01.06.2011 11901

Колония-поселение как вид исправительного учреждения в истории российского законодательства (статья)

 

Ныне функционирующий в рамках уголовно-исполнительной системы России институт колоний-поселений не является принципиально новым. В современном виде он был учрежден в 1963 г.. Однако истоки колонии-поселения как государственного учреждения, предназначенного для исполнения наказания в виде лишения свободы, уходят далеко вглубь правовой истории нашей страны и связываются с наказанием в виде ссылки. В этой связи И.В. Шмаров отмечал, что «колонии-поселения являются местами лишения свободы с правилами режима, внешне во многом напоминающие ссылку». Так, к концу XVII в. Московское государство уже имело специальный аппарат по исполнению ссылки. В дальнейшем, в эпоху Петра 1, ссылка как наказание не фигурирует в систематизированных нормативно-правовых актах, тем не менее она применялась. По утверждению И.Я.Фойницкого, вследствие иноземного влияния предпринимались попытки ее отмены (в 1703 году, а в дальнейшем в 1773,1840 и 1879 годах), однако «ссылка не только не прекращается, но даже получает большее развитие, поскольку практические потребности, вызванные, с одной стороны, недостатком мест заключения, а с другой, необходимостью заселения отдаленных окраин, оказывается могущественнее иноземных влияний», и, в частности, в 1719 году появляется кавказская ссылка. Продолжает существовать и ссылка для раскольников, хотя она в тот период приходит едва ли не к упадку в связи с тем, что «правительство, занятое коренными вопросами у центра, меньше и меньше уделяет внимания окраинам».

В литературе справедливо указывается, что тем самым было дано начало еще одной разновидности ссылки - ссылки на поселение. Подчеркнем здесь еще то обстоятельство, что впервые законодатель столь четко использует термин «поселение» - именно этот термин станет в дальнейшем словообразующим для обозначения колоний-поселений. В 1736 г. ссылка на поселение несколько дифференцируется - государство предоставило владельцам заводов и фабрик «невоздержанных и ни к какому учению не прилежных» посадских людей отправлять в ссылку «в дальние города или на Камчатку, чтобы другим был страх», то есть появилась ссылка на поселение в посад. Некоторым образом меняется исполнение ссылки. Как уже отмечалось, по Указу 1753 года смертная казнь заменялась вечной ссылкой (с обязательными работами), которая все более сближалась по условиям отбывания с вечной каторгой. Происходит также разделение ссылки на 1) ссылку как уголовное наказание (в каторжные работы, на поселение) и 2) ссылку как меру административную (на житье). Ссылка на поселение рассматривается нами как вид лишения свободы, именно он сходен с современным исправительным учреждением в виде колоний-поселений, который, собственно, и имеет прообразом ссылку на поселение XVIII века.

С принятием Устава о ссыльных 1822 г. ссылка почти окончательно сформировалась и стала самым массовым средством подавления и насилия в руках самодержавия. Здесь нужно отметить, что из самого названия закона видно, что он регулирует вопросы, связанные лишь с одной, хотя и существенной, разновидностью лишения свободы как уголовного наказания - ссылки. Ссылка разделялась на два вида: ссылка в каторжные работы и ссылка на поселение (ст.1 Устава о ссыльных). Поселения предусматривались двух родов: приселение к деревням старожилов; заведение новых селений за счет казны. В местах поселения осужденные имели достаточно большую свободу действий. Основные ограничения касались свободы передвижения за пределами мест поселения. Им полагались значительные льготы по налогообложению. Лицам, сосланным на поселение с лишением всех видов состояния, по истечении десяти лет дозволялось причисляться в крестьяне. Отдельно решались вопросы в отношении ссыльных евреев и скопцов. В целом условия отбывания ссылки на поселение сходны по содержанию частично со ссылкой и частично с колониями-поселениями советского периода. Уставом о ссыльных выделяются значительные по объему главы о браках и «семействах» ссыльных (ст. 179-214) и «об имуществах» ссыльных (ст.215-228), где регулируется правовое положение членов семей осужденных к ссылке в каторжные работы и на поселение, а также вопросы владения, использования и распоряжения собственностью осужденных.

В дальнейшем развитие ссылки на поселение как наказания развивалась следующим образом. В 1835 году Николай I выступил с предложением рассмотреть вопрос о полной отмене ссылки в Сибирь, но пятилетнее обсуждение этой проблемы ни к чему не привело. В 1840 г. Государственный совет высказался за полное сохранение ссылочной системы, указав, правда, на необходимость навести в ней порядок. Реформы 60-х годов XIX века также внесли свой вклад в перечень реформ, пережитых сибирской ссылкой. Так, была окончательно ликвидирована практика ссылки крестьян в Сибирь по воле помещиков, в 1865 году была существенно ограничена административная ссылка по приговорам сельских и мещанских обществ. Позднейшее законодательство вновь отменило эти ограничения, и различные административные органы, имевшие право отправлять в ссылку без судебного разбирательства, а также суды, продолжали высылать в Сибирь большие группы ссыльных. Работавшая в 1871-1872 гг. Комиссия для пересмотра второй главы «Уложения о наказаниях» предложила исключить ссылку из числа репрессий за общеуголовные преступления, но не получила поддержки Государственного совета. Существенная реформа ссылки была осуществлена в 1900г. Накануне реформы по данным Главного тюремного управления, в Сибири сосредоточилось до 310 тыс. ссыльных всех категорий, в том числе ссыльнокаторжных - 10688 (3,4%), ссыльнопоселенцев - 100595 (32,8%). По признанию Главного тюремного управления, ссыльных было невозможно содержать под строгим правительственным надзором, прежние методы сдерживания уже были неэффективны. В результате 25 марта 1900 ссылка на поселение как вид уголовного наказания за общеуголовные преступления перестала применяться.

После Февральской буржуазной революции правительственным постановлением от 26 апреля 1917 г. была окончательно отменена ссылка на поселение. Однако эта мера в силу известных общественно-политических событий не сыграла какой-либо значительной роли в общем процессе развития ссылки в период монархического развития нашей страны.

После установления советской власти в 1917 г. Ссылка как вид наказания нашла свое развитие (хотя и не сразу), логическим этапом которого, соответствующего исправительно-трудовой политике Советского государства, стало учреждение колоний-поселений. Этому предшествовали следующие основные решения. В июле 1954 г. приказом по МВД СССР вводится в действие Положение об исправительно-трудовых лагерях и колониях МВД СССР, одобренное Советом Министров СССР. В октябре 1954г. МВД СССР издает специальную инструкцию, регламентирующую режим содержания осужденных в местах лишения свободы. Было также принято решение об упразднении особых лагерей и Особого совещания при МВД СССР. Этими актами предусматривалось создание ИТК облегченного типа, которые не охранялись, но за поведением осужденных устанавливался надзор. Затем в Положении об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах МВД 1958г. была дана более подробная правовая регламентация деятельности колоний облегченного типа, определялся контингент осужденных, которые направлялись в колонии облегченного режима: осужденные впервые за менее опасные преступления на срок до 3 лет лишения свободы включительно; отбывающие наказание, переведенные из колоний общего режима по отбытии ими не менее одной трети срока наказания при условии добросовестного отношения к труду и примерного поведения; лица, переведенные из трудовых колоний для несовершеннолетних по достижении 18-летнего возраста, если они положительно себя зарекомендовали. Правовое положение осужденных в колониях облегченного режима показывает, что режим в этих учреждениях был более суровым, чем в нынешних колониях- поселениях, но менее строгим, чем в колониях общего режима.

И, наконец, как логически вполне обоснованный этап развития системы исправительно-трудовых учреждений в 1963 г. учреждается новый вид ИТУ - колонии-поселения. Колонии-поселения были созданы в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 26 июня 1963 г. «Об организации исправительно-трудовых колоний-поселений и о порядке перевода в них осужденных к лишению свободы, твердо ставших на путь исправления». В этом документе предписывалось «в целях дальнейшего совершенствования работы по исправлению и перевоспитанию осужденных к лишению свободы и закрепления результатов перевоспитания» организовать в системе исправительно-трудовых учреждений колонии-поселения для содержания в них осужденных к лишению свободы, отбывших часть срока наказания и твердо вставших на путь исправления (п. 1 Указа) . Далее уточняется, что «в исправительно-трудовые колонии-поселения для дальнейшего отбытия наказания могут переводиться осужденные, проявившие себя примерным поведением в местах лишения свободы, честно относящиеся к труду, участвующие в самодеятельных организациях и общественной жизни своего коллектива, из исправительно-трудовых колоний общего, усиленного и строгого режимов:

а) подпадающие под действие закона об условно-досрочном освобождении, отбывшие половину срока наказания, но не менее пяти лет лишения свободы;

б) не подпадающие под действие закона об условно-досрочном освобождении, отбывшие две трети срока наказания, но не менее пяти лет лишения свободы» (п. 2 Указа).

Вопрос о переводе осужденных в исправительно-трудовые колонии-поселения должен был рассматриваться районным (городским) народным судом по месту отбывания наказания с участием прокурора по представлению администрации исправительно-трудового учреждения, согласованному с наблюдательной комиссией. При этом предусматривалось, что в рассмотрении дела судом принимали участие представитель администрации исправительно-трудового учреждения, а также мог участвовать представитель наблюдательной комиссии. Сама процедура рассмотрения осуществлялась, «как правило, в присутствии осужденного». Свое определение о переводе осужденного в колонию-поселение суд должен был основывать на «данных, подтверждающих его примерное поведение и честное отношение к труду на большую часть времени пребывания в местах лишения свободы». В случае отказа суда в переводе осужденного в исправительно-трудовую колонию поселение повторное ходатайство могло быть возбуждено не ранее чем по истечении одного года со дня вынесения определения об отказе (п. 3 Указа).

Следует заметить, что данные положения в своей основе сохраняются и до сих пор, что свидетельствует о проработанности этого правового акта. В рассматриваемом Указе в самом общем виде определялись основные режимные требования, которые должны были соблюдаться в колониях-поселениях. Указывалось, в частности, что исправительно-трудовые колонии-поселения не имеют войсковой охраны и помещений камерного типа. Это принципиальные моменты, которые качественно отличали колонии-поселения от обычных исправительно-трудовых колоний общего, усиленного, строгого и особого режимов. Собственно, в этих требованиях (точнее, в одном - отсутствии войсковой охраны) во многом определялась сущность социально-правовой природы колоний-поселений.

Далее указывалось, что работа исправительно-трудовых колоний-поселений организуется в соответствии с Положением об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах Министерства охраны общественного порядка РСФСР, утвержденным отмеченным выше Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 9 сентября 1961 г., при этом предусматривалось, что осужденные, отбывающие наказание в колониях-поселениях: а) могут носить собственную одежду, иметь свидания с родственниками, вести переписку, получать посылки и передачи, отправлять денежные переводы и пользоваться деньгами по наличному расчету без ограничения; б) получают заработную плату на общих основаниях, но с пониженным коэффициентом, идущим на покрытие расходов по содержанию административного аппарата колонии; продолжительность рабочего дня для осужденных устанавливается наравне в рабочими и служащими данной отрасли производства; в) в часы от подъема до отбоя они пользуются правом свободного передвижения в границах всей территории, относящейся к колонии-поселению; г) могут при наличии жилищных условий с разрешения администрации вызывать для совместного проживания семью, а также обзаводиться собственным домом и личным подсобным хозяйством (п. 4 Указа). Такого рода смягчение условий содержания для осужденных к лишению свободы наблюдалось и в период Российской империи, когда осужденных к ссылке в каторжные работы могли направлять на поселение после отбытия определенного срока наказания.

В Указе содержались и правовые нормы об ответственности осужденных за нарушение режима в период пребывания в колониях-поселениях. Устанавливалось, в частности, что «лица, содержащиеся в исправительно-трудовых колониях-поселениях, в случае систематического либо злостного нарушения ими режима и правил поведения по определению народного суда по месту нахождения колоний-поселений могут быть возвращены для дальнейшего отбывания наказания в те исправительно-трудовые колонии, из которых они были переведены. Эти лица, а также осужденные за совершение в колониях-поселениях новых преступлений повторно в колонию-поселение не переводятся. Определение суда о переводе осужденного в исправительно-трудовую колонию, а равно от отказе в этом обжалованию не подлежат, но может быть опротестовано в порядке прокурорского надзора (п. 5, 6 Указа).

Нам удалось найти публикацию, где рассказывается о первой в СССР колонии-поселении, созданной на основе рассмотренного Указа. Эта сельскохозяйственная колония-поселение была создана в 1964 г. в Новоивановке (регион не указан). Вот какие воспоминания о ней остались у майора внутренней службы в отставке Людмилы Николаевны Пономаревой, которая была замполитом той самой колонии, на базе которой и создавался участок первой колонии-поселения: «Потребовалась очень большая подготовка, ведь создавалась принципиально новая модель отбывания наказания. Но убрать заборы колоний и подготовить общежития для осужденных - дело самое простое. Сложнее перестроить психологию сотрудников. Подготовить их к тому, что привычные: «Встать! Сесть! Шаг вправо, шаг влево - побег!» -сменят: «Здравствуйте! Давайте сверим списочек!» - и индивидуальный подход к каждой заблудшей душе. Наравне с хозяйственной шла интенсивная служебная подготовка личного состава к приему первых наших поселенцев. Начальником первой колонии-поселения назначили майора В. А. Бескара-вайного. И вот весной 64-го прибыл первый этап с Украины. Это были женщины, отбывшие от пяти до двенадцати лет лишения свободы. Мы встретили их очень торжественно ив то же время приветливо. Проводили в столовую, угостили. Условия отбывания наказания в закрытых учреждениях в то время, мягко говоря, оставляли желать лучшего. Наши «первенцы» так накинулись на еду, что мы испугались за их здоровье. С одной осужденной пришлось просто бороться. Она не могла остановиться, первое время объедалась, а потом болела. И совет коллектива участка (в то время уже работали самодеятельные организации осужденных) постановил: не выдавать ей в столовой больше... двух порций. Денежную реформу 61-го года женщины «пережили» в колониях. А здесь они получали зарплату в живых деньгах, в которых не разбирались. Хорошо помню, как начальник отряда М.И. Чиркова бесконечно объясняла им достоинство каждой денежной купюры. Была у нас осужденная Васильева, которая никак не могла привыкнуть к чистому воздуху. Приедет на покос, только начнет работать - и в обморок! Пришлось ее на период адаптации определить в прачечную. Через четыре месяца сама попросилась в рабочую бригаду. Работали женщины не просто с удовольствием - с жадностью! Очень дорожили свободой (они имели право передвижения в границах участка), заработком (получали по 60 рублей - деньги по тем временам хорошие), возможностью пойти вечером в клуб, в библиотеку или просто посидеть у пруда. Производительность труда всегда превышала плановую на общих работах... Как-то приехали к нам шефы из совхоза «Чумай-ский», побывали на фермах, в свинарниках, прошли по комнатам, где все сияло. Действительно, чистота была идеальной, на подушках кружевные накидки, кругом вышитые салфетки. Посмотрел директор «Чумайского» на нашу жизнь и горько так вздохнул: «Девок наших посадить надо!» Шутки шутками, но производительность в нашем хозяйстве была самой высокой в районе... Когда колония была конвойной, жизнь наша с жизнью осужденных шла как бы параллельным курсом, не пересекаясь. А теперь мы стояли в одной очереди в магазин, вместе смотрели фильмы в клубе, даже в баню ходили вместе. И постепенно сложился особый стиль наших отношений - доверительный, но без фамильярностей, уважительный, но строгий и принципиальный. Ведь как бы там ни было, осужденный в колонии - человек максимально зависимый. Очень легко превратить место отбывания наказания в школу унижения. И все всегда зависит от сотрудника. Как он себя поведет, таким и будет отклик осужденных. Не случайно, наверное, целый год после открытия колонии-поселения пустовал штрафной изолятор: некого и не за что было наказывать - не было нарушений... Жизнь осужденных кипела. Мы проводили смотры художественной самодеятельности, праздники первой борозды и первой жатвы. Был хороший библиотечный фонд, комнаты отдыха (даже на фермах). Первое время обеспечивали осужденных бесплатно семенами, картошкой на посадку - многие разводили огороды. Работала школа. Наши подопечные могли заочно учиться. Многие воспользовались этой возможностью, получили высшее и среднее специальное образование. К 1967 году все четыре участка бывшей конвойной колонии стали поселениями. В мою бытность они получили свои имена. Подгорный - потому что под горой. Степной - на его территории действительно ни одного холма не было. Восход - на востоке, первым солнце встречал. Центральный - бывший первый, там штаб находился. Так они и сейчас называются. Еще раньше разрешили совместное отбывание наказания женщин и мужчин. Естественно, начались свидания, а за ними и свадьбы. Немало из наших подопечных после отбытия своего срока так и осталось в Новоивановке. Нормально живут, хорошо работают, вырастили замечательных детей. Многих своих ребят я встречала и после выхода на пенсию. Многие писали, приветы передавали. Все они стали настоящими людьми. Значит, колония-поселение помогла им в жизни. Значит, не зря мы работали». Всего в 1963 г. было принято решение создать колоний-поселений (по данным на 2003 год в УИС функционирует 150 колоний-поселений всех видов, в которых отбывают наказание 31720 осужденных).

На основании Указа 1963 г. о создании колоний-поселений были внесены соответствующие изменения в законодательные акты, и, прежде всего, они были закреплены в новых Основах исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик, которые были утверждены Постановлением Верховного Совета Союза Советских Социалистических республик 11 июля 1969 г. В ст. 14 Основ указывалось, что «в колониях-поселениях отбывают наказание лица, твердо вставшие на путь исправления, переведенные в эти колонии в порядке, предусмотренном статьей 33 настоящих Основ, из колоний общего, усиленного и строгого режимов».

В свою очередь, в ч. 3 ст. 33 Основ предусматривались следующие меры поощрения к лицам, лишенным свободы:

«В порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и союзных республик, осужденные, твердо вставшие на путь исправления, могут быть представлены к переводу для дальнейшего отбывания наказания:

- из тюрьмы в исправительно-трудовую колонию - по отбытии не менее половины срока тюремного заключения, назначенного по приговору суда;

- из исправительно-трудовой колонии особого режима в колонию строгого режима - по отбытии не менее половины срока наказания в колонии особого режима;

- из исправительно-трудовых колоний общего, усиленного и строгого режима в колонию - поселение для лиц, твердо вставших на путь исправления, - по отбытии не менее половины срока наказания, если к ним по закону может быть применено условно-досрочное освобождение, и по отбытии не менее двух третей срока наказания, если к ним условно-досрочное освобождение по закону применено быть не может».

В 1970 г. был принят ИТК РСФСР, где в ст. 51 были воспроизведены соответствующие нормы Основ исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик, а именно: в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и РСФСР, осужденные, твердо вставшие на путь исправления, могут быть представлены к переводу для дальнейшего отбывания наказания: из исправительно-трудовых колоний общего, усиленного и строгого режима в колонию - поселение - по отбытии не менее половины срока наказания, если к ним по закону может быть применено условно -досрочное освобождение, и по отбытии не менее двух третей срока наказания, если к ним условно - досрочное освобождение по закону применено быть не может».

В ИТК РСФСР 1970 г. колония-поселение выделяется от других исправительно-трудовых колоний по многим аспектам. Прежде всего, в ст. 61 («Виды исправительно-трудовых колоний») четко определен этот вид ИТУ: «Исправительно-трудовые колонии разделяются на колонии общего режима, усиленного режима, строгого режима, особого режима и колонии-поселения».

Законодатель особо выделяет для колоний-поселений отдельные льготные условия отбывания наказания. Так, в ст. 28 предусматривалось, что «осужденным к лишению свободы, независимо от назначенного им вида режима, разрешается получение не более двух бандеролей в год. В исправительно - трудовых колониях-поселениях количество посылок, передач и бандеролей, получаемых осужденными, не ограничивается». Согласно ст. 29 «Осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять денежные переводы. Поступившие денежные суммы зачисляются на лицевой счет осужденного, а в исправительно-трудовых колониях-поселениях вручаются осужденному».

Условия труда лиц, лишенных свободы, для колоний - поселений также выделены: «Продолжительность рабочего дня осужденных, отбывающих наказание в исправительно-трудовых колониях-поселениях и в воспитательно-трудовых колониях, а также предоставление им еженедельных дней отдыха устанавливаются на общих основаниях в соответствии с законодательством о труде (ст.38), а в соответствии со ст. 39 «лицам, отбывающим наказание в исправительно-трудовых колониях-поселениях, независимо от всех удержаний, должно выплачиваться не менее пятидесяти процентов общей суммы заработка». В ст. 53 («Меры взыскания, применяемые к лицам, лишенным свободы») указывается, что «в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и РСФСР, осужденные, злостно нарушающие требования режима, могут быть представлены к переводу для отбывания наказания из колонии-поселения в исправительно-трудовую колонию того вида режима, который им ранее был определен судом». Как видим, отбывающие наказание в колониях-поселениях, имели столь «уникальную» меру взыскания.

Наиболее обобщенно условия отбывания наказания в колонии-поселении были регламентированы в ст. 66 ИТК РСФСР 1970 г.:

«В исправительно-трудовых колониях-поселениях отбывают наказание лица, твердо вставшие на путь исправления, переведенные в эти колонии в порядке, установленном статьей 51 настоящего Кодекса, из колоний общего, усиленного и строгого режима.

В исправительно-трудовых колониях-поселениях осужденные:

- содержатся без охраны, но под надзором;

- в часы от подъема до отбоя пользуются правом свободного передвижения в пределах всей территории колонии;

- с разрешения администрации колонии могут передвигаться без надзора вне территории колонии, но в пределах автономной республики, края, области, если это необходимо по характеру выполняемой ими работы либо в связи с обучением;

- могут носить одежду, принятую в гражданском обиходе, иметь при себе деньги и ценные вещи, пользоваться деньгами без ограничения;

- могут отправлять письма и получать бандероли, посылки, передачи и иметь свидания без ограничения;

- с разрешения администрации колонии при наличии жилищных условий могут проживать в колонии со своими семьями, приобретать в соответствии с действующим законодательством жилой дом и обзаводиться личным хозяйством на территории колонии.

В одной колонии - поселении могут содержаться осужденные мужчины и женщины независимо от того, в колониях какого вида режима они ранее содержались».

Итак, можно констатировать, что в советском государстве в 1963 г. был создан новый вид ИТУ - колония-поселение, который логично вытекал из развития пенитенциарных учреждений и отдельных видов наказания, в частности, ссылки.

Принципиально важно констатировать следующее:

1. первоначально в колонии-поселения направлялись только в порядке перевода осужденные из исправительно-трудовых колоний трех видов режима (общего, усиленного и строгого) в качестве дисциплинарной меры поощрения, применяемой по решению суда на основании ходатайства администрации исправительно-трудовой колонии;

2. колонии-поселения представляли собой самостоятельный вид исправительно-трудового учреждения, предназначенного для отбывания наказания в виде лишения свободы, назначенного по приговору суда;

3. режимные требования в колониях-поселениях существенно отличались от таких требований в ИТК других видов, и, прежде всего, это связано с, гораздо меньшими ограничениями в свободе передвижения осужденных, их привлечения к труду, получении и пользовании одеждой, писем, посылок и денег.

Как справедливо отмечал Н.А. Стручков после введения исправительных учреждений в виде колоний-поселений, по международным критериям советские исправительно-трудовые колонии общего, усиленного, строгого и особого режима подходили под категорию закрытых учреждений, а колонии-поселения - к категории открытых учреждений. В литературе отмечается, что спецконтингент, содержащийся в колониях-поселениях, привлекался к труду преимущественно на лесозаготовках и в сельскохозяйственных предприятиях. В дальнейшем, включая современный период, колонии-поселении претерпевали определенные изменения, однако в своей основе он сохранился. Наиболее заметные изменения связываются с дифференциацией самих колоний-поселений, то есть в расширении их видов и, соответственно, категорий преступников, которые должны были там отбывать наказание в виде лишения свободы. Как мы указывали, первоначально был предусмотрен лишь один вид колоний-поселений - для отбывания наказания лицами, переведенными в порядке мер поощрения из колоний общего, усиленного и строгого режима. 8 февраля 1977 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР «О внесении дополнений и изменений в Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик» в ст. 14 Основ были внесены изменения, согласно которым создавались колонии-поселения для лиц, осужденных за неосторожные преступления. В эти колонии-поселения направлялись лица, осужденные за совершение преступлений по неосторожности на срок не более пяти лет. Однако «в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности виновного и иных обстоятельств дела судом, с указанием мотивов принятого решения, может быть назначено отбывание лишения свободы осужденным впервые к лишению свободы на срок не свыше десяти лет за преступления, совершенные по неосторожности».

Дальнейшее развитие системы колоний-поселений связывается с принятием 05 апреля 1985 года Закон РСФСР «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР», в котором в ст. 24 УК существенно менялся вид исправительных учреждений как колонии-поселения, а именно стало возможным направление осужденных к лишению свободы за совершение и некоторых умышленных преступлений. В частности, в новой редакции ст. 24 указывалось:

«Отбывание наказания в исправительно-трудовых колониях назначается мужчинам:

осуждаемым впервые к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности, - в колониях-поселениях для лиц, совершивших преступления по неосторожности;

осуждаемым впервые к лишению свободы на срок не свыше пяти лет за умышленные преступления, не являющиеся тяжкими, а именно...(далее следовал длинный перечень составов соответствующих преступлений)

- в колониях-поселениях для лиц, совершивших умышленные преступления».

Затем принимается Закон РСФСР «О внесении изменений в Исправительно-трудовой кодекс РСФСР», где ст. 61 изложена в следующей редакции:

«Статья 61. Виды исправительно-трудовых колоний

Исправительно-трудовые колонии подразделяются на колонии-поселения для лиц, совершивших преступления по неосторожности, колонии-поселения для лиц, совершивших умышленные преступления, колонии- поселения для лиц, твердо вставших на путь исправления, колонии общего режима, усиленного режима, строгого режима, особого режима».

Основные требования по исполнению наказания в колониях-поселениях содержались в ст. 66 ИТК РСФСР. Текст этой статьи неоднократно менялся (незначительно) в зависимости от изменений в УК РСФСР. Так, 12 января 1992 г. Законом РФ была исключена ч. 3 ст. 66 ИТК РСФСР в редакции 1970 г. (текст приведен выше).

Перед принятием УИК 1997 г. текст ст. 66 ИТК РСФСР выглядел следующим образом:

«В колониях-поселениях в соответствии со статьей 58 Уголовного кодекса Российской Федерации отбывают наказание лица, впервые осужденные к лишению свободы на срок не свыше пяти лет за совершение преступлений по неосторожности. В колониях-поселениях для лиц, твердо вставших на путь исправления, отбывают наказание лица, переведенные из исправительных колоний в порядке, предусмотренном статьей 51 настоящего Кодекса.

В колониях-поселениях всех видов осужденные:

- содержатся без охраны, но под надзором;

- в часы от подъема до отбоя пользуются правом свободного передвижения в пределах всей территории колонии;

- с разрешения администрации колонии могут передвигаться без надзора вне территории колонии, но в пределах автономной республики, края, области, если это необходимо по характеру выполняемой ими работы либо в связи с обучением;

- могут носить одежду, принятую в гражданском обиходе, иметь при себе деньги и ценные вещи, пользоваться деньгами без ограничения;

- могут отправлять письма и получать бандероли, посылки, передачи и иметь свидания без ограничения;

- с разрешения администрации колонии при наличии жилищных условий могут проживать в колонии со своими семьями, приобретать в соответствии с действующим законодательством жилой дом и обзаводиться личным хозяйством на территории колонии.

В одной колонии-поселении могут содержаться осужденные мужчины и женщины независимо от того, в колониях какого вида режима они ранее содержались».

В этом изменении нашли отражения положения нового УК РФ 1996 г., в котором законодатель вновь некоторым образом изменил категории осужденных, которым могла быть назначена колония-поселение для отбывания лишения свободы - согласно ст. 58 УК РФ из этой категории были исключены лица, впервые осужденные к лишению свободы на срок до пяти лет за совершение умышленных преступлений, не являющиеся тяжкими. Тем самым, как представляется, законодатель сделал шаг назад. Однако позже он вновь вернется к прежней норме.

Таким образом, есть основания констатировать, что появление колонии-поселения берут начало от ссылки, которая целенаправленно применялась уже в Московском государстве. Колония-поселение как самостоятельный вид исправительно-трудовых учреждений была учреждена в 1963 г. По условиям содержания осужденных колонии-поселении представляли собой места лишения свободы открытого типа. В них нашли отражение элементы таких наказаний, как ссылка и лишение свободы в закрытых учреждениях. Создание колоний-поселений логично вытекало из содержания той исправительно-трудовой политики, которой придерживалось Советское государство. Первоначально колонии-поселения предназначались только для содержания осужденных, которых переводили туда в качестве дисциплинарной меры поощрения из колоний общего, усиленного и строгого режима. В дальнейшем колонии-поселения стали назначаться как вид исправительно-трудового учреждения для лиц, совершивших преступления по неосторожности (с 1977 года), а позднее и лицам, совершившим умышленные преступления, не являющиеся тяжкими, за которые были осуждены к лишению свободы на срок не более пяти лет (с 1985г.). Колонии-поселения позволили дифференцировать условия исполнения наказания в виде лишения свободы и тем самым повысить его эффективность. В своей основе учрежденные в 1963 г. исправительные учреждения в виде колоний-поселений сохранились до настоящего времени, и, как отмечал известный пенитенциарист И.В. Шмаров, утверждение колоний-поселений себя «целиком и полностью оправдало».

 

Автор: Чатаджян А.Г.