31.05.2011 27282

Права и обязанности экспедитора по договору транспортной экспедиции (статья)

 

Содержанием договора транспортной экспедиции является совокупность согласованных сторонами условий, в которых отражаются права и обязанности экспедитора и клиента. Прежде всего необходимо уделить внимание обязанностям участника правоотношения, содержание действий которого определяет сущность договора. В договоре транспортной экспедиции таким лицом является экспедитор.

Перечень осуществляемых экспедитором услуг варьируется в зависимости от того, заключен ли договор транспортной экспедиции по организации доставки, либо же по обеспечению отправки (получения) груза; от вида транспорта, с помощью которого осуществляется перевозка; от свойств груза; от продолжительности действия договора транспортной экспедиции и от многих других условий. Однако, существуют определенные обязанности экспедитора и клиента, свойственные различным видам транспортной экспедиции.

При заключении договора транспортной экспедиции сотрудничество экспедитора и клиента может начаться с дачи экспедитором клиенту рекомендаций по формулировкам транспортных условий договоров. В основном перевозка груза осуществляется во исполнение заключенных клиентом договоров поставки, и клиент заинтересован в выборе такого способа доставки, который бы защищал его интересы, тем более что доля транспортных затрат в цене товара в среднем составляет 10-12 %, а по таким товарам, как каменный уголь, транспортные затраты могут увеличивать себестоимость угля, зафиксированную в месте его добычи более чем на 100%.

Экспедитор может консультировать клиента при выборе базисных условий договора поставки, заключаемого клиентом. Базисное условие контракта влияет на то, какой вид договора транспортной экспедиции будет заключен между клиентом и экспедитором. Например, при заключении договора поставки на условиях группы D: DDU - поставка без оплаты пошлины и DDP - поставка с оплатой пошлины, между клиентом-поставщиком и экспедитором обычно заключается договор транспортной экспедиции об организации доставки груза получателю, то есть экспедитор выступает в качестве оператора перевозки - он принимает на себя обязательство по организации доставки товара в определенный пункт в установленный сторонами срок. Для экспедитора поставщика, как для предпринимателя, условия группы D выгодны, но, принимая на себя обязанность по организации доставки груза на условиях группы D, экспедитор должен знать, с какими вопросами и проблемами в области транспорта, таможенных отношений он столкнется в стране поставщика, покупателя, а также в странах транзита товара.

В соответствии с договором поставки товара на условиях группы F заключение договоров перевозки является обязанностью покупателя. Продавец считается выполнившим обязанность по поставке товара при передаче товара перевозчику. Обычно экспедитор продавца, заключившего договор купли-продажи товара, например, на условии, FOB осуществляет экспедицию по отправлению груза, которая характеризуется тем, что экспедитор не заключает договора перевозки. Он может оказывать различные услуги, например, экспедитор продавца выполняет таможенные формальности, доставляет груз от склада грузоотправителя до порта отправления, проверяет количество и состояние груза, осуществляет его маркировку, упаковку, затаривание, хранение, погрузку. Однако договор перевозки заключает покупатель, либо экспедитор покупателя, но не экспедитор продавца.

Одной из основных обязанностей экспедитора, которая может предусматриваться в различных видах договора транспортной экспедиции, является обязанность заключить от своего имени либо от имени клиента договор перевозки груза. При необходимости осуществления железнодорожной перевозки экспедитор представляет перевозчику надлежащим образом оформленную и в необходимом количестве экземпляров заявку на перевозку грузов, в которой указываются количество вагонов и тонн, железнодорожная станция назначения и другие сведения. Экспедитор, осуществляющий регулярное транспортно-экспедиционное обслуживание, заключает договор об организации перевозок груза с перевозчиком. В соответствии с договором об организации перевозок перевозчик обязуется в установленные сроки принимать к перевозке грузы в обусловленном количестве; экспедитор же, действующий от собственного имени и выступающий в отношениях с перевозчиком в роли грузовладельца, обязуется предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. Экспедитор заключает договор об организации перевозок в том случае, если он имеет с клиентом (клиентами) долгосрочные транспортно-экспедиционные договоры, т.е. договоры об организации транспортно-экспедиционного обслуживания, либо если экспедитор является крупным участником транспортного рынка со множеством клиентов.

Важным фактическим действием, осуществляемым экспедитором в процессе транспортно-экспедиционной деятельности, является хранение. Законодатель рассматривает услугу по хранению груза как дополнительную, т.е. вспомогательную, необязательную для договора транспортной экспедиции.

В литературе существует деление хранения на виды по различным основаниям, например, различают транспортное и товароскладское хранение. В первом случае складское хранение связано непосредственно с транспортировкой груза, который сдается на склад в ожидании подвижного состава в пунктах отправления, а также в пунктах назначения, когда груз не может быть отправлен немедленно в связи с отсутствием соответствующего вида транспорта. Груз может храниться на складах также и когда он задерживается по требованиям соответствующих властей до разрешения спорных вопросов. При товароскладском хранении хранение грузов на складах представляет собой самостоятельный вид складирования, не связанный с перевозкой грузов. Подобное складирование имеет место по специальному соглашению между заинтересованными организациями.

Различая отношения, возникающие при хранении, М.И. Брагинский отмечает, что «обязательство по хранению может составлять неотъемлемую часть единого сложного договора с тем, что без хранения он как таковой существовать не может... В таком случае обязательство по хранению оказывается имманентным природе конкретного сложного договора. По этой причине обязанность по хранению превращается в конститутивный признак соответствующего договора... Хранение также может входить в состав не только сложного, но и смешанного договора, при котором элементы различных договоров, в том числе и хранения, набираются специально для конкретного случая самими сторонами, осуществляющими таким образом свое право, опираясь на «свободу договоров». Указывая на услуги по хранению в качестве дополнительного элемента договора транспортной экспедиции, законодатель имеет в виду хранение в определенном месте, в течение определенного отрезка времени, то есть именно такие правоотношения, когда одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности. Правоотношения, существующие между экспедитором и клиентом по поводу хранения груза, дополнительно подлежат регулированию нормами о договоре хранения и, соответственно, права и обязанности сторон в части, не урегулированной транспортно-экспедиционным законодательством, определяются нормами главы 47 ГК РФ (хранение).

Хранение является важным элементом транспортно-экспедиционной деятельности, и в первой половине XX века процесс доставки груза называли транспортно-экспедиционно-складским делом, которое «охватывает ряд функций, объединенных единством заботы о грузе с момента передачи его владельцем в местах производства или заготовки в руки транспортно-экспедиционного предприятия и до момента сдачи потребителю в пункте назначения». В настоящее время, например, Всеобщие немецкие экспедиторские условия прямо относят складские сделки к экспедиторской отрасли.

Экспедитор часто является владельцем или арендатором складов. Груз хранится, когда он не может быть непосредственно перегружен из одного транспортного средства в другое по схеме: борт судна - вагон или вагон - борт судна, либо непосредственно с борта речного судна на борт морского судна или обратно и т.п. Груз также хранится, если требуется рассортировка или упаковка груза, выполнение иных операций с грузом.

Хранение товара, особенно при оказании транспортно-экспедиционных услуг при перевозках грузов в международном сообщении, часто осуществляется экспедиторами в терминалах. Современные терминалы - это не отдельные склады с транспортными подъездами, а производственно-транспортно-торговый (логистический) комплекс, где принимаются, перегружаются и хранятся грузы одновременно по всем видам транспорта, осуществляется растаривание и распаковка оптовых грузов из большегрузных контейнеров в более мелкие единицы или, наоборот, укрупнение товарных единиц, выполняются таможенные операции, ведется как оптовая, так и розничная торговля. Во всем мире большинство комбинированных терминалов расположено в морских и речных портах, причем многие портовые города имеют не один, а несколько терминалов. Терминалы имеют непосредственное сопряжение с перегрузочными станциями и выходы на основные железнодорожные и автомобильные магистрали.

О важности оказания экспедитором услуг по хранению свидетельствует тот факт, что еще в 1975 году Международная федерация экспедиторских ассоциаций разработала и внедрила в транспортно-экспедиционную практику проформу «свидетельства экспедитора о приеме груза на хранение» (или иначе «экспедиторскую складскую расписку»). Складская расписка ФИАТА нашла широкое применение в экспедиторской практике.

При оформлении отношений по хранению при помощи экспедиторской складской расписки экспедитор, действующий также в качестве товарного склада, обязуется выдать груз только по предъявлении оригинала расписки. В случае передачи прав на складскую расписку, груз может быть выдан только держателю расписки при условии правильного оформления передачи прав всеми последовательными держателями расписки, о чем делается запись на оборотной ее стороне. Складская расписка допускает частичную выдачу груза, о чем делается соответствующая запись в расписке. В расписке предусмотрены также разделы о передаче прав собственности на товар. Расписка содержит подробные оговорки о правах ее держателя по передаточной надписи; о правах собственности на груз и передаче этого права собственности.

Складская расписка ФИАТА предназначена, в основном, для использования ее международными экспедиторами - экспедиторами, оказывающими услуги при организации перевозок в международном сообщении. Разрешение на использование складской расписки выдается секретариатом ФИАТА. Право контроля за печатанием складской расписки и ее распространением среди экспедиторов предоставлено только членам ФИАТА - национальным экспедиторским ассоциациям. Правилами ФИАТА на национальную экспедиторскую ассоциацию, являющуюся действительным членом ФИАТА, возложена обязанность осуществлять регистрацию экспедиторов, которым она предоставила право применять экспедиторскую расписку ФИАТА, вести учет выданных расписок и контролировать правильность их применения. По правилам ФИАТА, национальной экспедиторской ассоциации, действительному члену ФИАТА, предоставлено также право выбора условий применения экспедиторской расписки.

В международной практике экспедиторская складская расписка действует также, как и ценная бумага, но в соответствии с российским законодательством она не может быть отнесена к ценным бумагам. К ценным бумагам относятся документы, которые Гражданским кодексом РФ, законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг (ст. 143 ГК РФ). При складском хранении Кодекс предусматривает следующие ценные бумаги: двойное складское свидетельство, каждая из двух его частей и простое складское свидетельство (п.З. ст. 912).

Возможность выдачи экспедитором складской расписки предусматривается и Всеобщими немецкими экспедиторскими условиями, согласно которым экспедитор может выдать заказчику складскую расписку, в которой обязательно указывается наименование и местонахождение складского помещения, если экспедитор осуществляет хранение не на собственном складе.

Дополнительной услугой, которая может быть оказана экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции, является погрузка-выгрузка. Указанная услуга присутствует и при выполнении договора транспортной экспедиции по организации доставки груза, и при выполнении договора транспортной экспедиции по отправлению или по прибытию груза.

Экспедитор сам может оказывать погрузочно-разгрузочные услуги, однако на практике, особенно в морских портах функция экспедитора сводится к организации погрузки-выгрузки. При организации погрузки-выгрузки выбор исполнителя имеет большое значение как для экспедитора, так и для перевозчика. От квалификации персонала, оснащенности механизмами зависит качество и интенсивность погрузки-разгрузки, на исполнение которых зачастую затрачивается до 40-50% общего эксплуатационного времени транспортного средства.

В литературе существует различное трактование терминов «погрузка» и «погрузочные работы», «выгрузка» и «разгрузочные работы». Считается, что «погрузка» («выгрузка») имеет более широкое содержание, чем «погрузочные работы» («разгрузочные работы»). При осуществлении погрузки-выгрузки осуществляются стивидорные, терминальные, а также тальманские услуги. Стивидорными называют услуги по погрузке груза, выгрузке груза, размещению и укладке груза в транспортном средстве для обеспечения сохранности и безопасности груза.

Для осуществления погрузочно-разгрузочных услуг экспедитор и стивидор заключают договор, в соответствии с которым экспедитор обычно обязан заблаговременно сообщать срок подхода транспортного средства, количество и характеристику груза, а если это судно, то распределение груза по трюмам, наличие и исправность грузовых средств на борту, их сертификацию; при погрузке экспедитор обычно должен согласовать каргоплан и организацию работ, обеспечить освещение мест осуществления погрузки, выполнить иные действия, необходимые для быстрой и качественной погрузки.

Разнообразие стивидорных операций велико и, например, тарифы на стивидорные операции, устанавливаемые также и с учетом трудоемкости перевалки, могут содержать до 100-150 позиций. В зависимости от конкретной перевозки экспедитор и стивидор могут устанавливать такие дополнительные операции, как переукладка груза в трюмах или с выгрузкой на берег; сортировка груза по коносаментным партиям; счет и проверка состояния груза (если они возлагаются на стивидорную, а не на тальманскую фирму) и другие обязанности.

Терминальными услугами называют услуги «по перевалке, приему, хранению, сортировке, отправке груза; работы плавучих и береговых кранов; затарку (растарку) контейнеров, трейлеров; комплекс работ с грузом на причале.., включая укладку груза на укрупненные средства (трейлеры), укладку в контейнеры и доставку груза на специализированные суда (контейнеровозы)».

Терминальные услуги осуществляются терминальными компаниями - владельцами причалов, складов, кранового оборудования и другой перегрузочной техники. Терминальные услуги по обычаям портов, как правило, не являются стивидорными, а являются грузовыми услугами на берегу, и рабочая сила, которая осуществляет эти операции, рассматривается как грузчики, докеры и т.д., в отличие от стивидоров, которые работают на борту судна. Но на практике часто работают единые комплексные бригады, обеспечивающие погрузку или выгрузку по вариантам: трюм - склад (транспортное средство - терминал или наоборот).

Погрузка состоит также из осуществления тальманских услуг, которые включают в себя счет груза в ходе погрузки в транспортное средство (в судно) и выгрузки из транспортного средства (из судна). Обычно, кроме счета груза, тальманы выполняют ряд важных сопутствующих операций: проверку состояния грузовых мест, качества упаковки, маркировки, соответствие маркировки данным грузовых документов. Они информируют экспедитора обо всех замеченных ими повреждениях груза и других обнаруженных нарушениях и отступлениях от условий договора. Тальманам поручается обмер грузовых мест на причале или на складе. В крупных зарубежных портах существуют ассоциации, так называемых, присяжных тальманов - присяжных весовщиков, тальманские расписки которых принимаются как официальные свидетельства «счета грузов» при разборе претензий и исков. В некоторых портах им поручается также контроль за выполнением норм грузовых работ стивидорными организациями, а их свидетельства кладутся в основу расчетов сталийного времени. В ряде стран Европы количество доставленного судном груза определяется тальманами в момент его выгрузки и считается окончательным как для перевозчика, так и для получателя. Для выполнения тальманами услуг по подсчету груза и проверке состояния грузовых мест экспедитор заключает соответствующий договор с тальманской фирмой, что важно в дальнейшем при взаимоотношениях экспедитора с перевозчиком или со страховщиком.

В настоящее время, особенно при осуществлении международной транспортировки груза, происходит все большая специализация оказываемых услуг (выполняемых работ) между различными участниками транспортного процесса и экспедитор играет роль организатора согласованной работы этих участников.

Экспедитор в соответствии с договором транспортной экспедиции (это может относиться как к договору транспортной экспедиции по организации доставки, так и к договору транспортной экспедиции по отправлению или получению груза) может обеспечивать приведение груза в транспортабельный вид, под которым понимается, в частности, выполнение работы по упаковке груза. Под упаковкой понимается комплекс мероприятий по обеспечению сохранности товаров при хранении и транспортировке и приданию грузу транспортабельного состояния. Это достигается путем предохранения груза от повреждений с помощью тары и упаковочных материалов. При этом характер упаковки зависит от многих условий, например, от климата территорий, по которым перемещается груз, от свойств груза, транспортных средств, способа перегрузки и возможности перегрузки товара в пути, расстояния и продолжительности транспортировки; требования к упаковке могут быть обусловлены таможенным режимом (например, когда таможенные пошлины взимаются с массы брутто товара, упаковка должна быть более легкой). Требования к упаковке могут определяться законодательством в стране назначения товара, например, такая упаковка как сено, солома и т.п. допускается при условии предоставления свидетельства о дезинфекции этих материалов.

Для надлежащего выполнения обязательств по договору транспортной экспедиции экспедитор должен учитывать многие моменты, требующие наличия специальных знаний. При необходимости осуществления международных перевозок клиент, как правило, обращается к услугам экспедитора, так как организация международной перевозки грузов является трудоемким и сложным процессом, как с точки зрения использования материальных ресурсов, так и с точки зрения необходимости наличия специальных знаний и налаженных контактов с различными участниками транспортного процесса.

Экспедитор может осуществлять (обеспечивать осуществление) такую дополнительную фактическую операцию как маркировка груза. Под маркировкой груза понимаются условные обозначения, данные и изображения, наносимые на упаковку, бирки или на отгружаемые товары, с целью избежания их засортировки и создания условий для сохранной транспортировки с учетом физико-химических и транспортных особенностей груза. Осуществление операций по маркировке груза наиболее актуально в таких разновидностях договора транспортной экспедиции, как договор по организации доставки и договор по отравлению грузов. Маркировка имеет большое значение для облегчения перегрузок товара в пути, для таможенного контроля, хранения товара, для более быстрого получения груза от перевозчика. Существует несколько разновидностей маркировки:

- товарная маркировка, т.е. обозначения, необходимые для адресата-получателя груза: наименование грузополучателя и отправителя (или заменяющие их условные знаки), вес нетто и брутто, номер контракта, номер данного места;

- грузовая маркировка, под которой понимаются сведения, необходимые транспортной организации, перевозящей груз: наименование стран и пунктов отправления и назначения, маршрут при перегрузках;

- транспортная маркировка - обозначения, необходимые во время перевозки: номера вагонов и люков, номер транса (внутреннего номера партии), название судна и др. (эти обозначения в отличие от других делаются не грузоотправителем, а транспортной организацией, принявшей груз к перевозке);

- специальная маркировка, т.е. обозначения, указывающие, как надо обращаться с товаром во время его перевозки, погрузки-разгрузки, хранения.

Такие виды маркировки, как специальная и товарная маркировка обычно обеспечиваются клиентом.

Иностранные правовые системы также уделяют внимание вопросам маркировки при осуществлении транспортно-экспедиционной деятельности. Так, во Всеобщих немецких экспедиторских условиях предусматриваются нормы, регулирующие вопросы, связанные с упаковкой и маркировкой, в соответствии с которыми обязанность по упаковке и маркировке возлагается не на экспедитора, а в императивном порядке - на заказчика (клиента).

При перечислении дополнительных услуг, оказываемых экспедитором, законодатель выделяет такую услугу как выполнение таможенных и иных формальностей. В связи с увеличением объема международных перевозок грузов значение таможенного оформления при осуществлении транспортно-экспедиционной деятельности возросло, и в Законе о транспортно-экспедиционной деятельности оформление документов для таможенных целей вошло составной частью в легальное определение понятия «транспортно-экспедиционная деятельность».

Таможенное оформление товаров является сложным и трудоемким процессом. При организации международной перевозки экспедитор должен знать многие вопросы в области таможенного регулирования, например, код товара по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), знать, какие меры нетарифного регулирования применяются к данному товару, иметь различные лицензии, сертификаты; знать, какие меры тарифного регулирования (таможенные пошлины, НДС, акцизы) будут применяться к товару. Экспедитор может принимать на себя обязательство по подбору таможенного кода товара, который определяет, какие документы требуются для таможенного оформления товара (лицензии, сертификаты: самые распространенные из них ветеринарный и санитарный сертификат и т.д.), по составлению грузовой таможенной декларации.

Экспедитор должен знать специфику при экспорте определенных товаров, например, сырья, художественных ценностей. Существуют и другие группы товаров, при экспорте которых существуют определенные правила, подлежащие учету экспедитором при транспортно-экспедиционном обслуживании клиента.

Отмечая сложность таможенного оформления, еще дореволюционные авторы указывали, что выполнение таможенных формальностей требует от отправителя товара детального знакомства с таможенным уставом и со всеми подробностями таможенной манипуляции и для непосвященного в эти дела купца, выгодно поручить очистку пошлиной своих товаров специальному посреднику-поверенному. Также отмечалось, что сложность таможенного досмотра является причиной образования особого класса людей - таможенных ходатаев или частных экспедиторов, занятия которых состояло в посредничестве между товаровладельцами и таможенными учреждениями.

В настоящее время, как уже было отмечено, законодатель пошел по пути признания услуг по таможенному оформлению в качестве одного из основных юридических действий, составляющих транспортно-экспедиционную деятельность. Данное положение приближает российское законодательство к позиции европейских стран. Так, например, в Германии при подаче заказчиком экспедитору заявки на отправку товара в место назначения услугами, которые при этом автоматически осуществляются экспедитором, являются услуги по выполнению необходимых таможенных формальностей и по уплате таможенных сборов, если, конечно, без таможенного оформления перевозка до места назначения не выполнима.

Выполняя предусмотренную договором транспортной экспедиции обязанность по таможенному оформлению товаров, экспедитор может возложить исполнение данной обязанности на третье лицо - таможенного брокера. Федеральная таможенная служба в Письме от 31.08.2004г. «О декларанте товаров» пояснила, что предусмотренная Законом о транспортно-экспедиционной деятельности возможность выполнения экспедитором в качестве дополнительных услуг таможенных и иных формальностей может быть реализована при получении экспедитором статуса таможенного брокера (представителя). Федеральная таможенная служба считает, что договор транспортной экспедиции, предусматривающий оказание российским экспедитором услуг по оформлению документов для таможенных целей, не может рассматриваться в качестве достаточного основания для наделения его статусом декларанта. Обоснованием невозможности выступления экспедитора в качестве декларанта служит то, что экспедитор не является лицом, правомочным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации распоряжаться товарами на таможенной территории РФ. Одновременно в Письме отмечается, что владелец склада временного хранения может воспользоваться полномочиями декларанта, так как Гражданским кодексом предусмотрено, что при неисполнении поклажедателем своей обязанности взять обратно вещь, переданную на хранение, в том числе при его уклонении от получения вещи, хранитель вправе, если иное не предусмотрено договором хранения, после письменного предупреждения поклажедателя самостоятельно продать вещь. Продажа вещи, согласно Письму Федеральной таможенной службы, является распоряжением товаром, и хранитель наделен таким правом в силу закона. Однако, в соответствии с Законом о транспортно-экспедиционной деятельности экспедитору также может быть предоставлено право удержания груза, которое наделяет экспедитора правомочием на получение удовлетворения своих требований из стоимости удерживаемой им вещи в объеме и порядке, предусмотренных для удовлетворения требований, обеспеченных залогом (ст. 360 ГК РФ). Соответственно, экспедитор наравне с хранителем должен быть наделен правомочием являться декларантом товаров. Хотелось бы отметить, что ведомственные нормативные акты не должны строить искусственных препятствий при осуществлении экспедитором услуг по организации перевозки грузов, которые ведут к необоснованному усложнению процесса транспортировки груза в место назначения.

Деятельность экспедитора, являющегося таможенным брокером, заключается в совершении от имени декларанта или заинтересованных лиц по их поручению таможенных операций в соответствии с Таможенным кодексом РФ. При совершении таможенных операций таможенный брокер обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает таможенного брокера представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами (ст. 143 ТК РФ), частности, правами по декларированию товаров и транспортных средств; представлению таможенному органу Российской Федерации документов и дополнительных сведений, необходимых для таможенных целей; предъявлению декларируемых товаров и транспортных средств; обеспечению уплаты таможенных платежей и иных платежей, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации, в отношении декларируемых товаров и транспортных средств; совершению иных действий, необходимых для таможенного оформления и таможенного контроля, в качестве лица, обладающего полномочиями в отношении декларируемых товаров и транспортных средств.

Для облегчения доставки груза из одного государства в другое, когда по пути груз пересекает границы нескольких государств, в Европе были приняты меры по разработке единообразных международных систем таможенного контроля. Так, например, существует система международного таможенного транзита, или иначе система МДП, которая была регламентирована Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП от 14 января 1975г. Конвенция предусматривает возможность перевозок в автомобилях и контейнерах под таможенными печатями и пломбами таможни страны отправления до таможни страны назначения, как правило, без таможенного досмотра на границах при использовании книжки МДП. В результате применения этих документов повышается оперативность перевозок, сокращаются транспортные расходы. Согласно Конвенции при перевозке грузов с применением книжки МДП таможенным органам не рекомендуется требовать специальный таможенный документ или какие-либо гарантии на временный ввоз на территорию данной страны автотранспортного средства или контейнера.

Таможенные правила меняются, поэтому экспедитору необходимо постоянно следить за всеми изменениями, иначе неготовность экспортера к таможенному оформлению или импортера к таможенной очистке товара из-за новых правил может привести к значительным убыткам.

Следующая важная обязанность экспедитора - это осуществление расчетов с перевозчиком и иными участниками гражданского оборота, с которыми экспедитор вступает в правоотношения при организации перевозки груза. Указанная услуга, рассматриваемая в литературе в качестве услуги юридического характера, включена Гражданским кодексом в группу дополнительных услуг, и именуется как «уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента».

В Государственном стандарте Российской Федерации «Экспедиторские услуги на железнодорожном транспорте, перечисляются такие «платежно-финансовые услуги», оказываемые экспедитором, как оформление и оплата провозных платежей, сборов и штрафов; проведение расчетных операций за перевозку и перевалку грузов с отдельными станциями, портами и пристанями, за проведение погрузочно-разгрузочных и иных работ, выполняемых в начальных, перевалочных и конечных пунктах (п.4.1.7). Помимо перечисленных в Стандарте, экспедитор также осуществляет расчеты по переборам и недоборам провозной платы и сборов, выплаты за хранение, за таможенное оформление грузов, за подачу, очистку перевозочных средств, переадресовку грузов, уплату штрафных санкций своим контрагентам, а также органам государственной власти.

Расчет за перевозку на практике часто считают равнозначным понятию «раскредитование документов». В юридической литературе отмечается, что действительно, одним из условий раскредитования является оплата экспедитором провозных платежей и сборов, но раскредитование также выполняет функцию подтверждения факта прибытия груза на станцию (порт) назначения, подтверждение факта оплаты провозных платежей и сборов, что влечет за собой право экспедитора-грузополучателя вывезти груз с территории станции (порта). Раскредитование документов не означает момента перехода права владения на груз, такой момент наступает при фактической передаче груза весовщиком железной дороги представителю транспортно-экспедиционной организации или шоферу-экспедитору.

Экспедитор осуществляет расчетные функции не только в процессе исполнения договора транспортной экспедиции по организации доставки груза или в процессе исполнения договора транспортной экспедиции по отправлению груза. Расчеты могут быть и на промежуточной, и на заключительной стадии транспортного процесса, например, при недоплате денежных средств за перевозку, при оплате погрузки-разгрузки, хранения груза.

Интересно отметить, что в начале двадцатого века транспортно-экспедиционные предприятия оказывали свои клиентам и такие услуги, как «сдача груза адресату частями с получением за счет отправителя любых сумм за каждую часть отдельно, получение векселей с адресатов при сдаче им груза, получение денег по векселю и всякие инкассовые операции».

Другой обязанностью экспедитора, обычно предусматриваемой в любой разновидности договора транспортной экспедиции, является обязанность экспедитора по предоставлению определенной информации, связанной с перевозкой груза.

Как отмечает В.И. Жуков, надлежаще поставленный процесс предоставления информации является одним из средств, обеспечивающих координацию транспортной работы. Своевременная информация способствует ускорению грузооборота, предупреждению сверхнормативных скоплений грузов на складских территориях; информационные действия обеспечивают оперативное планирование автомобильных перевозок. Полный комплекс транспортно-экспедиционного обслуживания немыслим без информации. Информационные услуги экспедитора важны как в случаях, когда экспедитор взял на себя обязанность по транспортно-экспедиционному обеспечению доставки груза «от двери до двери», так и тогда, когда экспедитор осуществляет отправку или получение груза.

В Гражданском кодексе Российской Федерации нет прямого упоминания об услуге экспедитора по предоставлению клиенту информации. Информационные услуги экспедитора, тем не менее, можно отнести к той группе дополнительных услуг, которые Кодекс именует «иные операции и услуги, необходимые для доставки груза».

Перечень информационных услуг, которые экспедитор может оказывать клиенту в процессе транспортно-экспедиционной деятельности, находит свое закрепление в различных актах. Так, Государственный стандарт Российской Федерации «Экспедиторские услуги на железнодорожном транспорте» устанавливает следующие информационные услуги, оказываемые экспедитором: уведомление грузополучателей об отправке грузов в их адрес; уведомление о продвижении грузов и подходе к станции назначения; слежение за продвижением груза от станции отправления до станции назначения; уведомление грузополучателя и грузоотправителя о подходе груженого и порожнего автотранспорта; уведомление грузоотправителя о выдаче груза грузополучателю; уведомление грузоотправителя и грузополучателя о прибытии грузов в порт; уведомление о погрузке груза на борт судна и прибытии к месту назначения (п.4.1.4).

Подчеркивая важную роль информации при осуществлении сторонами своих обязательств, Стандарт, при установлении требований к экспедиторским услугам, к их качеству, говорит об информативности экспедиторских услуг, под которой понимается предоставление грузоотправителям и грузополучателям не только информации о движении груза на различных стадиях транспортного процесса, но и нормативную информацию, в частности, правила и условия перевозки грузов на железнодорожном и других видах транспорта; нормативные и технические документы, касающиеся взаимоотношений сторон договора транспортной экспедиции; сведения о тарифах и ценах на оказываемые виды услуг на железных дорогах России; другие сведения, относящиеся к организации и осуществлению перевозок грузов железнодорожным транспортом общего пользования (п. 5.7.7) Предоставление подобной (нормативной) информации практиковалось и до революции: так, Временные правила для агентов-экспедиторов Юго-Западных железных дорог устанавливали, что экспедиторы при выполнении таможенных операций и услуг «должны прилагать все усилия к своевременному разъяснению заинтересованным лицам условий досмотра товара, очистки его пошлиной, а равно ознакомлению с изменениями таможенного тарифа; они обязаны сообщать им те ограничения и облегчения всякого рода, какие правительством предприняты... бесплатно».

В соответствии с договором транспортной экспедиции экспедитор может быть обязан предоставлять клиенту самую разнообразную информацию, например, извещать клиента о произведенной экспедитором работе, оказанных услугах, сообщать данные о реализации суточных, декадных заявок клиента (этот вид информации наиболее распространен в договорах об организации транспортно-экспедиционного обслуживания перевозок грузов). Экспедитор может представлять клиенту информацию о времени доставки контейнеров под загрузку; о наличии грузов клиента, хранящихся на территории станции (порта), информировать третьих лиц о движении груза и т.д.

В Федеральном законе «О транспортно-экспедиционной деятельности» появилась норма, относящаяся к обязанности экспедитора предъявлять клиенту до заключения договора экспедиции информацию, которая обеспечивает правильный выбор клиентом соответствующего исполнителя услуг. Так, пункт 3 статьи 4 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности устанавливает, что экспедитор, оказывающий услуги клиенту для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности, обязан предоставить по его требованию информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей. В соответствии с законодательством о защите прав потребителей экспедитор должен предоставить клиенту-потребителю, во-первых, информацию о себе, в частности, о своем фирменном наименовании, месте нахождении, государственной регистрации, если деятельность, осуществляемая исполнителем подлежит лицензированию, потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроке ее действия, а также информация об органе, выдавшем эту лицензию (ст.9 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Во-вторых, экспедитор должен предоставить необходимую и достоверную информацию об оказываемых им услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Законодатель устанавливает требования к информации, в частности, информация должна содержать обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать услуги, сведения о цене услуг, о сертификации услуг, подлежащих обязательной сертификации и т.д. (ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Следующим видом информации, которую экспедитор в императивном порядке обязан предоставить клиенту в соответствии с Законом о транспортно-экспедиционной деятельности, является информация, связанная с повреждением, утратой, порчей груза и его задержкой, а также иная информация, которая связана с необходимостью получить указания клиента относительно дальнейших действий экспедитора. Указанный вид информации характеризуется тем, что предоставление подобных сведений инициирует процесс взаимодействия экспедитора и клиента по поводу определенных изменений (дополнений) в деятельности, осуществляемой экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции.

Стороны могут установить требования к порядку предоставления экспедитором информации, например, определить срок и способы ее предоставления, установить перечень необходимых сведений, подлежащих передаче клиенту. Так, при осуществлении перевозок в контейнерах на основании заявки клиента экспедитор завозит контейнеры на станцию, сдает их перевозчику и в течение определенного времени с момента отправки извещает об этом клиента, указывая название пункта отправления и пункта назначения, дату отгрузки, количество отгруженных контейнеров, индексы и номера контейнеров, что может быть важно для клиента, как для стороны, обязанной предоставлять контрагенту подобную информацию по другому договору -договору купли-продажи.

Информативность экспедиционных услуг является одним из показателей их качества. Закон о транспортно-экспедиционной деятельности устанавливает, что требования к качеству экспедиционных услуг должны содержаться в утвержденных Правительством РФ Правилах транспортно-экспедиционной деятельности. Как отмечает Я.Е. Парций, требования к качеству практически сводятся к выполнению или невыполнению (ненадлежащему выполнению) экспедитором принятых на себя по договору обязательств и специфика экспедиционных услуг не позволяет говорить об их качестве в обычном значении этого слова; упоминаемые же в федеральном законе Правила транспортно-экспедиционной деятельности, утверждаемые Правительством Российской Федерации и содержащие требования к качеству экспедиционных услуг, приведут к противоречию с Федеральным законом «О техническом регулировании», который не допускает установления на услуги обязательных требований к их качеству. Я.Е. Парций отмечает, что согласно Закону «О техническом регулировании» обязательные требования к услугам как таковым не устанавливаются, требования устанавливаются к продукции и к некоторым процессам, связанным с нею, в частности, к процессу перевозки и что требования к услугам могут устанавливаться в национальных стандартах, принимаемых национальным органом по стандартизации, и подлежат применению только на добровольной основе.

Федеральный закон «О техническом регулировании» устанавливает, что обязательные требования применяются к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; требования на добровольной основе применяются к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ и оказанию услуг. Закон «О техническом регулировании» устанавливает, что требования к выполнению работ и оказанию услуг применяются на добровольной основе, однако, закон предусматривает возможность существования обязательных требований при осуществлении хранения и перевозки, которые, несомненно, являются услугами. Кроме того, по договору транспортной экспедиции экспедитор может осуществлять хранение и перевозку, требования к которым в свою очередь могут являться обязательными.

Если экспедитор, действуя в соответствии с договором транспортной экспедиции, заключает договоры не от собственного имени, а от имени клиента, то у экспедитора появляется обязанность представить клиенту оригиналы указанных договоров, что вполне естественно, так как договоры, в которых одной из сторон является клиент, должны находиться у клиента. Законодатель устанавливает срок для передачи договоров клиенту: заключенные экспедитором от имени клиента оригиналы договоров должны быть предоставлены клиенту при приеме груза экспедитором (п.4 ст.4 Закона) -указанный срок является императивным. На практике возможны ситуации, когда экспедитору в дальнейшем, в процессе транспортно-экспедиционного обслуживания соответствующего груза, будут необходимы оригиналы договоров, заключенных экспедитором от имени клиента. В данном случае передача экспедитору документов, необходимых для исполнения экспедитором обязанностей по договору транспортной экспедиции, уже является обязанностью клиента, предусмотренной как Гражданским кодексом, так и Законом о транспортно-экспедиционной деятельности. Экспедитор должен предоставить клиенту при приеме груза договоры, заключенные экспедитором в период с момента вступления в силу договора транспортной экспедиции и до момента принятия груза от клиента, но многие договоры заключаются экспедитором после такой приемки груза: так, во исполнение договора транспортной экспедиции по отправлению или по организации доставки груза экспедитор заключает договор перевозки при передаче груза перевозчику. Рассматриваемая норма Закона не регулирует вопрос о времени исполнения обязательства по передаче договоров, заключенных экспедитором после принятия груза от клиента. Исходя из общих норм Гражданского кодекса (ст.314), должен применяться разумный срок, определяемый в каждой конкретной ситуации.

Договором транспортной экспедиции на экспедитора может быть возложена обязанность по страхованию груза. Услуги по страхованию груза, также как и информационные услуги экспедитора, прямо не указаны в Гражданском кодексе Российской Федерации в перечне дополнительных услуг, осуществляемых экспедитором. Закон о транспортно-экспедиционной деятельности при рассмотрении обязанностей экспедитора предусматривает, что экспедитор не имеет права заключать от имени клиента договор страхования груза, если это прямо не предусмотрено договором транспортной экспедиции (п.5. ст.4).

Заключив договор страхования, экспедитор должен передать клиенту (указанному им лицу) страховой полис или иное доказательство заключения договора страхования. Как было отмечено, Закон предусматривает, что экспедитор не имеет права заключать от имени клиента договор страхования груза, если это прямо не предусмотрено договором транспортной экспедиции, следовательно, совершение действий от имени клиента при заключении экспедитором договора страхования груза требует обязательного наличия полномочий для подобного представительства в договоре экспедиций. Однако, представляется, что и при отсутствии в договоре транспортной экспедиции обязанности экспедитора заключить от имени клиента договор страхования груза, тем не менее, договор страхования может быть заключен, если в доверенности, выданной экспедитору клиентом, предусматривается подобное полномочие. В рассматриваемом случае: при отсутствии в договоре транспортной экспедиции условия о заключении экспедитором договора страхования и при наличии такого полномочия в доверенности, выданной клиентом экспедитору, экспедитор вправе, но не обязан заключить договор страхования, так как в договоре транспортной экспедиции обязанность по совершению такой дополнительной услуги не была согласована сторонами.

На практике экспедитор по-разному взаимодействует со страховщиком. Экспедитор может выступать в качестве агента страховщика и аккумулировать страховые взносы на своем расчетном счете с удержанием части агентского вознаграждения. При этом между экспедитором и страховщиком заключается агентский договор. Взаимодействие экспедитора и страховщика может осуществляться и посредством оформления страховых полисов непосредственно в страховой компании. Задача экспедитора заключается в том, чтобы убедить клиента застраховать груз в определенной страховой компании. Возможно также страхование, осуществляемое непосредственно экспедитором в пользу клиента. Здесь страхователем выступает экспедитор, а договор страхования заключается в пользу выгодоприобретателей, которыми могут быть грузовладельцы и иные лица, имеющие интерес в сохранности грузов.

В соответствии со Всеобщими немецкими экспедиторскими условиями, для осуществления экспедитором страхования также необходимо наличие между экспедитором и заказчиком письменного соглашения, в котором обязательно должна быть указана страховая сумма и покрытые риски. При сомнении, неясности по поводу страховой суммы и покрытых рисков на экспедитора возлагается обязанность определить вид и объем страхования по своему профессиональному усмотрению и застраховать груз на обычных рыночных условиях. Если в договоре страхования экспедитор выступает в качестве страхователя, то он по желанию заказчика имеет право самостоятельно предъявлять требования к страховщику. На основании особого заказа, за счет и на риск заказчика, экспедитор, согласно Всеобщим немецким экспедиторским условиям, обязан предъявлять по договору страхования претензии к страховщику.

Всеобщие немецкие экспедиторские условия рассматривают страхование в качестве необязательной услуги при осуществлении транспортно-экспедиционной деятельности, которая (услуга по страхованию) осуществляется по дополнительному соглашению сторон, и поэтому Условия предусматривают, что «за осуществление страхования, взыскание суммы возмещения и прочие виды деятельности при оформлении страховых случаев и аварий экспедитору причитается особое вознаграждение наряду с возмещением расходов».

Выполнение экспедитором действий, предусмотренных договором страхования, имеет важное значение при получении груза, так как часто именно в момент получения выявляется недостача, повреждение (порча) груза, и поэтому экспедитор должен выполнить все необходимые действия, предусмотренные договором страхования для того, чтобы страхователь (выгодоприобретатель) имел возможность получить страховое возмещение. В договоре экспедиции стороны должны четко определить обязанности экспедитора (если не он, а клиент является страхователем по договору страхования) в случае выявления недостачи или повреждения (порчи) груза при его передаче перевозчиком. В противном случае экспедитор должен совершить только те действия, которые предусмотрены соответствующим транспортным уставом (кодексом) для установления и документального оформления факта неисполнения или ненадлежащего исполнения договора перевозки.

По договору транспортной экспедиции экспедитор осуществляет завоз-вывоз груза. Услуги по завозу-вывозу груза - это услуги по доставке грузов от склада грузоотправителя до железнодорожной станции (порта) отправления и от железнодорожной станции (порта) назначения до склада грузополучателя своим автомобильным транспортом или транспортом других организаций, выполняющих указанные услуги на основе договора. При завозе груза экспедитор оформляет документы и осуществляет сдачу груза основному перевозчику. При вывозе груза экспедитор осуществляет раскредитование документов и получает груз от основного перевозчика. Если сторонами заключен договор транспортной экспедиции по организации доставки, то экспедитор осуществляет как завоз груза на станции железных дорог, в порты (пристани) и аэропорты, так и вывоз груза со станций железных дорог, из портов (пристаней) и аэропортов.

По договору транспортной экспедиции экспедитор обязан обеспечить правовую защиту интересов клиента. Данная обязанность неизменно присутствует при осуществлении транспортно-экспедиционной деятельности. Так, еще Временные правила для агентов-экспедиторов Юго-Западных железных дорог устанавливали, что «при исполнении обязанностей по таможенному осмотру и экспедиции грузов, агенты обязаны всеми способами защищать интересы клиентов с такою же энергией и рвением, как бы поступали они при защите своих личных интересов или пользы общества, делать протесты по поводу неправильного применения таможенного тарифа, подавать апелляции и кассации в надлежащие высшие правительственные учреждения». В.И. Жуков отмечал, что «обеспечить правовые интересы клиента - это значит совершить такие юридические действия, которые предупредили бы возможные убытки клиента, вытекающие из перевозки, и освободили бы его от обязанности защищать свои интересы перед третьими лицами». Х.И. Шварц под таким действием юридического характера, как правовое обеспечение интересов клиентуры подразумевал «предъявление к перевозчику требований о составлении в интересах клиентов коммерческих и иных актов; организацию в необходимых случаях экспертизы; предъявление претензий и исков». Ни Гражданский кодекс, ни Закон о транспортно-экспедиционной деятельности не упоминают об услуге экспедитора по обеспечению правовой защиты интересов клиента, но часто указанная услуга является необходимым условием для надлежащего исполнения экспедитором других транспортно-экспедиционных услуг. Многие меры по обеспечению правовой защиты клиента экспедитор должен принимать и при отсутствии в договоре транспортной экспедиции прямого указания на подобную обязанность: так, например, если при получении груза от перевозчика при проверке состояния груза, его массы, количества мест обнаружены недостача, повреждение (порча) груза, экспедитор должен получить от перевозчика коммерческий акт. В договоре стороны могут также предусмотреть и такие действия экспедитора по правовой защите интересов клиента, которые экспедитор выполняет лишь при наличии соглашения сторон и выданной на основе этого доверенности экспедитору. Так, экспедитор в качестве дополнительной услуги может предъявлять иски к страховщику по договору страхования, заключенному клиентом.

На практике также встречаются ситуации, когда принятие на себя экспедитором одних обязанностей подразумевает и необходимость выполнения иных действий, прямо не предусмотренных договором. Так, арбитражный суд г. Москвы, рассматривая спор в связи с договором транспортной экспедиции, пришел к выводу, что принятие экспедитором на себя обязанности по организации оформления всех необходимых документов, в частности таможенных документов, для перемещения груза на территории порта, а также организацию вывоза груза автотранспортом и оформление автотранспортных накладных, подразумевало и возложение на экспедитора действий по проверке количества груза, его состояния и т.д. Экспедитор, не проверивший количества груза, его состояние и т.д., несет ответственность, связанную с недостоверностью указанных в перевозочных документах сведений.

Для осуществления быстрой, качественной доставки груза на экспедитора может быть возложено осуществление (организация осуществления) работ по подготовке и дополнительному оборудованию подвижного состава, осуществление очистки вагонов и контейнеров от остатков грузов и их промывки; обеспечение грузоотправителей средствами пакетирования; оборудование вагонов необходимыми для перевозки и погрузки устройствами и материалами. В договоре транспортной экспедиции на экспедитора может быть возложена обязанность сопровождать груз в пути, т.е. охранять его от возможных хищений, а также порчи. При этом экспедитор следит за положением груза в транспортном средстве, его креплением, состоянием тары, учитывает дорожные и климатические условия.

В случае необходимости на экспедитора могут быть возложены обязанности по осуществлению иных услуг - в зависимости от условий каждой конкретной перевозки, от требований клиента, свойств груза, законодательных предписаний и т.п.

Рассматривая вопрос о правах экспедитора, следует заметить, что в Гражданском кодексе прямо закреплены отдельные правомочия экспедитора: право экспедитора не приступать к исполнению соответствующих обязанностей до предоставления клиентом необходимой информации, право экспедитора привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц и право сторон отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом другую сторону в разумный срок.

Остальные права экспедитора можно установить исходя из обязанностей клиента, в частности, право экспедитора на получение вознаграждения и право на возмещение расходов клиентом.

Закон о транспортно-экспедиционной деятельности пополнил список прав экспедитора. Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона экспедитор вправе отступать от указаний клиента, если только это необходимо в интересах клиента и экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить клиента в порядке, определенном договором, о его согласии на такое отступление или получить в течение суток ответ на свой запрос. Гражданский кодекс не содержит подобного императивного правила в отношении экспедитора. Похожие нормы существуют в Гражданском кодексе в главе 49, посвященной договору поручения (ст.973), и в главе 51, посвященной договору комиссии (ст.995). В нормах о договоре комиссии законодатель, устанавливая возможность отступления от указаний комитента, предусматривает, что комиссионеру, действующему в качестве предпринимателя, может быть представлено комитентом право отступать от указаний последнего без предварительного запроса, с последующим уведомлением о допущенных отступлениях (п.1 ст.995 ГК). Аналогичное право может быть предоставлено доверителем поверенному, действующему в качестве коммерческого представителя (п.Зст.973 ГК). Экспедитор безусловно является предпринимателем, так как «сам набор услуг, связанных с перевозкой грузов, которые экспедитор должен в соответствии с договором транспортной экспедиции выполнять для клиента, круг его обязанностей, а также тот факт, что указанные услуги оказываются клиенту за вознаграждение, не оставляют сомнения в том, что транспортно-экспедиционная деятельность представляет собой один из видов предпринимательской деятельности». Экспедитор поставлен в худшее положение по сравнению с комиссионером, осуществляющим предпринимательскую деятельность, или поверенным, действующим в качестве коммерческого представителя. Думается, что законодатель должен предоставить экспедитору и клиенту возможность предусматривать в договоре экспедиции правомочие экспедитора отступать от указаний клиента без предварительного запроса, с последующим уведомлением о допущенных отступлениях.

Обоснованием необходимости предварительного запроса клиента может служить то, что денежные отношения между клиентом и экспедитором, построенные по схеме: уплата вознаграждения плюс возмещение всех расходов, понесенных экспедитором в интересах клиента, требуют дополнительных гарантий для клиента, так как экспедитор не просто заключает договор перевозки, но также совершает множество иных операций, расходы по которым клиент должен возместить. Необходимость получения разрешения на отступление от указаний клиента, то есть в частности, необходимость получения согласия на совершение каких-либо дополнительных действий, является средством контроля со стороны клиента, позволяющим исключить возможность появления несогласованных расходов. Однако, законодательное требование о том, что экспедитор должен совершать действия, исходя из интересов клиента241, является достаточной гарантией против возможных злоупотреблений со стороны экспедитора.

Общие правила Союза экспедиторов Северных стран в вопросе получения предварительных инструкций от клиента различают две ситуации: во-первых, это случаи возникновения риска умаления ценности товара, риска ущерба для людей, собственности или окружающей среды; и, во-вторых, случаи непосредственной угрозы, исходящей от товара. При первом варианте экспедитор должен установить связь с клиентом, но не для того, чтобы получить от него инструкции, а с целью немедленного принятия клиентом своего товара. Во втором случае экспедитор может не направлять клиенту предварительное предупреждение, а сразу обезвредить или уничтожить товар.

Законодатель устанавливает обязанность клиента отреагировать на запрос экспедитора в суточный срок (ст. 4 Закона), при регулировании же договоров поручения и комиссии указывается, что запрашиваемое лицо должно дать ответ в разумный срок (ст.ст.973, 995 ГК). С одной стороны, Законом о транспортно-экспедиционной деятельности устраняется возможность споров относительного такого понятия как «разумность», с другой стороны, на практике возможны такие ситуации, когда разумным является реагирование на запрос в течение нескольких часов, однако, экспедитор обязан ждать ответ в течение суток, иначе его отступление от указаний клиента будет рассмотрено как нарушение установленной законом обязанности с последующим возложением на него имущественной ответственности. В целях устранения возможности подобной ответственности экспедитор вынужден будет ждать ответ в течение суток с последующим отнесением расходов, возникших в связи с соблюдением данного срока, на счет клиента. Возможны ситуации, когда клиент дает указания по истечении суток, и, тем не менее, это будет разумным сроком. Думается, что оптимальным будет установление законодательством обязанности клиента дать ответ в разумный срок, не устанавливая четкого временного промежутка в одни сутки.

Дача клиентом указаний на запрос не влечет их автоматического исполнения экспедитором. Роль экспедитора не сводится к роли стороны по договору, которой в одностороннем порядке ее контрагент дает необходимые для исполнения указания, в данном случае роль экспедитора активна. Если клиент в ответ на запрос дает неполные или неточные указания, либо указания, не соответствующие договору транспортной экспедиции, то экспедитор должен, если имеется такая возможность, уточнить указания клиента (п.1 ст.3 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности). При этом уточнении экспедитор может выходить за рамки установленного законодательством суточного срока для получения ответа от клиента на свой запрос. Во всяком случае, возможность для уточнения указаний - это оценочная категория и в каждом конкретном случае она определяется индивидуально, что вносит элемент случайности, неопределенности для обеих сторон.

Если экспедитор получает указания, которые не соответствуют договору транспортной экспедиции и не имеет возможности уточнить их, то экспедитор не следует указаниям клиента, но, руководствуясь интересами клиента, самостоятельно принимает решения (п.1 ст.З Закона). Термином «несоответствие договору» охватываются как случаи значительного несоответствия договору, например, клиент дает указания изменить маршрут и указывает иное место назначения, расположенное на большом расстоянии от прежнего (в этом случае экспедитор, руководствуясь интересами клиента, может не исполнять указания клиента, а, например, возвратить ему груз), так и случаи, когда несоответствие не столь существенно, например, если клиент указывает нового получателя, расположенного недалеко от прежнего. Кроме того, законодательно установленное требование об исполнении экспедитором указаний клиента, которые должны соответствовать договору, несколько непонятны, так как экспедитор изначально делает запрос клиенту в связи с необходимостью изменить условия договора транспортной экспедиции, и указания клиента направлены на такое изменение, что уже свидетельствует о несоответствии договору. Думается, законодатель имеет ввиду, что указания клиента должны, насколько это возможно в конкретной ситуации, соответствовать договору, так как полного соответствия договору быть не может.

Во Всеобщих немецких экспедиторских условиях, например, установлены следующие требования к указаниям клиента: они должны быть достаточны и выполнимы, в противном случае экспедитор может действовать в соответствии со своими профессиональными понятиями. Предоставление на выбор экспедитора права действовать в соответствии с указаниями заказчика или права действовать в соответствии со своими профессиональными понятиями ограничены применением общей нормы, сформулированной во Всеобщих немецких экспедиторских условиях, обязывающей экспедитора соблюдать интерес заказчика и осуществлять свою деятельность с тщательностью порядочного купца.

Исключением из правила о необходимости предварительного запроса на отступление от условий договора экспедиции является норма пункта 2 статьи 3 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности, согласно которой экспедитору предоставлено правомочие самостоятельно выбирать или изменять вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность перевозки груза различными видами транспорта, если договором транспортной экспедиции не предусмотрено иное. При выборе (изменении) вида транспорта, маршрута и последовательности перевозки экспедитор осуществляет логистическую функцию.

Логистика - это деятельность, связанная с наиболее эффективным и рациональным способом доставки груза. В России логистика возникла в начале 20 века, когда были изучены и обобщены выводы о наличии на транспорте зависимостей с точки зрения математической логики. На ее принципах были построены «модели» транспортного движения воинских частей, их обеспечения и снабжения. Практическое применение эти модели получили в ходе планирования и осуществления ряда кампаний русских армий в ходе первой мировой войны. В годы первых пятилеток на основе критериев транспортной логистики разрабатывались графики поставок грузов для важнейших строек, полярных и прочих экспедиций, а в годы Великой отечественной войны были организованы движения «фронтовых грузов» всеми видами транспорта. В конце 40-х годов логистика была признана символической, формалистической логикой, получившей преобладающее влияние в современной буржуазной философии, идеалистическим извращением математической логики, оторванной от опыта и практики, то же, что схоластика. Однако, в настоящее время логистика развивается как в России, так и во всем мире.

В научной литературе, как отечественной так и зарубежной, понятию «логистика» дается разная трактовка. Так, Совет логистического управления США определяет логистику как процесс планирования, осуществления и управления эффективным, экономичным передвижением и хранением сырьевых материалов, материальных ценностей, находящихся в производстве, готовых изделий и соответствующую информацию от пункта происхождения до пункта потребления для цели соответствия требованиям потребителя. В российской научной литературе логистика, в частности, определяется как мероприятия, связанные с доставкой груза покупателю в наиболее привлекательном виде и в наиболее удобное место, в т.ч. консолидация партий товара, его подработка, расфасовка. Основной задачей логистики является обеспечение экономичной и рациональной доставки товара, начиная от сырья и кончая готовым изделием, в требуемом количестве и в установленные сроки. В настоящее время развивается новая ветвь логистики - аналитическая, где разрабатываются новые маршруты и новые способы перевозки.

Экспедитор-логист решает две основные задачи - это минимизация затрат при достижении максимального объема перевозок либо сокращение срока перевозки также с сохранением максимального объема перевозки. В начале века самой выгодной перевозкой считалась перевозка по направлению наиболее дешевому. Так, Э.М. Бейлин отмечал, что «наивыгоднейшим направлением следует признать направление дешевейшее, т.е. то, по которому итог перевозной платы и дополнительных сборов подлежит взиманию в меньшем размере. Если по двум направлениям эти итоги одинаковы, то выбор направления зависит от усмотрения дороги отправления». Сегодня вторым основным показателем, характеризующим эффективную и оптимальную перевозку, является срок перевозки, имеющий значение для ускорения процесса товарооборота и, следовательно, для развития производства, получения дополнительной прибыли. Экспедитор должен обращать внимание на оба факта - экономичность и быстроту транспортировки.

Логистическая обязанность экспедитора особенно важна в транспортно-экспедиционном договоре по организации доставки груза, она влияет на качество предоставляемых транспортно-экспедиционных услуг, однако, договор экспедиции не может быть сведен к логистической функции экспедитора.

Если в транспортно-экспедиционном договоре по организации доставки груза предусмотрено лишь место назначения и правомочие экспедитора организовать доставку груза транспортом и по маршруту, избранному им самим, то экспедитор, руководствуясь интересами клиента, разрабатывает логистическую цепочку доставки груза. Интересно отметить, что в развитых странах, территория которых невелика, существуют стандартные маршруты доставки товара из одного места в другое: так, согласно Общим правилам Союза экспедиторов Северных стран при отсутствии между сторонами какой-либо специальной договоренности экспедитор оказывает услуги по договору при помощи общеупотребительных транспортных средств и путей.

Экспедитору предоставлено право в одностороннем порядке менять логистическую схему, а именно изменить вид транспорта, маршрут и последовательность перевозки, исходя из интересов клиента (п.1. ст. 3 Закона). Соответствие интересам клиента является критерием для позитивной оценки изменения логистической схемы договора. Интересы же клиента состоят в максимально быстрой доставке груза при минимальных затратах в данных конкретных обстоятельствах. Изменения вида транспорта, последовательности и маршрута перевозки обычно связаны с дополнительными расходами по транспортировке груза, которые ложатся на клиента. Для того, чтобы лишить возможности экспедитора пользоваться правомочием по изменению вышеперечисленных условий договора в одностороннем порядке, в договоре транспортной экспедиции может быть прямо сформулировано требование о необходимости получить согласие клиента при выборе или изменении вида транспорта, маршрута и последовательности перевозки.

В случае одностороннего изменения вида транспорта, маршрута и последовательности перевозки экспедитор обязан незамедлительно уведомить об этом клиента и сделать это в порядке, предусмотренном договором (п.2 ст.З Закона).

Следующим правомочием экспедитора, установленным Законом о транспортно-экспедиционной деятельности является право экспедитора, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им в интересах клиента расходов или до предоставления клиентом надлежащего обеспечения исполнения своих обязательств в части уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им расходов (п.З ст.З Закона). Груз традиционно рассматривался в качестве обеспечения исполнения обязательств по транспортным договорам: так, Временные правила для агентов-экспедиторов Юго-Западных железных дорог устанавливали, что «если совершение таможенных обрядностей сопряжено с производством каких бы то ни было расходов за счет товарохозяина авансом из средств Общества, то к экспедиции таких грузов агентство обязано приступать, если существует совершенная уверенность, что стоимость товара вполне обеспечивает авансируемую сумму».

Комментируя норму об удержании, установленную Законом о транспортно-экспедиционной деятельности, Б.Д. Завидов отмечает, что Закон «закладывает прогрессивные идеи о праве удержания». Точка зрения Б.Д. Завидова не совсем верна, так как формулировка правила об удержании в Законе о транспортно-экспедиционной деятельности позволяет говорить об ограничении правомочия на удержание, имеющегося у экспедитора, по сравнению с общими положениями Гражданского кодекса РФ.

В части первой Гражданского кодекса предусмотрен такой способ обеспечения исполнения обязательств как удержание. Согласно статье 359 ГК, «кредитор, у которого находится вещь, подлежащая передаче должнику или лицу, указанному должником, вправе в случае неисполнения обязательства по оплате этой вещи или возмещению кредитору связанных с ней издержек и других убытков удерживать ее до тех пор, пока соответствующее обязательство не будет исполнено. Удержанием вещи могут обеспечиваться также требования, хотя и не связанные с оплатой вещи или возмещением издержек на нее и других убытков, но возникшие из обязательства, стороны которого действуют как предприниматели». Руководствуясь статьей 359 Гражданского кодекса, экспедитор до принятия Закона о транспортно-экспедиционной деятельности имел право в любом случае удерживать груз для обеспечения своих требований по уплате вознаграждения и возмещению понесенных им расходов. После принятия Закона для реализации экспедитором права удержания необходимо наличие в договоре условия, прямо предусматривающего данное правомочие. Думается, что в Законе о транспортно-экспедиционной деятельности должна быть предусмотрена норма о праве экспедитора удерживать находящийся у него груз клиента-предпринимателя, если иное не установлено договором транспортной экспедиции.

При удержании клиент обязан возместить не только просроченное с его стороны встречное предоставление, но также и иные расходы, возникшие у экспедитора в связи с необходимостью обратиться к данному способу обеспечения исполнения обязательств. Кроме того, экспедитор, даже зная то, что он организует доставку скоропортящегося груза либо то, что в результате удержания возникнет порча груза, вправе обратиться к удержанию, тем самым принуждая клиента во избежание больших убытков надлежащим образом исполнять свои обязательства по уплате вознаграждения и возмещению понесенных экспедитором расходов. Как отмечается в литературе, «право удержания позволяет добросовестному экспедитору как-то экономически влиять на нерадивого клиента, понуждая исполнить взятое на себя обязательство».

В соответствии с Законом о транспортно-экспедиционной деятельности экспедитор, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, вправе удерживать груз до уплаты вознаграждения и возмещения расходов или до предоставления клиентом иного надлежащего обеспечения. Возможна ситуация, когда стороны, заключая договор экспедиции, предусмотрели, что уплата вознаграждения и возмещение расходов должны быть осуществлены до передачи груза экспедитору и предусмотрели возможность удержания груза, однако затем внесли изменения в договор экспедиции, связанные с уплатой вознаграждения и возмещением расходов после передачи груза получателю. Исходя из толкования пункта 3 статьи 3 Закона, наличие в договоре соответствующего условия об удержании позволяет экспедитору требовать передачи ему иного обеспечения, которое будет у экспедитора до тех пор, пока клиент не выполнит своих обязанностей по уплате вознаграждения и возмещению расходов.

Иные правовые системы также рассматривают груз, находящийся у экспедитора, в качестве средства обеспечения требований экспедитора. Так, Всеобщими немецкими экспедиторскими условиями установлено, что если при осуществлении экспедитором в процессе транспортной экспедиции хранения у экспедитора возникает обоснованное сомнение, обеспечены ли его претензии стоимостью груза, он вправе установить заказчику соответствующий срок, в течение которого заказчик должен позаботиться об обеспечении экспедитора либо о размещении иного груза по другой цене. В противном случае экспедитор вправе расторгнуть договор без соблюдения срока предварительного уведомления (ст. 15). Условиями также установлено, что экспедитор в отношении всех подлежащих и не подлежащих оплате требований, которые он предъявляет заказчику в связи с выполнением им экспедиционных услуг, имеет залоговое право в отношении находящихся в его распоряжении грузов или прочих ценностей. Правда, право залога применяется не во всех ситуациях, а только в тех, которые установлены Условиями, например, если имущественное положение должника ставит под угрозу выполнение требования экспедитора (ст.20).

В соответствии с пунктом 3 статьи 804 ГК РФ в случае непредоставления клиентом необходимой информации экспедитор вправе не приступать к исполнению соответствующих обязанностей до предоставления такой информации. Данное правило воспроизводится с небольшими изменениями и в Законе о транспортно-экспедиционной деятельности, согласно которому экспедитор вправе не приступать к исполнению обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, до представления клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей (п.4 ст.З). Как можно видеть, в Законе более детально изложен перечень информации, дополнительно упоминается о документах, хотя в Гражданском кодексе под информацией понимаются также и документы, так как в пункте 1 статьи 804 ГК РФ говорится о «документах и другой информации». Второе различие между двумя законодательными актами заключается в том, что, согласно Кодексу, непредоставление информации влечет право экспедитора не приступать к исполнению соответствующих обязанностей. Под соответствующими обязанностями можно понимать те обязанности, исполнение которых обусловлено информацией, неполученной от клиента. В соответствии с Законом, при непредставлении необходимой информации экспедитору предоставляется право вообще не приступать к исполнению своих обязанностей по договору транспортной экспедиции. Думается, что позиция Закона о транспортно-экспедиционной деятельности правильная, так как непредоставление клиентом какого-либо документа о грузе может повлечь значительные убытки, а иногда и невозможность осуществления транспортно-экспедиционной деятельности, особенно, при международных перевозках. И для того, чтобы обезопасить себя от значительных убытков, экспедитор может вообще не приступать к исполнению договора экспедиции.

Законом о транспортно-экспедиционной деятельности экспедитору предоставлено право проверять достоверность представленных клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции (п.5 ст.З). Гражданский кодекс не содержит подобной статьи. Норма Закона направлена на защиту интересов экспедитора, который может пострадать из-за ложных или неточных сведений, например, при взаимодействии с государственными органами. Одновременно нужно отметить, что проверка достоверности предоставленной клиентом информации является правом, а не обязанностью экспедитора, и если экспедитор не воспользовался указанным правом, то он не может быть привлечен к ответственности за возможные убытки, возникшие вследствие отсутствия проверки экспедитором достоверности информации.

Аналогично рассматривается вопрос о проверке предоставленной клиентом информации и иными правопорядками. Так, в соответствии с Всеобщими немецкими экспедиторскими условиями экспедитор не обязан проверять или дополнять информацию о грузе, его свойствах, количестве, виде и содержимом грузовых мест.

В заключение хотелось бы отметить, что перечень возлагаемых на экспедитора обязанностей и предоставляемых ему прав варьируется в зависимости от вида договора, от вида транспорта, с помощью которого осуществляется перевозка, от свойств груза, от продолжительности действия договора транспортной экспедиции, от требований законодательства и от многих других условий.

Экспедитор часто играет роль организатора согласованной работы различных участников гражданского оборота - товарных складов, стивидорных, терминальных, тальманских компаний, перевозчиков, таможенных брокеров, страховщиков. При этом клиент не вступает в многочисленные и сложные правоотношения с участниками транспортного процесса, клиенту противостоит один обязанный субъект - экспедитор, организующий и координирующий весь процесс транспортировки.

 

Автор: Морозова Н.В.