, что точка зрения о невключении перевозки в предмет договора транспортной экспедиции справедлива только в том случае, если автомобильный транспорт выступает как транспорт магистральный, а экспедирование применяется в качестве вспомогательной деятельности по отношению к автомобильным перевозкам. Но более широко, - отмечает автор, - распространены другие ситуации, при которых в процессе перевозки роль магистрального транспорта выполняет железнодорожный, водный или воздушный транспорт, а дополнительное обслуживание возлагается на автомобильный. Если такое обслуживание сочетается с выполнением для клиента юридических действий перед организациями магистрального транспорта, то автомобильная перевозка в качестве одного из элементов входит в содержание договора на транспортно-экспедиционное обслуживание. Боле того, А.И. Хаснутдинов считает, что доставка экспедитором грузов клиента на участке: станция (порт) - склад предприятия входит в состав предмета договора транспортной экспедиции, и именно осуществление подобной доставки отличает договор транспортной экспедиции от договора экспедиции.

В.К. Андреев также полагает, что в силу договора экспедиции экспедитор обязуется выполнить комплекс обязанностей, направленных на осуществление транспортно-экспедиционного обслуживания клиента. «Транспортно-экспедиционное обслуживание, - отмечает автор, - бывает полное и частичное. При полном обслуживании предприятие выполняет комплекс транспортно-экспедиционных операций на всем пути следования грузов от склада отправителя до склада получателя, включая завоз и вывоз грузов автомобильным транспортом со станций и из портов. При частичном обслуживании...обслуживание клиента ограничивается либо конечной стадией процесса транспортировки груза (получение от железнодорожного, водного, воздушного транспорта и доставка на склад получателя) либо его начальной стадией (доставка и сдача груза станции, порту, пристани)...». При этом В.К. Андреев различает такие понятия как «транспортно-экспедиционная деятельность», под которой понимается совокупность транспортно-экспедиционных операций, и «транспортно-экспедиционное обслуживание» и отмечает, что транспортно-экспедиционное обслуживание шире транспортно-экспедиционной деятельности по своему экономическому содержанию и представляет собой сочетание вспомогательной перевозки и транспортно-экспедиционных операций.

Позиция законодателя в отношении вспомогательной перевозки, осуществляемой экспедитором, и ранее и в настоящее время состоит в том, что законодатель вообще не упоминает перевозку в составе услуг, оказываемых экспедитором. В СССР отсутствовало законодательное регулирование транспортно-экспедиционной деятельности, за исключением гражданских кодексов нескольких республик и, например, в ГК Казахской ССР (ст. 177) был дан примерный перечень фактических действий, осуществляемых экспедитором, в котором отсутствовало такое фактическое действие как автомобильная перевозка, то же было в ГК Азербайджанской ССР (ст. 380). Комментируя указанные статьи, А.И. Хаснутдинов отмечал: «...слишком значима перевозка, выполняемая на участке склад - станция (порт), чтобы не быть упомянутой в перечне при признании ее элементом договора транспортной экспедиции наряду с такими фактическими операциями, как упаковка и маркировка грузов». В Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 года также не было упоминания об автоперевозке. Как отмечалось в литературе, «все это говорит об устойчивом непринятии законодателем автоперевозки в качестве фактической услуги в составе транспортной экспедиции. Единственное обоснование этого то, что включение в предмет договора транспортной экспедиции автомобильной перевозки ведет к необоснованному смешению разнородных по своему характеру видов деятельности».

Действующий Гражданский кодекс, а также Закон о транспортно-экспедиционной деятельности не упоминают автоперевозку в составе фактических услуг, выполняемых экспедитором, хотя экспедитор осуществляет автомобильную перевозку от склада клиента-грузоотправителя до железнодорожной станции (порта) отправления или от железнодорожной станции (порта) назначения до склада получателя груза и по договору транспортной экспедиции, предусматривающему отправление и получение груза, и по договору, предусматривающему организацию доставки груза получателю. Однако, Гражданский кодекс не содержит и запрета на осуществление экспедитором вспомогательной перевозки; данная фактическая услуга может быть отнесена к группе «дополнительных» услуг, которые в статье 801 ГК называются «иные операции и услуги, предусмотренные договором». Думается, что законодатель должен предусмотреть такую фактическую услугу, оказываемую экспедитором по договору транспортной экспедиции, как перевозка груза на участке: склад отправителя (получателя) - железнодорожная станция (порт, пристань).

Вхождение перевозки в состав транспортной экспедиции имеет своим прямым следствием отсутствие необходимости в составлении товарно-транспортной накладной. А.И. Хаснутдинов, рассматривая указанный вопрос, отмечает, что принятие экспедитором на себя обязанности по обеспечению перевозки груза клиента на участке склад-станция (порт) не освобождает непосредственных участников отношений -клиента и автопредприятие - от необходимости оформления предстоящей перевозки груза автотранспортной накладной, так как экспедиция - консенсуальный, а перевозка -реальный договор.

В.В. Витрянский рассматривает несколько ситуаций, при которых обязательства экспедитора включают в себя доставку груза на железнодорожную станцию, в морской (речной) порт или аэропорт и, в частности, отмечает, что «...в обязанности экспедитора могут входить приемка грузов от клиента, погрузка их в собственный автомобиль, доставка на станцию, в порт, аэропорт и передача соответствующему органу транспорта (от своего имени или от имени клиента). В этом случае между экспедитором и клиентом не возникают самостоятельные правоотношения по поводу перевозки груза до станции, порта, аэропорта, поскольку они поглощаются предметом договора транспортной экспедиции.., договором транспортной экспедиции может быть предусмотрена обязанность клиента по сдаче груза экспедитору и погрузке его на автомобиль, принадлежащий последнему. При этих условиях между экспедитором и клиентом возникают правоотношения по перевозке груза автомобильным транспортом, а состоявшийся договор автомобильной перевозки должен быть оформлен товарно-транспортной накладной».

Думается, что при доставке экспедитором с помощью собственных транспортных средств, груза на станцию (в порт), вместо договора перевозки, т.е. товарно-транспортной накладной, достаточно наличия двух документов: договора транспортной экспедиции и экспедиторского документа, о котором упоминается в статье 4 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности. Договор транспортной экспедиции содержит все необходимые для его исполнения условия, а экспедиторский документ подтверждает прием груза экспедитором от клиента во исполнение договора экспедиции.

Помимо вспомогательной перевозки, которая может осуществляться непосредственно экспедитором и при выполнении обязанности по организации перевозки груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, и при выполнении обязанности по обеспечению отправки или получения груза, необходимо также выделить перевозку, выполняемую основным (магистральным) перевозчиком. Основным перевозчиком обычно является железнодорожный, водный и воздушный транспорт, который доставляет вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдает его управомоченному на получение груза лицу (получателю). Может ли входить осуществление основной перевозки в предмет договора транспортной экспедиции, по которому экспедитор организует доставку груза?

В советской литературе, рассматривая доставку груза от двери до двери, говорили не о договоре транспортной экспедиции, а об особого рода договоре перевозки. Так, Х.И. Шварц отрицал существование договора транспортной экспедиции о полном обслуживании и рассматривал его, как особого рода договор перевозки, а именно договор об организации перевозки или договор общей перевозки. М.К. Александров-Дольник и Г.И. Тулеугалиев анализировали камионаж, т.е. систему доставки груза от склада отправителя на станцию (в порт, пристань) отправления и со станции (порта, пристани) назначения на склад получателя, осуществляемую силами и средствами основного перевозчика с составлением провозных документов на складе отправителя и выдачей груза с полным его документальным оформлением на складе получателя. Авторы отмечали, что камионаж является не самостоятельным отдельным договором, а лишь дополнительным условием договора грузовой перевозки. При камионаже основной перевозчик, то есть перевозчик, от имени которого оформляются документы (железная дорога, пароходство, авиапредприятие), производящее перевозку груза с завозом и вывозом его со склада отправителя и на склад получателя своими силами и средствами, осуществляет дополнительные услуги, главным образом по доставке груза со склада отправителя в пункт отправления и с пункта назначения на склад получателя.

В настоящее время организация доставки груза «от двери до двери» является предметом договора транспортной экспедиции. В соответствии с договором транспортной экспедиции, предусматривающим обязанность экспедитора организовать доставку груза от склада грузоотправителя до склада грузополучателя, экспедитор может возложить исполнение обязательств по основной перевозке на третье лицо (перевозчика) либо осуществить подобную перевозку собственными силами. На практике также экспедитор часто принимает на себя обязательство по транспортировке груза получателю, выступая перед клиентом единственным лицом, ответственным за доставку груза. Так, например, в Российской Федерации определенные экспедиционные фирмы имеют право выписывать коносамент смешанной перевозки ФИАТА. Коносамент ФИАТА был разработан Международной федерацией экспедиторских ассоциаций (ФИАТА) при поддержке Международной торговой палаты. Коносамент ФИАТА применяется при международной перевозке грузов, он является транспортным документом экспедитора и возлагает непосредственно на экспедитора ответственность за груз и его доставку клиенту. Коносамент подписывается двумя сторонами экспедитором и клиентом. Выписав Коносамент смешанной перевозки ФИАТА, экспедитор возлагает на себя обязанности договорного перевозчика и становится для клиента единственным лицом, ответственным за организацию доставки груза в место его получения. Получив от экспедитора коносамент ФИАТА, клиент освобождается от необходимости обращаться к какой-либо третьей стороне с целью обеспечения доставки товара, поскольку эту задачу решает за него экспедитор. Экспедитор самостоятельно устанавливает договорные отношения со всеми субъектами, которые могут ему потребоваться для обеспечения доставки товара. Клиент имеет дело с одним лицом и обладает одним транспортным документом, подтверждающим и обеспечивающим выполнение экспедитором своих обязанностей по договору.

Экспедитора, действующего на основании коносамента ФИАТА, т.е. обеспечивающего доставку груза получателю, называют оператором перевозки или договорным перевозчиком. Если, согласно Типовым экспедиторским правилам ФИАТА, фактический перевозчик означает любое физическое или юридическое лицо, осуществляющее перевозку груза своими собственными транспортными средствами, то договорный перевозчик - это любое физическое или юридическое лицо, выполняющее перевозку товаров посредством возложения на себя обязательств перевозчика в соответствии с ясно выраженным согласием доставить груз получателю. В указанном случае перевозка органически входит в состав договора транспортной экспедиции; договор транспортной экспедиции играет организующую роль по отношению к договору перевозки. Задача перевозчика становится более узкой по сравнению с функциями и задачами экспедитора.

Взаимосвязь транспортной экспедиции и перевозки также выражается в том, что обязанности экспедитора могут исполняться перевозчиком. В советское время выполнение перевозчиками экспедиционных операций было обусловлено концентрацией автотранспорта на предприятиях общего пользования и развитием централизованных перевозок, внедрение которых сопровождалось «ликвидацией» грузчиков и распределением обязанностей по погрузке-выгрузке между отправителями и получателями, появлением материально-ответственных лиц, сопровождающих груз, и возложением на перевозчика обязанности по обеспечению сохранности перевозимого груза. Поскольку несовершенство автомобильного подвижного состава в коммерческом отношении (по большей части открытого и не обеспеченного приспособлениями охранного свойства) и невысокая средняя техническая скорость перемещения не исключали доступа к грузу посторонних лиц, то обязанность по обеспечению сохранности груза была возложена на водителя - единственное лицо, находившееся при грузе. В качестве представителя автопредприятия он принимал груз у отправителя и выдавал его получателю. Выполняемые им действия получили название экспедиторских операций, производимых при централизованных перевозках грузов. Тем не менее, некоторые ученые отмечали, что отождествление этих операций, тесно связанных с централизованной перевозкой грузов автомобильным транспортом, с операциями по отправлению грузов одним из видов магистрального транспорта, выполняемыми посредником (представителем грузоотправителя - экспедитора), хотя бы в роли последнего выступало автопредприятие, лишено всяческих оснований.

При рассмотрении вопроса об исполнении перевозчиком обязанностей экспедитора М.К. Александров-Дольник и Г. Тулеугалиев считали, что перевозчик не может быть экспедитором, так как основным и обязательным содержанием договора экспедиции являются действия экспедитора в интересах и за счет клиента в отношении третьего лица (перевозчика). Совмещение функций экспедитора и перевозчика противоречит норме о том, что представитель не может совершать сделки от имени представляемого ни в отношении себя лично, ни в отношении другого лица, представителем которого он одновременно является. Подобные действия лишали бы клиента необходимых гарантий беспристрастности и добросовестности экспедитора в ведении порученных ему дел и противоречат здравому смыслу. Одновременно эти же авторы полагали, что метод транспортно-экспедиционного обслуживания устарел и что в будущем может произойти слияние экспедиционных операций с перевозочными и экспедиционный комплекс войдет в число обязательных транспортных операций основного перевозчика. Подтверждением служило законодательство других стран.

Так, М.К. Александров-Дольник и Г. Тулеугалиев отмечали, что во Франции транспортно-экспедиционное обслуживание осуществляется с широким применением перевозок грузов от склада отправителя до склада получателя (le transport de domicile а domicile), без участия посреднических организаций, путем расширения обязанностей железных дорог, т.е. осуществление перевозок «от склада до склада», является обязанностью железных дорог. Согласно законодательству США договор экспедиции рассматривается как агентский договор, но практически американские суды рассматривают экспедитора как «общего» или «генерального» перевозчика, и поэтому возлагают на него ответственность за груз и качество выполнения всей перевозки в целом, т.е. «от двери до двери». Владелец груза не интересуется путями и способами доставки, это делает экспедитор. Владелец только передает генеральному перевозчику груз для доставки его указанному лицу с оплатой стоимости этой доставки.

В.И. Жуков отмечал, что в праве появляется тенденция соединять перевозчика и экспедитора в одном лице, когда на автотранспортные организации общего пользования возлагается выполнение транспортно-экспедиционных и складских операций при междугородних перевозках грузов включая: приемку их на складе поставщика-грузоотправителя, сортировку по направлениям и пунктам назначения, перевозку их, охрану в дороге, сдачу грузополучателям и оформление товарно-транспортных документов, а это означает, - отмечает автор, - что перевозка поставлена в один ряд с экспедиционными действиями, и включается в единый комплекс действий, обеспечивающий перемещение груза.

М.Д. Ситник так же, как и М.К. Александров-Дольник и Г. Тулеугалиев полагал, что совмещение обязанностей перевозчика и экспедитора органически невозможно, ибо каждая из них неизбежно исключает другую, но в основе мысль о совмещении обязанностей правильна, хотя речь должна идти не о слиянии экспедиторских обязанностей, а об отпадении экспедиторских функций в результате передачи всех транспортных вспомогательных работ в руки перевозчика любого вида транспорта в качестве дополнительных услуг по договору перевозки.

Все вышеизложенные взгляды советских ученых следовали из узкой трактовки предмета договора транспортной экспедиции, под которым (предметом) понимались услуги по отправлению или получению груза. При осуществлении услуг по отправлению (получению) груза экспедитор в интересах грузоотправителя (грузополучателя) вступает в правоотношения с перевозчиком, и поэтому учеными делался вывод о представительском характере договора транспортной экспедиции. Однако, нельзя ограничивать услуги по организации перевозок грузов только такими услугами по отправлению или получению груза, в которых единственно значимым действием является заключение договора перевозки или получение груза от перевозчика.

В настоящее время в юридической литературе можно встретить мнение, что перевозчик может осуществлять обязанности экспедитора лишь в отношении другого перевозчика. Так, Д.А. Медведев и В.Т. Смирнов указывают, что может сложиться две ситуации: первая - когда перевозчик выступает экспедитором по отношению к другому лицу (например, другому перевозчику) и правила об экспедиции применяются без каких-либо изъятий; вторая - когда перевозчик становится экспедитором по отношению к собственной перевозке и тогда экспедиция накладывается на перевозку, имея одинаковый субъектный состав в двух обязательствах. Действительно, если по договору перевозки на перевозчика возлагается обязанность доставить груз в обусловленное место, заключить договор перевозки с другим перевозчиком, обеспечить погрузку и сопровождение груза во время его транспортировки вторым перевозчиком, то налицо исполнение первым перевозчиком обязанностей экспедитора в соответствии со смешанным договором, в котором присутствуют элементы договоров перевозки и транспортной экспедиции. При рассмотрении второго приведенного Д.А. Медведевым и В.Т. Смирновом варианта (когда перевозчик становится экспедитором по отношению к самому себе), можно отметить, что авторы рассматривают экспедицию как особую разновидность сделки о представительстве. И поэтому, вероятно, Д.А. Медведев и В.Т. Смирнов, полагают, что перевозчик становится экспедитором по отношению к самому себе, если он (перевозчик) должен по поручению клиента заключить договор перевозки с самим собою, что, естественно противоречит простой логике. Однако, как уже было отмечено, нельзя ограничивать функции экспедитора исключительно представительством перед перевозчиком, так как транспортно-экспедиционной услугой является не только связанное с перевозкой действие представительского характера, но и действие, связанное с перевозкой, и не носящее характер представительства.

Гражданский кодекс Российской Федерации, прямо предусматривает возможность исполнения перевозчиком обязанностей экспедитора - в этом случае договор становится смешанным и к транспортно-экспедиционным отношениям по такому смешанному договору применяются правила главы 41 ГК, регулирующей договор транспортной экспедиции (п.2 ст. 801 ГК). Статья 801 ГК РФ понятие «обязанности экспедитора» применяет лишь к «основным» обязанностям, т.е. к обязанности организовать перевозку грузов транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обеспечить отправку и получение груза, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза. Дополнительные услуги называются Кодексом как «необходимые для доставки груза операции». Думается, что выполнение перевозчиком обязанностей экспедитора имеет место не только тогда, когда перевозчик выполняет «основные» обязанности, прямо предусмотренные Гражданским кодексом, но когда перевозчик выполняет (организовывает выполнение) иные услуги, связанные с перевозкой.

В случае исполнения перевозчиком транспортно-экспедиционных операций стороны должны согласовать их перечень, хотя в арбитражной практике можно встретить примеры, когда стороны не согласовывают перечень транспортно-экспедиционных операций, выполняемых перевозчиком и, тем не менее, суд признает соглашение об оказании транспортно-экспедиционных услуг заключенным. Так, арбитражный суд г. Москвы, решение которого было впоследствии оставлено без изменений и Федеральным арбитражным судом Московского округа, установил, что даже при неуказании сторонами в договоре конкретного перечня транспортно-экспедиционных операций, соглашение об оказании транспортно-экспедиционных услуг считается заключенным, в соответствии с тем, что содержание и условия договора соответствуют положениям параграфа 5 части II раздела 27 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, содержащим требования, предъявляемые к договорам на транспортно-экспедиционное обслуживание в прямом автомобильном сообщении.

В заключение хотелось бы еще раз отметить, что транспортно-экспедиционная деятельность не может фактически существовать без перевозки, но это отнюдь не означает, что договор транспортной экспедиции является вспомогательным договором. Транспортно-экспедиционная деятельность не имеет такой цели, как просто фактическая перевозка груза в пункт назначения, ее цель совершенно другая - организация перевозки груза (это особенно актуально в силу множества участников транспортного процесса). С экономической точки зрения перевозку можно представить как основное содержание процесса транспортировки, а транспортную экспедицию - как форму процесса транспортировки, которая влияет на быстроту, экономичность, на качество данной транспортировки. В сфере правового регулирования договор перевозки и договор транспортной экспедиции являются двумя независимыми и неподчиненными друг другу договорами.

 

Автор: Морозова Н.В.