Содержание права на деловую репутацию юридического лица (статья)
Вопрос о содержании права на деловую репутацию тесно связан с понятием осуществления права. Если под субъективным гражданским правом понимать меру возможного поведения управомоченного лица, то под осуществлением этого права следует понимать реализацию им возможностей, заключенных в его содержании. В. С. Ем отмечает, что, осуществляя свои субъективные гражданские права, субъект преследует достижение определенных социально-экономических и юридических целей, в частности, приобретение имущества, занятия предпринимательской деятельностью, совершение сделок и т. д. Осуществление субъективного гражданского права- это процесс, в результате которого субъект гражданского права на основе имеющихся у него правомочий удовлетворяет свои материальные и духовные потребности.
Возможности, которые реализует субъект, осуществляя принадлежащее ему субъективное гражданское право, предоставляются ему законом или договором. Так, возможность пользоваться арендованным имуществом возникает у субъекта на основе заключенного им договора аренды в рамках субъективных прав арендатора. А, допустим, право избирать место жительство, предоставлено гражданину законом (ст. 18 ГК РФ).
Субъективные гражданские права могут осуществляться любыми не запрещенными законодательством способами. Традиционно гражданско-правовая доктрина выделяет фактические и юридические способы осуществления гражданских прав. Под фактическими способами осуществления субъективных гражданских прав понимаются действия (система действий) управомоченного лица, не обладающие признаками сделок или иных юридически значимых действий. Под юридическими способами осуществления субъективных гражданских прав понимаются действия (система действий), обладающих признаками сделок, или иные значимые в юридическом смысле действия. Иными словами, под осуществлением права следует понимать систему действий, направленных на удовлетворение интереса, достигаемого посредством субъективного права.
В отличие от фирменного наименования, связанного с деловой репутацией юридического лица, поскольку общественное мнение о субъекте «прикрепляется» к его имени, «сплавляется» с ним, но в то же самое время остающегося некоей формальной оболочкой юридического лица, подверженной достаточно легкому изменению (перемена наименования), деловая репутация представляет собой отражение сущностных характеристик юридического лица как участника делового оборота.
Деловая репутация является объектом абсолютного гражданского правоотношения, содержание которого составляют абсолютное субъективное право на деловую репутацию и общерегулятивные обязанности, возложенные на всех третьих лиц, заключающиеся в запрете препятствовать правообладателю в осуществлении его права.
Прежде чем мы перейдем к вопросу о содержании права коммерческого юридического лица на деловую репутацию (коммерческую репутацию) несколько слов скажем о возникновении у него такого права.
В литературе высказывается мнение, что личные неимущественные права, поскольку они не являются субъективными, не требуют «никаких юридических фактов для своего возникновения, являются равными и конкретными для каждого гражданина с момента появления правоспособности». Неимущественные права являются субъективными правами, а, следовательно, для их возникновения у субъекта необходимо наступление определенных юридических фактов.
Некоторые авторы полагают, что деловая репутация является неотъемлемой частью правоспособности юридического лица. В соответствии со ст. 49 ГК РФ под правоспособностью юридического лица понимается способность иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Правоспособность включает в себя весь комплекс потенциальных возможностей субъекта права по приобретению тех или иных субъективных гражданских прав, однако у отдельных субъектов эта возможность может не реализоваться. Так, например, некоммерческое юридическое лицо, предпринимательской деятельностью не занимающееся, по нашему мнению, коммерческой репутации не приобретает.
К. М. Арсланов полагает, что деловая репутация является частью правоспособности юридического лица, «полностью следует судьбе правоспособности юридического лица, прекращающейся в момент завершения ликвидации юридического лица, т. е. в момент внесения записи о его ликвидации в единый государственный реестр юридических лиц». Вряд ли можно согласиться с данным мнением, поскольку деловая репутация коммерческого юридического лица может переходит к иному субъекту гражданского оборота в составе имущественного комплекса, либо в порядке реорганизации. Можно допустить и такой вариант: коммерческое юридическое лицо (правообладатель) передает для использования свою деловую репутацию другому субъекту по договору коммерческой концессии, а затем ликвидируется. Деловая репутация правообладателя, которой пользуется контрагент по договору коммерческой концессии, как бы «срастается» с деловой репутацией пользователя и продолжает свое существование.
При этом следует подчеркнуть, что формирование деловой репутации юридического лица - это процесс, а не момент времени, причем процесс, зачастую занимающий достаточно длительный временной период. Поэтому с момента государственной регистрации юридического лица возникает не деловая репутация, как таковая, а субъективное право на нее, которое включает в себя ряд правомочий, одним из которых мы предлагаем считать правомочие на формирование деловой репутации.
Представляется, что необходимо различать деловую репутацию как нематериальное благо (по нашему мнению, нематериальный объект) и корреспондирующее ему право на деловую репутацию, хотя ГК РФ эти два понятия и не разделяет. Поэтому у юридического лица в момент его создания не имеется деловой репутации как таковой (как нематериального объекта). Она еще не создана и будет формироваться им по мере осуществления деятельности. В то же время право на эту репутацию у субъекта возникает.
Приведенное доктринальное положение, в соответствии с которым деловая репутация - это «сложившееся общественное мнение о профессиональных качествах лица» - уже говорит о том, что общественное мнение о тех или иных качествах лица, в том числе и о профессиональных, должно сложиться. А для этого необходимо время. По нашему мнению, деловая репутация юридического лица складывается постепенно в процессе осуществления им соответствующей деятельности. Безусловно, общественное мнение может сформировать как положительную, так и отрицательную оценку деловых качеств субъекта. Но для права имеет значение только положительная оценка таких качеств, поскольку именно она получает правовую защиту.
Обладание положительной деловой репутацией является для коммерческого юридического лица непременным условием его существования, входит в круг его насущных интересов. Именно в связи с этим ему необходимо субъективное право на деловую репутацию.
Характеризуя субъективное право, О. Гирке писал, что оно «есть внешнее проявление силы воли или подлежания воле, властвования или подвластности. Если объективное право представляет собой ограничение воли, то субстанцией субъективного права может быть только детерминированная воля. Однако воля не пустая и бесцельная, но воля, наполненная определенным содержанием и направленная на определенную цель! Содержание любого волевого отношения, квалифицированного в качестве отношения правового, образует внешний жизненный интерес, идеальное или материальное благо, доля в общечеловеческом культурном достоянии. Целью же этих волевых отношений выступает удовлетворение духовных и телесных потребностей, обеспеченный доступ к жизненно-важным благам, участие в культурной жизни людей».
Соглашаясь с мыслью крупнейшего европейского правоведа, хотим подчеркнуть, что, говоря о деловой репутации коммерческого юридического лица как нематериальном, идеальном объекте, мы рассматриваем его в качестве необходимого условия участия юридического лица в экономической жизни, в деловом (предпринимательском) обороте.
Действительно, вновь созданное коммерческое юридическое лицо, еще никому не известное, не может рассчитывать на нормальное участие в общественном процессе производства товаров, услуг, обмена результатами своей деятельности. Клиентура такого юридического лица мала, незначительна, поскольку, во-первых, вообще мало кто знает о его существовании, а, во-вторых, те, кто узнал о нем, пока не «горят желанием» вступить с ним в контакт, в деловые отношения, поскольку не имеют информации о нем. Они не знают, можно ли доверять ему во взаимоотношениях, можно ли рассчитывать на его порядочность, выполнит ли он в срок принятые на себя обязательства, если да, то должным ли образом. Наша действительность последних полутора десятков лет свидетельствует о том, что российский рынок - еще не рынок в собственном смысле слова. Это пока еще формирующийся рынок, выходить на который и вступать в партнерские отношения нужно с большой осторожностью.
Роскомторг в Письме от 09.11.1995 № 1-1492/32-21 «О рекомендациях по составлению договоров» в п. 3 указывает: если предложение о заключении договора поступает от неизвестной организации, необходимо как можно больше получить о ней информации» и отмечает, что «за рубежом предприниматели крайне настороженно относятся к предложениям новых партнеров. И это несмотря на то, что там существуют открытые торговые реестры и даже есть фирмы, которые специализируются на сборе и обработке сведений о компаниях и отдельных коммерсантах и по запросу могут дать подробности о фирме как таковой (уставный фонд, специализация, годовой оборот, квалификация персонала, обслуживающий банк и т. д.) и даже о биографиях совладельцев предприятия и его руководителей, оценку их деловой репутации, дать сведения о судебных процессах и конфликтах, в которых они участвовали, сообщить подробности о поставщиках, покупателях, клиентах и др. Такой сервис у нас пока отсутствует, и поэтому самим необходимо провести подобную работу, заведя своеобразные досье на своих партнеров и контрагентов». В качестве рекомендации Роскомторг дает указание, в частности, обратить внимание на то, кто является учредителями организации, каков размер ее уставного фонда и сформирован ли он, где располагается офис (а не просто, так называемый юридический адрес), в каком банке организация обслуживается, ее финансовое положение и коммерческая репутация. Через партнеров, контрагентов, банкиров следует собрать о ней и ее руководителях как можно больше информации.
Очевидно, что любой участник делового оборота заинтересован во вступлении в деловые отношения с хорошо зарекомендовавшими себя на рынке субъектами, как и в формировании положительного общественного мнения о себе и не заинтересован в обратном; для достижения этого юридическое лицо нередко тратит большие средства на рекламную кампанию, способствующую созданию его привлекательного имиджа.
Вряд ли можно представить ситуацию, когда субъект обращался бы в суд с иском о защите своей отрицательной деловой репутации, так же как и ту, при которой субъект желал бы своей собственной дискредитации. В литературе справедливо отмечается, что репутация складывается, главным образом, в сфере публичной деятельности посредством открыто распространяемой информации, а также ставшими в силу различных причин известными сведениями, скрываемыми самой организацией во избежание своей дискредитации или охраняемыми ею с использованием режима «служебной и коммерческой тайны».
Для возникновения права на деловую репутацию коммерческого юридического лица достаточно факта создания (регистрации) этого субъекта в соответствии с п. 2 ст. 51 ГК РФ. Следовательно, с момента создания коммерческого юридического лица (регистрации гражданина-предпринимателя) оно приобретает субъективное гражданское право на деловую репутацию, т. е. законом ему предоставляется ряд возможностей относительно данного блага. Иными словами, с момента создания коммерческого юридического лица оно наделяется законодательством блоком правомочий по осуществлению своего права на деловую репутацию.
В первую очередь юридическое лицо получает возможность формирования собственной деловой репутации. Начиная с момента создания юридического лица, совпадающего по времени с днем его государственной регистрации, юридическое лицо формирует свою деловую репутацию путем осуществления целого ряда фактических и юридических действий. К таким действиям следует относить как действия, специально направленные на создание своей деловой репутации, так и действия, специально на создание деловой репутации не направленные, но в той или иной мере влияющие на нее. Поэтому первым правомочием субъекта права на деловую репутацию следует признать правомочие на формирование собственной деловой репутации.
А. Н. Крылов, отмечая, что традиционно о репутации говорят как о категории, близкой к понятиям чести и достоинства и понимают под ней стабильное, формирующееся годами мнение, определенный образ, подчеркивает, что «сегодня принято говорить не только о формировании образа, но и о формировании репутации, об управлении ею... Репутация понимается сегодня не только как устоявшееся мнение и некоторый накопленный капитал доверия, - говорит он, - но и как предмет, подверженный целенаправленному формированию и изменению». Данное мнение свидетельствует о том, что в современных условиях деловая репутация - это не стихийно формирующееся общественное мнение, а, по большей части, результат целенаправленной деятельности, усилий субъектов экономических отношений.
Деловая репутация формируется как результат различных видов деятельности коммерческого юридического лица: производственной, финансовой, благотворительной и т. д. Непосредственно ее формирование осуществляется путем распространения о коммерческом юридическом лице информации, которая, становясь достоянием широкого круга лиц, формирует то или иное мнение о нем в деловых кругах, а также среди клиентов (потребителей его товаров, работ, услуг). Информация о юридическом лице, так или иначе влияющая на его репутацию, может быть достоянием различного круга лиц в зависимости от того, насколько она имеет публичный характер.
Информация о коммерческом юридическом лице может быть как открытой, так и закрытой. На формирование деловой репутации в первую очередь оказывает влияние открытая информация, широко распространяемая самим коммерческим юридическим лицом в целях создания своего делового облика. К такой информации относятся сведения о надежности данного субъекта рынка, его честных отношениях с партнерами и клиентами, проводимых им благотворительных акциях и т. д.
Предпринимательская деятельность коммерческого юридического лица связана с необходимостью действовать в рамках конкуренции, что побуждает его рекламировать собственную продукцию, работы или услуги. Проведение рекламных компаний приводит к привлечению внимания общественности к деятельности юридического лица, к выпускаемой им продукции и способствует формированию его деловой репутации.
Влияет на деловую репутацию и закрытая информация, т. е. сведения, либо охраняемые коммерческим юридическим лицом в виде коммерческой и служебной тайны, либо вообще скрываемые им во избежание дискредитации.
В конце 80-х гг. прошлого века началось формирование института коммерческой тайны в Российской Федерации. Принятый в 1990 г. Закон СССР «О предприятиях в СССР» впервые дал определение коммерческой тайны и провозгласил необходимость ее защиты. В ст. 33 данного закона сказано, что под коммерческой тайной понимаются не являющиеся государственными секретами сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением и финансами и другой деятельностью предприятия, разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб его интересам. Таким образом, под коммерческой тайной понималась информация, которая связана с производственной, управленческой, финансовой и иной деятельностью предприятия и разглашение которой способно нанести экономический ущерб интересам организации.
В литературе того периода коммерческая тайна трактовалась как «охраняемое законодательством право на засекречивание всех производственных, торговых и финансовых операций и всей документации по ним на частных фирмах Запада». Сегодня ФЗ РФ «О коммерческой тайне» в ст. 3 дает понятие коммерческой тайны, под которой понимается конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Поясняется, что информация, составляющая коммерческую тайну, может быть производственной, научно-технической, технологической, финансово-экономической или иной (в том числе составляющей секреты производства (ноу-хау), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны.
Информация, которая может быть защищена в режиме коммерческой тайны и разглашение которой может оказать влияние на формирование деловой репутации юридического лица, может быть самой разнообразной; это могут быть сведения о производственных возможностях юридического лица; организация труда; структура кадров и производства; сведения о проектах годовых и перспективных экспортно-импортных планов по внешнеэкономической деятельности; инвестиционные программы; имущественное положение юридического лица; его бюджет; методы изучения рынка сбыта; круг его клиентов; сведения об иностранных партнерах; структура цены; условия по сделкам; особые условия контрактов; сведения о детальной расшифровке предмета лицензий при их купле-продаже; результаты научных исследований и проектных разработок; технические проекты; конструкция объекта; изобретения, «ноу-хау»; промышленные и технические образцы; сведения, связанные с технологической информацией, способ производства продукции; сведения о системе управления; деловых переговорах, которые осуществляет юридическое лицо, о торгах и аукционах, в которых юридическое лицо принимает участие; система безопасности и т. д. Отдельные авторы по функционально-целевому признаку выделяют следующие составляющие коммерческой тайны: деловая информация (сведения о контрагентах, сведения о конкурентах, сведения о потребителях, сведения о деловых переговорах, коммерческая переписка); научно-техническая информация (содержание ноу-хау, содержание и планы научно-исследовательских работ, планы внедрения новых технологий и видов продукции); производственная информация (технология, планы выпуска продукции, планы инвестиционной деятельности); организационная и управленческая информация (сведения о структуре управления фирмой, оригинальные методы организации управления, система организации труда); маркетинговая информация (рыночная стратегия, планы рекламной деятельности, методы работы на рынках, планы сбыта продукции); финансовая информация (планирование прибыли, себестоимости, ценообразование, возможные источники финансирования, финансовые прогнозы); информация о персонале фирмы (личные дела сотрудников, планы увеличения (сокращения) персонала); программное обеспечение (программы, пароли, коды доступа к конфиденциальной информации).
Предложена и такая классификация информации, входящей в коммерческую тайну: 1) производственная информация: способы производства и технологии; объем выпуска и планы реализации продукции; уровень складских запасов; методы и организация управления; система организации труда; планы рекламной деятельности; предполагаемое время выхода на рынок; характер и условия заключенных контрактов; сведения о поставках, потребителях, посредниках; 2) финансовая информация: структура капиталов; размер прибыли и уровень себестоимости продукции; механизм формирования цен на продукцию, банковские и торговые операции; состояние расчетов с торговыми клиентами; уровень платежеспособности предприятия; фактическое состояние рынков сбыта; сведения об эффективности экспорта и импорта; сведения о планируемых кредитах, их размерах и условиях предоставления; планируемое создание совместных, смешанных, акционерных предприятий; 3) научно-техническая информация: характер исследовательских работ; применяемые (готовящиеся к внедрению) технологии; направления расширения (свертывания) производства; научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа, проектные работы и их результаты; модификация и модернизация применяемой ранее технологии; анализ конкурентоспособности выпускаемой продукции; содержание патентов и лицензий.
Вся указанная информация, в случае, если она станет известной, влияет на деловую репутацию юридического лица. И хотя юридическое лицо и принимает меры к ее защите, в ряде случаев сохранить ее в тайне не удается. Однако, если информация, охраняемая в режиме коммерческой тайны, носит позитивный характер, то, хотя ее разглашение и расценивалось самим юридическим лицом как нежелательное, оно влияет на формирование позитивной деловой репутации субъекта.
К сведениям, скрываемым юридическим лицом во избежание дискредитации, может относиться, например, информация о конфликтных ситуациях в коллективе, о выпуске партии некачественной продукции, о неблаговидных связях руководства юридического лица, о недобросовестном отношении к контрагентам по договорам, о низкой квалификации работников и т. д.
Содержание права на деловую репутацию в литературе не раскрывается. Однако можно привести высказывания относительно содержания права на честь и достоинство.
В доктрине обращается внимание на то, что содержание права на честь и достоинство составляют положительные и отрицательные правомочия.
Так, 3. В. Ромовская положительное правомочие усматривает в возможности свободно чувствовать себя в обществе и иметь притязание на признание своих заслуг перед обществом. Под отрицательным правомочием она понимает возможность требовать от всех третьих лиц воздерживаться от нарушения права на честь и достоинство.
По мнению В. А. Жакенова, положительное правомочие права на честь и достоинство проявляется в возможности получить адекватную общественную оценку. И. В. Локов полагает, что содержание права на честь и достоинство составляет возможность пользоваться данными социальными благами. Другие авторы считают, что это возможность сознавать и чувствовать свою положительную моральную оценку. Таким образом, ученые видят в позитивном содержании права на честь и достоинство возможность получать какие-нибудь результаты, значимые для правообладателя. Причем, эти результаты могут быть либо объективированными (например, в виде признания заслуг гражданина перед обществом), либо не объективированными, субъективными (осознавать и чувствовать свою положительную моральную оценку).
М. Н. Малеина считает, что позитивное содержание прав граждан на честь достоинство и деловую репутацию состоит из правомочий по владению, пользованию и изменению чести, достоинства, деловой репутации. Она исходит из того, что содержание права на перечисленные нематериальные блага включает в себя те же правомочия, что и присущие такому абсолютному гражданскому праву, как право собственности.
Правомочия по владению честью, достоинством и деловой репутацией, по мнению М. Н. Малеиной, заключаются в обладании указанными благами без обращения за содействием к третьим лицам и возможности требовать от всех и каждого не нарушать данные блага. Автор полагает, что подтверждением обладания гражданином честью, достоинством и деловой репутацией является присуждение им почетных грамот от государства и различных учреждений.
То, что коммерческое юридическое лицо обладает собственной деловой репутацией, сомнений не вызывает. Однако применим ли термин «владение» в данном случае? И применимы ли два иных термина - «правомочие пользования» и «правомочие распоряжения» относительно такого нематериального блага, как деловая репутация коммерческого юридического лица?
Для ответа на эти вопросы и раскрытия сущности содержания абсолютного субъективного права на деловую репутацию необходимо сравнить его с классическим видом абсолютных прав - правом собственности, как известно, включающем в себя три правомочия: владения, пользования и распоряжения.
Под правомочием владения понимается покоящаяся на правовом основании (т. е. юридически обеспеченная) возможность иметь у себя то или иное имущество, содержать его в своем хозяйстве (фактически обладать им, числить на своем балансе и т. д.). Представляется, что учет деловой репутации на балансе коммерческого юридического лица является достаточным свидетельством тому, что к такому объекту гражданских прав, как деловая репутация, вполне применим термин «владение».
В то же время, учитывая, что в доктрине прочно устоялось употребление данного термина применительно к вещам - материальным объектам, а деловая репутация по своей природе является объектом нематериальным, а также в целях отражения специфики данного правомочия в содержании субъективного права на деловую репутацию, можно наряду со словосочетанием «правомочие владения» употреблять и словосочетание «правомочие обладания» аналогично тому, как это предлагается в литературе применительно к такому объекту гражданских прав, как информация.
Деловая репутация коммерческого юридического лица всегда «привязана», «прикреплена» к какому-либо конкретному субъекту, связана с его фирменным наименованием. Поскольку деловая репутация учитывается на балансе коммерческого юридического лица, можно утверждать, что она всегда находится в его обладании.
В праве собственности правомочие пользования представляет собой покоящуюся на правовом основании возможность эксплуатации, хозяйственного или иного использования имущества путем извлечения из него полезных свойств, его потребления, получения плодов и доходов. Обладатель деловой репутации также осуществляет ее использование, извлекая из нее полезные свойства.
По утверждению М. Н. Малеиной правомочие пользования честью обеспечивает возможность пользоваться сложившимися в обществе представлениями о себе в личной жизни, в трудовой, общественной и иных сферах деятельности. Представляется, что определение правомочия пользования через «возможность пользоваться» является тавтологичным. Более корректным будет указание на возможность коммерческого использования деловой репутации в целях получения каких-либо выгод (заключение выгодных сделок, привлечения клиентов, инвесторов и т. д.). Можно утверждать, что коммерческое юридическое лицо использует принадлежащую ему деловую репутацию в целях получения прибыли путем извлечения ее полезных свойств. Следовательно, следующим правомочием, составляющим содержание права на деловую репутацию, является правомочие на использование своей деловой репутации.
По существу, деловая репутация и формируется коммерческим юридическим лицом для использования ее в целях упрочения своего положения в деловом обороте, на рынке товаров и услуг. Использование положительной деловой репутации приводит к тому, что с ее носителем партнеры охотнее вступают в деловые отношения, с таким юридическим лицом заключается больше гражданско-правовых договоров, к нему охотнее идут потребители и клиенты. Иными словами, положительная деловая репутация способна приносить ее носителю коммерческий доход.
Такая оценка деловой репутации коммерческого юридического лица находит отражение в нормативно-правовых актах. Так, Инструкция Госналогслужбы РФ «О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц», предусматривающая в п. 5 порядок исчисления и уплаты в бюджет налога с доходов иностранных юридических лиц, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, устанавливает, что иностранные юридические лица, получающие доходы из источников, находящихся на территории Российской Федерации, подлежат обложению налогом на доходы у источника выплаты.
К доходам из источников в Российской Федерации Инструкция, в частности, относит следующие доходы: дивиденды, выплачиваемые российскими резидентами, а также доходы от распределенной в пользу иностранного участника прибыли созданного в Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями; доходы, получаемые от долевого участия иностранных партнеров в деятельности товариществ, дополнительные вознаграждения акционеров в денежной или иной форме; прибыль, распределяемая чековыми инвестиционными фондами (специализированными инвестиционными фондами приватизации); процентный доход от: долговых обязательств любого вида, премий, выплачиваемых при погашении ценных бумаг, ранее реализованных с дисконтом, штрафов и пени за нарушение договорных и долговых обязательств, доходы от использования авторских прав; доходы от использования изобретения, полезной модели, промышленного образца, торговой марки, товарного знака, знака обслуживания и других аналогичных активов, а также деловой репутации (престижа), контактов, клиентов и кадров компании; доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося на территории Российской Федерации, в том числе доходы от лизинговых операций; доходы от отчуждения имущества и т. д. Анализ данного нормативного акта приводит к выводу о том, что деловая репутация расценивается как объект, способный приносить коммерческий доход подобно тому, как приносит доход, в частности, отчуждение имущества.
Таким образом, коммерческое юридическое лицо обладает собственной деловой репутацией и использует ее. Однако этим правомочия в отношении рассматриваемого объекта не исчерпываются. В целом ряде случаев коммерческому юридическому лицу предоставлено правомочие на распоряжение деловой репутацией.
Под правомочием распоряжения в литературе понимается покоящаяся на правовом основании возможность лица определять юридическую и фактическую судьбу вещи путем изменения ее принадлежности, состояния или назначения (отчуждение по договору, уничтожение и т. д.). Субъект - обладатель деловой (коммерческой) репутации - вправе в определенных случаях распоряжаться ею.
Прежде всего, следует отметить, что правообладатель может определять фактическую судьбу своей деловой репутации путем ее изменения, в частности, упрочения. Определение фактической судьбы деловой репутации возможно путем совершения как фактических, так и юридических действий. Фактические действия субъект систематически осуществляет в процессе своего функционирования, реализуя меры, направленные на улучшение управленческих, финансовых и социальных показателей. Так, юридическое лицо совершает фактические действия, направленные на улучшение своей деловой репутации, осуществляя мероприятия по повышению качества выпускаемых товаров, производимых работ, оказываемых услуг. Улучшает оно свою деловую репутацию также путем осуществления инвестиций в развитие юридического лица, повышая уровень условий труда своих работников и т. д.
Изменение деловой репутации путем юридических действий возможно в тех случаях, когда субъект совершает сделки, направленные на улучшение своей репутации с различными субъектами, профессионально занимающимися формированием имиджа юридического лица, главное место в котором занимает деловая репутация.
В современных условиях можно вести речь об управлении деловой (коммерческой) репутацией. Такое управление, по нашему мнению, также следует относить к действиям, направленным на определение судьбы деловой репутации. Одним из способов формирования и управления репутацией компании является успешное установление контактов с многочисленными институтами потребителей, партнеров, государственных органов власти и обществом в целом.
Трудность управления этим процессом состоит в том, что репутация как категория сложно верифицируется, то есть ее достаточно непросто свести к перечню легко определяемых компонентов для каждой из контактных групп. Практические исследования в данном направлении ведет РА «Эксперт», проводя рейтинговую оценку репутации российских компаний. С учетом зарубежных разработок и по результатам тестовых опросов авторы остановились на следующем перечне слагаемых деловой репутации: качество товаров и услуг, квалификация руководства, успех на российском рынке, лидерство в своей отрасли, успех на внешнем рынке, инвестиции в развитие.
Не исключено, что отдельные действия коммерческого юридического лица способны привести к ухудшению его деловой репутации аналогично тому, как неосторожные действия собственника могут повлечь повреждение вещи. В то же время следует подчеркнуть, что, если собственник способен уничтожить принадлежащую ему вещь, то правообладатель не может уничтожить собственную деловую репутацию в силу ее специфики; коммерческая репутация не может полностью исчезнуть, продолжая существовать вместе с ее носителем - коммерческим юридическим лицом.
Следует отметить, что деловая репутация юридического лица зачастую решающим образом связана с репутацией ее руководителя. В литературе отмечается, что у юридического лица может сложиться хорошая деловая репутация, но негативный имидж владельца способен повлиять на ее оценку. «Часто бывало так, что терял репутацию владелец, а вслед за ним - и компания». Порой от репутации и имиджа руководителя зависит даже само существование бизнеса: «Есть два понятия деловой репутации: «кошачья» и «собачья». Если уходит директор компании, то при «кошачьей» репутации бизнес остается, а при «собачьей» - уходит вместе с директором. Если компания маленькая, там преобладает «собачья» репутация: уходит человек, с ним уходит бизнес. В крупных компаниях - наоборот». Поэтому внимание юридического лица к кадровым и управленческим проблемам, эффективный подбор кадров непосредственно сказываются на его деловой репутации.
Способен правообладатель определять и юридическую судьбу собственной деловой репутации путем совершения гражданско-правовых сделок. Так, по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав - товарный знак, знак обслуживания и т. д. Договор коммерческой концессии предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя (п. 2 ст. 1027 ГК РФ). Таким образом, институт коммерческой концессии регулирует договорные отношения по передаче деловой репутации одной стороной в пользование другой стороны за вознаграждение на определенный срок или бессрочно (ст. ст. 1012-1040 ГК РФ).
В соответствии с гражданским законодательством деловая репутация может быть внесена в качестве вклада по договору простого товарищества.
В соответствии с п. 1 ст. 1042 ГК РФ вкладом товарища по договору простого товарищества признается все то, что он вносит в общее дело, в том числе деньги, иное имущество, профессиональные и иные знания, навыки и умения, а также деловая репутация и деловые связи.
В отдельных нормативно-правовых актах о деловой репутации коммерческого юридического лица прямо говорится как об объекте, который в порядке отчуждения может переходить от одного участника гражданского оборота к другому. Так, Приказ Минфина РФ от 12.01.2001 № 2н в п. 162 устанавливает, что по статье «Деловая репутация» показывается приобретенная деловая репутация страховой организации. Вряд ли термин «приобретенная» можно истолковывать в каком-либо ином смысле, кроме как «купленная».
В отдельных случаях осуществляется переход деловой репутации коммерческого юридического лица от одного субъекта гражданского оборота к другому и в порядке правопреемства. В соответствии со ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица возможна путем слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Во всех случаях реорганизации имеет место правопреемство, т. е. переход прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица к реорганизованному. Очевидно, что деловая репутация, приобретенная коммерческим юридическим лицом после его реорганизации путем присоединения или преобразования будет продолжать существовать у реорганизованного юридического лица. Более того, она не утратится и в случае его реорганизации путем слияния, выделения или разделения, а перейдет к вновь созданным юридическим лицам.
Право коммерческого юридического лица на деловую репутацию является абсолютным правом, следовательно, оно характеризуется юридической властью субъекта над объектом этого права. Такая абсолютная власть складывается из легальной (юридической) и фактической монополии субъекта на объект.
Коммерческое юридическое лицо обладает и легальной и фактической монополией на деловую репутацию. Легальной монополией оно обладает постольку, поскольку правомочия по ее формированию, обладанию, использованию и распоряжению официально принадлежат только ему. Фактической же монополией оно обладает в той мере, в какой фактическими действиями способствует ее формированию, использованию и определению ее судьбы, как фактической, так и юридической.
Абсолютное право коммерческого юридического лица на деловую репутацию подобно абсолютному вещному праву характеризуется бессрочным характером. Однако в отличие от вещного права, существующего столько, сколько существует вещь, право на деловую репутацию существует столько, сколько существует само коммерческое юридическое лицо, независимо от того, идет ли речь о первичном правообладателе, либо о правообладателе, приобретшем деловую репутацию по сделке либо в порядке правопреемства в результате реорганизации юридического лица.
Обладатель деловой репутации имеет еще одно правомочие, заключающееся в требовании от неограниченного круга лиц воздерживаться от действий, нарушающих его право на данный нематериальный объект.
Это правомочие в ряде случаев конкретизируется в нормативно-правовых актах. Так, в соответствии со ст. 10 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации. В соответствии со ст. 6 ФЗ РФ «О рекламе» не допускается недобросовестная реклама, которой признается в том числе и та, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товаром (товарами) других юридических или физических лиц, а также содержит высказывания, образы, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию конкурента (конкурентов).
В соответствии со ст. 15 ФЗ РФ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» запрещается недобросовестная конкуренция на рынке финансовых услуг между финансовыми организациями, которая выражается в действиях, направленных на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, заключении соглашений или ведении согласованных действий между собой или с третьими лицами, которые противоречат законодательству Российской Федерации и обычаям делового оборота и могут причинить или причинили убытки другим финансовым организациям-конкурентам на рынке финансовых услуг либо нанесли ущерб их деловой репутации, в том числе распространении ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другой финансовой организации либо нанести ущерб ее деловой репутации.
Следовательно, рассматриваемому абсолютному субъективному праву на коммерческую деловую репутацию корреспондирует пассивная обязанность неограниченного круга лиц воздерживаться от нарушения данного абсолютного права.
На основании изложенного можно сделать следующие выводы.
Деловая репутация коммерческого юридического лица представляет собой объект абсолютных гражданских правоотношений.
Абсолютное правоотношение по поводу деловой репутации коммерческого юридического лица носит имущественный характер, поскольку фактические и юридические действия по формированию, использованию и распоряжению такой репутацией являются имущественными.
Субъектами права на деловую репутацию являются коммерческие юридические лица, некоммерческие юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность и граждане-предприниматели.
Обязанными лицами в рассматриваемом абсолютном правоотношении являются все прочие участники гражданского оборота, наделенные пассивной обязанностью не препятствовать правообладателю в осуществлении его права.
Содержание рассматриваемого абсолютного субъективного права составляют правомочия на формирование, обладание, использование и распоряжение деловой репутацией предпринимателя (как юридического, так и физического лица), а также правомочие требования, адресованное неограниченному кругу лиц воздерживаться от действий, нарушающих его право на данный нематериальный объект.
Таким образом, абсолютное право на деловую репутацию представляет собой возможность субъекта формировать, обладать, использовать и распоряжаться принадлежащей ему деловой репутацией по своему усмотрению и в своем интересе путем совершения системы юридических и фактических действий, а также требовать от всех третьих лиц воздерживаться от нарушений его права на деловую репутацию.
Правомочие формирования деловой репутации представляет собой возможность лица образовывать таковую путем распространения определенных сведений, способных повлиять на создание своего положительного облика в деловом обороте и, в конечном счете, служить увеличению прибыльности собственного дела.
Правомочие обладания деловой репутацией означает возможность иметь ее путем учета на балансе.
Правомочие использования деловой репутацией означает возможность извлечения из нее полезные свойств в целях упрочения своего положения в деловом обороте, на рынке товаров, работ и услуг.
Правомочие распоряжения означает возможность определения фактической и юридической судьбы своей деловой репутации, которая реализуется путем ее изменения, в частности, упрочения.
АВТОР: Дьяченко Е.М.