01.06.2011 6431

Уголовно-правовое регулирование назначения наказания, отбываемого в колониях-поселениях (статья)

 

Колонии-поселения, как вид уголовно-исполнительных учреждений имеет сравнительно небольшой объем уголовно-правового регулирования. И это вполне объяснимо, учитывая, что предмет уголовного права имеет достаточную определенность, а именно нормы уголовного права «устанавливают, какие деяния являются преступлениями и какие наказания, а также иные меры уголовно-правового воздействия применяются к лицам, их совершившим, определяют основания уголовной ответственности и освобождения от уголовной ответственности и от наказания». В этом смысле колонии-поселения как вид уголовно-исполнительных учреждений не могут непосредственно входить в предмет уголовного права. Однако уголовный закон регулирует и не может не регулировать ряд вопросов, в сферу которых входит и этот вид исправительных учреждений. В действующем уголовном законодательстве это имеет место в двух случаях. Вначале законодатель в ч. 1 ст. 56 УК РФ указывает, что «лишение свободы заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение, помещения в воспитательную колонию, лечебное исправительное учреждение, исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму». Условия содержания в колониях-поселениях и в исправительных центрах очень сходны и целесообразно отказаться от наказания в виде ограничения свободы. В этой связи мы полагаем, что данную норму (ч. 1 ст. 56 УК РФ) в уголовном законе следует сформулировать следующим образом: «лишение свободы заключается в изоляции осужденного от общества путем помещения в воспитательную колонию, лечебное исправительное учреждение, исправительную колонию-поселение, колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму».

Далее необходимо заметить, что вскоре после принятия УК РФ высказывались мнения о том, что ограничение свободы - ненужный институт уголовного права. Выделим одну точку зрения, высказанную руководителем Федеральной службы по исполнению наказаний Российской Федерации (ранее - Главного управления исполнения наказания) Ю.И. Калининым, которая является характерной для практических работников уголовно-исполнительной системы. В частности, Ю.И. Калинин отмечал, что «ограничение свободы - это фактически ранее ликвидированное условное осуждение с обязательным привлечением осужденного к труду, а исправительные центры, куда должны направляться осужденные - те же спецкомендатуры, только под другой вывеской». Подчеркивая проблему трудозанятости, чрезвычайно обострившуюся в связи с переводом России на рыночную систему экономики, тот же Ю.И. Калинин указывает, что «он там (в исправительном центре - авт.) должен работать, зарабатывать себе на жизнь, кормиться. А кто его ждет, где он там найдет себе работу? Так какой смысл в этом наказании? Человек придет в этот центр, покрутится, увидит, что кушать нечего, семье помочь нечем, и пойдет воровать ради куска хлеба, или побежит домой, к семье, чтобы там подкормиться. В первом случае его будут ловить и сажать за кражу, во втором случае - за побег. Только посадят его уже в закрытую зону, в тюрьму». Как нам представляется, такое суждение актуально и в настоящее время, и подтверждает наше предложение о нецелесообразности наказания в виде ограничения свободы.

Колонии-поселения в действующем уголовном праве (мы подчеркиваем этот момент, поскольку в дальнейшем будем обращаться к нормам УК РФ, которые уже не действуют) законодатель упоминает еще в ч.1 ст. 58 УК РФ, где указывается: «Отбывание лишения свободы назначается: а) лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, а также лицам, осужденным к лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшой и средней тяжести, ранее не отбывавшим лишение свободы, - в колониях-поселениях. С учетом обстоятельств совершения преступления и личности виновного суд может назначить указанным лицам отбывание наказания в исправительных колониях общего режима с указанием мотивов принятого решения». Обращает на себя внимание то обстоятельство, что действующий уголовный закон определяет только две категории осужденных к лишению свободы, которые по решению суда направляются для отбывания наказания в колонии-поселения (третья категория по действующему законодательству определяется в ст. 128 УИК РФ), которые мы и будем рассматривать более подробно. Здесь возникает первый и основной вопрос: почему законодатель закрепляет именно эти, а не другие категории лиц?

В этой связи представляет интерес эволюция изменений категорий лиц, которые в российском уголовном законе после создания колоний-поселений могли направляться в эти учреждения. В 1963 г., когда были созданы колонии-поселения, в эти учреждения переводились только осужденные к лишению свободы. При этом, однако в УК РСФСР никакого упоминания о колониях-поселениях внесено не было, поскольку предусматривалось, что при осуждении суд не мог назначить отбывание наказания в колонии-поселении. В 1977 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О внесении дополнений и изменений в Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик», в соответствии с которым создавались колонии-поселения для лиц, осужденных за неосторожные преступления. В эти колонии-поселения направлялись лица, осужденные за совершение преступлений по неосторожности на срок не более пяти лет. Соответствующие изменения в ст. 24 УК РСФСР были внесены Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 марта 1977 г. «О внесении изменения и дополнения в Уголовный кодекс РСФСР». При этом согласно ч. 7 ст. 24 «в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности виновного и иных обстоятельств дела судом, с указанием мотивов принятого решения, может быть назначено отбывание лишения свободы осужденным впервые к лишению свободы на срок не свыше десяти лет за преступления, совершенные по неосторожности, в колониях - поселениях для лиц, совершивших преступления по неосторожности».

Обратим внимание на то, что именно с 1977 г. в уголовном законе появляется впервые категория лиц, осужденных к лишению свободы, которым судом при вынесении приговора могло быть назначено отбывание наказание в колониях-поселениях для лиц, совершивших преступления по неосторожности, при этом обозначался предельный срок лишения свободы, который определялся судом - не более десяти лет. Осужденные за преступления по неосторожности к лишению свободы свыше десяти лет должны были отбывать наказание уже не в колонии-поселении, а в колонии общего режима. Спустя восемь лет в уголовный закон были внесены существенные изменения в части определения лиц, которым могло быть назначено отбывание наказания в виде лишения свободы в колониях-поселениях. Это было сделано в соответствии с Законом РСФСР «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР» 5 апреля 1985 г.. В новой редакции абз. 1 ч. 3 ст. 24 УК РСФСР указывалось: «Отбывание наказания в исправительно-трудовых колониях назначается мужчинам: осуждаемым впервые к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности, - в колониях -поселениях для лиц, совершивших преступления по неосторожности». Как видим, законодатель расширил категорию осужденных за преступления, совершенные по неосторожности, которым назначалось отбывание наказания в виде лишения свободы в колониях-поселениях для лиц, совершивших преступления по неосторожности, а именно путем исключения ограничения в виде десятилетнего срока назначенного наказания в виде лишения свободы. И таким образом в колонию-поселение могли быть по решению при вынесении приговора направлены лица, осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, на любой срок (реально предельный срок наказания в виде лишения свободы согласно действовавшему тогда уголовному закону не мог превышать пятнадцать лет). Кроме того, тем же решением законодатель впервые допустил назначение колонии-поселения как учреждения для исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении лиц, совершивших умышленные преступления. При этом, однако, в абз. 2 ч. 3 ст. 24 УК РСФСР оговаривалось, что это касается только осуждаемых впервые к лишению свободы и на срок не свыше пяти лет за умышленные преступления, не являющиеся тяжкими.

Более того, законодатель не ограничился этой формулировкой, а в той же ст. 24 УК РСФСР дал исчерпывающий и достаточно обширный перечень составов этих преступлений. Тем самым, как мы отмечали, стали функционировать три вида колоний-поселений, которые классифицировались как раз по категориям отбывающих там осужденных к лишению свободы, а именно: 1) колонии-поселения для лиц, твердо ставших на путь исправления и переведенные в колонии-поселения из исправительно-трудовых колоний общего, усиленного и строгого режима; 2) колонии-поселения для лиц, совершивших преступления по неосторожности; 3) колонии-поселения для лиц, совершивших впервые умышленные преступления. В целом, как видно, наметилась тенденция расширения категорий осужденных, которым могло быть назначено отбывание наказания в колониях-поселениях, то есть в этой сфере уголовной политики государства доминировала гуманитарная составляющая.

Следующие изменения категории осужденных к лишению свободы, которым могло быть назначено отбывание наказание в колонии-поселении, произошли с принятием УК РФ 1996 г. В новом уголовном законе согласно п. «а» ч. 1 ст. 58 УК РФ (в ред. 1996 г., то есть на момент принятия УК РФ) из этой категории были исключены лица, впервые осужденные к лишению свободы на срок до пяти лет за совершение умышленных преступлений, не являющиеся тяжкими. Кроме того, в отношении осужденных к лишению свободы, совершивших преступления по неосторожности, вновь было применено ограничение, которое заключалось в том, что в колонию-поселение могли быть направлены только осужденные на срок не свыше пяти лет.

И таким образом обозначенная выше тенденция была прервана - законодатель взял, образно выражаясь, «обратный ход», то есть курс на ужесточение требований. Данное решение, на наш взгляд, в значительной степени объяснялось тем, что тем же УК РФ 1996 г. был введен новый вид наказания - ограничение свободы (ст. 53 УК РФ). Согласно ч. 2 ст. 53 УК РФ (эта норма действует до настоящего времени): «Ограничение свободы назначается: а) лицам, осужденным за совершение умышленных преступлений и не имеющих судимости, - на срок от одного года до трех лет; б) лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, - на срок од одного года до пяти лет». Как видно, большая часть осужденных, которым ранее могло быть назначено отбывание наказания в колониях-поселениях, по замыслу законодателя должна была отбывать его в виде ограничения свободы в исправительных центрах. В частности, исключение из перечня лиц, осужденных к лишению свободы впервые за преступления, не являющиеся тяжкими, могли быть осуждены к ограничению свободы.

Однако, в действительности замысел законодателя оказался нереализованным, и наказание в виде ограничения свободы так и не стало функционировать. Тем самым значительная часть осужденных к лишению свободы, которым до принятия УК РФ могло быть назначено отбывание наказания в виде лишения свободы в колониях-поселениях, стала приговариваться к реальному лишению свободы, то есть в исправительных колониях общего и строгого режима и тем самым снижался эффект уголовного наказания. Эта негативная ситуация стала настолько заметной и настолько исказила сложившуюся уголовную и уголовно-исполнительную политику, что законодатель счел нужным исправить ошибку. Это было сделано путем принятия Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации» от 9 марта 2001 г., в соответствии с которым п. «а» ч. 1 ст. 58 УК РФ был изложен в новой редакции, а именно: «Отбывание лишения свободы назначается: а) лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, а также лицам, осужденным к лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшой и средней тяжести, ранее не отбывавшим лишение свободы, - в колониях-поселениях». В этой связи следует заметить, что согласно ч. 2 ст. 15 УК РФ «преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает двух лет лишения свободы», а согласно ч. 3 той же статьи уголовного закона «преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, превышает два года лишения свободы».

Таким образом, законодатель спустя четверть века фактически вернулся к тому положению, которое имело место в УК РСФСР в редакции 1985 г., о чем шла речь выше. Такое решение, по нашему убеждению, свидетельствует, по меньшей мере о двух положениях. Во-первых, признана целесообразность уголовно-правового регулирования категорий лиц, которым может быть назначено отбывание наказания в колониях-поселениях, которая сложилась к середине 1980-х гг. в результате эволюционного развития и практического апробирования колоний-поселений (здесь еще и такой вывод - не следует спешить ломать достигнутые результаты предшественников в угоду политической конъюктуре). Во-вторых, указанное решение, как представляется, окончательно «похоронило» идею параллельного существования двух во многом одинаковых видов наказания - лишение свободы с отбыванием в колониях-поселениях и наказания в виде ограничения свободы - в том виде, в котором они представлены в действующем УК РФ.

Изложенное позволяет констатировать, что с принятием УК РФ 1996 г. был существенно ограничен круг лиц, которым суд мог назначить отбывание наказания в виде лишения свободы в колонии-поселении, что во многом объяснялось тем, что иные лица, которые могли быть направлены в колонию-поселение, были включены в категорию осужденных, которым могло быть назначено наказание в виде ограничения свободы. Однако государство не смогло организационно-материально обеспечить функционирование такого наказания как ограничение свободы. И тогда путем соответствующих изменений в уголовном законодательстве в 2001 г. было принято решение по сути дела вернуться к уголовно-правовому регулированию колоний-поселений, которое имело место в середине 1980-х гг. Однако это решение привело к тому, что параллельно стали существовать два института (колонии-поселении и наказание в виде ограничения свободы), которые мало чем отличаются по характеру и объему уголовно-правового воздействия на осужденных. С целью устранения указанных противоречий предлагается отказаться от наказания в виде ограничения свободы.

 

Автор: Чатаджян А.Г.