16.07.2011 16297

Специфика организации местного самоуправления в г. Москве как в городе федерального значения (статья)

 

В городах-столицах, в мегаполисах во всех странах и во все времена управление отличалось от управления в других городах.

Особенности организации местного самоуправления на отдельных территориях предусмотрено Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года (глава 11, ст.ст. 79 - 82) - прямо указывается на наличие особенностей организации местного самоуправления в городах федерального значения.

Особенности организации местного самоуправления это, прежде всего, правовое регулирование, отличное от предусмотренного в общем случае; затем возможны особенности в структуре, полномочиях и гарантиях.

В соответствии с нормами действующего законодательства особенности организации местного самоуправления могут быть обоснованы двумя группами причин.

Во-первых, правовой основой установления особенностей может являться базирующееся на нормах статьи 55 Конституции Российской Федерации положение пункта 3 статьи 3 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года: «установленные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом права граждан на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Эти обоснования особенностей не касаются организации местного самоуправления в городах федерального значения.

Во вторых, правовой основой установления особенностей организации местного самоуправления может являться статья 131 Конституции Российской Федерации, установившая, что «местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на иных территориях с учетом исторических и иных местных традиций».

Это особенности, предполагающие законодательное установление форм организации местного самоуправления, отличных от предусмотренных в общем случае, но не связанные с ограничением прав и свобод человека и гражданина.

Безусловно, к данному виду относятся особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения.

Организация местного самоуправления вообще включает в себя две группы способов осуществления местной власти: органами местного самоуправления и непосредственно населением, местным сообществом. В городах федерального значения эта общая позиция осталась не изменой, в связи с чем автор и будет ее рассматривать применительно к особенностям организации местного самоуправления в городах федерального значения.

Прежде всего, автор рассматривает особенности, касающиеся системы органов местного самоуправления в городе Москве.

Первая особенность организации местного самоуправления в городах федерального значения, как уже упоминалось - территория осуществления: внутригородские образования. Из нее вытекает особенность в построении системы местного самоуправления, органов и их полномочия.

Согласно статьи 6 Устава города, местное самоуправление в городе Москве - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации, Уставом города Москвы самостоятельная и под свою ответственность деятельность местного сообщества по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, осуществляемая в рамках федерального законодательства, Устава и законов города Москвы, уставов муниципальных образований.

Текстом Устава так же закреплена названная уже особенность территориальных основ: «Местное самоуправление осуществляется на территориях внутригородских муниципальных образований в городе Москве путем проведения местных референдумов, выборов, собраний и конференций, проявления гражданской инициативы, через органы местного самоуправления и иные формы местного самоуправления, создаваемые по мере формирования социально-экономических, финансовых и организационных предпосылок».

При этом законодатель поясняет: «Внутригородское муниципальное образование - часть территории города Москвы, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, бюджет муниципального образования и выборные органы местного самоуправления».

Устав закрепляет и третью особенность организации системы органов местного самоуправления города: «Общегородские выборные органы местного самоуправления в городе Москве не создаются».

Как следствие выше перечисленного, Уставом закреплена еще одна особенность системы местного самоуправления: «Жители внутригородского муниципального образования составляют местное сообщество». Это значит, что вопросы местного значения на общегородском уровне решены жителями быть не могут. Как вывод - одни и те же полномочия в 25 муниципальных образованиях города могут быть решены по - разному.

Одна из особенностей местного самоуправления города - система его органов. В соответствии с Уставом города, Законом г. Москвы от 06.11.2002 (ред. от 14.05.2003) «Об организации местного самоуправления в городе Москве»(ст. 10) к органам местного самоуправления относятся:

- представительный орган местного самоуправления - муниципальное Собрание, образуемое в соответствии с федеральными законами, законами города Москвы, Уставом муниципального образования;

- исполнительно - распорядительный орган - муниципалитет, образуемый в соответствии с Законом, Уставом муниципального образования;

- другие органы местного самоуправления, образуемые в соответствии с Уставом муниципального образования.

Например, «Устав внутригородского муниципального образования Ясенево городе Москве» от02.12.03 г. (ст. 13) указывает, что структуру органов местного самоуправления муниципального образования Ясенево составляют:

1. представительный орган местного самоуправления - муниципальное Собрание муниципального образования Ясенево;

2. исполнительно-распорядительный орган - муниципалитет муниципального образования Ясенево;

3. высшее должностное лицо муниципального образования -руководитель муниципального образования Ясенево;

4. руководитель муниципалитета.

Муниципальное Собрание

Муниципальное Собрание состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах жителями муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании численностью 18 депутатов на 4 года.

Полномочия муниципального Собрания предыдущего созыва прекращаются со дня начала работы вновь сформированного состава муниципального Собрания.

Муниципальное Собрание осуществляет свои полномочия на заседаниях.

Первое заседание муниципального Собрания созывает избирательная комиссия, проводившая выборы на территории муниципального образования, не позднее чем через две недели после официального определения результатов выборов. Первое заседание муниципального Собрания открывает и до избрания руководителя муниципального образования ведет старейший по возрасту депутат.

Муниципальное Собрание является правомочным, если в его состав избрано не менее 2/3 от установленного числа депутатов. Порядок деятельности, правила и процедуры работы муниципального Собрания устанавливаются его Регламентом. Заседание муниципального Собрания правомочно, если на нем присутствуют более половины от установленного числа депутатов. Решения принимаются большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании. На заседаниях муниципального

Собрания могут присутствовать депутаты Московской городской Думы, должностные лица органов государственной власти города Москвы, представители органов территориального общественного самоуправления. По согласованию с руководителем муниципального образования на заседании муниципального Собрания могут присутствовать представители общественных объединений, жители муниципального образования, представители средств массовой информации.

Муниципальное Собрание возглавляет руководитель муниципального образования, избранный депутатами из своего состава на срок полномочий муниципального Собрания.

Для подготовки проектов решений муниципального Собрания и организации исполнения его решений из числа депутатов образуются комиссии, наименование и направление деятельности которых утверждаются муниципальным Собранием.

Комиссии муниципального Собрания образуются на срок полномочий муниципального Собрания. Количественный состав каждой из комиссии устанавливается муниципальным Собранием. Они возглавляется председателем комиссии, избираемым из числа депутатов муниципального Собрания по представлению не менее одной трети от установленной их численности.

Депутат муниципального Собрания вправе входить в состав не более чем двух комиссий и быть председателем не более чем одной комиссии. Руководитель муниципального образования не вправе быть председателем комиссий муниципального Собрания. Его правовой статус определяется специальным законом.

К полномочиям муниципального Собрания относятся следующие группы полномочий:

- нормотворческие:

принятие Устава муниципального образования, внесение в него изменений и дополнений;

принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных Уставом;

утверждение бюджета муниципального образования;

принятие планов и программ развития муниципального образования;

установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;

установление порядка проведения конкурса на замещение должности руководителя муниципалитета и условий заключения трудового контракта с руководителем муниципалитета в соответствии с федеральным законодательством и законами города Москвы;

утверждение Регламента муниципального Собрания;

- организационно-кадровые:

избрание из своего состава руководителя муниципального образования;

назначение руководителя муниципалитета;

образование комиссий муниципального Собрания в соответствии с Уставом;

принятие решений об участии муниципального образования в ассоциациях и союзах муниципальных образований;

- контрольные:

утверждение отчета о исполнении бюджета муниципального образования;

утверждение отчетов об исполнении планов и программ развития муниципального образования;

контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных Уставом;

- иные по выполнению функций местного самоуправления:

утверждение границ территориальных общин в порядке, установленном законом города Москвы;

принятие решения о назначении местного референдума, собрания граждан, консультативного опроса;

внесение в органы исполнительной власти города Москвы предложений по строительству на территории муниципального образования социально значимых объектов согласно градостроительным нормативам и правилам города Москвы на основе утвержденных в установленном порядке Генерального плана развития города Москвы, градостроительных планов территориальных единиц города Москвы и иной градостроительной документации;

принятие решения об обращении в Московскую городскую избирательную комиссию о возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную избирательную комиссию, действующую на территории муниципального образования, либо о формировании избирательной комиссии муниципального образования;

право законодательной инициативы в Московской городской Думе (внесение в Московскую городскую Думу проекта закона города Москвы, проекта постановления Московской городской Думы).

В эту же группу можно отнести полномочия по организации собственной деятельности. Например, главы 11 и 13, ст. 6, 25, 55 Регламента муниципального Собрания внутригородского муниципального образования Ясенево в городе Москве.

Муниципалитет

Муниципалитет является органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность. Муниципалитет является юридическим лицом. Его структура, численный состав устанавливаются муниципальным Собранием по представлению руководителя муниципалитета. Муниципалитетом руководит руководитель муниципалитета на принципах единоначалия, а статус сотрудников регулируется законом о муниципальной службе.

Исходя из исполнительно-распорядительной деятельности, определены полномочиям муниципалитета:

- осуществление функций во взаимодействии с органами муниципальной и государственной власти:

а) с органами муниципальной власти:

разработка проектов планов и программ развития муниципального образования в соответствии с Генеральным планом развития города Москвы, градостроительными планами территорий административных округов, районов и муниципальных образований, внесение их на рассмотрение муниципального Собрания, организация их исполнения;

составление, внесение на рассмотрение муниципального Собрания проекта бюджета муниципального образования, исполнение бюджета муниципального образования, подготовка и представление муниципальному Собранию отчета об исполнении бюджета в порядке, установленном законом города Москвы;

содействие созданию и деятельности территориальных общин и их органов, взаимодействие с ними, осуществление контроля за деятельностью их комитетов (советов) в части переданных общине полномочий, осуществление иных полномочий, связанных с деятельностью территориальных общин, в соответствии с законом города Москвы;

материально-техническое обеспечение деятельности муниципального

Собрания, руководителя муниципального образования, муниципалитета;

 б) с органами государственной власти:

внесение в органы исполнительной власти города предложений по строительству школ, дошкольных учреждений, поликлиник, аптек, учреждений культуры, спортивных сооружений и других объектов социального назначения в муниципальном образовании в соответствии с Генеральным планом развития города Москвы, градостроительными планами территорий административных округов, районов и муниципальных образований;

внесение в органы исполнительной власти города Москвы предложений по организации и изменению маршрутов, режима работы, организации остановок городского пассажирского транспорта;

во взаимодействии с государственными органами осуществление контроля по вопросам использования земель, благоустройства, санитарного состояния, противопожарной безопасности, гражданской обороны, защиты жителей и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в порядке, установленном федеральным законодательством, нормативными правовыми актами города Москвы;

участие в организационном и информационном обеспечении выборов в федеральные и городские органы государственной власти;

организационное, информационное и материально-техническое обеспечение выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов, консультативных опросов, собраний и конференций жителей муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы; проведение работы по повышению правовой культуры избирателей;

участие в выполнении федеральных и региональных целевых программ в области пожарной безопасности в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами города Москвы;

участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы;

осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления федеральными законами и законами города Москвы;

- полномочия в отношении собственности и финансов:

управление и распоряжение собственностью муниципального образования в соответствии с федеральными законами, законами города Москвы, правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования;

создание, реорганизация и ликвидация муниципальных предприятий и учреждений, назначение и освобождение от должности их руководителей;

координация участия предприятий, учреждений, иных организаций в решении вопросов развития муниципального образования, заключение договоров;

осуществление в соответствии с законодательством контроля за состоянием учета и отчетности на муниципальных предприятиях, в учреждениях и организациях, содействие органам государственной статистики;

принятие решений о предоставлении жилых помещений в жилищном фонде, находящемся в собственности муниципального образования в соответствии с нормативными правовыми актами города Москвы;

содержание и использование жилищного фонда и нежилых помещений, находящихся в собственности муниципального образования в соответствии с законодательством;

принятие решений об изменении срока уплаты налога и сбора, поступающих в местный бюджет.

- полномочия в области социально - культурной сферы:

организация содержания и эксплуатации объектов социальной сферы, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, находящихся в собственности муниципального образования, и закрепленных за ними земельных участков в соответствии с нормативными правовыми актами города Москвы;

осуществление мероприятий по сохранению памятников истории и культуры местного значения в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами города Москвы, развитие местных традиций и обрядов;

организация местных и участие в организации и проведении городских праздничных и иных зрелищных мероприятий, согласование места, времени и порядка проведения зрелищных, общественно-политических мероприятий в порядке, установленном нормативными правовыми актами города Москвы;

- полномочия по защите и регулированию прав несовершеннолетних жителей:

образование и обеспечение деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

принятие решений по вопросам снижения брачного возраста, выдача разрешений на вступление в брак лицам, достигшим возраста 16 лет, в порядке, установленном семейным законодательством Российской Федерации;

организация и осуществление опеки и попечительства;

принятие решений по охране имущественных и неимущественных прав и интересов несовершеннолетних в соответствии с федеральным законодательством;

- полномочия по защите и регулированию прав отдельных групп жителей:

информирование жителей о деятельности органов местного самоуправления, содействие средствам массовой информации, оказание помощи в материально-техническом обеспечении их деятельности;

регистрация трудовых договоров, заключаемых работодателями физическими лицами с работниками;

содействие организации регистрации животных в соответствии с нормативными правовыми актами города Москвы.

Руководитель муниципалитета

Руководитель муниципалитета назначается на должность решением муниципального Собрания из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Трудовой контракт с руководителем муниципалитета заключается руководителем муниципального образования.

Руководителем муниципалитета может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года, имеющий высшее образование и практический опыт управленческой деятельности не менее 2 лет. Он назначается на срок полномочий муниципального Собрания, является муниципальным служащим и не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности.

Полномочия руководителя муниципалитета, осуществляемые на основе контракта, прекращаются досрочно в определенных случаях и по соглашению сторон или в судебном порядке.

Закон города предусматривает, что Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены следующие варианты избрания и назначения должностных лиц местного самоуправления:

1. в случае если Уставом предусмотрена должность Руководителя муниципального образования, избираемого муниципальным Собранием из своего состава, то Председатель муниципального Собрания не избирается, Руководитель муниципалитета не назначается, а полномочия Председателя муниципального Собрания и Руководителя муниципалитета осуществляет Руководитель муниципального образования;

2. в случае принятия на местном референдуме решения о выборах Руководителя муниципального образования непосредственно населением и Руководитель муниципального образования в соответствии с Уставом муниципального образования входит в состав муниципального Собрания с правом решающего голоса, Председатель муниципального Собрания не избирается, Руководитель муниципалитета не назначается, а полномочия Председателя муниципального Собрания и Руководителя муниципалитета осуществляет Руководитель муниципального образования;

3. в случае принятия на местном референдуме решения о выборах Руководителя муниципального образования непосредственно населением и Руководитель муниципального образования в соответствии с Уставом муниципального образования не входит в состав муниципального Собрания, избирается Председатель муниципального Собрания, Руководитель муниципалитета не назначается, а полномочия Руководителя муниципалитета осуществляет Руководитель муниципального образования;

4. в случае если Уставом не предусмотрена должность Руководителя муниципального образования, то муниципальное Собрание избирает Председателя муниципального Собрания и в установленном Законом порядке назначается Руководитель муниципалитета.

Анализ принятых Уставов показал, что структура органов местного самоуправления во всех муниципальных образованиях одинаковая и включает представительный орган - Муниципальное Собрание, главу муниципального образования - Руководителя муниципального образования (который избирается Муниципальным Собранием из своего состава и является его председателем), руководителя исполнительно-распорядительного органа - Руководителя Муниципалитета, назначаемого по конкурсу. Ни в одном муниципальном образовании не предусмотрены прямые выборы главы муниципального образования, хотя закон о правовом статусе выборного должностного лица местного самоуправления в городе Москве принят.

Особенности второй группы.

Уставом города Москвы закреплена такая особенность системы местного самоуправления: «Жители внутригородского муниципального образования составляют местное сообщество». Это значит, что вопросы местного значения на общегородском уровне решены жителями быть не могут. Вторая особенность - широкий круг форм непосредственного народовластия при осуществлении местного самоуправления в городе.

Уставом города предусмотрено право жителей на непосредственное участие в осуществлении власти путем выборов, референдумов, консультативных опросов, публичных слушаний, территориального общественного самоуправления, собраний и конференций граждан, обращений и петиций граждан, мирных массовых акции населения. Безусловно, этот перечень не закрыт. Федеральный Закон «Об общих принципах местного самоуправления...» 2003 года в пятой главе устанавливает новые формы осуществления непосредственного волеизъявления на местном уровне.

Законодательство города Москвы не только перечисляет, но и дает определение, устанавливает основные положения форм непосредственного народовластия, с помощью которых население города может осуществлять местное самоуправление.

Законодательство о выборах органов местного самоуправления составляет наравне с федеральным законодательством Закон г. Москвы от 06.07.2005 «Избирательный кодекс г. Москвы». Однако, эта форма непосредственного народовластия при осуществлении муниципальной власти используется отчасти. Так, Руководители муниципального образования не избирается прямыми выборами. В будущем это необходимо исправить, введя институт прямых выборов при формировании этой должности.

Согласно Устава города (ст. 18), местный референдум может проводиться по вопросам местного значения. Порядок назначения и проведения местного референдума, принятия и изменения его решений определяется Уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы.

Закон г. Москвы от 30.06.2004 (ред. от 19.01.2005) «О референдумах в городе Москве» указывает, что такое вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом города Москвы от 6 ноября 2002 года № 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве» осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления в городе самостоятельно; вопрос (вопросы) референдума -вопрос (вопросы), проект закона города Москвы, проект нормативного правового акта органа местного самоуправления, по которым предлагается провести или проводится референдум.

Согласно упомянутого закона города Москвы, местный референдум -форма прямого волеизъявления жителей города Москвы, обладающих правом на участие в референдуме и проживающих на территории муниципального образования, по наиболее важным вопросам местного значения, которое осуществляется посредством голосования;

На местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения.

Вопросы референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод; должны быть сформулированы таким образом, чтобы исключалась возможность их множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения; не должны противоречить законодательству Российской Федерации и законам города Москвы.

На референдум не могут быть вынесены вопросы:

1. о досрочном прекращении или продлении срока органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

2. о персональном составе органов местного самоуправления;

3. об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;

4. о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;

5. о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

Обстоятельствами, исключающими назначение и проведение референдума законодатель называет:

- референдум не назначается и не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации либо на территории города Москвы, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения;

- референдум не проводится в течение двух лет со дня официального опубликования результатов референдума с такой же по смыслу формулировкой вопроса;

- принятие органом государственной власти города Москвы, иным государственным органом, органом местного самоуправления решения по существу вопроса, который может быть вынесен на референдум, не является обстоятельством, исключающим возможность проведения референдума по данному вопросу.

Инициатива проведения местного референдума принадлежит:

1. жителям города Москвы, имеющим право на участие в местном референдуме в соответствующем муниципальном образовании;

2. муниципальному Собранию - в случаях, предусмотренных уставом муниципального образования (ст.7 п.2 Устава внутригородского муниципального образования района Ясенево предусматривает это право);

3. совместно муниципальному Собранию и руководителю муниципального образования (Устава внутригородского муниципального образования района Ясенево не предусматривает это право).

Согласно Устава города (ст. 19), одной из форм народовластия в городе Москве является народная правотворческая инициатива. В соответствии с Уставом муниципального образования жители муниципального образования, обладающие избирательным правом, численностью не менее двух процентов от числа избирателей соответствующего муниципального образования вправе вносить на рассмотрение органов местного самоуправления проекты правовых актов по вопросам местного значения.

Органы местного самоуправления обязаны рассмотреть проекты правовых актов, внесенные на рассмотрение жителями муниципального образования, не позднее 30 дней со дня внесения на открытых заседаниях с участием представителей жителей в порядке, установленном Уставом муниципального образования. Результаты рассмотрения подлежат официальному опубликованию в средствах массовой информации муниципального образования.

Закон г. Москвы от 11.12.2002 «О гражданской законодательной инициативе в городе Москве» устанавливает эту процедуру.

Устав города, в ст. 20 «Обращения жителей в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления» закрепляет индивидуальное и коллективное право: «Жители имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления. Порядок рассмотрения обращений жителей в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления устанавливается Уставом муниципального образования в соответствии с законами города Москвы».

В Законе об обращениях граждан - жителей города Москвы, устанавливается шесть видов обращений: предложения, заявления, жалобы, ходатайства, коллективные обращения и петиции.

Еще одна форма непосредственного народовластия, характерная только для осуществления муниципального уровня власти - территориальное общественное самоуправление. Под территориальным общественным самоуправлением (ст. 21 Устава) понимается самоорганизация жителей по месту их жительства на части территории муниципального образования -территориях микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления.

Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяется Уставом муниципального образования в соответствии с законом города Москвы: от 10.07.1996 «О территориальном общественном самоуправлении в городе Москве».

В целях привлечения жителей к осуществлению местного самоуправления, выявления мнения граждан по проектам нормативных правовых актов и учета их интересов при решении вопросов местного значения могут проводиться консультативные опросы граждан, социологические опросы, публичные слушания, обсуждения местных проблем в средствах массовой информации в порядке, установленном Уставом муниципального образования в соответствии с законами города Москвы.

Пятой главой федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской

Федерации» «Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления» предусмотрена новая форма участия народа в осуществлении местного самоуправления - опрос граждан. Федеральный законодатель дал определение опроса:

- опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти. Результаты опроса носят рекомендательный характер.

Законодатель так же установил круг субъектов - носителей права на участие в опросе, носителей права инициирования, носителей обязанности назначения опроса.

Закон г. Москвы от 25.06.1997 (ред. от 21.02.2001) «О консультативном опросе граждан в районе города Москвы устанавливает, что на опрос в г. Москве может быть вынесен любой вопрос (вопросы), непосредственно затрагивающий интересы граждан по месту их проживания, относящийся к сфере:

- экологической безопасности жителей соответствующей территории;

бытового, торгового, медицинского, общеобразовательного, культурного и иного обслуживания населения;

- благоустройства, озеленения, обустройства территории;

- использования дворовых и внутридворовых территорий;

- осуществления инвестиционных проектов на соответствующей территории:

- другие вопросы развития местной инфраструктуры. В качестве примера можно привести выявление интересов и приоритетов граждан в пределах границ не менее чем одного микрорайона о градостроительных планах, проектах и решениях по иным вопросам, связанным с использованием городской территории. Процедура проведения опроса по этим вопросам определяется нормативными правовыми актами города Москвы и решениями районных Управ. На опрос не могут выноситься вопросы, нарушающие личные права граждан, а также затрагивающие интересы граждан, проживающих вне территории опроса.

Московский законодатель устанавливает, что консультативный опрос граждан является формой привлечения населения к управлению делами района города Москвы и города. Законом (ст. 8) устанавливается возможность проведения консультативного опроса путем тайного голосования. По сути, указанным законом закрепляется консультативный референдум.

Жители вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, законам города Москвы.

К иным можно отнести косвенно, под условие предусмотренную законами о местном самоуправлении (ст. 37) города и о статусе выборного должностного лица (ст. 5) форму императивного мандата. Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления досрочно прекращаются в случаях отзыва избирателями, если такая возможность предусмотрена уставом муниципального образования. Как известно, закона об отзыве и иных составляющих императивного мандата (наказы, отчеты) в городе Москве нет. Следовательно, механизм не предусмотрен. По мнению автора, следует разработать и принять Закон города Москвы об императивном мандате (регулирующий не только отзыв, но и наказ, отчет).

Тем более что в ст. 6 Устава внутригордского муниципального образования Ясенево, в ст. 83 Регламента муниципального Собрания 26.10.04 г. предусматриваются элементы императивного мандата: отзыв депутата муниципального Собрания, отчет его перед избирателями.

Закон г. Москвы от 04.06.1997 «О собраниях и конференциях граждан по месту их проживания в городе Москве «, ст. 6 Устава внутригородского муниципального образования района Ясенево предусматривают такую форму осуществления муниципальной власти, как собрания и конференции. Упомянутая статья предусматривает так же публичные слушания проектов муниципальных правовых актов и опросы граждан. Однако, как и в отношении отзыва, отчетов депутатов, механизм осуществления этих норм в городе не предусмотрен.

 

АВТОР: Дерюгина А.В.