27.07.2011 40939

Взаимодействие Федеральной службы судебных приставов с другими правоохранительными органами при производстве дознания (статья)

 

Термин «взаимодействие» широко используется и в теории и на практике, поскольку удачно отражает характер коллективных усилий различных правоохранительных органов при решении стоящих перед ними задач.

В широком смысле «взаимодействие» выступает как философская категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность. Поэтому для более ясного понимания термина «взаимодействие» применительно к данной теме, обратимся к значению, которое по своей сущности созвучно - это термин «координация» (от латинского «со-» совместно, «ordinatio» - упорядочение, взаимосвязь, согласование), то есть взаимная, согласованная деятельность различных его субъектов, в данном случае Федеральной службы судебных приставов с правоохранительными органами.

Так, Л.Е. Лунев определяет координацию, как согласование действий в целях скорейшего и наиболее правильного решения задач с наименьшей затратой сил, денежных средств и материальных ценностей. Т.Л. Маркелов под координацией деятельности правоохранительных органов по борьбе с правонарушениями понимает ее согласованность по цели, времени, месту и программе проведения.

Такая взаимосвязь или взаимные действия возможны при наличии ряда условий. Во-первых, во взаимодействии должны участвовать как минимум два субъекта. Это означает, что каждый из участников должен ясно осознавать, что он является субъектом взаимодействия и выполняет возложенные функции совместно, с другим субъектом. Во-вторых, субъекты взаимодействия должны быть объединены общими целями и задачами. Разобщенность в целях и задачах ведет к потере смысла взаимодействия. Говоря о единстве задач и целей, необходимо отметить, что укрепление законности и правопорядка, борьба с преступностью являются едиными задачами для всех правоохранительных органов. В-третьих, взаимодействие основывается на согласованности действий во времени.

Кроме перечисленных условий необходимо учитывать ряд важных требований, предъявляемых к взаимодействию и отражающих сущность складывающихся в этой связи отношений:

1. взаимодействие должно строиться на основе строгого соблюдения требований законности, то есть осуществляться в соответствии с; предписаниями законов и подзаконных актов, регулирующих как совместную деятельность, так и порядок функционирования каждого органа в отдельности;

2. взаимодействие не должно приводить к слиянию деятельности органов, то есть должно осуществляться в условиях четкого разграничения компетенций взаимодействующих правоохранительных органов. Необходимость разграничения обусловлена выполнением задачи обеспечения объективности и обоснованности проводимых мероприятий. В этой связи дознаватель (орган дознания) ФССП не имеет право осуществлять оперативно-розыскные мероприятия;

3. ведущая роль во взаимодействии принадлежит ФССП России. Именно Служба в решении стоящих перед ней задач является непосредственным организатором, координатором и руководителем совместной деятельности органов.

Таким образом, взаимодействие ФССП России с другим правоохранительными органами при производстве дознания - это сложная, динамичная, непрерывная, взаимосвязанная и согласованная по месту, цели и времени деятельность, направленная на выполнение общей задачи укрепления законности, правопорядка и борьбы с преступностью.

Под правоохранительными органами принято понимать систему государственных органов, осуществляющих правоохранительную деятельность. Данную систему образуют: Генеральная прокуратура, органы дознания предварительного следствия, нотариат и некоторые другие. Характеризовать каждый из этих органов - значит уйти от темы, так как правоохранительные органы - огромная и сложная система.

Цель взаимодействия ФССП России с правоохранительными органами можно определить как укрепление законности и правопорядка. Отсюда вытекают следующие задачи взаимодействия:

- сбор сведений о преступлениях, подследственных ФССП;

- выявление совершаемых, совершенных и готовящихся к совершению преступлений, подследственных ФССП, установление обстоятельств им способствующих, лиц и совершающих, совершивших и готовящихся совершить, а также имеющих отношение к данным нарушениям закона;

- принятие мер по фактическому пресечению данных преступлений против правосудия, условий, им способствующих и привлечению к уголовной ответственности виновных лиц;

- охрана прав, свобод и законных интересов лиц, чьи законные интересы нарушены, нарушаются или готовятся нарушить;

- предупреждение преступлений против правосудия, подследственных ФССП, повышение правовых знаний должностных лиц в процессе осуществления взаимодействия.

Наиболее тесно ФССП России соприкасается с прокуратурой, судами, органами внутренних дел, налоговыми и таможенными органами.

Вопросы повышения эффективности взаимодействия служб судебных, приставов с правоохранительными органами находится в центре внимания руководства ФССП России. В феврале - марте 2005 года состоялись рабочие встречи руководства ФССП России и Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы, МВД России, на которых обсуждались актуальные проблемы, возникающие в ходе осуществления взаимодействия между службами, в том числе и в уголовно-процессуальной сфере. Результатом встреч явилась разработка совместных планов, мероприятий организационного и законодательного характера. Так, 18.05.2005 г. издан приказ ФССП России №66 «О повышении эффективности работы территориальных органов Федеральной службы судебных приставов по исполнению постановлений налоговой и таможенной служб», подписаны совместные приказы ФССП России и Федеральной таможеннойслужбы России от 25.04.2005 г. № 55/365 «О совместных мероприятиях, направленных на повышение эффективности принудительного исполнения постановлений таможенных органов и иных исполнительных документов» и от 14. 06. 2005 г. № 540/81 «Об утверждении состава и регламента работы постоянно действующей рабочей группы по координации оперативного взаимодействия должностных лиц центрального аппарата Федеральной таможенной службы России и центрального аппарата ФССП России».

С января 2000 года функции службы судебных приставов расширены - она стала принудительно исполнять постановления налоговых органов о взыскании задолженностей по налогам и сборам. Так, в 2004 году в территориальных подразделениях службы судебных приставов находилось на исполнении более 233 тысяч постановлений налоговых органов на общую сумму 830,3 млрд. рублей (за аналогичный период 2003 года - 170,3 тысячи постановлений на общую сумму 370,9 млрд. рублей). В сотрудничестве с налоговой службой плановое задание 2004 года службой судебных приставов выполнено на 370%. Результативность взаимодействия ФССП с таможенными органами несколько скромнее. В первом полугодии 2005 года почти вдвое сократилась сумма, взысканная по постановлениям таможенных органов, которая составила 118 млн. руб. (в 2004 году - 219,9 млн. руб.). Но во многом это объясняется уменьшением количества предъявляемых таможенными органами исполнительных документов.

Для повышения эффективности ФССП с судейским сообществом в минувшем году был подписан целый ряд приказов, но одной из причин приказов ФССП России от 5.07.2005 №91 «О принятии дополнительного комплекса мер по обеспечению установленного порядка деятельности судов и организации несения службы судебными приставами» и приказа ФССП России, Судебного департамента при Верховном суде РФ, Высшим арбитражным судом РФ от 12.04. 2005 № 50/24/43 «О создании межведомственной рабочей группы» стало чрезвычайное происшествие, произошедшее 15.06.2005 г. В Приморском районном суде Санкт-Петербурга, где произошел подрыв гранаты, повлекший человеческие жертвы. В целях предупреждения, пресечения и расследования преступлений против правосудия в 2005 году состоялось 5 заседаний указанной межведомственной рабочей группы, в ходе которых выработаны единые подходы к решению вопросов; по обмену информацией о преступлениях против правосудия, разработке единых правил поведения в суде и др. В июле 2002 года по январь 2004 года ФССП России во взаимодействии с судейским сообществом и по материалам судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов возбуждено 77 уголовных дел: 70 (4% от общего числа) по ст.297 УК РФ, 2 уголовных дел по ч. 1 ст.294 УК РФ, 5 уголовных дел по фактам иных преступлений против правосудия. Причины этой неутешительной статистики рассматривались в вопросе «Обстоятельства, подлежащие доказыванию по преступлениям, подследственным Федеральной службы судебных приставов». В свете рассматриваемого вопроса видно, что Службе судебных приставов и судами РФ необходимо более тесно сотрудничать, включать новые формы взаимодействия. Таким формами в рассматриваемом взаимодействии может быть оказание содействия судьями приставам по обеспечению установленного порядка деятельности судов при сборе материалов по преступлениям ч.1 ст.294, ст.297 и ч.1 ст.ЗП УК РФ, проявление активной позиции при необходимости получения от судей объяснений или иной значимой для материалов предварительной проверки информации и пр.

Взаимодействие ФССП и органов внутренних дел основано на общих положениях, закрепленных в Законе РФ «О милиции» и других нормативно-правовых актах. В ст.2 Закона «О милиции» говорится о том, что основными задачами милиции является охрана общественного порядка и общественной безопасности. А в соответствии со ст. 10 этого же закона милиция обязана в пределах своей компетенции оказывать содействие должностным лицам в суде по производству отдельных процессуальных действий. В Семейном кодексе закреплено: «Принудительное исполнение решений, связанных с отобранием ребенка и передачей его другому лицу (лицам), должно проводиться с обязательным участием органа опеки и попечительства и участием лица (лиц) которому передается ребенок, а в необходимых случаях - с участием представителей органов внутренних дел» (ч.2 ст.79 СК РФ). Важная роль сотрудников милиции выражается в производстве розыска должника или ребенка.

Ст.28 ФЗ «Об исполнительном производстве» гласит, что розыск должника-гражданина и розыск ребенка в случае отсутствия сведений о месте нахождения: должника или ребенка осуществляют органы внутренних дел на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утвержденного старшим судебным приставом. Розыск должника-организации и имущества должника производится службой судебных приставов. В 2004 году в производстве у судебных приставов находилось свыше 50 тысяч розыскных дел на общую сумму 136 млрд. рублей. Более половины окончено достижением положительного результата.

В том случае, если взыскатель согласился нести бремя расходов по производству поиска должника или его имущества, взыскатель, безусловно, имеет право прибегнуть к помощи профессионального частного сыска, который представляет собой «осуществление на возмездной договорной основе розыскных действий физических и юридических лиц». Данная деятельность должная быть соответствующим образом лицензирована. Регламентирует ее Закон «О частной детективной и охранной деятельности» от 11 марта 1992 года, в ст.3 которого говорится, что «разрешается сбор сведений по гражданским делам любой категории на договорной основе с участниками гражданского процесса».

К преимуществам профессионального частного сыска следует отнести высокую техническую оснащенность, личную заинтересованность частных детективов в результатах розыска, договорные отношения между клиентом и детективом (детективным агентством). Но есть и недостатки - объем и качество услуг зависят от гонорара, розыскной массив ограничен определенными направлениями (тотальный розыск под силу лишь государственным структурам), ограниченность в перечне возможных розыскных действий. Частные детективы в соответствии со ст.5 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности» имеют право: производить опрос граждан и должностных лиц с их согласия, осуществлять внешний осмотр знаний и строений, а также помещений и других объектов, вести наблюдение для получения необходимой информации, наводить справки, изучать предметы и документы (с письменного согласия их владельцев). В соответствии с ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», намного более широкими полномочиями в этой сфере обладают сотрудники милиции. Они могут осуществлять оперативно-розыскные мероприятия: оперативное внедрение, снятие информации с технических каналов связи, прослушивание телефонных переговоров, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, опрос граждан и т.п. (ст.6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»).

Основное отличие деятельности частных детективов и сотрудников органов внутренних дел (милиции) заключается в том, что последние обладают властными полномочиями и их требования, например, о предоставлении информации, носят обязательный характер, а неисполнение данных требований влечет установленную законом ответственность.

Главным условием при производстве розыска должника должно стать безусловное первоочередное возмещение взыскателю расходов по розыску за счет средств должника независимо от того, каким лицом, работником государственного органа или частным детективом осуществлен розыск.

Очевидно, что розыск должника или его имущества наиболее предпочтительно для взыскателя осуществлять с помощью органов внутренних дел и ФССП России. Однако у взыскателя есть право обратиться иной - частной структуре для зашиты своих интересов. И выбор самого взыскателя. В ходе анонимного анкетированием жителей Калининградской области в 2004 году, респондентам задавался вопрос: «Если вашей жизни, здоровью или благополучию будет угрожать опасность, станете Вы что-либо предпринимать?» 10,6% от всех опрошенных ответили, что предпочтут обратиться в частные структуры. В 2003. году эта цифра составляла 9,3%.

В 2005 году по сравнению с первым полугодием 2004 года возросло количество розыскных дел (35,4 тыс. дел). Также увеличилась сумма разысканного имущества и составила 3 млрд. рублей (2004 году - 2,17 млрд. руб.). В этой связи в настоящее время создана и действует совместная рабочая группа центрального аппарата ФССП России и МВД России по подготовке проекта приказа Минюста России и МВД России «О взаимодействии территориальных органов Федеральной службы судебных приставов с органами внутренних дел», в который внесены положения о том, что начальники главных управлений МВД России по федеральным округам, министры внутренних дел, начальники ГУВД и УВД субъектов РФ обеспечивают в установленном порядке оперативное исполнение запросов судебных приставов - исполнителей о предоставлении информации, необходимой для проведения исполнительных действий, расследования уголовных дел подразделениями дознания и при осуществлении розыска должников и их имущества».

К помощи милиции ФССП России прибегает наиболее часто. И не случайно, ведь милиция, формируясь преимущественно по территориальному принципу, ближе других правоохранительных органов стоит к населению. Поэтому именно сюда поступает подавляющее большинство заявлений и сообщений о. преступлениях, в том числе и подследственных ФССП, и именно работники милиции первыми принимают по ним должные меры реагирования. Именно поэтому милиция по праву считается основным органом дознания. А поскольку органы внутренних дел осуществляют и оперативно-розыскную деятельность, как средство реализации обязанностей по выявлению, пресечению и предупреждению преступлений, милиция является органом, сочетающим как процессуальные функции - производства дознания и предварительного следствия, так и не процессуальные - осуществление оперативно-розыскной деятельности. ФССП России правом оперативно-розыскной работы не наделена, а потому нуждается в оперативном сопровождении органов внутренних дел.

Действующее уголовно-процессуальное законодательство к органам дознания относит органы внутренних дел, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом, полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. Кроме органов внутренних дел Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» наделяет такими полномочиями оперативные подразделения органов Федеральной службы безопасности, Федеральной налоговой службы, Федеральные органы государственной охраны, органы пограничной службы РФ, таможенные органы РФ, службы внешней разведки РФ и Министерства юстиции РФ.

Таким образом, органы дознания, перечисленные в п.1 ч.1 ст.40 УПК РФ, наряду с расследованием дела в форме дознания вправе производить оперативно-розыскную деятельность. Задачи подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, имеют много общего с задачами служб, проводящих расследование в форме дознания. Те и другие должны принимать меры по выявлению, пресечению и раскрытию преступлений, а также по выявлению и установлению лиц, скрывающихся от органов, производящих расследование. Полученные в результате проведенных оперативно-розыскных мероприятий данные имеют совсем другой характер, нежели те, которые получены при производстве следственных действий.

Несмотря на то, что ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» в число субъектов оперативно-розыскной деятельности включил и Министерство юстиции РФ, до настоящего времени этими полномочиями обладали только оперативные подразделения уголовно-исполнительной системы. А Указом Президента РФ от 13.10.2004. №1314 она выведена, как самостоятельная Федеральная Служба, подведомственная Министерству юстиции Российской Федерации. В случае возникшей необходимости в проведении оперативно-розыскных мероприятий, ФССП России обращается к органам внутренних дел. Это - большой пробел, требующий законодательного пересмотра.

Учитывая сравнительно небольшой круг дел, по которым должностные лица службы судебных приставов выступают в качестве органа дознания, можно предположить, что необходимость в обращении к помощи оперативных подразделений других ведомств, в частности, органов внутренних дел может возникнуть в двух случаях:

1. когда подозреваемый или обвиняемый скрылся, либо место его нахождения не установлено по иным причинам;

2. когда при расследовании уголовного дела о незаконных действиях в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации, в ходе дознания это имущество или денежные средства (вклады) обнаружены не будут.

При наделении судебных приставов правом заниматься оперативно-розыскной работой в пределах их компетенции эффективность предварительного расследования, осуществляемого органами дознания ФССП, значительно бы возросла. Также это позволит сэкономить и без того недостаточное для. производства полноценного расследования время, затрачиваемое на мотивированное обращение с просьбой производства оперативно-розыскных мероприятий в иные правоохранительные органы, и направить его на поиск должника или скрываемого имущества. По данным Управления ФССП Республики Карелия за 9 месяцев в производстве ФССП находилось 389 розыскных дел (за аналогичный период 2003 года - 162). То есть их рост составил в 2,4 раза. Из них прекращено 281 - 72,3% от общего количества дел (в 2003 году - 107). Рост составил в 2,6 раза. А по данным Управления ФССП по Новгородской области за 11 месяцев 2004 года было заведено 236 розыскных дел, что на 49, 8% больше аналогичного периода прошлого года, окончено 205 дел или 86,9% (из них за розыском - 69,3%). То есть наряду с явным увеличением объема розыскных материалов, статистика в этих регионах свидетельствует о скромных показателях в сфере розыска должников и скрываемого имущества. В целом же по России картина выглядит лучше - в 2004 году в производстве у судебных приставов находилось свыше 50 тысяч розыскных дел на общую сумму 136 млрд. рублей. Более половины окончено достижением положительного результата.

Важно также отметить, что отсутствие законодательной регламентации прав судебных приставов производить оперативно-розыскные мероприятия не лучшим образом сказывается на качестве расследования уголовных дел, отнесенных законодателем к компетенции ФССП России. Необходимость осуществления мер по розыску имущества всегда присутствует при расследовании уголовных дел, возбужденных по признакам преступления, предусмотренного ст.312 УК РФ«незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту, либо подлежащего конфискации». Отсутствие же законодательного закрепления права на проведение оперативно-розыскных мероприятий не позволяет добиться стопроцентной результативности при розыске «исчезнувшего» имущества. Показательна статистика: за период 2003-2004 годов из общей суммы выявленного дознавателями ФССП России ущерба (218 млн. 656 тысяч рублей) по уголовным делам данной категории, реально ущерб возмещен лишь на сумму 90 млн. 440 тысяч рублей, то есть результативность находится на уровне примерно 40 %.

Порядок обращения в органы внутренних дел с просьбой проведения оперативно-розыскных мероприятий может выглядеть следующим образом: дознаватель службы судебных приставов обращается к начальнику органа дознания с рапортом, в котором излагается существо расследуемого дела, его ход и полученные результаты, определяет дальнейшую перспективу расследования с обоснованием необходимости проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Начальник органа дознания, ознакомившись и рапортом и материалами уголовного дела, при положительном решении вопроса, руководствуясь п.2 ст. 14 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», составляет поручение, которое направляется соответствующему руководителю органа внутренних дел. В поручении указывается, по какому уголовному делу необходимо произвести оперативно-розыскные мероприятия (номер дела, когда и кем оно было возбуждено, по какой статье), излагаются обстоятельства дела, формулируются задачи, которые требуется, решить с использованием возможностей оперативных подразделений. Не рекомендуется указывать в поручении, какие конкретно оперативно-розыскные мероприятия, необходимо провести. Субъект, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, вправе сам определять, какие конкретно действия ему нужно провести, чтобы решить задачи, поставленные в поручении.

ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» не устанавливает сроки, в течение которых оперативные подразделения вправе производить оперативно-розыскные мероприятия, в том числе и по поручению органа дознания или следствия. Исключение составляют мероприятия, ограничивающие конституционные права граждан (ст.9 ФЗ). Однако, главный судебный пристав, направляя поручение в ОВД, вправе просить об исполнении в конкретные сроки.

Согласно ч.3 ст. 11 ФЗ, предоставление результатов оперативно-розыскных мероприятий органу дознания осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД, в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами. Постановление - это служебный документ и остается в деле оперативного учета или соответствующем номенклатурном деле. Адресату оно не передается. Все необходимые для органа дознания сведения содержатся в информационном письме и приложениях к этому письму.

Информационное письмо обычно называют справкой - меморандумом. В этом документе указывается, какие конкретно сведения получены в результате проведенных оперативно-розыскных мероприятий (ст.6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», их наименование, кто их проводил, в чьем присутствии). В последствии участники мероприятия, если это не приведет к расшифровке, могут быть допрошены в качестве свидетелей по делу.

Если при проведении оперативно-розыскных мероприятий применялись технические средства, обязательно указываются их характеристики. Аудио - и видеозаписи, фотографии передаются как приложения к справке - меморандуму наряду с рапортом, справками, актами сотрудников о проведении оперативных мероприятий, полученных от граждан объяснений и другими документами.

«Признание службы судебных приставов органом дознания не повлекло наделение ее полномочиями на осуществление оперативно-розыскной деятельности. Однако в ходе дознания будет возникать необходимость проведения. таких мероприятий, направленных на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, как розыск подозреваемых, скрывающихся от органа дознания, поиск вещественных доказательств и имущества, ранее подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации». Служба судебных приставов не обладает правом доступа к информационным базам данных адресных бюро, картотекам подразделений ГИБДД, базам данных и картотекам оперативно-справочных и розыскных криминалистических учетов; периодически возникает необходимость проведения криминалистических исследований и судебных экспертиз. Именно поэтому Департамент судебных приставов подготовил и направил на согласование проект совместного с МВД России приказа о порядке взаимодействия при производстве дознания по уголовным делам, розыске лиц, совершивших преступление, и имущества, подлежащего конфискации или аресту в обеспечение гражданского иска, об использовании для содержания задержанных изоляторов временного содержания ОВД, производстве экспертиз.

С принятием Службой судебных приставов новых функций - производства дознания, поднялась на новый юридический уровень вся работа службы судебных приставов. До тех пор, пока переданные в ведомство статьи УК РФ находились на рассмотрении ОВД, практически никогда им не уделялось должного внимания из-за большого объема работы, загруженности и общеуголовной направленности деятельности. А ведь статьи 294, 297, 311, 321, 315 УК РФ являются весьма сложными, подобная проблема относится и к оперативным подразделениям ОВД. Таможня, налоговая служба и иные ведомства имеют собственные оперативные узкоспециализированные, нацеленные на раскрытие преступлений, относящихся к подследственности данных ведомств, аппараты. Сроки производства дознания сжаты до 20 суток, а волокита с отправкой отдельных поручений из одного ведомства в другое и доставкой ответа приводит к неэффективности расследования.

Сотрудничество с ОВД всегда будет оправдываться при ведении местного и федерального розыска, а также работе с ориентировками. Участковые уполномоченные милиции обладают информацией о своих административных участках и могут реально содействовать поиску должника или его имущества. Тем не менее, необходимость наделить ФССП России правом производства оперативно-розыскной деятельности уже назрела. При проведении поиска должника и его имущества, осуществление процессуальных полномочий органа дознания по пяти статьям УК РФ явно недостаточно. Должники весьма искусно прячут предназначенное к описи имущество, «многие из предприятий-должников уподобились чичиковским мертвым душам: на бумаге они есть, фактически - поминай, как звали», а приставу в этом случае остается лишь составить акт о невозможности взыскания. Эта проблема давно решена за рубежом. Так, в Болгарии следователи допущены к оперативной разработке лиц, задержанных оперативными работниками по подозрению в совершении преступления. В США, Австрии, во Франции и других странах функции следователя и оперативного работника выполняются одним лицом.

Из-за отсутствия полномочий на производство оперативно-розыскных мероприятий в ФССП России в 2003 году было прекращено 19% дел на общую сумму 191 миллиард рублей (в 2004 году - 17% на сумму 196,5 миллиардов рублей). Наиболее существенный экономический ущерб наносится государству вследствие неисполнения актов о принудительном взыскании задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты всех уровней. В этом аспекте интерес представляет зарубежный опыт. Так, в ФРГ - 4 тысячи судебных исполнителей. Каждые 3-4 секунды у немецких судебных исполнителей появляется поручение для исполнения. В 1997 г. таких актов было ровно 10 миллионов. Каждые 47 секунд не уплативший клиент появляется, согласно постановлению об аресте, перед судом, чтобы поклясться, что он ничего уже не имеет в наличии. В 1997 году таких лиц было 670 тысяч. Более 2 миллионов семей в ФРГ имеют задолженности по платежам, по которым они не в состоянии платить. Еще 2 миллиона таких же семей - в преддверии этого состояния. В целом «ползучей» задолженностью» по кредитам затронуты 8 миллионов немцев, то есть каждый десятый. Проблема погашения задолженностей и отношения «должник-кредитор» характерны для большинства стран мира.

Дознаватели ФССП России нередко сталкиваются с необходимостью: установления очевидцев преступления, проведения специальных мероприятий по сбору доказательственной базы, установлению местонахождения лиц, подозреваемых в совершении преступления. Для судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов, актуальной остается проблема выявления и пресечения фактов прямого или косвенного воздействия на судей, попыток воспрепятствования вынесению судебных решений.

Суть проекта ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» сводится лишь к включению ФССП России в перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, что в силу ст.8 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» не предоставит ФССП России право проводить оперативно-розыскные мероприятия, «которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища». По мнению автора, для решения задач, стоящих перед ФССП достаточно трех оперативно-розыскных мероприятий - опрос, наведение справок, наблюдение. Принятие же рассматриваемого законопроекта действительно необходимо для решения назревших практических проблем, позволит устранить существующий пробел в законодательстве, значительно усовершенствовать работу ФССП России и поспособствует повышению авторитета правосудия в целом.

Заслуживает внимания положительный опыт службы судебных приставов Чувашской Республики, где подготовлено и используется совместное указание службы судебных приставов с прокуратурой и Министерством внутренних дел республики «О порядке взаимодействия службы судебных приставов Чувашской Республики с прокуратурой Чувашской Республики и МВД Чувашской Республики по вопросам взыскания алиментов на содержание несовершеннолетних детей». Теперь там при наличии достаточных данных, свидетельствующих о злостном уклонении лица от исполнения алиментных обязательств, дознаватели ФССП должны проводить самостоятельную проверку в порядке ст.ст.144 - 145 УПК РФ с принятием решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его возбуждении с согласия надзирающего прокурора с последующей передачей этого < уголовного дела в органы внутренних дел. Несмотря на то, что возбуждение дознавателями уголовных дел по признакам преступлений, предусмотренных ст. 157 УК РФ не отнесено к компетенции ФССП России, в 2005 году отмечена тенденция роста и активного выявления этих преступлений. Всего за первое полугодие 2005 года возбуждено 961 уголовное дело данной категории, что в 2 раза больше, чем за аналогичный период 2004 года (473 уголовных дела). При этом их количество составило 52% от общего числа возбужденных уголовных дел.

Изучение практики расследования преступлений в ФССП России показывает, что если взаимодействие органов дознания судебных приставов с приставами исполнителями и приставами по ОУПДС затруднений не вызывает, то при осуществлении совместной правоохранительной деятельности с милицией и иными территориальными правоохранительными органами имеется еще немало негативных моментов. До сих пор нет единства мнений по ряду важных теоретических и практических вопросов взаимодействия, не изжиты полностью оттенки ведомственных различий в понимании задач, прав и обязанностей взаимодействия, вместе с тем имеются и неоспоримые преимущества взаимодействия ФССП и органов внутренних дел:

- если в органах внутренних дел на осмотры места происшествия выезжает следователь в составе следственно-оперативной группы, то в ФССП вся техническая работа ложится на органы дознания, дознавателей;

- начальный этап расследования в ФССП осложняется необходимостью; получения оперативной информации органами дознания (дознавателями) ФССП;

- порой информация из оперативных подразделений органов внутренних дел поступает в органы дознания служб судебных приставов с явным опозданием, что не позволяет своевременно выработать правильную следственную версию, оперативно закрепить необходимые доказательства, ведет к их утрате и создает предпосылки к затягиванию сроков проведения дознания;

- иногда материалы, представляемые в органы дознания судебных приставов из отделов милиции, по преступлениям, отнесенных к подследственности ФССП, если они были зарегистрированы в милиции, содержат поверхностные и не конкретные объяснения, изъятие вещественных доказательств производится ненадлежащим образом и т.п.;

- используя свои специфические формы и методы работы, сотрудники органов оперативных подразделений органов внутренних дел имеют возможность оперативным путем получать сведения о нарушениях уголовного законодательства по преступлениям, отнесенным к подследственности ФССП, и информировать о них органы дознания судебных приставов, то есть объективно помогают профилактировать эти виды преступлений, а по совершенным, совершаемым или готовящимся к совершению закреплять следы;

- правильная координация усилий органов внутренних дел и органов дознания судебных приставов позволяет не только раскрывать преступления, но и обеспечивать должное их расследование путем проведения следственных действий совместно с сотрудниками той службы, с которой осуществляется взаимодействие по конкретного уголовному делу. Немаловажен обмен информацией об особенностях дела. Так, по ст. 157 УК РФ дознаватель органов внутренних дел может прибегнуть к консультации сотрудника службы судебных приставов об особенностях и тонкостях данного дела, первоначальный материал по которому нередко собирается приставом-исполнителем;

- немаловажное значение для решения совместных задач, стоящих перед органами внутренних дел и ФССП имеет взаимная информация об актуальных проблемах борьбы с преступлениями против правосудия, подследственных ФССП. Наиболее яркая форма обмена такой информацией - межведомственные координационные совещания, коллегии и т.п. Такие совещания направлены на разработку совместных планов проведения согласованных мер с учетом их возможностей и компетенции. Контроль за этими мерами возложен на руководителей ведомств соответствующего уровня, а результаты совместных действий могут также подвергаться общему обсуждению на координационных совещаниях. Также интересной формой сотрудничества представляется проведение совместных научно-практических конференций, семинаров и пр.;

- немаловажный аспект взаимодействия органов внутренних дел и органов дознания служб судебных приставов в вопросах предварительного расследования является информирование общественности о положении дел в сфере общего сотрудничества двух ведомств - участие в совместных «прямых линиях», пресс-конференциях, брифингах, выступлениях на радио и телевидении.

 

АВТОР: О.С. Зиберова