28.07.2011 7531

Криминологическая характеристика личности участников религиозных тоталитарных сект, совершающих преступления (статья)

 

Невозможно оценить реальную картину преступности или какого-либо ее вида, не имея глубоких и всесторонних познаний о личности тех, кто совершает преступления. Личность преступника - одна из центральных проблем криминологического исследования. С одной стороны, ее изучение является необходимым звеном в анализе детерминант преступного поведения, с другой стороны - личность выступает объектом профилактического воздействия в целях предупреждения преступности.

На заре развития криминологии ученые расценивали преступника как личность, выпадающую из человеческой популяции. Одни склонялись к теологическим концепциям, другие искали причины в биологических особенностях личности, третьи конструировали специфические социальные типы преступников, отвергая биологический подход, четвертые искали компромисс между социологическим и биологическим подходом к личности.

Основоположниками антропологического направления в понимании личности преступника стали медики. Характерным и общеизвестным представителем в этом плане является основатель уголовной антропологии Ч. Ломброзо. Этот ученый на основе результатов изучения значительного количества преступников пришел к выводу о том, что они представляют собой особый природный антропологический тип, побуждаемый к преступлению множественными свойствами и особенностями своей организации, внешне проявляющимися в своеобразном нравственном помешательстве. Такой подход предполагает опору на бесспорное существование у человека биологического в его человеческой природе. В российской криминологии такой подход в основном связан с этапом становления криминологии (20-30-е гг. XX в.).

В истории криминологии, в том числе новейшей, известно немало социобиологических теорий, которые объясняли преступность врожденными биологическими факторами. Своего рода «хромосомный бум» отмечался в 60-70-х гг. прошлого столетия, когда генетики открыли хромосомную аномалию типа «Y-дисомии». Ее поспешили объявить «хромосомой преступности» у высокорослых мужчин, совершивших насильственные преступления. И в настоящее время такие ученые, как Эминов В.Е., Бурлаков В.Н., Акутаев P.M. под личностью преступника понимают, в первую очередь, систему его определенных психических свойств и качеств.

Наряду с антропологическим в криминологии всегда существовал и преобладал другой подход, жестко отрицающий биологизацию преступного поведения. Так, в начале XX в. А.А. Пионтковский писал, что нельзя объяснять изменчивое социальное явление - преступление - постоянными свойствами природы человека, в том числе «преступного человека». По мнению

А.А. Герцензона, криминологу незачем погружаться в глубинную сущность личности, искать биологические истоки поведения.

Ф.М. Решетников отмечает, что трактовка преступления как симптома биологических или психических недостатков преступника означает игнорирование действительной природы преступления как социального явления, порожденного социальными причинами. Эту же позицию разделяли такие видные российские криминологи прошлого века, как В.Н. Кудрявцев, И.И. Карпец и другие.

Взгляд на лицо, совершившее преступление, как на человека, главным в характеристике которого является его общественная сущность, повлек за собой абсолютизацию данного социального фактора в понимании личности преступника. Это была доминирующая позиция советской криминологии, когда личность преступника понималась как совокупность социальных и социально значимых свойств, признаков, связей, отношений, характеризующих лицо, виновно нарушающее уголовный закон, и иных неличностных условий и обстоятельств, влияющих на его преступное поведение. Безусловно, возможны ситуации, когда решающее значение криминогенного фактора приходится на окружающую среду, порождая тип экзогенного преступника. Однако распространить такой подход на всех лиц, совершивших преступление, нельзя.

В настоящее время ученые-криминологи все же едины в признании социальной природы преступности и ее причин, считая, что определяющее значение в механизме преступного поведения имеют социальная среда и социальные качества индивида, а биологические детерминанты не являются причиной преступного поведения, хотя и играют при этом важную роль. Однако ученые не могут придти к единству мнения о том, что же такое личность преступника. Из множества всевозможных определений, по мнению С.М. Иншакова, и мы с этим согласны, пожалуй, наиболее продуктивным представляется определение личности преступника как совокупности отрицательных, криминогенных качеств личности, которые обусловили (или могли обусловить) совершение человеком преступления. Данная дефиниция является научным инструментом, позволяющим углубить наши познания об истоках преступного поведения и причинах преступности, в том числе о преступлениях, совершаемых членами религиозных тоталитарных сект.

Все многообразие личностных качеств в целях облегчения изучения и анализа делят на определенные группы, совокупность которых принято называть структурой личности. Разные ученые выделяют различные группы указанных качеств: «направленности, опыта»; «длительность преступной деятельности, форма вины» и пр. Соответственно и структуры личности различны. Мы остановимся на наиболее, на наш взгляд, простой и общепризнанной классификации личностных свойств индивида, в том числе и совершившего преступление, согласно которой все качества личности можно разделить на четыре группы:

- социально-демографические;

- биофизиологические;

- нравственно-психологические;

- уголовно-правовые.

Социально-демографическая подструктура включает такие характеристики, как пол, возраст, образование, социальное положение, род занятий, национальная и профессиональная принадлежность, семейное положение, уровень материальной обеспеченности, место жительства, жилищно-бытовые условия и т.п.

Изучение социально-демографических характеристик личности имеет большое значение в связи с тем, что по ним можно судить о таких качествах личности, как образовательный и интеллектуальный уровень, отношение к труду. В соответствии с социальным статусом от каждого человека ожидается определенный образ поведения и поступков. Невыполнение ролевых предписаний может вызвать конфликт между личностью и обществом либо ее окружением. Однако необходимо отметить, что криминологическая информационная емкость социально-демографических признаков намного повышается, когда они анализируются в совокупности и тесной взаимосвязи друг с другом. Абсолютизация какого-либо одного из них может привести к ошибочным результатам.

Биофизиологические признаки - это состояние здоровья, особенности физической конституции, природные свойства нервной системы, включающие тип темперамента, способности, особенности мышления. Биологическая природа человека - необходимое условие индивидуальности личности, определяющей ее самобытность и неповторимость. Известно, что некоторые существенные психологические характеристики имеют генетический характер.

Однако наибольшее криминологическое значение имеет анализ нравственно-психологических качеств личности, тем более это касается личности преступника, совершившего преступление на религиозной почве. Именно признаки такой характеристики позволяют глубже познать внутреннее содержание личности. Здесь в первую очередь речь идет о мировоззренческих и нравственных чертах и свойствах: взглядах, убеждениях, интересах и мотивах, ценностных ориентациях, эмоциональных свойствах, жизненных стремлениях и ожиданиях, потребностях и избираемых способах их удовлетворения. Мировоззренческая позиция не только определяет общую направленность личности, ее целеустремленность, но сказывается на всей совокупности особенностей поведения и действий, привычек и наклонностей.

Основой формирования убеждений являются взгляды, знания. Вначале человек узнает что-либо, он строит поведение в соответствии со своими знаниями и в зависимости от того, приносит или не приносит определенное поведение ему удовлетворение, он приходит к убеждению в правильности своих познаний. В первом случае знания превращаются в убеждения, во втором они теряют способность мотивировать поведение. Таким образом, убеждение можно считать знанием, которое приобрело мотивирующую силу, знанием, в правильности которого человек убежден.

Роль убеждений, взглядов, умений, привычек в мотивации можно назвать главенствующей, поскольку именно они нейтрализуют культурные барьеры, которые общество с помощью воспитания, права и различных организационных мер формирует у человека.

И, наконец, уголовно-правовая характеристика личности преступника включает в себя направленность и мотивацию преступных действий, длительность, интенсивность преступной деятельности и наличие судимостей за нее, ролевое участие в конкретном преступлении, отношение к его последствиям.

Определение всех указанных признаков, характерных для членов религиозных тоталитарных сект, имеет особо большое значение для разработки мер предупреждения и конкретной профилактики их противоправного поведения.

Исследования личности участников религиозных сект, в частности, членов секты «Свидетели Иеговы», были предприняты еще в начале 20-х гг. прошедшего столетия. Ко второй половине 20-х гг. был накоплен, правда, все еще скромный, опыт этих исследований. На основе имевшейся практики, ее положительных результатов и ее недочетов Ф.М. Путинцев разработал «вопросник и методические указания по собранию сведений о сектах», опубликованные в журнале «Антирелигиозник» в 1927 г. Программа конкретных исследований сектантства подразделялась на следующие основные рубрики: 1) наименование, местонахождение и краткая история сект; 2) имущественный, национальный, половой и возрастной состав сект; 3) причины роста (или упадка) сект; 4) политическое прошлое сект; 5) политическая деятельность и роль сект в данное время; 6) сектантские колхозы и кооперативы; 7) сектантские вероучения, обряды и быт; 8) сектантство и антирелигиозная пропаганда. Каждая рубрика в свою очередь подразделялась на вопросы.

В 60-е гг. XX в., следуя методическим советам, разработанным Путинцевым, другие ученые тоже проводили исследования в данной области.

На основании конкретно-социологического обследования, проведенного в 60-е гг. XX в. членами кафедры истории и теории атеизма Киевского государственного университета в Закарпатской области УССР, были получены следующие данные о составе общин иеговистов и других протестантских течений: «Среди иеговистов области, - отмечает Б.М. Животок, - 38,3% мужчин и 61,7% женщин». Среди иеговистов Закарпатской области 80,6% - люди малограмотные, а по возрасту 37,2% - пожилые и старики. Что касается состава иеговистов по социальному положению, то следует отметить, что преобладающее количество верующих иеговистов в Закарпатской области - это колхозники, домохозяйки, а также инвалиды и пенсионеры. Рабочих, которые работали бы в больших коллективах, встречается очень мало; почти все сектанты трудятся или в домоуправлениях (сторожа, дворники т.п.), или подсобными рабочими на небольших стройках. Необходимо отметить, пишет Б.М. Животок, что из числа иеговистов, относящихся по социальному положению к рабочим, особенно проживающих в сельской местности, многие заняты на сезонных работах с выездом за пределы Закарпатской области. Так, из 377 иеговистов 266 - «сезонники», выезжающие на работу за пределы области, что составляет 70,5%, и 111 человек (29,4%) - лесорубы, работающие в области.Основным руководящим документом организации иеговистов являются «Организационные указания для возвещателей царства», официально одобренные конгрессом иеговистов в 1945 г. Этот документ, по сути, представляет собой устав организации, и вступающий в члены организации должен предварительно с ним ознакомиться, чтобы в дальнейшем беспрекословно выполнять требования его многочисленных статей и параграфов. В организации иеговистов значительно больше внимания, чем в других протестантских сектах уделяется привлечению к проповеднической деятельности женщин, хотя на руководящих постах женщине отводится второстепенная роль. Все члены организации в секте иеговистов проходят специальную подготовку в так называемой школе теократического обучения. Такие школы существуют при каждой группе, даже малочисленной. Во время проведения исследований установлено, что члены организации приносили огромные пожертвования. Эти же источники продолжают существовать и поныне. «Люди, верящие и ожидающие конца мира, считают, что их имущество не имеет ценности, и отказываются от него. В большинстве своем правоверные свидетели верят, что страдания от боли на смертном одре прекратятся, если они своевременно принесут пожертвования церкви». Проповедники иеговизма отрицательно относятся к высшему образованию. Молодежь не должна стремиться к знанию, к овладению основами науки, и в этом отношении родители не должны давать дурного примера. Ибо «идолопоклонство», так иеговисты называют стремление к научному знанию, «ослабляет сильных, опутывает слабых и срывает предохранительную ограду, которую установило надежное слово Бога». К сожалению, исследования иных религиозных организаций, обладающих признаками религиозных тоталитарных сект, учеными того времени не проводились.

С целью определения особенностей членов религиозных тоталитарных сект, в том числе и лиц, совершивших преступления, нами был проведен опрос участников наиболее распространенных прежде всего в Приволжском, а также других регионах религиозных тоталитарных сект. Опрос показал, что подавляющее число из них (около 85%) - лица мужского пола. Некоторое исключение составляет секта «Свидетели Иеговы», где женщины составляют около 73%.

Возрастной критерий зависит от принадлежности к конкретным религиозным организациям. Так, в секте «Свидетели Иеговы» возраст участников распределен следующим образом: 12,5% лиц в возрасте 16-30 лет; 60,5% - лица от 30 до 40 лет; 16,2% - лица, достигшие возраста 40-50 лет и 10,3% - старше 50 лет. Руководители таких сект, как мормоны и сайентологи, как правило, делают ставку на молодежь, в силу чего возраст основной массы адептов (63,7%) - 20-30 лет; около 30% - 30-40 лет (являющиеся в основной своей массе руководителями данных организаций и имеющие высшую степень посвящения) и около 5% - свыше 40 лет.

Образовательный уровень участников практически всех исследуемых тоталитарных религиозных организаций имеет следующую структуру: лица с высшим образованием - 26,7% (преобладающее большинство из них - 19,4% -имеют образование гуманитарной направленности); имеющие среднее специальное образование - 14,8% и среднее - около 60%.

По семейному положению: 23,7% женаты (замужем) и 76,3% холосты (не замужем).

Что касается рода деятельности, то его характер опять же зависит от принадлежности участников к той или иной религиозной организации. Так, в секте «Свидетели Иеговы» подавляющее число лиц (67,8%) заняты трудом, не требующим большой временной отдачи, здесь преобладают профессии низкого социального статуса, и 28,3% пенсионеров. В сектах мормонов и сайентологов, напротив, преобладающее количество участников имеют профессии, требующие высокого интеллектуального уровня, профессиональной подготовки, социально значимы. 37,2% работают в управленческих государственных структурах, 44,6% занимаются частным предпринимательством, остальные 18,2% приходятся на работников образовательных учреждений и военнослужащих. Отдельно необходимо коснуться сатанистов. Исследование показало, что подавляющее число приверженцев данного культа (77,8%) являются студентами, причем довольно престижных ВУЗов. Что касается нравственно-психологических качеств, то здесь необходимо сказать, что все без исключения участники тоталитарных религиозных образований характеризуются убежденностью в своей исключительности, превосходстве над всеми, кто не является членом их организации. Для них характерна претензиционность на истину в последней инстанции, полная нетерпимость или, по меньшей мере, снисходительно-пренебрежительное отношение к традиционным религиям и национально-духовным ценностям, убежденность в том, что «цель оправдывает средства» и что любое действие приемлемо постольку, поскольку оно способствует целям группы. У всех членов подобных организаций преобладают групповые идеи над индивидуальными и оправдание или даже одобрение аморального поведения при претензиях на добро.

Отказ от работы или учебы, чтение газет, журналов, художественной литературы, рекомендуемых руководителями подобных религиозных организаций, ограничение в питании с исключением продуктов, содержащих животные белки, приводят и к изменениям биофизических характеристик личности. Это проявляется в развитии психологической и духовной зависимости от проповедников, социальной дезадаптации, инфантильности. У участников сект возникают галлюцинации, искаженное восприятие реальности, нервные срывы, суицидальное мышление, приступы паники и тревожности.

Проведенное нами исследование показало, что социально-демографические и нравственно-психологические признаки лиц, принадлежащих к религиозным тоталитарным сектам, совершивших преступления, практически не отличаются от характеристики личности участников таких религиозных организаций, не имеющих судимости. При интервьюировании последних на вопрос: «Можете ли Вы совершить уголовно наказуемое деяние, если этого потребуют интересы Вашей религиозной организации?» 63,8% ответили положительно; 22,3% отметили, что действующее уголовное законодательство несовершенно, в силу чего, по их мнению, многие деяния в УК РФ надуманы самим государством и не представляют общественной опасности, соответственно, их совершение не должно считаться преступлением; и только 13,9% дали отрицательный ответ.

Более того, на вопрос: «Совершали ли Вы преступления из-за своих религиозных убеждений?» 71,8% ответили утвердительно. Полученные данные дают нам основания говорить о том, что участники религиозных тоталитарных сект не привлекаются к уголовной ответственности не из-за того, что они законопослушны, а в силу определенных недоработок со стороны правоохранительных органов, что дает нам возможность проецировать полученные данные по личности членов религиозных тоталитарных сект на личность преступника - участника одной из таких религиозных организаций. Сказанным еще раз подтверждается криминогенность таких сект и личности их участников.

Анализ уголовно-правовых признаков лиц, совершивших преступления религиозной направленности, показал, что подавляющее число лиц (83,6%) имеет первую судимость; преступления, как правило, были совершены в группе (67,2%), что характерно в большей степени для таких преступлений, как «Надругательство над телами умерших и местами их захоронения» (ст. 244 УК РФ).

Однако единой характеристики личности участника тоталитарной секты не существует и не может существовать. Дифференциация этой характеристики связана со степенью деструктивности секты, с мотивацией вхождения в нее, с ролевой функцией ее участника.

Люди, приходящие в секты, значительно отличаются друг от друга. Кого-то привлекают умеренно деструктивные, социально-ориентированные секты, кого-то тянет в секты тоталитарные, а кого - и в явно демонические.

Нами была предпринята попытка эмпирического изучения основных мотивов, которые побудили людей связать свою жизнь с тем или иным религиозным культом. С этой целью нами был проведен опрос среди участников некоторых деструктивных сект.

В ходе исследования было получено большое число разнообразных ответов, которые нами были объединены в следующие категории мотивов:

1. Трудная жизненная ситуация - в эту категорию вошли ответы людей, которые находились в кризисной ситуации на момент вхождения в организацию. Преобладающими были следующие мотивы: развод, семейное неблагополучие, тяжелая болезнь (инвалидность), потеря работы, тяжелое материальное положение, смерть близкого человека, переезд из другого региона, приобщение близкого человека к наркотикам или попадание его в места лишения свободы.

2. Уход от одиночества - основные мотивы людей, которые по тем или иным причинам ведут одинокий образ жизни, считают себя никому не нужными, в связи с чем пытаются найти эмоциональную поддержку тех, кто может оказать им психологическую помощь и избавить от одиночества.

3. Поиск себя - мотивы тех людей, которые еще не определились в жизни, ищут смысл своего существования, пытаются ответить для себя на вопросы бытия.

4. Влияние близких людей - родителей, родственников, друзей.

5. Под влиянием людей посторонних - членов каких-либо религиозных организаций.

Характерно то, что прослеживается неравномерность распределения процентного соотношения выделенных мотивов среди лиц различных возрастных групп.

Так, в группе от 15 до 20 лет преобладающим мотивом является влияние близких людей - 43,6%; затем влияние членов религиозных организаций - 24,5%; трудная жизненная ситуация - 15,5%; поиск себя - 12,2% и уход от одиночества -4,2%.

В возрастной группе от 20 до 30 лет: поиск себя - 46,7%; трудная жизненная ситуация - 27,5%; влияние третьих лиц - 17,3%; уход от одиночества - 7,4%; 1,1% влияние близких людей.

Среди опрошенных от 30 до 50 лет основным мотивом является трудная жизненная ситуация - 63,8%; затем уход от одиночества - 30,4%; влияние посторонних людей - 3,4%; поиск себя - 2,2% и 0,2% - под влиянием близких людей.

И в последней возрастной категории - от 50 лет и выше преобладающим мотивом является уход от одиночества - 70,3%; трудная жизненная ситуация 18,7%; 11% - под влиянием посторонних людей (как правило, членов секты «Свидетели Иеговы»).

«Тяжелая жизненная ситуация» заключается в том, что в период распада СССР в связи с массовой миграцией населения и возникающих с этим проблем многие люди теряли полезные социальные связи, не могли трудоустроиться, не имели возможности содержать семью, заниматься должным воспитанием детей. Так, например, Лариса А., ставшая членом секты «Свидетели Иеговы», объяснила свой поступок тем, что в 1997 г. переехала из г. Баку, где родилась и прожила всю жизнь, в г. Самару. Она жила с мужем и дочерью в общежитии, работала дворником, муж не имел постоянного места работы, средств, для обеспечения семьи не хватало, дочь - девушка 16 лет - стала встречаться с плохой компанией, употреблять наркотики, родственников и других близких людей в этом городе у них не было. «Единственные люди, которые ко мне отнеслись с пониманием, интересовались моими делами, оказались члены организации «Свидетели Иеговы».

Большой показатель по шкале «поиск себя» в возрастной группе от 20 до 30 лет может указывать на то, что молодые люди в этот период пытаются найти свое место в жизни, реализовать себя в учебе, в работе, а также в религиозной сфере. При этом часть молодых людей считает, что принадлежность к какой-либо религиозной организации поможет им устроиться в жизни и избежать тех трудностей, которые могут встретиться в момент становления их как личности.

Характеристику личности участника тоталитарной секты необходимо рассмотреть и в зависимости от места, занимаемого им в иерархии организации.

Исследование показало, что можно выделить следующие группы членов религиозных тоталитарных сект:

1. лидеры указанных организаций, в среде которых, в свою очередь, можно в зависимости от степени деструктивности и необходимости иметь «маску» для легального межличностного общения можно определить:

а) руководителей религиозных организаций, которые внешне стремятся показать свою лояльность к окружающему социуму, провозглашающих исключительно добрые цели, использующих фрагменты традиционных вероучений;

б) руководителей культов, имеющих ярко выраженную антиобщественную агрессивную направленность, прежде всего - сатанистские организации;

в) руководителей террористических организаций.

2. рядовые члены религиозных организаций, в том числе - террористы-самоубийцы.

Подробную характеристику особенностей совершения преступлений лидерами религиозных тоталитарных сект дала в своем исследовании Н.Б. Вагина. Она указывает, что «основная отличительная особенность преступлений в религиозной среде, по мнению некоторых ученых, состоит в том, что они совершаются с ведома, а нередко и при активном участии руководителей религиозных организаций, с использованием широких полномочий, предоставляемых их официальным положением».

Для большинства преступлений и правонарушений в этой сфере характерно злоупотребление положением лидера организации. Как правило, эти преступления являются не чем иным, как незаконным превышением должностных (если можно так назвать правовое положение лидера в организации, которую образовали и составляют лица, добровольно объединившиеся в целях совместного исповедания веры) обязанностей и полномочий. Этот аспект преступлений лидеров религиозных организаций свидетельствует о тех широких возможностях, которыми они располагают. Также данная особенность преступлений лидеров тоталитарных религиозных организаций свидетельствует о необходимости четкого разграничения законного использования власти лидером и незаконного злоупотребления властными полномочиями.

Другая отличительная особенность преступлений в религиозной среде состоит в злоупотреблении доверием рядовых членов со стороны лидера и его приближенных. Много и активно в религиозных организациях говорится о благах, получение которых ждет каждого члена такой организации: о духовных благах, о физических, интеллектуальных, физиологических и иных. На деле же этого не оказывается. Злоупотребление доверием - моральный элемент, присущий лидерам в разных сферах деятельности. Но в религиозной среде злоупотребление доверием обретает иногда зловещие формы. Если в условиях нерелигиозной жизни лидер, злоупотребляющий доверием, может стать фигурой публичного скандала, и такая перспектива удерживает лидера от сомнительных действий хотя бы в какой-то мере, то в религиозной среде, характеризуемой наличием тоталитарной власти, отсутствие скандальных разоблачений лидеров является ситуацией совершенно нормальной, и это обстоятельство, пожалуй, - одна из наиболее серьезных форм «патологии» в деятельности самих религиозных организаций.

Следующая особенность личности участников религиозных тоталитарных сект состоит в том, что лидеры, даже если они вполне заслуживающие доверие люди, подвергают радикальной деформации сознание и психику членов своих религиозных сообществ. А уж если они склонны к противоправным действиям, то деформация сознания рядовых членов становится для них средством, способствующим совершению этих противоправных действий, средством сокрытия содеянного от правоохранительных органов.

Для всех лидеров характерны авторитарность, жестокость, готовность идти на все для достижения своей цели, организационные способности, умение подчинить себе других, уверенность в собственной исключительности, отсутствие способности к сопереживанию, отношение к людям как орудиям достижения цели. Нередко среди лидеров религиозных культов встречаются люди просто с нарушенной психикой. Так, например, в г. Новосибирске длительное время действовала хорошо отлаженная сектантская организация с полувоенной дисциплиной под руководством «духовного учителя» К. Руднева под названием «Ашрам Шамбала». В январе 1999 г. К. Руднев направлялся на психиатрическую экспертизу. Психиатры в заключении однозначного ответа не дали, отметив, что на данный момент он вменяем, но имеет определенные психические отклонения.

Будучи опытными руководителями, умелыми, практичными и психологически сильными людьми, лидеры таких организаций ловко способствуют маскировке действий своих исполнителей, мастерски дезавуируют появляющиеся у правоохранительных органов данные, компрометирующие лидеров и исполнителей преступления, принимают действенные меры к «обесцениванию» информации по фактам, ставшим достоянием правоохранительных органов.

Будучи привлеченными к административной и уголовной ответственности за совершение противоправных деяний или преступлений, адепты религиозных организаций не хотят выдавать своих реальных вдохновителей и организаторов. Психологическая зависимость рядовых адептов от лидера, воспринимаемая адептами вовсе не как зависимость, а как благо, как право пострадать «во имя» лидера, побуждает разоблаченного члена «братства», причастного к преступлению, вести себя «достойно», мужественно, умело, прагматично. И рядовые члены религиозной организации нередко себя именно так и ведут. В лучшем случае организаторы и «идейные вдохновители» соглашаются взять на себя ответственность моральную, если факты прямо и очевидно доказывают причастность адепта религиозной организации к преступлению. На признание уголовной ответственности они, как правило, не идут.

Если же уголовное преследование лидеров местных религиозных организаций началось, то весьма вероятно, что обвиняемый или его «собратья по вере» будут защищаться и даже попытаются повлиять на ход всего уголовного преследования. Это влияние отразится не только на самом процессе (когда, допустим, защита будет осуществляться умелыми адвокатами, которые являются членами этой же религиозной организации), но и за рамками процесса. Например, могут иметь место заявления в прессе о преследованиях по религиозным, идеологическим или иным мотивам; о манипуляциях общественным сознанием и т.п. Правоохранительные и судебные органы могут быть втянуты в религиозно-идеологическую борьбу, и им придется в этом случае столкнуться с серьезными проблемами.

И такие прецеденты имеются. Примером тому может служить судебный процесс по иску Общественного комитета защиты свободы совести имени Льва Толстого к А.Л. Дворкину. Предметом иска послужило издание брошюры, содержащей, по их мнению, клевету на такие законопослушные российские организации, как «Общество сознания Кришны», Церковь сайентологии, «Церковь объединения» Муна, «Аум Синрике» и др. Также активное участие в процессе принимали члены секты «Свидетели Иеговы» и секты «Семья». Характерно, что свидетелями со стороны истцов выступали граждане США и Великобритании. Данный процесс длился больше года, и в мае 1997 г. решением Хорошевского межмуниципального суда г. Москвы в иске Комитету было отказано. Другой пример. Более двух лет длился судебный процесс по иску прокуратуры Северного округа г. Москвы в Головинском межмуниципальном суде г. Москвы о признании недействительной регистрацию тоталитарной секты «Свидетели Иеговы» и запрещения ее деятельности. На этот процесс, проходивший в России, съехалось большое количество юристов и западных журналистов, готовых оказать всяческую информационную поддержку представителям секты «Свидетели Иеговы». В феврале 2001 г. суд принял решение отказать в иске прокуратуре.

Кроме того, следующей особенностью данного вида преступлений является мотивация лидеров террористических организаций. Изучение уголовных дел, опросы экспертов - сотрудников правоохранительных органов и осужденных указывают нередко, во-первых, на наличие у организаторов полимотивации - наличие одновременно нескольких побудительных мотивов и преследуемых целей; во-вторых, на существенные различия мотивации организаторов и исполнителей преступлений террористического характера.

Из числа опрошенных сотрудников правоохранительных органов Южного федерального округа и в Чеченской Республике более 40% полагали, что в основе мотивации лидеров формирований, совершающих преступления террористической направленности, лежит обеспечение криминального предпринимательства, приносящего доходы и обеспечивающего власть. 17% сотрудников федеральных правоохранительных органов Южного федерального округа и более 20% в Чеченской Республике связывали деятельность указанных лидеров со стремлением к созданию самостоятельного государства и самостоятельному решению вопросов государственной и иной политики в рамках национальных традиций и обычаев - уходом от контроля федеральной власти, примерно 20% - со стремлением лидеров к сепаратизму и объединению с исламским миром. На участие рядовых исполнителей в организациях и террористических актах во имя «победы» ислама в разных его вариантах указывали 18-27%.

Что касается рядовых членов сект, то наибольшее криминологическое значение при анализе личности преступника, особенно лица, совершающего преступления на религиозной почве, имеют его нравственно-психологические качества.

Как отмечают врачи-психиатры, предпосылки для дезадаптации таких лиц кроются в самой системе культовых новообразований. Осуществляя в значительной степени контроль над поведением, мышлением и эмоциями своих членов, беспощадно эксплуатируя личность, приводя к срыву компенсаторных механизмов; манипулируя сознанием адептов, проводя политику его жесткого контроля, секты лишают человека индивидуальных особенностей. Это в свою очередь приводит к коллективным моделям реагирования на окружающее с потерей критичности к предлагаемым сектой духовным суррогатам. Адепт постепенно лишается самодеятельности, и его жизнедеятельность сращивается с жизнью культового новообразования, приводя при разрыве с сектой к резкой дезадаптации. Здесь надо сказать о возникающем парадоксальном эффекте: пока человек находится внутри секты, его психика повреждена (это неопровержимо доказывают результаты обследования экс-культистов), но при освобождении человека от опеки культового новообразования мы часто встречаемся с новыми проблемами психического здоровья, которые были заложены во время пребывания адепта в секте наподобие сжатой пружины. Об этом, конечно же, знают лидеры культовых образований и спекулируют на этом, угрожая адептам последствиями выхода из секты.

Отдельно, в связи с повышенной общественной опасностью личности, необходимо проанализировать такой тип личности рассматриваемых преступников, как «террорист-смертник», а также личность членов сатанистской организации.

Исследование показало, что использование террористов-смертников, то есть лиц, подрывающих себя вместе с намеченными жертвами, вообще является особенностью ряда террористических групп в мире, в частности, террористической деятельности повстанческой организации «Тигры освобождения Тамил Илама» на Шри-Ланке.

Использование смертников, уничтожающих вместе с собой окружающих, является характерным почерком и ближневосточной террористической организации ХАМАС. Ислам, как и большинство мировых религий, самоубийство осуждает, и, чтобы снять подобную коллизию, один из хамасовских руководителей имам Ахмед Баха заявил: «Такие действия не являются самоубийством. Мы называем их акциями джихада. Коран рекомендует джихад в борьбе против врага, Аллах разрешает отвечать врагу ударом на удар. Это месть Аллаха, а не человека. Именно он выбирает героя, который приносит себя в жертву, и никто больше. Воля Аллаха должна исполняться...». Здесь явно прослеживаются аналогии с индоктринацией в сознание адептов некоторых религиозных тоталитарных организаций необходимости самопожертвования во имя целей своего культа.

В ходе проводимого нами исследования не удалось опросить участников террористических групп, однако из изученных материалов уголовных дел и других источников можно сделать вывод о том, что террористы нового поколения - это врачи, инженеры, семейные люди, которые чувствуют себя комфортно в современном мире, способные жить двойной жизнью террориста и порядочного человека.

Мотивы же участия какой-либо религиозной организации в осуществлении террористического акта могут быть следующие.

1. Стремление самостоятельного осуществления «конца света» или «возмездия врагам веры» и других акций (группой или адептом-одиночкой, действующими по приказу руководства деструктивной религиозной организации), или желание являться одним из промежуточных этапов в общей операции по захвату власти, в том числе в сотрудничестве с другими тоталитарными религиозными организациями или политическими группировками.

2. Ответная акция, в том числе акция «возмездия» на преследование такой религиозной организации властями после ее попытки захвата власти или участия в других беспорядках или террористических актах (массовые самоубийства части ее адептов, захват заложников или другие террористические акты) либо после запрещения деятельности данной тоталитарной религиозной организации в судебном порядке или на законодательном уровне по иным причинам.

3. Желание лидеров запрещенной религиозной организации (или решивших по иным причинам прекратить свою деятельность), в последний раз воспользовавшись своей неограниченной властью над адептами секты, обогатиться путем захвата опасного промышленного или военного объекта или объекта социальной сферы и последующего шантажа правительства страны угрозой его подрыва.

4. Стремление руководителя тоталитарной религиозной организации среднего или местного уровня, пользуясь беспрекословным повиновением членов группы, без санкции высшего руководства своей организации, в результате психического помешательства или в корыстных целях организовать захват опасного промышленного или военного объекта или объекта социальной сферы.

Как и во всем мире, терроризм в России становится все более масштабным явлением.

Е.М. Юцкова среди лиц, являющихся рядовыми участниками террористических формирований, а также совершающих отдельные террористические акции по их заданию, выделяет пять основных личностные типов. Это:

1. Лица, для которых вхождение в террористическое формирование, участие в совершении террористических актов является средством материального обеспечения, своего рода заработком.

2. Лица, пришедшие в террористические организации в результате активной и целенаправленной вербовки, основываясь в целом на националистических или религиозных воззрениях, своем интересе к религии.

3. Лица, совершающие отдельные террористические акты или входящие в незаконные вооруженные формирования под влиянием угроз, шантажа, запугивания, обещания материальной поддержки семьи и близким.

4. Лица, совершающие террористические акты ради достижения известности, авторитета в своем кругу, внушения окружающим страха и т.п., основываясь в известной мере на том, что «убийство одного известного человека приносит столько же внимания прессы, сколько убийство множества неизвестных. Но в последнем случае меньше риска быть задержанным». Это в большей степени характерно для террористов-одиночек. Нередко у них прослеживаются определенные расстройства психики, адаптации в социальной среде .

5. Особое место принадлежит женщинам-террористкам. На территории России это преимущественно жительницы Северо-Кавказского региона, Чеченской Республики.

Рассмотрим наиболее подробно вторую группу. Среди них можно выделить:

а) так называемых «идейных», т.е. тех, кто под воздействием проповедников ислама (действующих в религиозных училищах, мечетях) уже усвоил идеи национализма, исключительности ислама как мировой религии и активно стремится сам войти в террористические формирования ради «торжества ислама», распространения ислама, шариата.

Согласно нашего исследования, сотрудники правоохранительных органов, исходя из имеющихся у них данных, полагают, что число таких лиц составляет 6-7%. Однако материалы уголовных дел из-за крайне слабого изучения личности обвиняемых не позволяют сделать каких-либо конкретных выводов о том, в какой степени участники террористических группировок находились именно под воздействием религиозных и националистических идей. Значительное число участников незаконных вооруженных формирований террористической направленности прошли активную вербовку, включающую религиозную обработку или основывающуюся на интересе лица к религии, национальным вопросам;

б) «внушаемых», попадающих под влияние вербовщиков, использующих интерес к религии и вовлекающих в незаконные вооруженные формирования. Эти лица проходят достаточно жесткую идеологическую обработку в кружках «по изучению ислама», в религиозных учебных заведениях.

В то же время и «идейные» и иные не отказываются от материального вознаграждения и получения регулярных денежных выплат сначала от вербовщиков при изучении ислама (ваххабизма), а затем уже, находясь в незаконных вооруженных формированиях. Это находит отражение даже в материалах уголовных дел, когда обвиняемые показывают, что на них составлялись списки, по которым производились выплаты. Таким образом, достаточно сложно определить, что в конечном счете является основным доминирующим мотивом поведения таких лиц, но материальный фактор играет заметную роль.

Изучение материалов уголовных дел, проведенное нами (в основном, показаний обвиняемых), позволяет выявить четкий механизм вовлечения в незаконные вооруженные формирования и террористическую деятельность новых членов. Действует жесткая система вербовки и вовлечения местных жителей, особенно молодежи, в незаконные вооруженные формирования, а затем непосредственно в террористическую деятельность. В основном это происходит под предлогом изучения ислама, ваххабизма и практически не встречает противодействия со стороны местных властей.

И отдельно необходимо рассмотреть личность членов сект сатанистской направленности. Необходимые данные  были получены как из разнообразных литературных и документальных источников, так и при помощи личного общения с представителями таких групп.

Особый интерес представляет один из интервьюированных лиц -Сергей П. (возраст 36 лет, имеет два высших образования: техническое и гуманитарное. Рос в интеллигентной материально обеспеченной семье, разведен, имеет судимости по ст. 158 ч. 2. п. «в»; 161 ч. 2 п. «г»; 162 ч. 2 (в ред. ФЗ от 08.12.2003 г.) УК РФ, в настоящее время отбывает наказание в ИЗ 42/1 г. Самары). Характерной особенностью для него является то, что он ни коим образом не скрывает своего мировоззрения, называя себя «черным сатанистом», цитирует наизусть труды основоположников этого вероучения А. Кроули и Ш. Ла'Вея. Активно пропагандирует свои взгляды среди осужденных, пытается «рекрутировать» их в свои ряды. Отношение к труду -резко отрицательное. Никогда нигде не работал, находился на иждивении у родителей. Причиной развода явилось то, что жена вышла из рядов сатанистов. Отношение к ребенку, с его слов, «как к куску мяса, так как бывшая жена его покрестила в православной церкви». На вопрос о мотивах совершенных преступлений ответ был следующим: «Необходимо делать то, что хочется в данный момент, не взирая на общественное мнение». И на вопрос, смог бы совершить тяжкое преступление против личности (убийство, причинение вреда здоровью), ответил, не задумываясь: «Несомненно, если этот человек причинил бы вред - физический, моральный, психологический кому-либо из членов сатанистской организации либо самой организации». Полученные сведения были подтверждены работниками администрации ИЗ 42/1, а также сотрудниками ФСБ Самарской области.

Другие опрошенные - Дмитрий Я. и Игорь Т. (возраст 20 и 21 год, студенты одного из Самарских ВУЗов, холосты, не судимы) относят себя к членам одной из сатанистских люциферианской направленности организации, действующей в г. Самаре, - «Дети Тьмы». Увлекаются более обрядовой, культовой стороной вероучения. Пояснили, что во время совершения ритуалов совершали вандалистские действия на кладбище, «приносили в жертву» голубей и кошек. Никаких иных противоправных действий не совершали. Однако на вопрос, смог бы совершить тяжкое преступление против личности (убийство, причинение вреда здоровью), также ответили утвердительно: «Если бы этого потребовала «семья» («Семьей» у сатанистов называется отделение организации, которое существует 13 лет, затем распадается на так называемые новые «семьи»).

Как правило, подростки и молодые люди, чей адекватный социальный рост затруднен, чья личность формируется в обстановке духовной пустоты при полном отсутствии осмысленности бытия, подсознательно тянутся друг к другу. У них - общие проблемы, их тяготит жизненная неопределенность, и сатанизм как идеология, легко и просто постигаемая, дает им основу для взаимопонимания, иллюзию своей значимости и общую направленность поведения.

К числу таких сатанистов относится и Артем 3., 17 лет, обвинявшийся по ст. 105 ч. 2 п. «ж», «д» УК РФ «в совершении группой лиц по предварительному сговору двух ритуальных убийств». Стационарное судебно-психиатрическое освидетельствование он проходил в Центре им. В.П. Сербского. Экспертиза показала, что он является личностью с высокой активностью и склонностью к открытому агрессивному поведению, нежеланием приспосабливаться к социальному окружению, характеризуется высоким энергетическим потенциалом, отсутствием интереса к людям, повышенным интересом к себе и стремлением к самораскрытию и воплощению своих идей; личность эмоционально неустойчивая, с высокой вероятностью нервно-психических срывов в широком диапазоне ситуации, имеет высокоразвитое чувство субъективного контроля. Экспертная комиссия пришла к заключению о вменяемости Артема, установив, что он психическими заболеваниями не страдает и не страдал таковым в период, к которому относятся инкриминируемые ему деяния.

Или иной пример. В июне 2004 г. Аришин М., 1953 г.р., совершил убийство своей матери из-за приверженства последней к христианскому вероучению. В 20 лет он окончил художественное училище, где и сформировались его мировоззренческие взгляды, профессионально занимался написанием картин. На протяжении всего времени возникали постоянные конфликты с матерью на почве религиозного вероучения. С 1996 г. состоял на учете в психоневрологическом диспансере с диагнозом: шизофрения, хотя по заключению судебно-медицинской экспертизы признан вменяемым.

Приведенные примеры приверженности людей сатанизму показали единство их взглядов с учением современных сатанистских наставников, обозначили характер некоторых вариантов сатанизма, а главное, показали его реальную опасность. Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.

Личность преступника - это совокупность отрицательных криминогенных качеств личности, которые обусловили или могут обусловить совершение человеком преступления.

Характеристика членов религиозных тоталитарных сект, совершающих преступления, различна и зависит как от степени деструктивности самой секты, так и от той роли, которую занимает в ней каждый из участников.

Личностные особенности членов религиозных тоталитарных сект, совершивших преступления, практически не отличаются от характеристик участников таких религиозных организаций, не привлекавшихся к уголовной ответственности.

Выделяются следующие группы участников религиозных тоталитарных сект и определяются их характеристики:

1. лидеры указанных организаций, среди которых, в зависимости от степени их деструктивности и конспирированности, можно выделить:

а) руководителей религиозных организаций, внешне стремящихся показать свою лояльность к окружающему социуму, провозглашающих исключительно добрые цели, использующих фрагменты традиционных вероучений;

б) руководителей организаций, имеющих ярко выраженную антиобщественную, прежде всего агрессивную направленность (сатанистские организации);

в) руководителей террористических организаций.

2. рядовые члены религиозных организаций, в том числе и террористы-самоубийцы.

Для всех лидеров подобных религиозных объединений характерны авторитарность, жестокость, готовность идти на все для достижения своей цели, организационные способности, умение подчинить себе других, уверенность в собственной исключительности, отсутствие способности к сопереживанию, отношение к людям как орудиям достижения цели.

Нравственно-психологические качества всех без исключения членов тоталитарных сект характеризуются убежденностью в своей исключительности, превосходстве над всеми, кто не является членом их организации. Для них характерны полная нетерпимость к традиционным религиям, национально-духовным ценностям, преобладание групповых идей над индивидуальными, оправдание или одобрение аморального и противоправного поведения.

В процессе осуществления жесткого контроля над поведением, мышлением, эмоциями, манипулирования сознанием рядовых членов со стороны лидеров религиозных тоталитарных сект у первых возникает дезадаптация, расстройство личности, приводящие к нервным срывам и психозам, что является одним из факторов, детерминирующих их преступное поведение.

Выявленные особенности личности участников религиозных тоталитарных сект определяют принятие эффективных мер комплексного характера по коррекции криминогенных качеств их личности и автоматически требуют профилактического воздействия.

 

АВТОР: Василенко М.М.