04.08.2011 5150

Нормы различных отраслей законодательства РФ, определяющие уголовную ответственность за служебные преступления (статья)

 

Уголовно-правовые нормы, устанавливающие ответственность за служебные преступления, являются бланкетными, поскольку в них определены не все признаки составов этих преступлений и содержание признаков, не определенных в данных нормах уголовного законодательства, раскрывается в нормах других отраслей законодательства и (или) иных нормативных правовых актах.

В теории отечественного уголовного права «бланкетными называются нормы права, диспозиции норм права или признаки, конкретное содержание которых раскрывается в законе, относящемся к другой отрасли права, и (или) ином нормативном правовом акте». В соответствии с постулатом общей теории права в бланкетных нормах права «бланкетными, то есть не содержащими конкретного правила поведения, могут быть только диспозиции (например, - норм об уголовной, административной или дисциплинарной ответственности за «нарушение правил торговли», «за нарушение правил техники безопасности»). Такие нормы по существу не устанавливают содержания правила, а предусматривают наличие других норм, часто содержащихся в иных нормативных правовых актах. Практика бланкетных норм всегда чревата возможностью неопределенности и произвола в правовом регулировании». Бланкетность признаков, описанных в норме права, выражается в том, что «конкретное их содержание зависит от другой, в большинстве случаев подзаконной нормы, относящейся к иной отрасли права».

Из цитированных положений аксиоматично следует, что бланкетными являются уголовно-правовые нормы, в диспозициях которых хотя бы один признак не определен и его содержание раскрывается в другом - не уголовном - законе и (или) ином нормативном правовом акте либо в других - не уголовных - законах и (или) иных нормативных правовых актах.

В этой связи представляется важным обратить внимание на два момента. Первый состоит в том, что в других законах и (или) иных нормативных правовых актах раскрывается содержание именно бланкетных признаков, а не бланкетных норм и не бланкетных диспозиций в целом, а второй - что различные бланкетные признаки в их совокупности определяются в многочисленных законах, относящихся к разным отраслям права, и (или) других нормативных правовых актах.

Небезынтересно, по нашему мнению, высветить и подчеркнуть особенность бланкетных признаков, состоящую в том, что они носят двойственных характер и имеют соответственно двоякое значение, являясь признаками, во-первых, содержащимися - обозначаемыми - в нормах уголовного законодательства и, во-вторых, определяемыми в нормах других отраслей законодательства и иных нормативных правовых актах. Иными словами, эти признаки испытывают воздействие норм не менее двух разных отраслей законодательства и зависят от них.

С учетом отмеченного, на наш взгляд, значимо и актуально для применения уголовно-правовых норм об ответственности за служебные преступления в следственной и судебной практике, разумеется в границах возможного, с одной стороны, выделить и классифицировать бланкетные признаки, содержащиеся в этих нормах, и, с другой - обозначить направления, ориентиры установления - отыскания, выявления - норм других - не уголовного - отраслей законодательства и (или) иных нормативных правовых актов, в которых указанные признаки определяются, причем, образно говоря, пунктиром, стрелками, поскольку вследствие многочисленности и многообразия данных норм и актов они практически не поддаются полному и всеобъемлющему приведению и даже просто перечислению.

Бланкетные признаки, содержащиеся в уголовно-правовых нормах о служебных преступлениях и характеризующие эти преступления в качестве служебных, могут быть выделены и классифицированы по таким основаниям, как: 1) относимость к тому или иному элементу состава преступления, 2) предусмотренность в основном или только квалифицированном или привилегированном составе преступления и 3) наличие в ряде уголовно-правовых норм либо лишь в отдельных из них.

По первому основанию - относимости к тому или иному элементу состава преступления - бланкетные признаки подразделяются на характеризующие: 1) субъект, 2) объективную сторону, 3) предмет преступления и потерпевшего от преступления, которые являются признаками, относящимися к сфере объекта преступления.

Так, все признаки, предусмотренные в уголовно-правовых нормах об ответственности за служебные преступления, характеризующие субъект - должностное лицо, государственный служащий, служащий органа местного самоуправления, лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, и другие, - являются бланкетными. Хотя понятия должностного лица и лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, определяются соответственно в примечаниях 1,2иЗкст. 285и примечании 1 к ст. 201 УК РФ 1996 г., однако они носят бланкетный характер, так как, в частности, организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции определяются не в данном УК, а в различных нормативных правовых актах.

В подавляющем большинстве бланкетными являются признаки, содержащиеся в уголовно-правовых нормах о рассматриваемых преступлениях, характеризующие объективную сторону, а именно деяние и последствие. Эти признаки отличаются многообразием. В числе характеризующих деяние такие бланкетные признаки, как, например, использование служебных полномочий, предусмотренное ст. 285, 201 УК РФ 1996 г., использование служебного положения - ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 160 и рядом других статей, неправомерный отказ в предоставлении гражданину информации - ст. 140, нарушение правил охраны труда - ст. 143 и многие другие признаки, предусмотренные соответствующими статьями данного УК. Содержание использования служебных полномочий, служебного положения раскрывается в нормативных правовых актах, регламентирующих служебные функциональные обязанности субъекта служебного преступления; неправомерного отказа в предоставлении гражданину информации - в Конституции РФ, других законах и (или) иных нормативных правовых актах, с одной стороны, обязывающих должностное лицо предоставить гражданину информацию и, с другой -огранивающих право должностного лица на предоставление информации, оглашение и распространение которой запрещено, в частности, ст. 24, 29, 41, 42 Конституции РФ, ст. 31, 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1, ст. 11, 12, 13, 14, 21 Федерального закона РФ «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ, Федеральном законе РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ; нарушения правил охраны труда - в ст. 37 Конституции РФ, ст. 1, 8, 9, 14, 15, 16, 23, 24 Федерального закона РФ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ, ст. 2, 209, 210, 212, 219, 220, 224, 227, 228, 229 Трудового кодекса РФ, ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ст. 1, 2 Федерального закона РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ и приложении 1 к нему, «Положении о расследовании и учете несчастных случаев на производстве», утвержденном постановлением Правительства РФ от 11 марта 1999 г. № 279, «Положении о федеральной инспекции труда», утвержденном постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 г. № 78, постановлении Правительства РФ «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» от 23 мая 2000 г. № 399, «Правилах установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 г. № 789, «Положении о расследовании и учете профессиональных заболеваний», утвержденном постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. № 967, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ об охране труда; других бланкетных признаков, характеризующих деяние, предусмотренных в уголовно-правовых нормах о служебных преступлениях, - в различных законах и (или) иных нормативных правовых актах.

 К характеризующим последствие относятся бланкетные признаки, обозначаемые в уголовно-правовых нормах об ответственности за такие служебные преступления, как нарушение или существенное нарушение разнообразных конкретизированных или неконкретизированных прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, к примеру, нарушение конкретизированного права гражданина на неприкосновенность жилища, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, предусмотренное ч. 3 ст. 139 УК РФ 1996 г-существенное нарушение неконкретизированных прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства - ст. 285 этого УК. Соответствующие права и интересы определяются и регламентируются не в нормах данного УК, а в Конституции РФ, других законах и (или) иных нормативных правовых актах, в частности, право на неприкосновенность жилища - в ст. 25 Конституции РФ, ст. 11 Закона РФ «О милиции» от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 с последующими изменениями и дополнениями.

Бланкетные признаки, характеризующие предмет преступления или потерпевшего от преступления, содержатся в отдельных уголовно-правовых нормах об ответственности за служебные преступления. Среди характеризующих предмет служебного преступления являются, например, такие признаки, как сведения, составляющие государственную тайну, предусмотренные в ст. 283 УК РФ 1996 г., документы, содержащие государственную тайну, или предметы, сведения о которых составляют государственную тайну, - в ст. 284 этого УК. Названные признаки определяются в Основах законодательства РФ «Об архивном фонде Российской Федерации и архивах» от 7 июля 1993 г. № 5341-1 \ Законе РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. № 5485-1 с последующими изменениями и дополнениями, Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденном Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203, в редакции Указа Президента РФ от 24 января 1998 г. № 61, Перечне должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утвержденном распоряжением Президента РФ от 17 января 2000 г. № 6-рп, с последующими изменениями и дополнениями, Правилах отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности, утвержденных постановление Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. № 870, Положении о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 22 августа 1998 г. № 1003, и других нормативных правовых актах.

Из характеризующих потерпевшего от преступления выделяется, к примеру, такой бланкетный признак, как служебная зависимость потерпевшего (потерпевшей) от виновного, представляющая собой разновидность иной зависимости потерпевшего (потерпевшей) от виновного, предусмотренной ст. 133 УК РФ 1996 г. Содержание этого признака раскрывается на основе законов и (или) других нормативных правовых актов, определяющих статус и функциональные обязанности виновного и потерпевшего (потерпевшей), анализ которых позволяет установить наличие отношений подчиненности между тем и другим (другой).

По второму основанию - предусмотренность в основном или только квалифицированном или привилегированном составе преступления - бланкетные признаки, содержащиеся в уголовно-правовых нормах об ответственности за служебные преступления, дифференцируются на характеризующие, с одной стороны, основной состав преступления и -при их наличии - другие виды данного состава преступления и, с другой - только квалифицированные и (или) особо квалифицированные либо привилегированные виды состава преступления. Так, только квалифицированные и (или) особо квалифицированные виды состава преступления характеризуют бланкетные признаки, предусмотренные п. «в» ч. 2 ст. 127, п. «в» ч. 2 ст. 127, ч. 2 ст. 128, ч. 2 ст. 136, ч. 2 ст. 138, ч. 3 ст. 139, п. «б» ч. 2 ст. 141, ч. 2 ст. 144, п. «г» ч. 3 ст. 146, ч. 2 ст. 150, ч. 2 ст. 151, ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 160, п. «б» ч. 3 ст. 174, п. «б» ч. 3 ст. 174, ч. 3 ст. 175, ч. 2 ст. 178, п. «б» ч. 3 ст. 188, ч. 2 ст. 205ч. 3 ст. 209, ч. 3 ст. 210, п. «в» ч. 2 ст. 215, п. «в» ч. 2 ст. 221, п. «в» ч. 3 ст. 226, п. «б» ч. 3 ст. 228, п. «в» ч. 3 ст. 229, п. «а» ч. 2 ст. 241, ч. 3 ст. 256, ч. 2 ст. 258, п. «в» ч. 2 ст. 260, ч. 2 ст. 272, п. «б» ч. 2 ст. 282, ч. 3 ст. 282, ч. 2 ст. 285, ч. 2 ст. 286, ч. 3 ст. 294, ч. 1 ст. 312 и ч. 2 ст. 359 УК РФ 1996 г., привилегированные - ч. 3 ст. 340, ч. 3 ст. 341 и ч. 3 ст. 342 этого УК, а основные составы и - при их наличии - другие виды данных составов преступлений - всеми иными статьями названного УК о служебных преступлениях, содержащими бланкетные нормы.

По третьему основанию - наличию в ряде уголовно-правовых норм либо лишь в отдельных из них - бланкетные признаки подразделяются на содержащиеся только в отдельных нормах, например, служебная зависимость потерпевшего (потерпевшей) от виновного, являющаяся разновидностью иной такого рода зависимости, указанной в ст. 133 УК РФ 1996 г., и в ряде норм, к примеру, совершение преступления лицом с использованием своего служебного положения, предусмотренный во многих статьях этого УК.

Основные направления, ориентиры установления норм других - не уголовного - отраслей законодательства и (или) иных нормативных правовых актов, в которых определяются бланкетные признаки, содержащиеся в уголовно-правовых нормах об ответственности за служебные преступления, возможно обозначить, базируясь на общих положениях о бланкетных уголовно-правовых нормах об ответственности за любые преступления, разработанных в теоретических трудах по уголовному праву. Суть этих общих положений заключается, в частности, в том, что в ряде бланкетных уголовно-правовых норм сделаны ссылки не на конкретные законы и (или) другие нормативные правовые акты, а на целые правовые институты, например, в нормах, содержащихся в ст. 169 и 170 УК РФ 1996 г., устанавливающих ответственность за такие служебные преступления, как воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности и регистрация незаконных сделок с землей; эти законы и акты нестабильны вследствие внесения в них, порой неоднократно, изменений и дополнений; данные законы и акты расконцентрированы по различным источникам. Очерченные положения возлагают на правоприменителя ряд обязанностей. К основным из них относятся: 1) знание законов и (или) иных нормативных правовых актов, на которые сделаны ссылки в бланкетных диспозициях уголовно-правовых норм, включая совокупность таких законов и актов, составляющих правовой институт, а также изменений и дополнений, внесенных в них, 2) умение отыскать источники, в которых опубликованы как эти законы и акты, так и внесенные в них изменения и дополнения, 3) осуществление анализа данных законов и актов как в отдельности, так и в их совокупности, 4) умение на основе этого анализа вычленить из законов и актов нормы, нарушение которых содержит признаки преступления, 5) определить, является ли нарушение этих норм немалозначительным, общественно опасным, то есть не подпадает ли содеянное под действие ч. 2 ст. 14 УК РФ 1996 г., 6) установление какая именно норма не уголовного закона и (или) другого нормативного правового акта и в какой именно ее редакции, во-первых, действовала во время совершения деяния и, во-вторых, действует в момент производства предварительного расследования или судебного разбирательства, что необходимо для определения при внесении в данную норму изменений и дополнений в сочетании с соответствующей статьей Особенной части УК РФ 1996 г. возможности применения ст. 10 данного УК, содержащей нормы об обратной силе уголовного закона.

Из перечисленных обязанностей изначальной и основополагающей, на наш взгляд, является знание в каких именно законах и (или) других нормативных правовых актах, включая внесенные в них изменения и дополнения, раскрывается содержание бланкетных признаков, предусмотренных в уголовно-правовых нормах об ответственности за служебные преступления. В предыдущем изложении, в основном при определении субъектов служебных преступлений, назывались законы и (или) иные нормативные правовые акты, в которых раскрывается содержание соответствующих признаков. Большинство этих законов относятся к таким отраслям законодательства, как государственное и гражданское, а иных нормативных правовых актов - к определяющим служебные, в частности должностные функциональные обязанности субъектов служебных преступлений. Однако перечисление и тем более приведение всех законов и (или) иных нормативных правовых актов, в которых раскрывается содержание всех без исключения бланкетных признаков, характеризующих составы служебных преступлений, в настоящем, как и в любом другом - одном единственном - исследовании, ни теоретически, ни практически не представляется возможным и является задачей и предметом многих научных трудов, посвященных исследованию отдельных конкретных видов служебных преступлений.

Определение всей совокупности уголовно-правовых норм о служебных преступлениях, места этих норм в системе Особенной части УК РФ 1996 г., их соотношения между собой как общих и специальных, а также направлений установления норм других отраслей законодательства и иных нормативных правовых актов, в которых раскрывается содержание бланкетных признаков, предусмотренных в указанных уголовно-правовых нормах, является одной из важных предпосылок научного анализа составов рассматриваемых преступлений и обоснованного решения вопросов уголовной ответственности за совершение этих преступных деяний.

 

АВТОР: Аснис А.Я.