29.07.2011 11500

Деятельность органов внутренних дел (ОВД) по предупреждению преступлений, совершаемых членами религиозных тоталитарных сект (статья)

 

Все элементы предупредительной деятельности - уровни, формы и виды - в реальной действительности проявляются не сами по себе, а лишь в результате активной и целенаправленной деятельности определенных субъектов предупреждения преступности: государственных и негосударственных, специализированных и неспециализированных, различающихся по функциональному предназначению, объему прав и обязанностей, формам и методам деятельности и другим признакам.

Эти субъекты осуществляют определенные виды связей: связи взаимодействия, строения, функционирования, обеспечивающие жизнедеятельность системы, связи развития, координации и субординации, управления и самоуправления.

Большую группу составляют специализированные субъекты профилактики преступлений. Специализированные субъекты - те, для которых предупреждение преступности является основной, главной или одной из функций. Как считают некоторые ученые-криминологи, их «общим системсюбразующим признаком в данном случае является предназначенность для борьбы с преступностью и другими правонарушениями (включая их предупреждение и профилактику), которая у этих субъектов представляет собой единственную либо профилирующую, основную (одну из основных) функцию».

К числу таких субъектов относятся правоохранительные органы: прежде всего органы внутренних дел, федеральной службы безопасности, юстиции, наркоконтроля, суда и прокуратуры. Их предупредительная деятельность состоит в осуществлении функций надзора за исполнением законов, привлечении к административной и уголовной ответственности, применении гражданско-правовых, административно-правовых и уголовно-правовых санкций за совершение правонарушений. В этом официально проявляется функционирование некоторых субъектов предупреждения преступности, главным образом, из числа тех, деятельность которых предупреждение преступлений предусматривает в числе основных или ведущих ее направлений, регулируется в законодательном порядке. Так, УПК РФ предписывает следователям и судам устанавливать причины и условия конкретных преступлений.

Особое место в системе предупреждения преступности занимают органы внутренних дел. Это вытекает из особенностей их функций и содержания компетенций. Органы внутренних дел осуществляют общую и индивидуальную профилактику преступлений, уголовно-правовое воздействие на лиц, совершивших преступления. Кроме того, в их функции входит административно-юрисдикционная деятельность, которая служит целям предупреждения преступлений. Но более обширны профилактические функции органов внутренних дел. Профилактикой преступлений и иных правонарушений в той или иной мере занимаются все службы и даже подразделения органов внутренних дел, осуществляющие уголовно-правовое воздействие на преступников. Например, следственные подразделения, а также подразделения дознания в соответствии с уголовно-процессуальным законом выявляют и устраняют причины и условия преступлений. Для многих других подразделений, например ГИБДД, патрульно-постовой службы, службы участковых уполномоченных милиции, подразделений по профилактике правонарушений несовершеннолетних, профилактика - основная функциональная обязанность.

Из всех органов, ведущих борьбу с преступностью, органам внутренних дел чаще других приходится иметь дело с непосредственной реализацией мер по борьбе с преступностью. Они раскрывают и расследуют преступления, принимают меры по обеспечению сохранности собственности, опираются в своей деятельности на помощь других государственных органов и общественность.

Особенно возросла роль органов внутренних дел в последние годы, когда усилилась социальная напряженность в обществе, возникли межнациональные и межрелигиозные конфликты, участились проявления экстремизма и массовые беспорядки.

В то же время законодательство о борьбе с преступностью изменялось с криминологической точки зрения довольно бессистемно и противоречиво. Прагматический подход (реагирование на изменение криминальных реалий, на перегруженность правоохранительной системы) сочетался с концептуально-либеральной позицией, а также следованием активно лоббируемых интересов.

Действующий закон практически не ориентирует сотрудников правоохранительных органов и судей на полное исследование причин преступлений, то есть обстоятельств, генетически связанных с преступным поведением, преступностью. Последнее требует выявления во взаимодействии характеристик лиц, совершающих преступления, и внешней для них среды, включая особенности механизма такого взаимодействия, причем в динамике, а не только в момент совершения преступления. Закрепление на законодательном уровне требований исследования данных факторов, на наш взгляд, способствовало бы эффективности предупреждения преступлений.

Тенденции роста преступности в современных условиях и тенденция «отставания» уголовно-правового контроля над ней увязываются между собой в некий порочный круг, разорвать который можно только на пути гуманистических, профилактических, криминологических стратегий борьбы с преступностью. Этот порочный круг трудно разорвать в рамках традиционной уголовной политики.

Эти новые условия, в которых действуют ныне правоохранительные органы, порождают не только криминологические, но также и тесно связанные с ними криминалистические и уголовно-процессуальные проблемы, в частности, проблемы защиты уголовно-процессуальных доказательств. Новые проявления организованной преступности в форме деструктивных и оккультных формирований с жесткой дисциплиной и жестокими средствами воздействия на противников порождают в уголовном процессе и новые проблемы обеспечения доказательств, то есть защиты от их дальнейших посягательств: потерпевших, свидетелей, вещественных доказательств; вызывают необходимость проведения новых видов экспертиз.

Правоохранительная деятельность по защите доказательств должна носить комплексный характер, включая применение уголовно-правовых, уголовно-процессуальных и криминалистических мер, а также проведение оперативных мероприятий. В предотвращении преступлений, совершаемых участниками религиозных тоталитарных сект, особая роль отводится органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. В силу высокой степени конспиративности вышеуказанных организаций добывание информации о них наиболее эффективно путем оперативного внедрения как одного из видов оперативно-розыскных мероприятий. Согласно ст. 2 Закона одной из задач оперативно-розыскной деятельности является «добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации». В Доктрине Информационной безопасности Российской Федерации Президент РФ указал, что «к числу основных объектов информационной безопасности Российской Федерации в сфере духовной жизни относятся... возможность нарушения общественной стабильности, нанесение вреда здоровью и жизни граждан вследствие деятельности религиозных объединений, проповедующих религиозный фундаментализм, а также тоталитарных религиозных сект». На наш взгляд, информационную безопасность можно рассматривать как составляющую всей национальной безопасности государства, поэтому считаем целесообразным ст. 2 Закона «Об ОРД» добавить признаком «и информационной безопасности Российской Федерации».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 1998 г. № 565 утвержден порядок проведения религиоведческой экспертизы в случае возникновения необходимости в дополнительном исследовании на предмет признания организации религиозной и проверки достоверности сведений относительно основ ее вероучения и соответствующей ему практики. Однако, как показало наше исследование, практика проведения экспертизы регистрирующими органами отсутствует. В силу чего представляется необходимым в законодательном порядке обязать органы Министерства юстиции проводить обязательную религиоведческую экспертизу при регистрации централизованной религиозной организации или местной религиозной организации, не имеющей подтверждения о вхождении в централизованную организацию того же вероисповедания, выданного централизованной организацией. Подобные экспертизы решают криминологические задачи, поскольку препятствуют возможностям создания незаконных, в том числе преступных групп под прикрытием религиозных организаций. Криминологические задачи религиоведческой экспертизы заключаются: а) в установлении признаков общественной опасности отдельных обрядов деструктивных религиозных организаций и других действий, находящихся в причинной связи с конкретными последствиями; б) в установлении мотивации, характеризующей субъективную сторону состава преступления (п. «л» ч. 2 ст. 105, п. «е» ч. 2 ст. 111 и 112, п. «е» ч. 1 ст. 63 Уголовного кодекса Российской Федерации), что входит в предмет доказывания и имеет доказательственное значение по уголовному делу (п. 1 и 2 ч. 1 ст. 73, ч. 2 ст. 74 Уголовно-процессуального кодекса РФ).

В выявлении, познании и профилактике противоправной деятельности религиозных формирований правоохранительным органам не обойтись без специалистов, имеющих знания и опыт в вопросах обнаружения деструктивных направлений соответствующей религии по специфическим признакам, в том числе характеризующим и общественно опасный характер деятельности приверженцев таких направлений. Значительный опыт по таким вопросам накоплен Русской православной церковью, представители которой, как правило, не отказывают правоохранительным органам в необходимой консультации и даже в проведении экспертизы.

Пунктом 2.3 Наставления о деятельности служб и подразделений органов внутренних дел по предупреждению преступлений в числе иных предупредительных мер по устранению и нейтрализации криминогенных факторов, способствующих совершению преступлений, предусмотрено осуществление взаимодействия, в том числе с религиозными конфессиями.

Одной из форм такого взаимодействия является проведение совместных конференций с участием сотрудников органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, представителей различных традиционных конфессий, медиков и психологов. Примером тому являются научно-практическая конференция, проведенная в Москве в марте 1996 г. под названием «Общество. Духовность. Правопорядок»; вторая Международная научно-практическая конференция, проведенная в 1998 г. в г. Ростов-на-Дону под названием «Криминальные секты, серийная преступная деятельность и исполнение наказаний»; международная научно-практическая конференция «Тоталитарные секты - угроза XXI века», прошедшая в Нижнем Новгороде в апреле 2001 г., а также конференция «Неопятидесятнические секты в России: угроза религиозного экстремизма», прошедшая в г. Саратове 10-11 мая 2005 г. Во время работы конференций внесены предложения по созданию юридических центров для защиты граждан от посягательства на них со стороны сект. Примером тому может служить консультационный центр «Человек. Закон. Власть», действующий на территории Челябинской области. В выступлениях на данных конференциях отмечалась необходимость тесного сотрудничества Русской православной церкви с городскими и районными администрациями, а также с правоохранительными органами.

Кроме того, на наш взгляд, в самой системе правоохранительных структур необходимо иметь:

- должностных лиц, ответственных за сбор, обобщение и анализ информации о преступной, противоправной и «технологической» деятельности религиозных организаций;

- небольшие группы специалистов-криминологов, специализирующихся на вопросах обеспечения религиозной безопасности и противодействия религиозной преступности (применительно к сфере деятельности своей структуры);

- специализированные подразделения, чья деятельность направлена на борьбу с религиозными преступлениями, сотрудники которых должны проходить специальную подготовку.

Одним из направлений деятельности указанных лиц должна быть разработка методик выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования преступлений религиозной направленности.

Как показало наше исследование, участниками религиозных тоталитарных сект совершаются такие тяжкие и особо тяжкие преступления, как:

- убийства, в том числе ритуальные;

- доведение до самоубийства путем применения психологического воздействия;

- причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью;

- иные тяжкие преступления.

Ритуальный или культовый мотив убийства доказать достаточно сложно. Поэтому при квалификации подобного рода деяний необходимо, на наш взгляд, учитывать следующее. Ритуальное убийство - это убийство, которое в подготовительной стадии, в процессе и после его совершения сопровождается определенными действиями. Они являются составной, а возможно, и неотъемлемой его частью. Это расчленение тела, вырезание внутренних органов, фотосъемка процесса преступления, крайне жестокие пытки, глумление над трупом. На теле жертвы делаются надписи, вырезаются, выжигаются знаки, слова, в руки вкладываются религиозные предметы, проводятся манипуляции с одеждой, обувью и т.п. Таким образом, установление факта наличия ритуальных действий может указать на мотив убийства.

Для того чтобы предупреждение исследуемого вида преступности было эффективным, необходимо обладать информацией по ее фактическому состоянию. Однако в силу пробелов в форме статистической отчетности невозможно проследить состояние, уровень, динамику и структуру данного вида преступности, исследовать как саму личность преступника, так и мотивы, побудившие его к совершению противоправных деяний, спрогнозировать дальнейшие тенденции религиозной преступности в целом по стране и по отдельным регионам в частности.

Поэтому видится целесообразным ввести в форму статистической отчетности как в ГИАЦ МВД РФ, так и в ИЦ субъектов Российской Федерации отдельные пункты: «совершено преступлений религиозного характера» и «выявлено лиц, совершивших преступления религиозного характера».

В последние годы расширились перспективы для сотрудничества с правоохранительными органами зарубежных государств, которыми накоплен значительный опыт борьбы с религиозными тоталитарными формированиями.

Переориентируя систему криминологической профилактики, сотрудники органов внутренних дел должны учитывать изменение места религия в жизни населения. В России конца 60-х гг. XX в. к верующим себя относили около 10% взрослых граждан, а в 1989 году - уже 39% (неверующими себя назвали 11%, а убежденными атеистами - только 3% опрошенных). Опрос 1994 г. зарегистрировал наибольшее число атеистов среди военнослужащих. Часто (35% ответов) солдаты и офицеры колебались между верой и неверием, 30% определили себя неверующими. Верующие же составили 25%. В конце 90-х гг. в 19 регионах было опрошено 488 сотрудников ОВД. Неверующими себя считали 44%, верующими - 37% (из них: христиан - 85%, исповедующих ислам - 10%), атеистов - 9%. Верующих и мистически настроенных-81%.

По данным проведенного исследования среди студентов юридических ВУЗов в 2004 г. уровень религиозности составляет 89,6%, а среди сотрудников правоохранительных органов - 85,7%, причем из верующих сотрудников 92,3% называли себя православными.

Однако большинство составляли традиционно верующие, а не истинные христиане. С одной стороны, это открывает широкие возможности приобщения студенческой молодежи и сотрудников правоохранительных органов к религии и церкви с целью повышения уровня их духовности и способности противостоять влиянию негативных явлений, с другой - опасность вовлечения в деструктивные и оккультные, в том числе криминогенные формирования. Данные обстоятельства следует учитывать при осуществлении криминологической профилактики.

Руководителям и сотрудникам служб, борющихся с преступностью, важно помнить, что некоторые секты в качестве прикрытия проводят массовые мероприятия по оказанию гуманитарной помощи осужденным. И спекулятивно используют факты такой помощи (самой по себе, безусловно, полезной) для пропаганды своих вероучений, оправдания экстремистских действий, расширения и укрепления своей базы в стране и криминальных структурах, установления связей с правоохранительными органами. Поэтому целесообразно ограничение участия сотрудников ОВД в деструктивных культах и сотрудничество с ними, а также разработка и повсеместное использование тестов, способных выявить, принадлежат ли сотрудники к таким культам и занимаются ли они вербовкой новых адептов.

Также для религиозных тоталитарных сект особый интерес представляет студенческая среда.

Проведенными исследованиями удалось установить, что почти каждый второй или третий студент, курсант и сотрудник ОВД имел контакты с представителями тех или иных тоталитарных сект. В то же время уровень опрошенных и объем их знаний о деятельности и особенностях этих сект более чем скромен. Более того, они мало и зачастую неверно знают о традиционных религиозных конфессиях. Подобный дефицит информации может привести к тому, что сотрудники правоохранительных органов помимо своей воли могут быть втянуты в подобные религиозные организации.

Поэтому, на наш взгляд, кажется необходимым систематически проводить, в том числе в ВУЗах МВД и Минюста, научно-практические конференции по проблемам противодействия деструктивным культам, в которых бы принимали участие курсанты, студенты, слушатели, преподаватели, представители православного духовенства, сотрудники соответствующего департамента областной администрации, практические психологи. Как мы видим, определенный опыт в этом направлении уже имеется.

Также видится целесообразным обязательное включение в учебную программу такой дисциплины, как «Сектоведение», где определенное количество часов должно быть отведено на изучение проблемы деятельности нетрадиционных религиозных организаций в современной России. Кроме того, необходимо привлекать священнослужителей для проведения целевых бесед об активном противодействии тоталитарным сектам в воспитательной работе со студентами юридических ВУЗов и курсантами.

Таким образом, подобная работа по информированности учащихся о признаках и деятельности как традиционных религиозных конфессий, так и тоталитарных сект позволит сформировать у них стойкую духовно-нравственную позицию относительно истинных моральных ценностей, а также осуществлять анализ и противодействие деструктивным культам.

Другой уровень предупреждения преступлений, совершаемых членами религиозных тоталитарных сект, - индивидуальный. Индивидуальный уровень профилактики преступлений включает в себя деятельность в отношении конкретных лиц, поведение которых вступает в конфликт с правовыми нормами. Индивидуально-профилактические меры осуществляются в отношении освобожденных из исправительных учреждений, осужденных условно, к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, совершающих административные правонарушения, и других категорий лиц, чье поведение, антиобщественные связи, неблагоприятные условия нравственного формирования и развития личности, криминогенные жизненные ситуации и другие обстоятельства индивидуальной жизни свидетельствуют о возможности становления (или возврата) на преступный путь. В частности, это касается новичков и рядовых членов религиозных тоталитарных сект.

Такая профилактическая работа требует к себе особого подхода, и она должна строиться с учетом специфических особенностей личности, дифференцированно. Так, рекомендуется предупредительную работу проводить отдельно в отношении лиц, которые ранее уже совершили преступления, в целях недопущения повторных преступлений; в отношении лиц, которые не совершали преступлений, но отрицательно характеризуются по работе, в быту, в семье и т.д., и в отношении лиц, кто не проявил себя отрицательным поведением, но оказался в неблагоприятной ситуации или неблагополучной среде. Ясно, что предупредительные меры морально-общественного или государственного воздействия в отношении каждой из этих групп будут различны.

Участники религиозных тоталитарных сект различаются по своим характеристикам в зависимости от иерархического положения в группах и в зависимости от степени деструктивности той или иной организации. Среди них можно выделить следующие личностные группы членов деструктивных культов:

1. лидеры указанных организаций, которых, в свою очередь, можно подразделить на:

а) руководителей внешне лояльных сект;

б) руководителей культов, имеющих ярко выраженную антиобщественную, агрессивную направленность;

в) лидеров террористических групп;

2. рядовые члены религиозных организаций, в том числе - террористы-самоубийцы.

Соответственно, и методы воздействия на лиц, являющихся членами религиозных тоталитарных сект, в том числе совершающих преступления религиозной направленности, должны различаться в значительной степени в зависимости от того, к какой страте принадлежит сектант: «рабов» прежде всего декодировать; к солдатам и к ряду «учеников», наименее подготовленных, следует применять метод психического и религиозного «переориентирования»; к «учителям» и приближенным к ним «ученикам», переориентировать которых невозможно, в случае совершения преступлений применять задержание в соответствии со ст. 91 УПК РФ, с последующим сбором доказательств и привлечением к уголовной ответственности (обязательное условие успешности этой операции - одновременный арест всех «учителей» секты, так как при инициации в секту обязательным правилом является совершение преступления).

Кроме того, следует отметить, что в секты попадают люди, которые ищут духовности в своей жизни. Однако какие-то обстоятельства сбивают этих людей с религиозного пути обретения веры и отклоняет в сторону. Человек - свободное существо, однако нельзя отрицать, что на него и в нем действуют жесткие физические, биологические, психологические и социальные законы. И чем больше в психике деструктивности, тем вероятнее он попытается найти религию с деструктивными установками. Чем же измерить и как классифицировать виды религиозности? Поскольку речь идет о психической реальности, то, очевидно, средством измерения должен быть психологический тест, отражающий религиозную устремленность человека. Такой тест позволит поставить сектоведение на твердую научную основу и классифицировать секты не только по их внешним проявлениям, но и по внутреннему психологическому алгоритму. Поскольку любой тест не только диагностирует проблемные области человека, но и дает конкретные способы выхода из них, то введение такого измерительного инструмента даст возможность эффективной реабилитации бывших адептов и действенные способы контрпропаганды сектантского вероучения. Таким тестом является тест Сонди. Данный тест является эффективным средством для диагностики и классификации в сфере религиозной психологии. Сама терминология теста является явно библейской. Тест охватывает своим категориальным аппаратом психологию личности от религиозных аспектов становления до психиатрических типологий. Применение теста дает практике возможность классифицировать секты с целью выявления их основных психокомплексов непосредственно по их вероучению и религиозной практике. На основе выявленных психокомплексов можно разрабатывать методологию миссионерской полемики с целью дискредитации вероучения. На уровне рядовых сектантов это послужит разработке психокоррекционной агитации вывода их из секты. Также становится возможным на научной основе проводить реабилитацию вышедших из секты.

Любой психологический тест основан на том, что реакция человека в некоторой тестовой ситуации однозначно следует из степени выраженности у него того или иного свойства личности. Однако свойств личности существует великое множество, и для проведения сколь либо исчерпывающего тестирования приходилось бы проводить отдельный тест, что представляется вряд ли возможным. Поэтому достаточно давно психологи начали создавать многофакторные тесты с целью по результатам одного объемного опросника составить достаточно полное представление о личности. Одним из таких тестов является 16-факторный вопросник Р. Кеттэлла, который можно использовать в целях индивидуальной профилактики при выявлении и изучении лиц, склонных к совершению религиозных преступлений.

Кроме того, из методов индивидуальной профилактики органами внутренних дел следует применять включенное наблюдение; свободное и стандартизированное интервью; оперативные приемы и иные меры. Такими мерами могут являться индивидуальные и групповые беседы с членами религиозных тоталитарных сект, особенно с лицами, чье членство в подобных организациях незначительно.

Таким образом, работа правоохранительных органов в сфере профилактики преступлений, совершаемых членами тоталитарных религиозных сект, должна проводиться в следующих направлениях:

1. Внесение в формы статистической отчетности как в ГИАЦ МВД, так и в ИЦ субъектов  Российской Федерации разделов, предусматривающих преступления религиозного характера, и лиц, их совершивших.

2. Создание в структуре правоохранительных органов подразделений, которые выполняли бы функции сбора, обобщения и анализа информации о преступной деятельности религиозных организаций; укомплектовать их сотрудниками из числа специалистов-криминологов, специализирующихся на вопросах обеспечения религиозной безопасности.

3. Разработка и внедрение в деятельность практических органов методики выявления, раскрытия и расследования преступлений религиозной направленности.

4. Введение в качестве обязательного предмета в высших и средних учебных заведениях Министерства юстиции и Министерства внутренних дел такого предмета, как «Сектоведение».

5. Профилактическое воздействие на всех членов религиозных тоталитарных сект, в том числе и на ранее совершавших преступления.

 

АВТОР: Василенко М.М.