18.07.2011 3049

Характеристика личности правонарушителя в сфере производства и оборота алкогольной продукции (статья)

 

Изучение свойств личности преступника непосредственно связано с проблемой преступного поведения человека, которая исключительно сложна и многогранна. Это обстоятельство диктует необходимость ее рассмотрения с позиций разных наук, во многих аспектах.

Представляется, что следует обратить внимание на три из этих аспектов, непосредственно связанных с преступностью. Преступника можно характеризовать как субъекта уголовных правоотношений, субъекта преступлений и личности преступника.

Субъектом уголовных и связанных с ними уголовно-процессуальных и уголовно-исполнительных отношений, обусловленных существованием государственно-правовых отношений, преступник является в связи с его положением в государстве, отношением к закону. Причинив вред обществу и государству, лицо вместе с тем наделяется широкими правами по реализации принципов справедливости и законности, презумпции невиновности.

Субъект преступления- это уголовно-правовая характеристика преступника, которая раскрывается уголовным законом. Наличие признаков состава преступления является необходимым и обязательным условием привлечения лица к уголовной ответственности.

Личность преступника - криминологическая категория, раскрытие содержания которой предполагает установление демографических данных, а также тех признаков в сфере социально-ценностных представлений и морально-психологических черт, которые связаны с совершением преступления. В этой связи важное значение имеет также выяснение процесса формирования такой личности и конкретного механизма совершения преступления.

Проблема личности преступника всегда являлась и продолжает оставаться дискуссионной в криминологии, однако в настоящее время ее содержание изменилось. Если раньше она рассматривалась в рамках понимания причин преступности и критики биопсихических тенденций, то в настоящее время исследуются вопросы, связанные с формированием определенных свойств и признаков личности, которые, во-первых, отличают преступника от правопослушного гражданина, во-вторых, могут рассматриваться как основание для выделения специфического лица- преступника, в-третьих, предопределяют выбор противоправного варианта поведения в проблемной ситуации. В криминологии выделяют множество значений понятия личности преступника.

Принято утверждать, что «личность преступника»- это личность человека, совершившего преступление. Указанное определение в равной мере относится ко всем лицам, виновно нарушающим уголовный запрет и являющимся субъектом преступление. Строго говоря, такое понимание представляется наиболее правильным.

Признается, что «личность преступника» отражает лишь совокупность ее социальных свойств, связей и отношений, которые во взаимодействии с социальными условиями определили совершение преступления. Указывается, например, что личность преступника - наиболее широкое и емкое понятие, выражающее социальную сущность лица, сложный комплекс характеризующих его признаков, свойств, связей, отношений, его нравственный и духовный мир, взятые в развитии с социальными и индивидуальными жизненными условиями и в той или иной мере определяющие совершение преступления. Следовательно, речь идет о специфическом понятии личности преступника.

Нередко понятие «личность преступника» ограничивается также качественными отличиями от личности правопослушного человека. Такая позиция также представляется приемлемой. Криминологические исследования показывают, что у значительного большинства совершивших преступления лиц наблюдаются заметные особенности потребностей, интересов, нравственных, правовых взглядов, ценностных ориентации. Выявление указанных особенностей наиболее эффективно, когда оно осуществляется до совершения преступления и позволяет своевременно оказывать положительное влияние на личность и на ее социальную среду. Однако следует подчеркнуть, что о личности преступника можно говорить с момента совершения человеком преступления. Помимо того, личность преступника- это не преступная личность в неизбежности совершения преступления. Наукой не установлено наличие в структуре личности таких признаков и свойств, каждая из которых в отдельности или в определенном сочетании фатально порождала бы преступное поведение.

Наконец, в научный оборот вводится понятие «криминогенная личность». «Криминогенность»- это не какое-то особое свойство. Это возникшее в результате неблагоприятных условий формирования и жизнедеятельности лица достаточно устойчивые личностные характеристики, проявившиеся в деятельности, в системе поступков и создающее повышенную вероятность преступного поведения в определенных условиях. В этой связи возникает ряд вопросов: устойчиво ли это сочетание настолько, чтобы на основании его можно было конструировать типы личности; вероятностное по своему характеру сочетание должно каким образом закрепиться, чтобы стать доминантным и позволяющим применять прогностические выводы относительно поведения человека; каковы причины, способствующие устойчивости и закреплению указанных криминогенных свойств.

Изложенное позволяет прийти к выводу о необходимости исследования взаимосвязи трех элементов: специфики среды (социальных условий), особенностей деятельности и качественного своеобразия свойств личности. Одновременно нельзя отрицать доминирующего значения каждого из элементов. Так, исследования А.И. Гурова показывают, что имеются преступники, склонные рассматривать противоправную деятельность в качестве ведущей, которые, возможно, приобретают в результате этой деятельности определенные личностные черты, отличающие их не только от правопослушных, но и от других преступников.

В любом случае, выбор определенной позиции концепции личности преступника зависит от круга задач, вытекающих из конкретного исследования.

В ходе изучения уголовных дел о преступлениях, связанных с незаконным производством и оборотом алкогольной продукции, был выявлен ряд специфических особенностей, связанных как с лицами, причастными к совершению указанных деяний, так и с характеристикой самих преступлений. Во-первых, эти преступления совершаются устойчивыми криминальными формированиями. В частности, В ОРЧ-2 при УБЭП ГУВД г.Москвы поступила информация об устойчивом канале поставок в оптово-розничную торговую сеть столицы крупных партий алкогольной продукции, не оклеенной региональными специальными марками. В ходе предварительной проверки было установлено, что организатором преступной группы являлся генеральный директор акцизного склада ООО «Мосалкоторг» Маркелов. В состав этой группы входили заместитель генерального директора вышеуказанного общества Фролова, а также директор ООО «ЛВЗ Эльбрус» КБР Исаков, который организовал доставку в г. Москву немаркированной алкогольной продукции с использованием подложных документов. Поиском покупателей и заключением сделок занимались Бондарев и Юн. Фактический контроль за финансово-хозяйственной деятельностью ООО «Мосалкоторг» осуществляли уроженцы Чеченской республики Ахмадов, Газимагомемдов и Гериханов. В дальнейшем при проведении оперативно-розыскных мероприятий участники указанной преступной группы были задержаны с поличным при сбыте 100 тыс. бутылок водки «Пшеничная» и «Старая русская», емкостью 0,25 л., производства ООО «ЛВЗ Эльбрус», КБР на общую сумму свыше 1 млн. руб. Во-вторых, практически по всем уголовным делам в качестве подозреваемых или обвиняемых проходили приезжие из государств ближнего зарубежья.

По данным изученных уголовных дел подавляющее большинство лиц, причастных к производству и обороту алкогольной продукции - это мужчины (96,4 %). Существенные различия в удельном весе мужчин и женщин среди лиц, совершивших преступления, связанные с незаконным производством и оборотом алкогольной продукции, объясняются прежде всего социальным положением и психофизическими особенностями лиц женского пола.

Среди признаков, характеризующих лиц, совершивших преступления, связанные с незаконным производством и оборотом алкогольной продукции, важное место занимает возраст. Как известно, он во многом определяет социальное положение человека в обществе, влияет на круг его интересов и потребностей, жизненные установки и ценностные ориентации. По мере становления личности, ее физического развития меняются ее социальные роли, взгляды, представления и отношение к окружающим. Однако изменение социальной роли личности зависит не только от ее возрастных особенностей, но и во многом от ее окружения и от тех реальных форм деятельности конкретного содержания, которыми она овладевает. Возрастной состав лиц исследуемой категории был неоднороден. Среди преступников, совершивших указанные деяния, преобладают лица старшего возраста (30-49 лет).

Известно, что образовательный уровень человека тесным образом связан с формированием его ценностных ориентации, потребностей, интересов, выработкой мировоззрения, нравственным и духовным обликом. Выяснение образовательного уровня преступников является важной составной частью криминологического анализа их личности. Вместе с тем, установлено, что между уровнем образования и антиобщественной деятельностью не прослеживается прямая корреляционная зависимость. Этот вывод подтверждается и результатами анализа образовательного уровня лиц, виновных в совершении преступлений, связанных с незаконным производством и оборотом алкогольной продукции. Среди них значительное число составляют лица со средним и высшим образованием (примерно 55,6 %).

Общественная опасность указанных преступлений в значительной мере зависит от того, в одиночку или в группе совершены эти деяния. Почти в 97,0 случаев рассматриваемых преступлений совершались преступными группами. В них просматривается определенная организационная структура.

С учетом мотивов совершения преступлений выделены три группы преступников, причастных к незаконному производству и обороту алкогольной продукции.

К первой группе можно причислить лиц, обуреваемые необузданной жаждой наживы, стремящихся разбогатеть за счет чужого имущества; ко второй - лиц, профессионально занимающихся преступной деятельность, зараженные криминальной идеологией, обладающие собственной субкультурой; наконец, к третьей - наиболее многочисленной группе, -отнесены лица, движимые стремлением обеспечить минимальный уровень жизнеобеспечения.

Особый интерес представляет характеристика криминального прошлого лиц, совершивших указанные преступления. Среди них примерно 10,0 % лиц имели непогашенную или неснятую в установленном законом порядке судимость, а еще 25,4 % - ранее привлекались к уголовной ответственности. При этом специальный рецидив составлял около 5,5 %.

 

АВТОР: Дорожкин К.А.