03.08.2011 13925

Понятие служебного преступления (статья)

 

Определяющим, стержневым из основополагающих понятий данного исследования является вынесенное в название, понятие служебного преступления.

Действующее уголовное законодательство Российской Федерации УК РФ 1996 г. - не содержит словосочетаний (сочетаний терминов) «служебное преступление» и «должностное преступление» ни в единственном, ни во множественном числе и соответственно их определений.

В УК РСФСР 1960 г. отсутствовало словосочетание «служебные преступления», но содержалось сочетание терминов «должностные преступления», являвшееся названием главы седьмой Особенной части этого УК. В еще ранее действовавшем уголовном законодательстве РСФСР наименованиях главы второй Особенной части УК РСФСР 1922 г. и главы. Третьей Особенной части УК РСФСР 1926 г. - употреблялось словосочетание «должностные (служебные) преступления», то есть составляющие его термины «должностные» и «служебные» и понятия соответствующих преступлений отождествлялись.

Ни в одном из УК РСФСР - 1922 г., 1926 г. и 1960 г. - понятия «должностные (служебные) преступления» и «должностные преступления» определены не были. В то же время в УК Узбекской ССР 1959 г., УК Украинской ССР 1960 г. и УК Грузинской ССР 1960 г., базировавшихся, в основном, как и УК РСФСР 1960 г., на едином уголовном законодательстве бывшего СССР, которое составляли Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик и ряд общесоюзных уголовных законов, и являвшихся однотипными с УК РСФСР 1960 г., содержались аналогичные друг другу определения понятия должностного преступления. В частности, согласно ч. 1 ст. 148 УК Узбекской ССР 1959 г. должностное преступление было определено как «нарушение должностным лицом обусловленных его должностным положением обязанностей, причинившее существенный вред государственным или общественным интересам либо законным правам и интересам граждан».

Применительно к УК РСФСР 1960 г. в теории отечественного уголовного права был разработан ряд определений должностного преступления. Например, должностное преступление определялось как «такое предусмотренное законом действие (бездействие) должностного лица, которое существенно нарушает нормальную деятельность советского государственного аппарата»; посягающее на правильную работу советского государственного аппарата и совершаемое должностным лицом при исполнении возложенных на него обязанностей, если оно влечет за собой причинение существенного вреда государственным, общественным или личным интересам или способно причинить такой вред; «умышленное или неосторожное общественно опасное деяние (действие или бездействие), которое совершается должностным лицом вопреки интересам службы с использованием служебных полномочий либо должностного положения или в связи с выполнением обязанностей по службе и которое представляет посягательство на правильную деятельность советского государственного или общественного аппарата». Приведенные доктринальные определения понятия должностного преступления, с одной стороны, были основаны на понятии должностного лица, являвшемся единым независимо от того, в каких государственных или общественных учреждениях, организациях или предприятиях это лицо осуществляло свою служебную деятельность, и, с другой - отличались друг от друга. Отличия указанных определений были обусловлены сложностью разработки единого определения, которое соответствовало бы как действовавшему уголовному закону, так и концепциям каждого из ученых, исследовавших данную проблему.

В теории российского уголовного права применительно к действующему УК РФ 1996 г. используются словосочетания «служебные преступления», «должностные преступления», «служебные (должностные) преступления» и «должностные (служебные) преступления». При этом в научных трудах по уголовному праву, включая фундаментальные, даже в одном и том же таком труде, приведенные словосочетания, во-первых, понимаются неодинаково, во-вторых, не разграничиваются и, в-третьих, не определяются в виде дефиниций.

Так, в фундаментальном труде - монографии П.С. Яни под названием «Экономические и служебные преступления» - согласно наименованиям книги, ее раздела 3-го, главы 2-й этого раздела, названных соответственно «Служебные преступления», «Особый порядок возбуждения уголовного преследования за служебные преступления, совершенные в частных фирмах, банках и других организациях», и содержанию глав 1-й и 2-й раздела 3-го, под сочетанием терминов «служебные преступления» понимаются преступления, нормы об ответственности за которые помещены в главу 23, именуемую «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях», раздела VIII, названного «Преступления в сфере экономики», УК РФ 1996 г.. Из содержания главы 2-й раздела 1 -го этой монографии усматривается, что такой же смысл вкладывается в сочетание терминов «должностные (служебные) преступления».

Вместе с тем в главе 3-й раздела 1-го той же монографии под словосочетанием «служебные (должностные) преступления» понимается более широкий круг преступлений. Указывая в тексте, что «круг служебных (должностных) преступлений в целом достаточно ясно очерчен благодаря установленным законодателем рамкам, в которых заключены составы соответствующих преступных деяний», автор в сноске разъясняет, что «во всяком случае, говоря о должностных преступлениях, мы совершенно однозначно указываем на составы, содержащиеся в 7-й главе Особенной части УК 1960 г., несмотря на то, что признаки субъекта должностного преступления указываются еще в ряде статей данного УК, например, в ст. ст. 74, 78, 138, 147-1 и др., а ряд преступлений (скажем, угроза убийством, нанесением тяжких телесных повреждений и т. д. по отношению к должностному лицу, примененная в целях прекращения служебной деятельности ст. 193 УК) посягает в качестве дополнительного объекта на отношения, специально охраняемые нормами, описанными в статьях указанной главы УК». Прослеживая ход мысли автора и интерпретируя цитированное разъяснение применительно к УК РФ 1996 г., следует признать, что П.С. Яни относит к должностным преступления, нормы об ответственности за которые содержатся в статьях, объединенных в главах 30 и 23 действующего УК РФ 1996 г., и не включает в их круг преступления, нормы об ответственности за которые установлены в статьях, помещенных в другие главы этого УК.

Сопоставление приведенных словосочетаний с учетом содержания обозначаемых ими понятий и цитированных положений позволяет констатировать в последних, с одной стороны, относительную непоследовательность, касающуюся смысла, вкладываемого в словосочетание «служебные преступления» и, с другой - отождествление понятий служебных и должностных преступлений.

В опубликованном несколько позже фундаментальном труде -монографии Б.В. Волженкина, именуемой «служебные преступления». -указанные словосочетания, как это вытекает из смысла, в котором они употребляются, отождествляются и соответственно не разграничиваются. В то же время посредством анализа и синтеза относительно разрозненных фрагментов этой работы высвечивается видение автором картины служебных преступлений в целом. К ним он относит, во-первых, преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, нормы об ответственности за которые содержатся в ст. 285-293, объединенных в главе 30 УК РФ 1996 г., во-вторых, преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях, нормы о которых установлены ст. 201-204, включенными в главу 23 этого УК, и, в-третьих, значительное количество иных преступлений, совершаемых либо должностными лицами, либо лицами с использованием своего служебного положения, либо конкретно названным субъектом, наделенным правами и выполняющим обязанности, имеющие должностной характер, предусмотренные нормами, помещенными в ст. 140, 149, 169, 170, 188, ч. 3, п. «б», 215, 237, ч. 2, 354, ч. 2; 128, ч. 2, 136, ч. 2, 137, ч. 2, 138, ч. 2, 139, ч. 3, 141, ч. 2, п. «б», 144, ч. 2, 152, ч. 2, п. «г», 159, ч. 2, п. «в», 160, ч. 2, п. «в», 174, ч. 2, п. «в»,- 209, ч. 3, 221, ч. 2, п. «в» и другие; 142, 143, 145, 156, 176, 177, 195, 196, 197, 246, 270, 300, 303, 305 и другие, расконцентрированные по иным, кроме 30 и 23, главам УК РФ 1996 г.. Представляется уместным заметить, что аналогичная позиция относительно круга и разновидностей должностных преступлений применительно к УК РСФСР 1960 г. была принципиально - по сути и в целом - ранее определена в теории отечественного уголовного права и обоснована нами.

Обе названные монографии, прокомментированные предельно сжато лишь с очерченных позиций, не содержат ни определений служебных и должностных преступлений, ни исчерпывающих перечней тех и других.

Отмеченные моменты, о которых было упомянуто ранее и которые подтверждены приведенными положениями из монографий П.С. Яни и Б.В. Волженкина - неодинаковое понимание словосочетаний «служебные преступления» и «должностные преступления», отсутствие их разграничения и определений каждого из этих словосочетаний - выделены в качестве не какого-либо упрека авторам данных монографий, а свидетельства и иллюстрации наличия еще не решенных такого рода проблем, объективной сложности и в то же время важности и необходимости их разрешения. Существование до сих пор очерченных проблем обусловлено естеством познания, состоящего, в частности, в объективной невозможности в течение относительно непродолжительного периода действия УК РФ 1996 г. их всесторонне и глубоко исследовать, осознать и решить. Последнее полностью соответствует сути размышлений и выдвинутых на их основе философских положений, обобщений и выводов, сформулированных Л.Н. Толстым, согласно которым «постепенность представления о большей или меньшей свободе и необходимости... зависит от большего или меньшего промежутка времени от совершения поступка до суждения о нем», «... в событии более отдаленном мы видим уже его неизбежные последствия, помимо которых мы ничего другого не можем представить. И чем дальше переносимся мы назад в рассматривании событий, тем менее они нам представляются произвольными», «.. представление наше о свободе и необходимости постепенно уменьшается и увеличивается, смотря... по большему или меньшему отдалению времени...», «как бы мы ни удлиняли период времени от того явления, которое мы рассматриваем, до времени суждения, период этот будет конечен, а время бесконечно, а потому... никогда не может быть полной необходимости», «чем более раздвигается перед нашими глазами это поприще движения, тем очевиднее законы этого движения. Уловить и определить эти законы составляет задачу истории». Иными словами, чем больше промежуток времени между явлением и суждением о нем, тем это суждение точнее, глубже и яснее отражает оцениваемое явление. В этой связи полагаем, что понятие служебных преступлений, разработанное в настоящем исследовании и тем более в последующих исследованиях, позволит точнее очертить круг и отразить суть и содержание названных преступных деяний.

Охарактеризованная ситуация относительно теоретической разработки проблем, касающихся служебных преступлений, позволяет констатировать наличие, с одной стороны, соответствующих пробелов и, с другой - потребности восполнения этих пробелов. Среди таких пробелов центральное место, по нашему представлению, занимает определение понятия служебного преступления.

Разработка искомого определения предполагает выделение существенных признаков, присущих всем без исключения служебным преступлениям. Причем эти признаки, являясь одинаково значимыми и находясь во взаимосвязи, образуют систему, в которой располагаются, по нашему представлению, в определенной последовательности, не совпадающей с последовательностью элементов и признаков состава преступления, принятой при юридическом анализе последнего. Систему признаков служебного преступления образуют признаки, характеризующие его субъект, объективную сторону, объект и субъективную сторону. Такая последовательность обусловлена большей или меньшей степенью выраженности в указанных элементах свойств, присущих служебному преступлению и подлежащих включению в понятие о нем.

Изначальными в названной системе являются признаки, характеризующие субъект преступления, ибо при отсутствии субъекта, представляющего собой специальный субъект преступления, исключается служебное преступление как таковое, ибо аксиоматично сами собой отпадают объективная сторона и объект данного преступления и присущие им признаки, поскольку они обусловлены необходимостью наличия названного субъекта, без которого немыслимо их существование.

Анализ запретительных норм, установленных в диспозициях статей Особенной части УК РФ 1996 г., а при бланкетности - с учетом других - не уголовных - законов и (или) иных нормативных правовых актов, на которые сделаны или подразумеваются ссылки, показывает, что в них субъект служебного преступления либо (и) признаки, так или иначе его характеризующие, выражены неодинаково. В этих нормах - они содержатся по нашим подсчетам в ста сорока двух статьях этого УК -возможно вычленить ряд разных способов такого выражения. Причем признаки субъекта служебного преступления предусматриваются в качестве конститутивных и (или) квалифицирующих признаков соответственно основных и (или) квалифицированных составов преступлений.

Способы выражения субъекта служебного преступления в нормах УК РФ 1996 г. возможно теоретически представить в виде своеобразной системы, основным критерием построения которой является степень конкретизации такого выражения, а к дополнительным следует, на наш взгляд, отнести различные юридико-языковые формы выражения, в частности определения, названного субъекта. Из этих форм выделяются такие, как: 1) определение субъекта служебного преступления в самих запретительных нормах; 2) определение его в разъяснительных нормах; 3) указание на данный субъект посредством описания признаков субъекта и объективной стороны состава преступления в их сочетании; 4) подразумеваемое указание на рассматриваемый субъект путем описания признаков только объективной стороны состава преступления; 5) описание признаков состава преступления, предполагающее, в том числе альтернативно, возможность совершения преступления указанным субъектом.

Наибольшей степенью конкретизации характеризуется определение субъекта служебного преступления в самих запретительных нормах. В них субъект служебного преступления определяется в качестве, во-первых, обязательного или одного из обязательных либо, во-вторых, альтернативно с другим, включая того, понятие которого раскрывается в разъяснительных нормах. В первом варианте субъект такого преступления определяется как член избирательной комиссии, инициативной группы или комиссии по проведению референдума (ст. 142, 142 УК РФ 1996 г.), лицо, на которое возложены обязанности по соблюдению правил техники безопасности или иных правил охраны труда (ст. 143), руководитель предприятия, учреждения или организации независимо от формы собственности (ст. 145), руководитель организации или индивидуальный предприниматель (ч. 1 ст. 176), лицо, которому коммерческая, налоговая или банковская тайна была доверена или стала известна по службе или работе (ч. 2 ст. 183), лицо, обязанное обеспечить инвестора или контролирующий орган информацией, определенной законодательством РФ о ценных бумагах (ст. 185), руководитель организации (ст. 193), руководитель организации-должника или ее собственник либо индивидуальный предприниматель (ст. 195), руководитель коммерческой организации или ее собственник либо индивидуальный предприниматель (ст. 196, 197), налоговый агент (ст. 199), частный нотариус или частный аудитор (ст. 202), руководитель или служащий частной охранной или детективной службы (ст. 203), лицо, на котором лежала обязанность по соблюдению правил пожарной безопасности (ст. 219), лицо, которому была поручена охрана огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств (ст. 225), лицо, в обязанности которого входит соблюдение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ, а также веществ, инструментов и оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, находящихся под специальным контролем, а также культивирования растений, используемых для производства наркотических средств или психотропных веществ (ст. 228 ), лицо, обязанное обеспечивать информацией о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности (ч. 1 ст. 237), лицо, ответственное за соблюдение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246), лицо, обязанное соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта в силу выполняемой работы или занимаемой должности (ст. 263), лицо, ответственное за техническое состояние транспортных средств (ст. 266), капитан суда (ст. 270), лицо, которому государственная тайна была доверена или стала известна по службе или работе (ст. 283), лицо, имеющее допуск к государственной тайне (ст.-284), государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом (ст. 288), прокурор, следователь или лицо, производящее дознание (ст. 300), следователь или лицо, производящее дознание (ст. 302), судья (ст. 305), лицо, которому сведения о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса были доверены или стали известны в связи, с его служебной деятельностью (ст. 311), представитель власти, государственный служащий, служащий органа местного с самоуправления, служащий государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации (ст. 315 УК РФ 1996 г.). Во втором варианте субъект служебного преступления определен как педагог альтернативно с родителем или иным лицом, на которое возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего (ч. 2 ст. 150, ч. 2 ст. 151 УК РФ 1996 г.), лицо, обязанное хранить факт усыновления (удочерения) как служебную тайну альтернативно с лицом, обязанным хранить этот факт как профессиональную тайну, или иным лицом (ст. 155), педагог или другой работник образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, альтернативно с иным лицом, на которое возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 156), руководитель организации альтернативно с гражданином (ст. 177), собственник или руководитель организации альтернативно с иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, или индивидуальный предприниматель (ст. 199), глава органа местного самоуправления альтернативно с лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 237, ч. 2 ст. 285, ч. 2 ст. 286, ч. 3 ст. 290), лицо, производящее дознание, следователь, прокурор альтернативно с защитником (чч. 2 и 3 ст. 303), эксперт альтернативно со свидетелем, потерпевшим или переводчиком (ст. 307), служащий кредитной организации альтернативно с лицом, которому вверено имущество, подвергнутое описи или аресту (ст. 312), лицо, занимающее государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, альтернативно с иным лицом, которое использует средства массовой информации (ст. 354 УК РФ 1996 г.).

Меньшей степенью конкретизации отличается определение субъекта служебного преступления в разъяснительных нормах, содержащихся в примечании к ст. 189, примечании 1 к ст. 201, примечаниях 1, 2 и 3 к ст. 285, примечании к ст. 318 и в ст. 331 УК РФ 1996 г. В примечании к ст. 189 этого УК определено лицо, наделенное правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, являющееся субъектом преступления, ответственность за которое установлена данной статьей; в примечании 1 к ст. 201 - лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, признаваемое обязательным субъектом преступлений, предусмотренных ст. 201, чч. 3 и 4 ст. 204, и альтернативно с собственником или руководителем организации либо индивидуальным предпринимателем - предусмотренного ст. 199, или с должностным лицом - предусмотренного ст. 215 названного УК; в примечании 1 к ст. 285 - должностное лицо, представляющее собой обязательный субъект преступлений, ответственность за которые предусмотрена ст. 140, 169, 170, п. «б» ч. 3 ст. 188, ст. 285, 285, 285, 286, 287, 289, 290, 292, 293, и альтернативный с лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, либо иным лицом -преступлений, предусмотренных соответственно ст. 215 и 149 УК РФ 1996 г.; в примечаниях 2 и 3 к ст. 285 - лицо, занимающее государственную должность Российской Федерации, и лицо, занимающее государственную должность субъекта Российской Федерации, являющиеся обязательным субъектом преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 287, и альтернативным с главой органа местного самоуправления - преступлений, ответственность за которые установлена ч. 2 ст. 237, ч. 2 ст. 285 и ч. 2 ст. 286 этого УК; в примечании к ст. 318 - представитель власти, признаваемый, наряду с другими категориями должностных лиц, субъектом перечисленных преступлений, в которых им являются должностные лица; в ст. 331 - субъект преступлений против военной службы, ответственность за которые установлена ст. 332 - 352 УК РФ 1996 г.

В еще меньшей степени конкретизации выражается субъект служебного преступления в запретительных нормах, содержащих указание на данный субъект посредством описания признаков субъекта и объективной стороны состава преступления в их сочетании. Такое указание состоит в употреблении словосочетания «лицом с использованием своего служебного положения», из которого вытекает, что субъектом преступления является лицо, занимающее служебное положение. Это лицо признается обязательным субъектом преступлений, ответственность за которое установлена п. «в» ч. 2 ст. 127, п. «в» ч. 2 ст. 127, ч. 2 ст. 136, ч. 2 ст. 137, ч. 3 ст. 139, п. «б» ч. 2 ст. 141, ч. 2 ст. 144, п. «г» ч. 3 ст. 146, ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 160, п. «б» ч. 3 ст. 174, п. «б» ч. 3 ст. 174, ч. 2 ст. 178, ч. 2 ст. 205, ч. 3 ст. 209, ч. 3 ст. 210, п. «в» ч. 2 ст. 215, п. «в» ч. 2 ст. 221, п. «в» ч. 3 ст. 226, п. «б» ч. 3 ст. 228, п. «в» ч. 2 ст. 229, п. «а» ч. 2 ст. 241, п. «в» ч. 2 ст. 260, п. «б» ч. 2 ст. 282, ч. 3 ст. 282 и ч. 3 ст. 294 УК РФ 1996 г., и альтернативным субъектом преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 128, ч. 2 ст. 138, ч. 3 ст. 175, ч. 3 ст. 256, ч. 2 ст. 258, ч. 2 ст. 272 и ч. 2 ст. 359 данного УК.

Не выражен субъект служебного преступления, хотя указание на такой субъект подразумевается, исходя из описания признаков, характеризующих объективную сторону состава преступления, когда обрисовываемое в запретительных уголовно-правовых нормах деяние может быть совершено лицом, занимающим служебное положение, например, необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет, ответственность за которые установлена ст. 145 УК РФ 1996 г., могут быть совершены только лицом, занимающим служебное положение, предоставляющее право найма и увольнения; нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики, предусмотренное ст. 215 этого УК, может быть совершено лишь лицом, на которое возложены обязанности по соблюдению правил безопасности при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации объектов атомной энергетики в связи с занимаемым им служебным положением. При подобном описании признаков объективной стороны состава преступления преступление, фактически совершенное лицом, занимающим служебное положение, необходимо признавать служебным. На этом основании обязательным субъектом служебного преступления являются названные субъекты преступлений, предусмотренных ст. 145 и 215 УК РФ 1996 г., а также лицо, на которое возложена обязанность оформлять и готовить к рассмотрению материалы по усыновлению (удочерению) детей, передаче их под опеку (попечительство), на воспитание в приемные семьи (ст. 154 данного УК), профессиональные участники рынка ценных бумаг, определенные в ст. 2 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями - применительно к УК РФ 1996 г. - лицо, выполняющее управленческие функции в юридическом лице, или индивидуальный предприниматель (ст. 185), лицо, выполняющее управленческие функции в организации (ст. 199),-лица, на которых возложено соблюдение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 216), правил безопасности на взрывоопасных объектах (ст. 217), правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий (ст. 218), правил оборота сильнодействующих или ядовитых веществ (ч. 4 ст. 234), санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236), правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247), правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248), ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249), правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ, эксплуатации установок, сооружений и иных объектов (ст. 251), правил захоронения или сброса с транспортных средств или возведенных в море искусственных сооружений веществ и материалов, вредных для здоровья человека и живых ресурсов моря либо препятствующих правомерному использованию морской среды (ст. 252), законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 253), правил охраны и использования недр (ст. 255), правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст. 269), лицо, управомоченное привлекать к уголовной ответственности (ст. 299), лицо, управомоченное осуществлять задержание, заключение под стражу или содержание под стражей (ст. 301), лицо, занимающее высшую государственную должность Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (ст. 353 УК РФ 1996 г.), и альтернативным субъектом служебного преступления, наряду с иным лицом, лицо, выполняющее управленческие функции в организации (ст. 194), лица, занимающие служебное положение, осуществляющие в связи с этим положением незаконную выдачу рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ (ст. 233), производство, хранение или перевозку в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, либо выдачу или использование официальных документов, удостоверяющих соответствие указанных товаров, работ или услуг требованиям безопасности (ст. 238); лица, нарушающие в связи со служебным положением правила обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке (ст. 254), правила охраны рыбных запасов при производстве лесосплава, строительстве мостов, дамб, транспортировке древесины и другой лесной продукции с лесосек, осуществлении взрывных и иных работ, эксплуатации водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов (ст. 257), правила международных полетов (ст. 271); работники правоохранительных органов исполнительной или судебной власти при провокации взятки либо коммерческого подкупа (ст. 304), лицо, которому сведения о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, стали известны в связи со служебной деятельностью (ст. 320 УК РФ 1996 г.).

Отсутствует выражение субъекта служебного преступления, хотя из описания признаков состава преступления в запретительной норме, содержащейся в ст. 133 УК РФ 1996 г., предполагается возможность совершения этого преступления лицом, занимающим служебное положение, что вытекает из указания в диспозиции данной статьи на использование при понуждении к действиям сексуального характера иной зависимости, разновидностью которой может быть служебная зависимость.

Анализируя приведенные способы выражения, в частности определения, субъекта служебного преступления в запретительных и разъяснительных нормах Особенной части УК РФ 1996 г., представляется возможным выделить единственный существенный признак, свойственный всем разновидностям субъекта служебного преступления, состоящий у том, что субъектом такого преступления всегда является лицо, занимающее служебное положение, прямо и непосредственно предусмотренное в уголовно-правовой норме либо обусловленное описанием в этой норме признаков, характеризующих другие элементы состава преступления. Представляется, что общеправовой платформой определения лица, занимающего служебное положение, возможно, хотя и с оговорками, признать определения государственного служащего в Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ, в п. 1 ст. 10 которого указано, что «федеральный государственный служащий - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета», а п. 2 этой статьи - что «государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных федеральным законом,- государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета», и определение гражданского служащего в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, согласно ст. 13 которого «гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации». Оговорки касаются, во-первых, относимостью приведенных определений не ко всем лицам, занимающим служебное положение, а только к федеральным государственным служащим, государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и гражданским служащим, во-вторых, гражданства, поскольку гражданство РФ предусмотрено в качестве обязательного признака лишь гражданского служащего и не является таковым для федерального государственного служащего, государственного гражданского служащего субъекта РФ и тем более для лиц, занимающих служебное положение в коммерческих и иных организациях, ибо последними могут быть как граждане РФ, так и иностранные граждане или лица без гражданства, и, в-третьих, источника денежного вознаграждения, который обусловлен статусом места службы лица. Опираясь на цитированное определение, по относительной аналогии с ним и учитывая модификации выражения лица, занимающего служебное положение, в нормах УК РФ, последнее следует, на наш взгляд, определить как лицо, обладающее всеми признаками общего субъекта преступления, находящееся на службе в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждениях, в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ, коммерческих или иных организациях независимо от формы собственности, выполняющее возложенные на него обязанности по службе за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджета соответствующих органа, учреждения, воинского формирования, организации, а также собственник организации и индивидуальный предприниматель.

Следующими в системе признаков служебного преступления являются признаки, характеризующие его объективную сторону. Эти признаки описаны только в запретительных нормах Особенной части УК РФ 1996 г. в качестве конститутивных и (или) квалифицирующих признаков соответственно основных и (или) квалифицированных составов преступлений, притом в тех же, в которых обозначается субъект служебного преступления. Как и признаки последнего, признаки объективной стороны выражаются неодинаково. То или иное выражение этих признаков обусловливается содержанием конкретного состава преступления, индивидуализируемым главным образом посредством описания в диспозиции уголовно-правовой нормы деяния (действия или бездействия), обусловленного спецификой деятельности субъекта, занимающего служебное положение, совершающего данное деяние.

С учетом разнообразия видов рассматриваемых преступлений и взаимосвязанного с этим различия способов описания в уголовно-правовых нормах деяния, обусловленного особенностями деятельности лица, занимающего служебное положение, совершающего это деяние, представляется важной, теоретически и практически значимой классификация указанных способов, которая является, в частности, предпосылкой определения в наиболее общем виде признака, характеризующего объективную сторону всех служебных преступлений. В качестве оптимальной, на наш взгляд, может быть предложена классификация, основанная на совокупности таких критериев, как описание деяния: 1) в диспозиции нормы, предусматривающей основной или квалифицированный состав преступления, 2) предполагающее возможность его совершения путем только действия, либо только бездействия, либо действия или бездействия, 3) предполагающее возможность его совершения лишь лицом, занимающим служебное положение, либо еще и иным лицом.

Базируясь на очерченной совокупности критериев, все способы описания в уголовно-правовых нормах деяния, обусловленного спецификой деятельности субъекта, занимающего служебное положение, в их обобщенном выражении можно подразделить на следующие группы, в которых указанное деяние описывается как признак: 1) основного состава преступления, выражающийся только или преимущественно в действии, состоящем в использовании служебного положения лицом, его занимающим; 2) основного состава преступления, выражающийся только в бездействии, состоящем в неисполнении служебных обязанностей лицом, занимающим служебное положение; 3) основного состава преступления, выражающийся альтернативно в действии или бездействии, состоящий в нарушении установленных законом и (или) иными нормативными правовыми актами правил лицом, занимающим служебное положение и обязанным в связи с этим соблюдать такие правила; 4) основного состава преступления либо разновидности основного состава преступления, выражающийся только в действии, совершаемом альтернативно с использованием служебного положения лицом, его занимающим, либо без такого использования иным лицом; 5) основного состава преступления либо разновидности основного состава преступления, выражающийся в действии или бездействии, совершаемых альтернативно в связи со служебным положением лицом, его занимающим, либо вне связи с таким положением иным лицом; 6) основного состава преступления, выражающийся только в действии, подразумевающем возможность его совершения альтернативно с использованием служебного положения лицом, его занимающим, либо без такого использования иным лицом; 7) основного состава преступления, выражающийся в действии или бездействии, подразумевающих возможность их совершения альтернативно в связи со служебным положением лицом, его занимающим, либо вне связи с таким положением иным лицом; 8) квалифицированного состава преступления либо одного из видов данного состава, выражающийся только в действии, состоящем в использовании служебного положения лицом, его занимающим; 9) квалифицированного состава преступления, выражающийся лишь в действии, совершаемом альтернативно с использованием служебного положения лицом, его занимающим, либо без такого использования иным лицом.

К первой группе относится способ описания рассматриваемого признака, использованный законодателем в диспозициях ст. 140, 142, 142, 145, 169, 170, ч. 1 ст. 176, ч. 2 ст. 183, ст. 185, 189, 195, 196, 197, 199, 199, 201, 202, 203, чч. 3 и 4 ст. 204, ст. 215, 283, 285, 285, 285, 286, 287, 288, 289, 290, 292, 299, 300, 301, 302, 305, 311, 333, 334, 336, 337, 338, 339, 345, 346, 347 и 353 УК РФ 1996 г. В частности, только или преимущественно действие, состоящее в использовании служебного положения лицом, его занимающим, в диспозиции ст. 140 этого УК описано как «неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации»; в диспозиции ст. 142 - «фальсификация избирательных документов, документов референдума, заведомо неправильный подсчет голосов либо заведомо неправильное установление результатов выборов, референдума, нарушение тайны голосования, если эти деяния совершены членом избирательной комиссии, инициативной группы или комиссии по проведению референдума»; в диспозиции ст. 145 данного УК - «необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение женщины по мотивам ее беременности, а равно необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение с работы женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет, по этим мотивам» и т. д.

Вторую группу составляет способ описания указанного признака в диспозициях ст. 145, 199, 270, 315 и 332 УК РФ 1996 г. Так, бездействие, состоящее в неисполнении служебных обязанностей лицом, занимающим служебное положение, в диспозиции ст. 145 названного УК описано как «невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная руководителем предприятия, учреждения или организации независимо от формы собственности»; в диспозиции ст. 270 этого УК - «неоказание капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие на море или ином водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров», и т. п.

Третью группу образует способ описания упоминаемого признака в диспозициях ст. 143, 185, 193, 219, 225, 228, 237, 246, 263, 284, 293, 335, 340, 341, 342, 343, 344, 348, 349, 350, 351 и 352 УК РФ 1996 г. Например, действие или бездействие, выражающиеся в нарушении установленных законом и (или) иными нормативными правовыми актами правил лицом, занимающим служебное положение и обязанным в связи с этим соблюдать такие правила, описаны в диспозиции ст. 143 данного УК как «нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил»; в диспозиции ст. 219 названного УК - «нарушение правил пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению», и т. д.

В четвертую группу следует включить способ описания рассматриваемого признака, используемый в диспозициях ст. 149, 155, ч. 2 ст. 176, 303 и 304 УК РФ 1996 г. К примеру, действие, совершаемое альтернативно с использованием служебного положения лицом, его занимающим, либо без такого использования иным лицом, характеризующее объективную сторону соответствующей разновидности данного конкретного состава преступления, в диспозиции ст. 149 этого УК описано как «незаконное воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них либо принуждение к участию в них, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения либо с применением насилия или с угрозой его применения»; в диспозиции ст. 155 названного УК - «разглашение тайны усыновления (удочерения) вопреки воле усыновителя, совершенное лицом, обязанных хранить факт усыновления (удочерения) как служебную или профессиональную тайну, либо иным лицом из корыстных или иных низменных побуждений», и т. п.

Пятая группа включает способ описания упомянутого признака в диспозициях ст. 156, 177, 194, 215, 216, 218, ч. 4 ст. 234, ст. 236, 238, 247, 248, 249, 251, 253, 254, 255, 257, 271, 307 и ч. 1 ст. 312 УК РФ 1996 г. Так, действие или бездействие, совершаемые альтернативно в связи со служебным положением лицом, его занимающим, либо вне связи с таким положением иным лицом, характеризующие объективную сторону возможных разновидностей данного конкретного состава преступления, в диспозиции ст. 156 этого УК описаны как «неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которого возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним»; в диспозиции ст. 215 данного УК - «нарушение правил безопасности при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации объектов атомной энергетики», и т. д.

Шестую группу образует способ описания рассматриваемого признака в диспозициях ст. 154, 233, 266 и 320 УК РФ 1996 г. В частности, действие, подразумевающее возможность его совершения альтернативно с использованием служебного положения лицом, его занимающим, либо без такого использования иным лицом, в диспозиции ст. 154 этого УК описано как «незаконные действия по усыновлению (удочерению) детей, передаче их под опеку (попечительство), на воспитание в приемные семьи, совершенные неоднократно или из корыстных побуждений»; в диспозиции ст. 233 названного УК - «незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ», и т. п.

К седьмой группе относится способ описания ранее очерченного признака в диспозиции ст. 217 УК РФ 1996 г., в которой действие или бездействие, подразумевающие возможность их совершения альтернативно в связи со служебным положением лицом, его занимающим, либо вне связи с таким положением иным лицом, описаны как «нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах или во взрывоопасных цехах».

Восьмую группу составляет описание рассматриваемого признака в диспозициях п. «в» ч. 2 ст. 127, п. «в» ч. 2 ст. 127, ч. 2 ст. 128, ч. 2 ст. 136, ч. 2 ст. 137, ч. 2 ст. 138, ч. 3 ст. 139, п. «б» ч. 2 ст. 141, ч. 2 ст. 144, п. «г» ч. 3 ст. 146, ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 160, п. «б» ч. 3 ст. 174, п. «б» ч. 3 ст. 174, ч. 3 ст. 175, ч. 2 ст. 178, п. «б» ч. 3 ст. 188, ч. 2 ст. 205, ч. 3 ст. 209, ч. 3 ст. 210, п. «в» ч. 2 ст. 215, п. «в» ч. 2 ст. 221, п. «в» ч. 3 ст. 226, п. «б» ч. 3 ст. 228, п. «в» ч. 2 ст. 229, п. «а» ч. 2 ст. 241, ч. 3 ст. 256, ч. 2 ст. 258, п. «в» ч. 2 и ч. 3 ст. 260, ч. 2 ст. 272, п. «б» ч. 2 ст. 282, ч. 3 ст. 282 и ч. 2 ст. 359 УК РФ 1996 г. В этих диспозициях действие в качестве квалифицирующего или особо квалифицирующего признака описано как совершаемое «лицом с использованием своего служебного положения», причем в диспозициях указанных частей ст. 128, 138, 175, 205, 272 и 359 данного УК альтернативно с другим квалифицирующим или особо квалифицирующим признаком, а в диспозиции п. «б» ч. 3 ст. 188 названного УК как совершаемое «должностным лицом с использованием своего служебного положения».

Девятая - последняя - группа охватывает описание указанного признака, используемое законодателем в диспозициях частей 2-х ст. 150 и 151 УК РФ 1996 г. Действие, совершаемое альтернативно с использованием служебного положения лицом, его занимающим, либо без такого использования другим лицом, описано в этих диспозициях как предусмотренное частями 1-ми названных статей «совершенное родителем, педагогом либо иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего».

Обобщение и анализ обрисованных способов описания в диспозициях уголовно-правовых норм деяния, обусловленного спецификой деятельности субъекта, занимающего служебное положение, совершающего это деяние, позволяют выделить наиболее общий признак, характеризующий объективную сторону любого служебного преступления, состоящий в совершении деяния в связи со служебным положением, занимаемым лицом, его совершающим. Наличие этого признака предопределяет отнесение преступления по объективной стороне к категории служебных, причем как тогда, когда он выражен в законе в виде единственного способа совершения преступления, так и тогда, когда в законе он описан в виде альтернативного с другим либо подразумеваемого в качестве возможного. В случаях его выражения как альтернативного с другим или подразумеваемого в качестве возможного преступление является служебным в случаях фактического совершения деяния в связи со служебным положением, занимаемым лицом его совершающим.

Следует отметить, что названный общий признак объективной стороны служебного преступления возможно и целесообразно с позиции уголовно-правового значения конкретизировать, дифференцировав на два типичных признака, состоящих в совершении деяния: 1) с использованием служебного положения и 2) находящегося в иной связи со служебным положением. Первый присущ служебному преступлению, совершаемому посредством использования прав, предоставленных лицу, занимающему служебное положение, и выражается, как правило, в злоупотреблении ими или в их превышении, а второй - неисполнения обязанностей, возложенных на указанное лицо.

Отмеченное позволяет констатировать, что определяющим признаком служебного преступления с объективной стороны является совершение деяния в связи со служебным положением посредством использования лицом, занимающим такое положение, предоставленных ему прав или неисполнения им возложенных на него обязанностей.

Последующими в системе признаков служебного преступления являются признаки, характеризующие его объект. Эти признаки родовых и непосредственных объектов служебных преступлений, ответственность за -которые установлена нормами, объединенными в главах 23, 30 и 33 УК РФ 1996 г., обозначены в наименованиях указанных глав и диспозиции включенной в последнюю ст. 331 данного УК. Признаки, характеризующие непосредственные объекты служебных преступлений, нормы о которых помещены в других главах Особенной части названного УК, так или иначе запечатлены в диспозициях соответствующих статей этого УК.

Глава 23 УК РФ 1996 г. именуется «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях», глава 30 - «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления», глава 33 «Преступления против военной службы», в ст. 331 этого УК последние определяются, в частности, как «преступления против установленного порядка прохождения военной службы».

В диспозициях статей, предусматривающих ответственность за рассматриваемые преступления, включенных в другие главы УК РФ 1996 г., непосредственный объект соответствующего преступления как служебного определяется на основе анализа признаков, характеризующих субъект и объективную сторону. Признаки субъекта и объективной стороны служебных преступлений описываются в диспозициях статей Особенной части названного УК по-разному, причем в наиболее общем выражении субъект характеризует лицо, занимающее служебное положение, а объективную сторону - деяние, совершенное этим лицом в связи со служебным положением. Сочетание этих признаков указывает на непосредственный объект данных преступлений, аналогичный по содержанию соответствующим непосредственным объектам преступлений, нормы о которых помещены в главы 23 или 30 УК РФ 1996 г.

Исходя из общепризнанной, по меньшей мере господствующей, в теории отечественного уголовного права концепции объекта преступления как общественных отношений, охраняемых уголовным законом, и основываясь на приведенных положениях, представляется уместным в данном контексте ограничиться обосновываемым в дальнейшем изложении определением непосредственного объекта служебного преступления как охраняемых уголовным законом общественных отношений, обеспечивающих интересы служебной деятельности в различных сферах, основанной на соблюдении и исполнении законов и (или) иных нормативных правовых актов и им соответствующей.

Этот объект является обязательным непосредственным объектом всех без исключения служебных преступлений независимо от места расположения норм об ответственности за их совершение в той или иной главе Особенной части УК РФ 1996 г. При этом данный непосредственный объект служебных преступлений, нормы об ответственности за которые помещены в главы 23, 30 и 33 данного УК, соответствует в целом по содержанию родовым объектам, а преступлений, предусмотренных нормами, включенными в другие главы нормами, включенными в другие главы Особенной части УК РФ 1996 г., - не соответствует.

Служебные преступления, за исключением преступлений против военной службы, ответственность за которые установлена ч. 1 ст. 332, ст. 337, 338 и 345 УК РФ 1996 г., посягают, помимо названного, еще и на другой обязательный непосредственный объект, то есть одновременно на два обязательных непосредственных объекта. Последним из указанных объектов являются различные общественные отношения, в частности, преступлений, нормы о которых объединены в главах 23, 30 и 33 УК РФ 1996 г., - как правило, общественные отношения, обеспечивающие права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства, а преступлений, нормы об ответственности за которые помещены в другие главы Особенной части этого УК, - общественные отношения, соответствующие в целом по содержанию их родовым объектам, обозначенным так или иначе в наименованиях глав.

Непосредственный объект служебных преступлений, соответствующий родовому объекту, считается первым, а не соответствующий ему - вторым, причем постоянным из них являются общественные отношения, обеспечивающие интересы служебной деятельности.

Отмеченное позволяет констатировать, что служебное преступление, за редчайшими исключениями, посягает одновременно на два обязательных непосредственных объекта, одним из которых являются общественные отношения, обеспечивающие интересы служебной деятельности в различных сферах, основанной на соблюдении и исполнении законов и (или) иных нормативных правовых актов и им соответствующих, а другим - разнообразные иные общественные отношения.

Завершающими в системе признаков служебного преступления являются признаки, характеризующие его субъективную сторону. К ним относится во всех случаях вина в формах умысла или неосторожности либо двойной, сложной вины, представляющей собой сочетание умысла и неосторожности, и в отдельных случаях мотив или цель. В качестве обязательного признака субъективной стороны служебного преступления, как и любого другого, выступает вина.

Синтезируя изложенное, с учетом материального и других признаков преступления служебное преступление следует, на наш взгляд, определить как совершаемое лицом, занимающим служебное положение, в связи с этим положением посредством использования предоставленных ему прав или неисполнения возложенных на него обязанностей общественно опасное предусмотренное уголовным законом под угрозой наказания виновное деяние, посягающее, за редчайшими исключениями, на два обязательных непосредственных объекта, одним из которых являются общественные отношения, обеспечивающие интересы служебной деятельности в различных сферах, основанной на соблюдении и исполнении законов и (или) иных нормативных правовых актов и им соответствующей.

 

АВТОР: Аснис А.Я.