07.08.2011 11401

Субъективная сторона служебного преступления (статья)

 

Субъективная сторона преступления, в отличие от его объективной стороны, представляющей собой проявление преступления во вне, является внутренней стороной преступления, определяемой как совокупность признаков, характеризующих психическое отношение виновного к содеянному, предусмотренных уголовным законом. В этом определении выражается суть названного элемента состава преступления, - содержание которого раскрывается в уголовно-правовых нормах и в трудах по теории отечественного уголовного права.

На основе анализа и обобщения положений, разработанных наукой отечественного уголовного права, необходимо отметить, что, во-первых, различаются понятия «субъективная сторона преступления», «субъективная сторона конкретного состава преступления» и «общее понятие субъективной стороны состава преступления», во-вторых, определения названных понятий, хотя и не тождественны, но не имеют существенных различий, в-третьих, перечень признаков, присущих рассматриваемому элементу состава преступления в общем понятии субъективной стороны состава преступления стабилен и, в-четвертых, в частности, представляют интерес решения вопросов о месте эмоций в системе признаков в общем понятии субъективной стороны состава преступления и о психическом отношении лица к объективным признакам, не являющимся деянием.

Соотношение понятий «субъективная сторона преступления», «субъективная сторона конкретного состава преступления» и «общее понятие субъективной стороны состава преступления» в основном аналогично соотношению понятий «объективная сторона преступления», «объективная сторона конкретного состава преступления» и «общее понятие объективной стороны состава преступления». Эти понятия, не имея существенных различий, поскольку представляют собой психическое отношение лица к совершаемому им общественно опасному деянию, признанному уголовным законом преступлением, в то же время не являются тождественными, ибо понятие «субъективная сторона преступления» охватывает психическое отношение лица ко всем признакам фактически совершаемого конкретного деяния, имеющим значение как для квалификации преступления, так и для назначения наказания, «субъективная сторона конкретного состава преступления» - психическое отношение лица только к признакам, которые по уголовному закону характеризуют данный состав преступления и имеют значение для квалификации содеянного, а «общее понятие субъективной стороны состава преступления» - все признаки, характеризующие психическое отношение лица к содеянному, которые предусмотрены уголовным законом в качестве признаков субъективной стороны различных конкретных составов преступлений, в их обобщенном виде.

Признаками, присущими рассматриваемому элементу состава преступления в общем понятии субъективной стороны состава преступления, являются вина, мотив и цель. Вина представляет собой обязательный признак субъективной стороны любого состава преступления, а мотив и цель - ее факультативные признаки. На основании ч. 1 ст. 24 УК РФ 1996 г. вина может выражаться в одной из двух форм - умышленной (умысла) и неосторожной (неосторожности), а ст. 27 этого УК - еще и в сочетании этих форм. Каждая из названных форм вины определена в уголовном законе - ст. 25, 26 и 27 УК РФ 1996 г. На основании чч. 1-х ст. 25 и 26 данного УК умышленная и неосторожная формы вины делятся соответственно на два вида: умышленная - на прямой и косвенный умысел, а неосторожная - на легкомыслие и небрежность. Определения прямого и косвенного умысла содержатся соответственно в чч. 2 и 3 ст. 25, а легкомыслия и небрежности - чч. 2 и 3 ст. 26 УК РФ 1996 г. Согласно ст. 27 этого УК «если в результате совершения умышленного преступления причиняются тяжкие последствия, которые по закону влекут более строгое наказание и которые не охватывались умыслом лица, уголовная ответственность за такие последствия наступает только в случае, если лицо предвидело возможность их наступления но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение, или в случае, если лицо не предвидело, но должно было и могло предвидеть возможность наступления этих последствий. В целом такое преступление признается совершенным умышленно». Мотив и цель в уголовном законе не определены. В соответствии с положениями теории отечественного уголовного права «мотив представляет собой побуждение, вызывающее решимость совершить преступление. Цель преступления - это представление о желаемом результате, к достижению которого стремится лицо, совершающее преступление».

Относительно места эмоций в системе признаков в общем понятии субъективной стороны состава преступления в теории отечественного уголовного права высвечиваются две точки зрения. Согласно одной из них эмоции выделяются в качестве самостоятельного признака данного элемента состава преступления, присущего субъективной стороне составов преступлений убийства матерью новорожденного ребенка в психотравмирующей ситуации или в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости (ст. 106 УК РФ 1996 г.), убийства, совершенного в состоянии аффекта, вызванного противоправным или аморальным поведением потерпевшего (ст. 107), и умышленного причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта, вызванного противоправными или аморальными действиями виновного (ст. 113 этого УК). В соответствии с другой точкой зрения эмоции рассматриваются как признак умысла, характеризующий аффектированный умысел. Предпочтительной представляется последняя точка зрения, поскольку эмоции выделяются применительно, во-первых, к составам только умышленных преступлений и, во-вторых, к крайне ограниченному их числу, локализованному лишь составами преступлений, предусмотренными ст. 106, 107 и 113 УК РФ 1996 г.

По вопросу о психическом отношении лица к объективным признакам, не являющимся деянием, высказано аргументируемое и нами разделяемое суждение, согласно которому «психическое отношение к объективным признакам, имеющим место во время совершения деяния (действия или бездействия), должно... всегда выражаться в их сознании, независимо от того, являются они признаками основного состава, обстоятельствами, квалифицирующими или отягчающими ответственность.. Так, при посягательстве на жизнь работника милиции или народного дружинника необходимо сознание виновным, что потерпевший -работник милиции или дружинник; при изнасиловании несовершеннолетней или малолетней - что потерпевшая не достигла соответственно 18- или 14-летнего возраста; при вынесении заведомо неправосудного приговора, решения, определения или постановления - что эти документы неправосудны; при неповиновении, совершенном в военное время или в боевой обстановке, - что эти действия осуществляются в такое время или в такой обстановке; при краже - что похищение производится тайно, и т.д.».

В теории отечественного уголовного права вина, в частности, умысел, включая эмоции, и неосторожность, а также мотив и цель детально определяются и анализируются применительно как к общему понятию субъективной стороны состава преступления, так и к субъективной стороне конкретных составов всех без исключения преступлений с учетом специфики каждого из них. При этом содержание названных признаков субъективной стороны состава преступления раскрывается, порой, неоднозначно и носит дискуссионный характер. Эти положения в целом распространяются на признаки субъективной стороны составов служебных преступлений, за исключением эмоций, не свойственных их данному элементу.

Применительно к УК РСФСР 1960 г. в юридической литературе справедливо отмечалось, что «содержание субъективной стороны составов должностных преступлений определяется особенностями их объективных признаков... субъективная сторона должностного преступления характеризуется определенным психическим отношением должностного лица, во-первых, к совершенному им действию и его характеру и, во-вторых, к последствиям этого действия. Это психическое отношение может быть различным. Вопрос о смешанной вине не ставится лишь при составе тех должностных преступлений, в которых психическое отношение лица характеризуется одинаковыми формами вины (умыслом или неосторожностью) в отношении как действия, так и последствий.

Особенности субъективной стороны должностных преступлений могут быть установлены и детально проанализированы лишь при рассмотрении отдельных видов должностных преступлений.

Мотивом совершения должностных преступлений нередко является корыстная заинтересованность... Должностные преступления могут совершаться и по мотивам иной личной заинтересованности».

При характеристике субъективной стороны преступлений, ответственность за которые установлена ст. 201-204, включенными в главу 23 УК РФ 1996 г., именуемую «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях», правильно констатируется, что она «характеризуется только умышленной формой вины. Обязательным признаком таких преступлений, как злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК), злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202 УК), является специальная цель - извлечение выгод для себя или других лиц либо нанесение вреда другим лицам»; преступлений, предусмотренных ст. 285-293, объединенными в главе 30 этого УК под названием «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления», - что «субъективная сторона преступлений, предусмотренных гл. 30 УК, в абсолютном большинстве характеризуется умышленной формой вины. Умышленно совершаются преступления, предусмотренные ст.285-292 УК, при этом умысел может быть как прямым, так и косвенным. С неосторожной формой вины совершается только халатность (ст. 293 УК).

При злоупотреблении должностными полномочиями и служебном подлоге в качестве обязательного признака субъективной стороны законом предусмотрены «корыстная или иная личная заинтересованность». Несомненно, что корыстные мотив и цель присущи и составу получения взятки. Такое утверждение вытекает из характера и содержания этого преступления, где ярко выражена корыстная направленность получателя взятки. Однако непосредственно в ст. 290 УК об этом не говорится», а преступлений, ответственность за которые предусмотрена ст. 332-352 УК РФ 1996 г., помещенными в главу 33 с наименованием «Преступления против военной службы», - что «с субъективной стороны большинство воинских преступлений совершаются умышленно (дезертирство - ст. 338 УК, умышленное уничтожение или повреждение военного имущества - ст. 346 УК) и др. Некоторые из них совершаются как с прямым, так и с косвенным умыслом, например, умышленное уничтожение или повреждение военного имущества (ст. 346 УК)... во многих случаях вопрос о неосторожной форме вины устанавливается на основе анализа нормы... Умышленно и по неосторожности может быть совершено, например, нарушение уставных правил несения внутренней службы и патрулирования в гарнизоне (ст. 344 УК).

Цель и мотив совершения воинского преступления в ряде статей указываются, а в некоторых - их необходимо выявлять путем анализа нормы...».

Солидаризуясь с цитированными положениями и основываясь на анализе норм о служебных преступлениях, установленных статьями, содержащимися как в главах 23, 30 и 33 УК РФ 1996 г., так и в других главах этого УК, полагаем возможным и обоснованным заключить, что, во-первых, служебные преступления с субъективной стороны могут характеризоваться умышленной и (или) неосторожной формами вины в виде прямого и косвенного умысла и (или) легкомыслия и небрежности, а также мотивом и (или) целью и, во-вторых, установление форм и видов вины, мотивов и целей в конкретных составах служебных преступлений обусловлено описанием в уголовном законе признаков данных составов, относящихся как к субъективной стороне, так и к другим их элементам. Так, только с прямым умыслом могут быть совершены, например, мошенничество, присвоение или растрата, ответственность за которые установлена соответственно ч. 3 ст. 159 и ч. 3 ст. 160 УК РФ 1996 г.; с прямым или косвенным умыслом - злоупотребление полномочиями и злоупотребление должностными полномочиями, предусмотренные соответственно ч. 1 ст. 201, чч. 1 и 2 ст. 285; умышленно или по неосторожности - нарушение уставных правил несения внутренней службы и патрулирования в гарнизоне, наказуемое по ст. 344; только по неосторожности - халатность, караемая по ст. 293; с двумя формами вины - злоупотребление полномочиями и злоупотребление должностными полномочиями, повлекшие тяжкие последствия, ответственность за которые предусмотрена соответственно ч. 2 ст. 201 и ч. 3 ст. 285, когда психическое отношение к названным последствиям выражается в форме неосторожности; с мотивом - злоупотребление должностными полномочиями, предусмотренное ст. 285; с целью - злоупотребление полномочиями и злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами, ответственность за которые установлена соответственно ст. 201 и 202 УК РФ 1996 г.

Таким образом, субъективная сторона конкретных составов служебных преступлений в их совокупности характеризуется всеми признаками, охватываемыми общим понятием субъективной стороны состава преступления, за исключением одного - эмоций, которые не присущи ни одному из рассматриваемых составов преступлений.

Особенностью субъективной стороны всех составов служебных преступлений, выделяющей этот элемент из общего понятия субъективной стороны состава преступления, является осознание субъектом любого служебного преступления, во-первых, наличия у него соответствующего служебного положения и, во-вторых, совершения им деяния с использованием своего служебного положения. При решении вопроса об уголовной ответственности лица за совершение всякого служебного преступления осознание указанных моментов презюмируется, поскольку любое физическое вменяемое лицо, достигшее соответствующего возраста, с которого установлена уголовная ответственность за рассматриваемые преступления, аксиоматично не может не осознавать своего служебного статуса и факта совершения деяния с использованием своего служебного положения.

Признаки, характеризующие субъективную сторону конкретных составов служебных преступлений, определяются на основе и посредством анализа этого элемента применительно к каждому отдельному виду состава преступления.

Точное установление признаков субъективной стороны служебных преступлений является неотъемлемым условием обеспечения законности и обоснованности уголовной ответственности виновных в совершении этих преступных деяний.

В завершение характеристики элементов и признаков в общем понятии состава служебного преступления необходимо оговорить, что, во-первых, такой признак объективной стороны, как использование лицом своего служебного положения присущ всем составам данных преступлений, признаки, характеризующие объект и субъект и являющиеся стержневыми, общими, - соответствующим группам этих преступлений, а признаки субъективной стороны - соответствующим конкретным видам составов служебных преступлений и, во-вторых, юридический анализ основных составов указанных преступлений представляется задачей, не выполнимой в рамках одного исследования, ввиду обилия в УК РФ 1996 г.норм об ответственности за служебные преступления. Кроме того, юридический анализ основных составов служебных преступлений осуществлен и содержание их элементов и признаков с необходимой полнотой раскрыто в теоретических трудах, посвященных данной проблеме, курсах и учебниках по уголовному праву.

 

АВТОР: Аснис А.Я.