27.07.2011 18450

Сектантство и история его развития (статья)

 

Религия - феномен духовной жизни человека, неотъемлемая часть человеческой культуры. Религия является естественным компонентом жизни, как отдельного человека, так и общества в целом.

Сколько всего религий существует в мире, доподлинно не знает никто. Из отдельных данных видно, что из 6 млрд человек населения страны неверующие составляют лишь 1 млрд 208 млн человек. Чаще всего говорится о тысячах разнообразных религиозных форм, которые существовали на протяжении значительного отрезка человеческой истории, возникли недавно или сохранились в мире с древних времен. Естественно, что возникает потребность в упорядочении, типологизации религиозных феноменов, независимо от места и времени их существования. Из множества возможных критериев классификации религий чаще всего используется деление религий на первобытные, национально-государственные, мировые и нетрадиционные. К числу мировых религий относят буддизм, христианство и ислам. Отличительной их характеристикой является то, что они не ограничиваются ни этническими группами, ни территорией, могут существовать в различных политических, общественных и экономических системах. В конфессиональной структуре современного мира по данным религиозной статистики христианство составляет 33%, ислам - 19%, буддизм - 6%. Конфессиональная структура современной Российской Федерации выглядит следующим образом: христианство - 77%, ислам - 15,6%, буддизм и иудаизм - по 1%. Поэтому мы более подробно остановимся на рассмотрении истории возникновения и развития самых известных и распространенных религий в нашей стране - христианства и ислама.

Христианство - самая распространенная мировая религия, насчитывающая в своих рядах более 2 млрд человек. Оно сформировалось в начале I в. н.э. в Палестине - исторической области в Западной Азии. По мнению многих ученых, христианство возникло в тот момент, когда оно могло быть востребовано обществом и государством - например, в виде идеологической опоры Римской империи. Это огромное государственное образование, вступившее в период наивысшего расцвета, могло сохранять свое единство не столько силой оружия, сколько единством веры многочисленных населявших ее народов.

Религиозным истоком христианства было иудейское сектантство, которое не представляло собой единого религиозного течения, а состояло из бесчисленных сект, ожесточенно боровшихся друг с другом. Древнеримский философ Авл Корнелий Цельс, написавший около 176 г. н.э. полемическое сочинение о христианстве, утверждал: «Единственное общее, что у них есть, это название... а все остальное у них по-разному». Лишь постепенно, когда христианские общины разрослись, между ними установились прочные связи. По мере того как увеличивалось число христиан и укреплялась их церковная организация, стали вырабатываться общие правила вероучения. Многие верования и обряды, сохранившиеся еще со времен первобытного общества, были переделаны на новый лад и стали христианскими. Особенно много заимствовалось у близких по характеру религий - язычества и иудаизма.

Ислам - вторая по числу последователей мировая религия. Сегодня ее исповедуют 1 млрд 150 млн человек в более чем 120 странах мира. Важнейшая особенность ислама как мировой религии заключается в неразрывной связи между религиозно-культурной и общественно-политической жизнью. Если первые земные владыки, принявшие буддизм и христианство, были отделены несколькими столетиями от основателей религии, то Мухаммед положил начало не только религии, но и государству. Ислам возник около 610 г. в северо-западной части Аравийского полуострова. Законы, изданные в культурно-отсталой стране в VII в., сделались и предписаниями религии. Впоследствии, как только ислам переступил границы Аравии, он подвергся влиянию более цивилизованных культур.

Ислам - наиболее молодая из мировых религий. Она возникла у кочевых и полукочевых народов семитской языковой семьи, которые жили на территории Аравийского полуострова. Сравнительная молодость наложила на ислам двойной отпечаток. С одной стороны, сложившись на Ближнем Востоке, в той социокультурной и языковой среде, что иудаизм и христианство, но значительно позже, ислам многое позаимствовал в религиозно-культовом плане у своих предшественников. Эти заимствования сказываются на вероучении, они заметны и в культе. С другой стороны, исламу удалось довести до абсолюта принцип монотеизма, единобожия, на котором основывались другие религии, но которые так и не сумели избежать заметных противоречий в теоретическом и практическом применении этого принципа.

В историческом контексте распространение ислама происходило волнообразно: к XIII в. арабская цивилизация охватила половину мира и по общему уровню культуры превосходила цивилизацию средневекового Запада. Происшедший вслед за этим спад влияния исламской цивилизации был остановлен только в начале XX в., а во второй половине XX в. снова начался подъем. Основных столпов в учении ислама, выполнение которых вменяется в обязанность каждому мусульманину, пять: 1) совершение молитвы (салат, у персов - намаз), 2) внесение налога - закята, 3) исповедание формулы, что нет бога кроме Аллаха, и Мухаммед - посланник божий, 4) пост (саум) в месяц рамазан, 5) паломничество в Мекку к священному храму Каабе. Наиболее важным постановлением ислама, которое обычно не включалось в число основных столпов, но которое сыграло, быть может, решающую роль в осуществлении политики, проводимой руководящей группой, возглавляющей ислам, был джихад (война за веру).

Любая религия как форма общественного мировоззрения имеет определенную организацию.

Высшей формой религиозной организации христианства выступает церковь. По свидетельству историков, «этим словом в общественно-политической жизни древнего мира обозначалось официальное, правомочное собрание граждан, созванных для решения общественных дел, для суверенного волеизъявления». «Это обстоятельство, - отмечал В.В. Болотов, - имеет особенное полемическое значение против протестантов. Протестанты носятся с «невидимой» Церковью. Но в понятии «экклессиа» заключается сильный момент видимости... В невидимом можно участвовать только духовно, в экклессиа не иначе, как и телом». В настоящее же время церковью чаще всего называют «религиозную организацию со сложной, строго централизованной и иерархизированной системой взаимоотношений между священнослужителями и верующими, осуществляющей функцию выработки, сохранения и передачи религиозной информации, организации и координации религиозной деятельности и контроля за поведением людей». Церковь объединяет последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа. Принадлежность к церкви определяется, как правило, не свободным выбором индивида, а традицией. Отсюда признание возможности каждого человека стать членом церкви. Фактически отсутствует постоянно и строго контролируемое членство, последователи анонимны. Главными признаками церкви, которые отличают ее от других форм религиозных организаций, по нашему мнению, являются:

1. наличие более или менее разработанной догматической и культовой системы;

2. иерархический характер;

3. централизация управления;

4. разделение лиц, принадлежащих к церкви, на духовенство и мирян (рядовых верующих).

Деятельность церкви находится в определенных официально-правовых отношениях с государственными органами. Церковь претендует на то, чтобы распространить влияние своего вероучения на все общество. Управленческую деятельность в церковной организации осуществляют священнослужители высшей иерархии - епископы, патриархи и другие.

Религиозная организация ислама заметно менее централизованна, чем церковная организация у христиан. Довольно часто исследователи называют ее «неинституциализированной», т.е. такой, где отсутствуют единая организация, выделение духовенства в отдельную прослойку, единые для всех верующих религиозные постановления. Религиозным центром, местом проведения культовых мероприятий является мечеть. Важным официальным лицом у мусульман является муфтий, имеющий право давать разъяснения по основным положениям учения и принимать обязательные решения по спорным вопросам. В исламе, в отличие от других мировых религий, нет четкого деления на мирян и духовенство, не приветствуется проповедь индивидуального или коллективного аскетизма. Все это прямо вытекает из общей умеренности позиции ислама относительно соотношения между земным и небесным: «Лучший из вас не тот, кто ради небесного пренебрегает земным, и не тот, кто поступает наоборот, - подчеркивал пророк Мухаммад, - лучший из вас тот, кто берет от обоих».

Как показывает история, христианство на протяжении своего существования никогда не было единым религиозным течением. Повсеместная христианизация значительной части Европы и Азии, создание централизованной церковной организации, унификация христианского вероучения имели своим неминуемым следствием и начало расколов внутри христианства, бесконечных споров по тем или иным богословским вопросам. И уже к середине I в. в христианстве вновь выявилось множество различных направлений, которые вели горячие споры друг с другом и внешними идейными конкурентами. В это время появились многочисленные секты: евиониты, гностики, монтанисты, антитринитарии и другие. Но одно из самых крупных разделений христианства произошло в 1054 г., когда в результате раскола образовались две самостоятельные церкви: западная - римско-католическая и восточная - православная. Кроме этих ветвей христианства, появилось множество мелких религиозных течений и организаций, расходившихся с традиционным христианством в культе, таинствах, обрядности. Со временем эти религиозные общины и группы стали проповедовать и свою идеологию, которая зачастую извращала идеи христианства. Возникновение третьего большого ответвления христианства - протестантизма - связано с расколом внутри римской католической церкви. Этот раскол произошел под влиянием Реформации - широкого религиозного, социокультурного и общественно-политического движения XVI-XVII вв.

Таким образом, постепенно раскол христианской церкви привел к образованию не только определенных разновидностей христианского исповедания (православие, католицизм, протестантизм), но и сектантских организаций, ставших массовым явлением в условиях функционирования официальной религии.

Секты занимают видное место в истории христианства. Их культ, вероучения, особенности быта верующих, психология, общественно-политические взгляды во многом отличаются от православия и католичества. Немало различий и между отдельными сектами. Поэтому невозможно вести серьезную, конкретную борьбу с антиобщественными и преступными проявлениями их деятельности, если не учитывать всего разнообразия сект, их вероучений и культа, особенностей их влияния на верующих. Нам необходимо представлять, как, где и когда зародились современные нам секты, каковы они были в прошлом и как изменялись в различных социальных условиях, как складывались их вероучения, культовые ритуалы, организации.

Под сектантством вообще понимается обособленность, замкнутость узких групп единомышленников в какой-либо области идеологии, в политике, литературе, отделяющихся от основного или господствующего течения. В религии сектантство представляет собой организационное и культовое отделение групп верующих, по-своему толкующих традиционные догмы, отвергающих господствующее или наиболее распространенное вероучение. Термин «секта» происходит от латинского «sekta», что в переводе означает «школа, партия или учение». Под сектой понимается «религиозная община, группа, отколовшаяся от господствующей церкви» либо «обособленная группа лиц, замкнувшаяся в своих узких групповых интересах». «Секта, - отмечается в энциклопедическом словаре «Христианство», - есть вероисповедание, которому следует сравнительно небольшое количество лиц, и притом такое, которое с точки зрения большинства считается ложным или вредным». По определению В. Даля, «секта - это братство, принявшее свое, отдельное ученье о вере; согласие, толк, раскол или ересь». Однако подобные определения, на наш взгляд, не отражают наиболее существенные черты этого сложного социального явления, его содержание и специфические особенности.

Пожалуй, наиболее точно отражается сущность сектантства в определении, предложенном А.В. Беловым. Религиозная секта характеризуется им как один из типов религиозных объединений, отличающийся рядом признаков. В качестве одного из таких признаков выделяется то, что секта «возникает как религиозное оппозиционное течение по отношению к тем или иным религиозным направлениям». Она может выступать как организация, являющаяся выразителем протеста отдельных социальных групп, недовольных своим положением в обществе. Для сект характерна претензия на исключительность своей роли, доктрины, идейных принципов, ценностей и установок. С этим связаны тенденции к изоляции, настроения избранничества, резко выражено стремление к «духовному перерождению» ее членов, признаком которого считается строгое соблюдение определенного нравственного кодекса и ритуальных предписаний, что нередко приводит к крайнему фанатизму и экстремизму.

Таким образом, секта возникает как оппозиционное течение по отношению к тем или иным религиозным направлениям. Сектантские догматы просты, но тяготеют к основам учения той исходной религии, из которой возникла секта. Самобытность сектантского вероучения сводится к тому, что некие второстепенные элементы веры, уже существовавшие в исходной религии, здесь возводятся до положения центральных. Например, это могут быть исцеление, пробуждение или учение о конце света. Для секты характерна претензия на исключительность своей роли, доктрины, идейных принципов, ценностей, установок. Культовая практика сектантов на деле направлена не на поддержание внутренней духовной связи со сверхъестественным, а на демонстрацию своего резко отрицательного отношения к миру. Многочисленные запреты, соблюдения которых требует от своих приверженцев секта, призваны играть роль своеобразного сита, проходя через которое, достойные отделяются от недостойных. Такая поведенческая жесткость вырабатывает чувство принадлежности к элитарному ограниченному меньшинству, подчиненного своему лидеру. Секта, таким образом, представляет собой тоталитарную религиозную организацию.

Проведем небольшой исторический экскурс в религиозное сектантство. Анализ эволюции данного феномена необходим потому, что многие современные религиозные общины и течения скрывают истинную идеологическую направленность своей деятельности. На самом же деле их «благотворительные» деяния обусловлены не высшими духовными ценностями, а определенными экономическими и политическими соображениями, а также борьбой за господство над людскими душами.

Основная масса сектантских организаций возникла на фоне протестантизма. Несмотря на то что протестантизм не претерпел важных вероучительных и обрядово-культовых изменений, в организационном плане он раскололся на великое множество разных групп и сект. По некоторым подсчетам, их число уже превысило 20 тыс. и продолжает увеличиваться со скоростью 2-3 религиозные организации в неделю.

Как показывает анализ литературных источников, процесс образования сект, существующих в настоящее время в зарубежных странах, можно разделить на три периода:

1. XVI столетие. В этот период секты возникают, главным образом, в Германии и носят преимущественно революционный характер, стремятся использовать религиозную смуту, вызванную реформой Лютера, в революционных политических и социальных целях. В качестве таковых прежде всего следует отметить секту анабаптистов. Эта секта получила название от перекрещивания всех, вступавших в их общество. Анабаптисты провели протестантский принцип свободы не только в религиозную жизнь, но и общественную и политическую, не останавливаясь при этом ни перед какими мерами произвола и насилия. Базируясь на принципах свободы, они пытались ниспровергнуть все существующие власти, общественные отношения и призывали установить полное равенство в пользовании имуществом и даже общности жен. По своей сути, исходя из положений учения и своим действиям, эта секта представляла собой революционную, социально-политическую организацию, действующую под прикрытием религии.

2. XVII-XVIII столетия. В этот период секты возникают, главным образом, в Англии, многие из них сохраняют революционный характер немецких сект XVI в. и принимают активное участие в английской революции. К ним можно отнести секты баптистов, квакеров и методистов. Баптисты - секта, вышедшая из среды английских пуритан и отвергающая крещение младенцев. Баптисты отвергали присягу, военную службу и суды. В настоящее время у них нет такого открытого отрицания государства и гражданских обязанностей, которое было ранее.

Одновременно с баптистами в Англии и Шотландии возникла секта квакеров, основанная членом пресвитерианской общины Г. Фоксом. Квакеры отвергали и отвергают все таинства, иерархию, а на своих собраниях после чтения Святого Писания дают место так называемому «творческому молчанию». «В молчании и внутренней сосредоточенности каждый из участников собрания ожидает момента действия Святого Духа, и если кто почувствует в себе озарение от Духа Святого, будь то мужчина или женщина, образованный или неграмотный, - и он станет поучать собрание и пророчествовать, его наставления принимаются как откровения свыше, которыми и следует руководствоваться в вере и в жизни». Желание квакеров быть точными и строгими исполнителями предписаний Евангелия наложило на весь их быт характер угрюмый, необщительный и привело к отрицательному отношению к государственной власти, к военной службе, к присяге и участию в судах.

Движение методистов вышло в XVIII в. из недр англиканства как стремление произвести реформу в государственной англиканской церкви, не касаясь ее учения, и его главной задачей было - осуществление в жизни начал христианской нравственности.

3. XIX-XX столетие. В этот период продолжается дробление протестанства, появляются новые секты, которые также революционны в отношении христианской государственности. К ним можно отнести кампбеллитов, или Учеников Христа, и адвентистов седьмого дня.

Ученики Христа, или кампбеллиты, - секта чисто американского происхождения. Кампбеллиты принимают целиком все положения веры, общие для всех протестантских исповеданий, но в отличие от иных сект признают преимущественное значение для христианина Нового Завета.

Секта адвентистов седьмого дня также американского происхождения, примыкающая к баптистам и имеющая особое пристрастие к Ветхому Завету. Ее основателем является В. Миллер (1781-1849). Изучение Святого Писания привело Миллера к убеждению в том, что скоро наступит кончина мира и откроется тысячелетнее царство Христа. В результате раскола адвентистов во второй половине XIX в. в США возникла секта «Свидетели Иеговы». Иеговисты своеобразно толкуют библейские тексты, догмы и притчи, чтобы сгладить некоторые противоречия Библии и современной науки. Их вероучение строится на пропаганде ненависти к людям другой веры, призывах к войнам. Ссылаясь на Библию, иеговисты утверждают, что войны, идущие на земле, являются священными, и бороться против них не только бесполезно, но и грешно, так как это будет нарушением воли Иеговы, наказываемое смертью. Церкви, иконы, кресты и все другие предметы религиозного культа они отвергают как пережитки идолопоклонства и язычества или как «сатанинское изобретение».

Примерно в это же время в США возникла секта мормонов. Официальное название секты - «Церковь Иисуса Христа святых последних дней». Ее основатель Дж. Смит. Идейным источником секты является «Книга Мормона», которая якобы содержит откровения, полученные Дж. Смитом через волю Божию. Одним из откровений, полученных им, было установление многоженства. Мормоны брали себе множество жен, отчего их отношения с придерживавшимися христианских взглядов на брак соседями значительно обострились, а также возникли серьезные проблемы с американским правительством. Официально многоженство было отменено, однако оно по-прежнему остается краеугольным камнем мормонской веры.

Другое направление христианства - православие - в организационном плане также не отличалось единством.

Проникновение и постепенное распространение христианства на Руси было продолжительным процессом, обусловленным как внешними, так и внутренними причинами, и длившимся целое тысячелетие. В форме православного вероучения и культа официально оно было признано государственной религией Киевской Руси в 988 г. Конкретным актом принятия православия явилось знаменитое крещение на Днепре населения города Киева князем Владимиром.

История Русской православной церкви не была однозначной: в ней имели место внутренние конфликты, противоречия, столкновения мнений как отдельных деятелей, так и многочисленных групп. Религиозные взгляды людей также не отличались однородностью. Отдельные религиозные группы, образовавшиеся на русской православной основе, стали создавать самостоятельные религиозные объединения, порвав с официальным православием. Образование таких сект первоначально было связано с желанием уйти от какого бы то ни было господства. С одной стороны, в основу своих вероучений они заимствовали отдельные положения из официальной религии, а с другой - выражая несогласие с некоторыми установками православной церкви, пытались по-своему толковать основы христианского вероучения. Исторические источники свидетельствуют, что с первыми шагами христианства на Руси связаны первые выступления крестьян и посадских людей в защиту дохристианских верований. Возглавляли их, как правило, волхвы. Так было в Суздале в 1024 г., в Киеве - в 1063 г. Эти антихристианские движения, можно сказать, заложили основы ересей и сект, получивших развитие в более поздние времена.

Наиболее значительные потрясения православие испытало в середине XVII в., когда произошел раскол - религиозно-общественное событие, приведшее к отделению от Русской православной церкви старообрядчества, началом оформления которого считается 1682 г. Этот процесс в значительной степени был обусловлен религиозными реформами Никона, направленными на централизацию, унификацию и укрепление позиций церкви в государстве. Поводом для раскола послужило решение патриарха Никона изменить некоторые обряды православия и исправить церковные книги по современным ему греческим источникам. Основой идеологии старообрядчества становятся эсхатологические искупительные идеи. Одной из крупнейших старообрядческих сект явилась секта хлыстов (христоверов), возникшая в России во второй половине XVII в. Социальная база хлыстовщины с самого начала возникновения секты была неоднородна: возникнув в крестьянской среде, секта быстро проникает в города, распространив свое влияние даже в монастыри. Культ хлыстовщины был направлен к одной цели: дать человеку духовную радость, а для этого надо очистить плоть аскетическими подвигами и самоистязанием. Хлысты признают в человеке тело злым началом, а дух добрым. Первое подлежит умерщвлению, а второе - возгреванию. Поэтому хлысты отрицают брак и деторождение. В настоящее время хлыстовские организации продолжают свою религиозную деятельность в Тамбовской, Саратовской губерниях и на Северном Кавказе.

В 70-е гг. XVIII в. из хлыстовщины выделилась секта скопцов. Главный принцип вероучения скопцов - утверждение, что единственное условие спасения души - борьба с плотью путем оскопления (кастрации). Скопцы нередко силой или путем обмана кастрировали людей. Впервые оскопления массового характера были обнаружены скопческим процессом 1772 г., после чего Екатерина II была вынуждена издать указ о том, что скопцы вредны и опасны своим изуверством, приказав местным властям их отлавливать и карать. Но строгие запреты властей не возымели должного действия, и, спустя некоторое время, скопцы опять заявили о себе. Как это ни парадоксально, но отзвуки скопчества стали появляться в настоящее время. В 2003 г. приверженцы этой секты в г. Волгограде оскопили 42-летнего мужчину.

В первой половине XIX в. действовали также многочисленные секты иконоборцев, щельников, субботников (иудействующих), скакунов, искателей Христа и другие.

Наряду со старообрядческими общинами в XIX в. в России стали появляться культовые группы, основой которых были в той или иной степени искаженные в религиозном духе коммунистические идеи. Под религиозной эгидой они создавали «коммунистические» организации, пытавшиеся бороться с усилением капиталистической эксплуатации (духоборы, молокане). В это же время появляются новые формы сектантства, обусловленные пореформенной экономикой, а также бытом города и деревни. Возникают чисто крестьянские секты - немоляков, лучниковцев, медальщиков и др. Они мало походили на религиозные организации, так как в их деятельности на первый план выдвигались идеи социального, экономического и политического протеста.

На фоне роста религиозного православного сектантства в середине XIX в. на территории России происходит проникновение иностранных миссионеров, которые организуют свою деятельность вне рамок православия. Это штундисты, баптисты, адвентисты седьмого дня и другие.

В начале XX в. начинает свою деятельность в России секта пятидесятников, именующая себя христианами евангельской веры, которая возникла в 1907 г. в США. Руководители секты призывают отказываться от светской жизни: не читать «греховных» книг, а только религиозную литературу, не участвовать в общественной жизни (не учиться и не работать), не служить в армии. Следование основным канонам этого вероучения приводит к нервному истощению человека, истерии и галлюцинациям, психическим расстройствам и психосоматическим болезням.

Другой такой сектой является секта «Свидетели Иеговы». Первое упоминание о них в России относится к 1887 г. Как религиозное объединение, они начали свою деятельность в независимой России с 1992 г. По данным Минюста РФ, в стране на 1 января 2002 г. зарегистрировано 398 религиозных объединений Свидетелей Иеговы. Общая их численность на территории России - около 100 тыс. человек. Главный печатный орган иеговистов - журналы «Сторожевая Башня» и «Пробудитесь!»

Первые мормонские миссионеры появились в России в 1989 г. В настоящее время их миссии действуют в Москве, С.-Петербурге, Воронеже, Екатеринбурге, Новосибирске, Самаре, Ростове и других городах. На русском языке они издают два иллюстрированных журнала - «Лиахона» и его детское приложение «Росток».

Одной из сравнительно новых религиозных организаций, действующих в России, является «Церковь Христова», которая возникла также на протестантской почве в 1979 г. в Бостоне. Для секты характерна система «наставничества», строгое соблюдение слов наставников учениками, жесткий контроль за каждым ее членом. Особенностью секты является замалчивание правдивых сведений о себе.

Кроме религиозных сектантских организаций протестантского характера, на территорию России проникают секты, чье вероучение и вовсе чужды как христианству, так и национальной культуре нашего государства в целом.

Более чем в 50 городах России в настоящее время имеет своих представителей секта «Церковь Унификации», основанная в Южной Корее Сан Мен Муном в 1954 г. Только в Москве и Петербурге насчитывается около 20 тыс. членов этой секты. Главная цель церкви Муна и его последователей - создание мировой религиозной империи, «объединив в нее все религии» и все человечество под своей властью. Сегодня церковь Муна действует в нашей стране под прикрытием таких организаций, как «Коллегиальная ассоциация по исследованию принципов» и «Международный семинар по лидерству». Муниты скрывают свои истинные цели и свое учение, выступают как проповедники христианства, чтобы легче было завлечь в свою секту людей. Многих из тех, кто проявляет интерес к проповедям, руководители секты отправляют в Америку для углубленного изучения идей мунизма, где они подвергаются усиленной психотропной обработке и многочасовому внушению догматов мунитской веры. В результате такой обработки сознания многие из них становятся послушными функционерами секты.

Достаточно широкое распространение в последнее время в России получили так называемые неоориенталистские культы, к которым можно отнести Общество Сознания Кришны, Тихоокеанский дзенбуддийский центр, «Трансцендентальная медитация» и другие.

Однако самым общественно опасным культом данного направления является секта «Аум Синрике». Она была основана в 1986 г. в Японии Секо Асахара. Разработанная им теория из элементов буддизма, псевдонауки и апокалиптики принесла ему 40 тыс. последователей в Японии, России и других странах и больше миллиарда долларов дохода. Очевидцы и живые свидетели воздействия этой религии утверждают, что «Аум Синрике» - страшная организация, из которой, если попал в нее, уже не вырваться, ибо здесь людей зомбируют. Последователи этой секты бросают свой дом, жены оставляют мужей и детей, дети - родителей, адепты пренебрегают трудом, Родиной. В феврале 2004 г. Секо Асахара за организацию террористического акта в Токийском метро и ряда других общественно опасных деяний в Японии приговорен к смертной казни.

Наряду с вышеуказанными культами и сектами, а также сохранившимися традиционными колдунами, шаманами, гадателями все большее распространение получают в настоящее время оккультизм и новые магические учения, соединяющие воззрения и практику восточных и западных, древних и современных традиций, спонтанное творчество новых колдунов и гадателей. К таким течениям можно отнести учение Рерихов «Агни-йога», теософию, антропософию, «Новый век», учение Карлоса Кастанеды, а также спиритизм, практикующий общение с духами мертвых и другие.

На фоне активной религиозной экспансии иностранных миссионеров, возрождения религиозных культов, отколовшихся в свое время от православия, в нашей стране также появилось множество новых организаций, которые основой своей деятельности избирают ту или иную религиозную идею.

Среди них выделяется секта Порфирия Иванова. Его последователи ради развития личной аутотрофности (самостроения) питаются только раз в день, постоянно обливаются холодной водой и несут другие «аскетические подвиги», чем уничтожают психофизиологическую природу человека, а мистическое посвящение (крещение) от Иванова или его учеников ослабляет психическую устойчивость людей. В результате у многих его последователей появляются психические отклонения (слышания голосов, общение с духами и т.п.). В итоге некоторые из них становятся просто психически больными, а другие, восприняв и усвоив ложные идеи «учителя», идут по пути духовной деградации.

Таким образом, процесс зарождения и развития сектантских организаций в нашей стране имеет долгую и противоречивую историю. Начавшись в средние века, он усилился и принял новые формы после раскола в Русской православной церкви, а также «импорта» зарубежных религиозных вероучений и идей.

Ислам также не избежал «новообразований» в своих учениях. Вопреки предписанию Корана, требующему от мусульман религиозного единства, ислам меньше чем через 50 лет после своего возникновения имел уже три политические группировки, жестоко боровшиеся за власть и превратившиеся в конце концов в совершенно самостоятельные религиозные учения: 1) хариджитов (учение утвердилось в Омане); 2) шиитов (учение утвердилось главным образом в Персии, где в XVI в. сделалось государственной религией, и территориях, ранее входивших в ее состав - Закавказье, Ирак, часть Средней Азии и др.); 3) суннитов, или правоверных (учение, наиболее распространенное среди мусульман). В свою очередь эти мусульманские религии подверглись и до сих пор подвергаются дроблению на самостоятельные учения - секты, которые стремятся подновить ислам и приспособить его к политическим, экономическим и национально-бытовым условиям различных народов. Характерно, что большинство сект вовсе не чужды политике, они и возникли-то на политической почве, но вопросы политического характера у них проходят сквозь призму специально созданных религиозных воззрений и понятий. В вопросе образования мусульманских сект лежит вовсе не желание отдельных сильных личностей проявить свой ум и свои творческие силы в виде изобретаемого ими нового религиозного учения, претендующего на замену существовавшего ранее, а, главным образом, стремление улучшить экономическое состояние страны, своих приверженцев и свое собственное.

В силу сказанного особый интерес представляют люди, избравшие религию своей профессией, считающие себя особой, отличной от простых смертных категорией, потому что предпочли мирской жизни жизнь духовную. Это суфии, или дервиши, и ишаны. Из суфизма, или, как его называют в Средней Азии, дервишизма (этого названия мы и будем придерживаться), вышли почти все мусульманские святые, а также многие поэты и философы мусульманского мира. К дервишам принадлежали некоторые деятели, игравшие видную роль в политической истории ислама. Это обстоятельство дает право рассматривать дервишизм как большую активную силу современного мусульманства, которая благодаря особому, отличному от ислама, характеру своего учения, своей внутренней организации, традициям и религиозному свободомыслию может быть подведена под наше понятие секты.

Вся система дервишизма основана главным образом на организованном гипнозе, приложение которого к практике дервишизма было разработано еще персидскими магами. Задачи нынешних дервишей и ишанов направлены чаще всего в сторону обеспечения своих личных материальных интересов, но, несмотря на это, сама школа дервишизма и разработанный ею воспитательный метод, заключающийся в воздействии воли проповедника на учеников и слушателей, продолжает успешно действовать и до сих пор. И в результате из дервишей и их учеников (мюридов) выходят люди с расстроенной психикой. Причина этого, безусловно, лежит в тех гипнотических приемах, которым они подвергаются в подготовительный ученический период. Воспитываясь в обстановке, когда регламентируется буквально каждый шаг, каждая мысль, искусственно ставя не только свое поведение, но и самые чувства и идеи в зависимость от воли своего учителя, в конце концов дервиш теряет всякую способность к инициативе, к жизненной борьбе, вообще к самостоятельной деятельности. В отдельных случаях дело доходит до расстройства сознания, что часто искусственно вызывается употреблением дервишами наркотиков: опия, гашиша и прочих.

Одной из разновидностей дервишизма является мюридизм - военно-религиозная организация мусульманского населения Северного Кавказа в XIX столетии.

Кавказский мюридизм из чисто политических соображений развивал и усиленно рекламировал постановление Корана, касающееся войны за веру, и презрение к иноверцам-завоевателям, которых ожидают мука и всевозможные мучения в загробной жизни. Такого рода учение способствовало разжиганию фанатизма среди горцев, веривших в получение награды в загробной жизни за смерть в бою с неверными. В настоящее время невозможно дать даже приблизительно верный ответ о количественном составе этой секты. Известно лишь, что мюридизм имеет последователей, главным образом, в Дагестане, Ингушетии, Чечне, а также в Северном Азербайджане. Почти в каждом из перечисленных регионов имеется свой род шейхов, которым мюриды и подчиняются.

И, наконец, ввиду особой актуальности в настоящее время пристального внимания и тщательного изучения заслуживает ваххабизм.

Ваххабиты - возникшая в Аравии в XVIII в. воинственная секта мусульманских пуритан, требовавшая реформы ислама путем возвращения к чистому учению Корана и неповрежденной соне. Ваххабизм как течение ислама восходит к Мухаммеду Аль-Ваххабу, жившему в том же веке, создателю того, что называют фундаментализмом. Аль-Ваххаб выступал за возврат к корням ислама, за очистку древних традиций от позднейших наслоений. Ваххабиты отвергли все «новшества», появившиеся в процессе развития ислама, в том числе культ святых, монашество, придерживались суровой простоты нравов; требовали возвращения к простой жизни древних арабов, запрещали роскошь, курение табака; большое внимание уделяли джихаду - священной войне. Первоначально под джихадом понималась война за веру (газават, в переводе с арабского «набег, поход, нашествие»), и вначале призывы к джихаду служили политическому и религиозному объединению арабских племен. В джихаде обязан участвовать всякий способный носить оружие мусульманин. Отличившийся в джихаде воин называется гази, погибший - шахидом - мучеником, павшим за веру, которого ожидают в раю награды, подробно описанные в Коране и народных легендах. Джихад является дополнительным стимулом активности моджахеда - воина, ведущего джихад, поскольку он проповедует усилие, рвение, доведенные до самопожертвования. В более широком понимании джихад - это не священная война за обращение неверных и не инструмент самозащиты общины верующих. Его объявление подразумевает вступление индивида в новое сообщество (мир веры), которое отвергает все законы мира неверия, и ведение революционной борьбы за возрождение ислама, включающей широкий комплекс действий: от статей в прессе и пожертвований до применения силы.

В Россию ваххабизм пришел через советскую Среднюю Азию, где впервые обозначился в 70-х гг. прошлого столетия как религиозная оппозиция традиционному духовному сословию и как политическая оппозиция (тогда еще скрытая) государственно-партийному аппарату. В настоящее время он получил достаточно широкое распространение на Северном Кавказе, особенно в Чечне и ряде районов Дагестана, и является идейным оружием исламских сепаратистов в борьбе против федерального центра России.

На Северном Кавказе ваххабизм окончательно утвердился в период первой чеченской войны 1994-1996 гг. Здесь он вступил в конфликт на почве догматики с местным традиционным, или, как его еще называют, народным, исламом. «В настоящее время, по данным Генпрокуратуры РФ, значительную проблему в Южном округе стали представлять организации различного религиозного толка, которые ведут работу по расшатыванию ситуации. Расследование уголовных дел в Ставрополье и Кабардино-Балкарской Республике показало, что систематически, начиная с 14-15-летнего возраста, ведется целенаправленная работа по воспитанию молодежи в духе экстремистской деятельности. При этом около десятка наших граждан, которые воевали на стороне талибов, пошли воевать на религиозной почве, и все они прошли обучение религии параллельно с военным делом».

Ваххабиты разрушали и грабили святыни мусульман во все времена. Под джихадом они понимали лишь разрушения, убийство, кровь, наживу, забывая, что главное - это внутренний джихад, борьба со своими пороками.

Однако далеко не всякая секта представляет собой жестко дисциплинированную, фанатичную организацию, деятельность которой носит разрушающий, деструктивный характер как в отношении своих членов, так и в отношении окружающих. Очень часто секта мало чем отличается от любой другой религиозной общины.

Но среди всей массы религиозных движений есть целый пласт таких, деятельность которых идет вразрез с законами («Аум Синрике», «Свидетели Иеговы», «Белое братство», в исламе - мюриды, ваххабиты) или доктрины которых прямо призывают к насилию над людьми из внекультового социума («Церковь сатаны» и др.). Из-за тоталитарных порядков, царящих в них, такие организации носят название тоталитарного религиозного объединения, или тоталитарной секты. Криминальный характер деятельности таких организаций хорошо замаскирован, но тем не менее, время от времени, он проявляется в виде различных громких преступлений.

Тоталитаризм (от позднелатинского totalis - весь, целый, полный) означает одну из форм авторитарного государства, характеризующуюся его полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества. Само слово «тоталитарный» согласно словарю иностранных слов - «политический строй, при котором государственная власть в обществе сосредоточена в руках какой-либо одной группы (обычно политической партии), уничтожившей в стране демократические свободы и возможность возникновения политической оппозиции, полностью подчиняющей жизнь общества своим интересам и сохраняющей свою власть благодаря насилию, военно-политическому террору и духовному порабощению населения». Несмотря на то что понятие «тоталитарный» рассматривается в политическом аспекте, на наш взгляд, оно вполне применимо к характеристике деятельности деструктивных религиозных организаций.

Что же такое «тоталитарная секта»? К сожалению, данный термин отсутствует в законодательстве нашей страны, и только специалистами осуществляются попытки дать определение указанным организациям. Но прежде мы рассмотрим признаки, характеризующие деструктивность таких сект. При этом очень важно заметить, что деструктивность или тоталитарность сект определяется не их верованиями, а прежде всего их методами деятельности. Анализ исследований в данной области к таким методам позволяет отнести следующие:

- жесткая иерархическая структура, строгая дисциплина и беспрекословное подчинение лидеру;

- распространение среди адептов психических расстройств, вызванных длительными постами, голоданием, лишением полноценного сна, участием в изнуряющих молитвах, сопровождающихся массовой истерией, глоссолалиями, обрядах с жертвоприношениями, некрофилией и тому подобное;

- конспирация, взаимная слежка, наличие собственной службы безопасности; -воздействие на сознание адептов, вплоть до превращения части из них в так называемых «биороботов»;

- высокая мобильность таких сообществ;

- подготовка адептов к столкновению с правоохранительными органами, вплоть до изучения законодательства и т.д.;

- наличие эффекта снижения болевого порога у адептов, находящихся в состоянии транса;

- наличие значительных финансовых средств, что дает возможность подкупа определенных лиц;

- в некоторых группах - наличие практики «замазывания кровью», превращающее адепта впоследствии в послушное орудие;

- использование специальных наркотических средств (например, препарат «Торнадо», который вызывает полное отключение психики);

- в сатанистских группах - четкая установка, внедренная в сознание адептов, на то, что человеческая жизнь никакой ценности не имеет, что все, не поклоняющиеся сатане, не имеют права на существование, а задача сатанистов

- постоянная борьба против христианства, церкви, общества и государства. В последние годы началась работа по внедрению сатанистами своих адептов в правоохранительные органы и высшие структуры государственной власти, обработке сознания некоторых высших государственных чиновников и привлечения их в свои ряды.

В настоящее время западные специалисты подготовили список религиозных организаций, которые, по мнению экспертов, могут угрожать обществу. Отбор кандидатов в список осуществляется экспертами по десяти более сложным качественным критериям, учитывающим наличие деструктивных признаков, это:

- дестабилизация сознания;

- непомерные финансовые притязания (поборы);

- навязывание разрыва с прежним окружением;

- покушение на физическое здоровье граждан;

- вербовка детей;

- антиобщественные высказывания;

- нарушение общественного порядка;

- привлечение к суду или следствию по серьезным обвинениям;

- нарушение норм экономической деятельности (утаивание средств);

- попытки проникновения во властные структуры.

Если хотя бы один из этих признаков имеет место, то религиозная организация считается тоталитарной сектой.

На наш взгляд, важным признаком тоталитарной секты является еще и то, что их деятельность прямо связана с нарушением законодательства, в том числе - уголовного, что, несомненно, повышает их общественную опасность.

Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:

С момента возникновения таких мировых религий, как христианство и ислам, в силу определенных политических и экономических причин происходит зарождение и такого феномена, как сектантство.

Сектантство представляет собой совокупность обособленных религиозных групп, оппозиционно настроенных к признанным религиям, являющихся выразителем протеста отдельных социальных групп, недовольных своим положением в обществе, догматически или фундаменталистически интерпретирующих источники вероучения, рассматривающих своих основателей как пророков.

Наибольшую общественную опасность для религии и для общества в целом представляют религиозные тоталитарные секты, которые можно определить как религиозные авторитарные организации, претендующие на исключительность своей роли, доктрины, идейных принципов; имеющие обожествленного лидера; практикующие скрытое психологическое насилие над личностью путем применения методов воздействия на сознание своих членов, тотального контроля за их поведением и жизнью; использующие обманные методы вербовки новых участников с целью их использования в своих интересах, незаконному обогащению и незаконной власти, деятельность которых связана с нарушением уголовного и иного законодательства.

К основным признакам религиозных тоталитарных сект необходимо отнести такие признаки, как: жесткая иерархическая структура, строгая дисциплина и беспрекословное подчинение лидеру; дестабилизация сознания; непомерные финансовые притязания (поборы); навязывание разрыва с прежним окружением; покушение на физическое здоровье граждан; вербовка детей; антиобщественные высказывания; нарушение общественного порядка; привлечение к суду или следствию по серьезным обвинениям; нарушение норм экономической деятельности (утаивание средств); попытки проникновения во властные структуры; нарушение законодательства, в том числе и уголовного.

Наиболее распространенными и активными из религиозных тоталитарных сект, как показывает анализ, являются секты «Свидетели Иеговы», Церковь сайентологии, мормоны, сатанисты, ваххабиты.

 

АВТОР: Василенко М.М.