17.07.2011 5796

Правовые основы регулирования производства и оборота алкогольной продукции (статья)

 

Реформирование экономики при отсутствии надежного механизма контроля и защиты от преступных посягательств создало благоприятные предпосылки для стремительного роста не только так называемой общеуголовной преступности, но и относительно новых общественно опасных деяний, посягающих на экономические интересы государства. Расширение сферы влияния на экономику капиталов криминального происхождения, интенсивное проникновение в данную сферу организованных преступных формирований повлекло за собой рост количества экономических преступлений. Сложность процесса контроля над этой тенденцией в значительной мере обусловливается наличием ряда существенных недостатков в уголовно-правовом определении преступлений в сфере экономики.

Действующее уголовное законодательство Российской Федерации не содержит определения понятия экономического преступления. Впрочем, оно обходит стороной уже достаточно устоявшиеся в теории уголовного права такие понятия, как налоговые, таможенные, валютные, кредитные преступления. Между тем, определение круга однородных общественных отношений, которые оказываются объектом конкретных видов посягательств, позволяет представить характер и степень общественной опасности этих деяний как на современном этапе, так и в перспективе, выявить реальное состояние криминальной пораженное конкретной сферы и установить пределы возможного вмешательства средств уголовно-правового воздействия на конкретную область объективной действительности.

Под экономической преступностью обычно понимают: преступность в сфере экономической жизни общества; преступность только субъектов экономической деятельности в сфере экономики; преступления, совершаемые по экономическим мотивам; преступность, которая выделяется по нескольким из этих признаков. Экономическая преступность - «это превращенная форма экономической (предпринимательской) деятельности, осуществляемой ее субъектами с целью достижения социально несправедливого обогащения за счет нарушения принципа эквивалентности обмена».

Необходимо отметить также, что в сфере экономики совершаются не только деяния, предусмотренные разделом 8 УК РФ (лжепредпринимательство, лжебанкротство, хищения и т.п.), но и ряд иных преступлений, включенные в другие разделы УК РФ (служебный подлог, коммерческий подкуп, заказные убийства и т.п.).

Ввиду многозначности понятия «экономическая преступность» важное теоретические и практическое значение имеет определение критериев разграничения различных видов преступлений.

Раздел 8 УК РФ «Преступления в сфере экономики» с криминологической точки зрения содержит и общеуголовные преступления (кража, разбой, вымогательство и т.п.) и типично экономические преступления (незаконное предпринимательство, лжепредпринимательство, незаконное использование товарного знака, присвоение или растрата с использованием виновным лицом своего служебного положения и т.п.) и даже коррупционные преступления (подкуп участников и организаторов профессиональных и спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов). К экономической преступности можно отнести налоговую и таможенную. Между тем, как справедливо отмечается, эклектическое объединение больших групп разнородных составов преступлений в указанном разделе с позиций предмета и метода экономической теории невозможно объяснить. Таким образом, экономическую преступность можно определить, как совокупность противоправных общественно опасных корыстных посягательств на используемую для хозяйственной деятельности собственность, установленный порядок управления экономическими процессами и экономические права и интересы физических и юридических лиц, государства со стороны лиц, выполняющих определенные функции в системе экономических отношений. Экономическую преступность образует совокупность нескольких десятков составов преступлений, предусмотренных уголовным законом. В связи с этим существуют особенности криминологической характеристики экономической преступности в отдельных отраслях и сферах экономической деятельности. Сущность преступлений, связанных с незаконным производством, оборотом этилового спирта и алкогольной продукции следует раскрыть через выделение наиболее общих признаков, присущих экономическим преступлениям. Они характеризуются тем, что:

а) совершаются в процессе профессиональной деятельности;

б) носят корыстный характер;

в) имеют длящееся систематическое развитие;

г) наносят ущерб экономическим интересам государства, частного предпринимательства и граждан;

д) совершаются в рамках и под прикрытием законной экономической деятельности.

Очевидно, что для целей настоящего исследования признаки, присущие в целом экономическим преступлениям, подлежат конкретизации. Выделение криминологически сходных видов преступлений и их научная разработка способствует определению комплекса мероприятий профилактического характера. Здесь следует исходить из важного аспекта, который выражается в том, что классификация относится к числу общих методов познания, наряду с наблюдением, сравнением, моделированием, реконструированием и аналогией.

Обычно преступления классифицируются по способу и месту их совершения; преступному опыту лица, совершившего то или иное деяние; возрастным, психологическим и другим особенностям личности преступников; объектам, где совершаются преступления; по характеру профессиональной деятельности и т.п.

Анализ научно-методической литературы и данных соответствующих криминологических исследований приводят к выводу о необходимости классификации преступлений в сфере производства, оборота этилового спирта и алкогольной продукции по традиционным уголовно-правовым критериям, не исключающим, очевидно, ряд важных криминологических обстоятельств. Это в первую очередь касается данных о личности, причинах совершения преступлений. Они имеют непосредственное значение для разработки дифференцированных методик предупреждения преступлений, связанных с производством, оборотом этилового спирта и алкогольной продукции. Здесь на первый план выдвигается познание предмета преступного посягательства, который включает в себя информацию об условиях изготовления, хранения, реализации и транспортировки этилового спирта и алкогольной продукции; об изготовителе этой продукции и ряд других сведений. Важное значение среди этих данных имеют сведения о месте совершения преступления, которое является совокупным понятием. В этом плане можно говорить, например, о месте подделки акцизной марки, умышленного нарушения производственного цикла изготовления товара, его реализации, перемещении товара с нарушением установленных правил.

Все преступления, связанные с незаконным оборотом этилового спирта и алкогольной продукции, по признаку места совершения могут быть классифицированы на: предприятиях, изготавливающих продукцию; в организациях, реализующих продукцию, при перевозке продукции через таможенные посты.

Как показало проведенное исследование местом совершения преступлений, связанных с незаконным оборотом этилового спирта и алкогольной продукции, являются предприятия различных организационно-правовых форм: государственные предприятия - 8,3 %, индивидуальные частные предприятия - 5,2 %, акционерные общества - 30,6 %, общества с ограниченной ответственностью - 34,9 %, обособленные подразделения (представительства) иностранных фирм - 19,0 %. Установлено, что местом совершения преступлений в основном являются предприятия и организации, производящие и реализующие этиловый спирт и алкогольную продукцию. Наибольшее число преступлений (более 40 %) совершается в торгово-закупочной деятельности и на предприятиях, производящих этиловый спирт и алкогольную продукцию (примерно 33 %).Примерно в 13 % случаев незаконный оборот этой продукции был связан с перемещением товара, минуя таможенные посты, либо с неправомерным оформлением таможенных документов.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах по предотвращению незаконного производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» от 30 апреля 1997 года № 442, наиболее значимой является деятельность по выявлению мошенничеств, присвоения и растрат, контрабанды, незаконной предпринимательской деятельности, производства немаркированной продукции, то есть те виды преступлений, которые позволяют преступникам в короткие сроки получать большие прибыли.

Как показал анализ данных статистики за 2003 г., удельный вес преступлений, связанных с незаконным производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции, среди отдельных видов перечисленных деяний составил:

- мошенничество (ч.2, 3 и 4 ст. 159 УК РФ) - 0,6 %;

- присвоение или растрата (ч.2, 3 и 4 ст. 160 УК РФ) - 0,7 %;

- незаконное предпринимательство (ч.2 ст. 171 УК РФ) - 4,3 %;

- производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированных товаров и продукции (ст. 171-1 УК РФ) - 40,6 %;

- контрабанда ( ст. 188 УК РФ) - 0,8 %;

- производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ст.238 УК РФ) - 50,0 %;

- изготовление, сбыт поддельных марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия либо их использование (ст.327-1 УК РФ) -11,6%.

Значительную работу по предотвращению производства и оборота алкогольной продукции осуществляют законодательные и исполнительные органы, а также правоохранительные органы г. Москвы. В столице по данным Департамента потребительского рынка и услуг Правительства Москвы расположено свыше 600 оптовых предприятий, имеющих лицензии на данный вид деятельности, в том числе 148 организаций, учредивших акцизный склад. В столице расположено 20 предприятий-производителей алкогольной продукции, из них - 16 реально действующих:

1. ОАО «Кристалл», производственная мощность в год 12524 тыс. дал. (изготовление водки и ликероводочных изделий).

2. ОАО «Московский комбинат шампанских вин» (МКШВ), производственная мощность в год 1275 тыс. дал. (изготовление шампанских вин, вина, коньяка).

3. ОАО Московский межреспубликанский винодельческий завод» (ММВЗ), производственная мощность в год 8325 тыс. дал. (изготовление водки и ликероводочных изделий, вина, коньяка, бренди, винных напитков).

4. ОАО «Московский винно-коньячный завод КиН», производственная мощность в год 1300 тыс. дал. (изготовление водки и ликероводочных изделий, вина, коньяка).

5. ЗАО «Мосазервинзавод», производственная мощность в год 1350 тыс. дек. (изготовление вина и коньяка).

6. ООО «Бахус», производственная мощность в год 11700 тыс. дал. (изготовление водки и ликероводочных изделий, вина, винных и слабоалкогольных напитков).

7. ООО «Рисп», производственная мощность в год 1920 тыс. дал. (изготовление шампанских вин, вина).

8. ЗАО НПП «Ермак», производственная мощность в год 250 тыс. дал. (изготовление водки и ликероводочных изделий).

9. ООО «Корн и Ко», производственная мощность в год 624 тыс. дал. (изготовление водки и ликероводочных изделий).

10. ОАО «Корнет», производственная мощность в год 1189 тыс. дал. (изготовление шампанских вин).

11. ЗАО «Лоза», производственная мощность в год 1112 тыс. дал, (изготовление вина и коньяка).

12. ООО ПКФ «Березка», производственная мощность в год 660 тыс. дал. (изготовление водки и ликероводочных изделий).

13. 000 «Олимп-Империал», производственная мощность в год 600 тыс. дал. (изготовление вина).

14. 000 «Напитки Очаково», производственная мощность в год 3000 тыс. дал (изготовление слабоалкогольных напитков).

15. ОАО «Останкинский завод напитков» (изготовление ликероводочных изделий от 9 до 25 % и слабоалкогольных напитков).

16. ООО «Армянские вина» (изготовление коньяка). Производственные линии не запущены на предприятиях-производителях алкогольной продукции ООО «СаталМ», ООО «ЛВЗ «Аметист», ООО «Виномир» и ООО «Арона».

Пивоваренная промышленность города представлена следующими предприятиями:

1. ОАО «Бадаевский пивоваренный завод», мощность 5 млн. дал. пива в год.

2. ОАО «Останкинский пивоваренный завод»,мощность 8 млн. дал. пива в год.

3. ЗАО «Московский пиво-безалкогольный комбинат «Очаково», мощность 65 млн. дал пива в год.

4. ЗАО «Пивоварня Москва-Эфес», мощность 40 млн. дал пива в год.

5. ГУП «Московский экспериментальный завод напитков в Хамовниках», мощность 2,2 млн. дал пива в год (с мая 2004 года производство пива прекращено).

6. ОАО «Москворецкий пивоваренный завод»,мощность 7 млн.. дал. пива в год ( с декабря 2004 года производство пива прекращено).

В связи с существенным осложнением в концу 1997 г. криминогенной обстановки в сфере алкогольного бизнеса в столице Правительствами Москвы и Московской области было принято Постановление № 792-83 от 11.11.97 «О временном введении в Москве и Московской области региональной системы идентификации качества алкогольной продукции и контроля за ее производством, хранением и реализацией», в соответствии с которым в 1998 г.была создана региональная система идентификации качества алкогольной продукции, эффективно функционирующая до второго полугодия 2001 г.

В целях создания надежно функционирующей системы и решения непосредственных задач по декриминализации и стабилизации отрасли, в структуре УБЭП ГУВД г. Москвы при поддержке МВД РФ, с 1 января 1998 г. было образовано специализированное подразделение по борьбе с незаконным производством и оборотом алкогольной продукции (ОРЧ-2 при УБЭП), основной целью которого является вытеснение теневых дельцов из сферы алкогольного бизнеса в столице, защита здоровья и жизни населения, обеспечение прав потребителей на качественную продукцию, увеличение поступлений доходов в бюджеты разных уровней.

Кроме того, было создано Государственное унитарное предприятие «Мосалкоголь-контроль» (позднее переименованное в ГУП «Москачество»), в функциональные обязанности которого входило обеспечение необходимого количества идентификационных марок, подтверждающих качество и безопасность алкогольной продукции, а также организация лабораторного исследования продукции.

Однако с 1 июня 2001 г. в связи со вступлением в силу второй части Налогового кодекса РФ, изменилась система, порядок и условия маркирования алкогольной продукции. В результате указанная система, обеспечивающая эффективный контроль за качеством алкогольной продукции и легальностью ее оборота, действующая в г. Москве, была отменена, а ГУП «Москачество» прекратило свою деятельность.

Упразднив данную систему, в Налоговом кодексе и других Федеральных нормативных актах в достаточной мере не были определены полномочия федеральных органов и субъектов федерации по осуществлению контроля за качеством реализуемой алкогольной продукции. В ситуации недостаточного нормативного регулирования отношений, возникающих в данной сфере, основная нагрузка пришлась на правоохранительные органы.

1 октября 2002 г. было принято Постановление Правительства РФ № 723 «Об утверждении общих требований к порядку и условиям выдачи разрешений на учреждение акцизных складов и порядку выдачи региональных специальных марок», которое разграничило и определило полномочия федеральных органов и субъектов федерации, наделив последних полномочиями по проверке качества и безопасности алкогольной продукции.

В настоящее время государственное регулирование в области промышленного производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации осуществляется Федеральным законом от 7 января 1999 г. № 18-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции», действие которого направлено на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и инструкцией в указанной области.

В соответствии с данным Федеральным законом в г. Москве принято постановление Правительства Москвы от 11.03.03 № 153-ПП «О мерах по выполнению правовых нормативных актов в области государственного регулирования производства им оборота алкогольной продукции», которым устанавливаются: порядок изготовления и приобретения региональных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, порядок и условия выдачи разрешений на учреждение акцизных складов и продления их действия, порядок осуществления специальных защитных мер в части контроля качества алкогольной продукции, произведенной на территории Российской Федерации и предназначенной для розничной реализации в г. Москве, а также иные меры по осуществлению координации и контроля за производством, оборотом и качеством алкогольной продукции. В частности, Департамент потребительского рынка и услуг г. Москвы: согласует разрешение на открытие акцизного склада; контролирует его деятельность; проводит конкурс на право изготовления марок; заключает договора на изготовление марок; принимает от акцизных складов и рассматривает заявки на выделение марок; проверяет обоснованность представленных акцизными складами заявок на выделение марок; подготавливает сводный заказ на изготовление марок и осуществляет их заказ; осуществляет контроль качества алкогольной продукции и дает разрешение акцизным складам по результатам исследования на оклейку алкогольной продукции марками.

В основу данного постановления положены конкретные предложения и опыт практической деятельности всех исполнительных, законодательных, правоохранительных, контролирующих и иных органов, осуществляющих свою деятельность в сфере производства и оборота алкогольной продукции. Это в свою очередь, должно повысить эффективность применения предусмотренных в постановлении мер по реализации государственной политики в области контроля за качеством, производством и оборотом алкогольной продукции на территории г. Москвы, и создать условия для дальнейшего позитивного развития отрасли.

Россия по многим параметрам - территории, населению, природно-ресурсному, производственному, научно-техническому и интеллектуальному потенциалу, участию в решении глобальных проблем современности, связанных прежде всего с освоением космического пространства, содействию с поддержании мира и безопасности и др. - великая держава. В то же время ее экономическая, политическая и социальная деятельность находится сейчас в кризисном состоянии, которое можно рассматривать как неизбежный результат коренной ломки прежнего жизненного уклада в процессе перехода к рыночным отношениям.

Среди особенностей России, влияющих на все сферы жизнедеятельности людей, расселение и формирование среды обитания, а также определяющих криминальную ситуацию по стране в целом и в конкретных административно-территориальных образованиях можно выделить следующие:

- обширность занимаемой страной пространства;

- неравномерность расселения и хозяйственного освоения территории;

- богатство и разнообразия природных условий и природных ресурсов;

- многонациональный состав населения и этническая мозаичность территории, наличие при повсеместном расселении русских большого числа ареалов компактного проживания отдельных народностей:

- сильные территориальные контрасты в экономической, политической и социальной сферах.

Благодаря обширности территории обеспечиваются все необходимые условия рационального разделения труда, возможности более свободного маневра в размещении производственных сил, повышается обороноспособность государства, достигаются и другие положительные результаты в области экономического и социального развития.

Сами по себя крупные размеры территории предопределяют разнообразие региональных условий и ресурсов для успешной экономической деятельности. В то же время огромные расстояния выдвигают серьезные проблемы в реализации уголовной политики. Они связаны в первую очередь с возможностями правоохранительных органов по розыску и изобличению виновных лиц, а также с раскрываемостью преступлений. Помимо того, данное обстоятельство достаточно эффективно используется соответствующими криминальными структурами для расширения сфер приложения, уклонения от уголовной ответственности.

Россия занимает ведущее положение в мире по общим геологическим и разведанным запасам большинства полезных ископаемых. Ей принадлежит первое место по ресурсам энергоносителей - нефти, газа и угля, отдельных видов металлургического, горно-химического и минерально-строительного сырья. Первое место принадлежит России и по запасам древесины - почти четверть мировых ресурсов.

При общей высокой обеспеченности страны природными ресурсами разные районы насыщены ими далеко не одинаково. Налицо диспропорция, существующая между размещением основных источников сырья, топлива и энергии, с одной стороны, и размещением населения и трудовых ресурсов - с другой. Вообще для России характерна значительная неравномерность и глубокая контрастность в степени экономического и социального развития территории.

Криминологические аспекты высокого уровня природно-ресурсного потенциала страны проявляются, в частности, в сфере экономической деятельности, где за последние пять лет количество выявленных преступлений экономической направленности возросло почти в два раза.При этом на 44,7 % за пять лет вырос ущерб от экономических преступлений, составив 29,2 млрд. руб. Оперируя статистическими показателями, необходимо иметь в виду, что экономические преступления относятся к числу высоко латентных видов, поэтому данные об их росте или снижении отражают не столько фактическое состояние, сколько результат усилий правоохранительных органов по их выявлению. Высокими темпами растет преступность в сфере внешнеэкономической деятельности. Исключительно большой вред экономике страны приносит монополизм и ограничение конкуренции. Эти деяния носят скрытый характер, совершаются под видом гражданско-правовых сделок. По подсчетам специалистов, за последние годы упущенная выгода из-за недооценки продаваемой государством нефти достигла 400 млрд. долларов США.

Экономическая преступность растет и организуется, приобретает транснациональные черты, питает коррупцию. Однако до сих пор не приняты законы о борьбе с коррупцией, организованной преступностью. Такого рода пробелы в законодательстве способствуют нарушениям законности, совершению экономических преступлений. По оценкам экспертов, организованными преступными группировками в настоящее время контролируется до 50 % частных и до 60 % государственных предприятий.

Если в начале 80-х - начале 90-х гг. преобладал «черный рэкет» («наезды» на мелкие магазины, ларьки, киоски, кафе), то в настоящее время, за исключением сохранившихся мелких рэкетиров, обирающих небольшие торговые точки, господствует хорошо отлаженная «легальная» система «патронажа», с заключением юридически оформленных договоров на «обеспечение безопасности», «маркетинговые услуги» и т.п.С точки зрения выявления особенностей территориальных различий в преступности важное значение имеет фактор неравномерности заселения, что приводит к усилению миграционных процессов. В частности, средняя плотность населения в европейской части составляет 26,3 человека на квадратный километр, а в восточных районах - 2,5 человека, то есть в 10 раз ниже. Основная полоса расселения занимает одну десятую часть территории страны, но концентрирует более двух третей всего населения. Обращает на себя внимание, что в восточных районах при слабой заселенности приходится девять десятых всех топливно-энергетических ресурсов, четыре пятых запасов древесины, весьма значительная доля металлургического, горно-химического и минерально-строительного сырья.

Существенные различия в степени экономической освоенности территории, уровне обеспеченности природными и трудовыми ресурсами находят отражение в количественных и качественных характеристиках преступности.

С принятием 6 октября 1999 г. Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" внесена определенная ясность в практику заключения договоров между Федерацией и ее субъектов. Однако в сфере конституционной законности верховенствующее положение Конституции Российской Федерации во многих случаях не выдерживается.

Россия является федеративным государством - Российской Федерацией, объединяющей субъекты Федерации на основе Конституции РФ и федеративного договора как неотъемлемой ее части. Субъекты Федерации состоят из самоуправляющихся территориальных общностей и самостоятельно определяют свое территориальное устройство.

В состав РФ входят 21 республика, 6 краев, 49 областей, два города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), 1 автономная область, 10 автономных округов.

К ведению РФ относится довольно широкий круг полномочий, среди которых особо следует выделить следующие:

1. федеративное устройство и территория страны в целом;

2. установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти;

3. установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, социального, культурного и национального развития;

4. установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономическое службы, включая федеральные банки;

5. федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

6. федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь;

7. оборона и безопасность;

8. статус и защита государственной границы, территориальных вод, экономической зоны и континентального шельфа;

9. метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; официальный статистический учет.

В правовом регулировании предметов ведения и полномочий важную роль играют федеральные законы. В чч. 1 и 2 ст.76 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации принимаются федеральные конституционные и федеральные законы по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов либо федеральные законы и в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Федерации. Между тем нередко законы субъектов Федерации, подобно подавляющему большинству внутрифедеральных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий, принимаются с нарушением ст.71 т 72 Конституции РФ. Это проявляется либо во вторжении субъектов в сферу исключительной компетенции Российской Федерации, в приписывании к своей компетенции полномочий из области совместного ведения с Федерацией, либо в дублировании в региональных актах федеральных нормативных полномочий.

На территории России 11 экономических районов.

Новый этап знаменует собой укрепление «исполнительной вертикали» благодаря системе контроля за выполнением в регионах Конституции РФ, федеральных законов и указов Президента. Для осуществления контрольных функций были организованы семь федеральных округов (Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г.), каждый с соответствующим центром: «Центральный» (Москва), «Северо-Западный» (Санкт-Петербург), «Южный» (Ростов-на-Дону), «Приволжский» (Нижний Новгород), «Уральский» (Екатеринбург), «Сибирский» (Новосибирск), «Дальневосточный» (Хабаровск).

Теневой бизнес сферы производства и оборота спирта и алкогольной продукции включает в себя несколько направлений деятельности:

- выпуск неучтенной алкогольной продукции на легальных предприятиях-производителях алкогольной продукции;

- подпольное производство фальсифицированной алкогольной продукции;

- поставки и крупная оптовая торговля сырьем и алкогольной продукцией;

- производство и сбыт поддельных марок акцизных сборов, то есть обеспечение материалами неконтролируемое производство;

- оптовая и, особенно, розничная реализация нелегальной алкогольной продукции через сеть торговых точек.

В целом ряде законодательных актов и нормативных материалов устанавливаются порядок деятельности правоохранительных и контролирующих органов, региональных органов по изъятию, конфискации и использованию этилового спирта и алкогольной продукции, находящихся в незаконном обороте, а также определяются конкретные мероприятия по упорядочению выпуска и реализации подакцизной продукции. Нормативной базой, регулирующей сферу производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, являются: действующие нормы уголовного, административного и гражданского законодательства; Федеральный закон от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (в редакции Федеральных законов от 07.01.1999 № 18-ФЗ, от 29.12.2001 № 186-ФЗ, от 24.07.2002 № 109-ФЗ, 25.07.2002 № 116-ФЗ, от 02.11.2002 № 1227-ФЗ, от 21.07.2005 № 102-ФЗ, с изменениями, внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 12.11.2003 № 17-П)), Указов Президента Российской Федерации от 18.08.96 № 1213 «Об усилении государственного контроля за оборотом алкогольной продукции»; от 30 апреля 1997 г. «О дополнительных мерах по предотвращению незаконного производства и оборота спирта этилового и алкогольной продукции», в редакции Указа Президента РФ от 25.07.2000 № 1368; от 6 октября 1998 г. № 1199 «Об усилении государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции»;постановлений Правительства Российской Федерации от 6 октября 1998 г. № 1159 «Об усилении государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции», в редакции Постановления Правительства РФ от 27.08.99. № 966; с изменениями, внесенными определением Верховного Суда РФ от 08.01.2002 № КАС 01-494; от 16 июня 2001 г. № 467 «О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта из пищевого сырья» в редакции Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 № 49; от 9 июля 1998 г. № 727 «О лицензировании деятельности по производству, хранению и обороту этилового спирта, изготовленного из всех видов сырья, спиртосодержащей и алкогольной продукции», в редакции Постановления Правительства РФ от 03.10.2002 № 7311; от 9 июля 1998 г. № 727, утвердившего «Положение о лицензировании деятельности по производству, хранению и обороту этилового спирта, изготовленного из всех видов сырья, и спиртосодержащей продукции», в редакции Постановления Правительства РФ от 03.10.20022 № 731, с изменениями, внесенными решением Верховного Суда РФ от 09.02.2004 от 09.02.2004 № ГКПИ 03-13-01; от 9 июля 1998 г. № 727, утвердившего «Положение о лицензировании деятельности по производству, розливу, хранению и обороту алкогольной продукции», с изменениями, внесенными решением Верховного Суда РФ от 09.11.2000 № ГКПИ 00-1196, определением Верховного Суда РФ от 13.02.2001 № КАС 01-36; 20.0888.97 № 1056 «Об утверждении временного порядка изъятия, конфискации и использования алкогольной продукции и этилового спирта, находящихся в незаконном обороте» и от 29.09.97 № 1263 «Об утверждении Положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении»; Приказ по Министерству Российской Федерации от 6 мая 2002 г. № БГ-3-07.241 «Об осуществлении Министерством Российской Федерации по налогам и сборам функций по лицензированию производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»; «Порядок организации работы МНС России по осуществлению лицензирования деятельности в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», утвержденного Приказом по Министерству Российской Федерации по налогам и сборам от 06.05.2002 № БГ-3-07.241, и другие нормативно-правовые акты. В них определены основные положения, связанные со сферой производства и оборота алкогольной продукции.

В частности, под незаконным оборотом алкогольной продукции и этилового спирта (алкогольной продукции) понимается:

- реализация алкогольной продукции без соответствующей лицензии;

- реализация алкогольной продукции без сертификатов соответствия, маркировки марками акцизного сбора или специальными марками;

- реализация забракованной алкогольной продукции, произведенной с превышением предельно допустимых концентраций вредных примесей;

- поставка алкогольной продукции в упаковке, не соответствующей нормативно-техническим требованиям;

- закупка этилового спирта организациями, не имеющими квоты на его закупку и лицензии на изготовление продукции с использованием этилового спирта;

- розничная продажа этилового спирта.

В соответствующих нормативных документах определено также, что изъятие алкогольной продукции - это административно-правовая мера воздействия, состоящая в принудительном лишении правонарушителя возможности пользоваться и распоряжаться алкогольной продукцией, находящейся в незаконном обороте. Под конфискацией понимается безвозмездное обращение по решению суда в собственность государства алкогольной продукции, изъятой из незаконного оборота в качестве санкции за административное или уголовное правонарушение; бесхозная продукция - это алкогольная продукция, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо от права собственности на которую отказался.

Изъятие и конфискация алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте, производится в порядке уголовного судопроизводства и административного производства, а также гражданского судопроизводства (в случае признания алкогольной продукции бесхозным имуществом).

В соответствии с действующим законодательством и Указом Президента Российской Федерации от 18.08.97 № 1213 «Об усилении государственного контроля за оборотом алкогольной продукции», изъятие алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте, производится органами внутренних дел, инспекций по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, эпидемнадзора, налоговой полиции, по обеспечению монополии на алкогольную продукцию, российским центром испытаний и сертификации в пределах их компетенции.

Государственные органы в своей деятельности по изъятию и конфискации алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте, в том числе бесхозной, руководствуются нормами уголовного, уголовно-процессуального, гражданского, гражданско-процессуального законодательства, законодательства об административных правонарушениях и другими нормативными актами, регулирующими данные отношения.

Указанными нормативными документами определен также порядок работы контролирующих органов при выявлении фактов розничной реализации алкогольной продукции без идентификационной марки. При обнаружении в розничном обороте алкогольной продукции без идентификационной марки уполномоченные контролирующие органы обязаны снять такую продукцию с реализации, проверить сопровождающие ее товарные документы, выдать предприятию розничной торговли (индивидуальному предпринимателю) предписание о наложении штрафных санкций, произвести отбор проб и провести экспертизу качества в аккредитованных лабораториях.

Изъятие и конфискация алкогольной продукции в порядке уголовного производства осуществляется в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. Орган, выявивший нарушение, связанное с незаконным производством и оборотом алкогольной продукции и подпадающее под признаки состава конкретного преступления, изымает такую продукцию из оборота, о чем составляется соответствующий протокол изъятия.

После возбуждения уголовного дела, в рамках производства неотложных следственных действий, следователь (орган дознания) производит выемку или накладывает арест на изъятую из незаконного оборота алкогольную продукцию. После возбуждения уголовного дела, в рамках неотложных следственных действий, следователь (орган дознания), проводящий предварительное следствие, направляет образцы изъятой алкогольной продукции на экспертизу для получения заключения об ее соответствии, в частности, требованиям безопасности, пригодности к промышленной переработке либо уничтожению. В соответствии с параграфом 37 Инструкции «О порядке изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, ценностей и иного имущества органами предварительного следствия, дознания и судами», утвержденной Верховным Судом, Министерством юстиции, Прокуратурой Российской Федерации, МВД и ФСБ ль 18 октября 1989 года (в редакции 1995 года) № 34-15, на основании результатов экспертизы принимается решение об уничтожении либо промышленной переработке изъятой из незаконного оборота алкогольной продукции.

Орган, выявивший административное правонарушение, связанное с незаконным оборотом алкогольной продукции, производит изъятие из оборота такой продукции и готовит необходимые материалы для решения судом вопроса о конфискации такой продукции, в соответствии с действующим административным законодательством.

Обращение алкогольной продукции в собственность государства в порядке гражданского судопроизводства производится по решению суда в следующих случаях: если сделка с алкогольной продукцией совершена с целью противной основам правопорядка и нравственности (ст. 169 ГК РФ); если алкогольная продукция не имеет собственника, либо от которой собственник отказался, или на которую он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом, а также в случае, если собственник алкогольной продукции неизвестен (ч.З ст.318, ст.225, 226, 228 ГК РФ). При этом в соответствии с действующим законодательством и нормативно-правовыми актами Российской Федерации основанием для рассмотрения вопроса о признании алкогольной продукции бесхозным и брошенным движимом имуществом является отсутствие сопроводительных документов, неотражение данных о ней в бухгалтерских документах и неизвестность собственника данной продукции.

 

АВТОР: Дорожкин К.А.